Ваш доклад я полностью прослушал

Обновлено: 17.05.2024

Эта статья открывает серию статей — если окажется, что Хабраколлеги сочтут ее интересной, ибо первое правило публичных выступлений гласит: рассказывай людям о том, что им интересно!

Если вы раньше не выступали на публике или боитесь это делать — вам под кат. Если вы считаете себя опытным докладчиком, для вас будет вторая статья серии.

Историческая справка: на Хабре по этой теме уже было небольшое обсуждение год назад.


Самая маленькая группа людей, перед которыми мне приходилось выступать — три человека (переговоры один на один не считаю), самая большая — человек 800 в зале конференции Sun Tech Days в Хайдерабаде, в Индии.

Этот текст — не свод обязательных правил, это изложение моего личного опыта. То, что сработало у меня, может сработать и у вас, то, что не сработало — тоже может. Я не даю универсальных советов, я расскажу, как я сам делаю так, чтобы аудитории было интересно.

Я выступал в основном перед сисадминами, разработчиками, техническими специалистами и студентами технических вузов, а также на научных конференциях. Стало быть, для похожих ситуаций мой опыт применим. Если вы едете с докладом на конференцию юристов или продавцов косметики — применяйте мои советы с осторожностью.

Подготовка

Второе правило: знай интересы своих слушателей до того, как готовить доклад.

Доклад должен быть хорошо подготовлен. Идеально, если вы рассказываете людям о том, что хорошо знаете. А если вы вчера купили текст дипломной работы, а завтра вам ее надо доложить перед залом злых преподов? А надо ехать к клиенту рассказывать, как использовать админку нового сайта, а вы эту CMS видите второй раз в жизни?

Единственный выход, если тему в целом вы знаете слабо — изучить интересы слушателей и рассказывать о том, что им в этой теме важнее. Например, если вы боитесь рассказывать о новой версии Solaris, потому что не знаете, что в ней есть нового, а выступать надо перед сисадминами, можно сосредоточиться на том, что важно именно им — например, на средствах администрирования, или том, куда в новой версии перенесены настройки, по сравнению со старой версией.

Третье правило: готовь хорошие слайды

Делать доклад со слайдами необязательно, однако большинство слушателей сейчас ждут, что докладчик будет стоять рядом с проектором, и можно будет смотреть не только на его выскоий лоб и хороший костюм, но и на иллюстрации к докладу. Для слушателей докладчицы в мини-юбке слайды играют еще и отвлекающую роль: нечего все время защиты диплома пялиться на чужие коленки.

  • на слайдах — то, что помогает людям понять суть дела. Доклад — не комикс, иметь по слайду на каждую фразу — это перебор
  • слайды хорошо читаются с любого ряда в зале. Шрифт меньше 30-го мало кто увидит
  • стандартный слайд — это 5-7 строк текста, не более. Лучше — пять: заголовок, мысль и три подмысли
  • на каждом слайде желателен хорошо видимый графический элемент: схема, фотография, рисунок. Слайд с текстом без графики выглядит как подсказка докладчику.

Исключение — слайды с кодом на конференциях разработчиков: иногда код просто необходимо показать, и в коде надо цветом выделить главное. Однако код все равно должен читаться издалека: удаляйте любой код, не имеющий прямого отношения к делу, и пишите оставшийся 30-м кеглем.

Время доклада

Обычно докладчик не волен выбирать, как долго ему говорить. Защита диплома — 15-20 минут, диссертация — 20-30, а самый удобный формат на конференциях — 20 минут. Хороший докладчик всегда укладывается в отведенное время: этим он покажет, что уважает и организаторов, и слушателей, и других докладчиков.

Для ориентировки: один полный лист А4, напечатанный 12-м кеглем — примерно 5-7 минут доклада (если вы говорите без пауз). Один слайд — не меньше минуты (если у вас есть слайд, который вы показываете пять секунд, уберите его, все равно его никто целиком не изучит).

Репетиция доклада

Проверка оборудования перед докладом

На любой приличной конференции докладчиков просят заранее (в день доклада или даже в предыдущий день) проверить, что их флэшка, ноутбук и прочее нужное им оборудование совместимо с тем оборудованием, которое предоставляют организаторы конференции. В случае защиты диплома это будет банальной проверкой того, что кафедральный проектор нормально подключается к вашему ноутбуку и показывает картинку в том разрешении, которое вам нужно.

Обязательно проверьте, что все программы, которые вы будете использовать во время доклада (xterm, exceed, Adobe Reader, OpenOffice Impress и т.п.) показывают то, что вам надо, в нужном разрешении и без сдвигов на экране. Даже опытные докладчики попадают впросак, когда самая интересная часть окна оказывается за пределами экрана.

Убедитесь, что компьютер, на котором вы собираетесь показывать слайды, читает то, на чем они у вас записаны.

Эти правила кажутся очевидными, но десятки людей (и я сам) регулярно чувствовали себя неудобно перед слушателями из-за таких мелочей.

Начало доклада

Четвертое правило: вовлекай слушателей в общение.

Что делать, если интересы людей в зале неизвестны? Первое: постарайтесь выяснить, кто должен прийти, у тех, кто организует ваше выступление или конференцию в целом. Второе: в начале доклада спросите пришедших, что им интересно.

Спрашивать присутствующих на защите диплома, что им интересно из вашей работы — нагловато. Там принято рассказывать то, что посоветовал руководитель. Однако на встрече коллег или перед клиентами это вполне естественно: например, на курсах по UNIX, которые я веду с 1993 года, перед началом курса я всегда спрашиваю каждого слушателя, что лично он (или она, что — увы — бывает реже) ожидает от курса, и как собирается применять полученные знания.

Что бы ни ответили слушатели, незачем менять курс или доклад кардинально, но учесть интересы и рассказать об одной теме больше, чем о другой, если этого просят — хороший тон. Это — необязательно, и делать так надо, только если вы знаете об обсуждаемой теме заведомо больше, чем собираетесь рассказать. В противном случае — держитесь выбранной линии в докладе и избегайте незапланированных отступлений.

В крайнем случае, возьмите у слушателя e-mail и пообещайте ответить, как только узнаете ответ на вопрос. Знать все докладчик не обязан, а проявить доброжелательность и желание помочь — полезно.

Поза докладчика

  • стойте в открытой позе, избегайте скрещивания рук на груди, животе и гениталиях;
  • непринужденно перемещайтесь по тому пространству, которое вам выделено перед слушателями (сцена, часть зала); избегайте неподвижности;
  • глядите в зал, лучше всего — выберите в зале симпатичного вам человека и смотрите на него, так, как будто вы рассказываете ваш доклад ему лично; лучше выбрать нескольких таких человек, и периодически переводить взгляд с одного на другого; избегайте постоянного взгляда вбок, в пол, в потолок. Задумались, посмотрели в окно или в сторону? Это нормально, но контакт с залом глазами терять незачем: возвращайте взгляд в зал;
  • никогда, вы слышите — ни-ког-да — не читайте слайды. Я сам иногда совершал эту ошибку, ибо если слайды сделаны хорошо, всегда есть искушение подглядеть, что говорить дальше. Слайд — не суфлер, это иллюстрация к тому, что вы рассказываете. Читать слайды — моветон. Старайтесь рассказывать доклад по памяти. Вы же не будете рассказывать подруге о дружеской попойке, подглядывая в блокнот? Вот и доклад должен литься из вас сам, без запинок и подглядываний. Поверьте: докладчик, читающий слайды, из зала выглядит жалко и вызывает в лучшем случае сочувствие, а в худшем — отвращение;
  • жестикулируйте — в России умеренную жестикуляцию зал одобрит. Я, разумеется, имею в виду приличные жесты. Впрочем, если желаете рискнуть стать героем youtube на час, можете на многолюдной конференции показать что-нибудь неприличное. Скандал запомнят многие, ваше имя — без гарантии. Многие помнят, как звали телеведущую, случайно поднявшую средний палец при произнесении фамилии президента США? Нет, а факт запомнился.

Собственно доклад

Пятое правило: говори коротко, приводи конкретные примеры из жизни

В докладе должно быть место для легкой импровизации или шутки. Если вы знаете, что за аудитория будет вас слушать — постарайтесь заготовить близкие им примеры. Например, выступая перед работниками офиса продаж стройматериалов, можно смело шутить на тему вчерашнего похмелья. Для священнослужителей и студенток филфака, наверное, подойдут другие шутки.

Эмоциональность — это не истерика, эмоции должны быть приправой к содержанию доклада. Определенно, в докладе должно быть что-то, что вам нравится: рассказывать о предмете, который вам противен, надо только тем, у кого вы хотите вызвать неприязнь к предмету (или к вам, если вы ненавидите котиков, младенцев, юных девушек или что-нибудь еще всеми любимое).

Вопросы в ходе доклада

Седьмое правило: докладчик — хозяин своего времени

Чтобы не выйти за пределы регламента, обязательно попросите кого-нибудь из организаторов следить за временем и подать вам сигнал за десять и за пять минут до конца. На многих конференциях для этой цели перед докладчиком спиной к залу ставят таймер, который показывает, сколько осталось времени до конца доклада. На худой конец сойдет смартфон или часы, положенные перед собой, но так, чтобы их было заметно оттуда, где вы прохаживаетесь во время доклада.

Можно и проще: если иногда вы смотрите на часы, чтобы проверить, не заговорились ли, никто не обидится, хотя могут подумать, что вы опаздываете на поезд.

Хороший тон — оставить в конце доклада минут пять для вопросов; если вы рассказывали что-то интересное аудитории, и дело происходит не в Китае, вам обязательно зададут вопросы. В Китае и некоторых других странах Азии публично задавать вопросы не принято, и вы можете сообщить залу, что после доклада вы будете пить чай в кафе за углом, и если кто-то хочет уточнить что-нибудь, вы будете рады это сделать за чашкой чая.

Главное — во всем соблюдать меру. Если вы вышли в испачканном костюме и пришлось отряхиваться на сцене, не надо весь доклад нервно снимать пылинки с пиджака; если посадили пятно на галстук перед выступлением и его некогда оттирать — ведите себя так, как будто пятна нет. Иронизировать над собой весь доклад по этому поводу категорически незачем — в конце концов, если доклад интересный, все смотрят вам в рот или в глаза, а не на галстук.

Завершение доклада

Хороший тон — привести на предпоследнем слайде источники вашего вдохновения (список литературы) и/или те книги и сайты, которые вы советуете слушателям почитать, а на последнем — способ связаться с вами (вдруг кому-то через год понадобится уточнить, как называлась та книга, которую вы вскользь упомянули на третьем с конца слайде). Оставлять свой мобильный телефон не надо — достаточно e-mail.

Важная деталь

Доклад нельзя читать по бумажке. Если вы хотите произвести впечатление энергичного и успешного докладчика — читайте доклад по памяти. Заглянуть в шпаргалку два-три раза за полчаса — не грех, читать весь доклад по бумажке — беда! Шпаргалка должна выглядеть достойно (пачка из двух листов А4 в руке, я считаю, выглядит нейтрально, а зажатый в кулачок обрывок бумажки — подозрительно).

А теперь, терпеливый читатель, ты можешь проголосовать за статью — и тем самым намекнуть автору, надо ли ему готовить следующие статьи — про то, как выкручиваться из сложных ситуаций во время докладов, про то, как делать слайды, и про то, как правильно составлять резюме и cover letter, если хочется работать в западной компании.

UPD: спасибо golodnyj за замечание по размеру шрифта на слайдах: корректный минимальный размер, который нормально виден в зале — не 14, как я вначале написал, а 30. В моих презентациях бывало до 24, но в таких случаях я сам себя не любил за это. Лучше придерживаться 30-го кегля.

Лексические ошибки ⇐ Высшее образование

В этом разделе студенты могут поместить небольшое задание по русскому языку или литературе, вызвавшее трудности. Коллективный разум форума попробует вам помочь, но ничего не обещает и не гарантирует.

Перепишите предложения, выделяя лексические ошибки и указывая тип каждой. Напишите свой вариант исправления.

Мы купили зеркало с полочкой для ванны.


Мой вариант : Мы купили зеркало для ванны с полочкой .

Подскажите какой это тип лексической ошибки.

У вас получилось, что ванна - с полочкой.

Мы купили для ванной зеркало с полочкой.

Тогда как правильно и какой тип лексической ошибки.

Это не лексическая, а синтаксическая ошибка в конструкции предложения.
Суть ошибки - обстоятельство присоединили к дополнению и нарушили смысл.

Ванная - это комната, в которой находится ванна. Зеркало предназначено, очевидно, для комнаты, а не для сосуда, в который наливают воду
Стало быть, Мы купили зеркало с полочкой для ванной. Тип ошибки - неразграничение паронимов.

vadim_i_z: Ванная - это комната, в которой находится ванна. Зеркало предназначено, очевидно, для комнаты, а не для сосуда, в который наливают воду Стало быть, Мы купили зеркало с полочкой для ванной. Тип ошибки - неразграничение паронимов.

Я думаю ваш ответ верный,и как я не заметила что ванна а не ванной. ))Спасибо Вам.
А сочинения любите писать.

Nesteaplay, три вопросительных знака навязчиво свидетельствуют читателю о Вашем либо удивлении, либо возмущении, либо о другом сильном чувстве как реакции на какое-то пристрастие или качество.
Для простого вопроса-запроса необходим и достаточен лишь один вопросительный символ.

где тут лексическая ошибка?Вроде можно употребить и два и двое!Может быть в слове прослушали,но что тогда вместо него употребить?

Два студента прослушали лекцию по математическому анализу
и вот еще Незнакомец вышел из дома и оглянулся вокруг

Два студента прослушали курс лекций по математическому анализу.
Незнакомец вышел из дома и огляделся вокруг.

А душа, уж это точно, ежели обожжена:
справедливей, милосерднее и праведней она.
(Булат Шалвович Окуджава)

Два студента прослушали лекцию по математическому анализу

Преподаватель подчеркнул слово прослушали ,что-то в нем не так!А что?

А душа, уж это точно, ежели обожжена:
справедливей, милосерднее и праведней она.
(Булат Шалвович Окуджава)

Возможно, преподавателю больше по душе глагол выслушивать в сочетании с лекцией. А прослушать можно песню, речь, доклад (в его понимании).

H_N: Возможно, преподавателю больше по душе глагол выслушивать в сочетании с лекцией. А прослушать можно песню, речь, доклад (в его понимании).

Он знал это заранее. Все знали. Запад знал. Все готовились. Именно об этом и нагнеталась истерия о войне в западных СМИ. Именно под это событие росло, как ком, противостояние на границе с обеих сторон, а коллективный Запад буквально под завязку загрузил Украину летальным оружием. Именно под это событие были заготовлены санкции.
Жириновский уже год назад всё сказал, и многие его тогда не поняли. Но уже был - где, когда и даже во сколько! Дата была выбрана нумерологическая, красивая, симметричная.



И оно "сбылось" - 22 февраля ровно в 4 утра по местному времени российские танки пересекли границу!

22 число. Тут и отсылка к началу Великой Отечественной, и к годовщине победы Майдана, и год Тигра, и соответствующая астрология на небе, и подарок к 23 февраля. Всё просчитали, ко всему готовились, всё выверяли. Именно под этот шаг Россия заранее начала раздавать паспорта всем желающим в ЛНР и ДНР. Именно поэтому за последние недели на Украине с визитами перебывали крупнокалиберные игроки. Тщательно оговаривались все варианты исхода событий, план А, план Б, план Ц. Именно об этом Путин вёл изнурительные переговоры, и лично и по телефону, с лидерами стран.
Эпохальное событие ни для кого не стало неожиданностью, кроме нас с вами.
Вот только теперь все пазлы сошлись.
Вот оно, это "вторжение". Вот она, обещанная "война". Только и всего.
Почему в кавычках? Потому что на деле мало что изменилось. Россия ведь как бы и была там? Об этом же бесконечно, бесконечно, бесконечно твердили в украинских СМИ? Ведь уже вовсю воевали с Россией. Только теперь стало в открытую. Единственная разница, что "ихтамнет" стало "мыздесьесть", и всё. Ничего не изменилось, даже минские соглашения остаются в силе. Небензя продолжает говорить в ООН об их соблюдении.

С точки зрения международного права это вопиющее нарушение. Вторгнуться в границы чужого государства?!
Но кто соблюдает эти законы? Кто оглядывался на международный закон, когда США и их шакалы бомбили Белград, крошили Югославию на куски? Где был этот закон, когда полетели бомбить Ирак, Ливию, Сирию, воевали в Афганистане и затем десятилетиями охраняли там маковые поля? Кто ещё верит в законы? Их соблюдение вменяется только слабым. На деле - цинизм и грубая сила, диктат сильных.
Мир изменился. Америка остабла своими протестами БЛМ. Запад - игрой в пандемию. В Канаде полыхнуло. Идёт невидимая война с человечеством. Шкала естественной убыли полетела вверх практически везде. Внимание отвлечено. Россия тем временем приумножила вооружение, в том числе уникальное, создала, так сказать, материальный аргумент. И вот сделала этот шаг.

То что обо всём договорились, не означает, что все ноты в геополитической партитуре прописаны. Есть элемент непредсказуемости. Все напряглись. Большая война может быть, а может и не быть. Возможно дело ограничится санкциями и мелкими перестрелками. Возможно будет запущен процесс домино, когда свои бывшие куски начнут отщипывать Польша, Венгрия, Румыния . Висит в воздухе вопрос с Харьковам, Одессой, с восстановлением границ отколовшихся регионов в своих полных границах.

Великобритания, которая как бы за всем стоит, отреагировала на удивление спокойно. Может только пока? Признанию Россией отколовшихся территорий, то есть, как бы нападению Путина, внимание уделяется через запятую. В основном говорят об отмене ковид-ограничений, о болезни Королевы, о введении платного тестировании на Ковид . Санкции конечно введут, но на полную мощь только в случае "настоящего" нападения России на "материковую" Украину.
То есть, пока сошло с рук??

Чисто личное:
Мне интересно, а уцелела ли связка моих писем, которые я писала одному мальчику из Донецка много лет назад, и которые он бережно хранил долгие годы? Архив был на даче. А дача - в районе аэропорта. А там после 14 года - лунный пейзаж, и доехать, по его выражению, можно только на танке. Лежат там мои письма, или сгорели под бомбами и снарядами? Теперь узнаю.

В заключение очень неожиданный и полезный ролик от Пламена Паскова, который, признаться, удивил. Могое объясняет в геополитике сегодняшнего дня.

Речевые ошибки: виды, причины, примеры

Речь мыслится нами как абстрактная категория, недоступная для непосредственного восприятия. А между тем это – важнейший показатель культуры человека, его интеллекта и мышления, способ познания сложных связей природы, вещей, общества и передачи этой информации путём коммуникации.

Что такое ошибки в языке? Зачем говорить грамотно?


Сто лет назад человек считался грамотным, если он умел писать и читать на родном языке. Сейчас грамотным называют того, кто не только читает и говорит, но и пишет в соответствии с правилами языка, которые нам дают филологи и система образования. В устаревшем смысле мы все грамотные. Но далеко не все из нас всегда правильно ставят знаки препинания или пишут трудные слова.

Виды речевых ошибок

Сначала разберёмся с тем, что такое речевые ошибки. Речевые ошибки – это любые случаи отклонения от действующих языковых норм. Без их знания человек может нормально жить, работать и настраивать коммуникацию с другими. Но вот эффективность совершаемых действий в определённых случаях может страдать. В связи с этим возникает риск быть недопонятым или понятым превратно. А в ситуациях, когда от этого зависит наш личный успех, подобное недопустимо.

Автором приведённой ниже классификации речевых ошибок является доктор филологических наук Ю. В. Фоменко. Его деление, по нашему мнению, наиболее простое, лишённое академической вычурности и, как следствие, понятное даже тем, кто не имеет специального образования.

Виды речевых ошибок:

типы ошибок

Примеры и причины возникновения речевых ошибок

Произносительные ошибки

Произносительные или орфоэпические ошибки возникают в результате нарушения правил орфоэпии. Другими словами, причина кроется в неправильном произношении звуков, звукосочетаний, отдельных грамматических конструкций и заимствованных слов. К ним также относятся акцентологические ошибки – нарушение норм ударения. Примеры:

Лексические ошибки

Лексические ошибки – нарушение правил лексики, прежде всего – употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования. Они бывают нескольких видов.

Употребление слова в несвойственном ему значении. Это самая распространённая лексическая речевая ошибка. В рамках этого типа выделяют три подтипа:

Словосочинительство. Примеры ошибок: грузинец, героичество, подпольцы, мотовщик.

Фразеологические ошибки

Фразеологические ошибки возникают, когда искажается форма фразеологизмов или они употребляются в несвойственном им значении. Ю. В. Фоменко выделяет 7 разновидностей:

Морфологические ошибки

Синтаксические ошибки

Синтаксические ошибки связаны с нарушением правил синтаксиса – конструирования предложений, правил сочетания слов. Их разновидностей очень много, поэтому приведём лишь некоторые примеры.

Орфографические ошибки

Пунктуационные ошибки

Пунктуационные ошибки – неправильное употребление знаков препинания при письме.

Стилистические ошибки

Этой теме мы посвятили отдельный материал.

Пути исправления и предупреждения речевых ошибок

Как предупредить речевые ошибки? Работа над своей речью должна включать:

  1. Чтение художественной литературы.
  2. Посещение театров, музеев, выставок.
  3. Общение с образованными людьми.
  4. Постоянная работа над совершенствованием культуры речи.

Источники

  • Беззубов А. Н. Введение в литературное редактирование. – Санкт-Петербург, 1997.
  • Савко И. Э. Основные речевые и грамматические ошибки
  • Фоменко Ю. В. Типы речевых ошибок. – Новосибирск: НГПУ, 1994.
  • Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982.

Отзывы и комментарии

А теперь вы можете потренироваться и найти речевые ошибки в данной статье или поделиться другими известными вам примерами. Кроме того, обратите внимание на наш курс по развитию грамотности.

Читайте также: