Устное народное творчество орловского края доклад

Обновлено: 18.05.2024

Народное творчество Орловского края

Народное творчество Орловского края

Народное искусство Орловского края – неотъемлемая часть общерусской

национальной культуры. Его истоки идут из глубины веков. Древняя подоснова пластических и конструктивных форм различных видов народного творчества Орловщины обнаруживается уже в раннем средневековье, примерно в VI-VII веках: то есть в период формирования древнерусской народности.

Крестьянский костюм

Живших до нас мы знаем по сказаниям, песням, легендам, а также благодаря множеству полезных и красивых вещей. Рассматривая старинную праздничную одежду крестьян, не перестаёшь удивляться необыкновенной гармонии, силе жизни, исходящей от этих вещей, способностей не только донести до нас зримый образ предков, но и понять духовную их сущность.

Девичий наряд

Женская праздничная рубаха из д.Поповка Мценского уезда. Середина XIX века.

Девичий праздничный наряд с.Борилово Болховского уезда. Конец XIX-начало XX века.

Позатылень

Болховский уезд. Конец XIX-нач. XX в.

Праздничный женский костюм д.Близна Болховского уезда. Конец XIX-нач. XX в.

Праздничный костюм крестьянки д.Березовец Орловского уезда

Мужская одежда

Полотенце - непременный атрибут обрядов и праздников, элемент

Полотенце из с.Опальково Кромского уезда.1910 годы.

Полотенце из с.Лаврово Орловского уезда. 1910 годы.

Полотенце из с.Городец Орловского уезда

Полотенце из деревни Звягинки Орловского уезда. Холст. Конец XIX века

Списовое шитьё

Полотенца из с.Золаторево Орловского уезда. Конец XIX-начало XX века.

Конец полотенца

Орловская губерния. Холст. Начало XX века

Орловские кружева

Кружево мерное - прошва. г.Мценск. Конец XIX-начало XX века.

Начало работы над кружевом.

Кружевной край

Елец, Орловская губерния. Белые х/б нити, плетение на коклюшках. Первая половина XX века

Образцы кружева. г.Мценск, Орловская губерния. Конец XIX в.

Обиходное ремесло

Корзина-плетушка, корзина-грибница, лыко. XX век. Орловская губерния.

Лапти из Дмитровского уезда. 1910-е годы.

Севалка для разбрасывания зерна в поле

Корчага из д. Плешково Ливенского района. 1976 год. Автор Е.Е. Красов.

Плешковская игрушка

Игрушки д.Плешково Ливенского района Орловской области. 1969, 1976 годы. Автор А.М. Иванилова.

Чернышинская игрушка

Игрушка д.Чернышино Новосильского района. 1969 год. Автор П.П. Каленина.

Игрушки д.Чернышино Новосильского района. 1995 год. Автор А.Х. Афанасова.

Резьба по дереву

Бог Саваоф. Дерево, резьба, левкас, темпера, раскраска. г.Болхов. Конец XVIII в.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Народное искусство и традиции Орловщины.

Орловский спис

http://www.tourism-orel.ru/images/trad/01-orl_spis/002.jpg

Сегодня традиции орловского списа продолжают развиваться орловскими мастерицами-вышивальщицами, используются новые образы и мотивы, но и старинные традиции сохраняются и передаются ученицам.

Народный костюм

В народном костюме отразились традиции, верования, обычаи и образ жизни крестьян. Народный костюм не только защищал от холода и плохой погоды, но и украшал, информировал окружающих о статусе одетого в него человека, оберегал от дурного глаза и колдовских чар. Наиболее разнообразной, конечно же, была женская одежда. Орловские крестьянки использовали множество видов и способов украшения одежды: вышивку, узорное ткачество, крашение, разнообразные вставки из кумача и набивного сатина; нашивки из цветных полос, атласных лент, блесток, кружев.

Мужская крестьянская одежда в Орловской губернии шилась, в основном, как и женская, из домотканых материалов: холста, пестряди, набойки, сукна и овчины.

Глиняная чернышинская игрушка

http://www.tourism-orel.ru/images/trad/03/003.jpg
http://www.tourism-orel.ru/images/trad/03/004.jpg


Одним из древнейших народных промыслов является изготовление глиняной игрушки. На Орловщине сохранилась живая традиция Чернышинской глиняной игрушки, названной так по деревне Чернышино Новосильского района. Окрестности деревни богаты разнообразными глинами: красными, белыми, синими. Есть среди них и те, которым приписывают лечебные свойства, а есть необычно вязкая, из которой издревле мужчины лепили посуду, а женщины делали игрушки и свистульки. Брали эту глину под горой ранней весной и хранили в погребе или в других холодных местах. При изготовлении игрушек эту глину не мяли, а гладили, как бы сдвигая. После изготовления игрушки долго сушили на верхушках печей. Обжи­гали в общем горне, который выкладывали из камня в земле для каждого обжига. Раскрашивали игрушки мине­ральными и анилиновыми красками петушиным пером. Продавали их на двух ярмарках - Препловенской и Троицкой. Во время ярмарки улицы даже самых глухих дере­вень оглашались звуками свистулек.

Чернышевский игрушечный промысел тесно связан с верова­ниями и обрядами новосильских крестьян. Сюжеты игрушки в основном традиционны: женщины, птицы, коньки. Особенно хороши Чернышинские куклы-барыни, кормилки и девушки с косами. Также популярны кукушки и трехголовые кони, иногда с седоком. В самом начале XX столетия этим промыслом было занято в деревне Чернышино значительное количество женщин, но как только появилась фабричная игрушка, местное производство стало сни­жаться. Сегодня на территории Новосильского района проживает потомственный мастер чернышинской игрушки Анна Харитоновна Афанасова, которая передает свое мастерство юным мастерам.

Глиняная плешковская игрушка

Знаменита на Орловщине и плешковская игрушка (село Плешково Ливенского района). Село Плешково находилось вблизи месторождения уникальной огнеупорной глины, из которой предположительно в начале XVII века плешковцы начали делать кирпичи, гончарные изделия и игрушку. Игрушечным промыслом занимались женщины и девочки. Игрушки отличались внешней простотой и лаконичностью. Глина после обжига приобретала светло-розовые, телесные оттенки, а слюда, входящая в состав глины, делала ее нарядной, словно обсыпанной серебром. Раскраска обычно выполнялась в два цвета: синий и красный. Иногда использовался и зеленый. Рисунок наносился в виде кругов, пятен, параллельных линий, эффектно выглядевших на телесного цвета глине. Синяя краска готовилась из сушеных ягод бузины и голубых первоцветов, красная – из толченого кирпича, зеленая – из сока листьев лопуха или конопли. Сюжеты традиционны – конь, баба, солдат, уточка, петушок, корова, баран. Часто игрушка была свистулькой.

Ливенская гармошка

http://www.tourism-orel.ru/images/trad/05-liv_garm/001.jpg
http://www.tourism-orel.ru/images/trad/05-liv_garm/002.jpg

По селу тропинкой кривенькой
В летний вечер голубой
Рекрута ходили с ливенкой
Разухабистой гурьбой.
С. Есенин

http://www.tourism-orel.ru/images/trad/05-liv_garm/003.jpg
http://www.tourism-orel.ru/images/trad/05-liv_garm/004.jpg

Мценское кружево

Мценское кружево одно из самых старинных на Руси. Еще в ХVIII веке помещица Протасова открыла под Мценском мануфактуру по производству кружева. Она пригласила из Бельгии двух учительниц, и те обучали местных девушек. Русские девушки учились с интересом, но перенимали иностранное искусство творчески. Очень скоро мотивы их плетения стали настолько уникальны, что во всем мире заговорили о русском кружеве. Это было самое крупное кружевное производство в России. Круглый год на коклюшках работали 1200 мастериц. Продукцию поставляли царскому двору, вывозили в Англию и Турцию.

В конце ХIХ - начале ХХ веков много сделала для жителей Мценска княгиня Анна Дмитриевна Тенишева. Она строила школы и больницы для неимущих в городе и окрестных селах. В 1899 году она открыла во Мценске школу кружевниц для девочек 8 - 12 лет. Девочек учили не только ремеслу, но и грамоте, и основам рисунка, а так как количество обучающихся росло, то при школе был создан интернат для наиболее способных жительниц окрестных сел. Девочки там жили на полном пансионе.

Качество мценского кружева росло. На Всемирной выставке в Париже оно было удостоено серебряной медали, а на выставке в Глазго - почетного диплома.

Отличительной особенностью мценского кружева является активное использование геометрических мотивов, в то время, как в елецком кружеве чаще используют растительный орнамент. Если сравнивать с вологодским кружевом, то там более плотный, насыщенный узор, фоновых решеток почти не используют, а в Ельце и Мценске очень часто, потому узор получается более воздушным.

http://www.tourism-orel.ru/images/trad/06-mcensk_krujevo/006.jpg

Тряпичная кукла

http://www.tourism-orel.ru/images/trad/07-tryap_kukla/002.jpg

Тряпичные куклы в свое время создавались во всех деревнях и городах области. Исстари считалось, что детские игры могут вызвать урожай, богатство, счастливый брак или же, наоборот, принести несчастье, если небрежно обращаться с игрушками. Кукла в семье была символом про­должения рода, и занимательные игры в куклы только по­ощрялись.

Куклы делали так: брали ненужные тряпочки, нит­ки, а чаще всего путаную коноплю, оставшую­ся от вычесывания. Сдавливали ее, связывали нитка­ми в комочек, чтобы она имела форму головы, затем заворачивали в белую тряпочку. Когда голову скрутят, брали хи­мический карандаш, и рисовали лицо. Некоторые мастерицы вышивали лицо. На куклах-оберегах лицо не рисовалось, поскольку считалось, что в этом случае в куклу могла вселиться нечистая сила. А потом заплетали косы, чаще из конопли пле­ли недлинную косу и подсовывали под платок или са­модельную шапку. Потом делали туловище, руки пришьют – возьмут палочки и обмотают тряпкой, так же ноги, а потом обшивали тканью. Дальше кроили одежду: для мальчика фуражка из тряпки и кафтан; а для девочки – кофточка, юбочка. Юбка пришивалась по талии иголкой с ниткой, а кофту опускали пониже, чтобы она прикрывала шов. На ноги шили обувь наподобие малень­ких тапочек, или делали типа валенок или сапожек.

Для кукол делали кроватку, кто как мог, и отводили специальный уголок в избе. На кровать шили маленькие подушечки, набивали их тра­вой сухой или овечьей шерстью. Куклу сажали или на кровать или ставили рядом.

t1607167448aa.jpg

Народное искусство Орловского края, самобытно, уникально и современно, оно многогранно и близко каждому из нас. Это неотъемлемая часть общерусской национальной культуры. Сегодня во многих местах России и Орловщины возрождается народная культура, народные промыслы. Приобщение подрастающего поколения к культуре и традициям своего народа, формирование любви к родному краю, желания беречь и умножать его богатства, вот это и есть воспитание развивающейся личности, активной и талантливой молодёжи.

Цель: Познакомить обучающихся с народными промыслами Орловского края, с творчеством народных умельцев.

Сформировать представление об Орловском списе как об уникальном промысле нашего края; научить различать Орловский спис и Псевдоспис.

Развить эстетический вкус, восприятие красоты народных промыслов Орловщины, творческое воображение.

Воспитать гражданско-патриотические чувства любви к Родине, родному краю.

Форма мероприятия: Экскурсия

Оборудование: экспонаты школьного музея, лазерная указка.

Участники игры: обучающиеся 5-9 классов

Длительность мероприятия: 45 минут.

Ход мероприятия:

Ведущий: Ребята, к аждый народ имеет в своей культурной сокровищнице народные сказки, песни, танцы, былины, легенды, народные костюмы и декоративно-прикладное искусство и многое др. В России существует множество различных жанров и видов народного творчества. Это всем известная хохлома, гжель, городецкая роспись, дымковская игрушка, вологодское кружево, тульские самовары и многое другое.

Ведущий: С давних времён весь быт русского человека был пронизан любовью к красоте, мы с гордостью сегодня восхищаемся искусством народных мастеров. Мастерство передавалось от поколения к поколению. Народные мастера в своём творчестве использовали то, что давала им сама природа – дерево, глину, лён, шерсть. Искусство народных мастеров Орловского края дважды было представлено на международных ярмарках в Германии в 1989году, во Франциии 1991 году, на международных фольклорных фестивалях в Сочи, Калининграде, всероссийских выставках в Москве.

Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц – рукодельниц. Это занятие было традиционным для русской женщины. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданое: свадебный наряд, выходную одежду, постельное бельё, скатерти, полотенца и многое другое. Вышивка, по народному поверью, приносила человеку счастье, оберегала его от зла и бед и сближала с природой. В орнаменте вышивки рукодельницы передавали увиденные цветы, птиц, животных, деревья.

Итак, что же такое псевдоспис?

Так как же отличить Орловский спис от Псевдосписа и других вышивок?

Техника Орловский спис имеет свои отличительные особенности, по которым ее можно отличить от других видов вышивки:

Характерной особенностью техники вышивки Орловского списа является многоликость. В его переменчивых образах немало разных знаков, в которых угадываются животные, явления природы. По ним можно узнать о представлениях и внутреннем мире русских людей несколько столетий назад.

Традиционное для этих изделий — сплетение красного и голубого, с преимуществом красного. Это подчеркивает жизнеутверждающие начала, характерные для такой техники вышивки.

Рисунки техники вышивки Орловский спис различаются огромным разнообразием. Ромбические и разные геометрические темы, необычные цветки. Почти у каждой вышивки есть свои оригинальные особенности, характерные для тех, кто их делал. Люди, носившие такую одежду с такой вышивкой по легенде постоянно были удачливыми и счастливыми в жизни.

Ребята, а теперь давайте попробуем определить, какие из экспонатов нашего школьного музея относятся к промыслу Орловский спис, какие являются Псевдосписом, а какие относятся к другим видам вышивки.

Придя домой, Вы можете поинтересоваться у своих родителей, бабушек и дедушек, других родственников, знакомы ли они с техникой Орловского списа и, может быть, у вас дома есть изделия этого древнего промысла.

CRAFTS / TOY / CARPET WEAVING / CRAFTSMEN / TRADITIONS / ART / COLOR / LACE / EMBROIDERY / НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ / ИГРУШКА / КОВРОТКАЧЕСТВО / РЕМЕСЛО / МАСТЕРА / ТРАДИЦИИ / ИСКУССТВО / ЦВЕТ / КРУЖЕВО / ВЫШИВКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Егупова Н.В.

В статье рассмотрена история развития орловских народных промыслов . Анализируются основные этапы становления таких видов народного творчества, как ковроткачество , кружевоплетение, вышивка , глиняная игрушка . Освещается современное положение художественных промыслов на Орловщине.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Егупова Н.В.

Его музой была Россия памяти народного артиста России, доктора культурологии, профессора В. М. Захарова

Возрождение традиций народного декоративноприкладного искусства Орловщины в детских художественных школах Орловской области

OREL HANDICRAFTS: TRADITIONS AND MODERNITY

The article regards the history of the development of Orel handicrafts. The main stages of the formation of such kinds of folk art as carpet weaving , embroidery , clay toys are analyzed. It throws some light on the current situation of arts and crafts in Orel region.

УДК 745 (470.319) Н.В. ЕГУПОВА

UDC 745 (470.319) N.V. EGUPOVA

ОРЛОВСКИЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ OREL HANDICRAFTS: TRADITIONS AND MODERNITY

В статье рассмотрена история развития орловских народных промыслов. Анализируются основные этапы становления таких видов народного творчества, как ковроткачество, кружевоплетение, вышивка, глиняная игрушка. Освещается современное положение художественных промыслов на Орловщине.

Ключевые слова: народные промыслы, игрушка, ковроткачество, ремесло, мастера, традиции, искусство, цвет, кружево, вышивка.

The article regards the history of the development of Orel handicrafts. The main stages of the formation of such kinds offolk art as carpet weaving, embroidery, clay toys are analyzed. It throws some light on the current situation of arts and crafts in Orel region.

Keywords: crafts, toy, carpet weaving, crafts, craftsmen, traditions, art, color, lace, embroidery.

Одной из форм народного творчества Орловской области, представляющих неотъемлемую часть крестьянского искусства, являются народные художественные промыслы.

Орловская земля издавна славилась народными промыслами, такими как гончарное ремесло, игрушечный промысел, ковроткачество, вышивка, кружевоплетение, изготовление гармоний и др.

Ковроткачеством стали заниматься в Орловской губернии во второй половине 19 века, сначала в Малоархангельском, после в Ливенском, Мценском, Орловском уездах. Часть людей ткавших ковры, делали их на заказ, поэтому этот вид творчества нельзя отнести к промыслам полностью. Применение ковров в крестьянском быту было самым разнообразным: их вешали на стенах, использовали для накрывания сундуков, саней, в качестве одеяла. Параллельно мастера занимались изготовлением половиков, дорожек, шерстяных одеял. Орловские ковры в зависимости от их использования отличались по технологии изготовления и рисунку.

Ковры, которыми накрывали сундуки, имели мелкий цветочный узор, на стены вешали ковры с орнаментом ярких цветов, для накрывания саней использовали ковры с крупным растительным или геометрическим орнаментом. Орловские ковры в основном были гладкими, реже ткались ворсовые.

Для изготовления ковров использовали овечью шерсть весенней или осенней стрижки, ткали как на вертикальных, так и на горизонтальных станах. Красили волну мастерицы корой дуба, березы, получался черный и желтый цвет, также использовали и другие натураль-

ные красители. Позже стали применять и искусственные, покупные красители, волну кипятили в краске с добавлением соли, служившей закрепителем.

Санные ковры, как и ковры для сундуков, ткали на горизонтальных станах. Санные ковры состояли из нескольких небольших ковров, соединенных вместе, в просторечье их называли каролинками или попонками.

Настенные ковры, наоборот, не имели шва и изготавливались на вертикальном станке. Как правило, в центре такого ковра был яркий большой букет, а по периметру шел повторяющийся цветочный орнамент. Рисунок на таком ковре выглядел объемным благодаря множеству оттенков цветов, используемых при изготовлении ковра.

Ковры, которые изготавливали орловские мастерицы, отличались разнообразием рисунков и цветовой палитрой. Чаще всего встречались изделия с изображением полосок, ромбов, клеток, зигзагов. В образцах ковров раннего периода фон не использовался, цветными были геометрические орнаменты на коврах. Позже мастерицы стали использовать в качестве фона черный цвет, в геометрическом орнаменте преобладали красный, зеленый, желтый, оранжевый и голубой цвета. В связи с появлением черного фона рисунок узора на ковре стал проще, приобрел мозаичный характер.

Искусству ковроткачества обучали с детства. Девушки ткали санный ковер в приданое, именно он являлся главным украшением на свадебных санях. Красивый, качественный ковер говорил о трудолюбии и мастерстве девушки. Как правило, ковер хранился в сундуке и переходил по наследству от матери к дочери.

Ковроткачеством крестьянки занимались до 40-х

© Н.В. Егупова © N.V. Egupova

ХХ столетия. Самыми известными орловскими мастерицами были В. Алешина, Л. Горохова, Н. Коробова, А. Сухинина, Н. Гладких, А. Маслова, Р. Королева.

Ковроделие занимает важную часть в региональном декоративно-прикладном искусстве. Образцы орловских ковров можно увидеть в Областном краеведческом музее, в картинной галерее.

Не менее интересным промыслом Орловщины является кружевоплетение. Кружевной промысел в Орловской губернии зародился в середине 19 века в Елецком уезде. Плетением кружев занимались городские жительницы, позже с 1873 года кружевоплетением стали заниматься крестьянки и дети. По числу занятых людей в Орловской губернии кружевоплетение занимало первое место среди прочих промыслов.

Промыслом кружевоплетения занимались в основном женщины и девочки, иногда, если не находили себе работу, мужчины. Технику кружевоплетения использовали парную и сцепную. В зависимости от ширины кружевной полосы, парные кружева изготавливались несколькими парами коклюшек.

Особенностью елецких кружев является использование растительных и геометрических мотивов. Олень - символ города Ельца, поэтому его изображение часто использовали мастерицы в своих кружевах. Елецкие кружева отличаются тонкостью и изяществом, бывают черными и серыми по цвету. Издавна елецкие кружевницы плели черные косынки, в треугольную форму которых органично вписывался рисунок с растительным мотивом. Серый цвет создает впечатление элегантности, изящества.

Мценские кружева отличаются симметричностью композиции, простотой линий. Форма кружев чаще всего прямоугольная. Мастерицы используют в своем творчестве растительные мотивы, такие как ветки деревьев, снежинки.

Традиции кружевоплетения продолжают орловские мастерицы Т. Маслова, А. Шалыгина, Н. Савенкова и другие. Изделия этих мастериц радуют всех, кто любит истинную красоту, ценит и понимает ее.

Особенностью списа являются причудливые формы его вышивки, напоминающие фигуры птиц, животных, растений. Интересно также заполнение контура вышивки, так называемые бранки. Благодаря бранкам внутри контура вышивки образовывались разные фактуры: сеточки, мерцающие, волнистые линии, клеточки, зигзаги. Мастерицы выдумывали бранки по ходу работы,

Орловская земля знаменита также своими гончарами. Наиболее ярко представлен игрушечными промыслами, самые известные из них плешковская и чернышенская игрушки.

Богатые залежи глины способствовали развитию гончарного производства в деревне Чернышено Новосильского уезда. По предположениям, развитие гончарного промысла идет от казаков, вызванных царем Иваном Грозным для охраны рубежей на Орловщине и крепости Новосиль (1576 г.) Археологические находки начала века подтверждают развитие гончарного производства. От гончарного производства жители деревни Чернышено перешли к игрушке. У крепостных крестьян к основному доходу добавлялся доход от промысла. Традицией было то, что женщины пользовались средствами, заработанными от продажи молока, творога, сметаны, холста, пряжи и глиняных игрушек. Игрушечный промысел был женским занятием, мужчины игрушки не делали. Для изготовления игрушек глину добывали весной, в это время она была пластичной и вязкой. Хранили глину в прохладном месте, в основном в погребе, подвале. После того как игрушки были готовы, их сушили на печке, обжигали в ней же. Расписывали чернышенские мастерицы свои глиняные игрушки петушиным пером, используя минеральные и анилиновые краски. Продавали свои изделия черны-шенские крестьяне во время праздников Вознесения и Троицы на ярмарках. Лепили в основном известную всем птицу - кукушку, домашнюю птицу чернышенские игрушечники не делали, что являлось главной отличительной чертой от плешковской пластики. Связано это с древним культом кукушки. Именно кукушка у черны-

Манера росписи глиняной игрушки кукушки отразилась на декорировании других чернышенских игрушек - коровок, барашков, коньков, всадников, кукол, их так же как и кукушку раскрашивали чередующимися полосками, напоминавшими оперение живой птицы кукушки. О магической связи женщины с птицей свидетельствуют чередующиеся полоски на шее кукол - кормилок.

Чернышенская глиняная игрушка узнаваема с первого взгляда, фигурки имеют приземистую форму, короткие ноги и вытянутую шею, маленькую голову. Большой интерес представляют женские фигурки кукол-кормилок, барынь. Роспись одежды и головных уборов повторяет элементы декора женского костюма Х1Х-начала ХХ века. Четко очерченная высокая грудь куклы является символом плодородия, что свидетельствует о крепкой связи чернышенской глиняной игрушки с культом плодородия у древних славян, сохранившейся в изделиях чернышенских мастериц. Это ярко демонстрирует принадлежность куклы к язычеству, к тому времени, когда она являлась не игрушкой, а предметом поклонения, связанным с почитанием богинь Рожаниц. Негативно повлияло на промысел черны-шенской игрушки производство фабричной игрушки. В истории развития чернышенской игрушки навсегда останутся фамилии таких мастериц, как Чумичева П.П., Фомина М.Л., Аленкина Т.П., Клинина П.П. В послевоенное время продолжали традиции чернышенского промысла мастерицы Шеляева Е.А., Афанасова А.Х. На сегодняшний день возрождением традиций черны-шенской игрушки занимается народный мастер Наталья Николаевна Фролова и ее дочь Анна.

Глиняная игрушка участвовала в магических обрядах и несла в себе символы божеств и тотемов. Их изображения наполнялись божественным понятием неба и солнца. Звери-тотемы были наделены особым космическим и божественным смыслом. Плешковские игрушки

монументальны, порой, кажется, что это уменьшенные копии с каких-то больших изваяний, а не самостоятельный вид искусства. В них есть что-то общее с половецкими бабами из приволжских степей. Любимые сюжеты мастеров - это птицы и домашние животные, также встречаются всадник на коне, изображения женских фигурок.

Изделия плешковских мастеров отличались лаконичностью и простотой. Плешковская пластика занимает особую нишу в русской декоративной скульптуре. Игрушечные звери и птицы в Плешково примитивно вылеплены, они статичны и приземисты, куклы торжественны, величественны. Иногда игрушечники лепят фигурку женщины с ребенком на руках, очень часто одна рука выполнена в виде небольшого бугорка, она приподнята и отведена в сторону.

Игрушки расписывались отточенной лучиной или птичьим пером. При расписывании плешковской бабы использовались солярные знаки: пятна с точками, кресты, круги, вертикальные и волнистые линии.

После обработки плешковская глина становится почти белой, а включенная в ее состав слюда дает многочисленные блески. Обожженные в печи игрушки имеют слегка сиреневый отлив, так как обжиг получается неполным. Обожженная глина впитывает краску, словно губка. Наши предки расписывали игрушки красками, сделанными своими руками: это был сок черноплодной рябины, лопуха, шелухи лука, также использовали тертый в порошок кирпич, замешанный на клейстере из муки. Реже использовали синьку. Впитываясь в глину, краска приобретала очень нежные светлые тона, необыкновенно красиво сочетающиеся с необычным природным цветом глины. При раскрашивании плеш-ковской народной игрушки краску использовали очень мало или же совсем не применяли. Местная глина имела особенные золотистые оттенки и поэтому не требовала дополнительного декорирования. Плешковским мастерам-игрушечникам необходимо было лишь провести по своим игрушкам-свистулькам вертикальные полосы, волнистые линии - и игрушка была готова.

На подсознательном уровне у мастера и его творения реализовывалась связь крестьянина с кормилицей-землей. Наряду с росписью красками часто использовался рельефный орнамент. Мастера наносили заостренной палочкой точки по поверхности глиняных игрушек.

Мастерицы, которые смогли возродить плешков-скую игрушку, - Ольга Даниловна Малютина (18851974) и Александра Михайлова Иванилова (1911-1990), которые жили и работали в деревне Плешково, недалеко от города Ливны.

У большинства игрушечных животных в хвосте расположен свисток с двумя отверстиями. У кукол свисток находится в одной из рук. В игрушках нет плавности линий, зато есть динамика, цельность, они непосредственны, в них достигнуто полное равновесие формы. В росписи плешковской игрушки используют, как правило, две краски - синюю и красную, реже зе-

Полная коллекция плешковской игрушки О. Д. Малютиной и А.М. Иваниловой хранится в Орловской областной картинной галерее.

За последние годы в керамике Орловщины явственно наметились сдвиги. Среди авторов, ведущих плодотворные поиски, параллельно работающих с детьми, особенно заметны творческие сподвижники В.В. Якумова (Болховская школа искусств), О.М. Степанова (Малоархангельская школа) и Л.Н. Воропаева (Стрелецкая школа искусств).

Сохраняют и продолжают традиции плешков-ской народной игрушки ученики и последователи А.М. Иваниловой народные мастера Александр Викторович Фролов, Наталья Николаевна Фролова.

Мастера из поколения в поколение передают пластику плешковской игрушки, сохраняя традиции народного творчества, внося небольшие изменения, тем самым наделяя ее новым смыслом.

В Ливенском и Малоархангельском уездах занимались изготовлением гармоней. Впервые ливенская гармонь была изготовлена в первой половине XIX века. Занимались этой работой в основном мастера-самоучки, имеющие музыкальный слух. Гармони де-

лились на ливенские, русские, тальянские, немецкие, также мастера ремонтировали старые гармони. Самыми известными мастерами были Федор Занин и его сын Иван. Продолжил традицию Валентин Иванович Занин, он создал ансамбль музыкальных инструментов.

Еще один орловский мастер Кудрявых Константин Федорович разработал свою технологию изготовления гармоней. Он изобрел новую облицовку. Придуманным им специальным раствором Константин Федорович покрывает детали гармони, используя любой цвет. Благодаря такому покрытию у гармони сохраняется естественность звучания.

Талантливый мастер создал множество музыкальных инструментов, звучание которых можно услышать со сцен как в России, так и за рубежом.

Известные мастера, изготавливавшие гармони в конце Х1Х начале ХХ веков, это: И. Вахнов, К. Черных, Г. Остриевский, И. Мартынов, М. Гладков.

Сегодня сохраняют и продолжают традиции изготовления ливенской гармони Д. Сопов, Е. Воскобоева, О. Кузьмин, М. Рязанов, А. Антонов, В. Филатов.

Орловские народные промыслы отличаются особым художественным колоритом, они характеризуют природу народного творчества. Особенность художественных промыслов Орловщины определяется единством художественных и прикладных качеств. Современные народные мастера с любовью хранят и передают из поколения в поколение вековые традиции народного искусства.

2. Блинов Г.М. Русская народная игрушка. М.: Радуга, 1983. 163 с.

3. ВасиленкоВ.М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве. Х - ХХ вв. М.: Советский художник, 1974. 294 с.

4. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во МГУ, 1985. 45с.

5. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1994. 287 с.

6. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. М.: Легкая пищевая промышленность, 1981. 192 с.

Читайте также: