Вальчевская с в гендерное противостояние независимость или привязанность доклад

Обновлено: 19.05.2024

Цель курсовой работы: изучить особенности проявления и выявить гендерные различия в способности к сопереживанию у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: способность к сопереживанию.
Предмет исследования: гендерные отличия способности к сопереживанию у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: в способности к сопереживанию у детей дошкольного возраста имеются значительные гендерные отличия (девочки более эмпатичны, чем мальчики).

Содержание

1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
СПОСОБНОСТИ К СОПЕРЕЖИВАНИЮ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 5
1.1. Проблема эмпатии в психологии. 5
1.2. Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте. 7
1.3. Гендерные исследования эмпатийных способностей. 15

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В ПРОЯВЛЕНИИ
СПОСОБНОСТИ К СОПЕРЕЖИВАНИЮ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 21
2.1. Ход эксперимента. 21
2.2. Описание используемых методик. 21
2.3. Анализ и описание полученных результатов. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 27

Вложенные файлы: 1 файл

ПРОБЛЕМА ГЕНДЕРНОГО СОПЕРЕЖИВАНИЯ.doc

Итак, из таблицы 1 видно, что дети по-разному вели себя в условиях эксперимента. Так, если у Марины О. мы констатировали всего два случая проявления эмпатии, то у Кати Л. и Насти Ф. таких проявлений – по 10. У мальчиков та же картина: от 3 (у Максима Х.) до 9 (у Саши С.) проявлений.

Однако, суммируя данные проявления эмпатии отдельно у мальчиков и девочек, мы не зафиксировали особых гендерных отличий в реакции детей на ту или иную ситуацию, предложенную им в ходе эксперимента. И мальчики, и девочки примерно одинаковое количество раз проявили эмпатийные способности.

Мы заметили, что на основе сопереживания и сочувствия возникает импульс к содействию другому, который побуждает ребенка к конкретным поступкам.

Таким образом, мы приходим к выводу о незначительности гендерных различий в способности к сопереживанию у детей дошкольного возраста.

В первой главе курсовой работы подчеркивалось, что гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качество личности она проявляется в проявлении доброжелательности и дружелюбия; в готовности прийти на помощь к другому человеку, внимательности к нему; в рефлексии – умении понять другого человека, поставить себя на его место; в эмпатической способности – к сочувствию и сопереживанию; в толерантности – терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению.

По мере проявления ребенком своей индивидуальности и осознания себя развивается способность к сопереживанию, вчувствованию в предмет (живой, неживой), явление, т.е. эмпатии. Формирование у детей эмпатийных способностей – умения выражать свои чувства, желания, мнения так, чтобы они были понятны другим, и принимать иную точку зрения, умения достойно выйти из конфликтной ситуации и т.п. – основа гуманного отношения к окружающим людям. Без этих способностей невозможны совместная деятельность и сложные формы общения детей.

Наличие существенных психологических различий между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызывает сомнений. Говоря о различиях между мужчинами и женщинами, мы часто считаем, что женщины лучше выражают эмоции и более восприимчивы к чувствам окружающих (эмпатичны), чем мужчины.

Поэтому целью экспериментальной части работы явилось выявление гендерных отличий в проявлении способности к сопереживанию у детей дошкольного возраста.

В результате проведенного эксперимента мы пришли к выводу о незначительности гендерных различий в способности к сопереживанию у детей дошкольного возраста.

Полученные данные свидетельствуют, на наш взгляд, о том, что социальная ситуация развития ребенка в современных условиях такова, что происходит ломка традиционных культурных стереотипов мужского и женского поведения. Можно сказать, что на сегодняшний день детская субкультура утрачивает четкие полоролевые границы.

Таким образом, цель исследования – изучить особенности проявления и выявить гендерные различия в способности к сопереживанию у детей дошкольного возраста – достигнута; гипотеза – в способности к сопереживанию у детей дошкольного возраста имеются значительные гендерные отличия (девочки более эмпатичны, чем мальчики) – подтверждена частично; задачи реализованы.

В целом поведение мужчин варьируется от проявлений жесткости в конкурентной борьбе до нежной заботы. То же самое верно и для женщин. Не отрицая этого, психологи Нэнси Ходороу (Nancy Chodorow, 1978, 1989), Джин Бейкер Миллер (Jean Baker Miller, 1986) и Кэрол Гиллиган (Carol Gilligan, 1982, 1990) утверждают, что женщины чаще мужчин отдают приоритет близким отношениям между людьми.

По данным Фелиции Пратто и ее коллег (1977), женщины в основном тяготеют к работе, в которой не так сильно подчеркивается межполовое неравенство (адвокатура, реклама, благотворительность); мужчины же, напротив,— к работе, где неравенство полов проявляется особенно явно (работа прокурором, сфера корпоративной рекламы). В США в профессиях, связанных с опекой и заботой (например, социальные работники, учителя, воспитатели, сиделки) чаще всего заняты женщины. Женщины более склонны к благотворительности: среди завещавших свое наследство на сумму свыше 5 миллионов долларов на благотворительные цели — 48 % женщин и 35 % мужчин. Женские колледжи получают огромные пожертвования от своих выпускниц (National Council for Research on Women, 1994).

Женщины — матери, сестры, дочери и бабушки — связывают семью воедино (Rossi & Rossi, 1990). Женщины тратят больше времени на заботу о детях-дошкольниках и престарелых родителях (Eagly & Crowley, 1986). Они покупают больше поздравительных открыток и подарков к дням рождений (DeStefano & Colasanto, 1990; Hallmark, 1990). Во время эксперимента, в котором испытуемым предлагалось охарактеризовать самих себя с помощью фотографий, женщины чаще выбирали те фотографии, где они были окружены членами своей семьи (Clancy & Dollinger, 1993).

Женщины более склонны описывать себя как людей, проявляющих эмпатию, способных сопереживать — радоваться с теми, кто радуется, и плакать с теми, кто плачет. Различия в степени эмпатии прослеживаются между мужчинами и женщинами и в лабораторных экспериментах, правда в меньшей степени. Женщины чаще плачут и чаще говорят, что они огорчены чужими бедами (Eisenberg & Lennon, 1983). Это объясняет, почему и мужчины, и женщины отмечают, что дружба с женщиной оказывается более тесной, там можно найти больше заботы и взаимопонимания (Rubin, 1985; Sapadin, 1988). В те моменты, когда человек — не важно, мужчина это или женщина — нуждается в том, чтобы рядом был кто-то, с кем можно поделиться и радостью и горем, он скорее обратится к женщине.

Женщины более искусны в невербальном выражении эмоций, сообщает Холл. С особой очевидностью это проявляется при выражении позитивных эмоций, добавляют Эрик Коатс и Роберт Фельдман (Erick Coats and Robert Feldman, 1996).

Они записывали на видеопленку поведение и лица людей в различные моменты жизни: счастливые, печальные, рассерженные. Когда эти видеоклипы прокручивались беззвучно, наблюдатели более точно определяли, что демонстрируются именно счастливые моменты жизни, если героями были женщины (мужчины гораздо искуснее в выражении гнева).

Представьте себе двух людей: первого — не боящегося риска, стремящегося к власти, грубого, подавляющего, независимого и сильного; и второго — нежного, зависимого, мечтательного, эмоционального, покорного и слабого.

Если на месте первого вам сразу представляется мужчина, а на месте второго — женщина, то вы не одиноки в своем мнении, сообщают нам Джон Уильямс и Дебора Бест (John Williams and Deborah Best, 1990). По всему миру мужчины считаются более подавляющими, властными, агрессивными.

Во всех современных сообществах мужчины доминируют. Неизвестно существование таких, где доминировали бы женщины (Pratto, 1996). В мире законодателей только 12 % женщин, а женщин-президентов менее 1 %; среди Нобелевских лауреатов в области экономики с 1901 года, когда эту премию начали давать, нет ни одной женщины (Sivard, 1995). Мужчины сильнее, чем женщины, обеспокоены своим лидерством в обществе и, по-видимому, благосклоннее относятся к консервативным политическим деятелям и программам, поддерживающим неравенство (Pratto & others, 1997). Среди присяжных заседателей мужчин только половина, но в роли председательствующего они выступают в 90 % случаев (Davis & Gilbert, 1989; Kerr & others, 1982). В качестве типичного примера более высокого статуса мужчин можно вспомнить, что обычно именно они являются инициаторами свиданий.

В обыденных разговорах мужчины чаще выступают как люди, наделенные властью: говорят с нажимом, перебивают собеседника, трогают его руками, смотрят прямо в глаза, реже улыбаются (Carii, 1991; Ellyson & others, 1991; Major & others, 1990). Женщинам свойственны более косвенные методы воздействия на собеседника: они реже перебивают, более тактичны и вежливы, менее самоуверенны.

Значит, правильно говорится в одном из бестселлеров 90-х годов, что мужчины — с Марса, а женщины — с Венеры? На самом деле, отмечают Кей Дэ и Марианна Лефранс (Key Deaux and Marianne LeFrance, 1998), женские и мужские стили разговора варьируются в зависимости от социального контекста. Многое из стиля, который мы относим к сугубо мужскому, типично для людей (и мужчин, и женщин), облеченных властью. Кроме того, люди различаются и сами по себе. Встречаются и нерешительные мужчины, предпочитающие подчиняться, а не командовать, и решительные, самоуверенные женщины. Конечно же, было бы слишком просто предположить, что мужчины и женщины появились с разных планет.

В этой работе обсуждаются результаты исследований особенностей общения муж­чин и женщин. Говорится о том, каких партнеров выбирают дети и взрослые муж­ского и женского пола для общения, какие оценки даются лицами мужского и женского пола представителям своего и чужого пола, между представителями какого пола выше сплоченность, для кого из них выше значимость общения, ка­ковы особенности восприятия других людей мужчинами и женщинами.

Особое место в работе уделяется мужскому и женскому стилю общения, сходствам, различиям между мужчинами и женщинами.

Цель работы заключается в освещении современных подходов к пониманию мужчин и женщин друг другом, для ее достижения использовались исследования разных авторов, занимающихся этим вопросом.

Тема, безусловно, актуальна, так как человек-существо сугубо социальное и существовать вне общества не может, поэтому каждый должен уметь общаться, учитывая особенности окружающих. Так же очень большое и важное место в нашей жизни занимает общение с противоположным полом.

Работа разбита на восемь пунктов, каждый из которых освещает вопросы, обозначенные в цели работы.

1. Значимость общения для мужчин и женщин.

Многие авторы подчеркивают, что женщины во главу угла ставят отношения меж­ду людьми (N. Chodorow, 1989; J. Miller, 1986; С. Gilligan, 1990), что проявляется и в большей для женщин значимости общения.

Большее стремление девочек к общению показано и другими исследователями. Такая же закономерность была обнаружена и для взрослых (Психологические. 1977; С. М. Петрова, 1995). А. А. Бодалевым (1983), например, установлено, что объем общения у мужчин в полтора раза меньше, чем у женщин.Большая значимость общения для женщин подчеркивается и тем фактом, что у людей в возрасте от 70 до 90 лет общительность дает высокую положительную корреляцию с переживанием счастья именно женщинами, но не обнаруживает такой же связи у мужчин (W. Johnson, L. Termal, 1940).

2 . Половые особенности социальной перцепции.

Большая субъективная значимость взаимодействия с другим человеком и вооб­ще взаимоотношений имеет своим следствием сравнительно большее развитие у женщин, чем у мужчин, социально перцептивных способностей: женщины тоньше улавливают состояние другого человека по изменениям в тембре голоса и в дру­гих экспрессивных проявлениях, точнее определяют эффект своего собственного воздействия на другого человека.

Так, по данным А. А. Бодалева (1976), девушки-студентки все основные сто­роны, в которых выражается внешний облик человека, фиксировали чаще, чем юноши-студенты. При этом различия в частоте фиксирования таких характерис­тик физической наружности, как рост и глаза, оказались достоверными.

Преимущество девушек было выявлено по точности фиксирования таких харак­теристик, как оформление внешности воспринимаемых людей, пропорциональ­ность телосложения, цвет волос и глаз и некоторых других.

В. С. Агеев (1985) показал, что, несмотря на кросскультурные различия между русскими и вьетнамскими студентами при оценке деловых, коммуникативных и личностных качеств незнакомого человека оценка представителей своего пола об­наруживает меньше различий, чем представителя про­тивоположного пола (табл.)

Объект восприятия Юноши Девушки
Вьетнамская девушка 16,2 5,4
Русская девушка 12,6 5,4
Вьетнамский юноша 5,4 16,2
Русский юноша 7,2 12,6

Лица женского пола дают более детализированное описание другого человека, чем лица мужского пола. Это выявилось, в частности, в исследовании А. А. Бода­лева. Девушки отмечали все качества личности (за ис­ключением отношения к труду) чаще, чем юноши, при этом половые различия в частоте фиксирования коммуникативных черт характера и интеллектуальных качеств были достоверными. В то же время характеристику личности в целом юноши давали в 2 раза чаще, чем девушки.

Та же закономерность показана А. И. Донцовым и Ш. В. Саркисяном (1980). Испытуемым предъявлялось по одной фотографии мужчины и женщины с нейтральным выражением лица. Мужчины при индивидуальном составлении портрета использовали меньше элементов, чем женщины. При этом при создании мужского портрета мужчины использовали больше элементов, чем при создании женского, независимо от отношения к описываемому объекту; женщины же при индивиду­альном описании женщины использовали больше элементов, чем при описании мужчины, если отношение к ней было положительным, и меньше элементов, если отношение к женщине, изображенной на фотографии, было отрицательным.

Для мужчин при восприятии женщин решающее значение имеют физические признаки привлекательности. Высокоэкспрессивные женщины воспринимаются как более дружелюбные, чем низкоэкспрессивные (J. Tucker, H. Friedman, 1993).

А. А. Бодалев (1983) приводит данные, согласно которым низкие и высокие голоса у мужчин и женщин вызывают совершенно разные ассоциации по поводу личностных качеств владельцев голосов у слушающих их впервые людей. Напря­женность в голосе женщины не привела к приписыванию ей негативных характе­ристик, в то время как напряженность в голосе мужчин обычно заставляла людей думать, что он не очень владеет собой, обладает невысоким интеллектом, уязвим и т. д.

Многословие мужчин было воспринято как недостаток в их личности, а у жен­щин — как норма.

3. Отношение к противоположному полу.

Во многих работах показано, что оценки представителей своего пола оказывают­ся более высокими, чем представителей противоположного пола. И эта тенденция начинает проявляться уже у детей дошкольного возраста. При изучении Т. А. Ре­пиной эмоционально-личностных отношений дошкольников выявилось, что вза­имные выборы между детьми одного пола составили 84,8 %, а между детьми раз­ного пола — только 15,2 %. При этом устойчивость выборов у девочек была боль­шей, чем у мальчиков.

Группы нередко укрепляют свою внутреннюю солидарность за счет подчеркивания негативных качеств представителей других групп и создания образа внешнего вра­га. Это свойственно как мужчинам, так и женщинам: и те и другие охотно отпуска­ют острые шутки и делают уничижительные комментарии по адресу представите­лей противоположного пола (Ш. Берн, 2001, с. 226).

В исследовании Н. А. Васильева с соавторами (1979) на большой выборке школьников было выявлено, что эмоционально-личностная оценка представите­лей своего и противоположного пола существенно разнится у мальчиков и дево­чек. Во всех классах (с 1-го по 10-й) девочки в абсолютном большинстве случаев выше оценивали девочек, чем мальчиков.

У мальчиков возрастная динамика оценок была сложнее. В младших классах они примерно одинаково часто эмоционально-положительно оценивали как маль­чиков, так и девочек. В средних классах симпатии мальчиков явно были на сторо­не представителей своего пола. В старших классах картина резко меняется: сим­патия к представителям своего пола встречалась редко, а частота проявления сим­патий к девочкам даже превышала число симпатий, относимых к представителям того и другого пола в одинаковой степени (рис.).

Манере общения мужчин и женщин придавали большое значение еще в Древней Греции. Отдельные представители мужского пола могут демонстрировать свой взгляд на жизнь и стиль поведения в диапазоне от жесточайшей конкуренции до нежной заботы. То же самое верно и для женщин. [1]

Свойственный мужчинам стиль общения подкрепляет их авторитет в обществе. Выступая в качестве лидеров в ситуациях, где нет жесткого распределения ролей, мужчины склонны к авторитарности, а женщины - к демократичности. Мужчинам намного легче дается директивный, проблемноориентированный стиль руководства, а женщинам - стиль социального лидера, создающего "дух команды". Мужчины в большей степени, чем женщины, придают значение победам, превосходству и доминированию над другими. Если в организации принят демократический стиль руководства, женщины в качестве лидеров ценятся столь же высоко, как и мужчины. При авторитарном стиле оценка женщин-лидеров ниже. Люди охотнее воспринимают "сильное и напористое" мужское руководство, нежели "навязчивое и агрессивное" женское.

Мужской стиль общения выдает заботу о независимости, а женский - о взаимной зависимости. Мужчины более склонны к действиям, характерным для людей, облеченных властью, они говорят с нажимом, перебивают собеседника, касаются его руками, тверже смотрят в глаза, реже улыбаются. Женщины же (особенно в разнополых группах) предпочитают менее прямые способы воздействия на собеседника, соответствующие женскому пониманию отношений между людьми, они меньше перебивают, более тактичны и вежливы, менее самоуверенны.

По традиции принято определять мужской стиль общения как стремление к независимости, а женский - к созависимости. В психологии и интеракционистких исследованиях повседневной коммуникации было показано, что мужчины более склоны к действиям, характерным для людей, облеченных властью: они говорят с нажимом, перебивают собеседника, касаются его руками, тверже смотрят в глаза, реже улыбаются. Женщины, особенно в разнополых группах, предпочитают менее прямые способы воздействия на собеседника: меньше перебивают, более тактичны и вежливы, в меньшей степени демонстрируют самоуверенность. Было также отмечено, что мужчины склонны скорее прийти на помощь женщине, тогда как женщины помогают человеку безотносительно его пола.[5]

Мужской и женский стили общения меняются в зависимости от социального контекста. Авторитарный стиль, признаки которого мы приписываем мужчинам, свойственен для любого человека, выступающего с позиции силы. Более того, различия присутствуют и на индивидуальном уровне: некоторые мужчины ведут переговоры неуверенно и осторожно, а некоторые женщины - напористо и прямо-линейно.

Как и стили общения, гендерные различия зависят от социального контекста. В провоцирующих обстоятельствах гендерные различия сходят на нет. При этом нельзя сказать, что женщины сдержаннее мужчин в иных формах агрессии - с равной вероятностью они могут, скажем, ударить кого-либо из своей семьи или оскорбить словесно.

Мужской стиль общения с самого раннего детства выглядит более активным и предметным. Мужчины более прямолинейны в своих потребностях, что делает их более понятными и предсказуемыми по сравнению с женщинами. Мужской стиль подчеркивает независимость, склонность к действиям, характерный для людей, облеченных властью, а женский — взаимозависимость. Мужчины говорят с нажи­мом, перебивают собеседника, тверже смотрят в глаза, реже улыбаются (Bartol, Martin, 1986; Carli, 1991; Johnson, 1993; Major et al., 1990; Cross, Madson, 1997). Правда, многое зависит от группы общения и позиции в ней мужчины. В чисто мужских группах мужчины улыбаются и смеются реже, чем женщины в чисто женских группах. Однако в смешанных группах мужчины-лидеры, общаясь с жен­щинами-подчиненными, и мужчины-подчиненные, общаясь с женщинами-лиде­рами, улыбались чаще, чем женщины (С. Johnson, 1993). Женщины же (особенно в разнополых группах) предпочитают менее прямые способы воздействия на со­беседника — они меньше перебивают, более тактичны и вежливы, менее самоуве­ренны. Они чаще задают вопросы, повторяя их, чаще выражают сомнение или отрицание по поводу своих высказываний, чтобы смягчить свое мнение и про­явить хотя бы минимальную поддержку другому говорящему. Л. Карли с соавто­рами (L Carli et al., 1995) нашли, что у женщин несколько больше, чем у мужчин, выражены оправдывающаяся интонация, дружелюбность в экспрессии лица,

степень наклона и напряженность позы, спокойная жестикуляция. Женщины-лиде­ры смеялись одинаково часто при общении как с мужчинами, так и с женщинами (в отличие от мужчин-лидеров, которые смеялись лишь в присутствии противо­положного пола — С. Johnson, 1993).

Мужское общение характеризуется большей эмоциональной сдержанностью, стремлением к доминированию, к креативным и рациональным способам взаимодействия (L. Carli et al., 1995). Мужчины общаются друг с другом на большем рас­стоянии, у них меньше принято обниматься и особенно целоваться. Это обуслов­лено, как полагают некоторые авторы, боязнью, что их заподозрят в гомосексуа­лизме. Правда, эти нормы выдерживаются не во всех странах. В Марокко, как пишет Ш. Берн, мужчины свободно могут ходить по улицам, держась за руки или даже под локоть. Для мужчины содержание совместной деятельности важнее, чем индивидуальная симпатия к партнерам.

1. Для мужчин характерен так называемый технократический стиль, для женщин - эмоционально-эгоистический. Мужчины легче воспринимают новации, а женщины склонны к традициям. Мужчины быстрее схватывают проблему в целом, женщины внимательнее к деталям. С другой стороны, женщины (праводоминантные личности) легче видят все поле проблем и параллельно отдельные моменты; мужчины (леводоминантные) предпочитают рассматривать ситуации последовательно.

2. У мужчин рациональность и простота - главные критерии правильности решения, у женщин - позитивные человеческие последствия.

3. Мужчины постоянно стремятся свести на нет эмоциональную напряженность деятельности, женщины не могут работать без личного отношения к предмету деятельности и своим партнерам.

4. Мужчине результат важнее процесса, женщине - наоборот. Мужчины при решении любой проблемы предпочитают сокращать промежуточные звенья, для женщин характерны проработка деталей, торможение принятия окончательного решения.

5. Женщины рассчитывают на себя, а мужчины на команду, хотя в реальности женщины - более склонны советоваться и общаться, а мужчины более склонны к авторитарным способам принятия решений. Женщины осторожнее мужчин, они не любят рисковать.

6. Женщины чаще робеют перед начальством, подчиняются чужому авторитету и склонны считать, что интересы других важнее, чем свои собственные.

7. Женщины не способны разделять свою личную и профессиональную жизнь в эмоциональном плане. И счастливая и несчастная женщина работают хуже, в то время как счастливый или несчастный мужчина на работе способен отключиться от своих личных проблем, а в приватной жизни забыть о работе. 90% мужчин считают самым важным в жизни работу.

Поведение и коммуникации мужчин и женщин в публичной и приватной жизни определяется нормами и стереотипами полового поведения. Многие мужчины полагают, что они правильно исполняют свою роль, когда ведут себя самовластно, напористо, невежливо. И женщины в условиях эмансипации начинают имитировать именно такое, авторитарное поведение мужчины. То есть вместо освобождения от мужского шовинизма - юридического, социального и психологического, они попадают в принудительную зависимость имитирования чуждой им роли, то есть утрачивают внутреннюю независимость, стремясь к независимости внешней. [7]

Обмен взглядами. Как отмечают Е. Р. Слободская и Ю. М. Плюснин (1987) взглядов, направленных мальчиками на мальчиков, больше, чем направленных на девочек. У девочек взглядов, направленных на мальчиков, тоже больше, чем взгля­дов, направленных на девочек.

Правда, имеются и другие наблюдения. Так, В. Айкс и Р. Варне (W. Ickes, R. Bar­nes, 1978) заметили, что юноши и девушки с традиционными представлениями о половых ролях реже смотрят друг на друга, реже разговаривают друг с другом, меньше улыбаются и используют меньше жестов при общении по сравнению с теми студентами, полоролевые установки которых более либеральны. Возможно, что эти особенности общения лиц разного пола друг с другом обусловлены стес­нительностью, связанной с возрастными особенностями.

Женщины чаще смотрят на собеседника во время слушания, чем во время го­ворения, у мужчин же таких различий нет (J. Hall, 1996).

Различия в обращениях. Обращения, направленные к мужчинам и женщинам, тоже различаются. Р. Рубин (R. Rubin, 1981) выявила при опросе университет­ских преподавателей, что студенты называют по имени молодых преподавателей-женщин гораздо чаще, чем мужчин. Спортивные обозреватели называют тенни­систок по имени гораздо чаще, чем теннисистов (соответственно в 53 % и 8 % слу­чаев). В ласкательных прозвищах женщина превращается в еду или детенышей животных: сладкая, овечка, конфетка, котеночек, зайчик, цыпленок и т. п. По мне­нию психологов, это подтверждает отношение к женщине как человеку, имеюще­му более низкий статус.

Жесты, используемые мужчинами и женщинами в процессе общения. Жесты во время общения используются мужчинами и женщинами в разных вариациях и с разной частотой. Мужчины чаще используют прикосновения к другим, чем жен­щины, последние предпочитают прикосновения к себе.

Это означает доверительность, но часто вместе с тем некоторое самодоволь­ство, уверенность в своей непогрешимости, эгоистичность или гордость. Этот жест немедленно сообщает, что человек очень уверен в том, что он говорит. Такую позу можно принять, чтобы вызвать абсолютное доверие к себе. Во время этого жеста руки могут находиться на разной высоте. Женщины обычно соединяют пальцы на коленях в положении сидя или чуть выше пояса в положении стоя.

Защитное поглаживание шеи ладонью. Во многих случаях, когда че­ловек занимает защитную позицию, рука движется назад, как бы оттягиваясь для удара или отдергиваясь как от ожога, но это маскируется тем, что следом за этим человек кладет руку на шею. Женщины обычно при этом поправляют прическу.

Для женщины типичный жест неуверенности — медленное и изящное поднима­ние руки к шее', если надето ожерелье, то рука притрагивается к нему, как бы про­веряя, на месте ли оно.

Для маскулинной манеры поведения характерны сидение с широко расстав­ленными ногами, широкий шаг, разговор громким голосом (P. Gallaher, 1992) .

Как отмечает В. М. Погольша (цит. по В. Н. Куницыной и др., 2001), мужской и женский стили общения в основном формируются под влиянием исторически сложившихся поло ролевых стереотипов, хотя не отрицается и роль психофизио­логических особенностей.

В ХХ веке появляются новые модели мужественности, и женственности, поскольку общество созревает сначала до идеи равенства полов, а потом до формулы "равенство в различии". Несмотря на эволюцию критериев мужественности и женственности в истории культуры следует заметить, что в нашем обществе, в котором соревнование оказывается неотъемлемой частью жизни и сознания, мужчина обречен на конкуренцию, отсюда его эмоциональная замкнутость и все проникающий страх перед неудачей. Поэтому поведение мужчины определяется его представлением о соответствии личных притязаний его месту в жизни и мнению о нем репрезентативной группы - начальников, коллег, подчиненных, родных и близких и женщин . [7] В мужском мире принято демонстрировать свою компетентность, и принято считать женщину слабым полом. Поэтому деловой женщине приходится выбирать между мужским поведенческим стилем, который может привести к профессиональным успехам, и женским поведенческим стилем, который повысит самооценку окружающих ее мужчин, но не позволит ей сделать карьеру. Например, обращение к женщине по имени, по фамилии, уменьшительно-ласкательное подчеркивает ее особое положение в коллективе, и женщине приходится выбирать: принимать это и обрекать себя на возможное пренебрежение или отрицать, и, тем самым, рисковать попасть в смешное положение. Взрослые мужчины на рабочем месте так же ценят правила выше человеческих отношений, как в детстве во время коллективных игр. Когда мужчины спорят, они употребляют резкие выражения, повышают голос, агрессивно жестикулируют, при этом они не воспринимают ситуацию, как обидную и угрожающую их самооценке, быстро забывают о ссоре и ее причине. У женщин все не так. Они тяжело переживают напряженную атмосферу дискуссии, воспринимают все выпады, как направленные против них лично, после поражения в споре долго выясняют отношения и не скоро возобновляют общение.

Действительно, вряд ли потребность девочек выражать свои эмоциональные переживания в общении со сверстницами тоже является лишь следствием подражания матери. Большинство девочек от природы более эмоциональны, а это значит, что у них сильнее выражена и потребность в разряд­ке эмоционального напряжения. Скорее поведенческие характеристики следует рассматривать как фенотипические, как сплав врожденного и приобретенного.

Психосоциальная проблема заключается в том, признается ли различие мужского и женского делового стиля как объективная данность, или предполагается, что есть "правильный" и "неправильный" стиль поведения на работе. В деловом общении стиль "унисекс" означает, что женщина должна отказаться от своей манеры кокетничать, флиртовать, обижаться и плакать, в то время как мужчина сохраняет право на жесткий стиль, игру по правилам, ненормативную лексику, безразличие к чувствам партнера. Как это не печально, выход видится только в изменении поведения деловой женщины. Мужчины не способны изменяться. Следовательно, понимая мужчину, сохраняя преимущества своего восприятия мира, женщина должна отказаться от отрицательных черт своей психики и поведения и воздействовать на мужчину и мужской мир с помощью женской силы: мудрости, гибкости и коммуникабельности, любви и заботы, готовности к самопожертвованию.

Стиль общения связан с тем, как проявляется личность, как она взаимодействует с другими личностями. Итак, Персона мужчины соответствует "деловому" стилю общения, что, по-видимому, совпадает с принятым в обществе стереотипом мужского общения. Этот стиль общения предполагает дальнюю и среднюю психологические дистанции, и, вероятно, именно с этим стереотипом связан тот известный в психологии факт, отмечаемый, например, авторами книги [3,4,8],что женщины предпочитают общаться на более близких дистанциях, чем мужчины. Средний за жизнь показатель психологической близости с наиболее близким в данный период жизни человеком, по стобалльной шкале, по самооценке, равен 80 баллам у мужчин и 94 баллам у женщин. Наиболее близкие отношения чаще устанавливаются с женщинами у обоих полов - 63% у мужчин, 60% у женщин. [3]

Стиль общения женской Персоны - "страстный". В.Гуленко, вводя этот термин, описывает общение в этом стиле как "обмен эмоциями, как своеобразное "плавание в бурном потоке жизни"". Соглашаясь с Гуленко в том, что "деловой" стиль общения является мужским стереотипом коммуникабельности, я не могу согласиться с тем, что женским является "душевный" стиль общения (IF). В терминах юнгианской психологии - это скорее заигрывание с Анимой мужчины, и/или принятие на себя мужских Анима-проекций, стремление им "подыгрывать". Женским же стереотипом _коммуникабельности_ все же следует считать именно "страстный" стиль общения. Мужчина, в свою очередь, также может подыгрывать женским проекциям Анимуса, используя "хладнокровный" стиль общения IT, кратко поясняя то или это.

Можно даже сделать более смелый вывод: стереотипные представления о женщине как IF - это в первую очередь мужские представления, точнее - Анима-проекции, которым женщины всего лишь часто бывают склонны подыгрывать. Женская Персона в действительности также экстравертна, как и мужская. А вот "этический" характер женской Персоны является общим в стереотипных представлениях обоих полов. В качестве примера Анимус-проекций в культуре можно привести некое обобщенное представление об одиноком борце за справедливость, который своим разумом, хитростью и физической силой одолеет всех врагов. Такой стереотипный образ, явно указывающий на IT, многократно запечатлен в фильмах и книгах. [2]

Уже в детстве человек представляет себя среди других людей как будущий мужчина или как будущая женщина, как мальчик или как девочка. Идентификация со своим полом, имеющая столь глубокое проникновение в самосознание личности, что она интегрирует по всем звеньям самосознания (неправильное определение доминирующего пола у гермафродитов и др.) - тяжелая травма для человека, требующая тонкого психологического сопровождения.

Поэтому очень важным является факт воспитания ребенка в соответствии с его полом, с детства мальчикам и девочкам должны прививаться навыки общения с противоположным полом.

Итак, мужской и женский стили общения

1.Вальчевская С.В. Гендерное противостояние: независимость или привязанность. Доклад

2.Тимур Зильберштейн .Персона и Душа

3.А.Кроник, Е.Кроник. "В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я". М.,"Мысль", 1988.

4.В.В.Гуленко. "Жизненные сценарии: от этических чувств к сенсорным влечениям".

5. Завгородняя М.С.

Гендерный аспект в работе социально-реабилитационной команды

6. Е.П.Ильин. Дифференциальная психология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2002.

7.Маркова О.Ю. Сборник научных трудов "Актуальные проблемы теории коммуникации". СПб. - Изд-во СПбГПУ, 2004. - C. 299-313.

8. Р.С.Немов. "Психология", т.1 "Общие основы психологии", М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

Раздел: Психология
Количество знаков с пробелами: 43894
Количество таблиц: 2
Количество изображений: 1

Читайте также: