Великие четьи минеи митрополит макарий доклад

Обновлено: 15.05.2024

Волоколамские

Греч. оригиналы мн. текстов МЧВ не сохранились, поэтому они наряду с др. рус. четьиминейными собраниями и отдельными помесячными томами, восходящими к тому же первоначальному комплекту, имеют большое значение не только для русской, но и для византийской филологии.

Великие М.-Ч.

(ВМЧ). Создание ВМЧ связано с именем свт. Макария, архиеп.Новгородского и Псковского (1526-1542), митрополита Московского и всея Руси (1546-1563). Минеи свт. Макария - самый грандиозный проект в истории отечественной книжности и наиболее полное собрание четьих текстов, известных на Руси до сер. XVI в. ВМЧ отличаются от Миней т. н. домакарьевской редакции не только полнотой и разнообразием материала, но и существенным увеличением числа статей, посвященных рус. святым.

Всего известно 3 комплекта Макарьевских Миней. Софийский комплект ВМЧ сохранился только в 9 томах (отсутствуют тома за дек., янв. и апр.): сент.- РНБ. Соф. № 1317; окт.- № 1318; нояб.- № 1319; февр.- № 1320; март - ГИМ. Увар. № 201; май - РНБ. Соф. № 1321; июнь - № 1322; июль - № 1323; авг.- РГАДА. Обол. № 161.

Успенский комплект наличествует в полном составе: сент.- ГИМ. Син. № 986; окт.- № 987; нояб.- № 988; дек.- № 989; янв.- № 990, февр.- № 991; март - № 992; апр.- № 993; май - № 994; июнь - № 995; июль - № 996; авг.- № 997.

От Царского комплекта уцелели 10 томов (отсутствуют тома за март и апр.): сент.- № 174; окт.- № 175; нояб.- № 176; дек.- № 177; янв.- № 178; февр.- № 179; май - № 180 и 216; июнь - № 181; июль - № 182; авг.- № 183.

Все 3 комплекта переписаны либо на т. н. Александрийской бумаге, либо на несогнутых листах бумаги обычного формата. Объем нек-рых томов превышает 1700 листов.

Первые статьи за каждый месяц были предварены полихромными заставками, представляющими собой образцы характерного стиля художников, работавших при дворе архиеп. Макария. Подобные заставки были сделаны и для 2 др. комплектов ВМЧ ( Серебрякова Е. И. Орнамент в Великих Минеях Четьих митр. Макария // Abhandlungen zu den grossen Lesemenäem des Metropoliten Makarij. 2006. Bd. 2. S. 381-449).

В научной лит-ре утвердилось мнение о том, что работы над Успенским комплектом были начаты по окончании Софийского комплекта. Однако при работе над Софийским и Успенским комплектами использовался один и тот же тип бумаги, причем на нек-рых ее видах записаны тексты Софийского комплекта на относительно раннем этапе его формирования. Из сравнения состава Софийского и Успенского комплектов, произведенного Кучкиным (по описаниям Абрамовича (Софийская б-ка. 1907. Вып. 2. С. 1-154) и Иосифа (Левицкого), архим. (Оглавление. 1892)), следует, что помимо многочисленных статей, имеющихся в Успенском комплекте и отсутствующих в Софийском, имеются и такие статьи, к-рые есть в Софийском, но не включены в Успенский комплект (Там же. С. 89-94).

Окончательное редактирование обоих комплектов было осуществлено уже в Москве, что подтверждается как особенностями структуры ноябрьских томов, так и 2 записями в Царском комплекте ( Костюхина. 1999. C. 26; Кучкин. 1976. С. 90-94).

Время окончания работы над Царским комплектом можно определить лишь приблизительно. По одной из записей, в к-рой сообщается о переписке Толкового Апостола в Отенском мон-ре, работу вели еще в мае 1554 г. ( Протасьева. Описание. 1970. С. 193).

ВМЧ была источником для последующих минейных агиографических сводов. Высказываемые в лит-ре предположения о том, что ВМЧ использовались при составлении Книги степенной царского родословия, не находят в наст. время достаточно доказательств ( Усачев. 2007).

В кон. XVII в. справщик Евфимий составил роспись Успенского комплекта. В 1847 г. этот текст, далеко не полный (см. Протасьева. Описание. 1970. Ч. 1. С. 72), был издан Ундольским (Оглавление Четьих Миней всероссийского митр. Макария, хранящихся в Моск. Успенском соборе, сост. справщиком мон. Евфимием // ЧОИДР. 1847. Кн. 4. Отд. 4. С. III-VIII, 1-78).


В 1892 г. была издана подготовленная архим. Иосифом (Левицким) полная роспись оглавления Успенского комплекта. Ранее мартовский и апрельский тома были описаны прот. А. В. Горским и К. И. Невоструевым ( Горский А. В., Невоструев К. И. Описание Великих Четьих-Миней Макария, митр. Всероссийского / Предисл. и доп.: Е. В. Барсов // ЧОИДР. 1886. Кн. 1. С. 141-166).

Научное описание сентябрьского, октябрьского, ноябрьского, декабрьского, январского, февральского и майского томов Царского комплекта было подготовлено Горским и Невоструевым и издано в 1884 г. Барсовым (То же // ЧОИДР. 1884. Кн. 1. С. I-XIX, 1-65; 1886. Кн. 1. С. 66-184). Описание обрывается на 26 мая и, по всей видимости, опубликовано не полностью, т. к. Барсов в предисловии сообщал о том, что у него находятся описания Горского и Невоструева для всех томов, кроме июньского, к-рый был им описан самостоятельно (см.: Там же. 1884. Кн. 1. С. XIX).

Некоторые статьи, в особенности русские, выделены для Успенского и Царского томов Т. Н. Протасьевой ( Протасьева Т. Н. Описание. 1970. Ч. 1. № 784-807. С. 170-208; Ч. 2. № 888. C. 42-43). В 1907 г. Д. И. Абрамовичем было опубликовано содержание сентябрьского, октябрьского, ноябрьского, апрельского, майского, июньского и июльского томов Софийского комплекта в составе описания Софийской б-ки ( Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. C. 1-154). В 2006 г. увидело свет подробное описание мартовского тома, сделанное Серебряковой ( Серебрякова Е. И. О составе и кодикологической структуре мартовского тома Софийского комплекта Великих Миней Четьих митр. Макария (ГИМ Ув. 201) // Abhandlungen zu den grossen Lesemenäen des Metropoliten Makarij. 2006. Bd. 2. S. 323-324). Подробное описание августовского тома было выполнено в 2014 г. Л. В. Мошковой (Каталог слав.-рус. рукописных книг XVI в., хранящихся в РГАДА. М., 2014. Вып. 2. С. 146-147).

Предпринимались 2 незавершенные попытки издания ВМЧ, обе - по Успенскому комплекту.

Чудовские Минеи

Милютинские Минеи

Лит.: Иосиф (Левицкий), архим. Оглавление Четиих-Миней свящ. Иоанна Милютина. М., 1867; Красин Д. Четьи Минеи свящ. Иоанна Милютина // Моск. университетские изв. 1870. № 8. С. 762-777; 1871. № 1. С. 1-23; Арсений, иером. Христорождественская церковь в Сергиевом Посаде (Моск. губ.) // ЧОИДР. 1891. Кн. 3. Отд. 4. С. 30-32; Шульгина Э. В. Скорописное письмо XVII в. по Милютинским Минеям-Четьим // Вопросы славяно-рус. палеографии, кодикологии, эпиграфики. М., 1987. С. 10-32; Сиренов А. В. Милютинские минеи и черновик Степенной книги // Вестн. СПбГУ. Сер. 2: История. 2009. Вып. 3. С. 3-8.

Тулуповские Минеи

Великие Минеи-Четьи свт. Макария. Софийский комплект. Минея за сентябрь. Сер. XVI в. (РНБ. Соф. 1317. Л. 9)


Великие Минеи-Четьи свт. Макария. Софийский комплект. Минея за сентябрь. Сер. XVI в. (РНБ. Соф. 1317. Л. 9)

Самое большое отличие корпуса ТМ и от Макарьевских, и от Милютинских Миней в том, что статьи в ТМ приходятся не на каждый день. Существует представление, согласно которому ТМ - это корпус Житий русских святых, однако в Минеи включено большое количество не только Житий мучеников, но и Слов на дни памяти святых.

Открытым остается вопрос об источниках этих дополнений. Исследование ноябрьской Минеи привело В. Н. Алексеева к заключению, что одним из ее источников стал протограф сборника, из которого в московские списки ВМЧ извлекались дополнительные (по отношению к Софийскому) статьи ( Алексеев. 1981. С. 129). Алексеев предположил, что благодаря посредничеству архим. Дионисия иером. Герман мог пользоваться рукописями Патриаршей б-ки. Кроме того, книжнику была доступна б-ка Чудова мон-ря, где в годы работы иером. Германа жили справщики Печатного двора, бывш. троицкие старцы Антоний (Крыло) и Арсений Глухой (Там же. С. 131-132). Следует отметить, что список Жития прп. Кирилла Новоезерского, выполненный Германом, содержит чудо 1627 г., отсутствующее в других списках редакции; в тексте говорится, что эти сведения были доставлены царю и патриарху. Поэтому намеченная Алексеевым связь иером. Германа с Патриаршей б-кой представляется весьма перспективной.

Том на май (РГБ. Троиц. № 676) также имеет большой объем, частично за счет включения Киево-Печерского патерика, помещенного под 3 мая - днем памяти прп. Феодосия Печерского. Внесение памятей киево-печерских святых в печатные святцы произойдет несколько позднее и является характерной чертой издания Месяцеслова 1659 г. ( Карбасова Т. Б. Святцы 1646 г.: Памяти рус. святых // Рус. агиография: Исслед., мат-лы, публикации. СПб., 2011. Т. 2. С. 254). Тома на сент. (РГБ. Троиц. № 665) и окт. (№ 668) были для какой-то цели скопированы и остались в составе троицкой книгохранительницы (№ 664 и 667 соответственно). Записей, указывающих на то, кем и с какой целью была сделана копия, в рукописях нет.

Аверкиевы Минеи

Лит.: Иванова К. Хилендарски чети-минеи на монах Аверкие от XVIII в. // България и Сърбия в контекста на византийската цивилизация: Сб. ст. София, 2005. С. 313-327; Thomson F. J. Abercius, the Principal Scribe of the Hilandsr Menologion, the Largest Extant South Slav Menologion // AnBoll. 2014. Vol. 132. P. 89-143.

Выговские Минеи

Подпись Германа Тулупова в Минее за сентябрь. 1627 г. (РГБ. Ф. 304.1. № 665. Л. 566)

Эти письменные сведения полностью подтверждает кодикологический анализ 6 ранних томов. Лексинские насельницы переписывали Жития в отдельные тетради, поэтому в ВМ большинство произведений начинаются с лицевой стороны листа. Иногда переписчицы сразу соединяли в один блок неск. сочинений, посвященных одному празднику или одному святому или относящихся к 2 соседним дням, и переписывали их друг за другом в одну или неск. тетрадей как единое целое. Так, объединены Слова на Крестовоздвижение, на Сретение Господне, Житие и Похвальное слово прп. Иосифу Волоцкому и др. В тома включались и ранее переписанные набело материалы. Напр., в февральском томе 1713-1715 гг. есть неск. тетрадей, написанных на бумаге более раннего производства, к-рая далее в томе не встречается. Это тетрадь с Житием владимирского кн. св. мч. Георгия (Юрия) Всеволодовича (водяной знак 1-й пол. 1700-х гг.) и блок из 3 тетрадей с Житием и Похвальным словом прп. Димитрию Прилуцкому (2 филиграни 1-й пол. 90-х гг. XVII в.).

Имеется неск. примеров исправлений и добавлений, свидетельствующих о том, что процесс составления свода продолжался и во время переписки материала. Так, в конце июльского тома добавлены статьи за 3, 8 и 12-е числа (дни памяти прп. Никодима Кожеозерского, блж. Прокопия Устюжского и прп. Арсения Новгородского).

Обнаруживаются примеры заключительного этапа работы Прокопьева; его рукой над киноварным заглавием статьи и в колонтитулах бывают вписаны недостающие указания на точный день памяти. Апрельский том сохранил выполненное Прокопьевым первоначальное оглавление рукописи.

Использовав Софийский список ВМЧ как основу, выговские книжники, так же как и сотрудники свт. Макария, расширили первоначальный состав свода. Можно привести много примеров включения в ВМ текстов, к-рые вошли в ВМЧ только на московском этапе работы, однако нет никаких оснований утверждать, что эти тексты взяты именно из Успенского комплекта (хотя он и был выговским старообрядцам знаком), а не из рукописных источников.

Старообрядческие книжники, хотя и опирались на труды своих предшественников, гл. обр. составителей Софийского списка ВМЧ, все же работали самостоятельно и включали различные сочинения в двенадцатитомник в соответствии с собственной программой и возможностями. Вместе с тем выговцы продолжили древнерусские традиции составления М.-Ч.

Впервые в таком количестве в М.-Ч. были включены сказания о Богородичных иконах: Грузинской (Черногорской) (под 2 июня), Воронинской (под 15 июня), Тихвинской (под 26 июня), Казанской (под 8 июля), Колочской (под 9 июля), Смоленской (под 28 июля). Большинство из этих праздников были указаны в Святцах 1646 г.

Даже в тех случаях, когда в предшествующих сводах уже имелось Житие на день памяти подвижника, выговские книжники сочли необходимым представить существующие агиографические памятники более полно. Напр., под 9 сент. в ВМЧ, ЧМ и ТМ помещали Житие прп. Иосифа Волоцкого, написанное Саввой Чёрным (1-я редакция). В ВМ добавлены еще 2 памятника - Надгробное слово Досифея (Топоркова) и Житие, составленное неизвестным (или Львом Филологом). Т. о., в своде представлены все агиографические сочинения о почитаемом старообрядцами святом. В ВМ включили сочинения о соловецких подвижниках (под 27 сент., 17 апр., 30 июля).

Анализ текстов, вошедших в Выговский свод, позволил выявить несколько случаев использования составителями Степенной книги: Житие митр. Фотия (под 2 июня), дополнения к Житию ап. Андрея Первозванного (под 30 нояб.) и к Житию св. кн. Феодора Ярославского и Смоленского в редакции иером. Антония (под 19 сент.).

Особая заслуга выговских книжников состоит в пополнении свода Житиями прославленных до сер. XVII в. рус. святых. Старообрядцы не только не сокращали тексты Житий, но в ряде случаев добавляли и другие, дополнительные тексты, иногда собственного сочинения. В результате был создан самый полный за всю историю Др. Руси свод русских агиографических памятников.

О формировании Великих Миней Четий митрополита Макария

Как известно, макарьевские Минеи сохранились в трех списках. Старший, новгородский, или Софийский, список был положен в 1541 г. Макарием, тогда еще архиепископом Новгорода Великого, в местный кафедральный собор св. Софии. В настоящее время от этого списка сохранилось восемь Миней: на сентябрь, октябрь, ноябрь, февраль, май, июнь, июль и август. Утрачены экземпляры на декабрь, январь, март и апрель месяцы. Минеи на сентябрь, октябрь, ноябрь, февраль, май, июнь и июль Софийского списка теперь хранятся в составе Софийского собрания ГПБ и имеют подробное печатное описание. Минея на август находится в ЦГАДА.

Второй по времени написания список Великих Миней Четий — Успенский. Он назван так потому, что был дан вкладом митрополитом Макарием в 1552 г. в библиотеку московской кремлевской церкви Успения богородицы — кафедрального собора русской митрополии. Сохранились все 12 Миней этого списка. В настоящее время они хранятся в Синодальном собрании ГИМ и имеют постатейное печатное описание.

Самый поздний список Великих Миней Четий — Царский. Он создавался специально для царской библиотеки Ивана Грозного, откуда и его название. Работа над Царским списком шла еще в мае 1554 г. Очевидно, в библиотеку царя Ивана он мог попасть не ранее второй половины этого года. Царский список неполон. Сохранилось только 10 из 12 его экземпляров. Утрачены Минеи на март и апрель. В настоящее время Минеи Царского списка хранятся в том же Синодальном собрании ГИМ, что и Успенский список. Минеи на сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль и май месяцы Царского списка описаны.

Чтобы выяснить все аспекты вопроса, необходимо последовательно сличить тексты Софийского списка Великих Минеи Четий прежде всего с текстами раннего московского списка — Успенского. Такая работа еще не проделана. Но в настоящее время, пользуясь описаниями Софийских и Успенских Великих Миней Четий, можно составить представление о конкретном ходе, целях и задачах последних этапов труда митрополита Макария. Правда, существует подробное описание только семи из восьми Миней Софийского собрания. В результате сопоставления этих Миней с соответствующими Минеями Успенского списка вырисовывается картина, которая хотя и требует некоторых поправок из-за возможных неточностей печатных описаний, тем не менее отображает суть дела. За единичными, крайне редкими исключениями успенские экземпляры Великих Миней полностью повторяют список новгородский, сохраняется даже одинаковый порядок статей. Но здесь не было механического переписывания. В ранние московские экземпляры был внесен целый ряд новых статей.

В сентябрьскую Минею под 7 сентября была внесена русская статья о чуде новгородского архиепископа Иоанна; под 8 сентября — Слово Иоанна Златоуста на рождество богородицы и еще одно анонимное Слово на тот же сюжет, под 9 сентября помещена Похвала Веститора Иоакиму и Анне; под 10 сентября — житие и сочинения Иосифа Волоцкого; под 13 сентября — Повесть об обновлении храма Воскресения Евфимия Тырновского и житие Варипсава; под 16 сентября память великомученицы Севастиании (из стишного пролога); под 17 сентября — память Лукии вдовы и сына ее Гемеана (из стишного пролога); под 19 сентября — житие Феодора, Давыда и Константина Ярославских иеромонаха Антония; под 20 сентября — Похвальное слово Филолога черноризца Михаилу и Федору Черниговским; под 22 сентября — Похвальное слово Фоке Астерия, епископа Амасийского; под 23 сентября — страсть Андрея, Иоанна и Антония (только заголовок, из пролога); под 26 сентября — Слово на праздник Иоанна Богослова Симеона Метафраста и евангелие от Иоанна с толкованиями Феофилакта Болгарского; под 29 сентября — житие Кириака отшельника и под 30 сентября — житие Григория Пельшемского.

В октябрьской Минее под 9 октября и Успенском списке читается память преподобного отца Андроника, которой нет в Софийском экземпляре; под 14 октября — житие Параскевы Евфимия Тырновского и слово Григория Цамблака на перенесение ее мощей в Сербскую землю; под 17 октября — мучение Садофа и других 128; под 18 октября — евангелие от Луки с толкованиями Феофилакта Болгарского и житие Иоанна Рыльского; под 19 октября — мучение Уара и три статьи под 20 октября: Похвальное слово Дмитрию Солунскому Иоанна, архиепископа Солунского, чудо о Пребуде князе и еще одно Похвальное слово Дмитрию Солунскому.

Дополнительные статьи по сравнению с Софийским экземпляром есть и в майской Минее Успенского списка. Под 1 мая помещено житие Марка Фрачского; под 4 мая страсть Дросиды, дочери римского императора Траяна; под 6 мая — две статьи из стишного пролога о Дмитрии и Донате (только заголовки); под 9 мая — второе Похвальное слово на перенесение мощей св. Николая из Мир Ликийских в Бар; под 11 мая — житие Исихия чудотворца, но нет двух статей из стиштого пролога: о Мефодии Моравском и из Патерика о бесах, борющихся с монахами; под 15 мая — житие (написанное в 1547 г.) Евфросина Псковского и его сочинения; под 18 мая — статья из стишного пролога (?) о Малхе мнихе, под 20 мая — сочинение митрополита Феодосия о чуде у гроба митрополита Алексея; под 26 мая — Послание к некоему иноку Василия, епископа Амасийского и под 31 мая — книга Исаака Сирина.

Из приведенного сравнении семи Миней Софийского и Успенского списков видно, что Великие Минеи Четии Успенского списка в основном повторяли состав своих предшественниц — Софийских Миней. По сравнению с последними в успенских экземплярах сделаны весьма немногочисленные изъятия или замены текстов. В то же время Минеи Успенского списка были дополнены самыми разнообразными материалами, начиная с небольших статей из стишного пролога и кончая такими объемистыми сборниками, как, например, Златоструй или Измарагд. Подобные дополнения были не эпизодическими, они делались не от случая к случаю, а систематически. При составлении каждой месячной Миней Успенского списка в нее включались новые тексты, отсутствовавшие в соответствующей Софийской Великой Минее. Следовательно, уже при работе над первым московским списком Макарием были выдвинуты и осуществлены новые цели и задачи.

Когда и где была произведена подобная работа? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться непосредственно к рукописям московских списков Великих Миней Четий на сентябрь, октябрь, ноябрь, февраль, май, июнь, июль месяцы, причем не только к рукописям Успенского списка, но Царского. Объем статьи не позволяет дать весь материал сопоставлений семи пар огромных фолиантов, а потому приходится ограничиваться данными сличения одной пары Великих Миней — именно Минеи на ноябрь Успенского и Царского списков. Минея на ноябрь месяц выбрана потому, что рукопись Царского списка уже анализировалась в научной литературе с филигранографической стороны, и есть прямой смысл сравнить опубликованные результаты этого анализа с данными относительно ее состава.

Рукопись Успенской Великой Миней Четии на ноябрь переплеталась, вероятно, не один раз, поскольку поля листов ее сильно срезаны. Видимо, при последнем переплетении все листы рукописи были пронумерованы. Эта древняя буквенная пагинация хорошо видна на всех листах рукописи. Но кроме этой пагинации на срезанных нижних полях листов кое-где сохранились следы еще более древнего буквенного счета. Так, л. 187 имеет старый буквенный номер 119, л. 1031 - 821, л. 1163 - 925. Разница между л. 187 и 1163 поздней буквенной пагинации ныне составляет 977 листов (л. 410 сосчитан дважды), между тем как ранее эта разница, судя по более древнему счету (лл. 119 и 925 старой пагинации), составляла всего 806 листов. Следовательно, первоначальный сборник имел на 171 лист меньше, чем теперь. 171 лист текста дает в сумме следующие статьи: Похвальное слово апостолу Филиппу (3 листа), Евангелие от Матфея с толкованиями Феофилакта Болгарского (125 листов), Похвала евангелисту Матфею и чудо Ипатия Гангрского о змие (7 листов), житие Никона Радонежского (8 листов), три статьи на введение в церковь богородицы (12 листов), Новость о Михаиле Тверском (5 листов), житие Александра Невского (7 листов) и Повесть о Меркурии Смоленском (4 листа). Все эти статьи в Успенском экземпляре являются дополнительными по сравнению с Софийским. Очевидно, первоначальный сборник, положенный в основу Успенского экземпляра, не содержал этих статей, они были включены позднее. Явно впоследствии были включены в этот экземпляр и три остальные дополнительные по сравнению с Софийской ноябрьской Минеей статьи: Похвальное слово Клименту Римскому (15 листов), Похвальное слово на знамение иконы богородицы в Новгороде Великом (4 листа) и житие Стефана Нового (25 листов). В этом убеждает старый номер л. 1276. Он оканчивается на цифру 4 (первые две цифры срезаны). Разница между листами поздней буквенной пагинации 1276 и 1163, старый номер которого 925, составляет 113. Если из последнего числа вычесть количество листов, на которых написаны перечисленные выше статьи (эти статьи в сумме составляют 44 листа), то получится цифра 69. Такой должна была быть разница между лл. 1276 и 1163 по старой пагинации. Прибавляя 69 к 925, получаем 994. Именно на 4 оканчивался старый номер л. 1276. Следовательно, листы, на которых написаны 3 дополнительные статьи, первоначально в расчет не входили и их в Успенской Минее не было. Правда, имеющаяся древняя полистная нумерация не позволяет проверить, входили или нет в первоначальный сборник лишние против Софийского экземпляра статьи, помещенные в Успенской ноябрьской Минее до л. 187, т.е. статьи под 4, 5 и 8 ноября. Сохранился, однако, еще один старый счет, который дает возможность ответить и на этот вопрос. Составители Успенского экземпляра помечали каждые 2 тетради, т.е. 16 листов, определенным порядковым номером, причем пометы были сделаны не пером, а стилом, и номера тетрадей получились вдавленными.

Водяные знаки трех составных частей Успенского экземпляра различны, они не смешиваются, бумага, следовательно, для каждой части бралась своя. Это указывает по меньшей мере на три этапа работы над рукописью ноябрьской Минеи из Успенского списка. Судя по водяным знакам, первоначальный сборник (отредактированная копия с Софийского экземпляра) был составлен около 1542 г., сборник с Толковым евангелием от Матфея — между 1542 и 1547 гг. Окончательное оформление Успенского списка относится примерно к 1550 г.

Если время составления Успенской Великой Минеи Четии на ноябрь поддается определению, то место формирования этой книги установить не так-то просто. Для этого необходимо обратиться к ноябрьской Минее из Царского списка.

При переплетении ноябрьской Минеи из Царского списка поля листов были срезаны, правда, не столь сильно, как в Успенском экземпляре. Многие пометы на нижних полях Царского экземпляра теперь не читаются. Однако кое-где старые записи и нумерация листов остались. Так, на некоторых листах, на которых написаны перечисленные выше статьи, сохранилась буквенная пагинация: л. 1357-62, л. 1367-63, л. 1381-73, л. 1532-87, л. 1539- 94, л. 1544-99, л. 1550-105, л. 1592-119, л. 1597-124, л. 1604-131. Нетрудно убедиться в том, что это остатки буквенного счета листов отдельного сборника, куда входили все статьи с киноварными заголовками на верхних полях.

На существование двух сборников, объединенных в Царском экземпляре Великих Миней Четий на ноябрь указывает и филигранографические данные. Статьи с киноварными заголовками на верхних полях написаны на бумаге двух сортов: с водяным знаком, приведенным у И. П. Лихачева под № 1666 м, и с водяным знаком, приведенным у Н.П. Лихачева под № 1670.

Из двух сборников, вместе составляющих ноябрьскую Минею Царского списка, в меньшем сборнике оказываются объединенными статьи, дополнительные по сравнению с Софийским экземпляром. Но не все статьи Царского экземпляра, лишние против Софийского, попали в этот сборник. В сборник дополнительных статей не вошли Похвала апостолу Филиппу и Толковое евангелие от Матфея Феофилакта Болгарского. Они написаны на бумаге с водяным знаком сфера, который имеет почти вся бумага рукописи, т.е. относятся к основной части книги. В основную часть Царского экземпляра входят также три проложные статьи на лл. 1041-1042 об. и житие Александра Невского пресвитера Василия (лл. 1389-1396). Все эти тексты впервые были привлечены при составлении Царского списка, причем, как свидетельствуют пометы на лл. 1041 и 1389, их явно вставили в рукопись. Но Похвала апостолу Филиппу и Толковое евангелие от Матфея не обнаруживают следов вставок, они были переписаны одновременно со статьями, повторявшими статьи Софийской Минеи. Отсутствие двух первых статей в Софийском экземпляре и наличие их в Успенском свидетельствуют о ближайшей связи с Успенским экземпляром основной части ноябрьской Минеи из Царского списка. Как было выяснено выше, Успенский экземпляр составлялся в несколько приемов. На втором этапе работы в копию с Софийского экземпляра было вставлено Толковое евангелие от Матфея с толкованиями Феофилакта Болгарского, возможно, что затем была вставлена Похвала апостолу Филиппу. С этого-то сборника и была списана основная часть Царского экземпляра. Эта основная часть Великой Минеи Четии на ноябрь из Царского списка писалась в Новгороде Великом. Следовательно, та часть Успенского экземпляра, которая явилась оригиналом для основной части Царского, также была составлена в Новгороде.

Но окончательное оформление оба экземпляра получили, видимо, в другом месте. На такую мысль наталкивает, с одной стороны, существование особого сборника статей, дополнительных по сравнению с Софийской ноябрьской Минеей, механически включенного в Царский экземпляр, а с другой, наличие в этом экземпляре других дополнительных статей (на этот раз по сравнению не только с Софийским, но и с Успенским экземпляром), которые писались вместе с его основной частью. Если бы вся работа по составлению Царского экземпляра проводилась в Новгороде, тогда непонятно, почему одни дополнительные статьи были написаны одновременно (или почти одновременно) с основными, явно в одном скриптории, а другие — на иной бумаге в виде отдельного самостоятельного сборника. Разные приемы в пополнении ноябрьской Великой Минеи из Царского списка служат признаком того, что эти пополнения делались в разных местах. И Успенский, и Царский списки Великих Миней Четий проделали путь из Новгорода Великого, в котором были написаны их основные части, в Москву, где 12 Успенских Миней были положены Макарием в 1552 г. в Успенский собор и где хранится теперь Царский список. Очевидно, в Москве оба списка и получили окончательное оформление. Произошло это, как можно судить по филигранографическим данным, полученным в результате изучения ноябрьских Миней этих списков, около 1550 г. 2 Судя по водяным знакам, к этому времени относится окончательное оформление Успенского списка. Основная часть Царского списка была написана, согласно водяным знакам, также около 1550 г. Бумага дополнительных статей, собранных в особом сборнике, имеет водяные знаки, относящиеся к 1542-1548 гг. Но написаны эти статьи явно позднее основной части, о чем говорит вставка лл. 640-689 с тем же водяным знаком, что и бумага указанных статей. Последние написаны, вероятно, около того же 1550 г.

К тому времени Макарий уже оставил новгородскую архиепископскую кафедру и стал всероссийским митрополитом. Новое положение Макария как главы русской церкви, несомненно, способствовало росту возможностей его сотрудников по собиранию произведений письменности, бытовавших в древней Руси, созданию условий по написанию новых редакций памятников. Работа над Великими Минеями Четьими превратилась из предприятия местного, новгородского, в предприятие общерусское. Этот новый этап работы ярко проявился при формировании московских списков Великих Миней Четий. Именно в Москве труд митрополита Макария получил законченное выражение, став действительно национальным памятником русской книжности и культуры.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему ВЕЛИКИЕ МИНЕИ ЧЕТЬИ". Презентация на заданную тему содержит 33 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Че́тьи Мине́и Че́тьи Мине́и – сборники, содержащие, в отличие от миней, не богослужебные тексты, а тексты для чтения, также расположенные по месяцам и дням года и предназначавшиеся преимущественно для внебогослужебного употребления.

Четьи-минеи содержат огромный агиографический и церковно-учительный материал, охватывающий значительную часть круга чтения Древней Руси. Четьи-минеи содержат огромный агиографический и церковно-учительный материал, охватывающий значительную часть круга чтения Древней Руси.

Великие Четьи Минеи Макария В середине XVI в. появляются Великие Минеи Четьи митрополита Макария, своего рода свод всей литературы Древней Руси, в котором автор, еще в бытность его архиепископом новгородским, “собрал все книгы русской земли”, почти за каждым житием или сказанием следуют "поучения" или слова, приспособленные к чтению в день памяти того или другого святого, и целые собрания слов св. отцов, а также и сочинения светского характера, например древнерусский перевод Козьмы Индикоплова и др. Эти дополнительные части могут включать целые собрания святоотеческих сочинений, например, на день памяти св. Дионисия Ареопагита (3 октября) приводится весь корпус ареопагитических писаний в переводе сербского инока Исаии.

Наше время Великие Минеи Четьи в наше время известны в четырех списках: а) московского Успенского собора, ныне хранящийся в московской синодальной библиотеке (единственный полный список); б) так называемый "царский" список, писанный для царя Иоанна IV, без марта и апреля. Описание их Горского и Невоструева с дополнениями Е.В. Барсова, в "Чтениях Московского Общества Истории", 1884 г.; в) список Софийской библиотеки и г) список Чудова монастыря — оба неполные. Издание этих М. предпринято Императорской археографической комиссией, но доселе изданы лишь месяцы сентябрь и октябрь (трудами П. И. Савваитова и М. О. Кояловича)

Сильвестр Сильвестр (в иконах Спиридон, ум. ок. 1566) - русский православный священник, политический и литературный деятель XVI века.

Язык памятника – гибкий и настолько яркий, что не всегда возможно передать современным языком многоцветье его образов. Язык памятника – гибкий и настолько яркий, что не всегда возможно передать современным языком многоцветье его образов.

Че́тьи Мине́и (четьи – др. рус.: для чтения, минеи – от греч. μήν: месяц) – сборники, содержащие, в отличие от миней, не богослужебные тексты, а тексты для чтения, также расположенные по месяцам и дням года и предназначавшиеся преимущественно для внебогослужебного употребления.

Четьи-минеи содержат огромный агиографический и церковно-учительный материал, охватывающий значительную часть круга чтения Древней Руси.

Начало формирования четьих миней на Руси относится еще к домонгольскому времени, первые четьи-минеи содержат по преимуществу переводной материал, хотя, видимо, возможно было и включение русских сочинений (в Успенском сборнике, рукописи XII в., которая может рассматриваться как четья минея на май месяц, помещается Сказание о Борисе и Глебе и Житие Феодосия Печерского). Определенная переработка четьих миней была осуществлена в конце XV в. (этот этап пока что недостаточно изучен).

Великие Четьи Минеи

В середине XVI в. появляются Великие Минеи Четьи митрополита Макария, своего рода свод всей литературы Древней Руси, в котором автор, еще в бытность его архиепископом новгородским, “собрал все книгы рускыя земли”, т.е. почти все произведения церковно-повествовательной и духовно-учительной литературы древней Руси; за каждым почти житием или сказанием следуют "поучения" или слова, приспособленные к чтению в день памяти того или другого святого, и целые собрания слов св. отцов, а также и сочинения светского характера, например древнерусский перевод Козьмы Индикоплова и др. Эти дополнительные части могут включать целые собрания святоотеческих сочинений, например, на день памяти св. Дионисия Ареопагита (3 октября) приводится весь корпус ареопагитических писаний в переводе сербского инока Исаии.

Великие Минеи Четьи известны доселе в четырех списках: а) московского Успенского собора, ныне хранящийся в московской синодальной библиотеке (единственный полный список); б) так называемый "царский" список, писанный для царя Иоанна IV, без марта и апреля. Описание их Горского и Невоструева с дополнениями Е.В. Барсова, в "Чтениях Московского Общества Истории", 1884 г.; в) список Софийской библиотеки и г) список Чудова монастыря — оба неполные. Издание этих М. предпринято Императорской археографической комиссией, но доселе изданы лишь месяцы сентябрь и октябрь (трудами П. И. Савваитова и М. О. Кояловича).

Четьи Минеи Германа Тулупова и свящ. Иоанна Милютина

В XVII в. четьи-минеи составлялись Германом Тулуповым (в 1627-1632 гг.) и священником Иоанном Милютиным (в 1646-1654 гг.) - рукописи, первая в библиотеке Сергиевой лавры, вторая в синодальной библиотеке в Москве [1]. Подробное описание М. Милютина в "Чтениях в Обществе Любителей Духовного Просвещения", 1868 г., кн. IV.

Четьи Минеи свт. Димитрия Ростовского

В конце XVII в. составление четьих миней предпринимает св. Димитрий Ростовский. Его четьи-минеи издавались четвертями с 1689 по 1705 г. Они включали только жития святых и были составлены на основе Великих Четий Миней митрополита Макария, Acta Sanctorum, издававшихся болландистами, и ряда других источников. Этому труду присущи начала исторической критики.

Все четьи-минеи XVIII-XIX вв. представляют собой дополненные тем или иным материалом четьи-минеи св. Димитрия. Книга много раз переиздавалась и перерабатывалась, пользуясь громадной популярностью среди православного населения России.

Литература

  • И. А. Шляпкин, "Св. Димитрий Ростовский и его время" (СПб., 1891);
  • Свящ. В. Нечаев, "Св. Димитрий Ростовский" (М., 1849; в этом сочинении, между прочим, — специальный разбор источников, которыми пользовался св. Димитрий);
  • С. Ф. Платонов, "Взгляд св. Димитрия. и проч." ("Библиограф", 1888, № 1).

Использованные материалы

[1] По информации энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона

[2] Александр Державин, прот. Четьи-Минсм свт. Димитрия, митрополита Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник // Богословские труды. М., 1976. Сб. 15. С. 124-130.

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

Читайте также: