Ведение переговоров с преступниками доклад

Обновлено: 08.07.2024

Найди готовую курсовую работу выполненное домашнее задание решённую задачу готовую лабораторную работу написанный реферат подготовленный доклад готовую ВКР готовую диссертацию готовую НИР готовый отчёт по практике готовые ответы полные лекции полные семинары заполненную рабочую тетрадь подготовленную презентацию переведённый текст написанное изложение написанное сочинение готовую статью

Вариант 17 - ДЗ №1 - Задачи 1-2 "Динамика материальной точки" и 2-3 "Динамика вращательного движения"

2. Понятие переговоров с преступниками

Проблема психологического обеспечения деятельности сотрудников ОВД в экстремальных условиях занимает в последнее время все более значительное место среди других задач обеспечения профессиональной деятельности подразделений. Особое место здесь занимают задачи, связанные с ситуациями захвата заложников, похищение людей, взрывов, активного противодействия преступников принимаемым мерам по их задержанию.

Переговоры с преступниками. Непривычное сочетание слов. Возможен ли диалог и достижение каких-либо соглашений с лицами, подлежащими уголовному преследованию, юридическому и нравственному осуждению? Обратимся к примерам, взятым из прессы.

Двадцать заключенных следственного изолятора № 5 в Иркутской области захватили, при их выходе из бани, в качестве заложников двух инспекторов и контролера. С помощью отобранных у инспекторов ключей они открыли 22 камеры изолятора и выпустили около 300 заключенных. Забаррикадировавшись на втором этаже, зачинщики потребовали вызвать руководство изолятора для объяснений о нарушении сроков рассмотрения дел судами. В результате состоявших переговоров заложники освобождены, а арестованные разошлись по камерам.

Ситуации, когда необходимо вести переговоры с лицами, нарушающими закон, в последнее время стали особенно частыми. Кроме захвата заложников участились случаи похищения людей (особенно детей), произведений культуры и искусства для получения выкупа, угроз осуществления вооруженного нападения, убийства, взрывы, поджоги, массовые отравления, чтобы добиться выдвинутых условий. Правоохранительные органы вынуждены вести переговоры при массовых беспорядках. По своей инициативе нам зачастую приходиться прибегать к переговорам с отдельными преступниками и преступными сообществами в целях предупреждения, раскрытия и расследования преступлений.

Переговоры - это взаимное общение с целью достижения совместного решения. Это торг. Это компромисс.

У процесса переговоров с преступниками, как и у каждой истории, есть начало. Несмотря на то, что переговоры с преступниками велись испокон веков, западные исследователи определили им современную точку отсчета с Олимпийских игр 1972 года в Мюнхене. Там 5 сентября, нарушив заповедь мира в дни игр, боевики - террористы захватили в олимпийской деревне 9 заложников, требуя вылета в одну из стран Ближнего Востока. Полиция приняла условия террористов, но в аэропорту их ждали снайперы. Итог - гибель всех заложников, убито 5 преступников, пилот вертолета и трое полицейских ранены, один убит. Пресса назвала этот случай "Мюнхенской мясорубкой". Научная проработка показала, что пресечение преступных действий силой должно применяться в крайних случаях с особой осторожностью. Переговоры с преступниками - названы альтернативой силовым акциям.

В нашей стране, воспитанное десятилетиями стремление побыстрее ликвидировать конфликт силой, в том числе силой оружия, отодвигал переговоры на задний план, отводя им роль обманщика, а порой и провокатора.

Захват заложников осуществляется преступниками, как правило, с целью получения какой-либо выгоды, преимуществ, с целью обеспечения выполнения требований, намерений и т. д. Преступник идет на переговоры, т. к. понимает, что выполнение его требований зависит от противоположной стороны. Правоохранительные органы идут на переговоры исходя из того, что человеческая жизнь имеет непреходящую ценность, а сами переговоры - это, по сути, единственная, хоть какая-то гарантия жизни заложников.

Переговоры - диалоговое общение с преступниками и их представителями с целью защиты прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, достижения приемлемых соглашений, направленных на снижение общественной опасности и взаимного вреда, получение необходимой оперативной и криминалистически значимой информации.

Рекомендуемые материалы

Начиная с середины 80-х годов, участились случаи захвата транспортных средств из террористических, корыстных и других намерений, похищение людей с целью выкупа, массовых беспорядков и других опасных противоправных акций. Практически во всех подобных ситуациях правоохранительным органам и ведомствам приходится вступать в переговоры для предупреждения преступлений ради сохранения жизни и здоровья людей, материальных и других ценностей, решать задачи предупреждения преступлений.

Многое зависит от начала диалога. Стороны приходят к переговорам с заранее заготовленными доводами и контрдоводами на возможные возражения.

Одной из актуальных проблем является изучение психологических факторов, затрудняющих и способствующих успешному ведению переговоров с преступниками. В ходе переговоров обычно приходится преодолевать психологический барьер - заранее выработанную негативную оценку доводов и действий другой стороны, отчетливо проявленное нежелание рассмотреть высказываемые соображения, касающиеся существа возникшего конфликта и путей его разумного разрешения.

Подобная позиция негативной психологической установки требует, единственно, больших усилий по ее преодолению от тех, кто ведет переговоры со стороны правоохранительных органов. Психологические барьеры в сознании и чувствах особенно проявляются в начальной стадии переговоров, когда установочное поведение еще не подверглось психолого-педагогическому воздействию, когда с особой силой проявляются элементы недоверия и отчуждения.

Практика представляет собой оптимальное соотношение двух компонентов психологического воздействия на преступников в ходе ведения с ними переговоров: около одной трети - обращение к сознанию, мышлению, интеллекту преступников, к их способности нормального отражения объективной реальности, возникшей ситуации, логической интерпретации доводов и соображений, разъяснений, умению делать из них рациональные выводы. Две трети - прямое воздействие на эмоции, чувственную окраску всех психических актов, переживание человеком своего отношения к происходящему, и, тесно связанную с эмоциями волю, - возможность целенаправленной деятельности в заданных условиях.

Рациональный метод воздействия, направленный на восприятие его логическим мышлением преступника, вступившего в переговоры, содержит в себе доводы, относящиеся к возможности использования им поощрительных норм уголовного права с тем, чтобы либо избежать ответственности, либо снизить меру наказания и других репрессивных последствий совершения преступления, о которых ранее говорилось более подробно. Переговорщики в реальных условиях чаще всего используют эти доводы. Реже используется другой прием - логическое рассмотрение тех требований, которые выдвигают преступники.

Второй психологический метод - обращение к сфере эмоций в переговорах с преступниками. Стрессовая ситуация затрудняет нередко значительную часть словесно-логического мышления, контроль конкретных психических функций, обнажая мир чувств. Аргументация в этом случае заменяется элементами психологического воздействия (путем внушения), которое может охватить не только того, с кем проводятся переговоры, но и путем психической индукции на других членов группы.

Мировой практике известны два полярных подхода к разрешению чрезвычайных ситуаций, связанных с захватом заложников. Это либо полный отказ от каких-либо уступок преступникам, либо готовность идти на разумный компромисс[1]. Выбор средств зависит от конкретной ситуации, выдвигаемых требований и истинных намерений преступников. Однако ни одно демократическое государство никогда не откажется от ведения переговоров, когда речь идет о безопасности его граждан. Следует полагать, что обе стороны отчетливо осознают: полный отказ от участия в переговорах невозможен, и не дадут результата никакие переговоры, основанные на чрезмерных требованиях любого из участников.

У каждого подхода есть свои сторонники и аргументы.

· Предпочитающие позицию отказа от переговоров исходят, например, из того, что все преступники, захватывающие заложников, однотипно реагируют на противопоставляемую им твердость и отказ идти на уступки. Они мало ценят как жизнь заложников, так и свою собственную, и им не следует доверять ни при какой сделке. В любом случае жизнь заложников постоянно находятся в опасности не зависимо от встречных шагов, то есть нет никакой гарантии добровольной сдачи правонарушителей и освобождения ими заложников, тем более что события эти скоротечны, ситуация бывает неопределенной, а истинные намерения преступников, как говорят, покрыты мраком. Но главное, что вступление в переговоры с преступниками при повсеместной эскалации данного вида преступлений, тем более удовлетворение их требований как бы поощряет других лиц, неустойчивых или прямо ориентированных на совершение таких криминальных деяний.

Во-вторых, у преступников нет единых взглядов относительно ценности человеческой жизни. Некоторых не волнует и собственная, поэтому они безразличны в выборе жертв. Другие готовы поступиться всеми своими принципами и требованиями ради своей безопасности и сохранения жизни, особенно, если возникают существенные и непредвиденные ими препятствия и развитие ситуации идет вне задуманного плана.

При проведении переговоров с преступниками необходимо учитывать многие факторы. К примеру, к какой субкультурной касте, этнической или клановой группе принадлежат преступники и заложники. Или каков тип взаимоотношений преступников с заложниками, склонны ли преступники идти на постепенное освобождение заложников.

Обязательно нужно принимать во внимание, проявлял ли кто-либо из преступников реальное стремление убивать при обнаружении преступного замысла, допускал ли издевательства над жертвами, какие тактические приемы, аргументы в переговорах, технические средства и вооружение используют преступники, были ли с их стороны требования, заявления либо угрозы, предварявшие противоправные действия. С помощью каких аргументов и как они их отстаивают, и наконец, какие требования преступники выдвигают.

Мировой опыт свидетельствует о том, что тех, кто вступает с ними в переговоры, преступники редко обманывают – неожиданно, например, увеличивая свои требования, убивая заложников, тем более после частичного хотя бы удовлетворения их требований. Видимо, преступники отчетливо осознают, что подобные их действия могут вызвать ответную реакцию властей и правоохранительных органов.

Главное – до начала или в ходе переговоров выяснить, чего добиваются преступники. Практика показывает, что из числа преступлений, пресеченных силовыми способами, далеко не все требования носили противоправный характер и поэтому вполне могли бы быть удовлетворены.

К таким условиям, прежде всего, относятся: требования о встрече с представителями местной администрации, руководящими работниками УИС, МВД, прокуратуры, передаче своих заявлений и жалоб в средства массовой информации, конкретным должностным лицам. И даже если придерживаться принципа отказа, от каких либо уступок по отношению требований преступников, вести переговоры с ними все же придется.

Преступление может быть совершено с целью запугать окружающих, заставив, таким образом, в большей степени считаться с собой. В таком случае отказ от ведения переговоров может только привести к новым жертвам. Ценность для преступников может представлять сам заложник, его социальное и финансовое положение, профессиональные знания и навыки. Тем опаснее оставлять его длительное время в руках преступников и в состоянии неопределенности. Захват заложников может быть проявлением солидарности с той или иной группой людей, которая в случае отказа от переговоров может поддержать преступников.

Таким образом, с большой степенью достоверности можно предположить, что если политика отказа от переговоров дает результаты, то, скорее всего это, повлечет переход к еще более опасным для общества преступлениям, особенно со стороны групп и отдельных граждан, солидарных с преступниками.

· данные преступления – крайне резко обостряет обстановку в стране,

· под угрозой оказывается жизнь многих людей, в том числе детей,

· неумелые действия правоохранительных органов могут явиться детонатором социального взрыва.

[1] Коллектив авторов. Психологическое обеспечение специальных операций органов внутренних дел по освобождению заложников. Методические рекомендации. – М.: МЦ ГУК МВД РФ, 1995. – С.19.

1.4. Психологические основы ведения переговоров с преступниками

В современных условиях сотрудникам правоохранительных органов нередко приходится вести переговоры с преступниками. Их цель — правомерное психологическое воздействие. Переговоры с преступниками и их психологическое обеспечение основываются на ряде нормативно-правовых источников, как на уровне федеральных законов, так и подзаконных актов.

Переговоры — ненасильственный способ борьбы с преступностью, основанный на законе, нравственности, психологии и представляющий собой диалог с преступниками (преступными организациями, обществами, группами) в целях склонения их к отказу от дальнейшей преступной деятельности, а также активного содействия раскрытию и расследованию преступлений, розыску и задержанию совершивших их лиц, устранению причиненного вреда, получения оперативной и криминалистически значимой информации

Стратегия и тактика переговоров строятся путем достижения соглашений, компромиссов, ведущих к цели без потерь в людях. Линия переговоров со стороны сил правопорядка ориентируется на установление психологического контакта, достижение конструктивных взаимоотношений, оказания психологического влияния с целью изменения поведения преступников. Арсенал психологических методов и приемов включает убеждение, внушение (вербальное и невербальное), стимулирование, психологическое давление, логическую аргументацию, обращение к эмоционально-волевой сфере.

Есть два характерных периода ведения переговоров: 1) первоначальный и 2) последующий. Наиболее сложен с психологической точки зрения первоначальный период переговоров. Наиболее правильной тактической линией в нем является демонстрирование психологической устойчивости, снятие эмоционального напряжения, затягивание переговоров с тем, чтобы выиграть время для выяснении и изучения личности и группы преступников, всестороннего уточнения всех обстоятельств криминальной ситуации, наращивания, развертывания и подготовки сил. Главное — не растеряться, не становиться на путь панических обещаний, успокоить сторону, выдвигающую незаконные требования, ввести разговор в русло длительного обсуждения. Психологическое обеспечение этого периода переговоров с преступниками предполагает использование технологий установления психологического контакта с лицами, совершающими преступление, составление их психологического портрета, разработка на этой основе сценария дальнейших действий.

Психология ведения переговоров с преступниками ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Содержание

  • 1. Психологические приемы воздействия во время переговоров с преступниками
  • 2. Переговорный процесс как элемент теории дипломатии. Подготовка и ведение переговоров в условиях личного контакта с преступником
  • 3. Подготовка и ведение переговоров с террористами с использованием технических средств связи
  • 4. Переговоры с преступниками голосом при отсутствии визуального контакта
  • Заключение
  • Список использованной литературы

В большинстве случаев подобные обстоятельства захвата заложников характерны для мест лишения свободы, учреждений, предназначенных для временного задержания граждан, или для ситуаций межличностных конфликтов в быту. Из это-го можно сделать следующий вывод: тип преступников, встречающихся в подобных случаях, имеет одну общую психологическую особенность, выражающуюся в том, что эти люди в большей или меньшей степени оказались лишенными внимания и положительного отношения к себе со стороны окружающих.

В этой связи психологические приемы, используемые при ведении переговоров и основывающиеся на сочувствии и сопереживании, приобретают наиболее важное значение. К таким приемам относятся следующие:

Высокий уровень теплоты с вашей стороны в ответ на то, что говорит и делает преступник, который может проявляться различными путями, например, голосовыми оттенками слов и предложений, активной демонстрацией вашей заинтересованности и попыток понять преступника, озабоченностью достижения взаимоприемлемого решения и верой в существование этого решения и т. п.

Высокая степень проникновения (чувствования) в ответ на то, что говорит и делает преступник, т. е. показать ему, что вы способны понять его чувства и мысли, что вы можете поставить на какое-то время себя на его место и увидеть мир так, как видит его он. Это достигается, например, демонстрацией согласия с ним, отражением его чувств, использованием речи, понятной преступнику, помощью ему осмысливать свои чувства и действия, осознавать свои мысли.

Самораскрытие (откровенная информация о себе). В свободной беседе обсуждаются собственные чувства, интересы, предпочтения и даже аспекты своей профессиональной и личной жизни. Кроме того, нельзя забывать, что самораскрытие оказывается полезным и как информационная тактика, т. е. откровенный разговор переговорщика часто вызывает откровения преступника.

Необходимо помнить и о другой не менее важной психологической черте таких преступников, заключающейся в том, что обычный стиль их общения — это демонстрация своей силы, причем как физической, так и психологической.

· недооценивать преступника, даже если он выглядит беспомощным как ребенок в своей неспособности контролировать гнев, упрямство и желания, нельзя морализировать, критиковать, читать нотации, т. к. если он почувствует, что вы и в самом деле не принимаете его всерьез, то вероятность его неуправляемого, буйного поведения может многократно возрасти.

Еще одной особенностью преступников подобного рода является то, что в связи с условиями, предшествующими захвату заложников, они, как правило, менее всего обеспечены необходимым, на их взгляд, инструментарием для успешного достижения своих замыслов. Это приводит к тому, что типичными их требованиями являются оружие, транспорт и, особенно когда ситуация затягивается, а преступники психологически к этому не были готовы, — наркотики, спиртное. Однако переговорщикам и здесь нужно придерживаться определенных правил, а именно:

· не предлагать обмен сотрудников правоохранительныхорганов и администрации госструктур на заложника;

· исключить передачу преступнику наркотиков или оружия;

· не вести переговоры, находясь на слишком близком расстоянии от преступника (угроза стать самому заложником);

· не поручать переговоры постороннему лицу;

· контролировать ситуацию, эмоциональный фон переговоров; стараться не допускать их развития в нежелательном для правоохранительных органов направлении;

· на этапе переговоров избегать демонстрации силы.

— преступник чувствует озабоченность быть публично побитым или униженным и может ответить неожиданным взрывом неуправляемого поведения. Задача переговорщика — попытаться убедить преступника в том, что возможно представление ситуации, таким образом, будто он был арестован намного превосходящими огневыми илами, а не взят спокойно и тихо (т. е. силой, а не сам);

— у преступника обострено чувство заброшенности, несправедливого отношения и недостатка внимания к нему и его проблемам со стороны родственников, госструктур, коммерческих организаций и т. п. В подобной ситуации организация прессы, телевидения, встреч с родственниками и переговоров с ними под контролем общественности (роль объективного и беспристрастного судьи) вполне может нейтрализовать ситуацию.

Поэтому использование психологических приемов воздействия на преступника должно основываться на знании экспертом-переговорщиком их сути. В каждом отдельном случае надо действовать по обстоятельствам, нельзя следовать каким бы то ни было правилам догматически.

Заключение

· Ведомственные нормативные документы: совместный Приказ МБ РФ и МВД РФ за № 0228/086 от 15.XII.92 г., утвердивший Инструкцию о координации и взаимодействии федеральных органов безопасности и внутренних дел при проведении операции по освобождению заложников, в которой говорится об организации группы ведения переговоров, о целях и задачах ее членов, о месте группы в работе оперативногоштаба; Приказ МВД Российской Федерации за № 20 от12.

01.96г., определяющий, при каких экстремальных ситуациях создаются и работают группы переговорщиков.

Среди различных способов организации переговоров с преступником выделяют следующие:

· Переговоры с использованием технических средств связи.

· Переговоры голосом при отсутствии визуального контакта.

Обобщенная стратегия действий в переговорах с преступником (ами) такова:

1. Если возможен визуальный контакт, то обязательны респектабельность и представительность во внешности;

2. Голос переговорщика должен быть уверенным и спокойным;

3. В начале диалога необходимо представиться и презентовать свои полномочия, спросить, как обращаться к преступнику;

4. Четко оговорить условия ведения (существования) самого процесса переговоров (основное условие — жизнь и здоровье заложников) и периодически напоминать об этом;

6. Основной способ ведения переговоров с преступником — торг;

8. Выход из каждого диалога должен сопровождаться повторением достигнутых договоренностей и обговором условий следующего сеанса связи;

9. Снижение эмоциональной возбужденности преступника достигается спокойной и уверенной манерой общения переговорщика со стороны правоохранительных органов, началом выполнения (пусть даже самых незначительных) требований, умением переговорщика создать видимость положительной для преступника динамики происходящих событий.

10. Параллельно должны вестись сбор информации и составление психологического портрета преступника или группы преступников.

Критерии успешности проводимых переговоров. Переговоры оцениваются положительно, если:

· категоричность и резкость выдвигаемых требований снижается;

· количество угроз, агрессивных действий, например, по отношению к заложникам, переговорщикам и т. п. уменьшается;

· продолжительность контактов, диалога увеличивается, а в разговорах со стороны преступников появляются личные темы;

· с момента начала ведения переговоров не происходит насилия или убийства заложников, переговорщиков, сотрудников правоохранительных органов, случайных граждан;

· преступники отказываются от реализации своих замыслов. Указанные критерии применимы как в совокупности так и по отдельности.

1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. — М.: Маркетинг, 2001. — 39 с.

2. Российская Федерация. УК (1996). Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (УК РФ) (с изменениями и дополнениями).

04.1991 № 1026−1 (в редакции от 27 июля 2006 г.).

4. Андреев Н. В. Тренинги оп переговорной деятельности. — М., 1996.

5. Буданов А. В. Практические рекомендации по ведению переговоров с преступниками в ситуации захвата заложников. Учебно-методические материалы для слушателей. — М., 1995 ["https://referat.bookap.info", 24].

6. Васильев В. Л. Юридическая психология. — М., 1991.

7. Илларионов В. П. Заложники и переговорщики // Советская милиция. — 1991. — № 9.

8. Кречмер Э. Строение тела и характер: Пер. с нем. — М., 1930.

9. Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А. М. Столяренко . — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

10. Психология и педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Учеб. пособие в 2 частях / Под ред. Ю. В. Наумкина . — М., 1995.

11. Психологическое обеспечение ведения переговоров с преступниками при захвате заложников. Методические рекомендации. Управление внутренних дел Ивановской области. — Иваново, 2006.

12. Романов В. В. Юридическая психология. — М., 2002.

13. Сердюк С. Ф. , Дровникова И. Г. , Дудкина Е. И. Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД: Курс лекций. — Воронеж. 1998.

14. Якушин Н. М. , Артюх А. Г. Организация и тактика ведения переговоров при освобождении заложников. — М., 1993.

Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. — М.: Маркетинг, 2001. — 39 с.

Буданов А. В. Практические рекомендации по ведению переговоров с преступниками в ситуации захвата заложников. Учебно-методические материалы для слушателей. — М., 1995.

Сердюк С.Ф., Дровникова И. Г. , Дудкина Е. И. Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД: Курс лекций. — Воронеж. 1998.

Сердюк С.Ф., Дровникова И. Г. , Дудкина Е. И. Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД: Курс лекций. — Воронеж. 1998.

Андреев Н. В. Тренинги оп переговорной деятельности. — М., 1996.

. Буданов А. В. Практические рекомендации по ведению переговоров с преступниками в ситуации захвата заложников. Учебно-методические материалы для слушателей. — М., 1995.

Психология и педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Учеб. пособие в 2 частях / Под ред. Ю. В. Наумкина . — М., 1995.

Психология и педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Учеб. пособие в 2 частях / Под ред. Ю. В. Наумкина . — М., 1995.

Психология и педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Учеб. пособие в 2 частях / Под ред. Ю. В. Наумкина . — М., 1995.

Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А. М. Столяренко . — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

Буданов А. В. Практические рекомендации по ведению переговоров с преступниками в ситуации захвата заложников. Учебно-методические материалы для слушателей. — М., 1995.

Илларионов В. П. Заложники и переговорщики // Советская милиция. — 1991. — № 9.

Психологическое обеспечение ведения переговоров с преступниками при захвате заложников. Методические рекомендации. Управление внутренних дел Ивановской области. — Иваново, 2006.

Якушин Н.М., Артюх А. Г. Организация и тактика ведения переговоров при освобождении заложников. — М., 1993.

Психологическое обеспечение ведения переговоров с преступниками при захвате заложников. Методические рекомендации. Управление внутренних дел Ивановской области. — Иваново, 2006.

Ссылка для цитирования

Переговорная деятельность является составной частью специальных оперативно-тактических операций состоит и из информационно-аналитического и коммуникативно-прогностичнеского компонентов. Переговоры с преступниками содержат: специфическую криминальную ситуацию, требующую ведения переговоров и достижения целей; диалог сторон – субъектов переговоров; остро негативные взаимоотношения субъектов переговоров; решение задач предупреждения, раскрытия и расследования преступлений; при успешных переговорах – выполнение обязательств, взятых на себя сторонами [1, с.18]. Переговорная деятельность сотрудников ОВД – управляемая система, включающая в себя процесс переговоров, управление данным процессом под воздействием внешних условий, факторов и субъектный состав, характеризующейся психологическими свойстввами и состояниями. Соответственно, кризис переговорной деятельности – это состояние разбалансированности управляемой системы переговоров, при которой нарушается взаимодействие субъектов и возникает непримиримое противоречие, срыв согласования и несовместимые с другой стороной цели и интересы участников, аффективные проявления противодействия, отдаление достижения цели, возможная потеря достигнутого положительного результата. Накопление противоречий – одна из составляющих кризиса переговоров, формирующая трудности в общении, испытываемые субъектами переговоров, приводящие к нарушению взаимодействия, невозможности продолжать взаимодействие, т. е. к рассогласованию переговорной деятельности.

Переговорная ситуация становится кризисной, когда возникает совокупность кризисогенных факторов. Кризисогенные факторы, вызывающие нарушения динамики процесса переговорной деятельности, могут иметь экзогенную либо эндогенную доминанту.

Кризисные ситуации переговорной деятельности отличаются динамикой, требующей мобилизации познавательных способностей, эмоциональной устойчивости и характеризуются существенно меняющимися условиями, при которых может возникнуть опасность невыполнения задачи. Кризисные ситуации характеризуются утратой возможности управления ими и включают в себя: фактор неожиданности, динамику развития, неопределенность развития кризиса, неопределенность в выборе решения возникающих проблем, в реализации принятых решений.

В ходе исследования было изучено 1705 ситуаций, которые и составили банк кризисных ситуаций. Основной упор в изучении переговоров в кризисных ситуациях был сделан на анализе психологической составляющей ситуации, связанной с особенностями взаимодействия субъектов. В бланк анализа включены вопросы, позволяющие получить информацию о перцептивных, коммуникативных, ценностно-мотивационных, поведенческих и эмоционально-волевых процессах взаимодействия субъектов переговорного процесса.

Ретроспективный анализ трудной кризисной ситуации производил только сам основной участник переговоров, что позволяло зафиксировать субъективное видение им психологических составляющих ситуации, мотивы вхождения в ситуацию и поведения в ней, переживания и иные реакции, различные аспекты восприятия оппонента и представление о самом себе в условиях ситуации, выбираемые способы воздействия на оппонента и личную оценку их результативности, а также оценку эффективности применяемых стратегий и тактик.

В ходе анализа было выделено 6 видов переговоров, среди которых:

· переговоры с террористами, захватившими заложников по корыстным мотивам с целью выкупа или иных выгод (5%). В данной ситуации к ведению переговоров привлекались специалисты центров по противодействию экстремизму, центров специального назначения, родственники, представители местной администрации;

· переговоры с преступниками, захватившими заложников, застигнутыми на месте преступления, а также с преступниками, застигнутыми на месте преступления без захвата заложников (42%). В качестве переговорщиков выступали: сотрудники органов внутренних дел, а также представители местной администрации;

· переговоры с преступниками, действующими по психологическим мотивам: самоубийцами, психически больными, в алкогольном и наркотическом опьянении (30%). Переговоры вели: сотрудники органов внутренних дел, психологи органов внутренних дел, сотрудники ОМОН, сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних, психиатры;

переговоры с религиозными фанатиками, действующими в соответствии со своими религиозными убеждениями (6%). Переговоры вели: сотрудники центров по противодействию экстремизму, центров специального назначения, родственники, представители местной администрации, священнослужители;

переговоры с политическими и иными субкультурно-радикальными экстремистами (2%). Переговоры вели: сотрудники центров по противодействию экстремизму, центров специального назначения, родственники, представители местной администрации, священнослужители;

переговоры с толпой с целью предотвращения возникновения массовых беспорядков (15%). Переговоры вели: сотрудники органов внутренних дел, психологи органов внутренних дел, сотрудники ОМОН, а также представители местной администрации.

Изложенное показывает, что в нашем банке кризисных ситуаций содержится значительно большее количество переговоров с преступниками, которые захватили заложников и при этом были застигнуты на месте преступления.

По мнению экспертов и респондентов, такие переговоры являются не только наиболее распространенными, но и достаточно сложными и требующими применения различных стратегий. Нами были выделены основные формы переговоров (рис. 1), а также их зависимость от степени трудности ведения переговоров. Как можно видеть из приведенной на рис.1 гистограммы, наибольшую сложность вызывают переговоры через посредника, затем следуют переговоры по телефону и через преграду.


Рис. 1. Основные формы ведения переговоров


Рис. 2. Трудности в переговорах с преступником

На рис. 2 видно, что среди наиболее часто встречаемых трудностей в порядке ранговой значимости оказались: угрозы, чрезмерные требования и эскалация требований, наличие заложников, физическое насилие над ними.

При возникновении трудностей в процессе переговоров можно говорить о том, что есть риск кризиса.

Так, еще до наступления кризиса по всем пяти компонентам – в ценностно-мотивационном, перцептивном, коммуникативном, поведенческом и эмоционально-волевом – можно говорить о возникших трудностях, повлекших за собой рассогласование взаимодействия субъектов переговоров.

Таким образом, трудности, возникающие при ведении переговоров, в том числе заметно увеличивающиеся количественно, могут создавать предкризисную зону в динамике управляемой системы переговорной деятельности.

Кризисные состояния в переговорных системах по своей природе различны, поэтому единых характеристик для предкризисной и кризисной зоны выявить невозможно, ввиду индивидуальности каждого переговорного процесса, однако количеством трудностей можно пользоваться как неким индикатором риска возникновения преодоления кризиса. На основе анализа эмпирических данных была разработана аналитическая карта переговоров, при заполнении которой можно проводить системный анализ возникающей переговорной ситуации с учетом допустимого нивелирования какого-либо из факторов, тем самым возможно предупредить либо отсрочить наступление кризиса переговоров.

Благодаря обобщению информационной базы по конкретной ситуации, возможен эффективный выбор стратегии и тактики ведения переговоров, с использованием структурно-функциональной модели преодоления кризиса переговоров. Кроме того, с учетом сочетания системных, ситуационных и субъективных факторов, способствующих возникновению кризиса переговоров, анализируя карту, можно прогнозировать наступление кризиса. Значит, при учете допустимого нивелирования какого-либо фактора можно будет предупредить либо отсрочить наступление кризиса переговоров.

Следовательно, кризис возникает в ситуации при наличии совокупности кризисогенных факторов. Они могут быть преимущественно как эндогенными (обусловленными характеристиками субъектов переговоров), так и экзогенными (обусловленными внешними факторами). Наличие обеих групп факторов оказывает влияние на эмоциональное состояние субъектов, что затрудняет возможность разрешения противоречий за счет искажения на перцептивном уровне, а также возникновения коммуникативных барьеров и рассогласования целей. Уровень контроля над своим внутренним состоянием определяет степень разрешения противоречий: изменение эмоционального состояния отражает степень преодоления кризисной ситуации.

Рассматривая проблемы в организации процесса переговорной деятельности, респонденты поставили на первое место проблему возникновения взаимодействия между переговорщиками и преступниками – 40% и на второе место – проблему подготовки переговорщиков – 38%. В группе экспертов – соответственно 32 и 25%. При этом организационные, процедурные, правовые проблемы значительно менее значимы, с точки зрения как респондентов, так и экспертов. Выделялась также проблема взаимодействия между лицами, осуществляющими переговорный процесс.

Рассматривая условия, оказывающие влияние на переход переговоров в состояние кризиса, как эксперты, так и респонденты выделили (в порядке ранговой значимости) дефицит времени, неопределенность, неполную информацию, стресс, давление руководства, личную ответственность, вмешательство СМИ и общественный резонанс. Наибольшие значения – у неполноты информации и личной ответственности переговорщика как условий, влияющих на переход переговоров в состояние кризиса. При этом незначимым оказалось количество преступников [2, с. 159].

Рассматривая компоненты, которые оказывают влияние на переход переговоров в состояние кризиса, мы выявили: ценностно-мотивационный (потребности, мотивы, цели); коммуникативный (вербальное, невербальное общение); перцептивный (особенности восприятия других субъектов переговоров); эмоционально-волевой (чувства и эмоции); поведенческий (тактики и стратегии переговоров) компоненты.

Каждая ситуация переговоров с преступником имеет свои индивидуальные особенности, в том числе психологические. Типизация преступников имеет важное методическое значение для переговорного процесса, ибо позволяет моделировать ответную реакцию на усилия правоохранительных органов по урегулированию конфликта, формированию комплекса аргументов, действий, стиль, которые позволили бы снизить уровень агрессивности преступного поведения и расширить возможности освобождения заложников [3, с. 408].

Приемлемость условий, выдвигаемых преступниками, можно разделить на три группы: а) непротивоправные (приемлемые): обращения с жалобами, протестами, требованиями, в том числе придачи огласки в средствах массовой информации, расследования фактов; б) противоправные (приемлемые): требования выезда в другую страну, выкупа, предоставления транспортных средств; в) противоправные (неприемлемые): предоставление оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, бактериологических, радиоактивных и других подобных веществ; освобождение преступников вне правовых процедур (амнистии, помилования); увеличение числа жертв преступлений.

Имплицитная дифференциация со стороны переговорщиков-сотрудников ОВД лиц, совершающих преступные деяния – строится по различным основаниям. В сложных ситуациях переговоров важно учитывать такие фактора, как тип личности преступника и особенности ситуации, связанные с фактом совершения преступления. Учет психологических особенностей преступника позволяет переговорщику определить эффективную стратегию ведения переговоров и осуществить профилактику возможных кризисов [4, с. 98].

Следовательно, для выбора оптимальной стратегии поведения при ведении переговоров переговорщику необходимо оценить реальность угрозы с учетом отмеченных особенностей личности преступника.

Актуальность данного вывода подтверждает то, что процесс преодоления кризиса в переговорах, по мнению респондентов, должен идти с учетом психологических особенностей преступника и ситуации, что позволит определить эффективную стратегию ведения переговоров и недопустить возможные кризисы. Выбор оптимальной переговорной стратегии осуществляется с учетом совокупности кризисогенных факторов, ситуационных переменных и характеристик субъектов переговоров.

Вахнина В.В. К проблеме преодоления кризисов переговорной деятельности в практике ОВД // Психология и право. 2012. № 1. С.18–21.

Вахнина В.В. Особенности кризисных ситуаций в переговорной деятельности сотрудников полиции // Социально-экономические и психологические проблемы управления: материалы 1(4) международной научно-практической конференции. М.: МГППУ, 2013. С. 407–412.

Вахнина В.В. Изучение переговорной деятельности в зарубежных исследованиях // Психология и право. 2016. Т. 6. № 2. С. 120–127.

Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика : учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 607 с.

Читайте также: