Управление и планирование ппсп доклад

Обновлено: 05.07.2024

Патрульно-постовая служба полиции – это один из видов административной деятельности полиции, осуществляемый специально назначенными нарядами, несущими службу в форменной одежде на наружных постах и маршрутах патрулирования в целях обеспечения личной безопасности граждан, общественного порядка, общественной безопасности и борьбы с преступностью.

Основными задачами строевых подразделений ППСП являются:

1) Обеспечение правопорядка на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах.

2) Обеспечение безопасности личности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на постах и маршрутах патрулирования.

3) Выявление на постах, маршрутах и задержание лиц, совершивших преступления и скрывающихся от следствия и суда.

4) Оказание содействия подразделениям полиции, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, в исполнении возложенных на нее обязанностей.

Строевые подразделения ППСП выполняют следующие функции:

1) Защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан от преступных и иных противоправных посягательств.

2) Оказание помощи гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для жизни и здоровья.

3) Пресечение противоправных деяний и задержание лиц, совершивших преступления, по "горячим следам". Активное предотвращение преступлений и административных правонарушений, выявление обстоятельств, способствующих их совершению, и в пределах своей компетенции принятие мер к устранению данных обстоятельств.

4) Обеспечение правопорядка при массовых мероприятиях, своевременное реагирование и пресечение попыток нарушений установленного порядка их проведения.

5) Совместно с другими подразделениями органов внутренних дел принятие неотложных мер по спасению людей и оказанию им в установленном порядке доврачебной помощи при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных обстоятельствах.

6) Взаимодействие с гражданами по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

7) Участие в пределах своей компетенции в мероприятиях по профилактике и предупреждению преступлений и иных правонарушений, осуществляемых по линии других подразделений органов внутренних дел, правоохранительных органов, органов государственной власти.

8) Участие в пределах своих полномочий в выполнении задач, определенных планами перевода органов внутренних дел на военное время и действий при чрезвычайных обстоятельствах.

9) Участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в проведении контртеррористических операций.

Силы ППСП делятся на:

1) основные (строевые подразделения ППСП),

2) дополнительные (наряды вневедомственной охраны и ДПС),

3) приданные (те, которые несут службу не на своей территории),

4) взаимодействующие (ДНД, казачьи дружины, внештатные сотрудники полиции, сотрудники ЧОП и др.).

К строевым подразделениям ППСП относятся:

1) отделение ППСП,

4) батальон ППСП,

Средства ППСП включают в себя:

1) транспортные средства (автомобили, велосипеды и т.д.),

2) средства связи, управления и контроля (радиостанции, мобильные телефоны и т.п.),

3) вооружение, снаряжение, специальные средства,

4) служебные животные (лошади, собаки и др.).

Обеспечение правопорядка в общественных местах силами ППСП осуществляется на основе Плана комплексного использования сил и средств органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в общественных местах (единая дислокация), который утверждается не менее чем один раз в два года приказом начальника отдела (управления) внутренних дел по району (муниципальному району), городу (городскому округу) и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, начальника линейного отдела (управления) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

Единая дислокация разрабатывается с учетом дислокации постов и маршрутов патрулирования строевых подразделений дополнительных сил, в том числе не входящих в состав соответствующих горрайорганов внутренних дел, но выполняющих свои основные задачи на территории их ответственности, и согласовывается с руководством этих подразделений.

На основании плана единой дислокации уполномоченным руководителем горрайоргана внутренних дел ежесуточно принимается решение о комплексном использовании сил и средств по обеспечению правопорядка в общественных местах.




План единой дислокации предусматривает расстановку сил и средств органов внутренних дел в общественных местах на обслуживаемой территории, возможность маневра ими при осложнении оперативной обстановки и представляет собой текстуальное и картографическое решение на деятельность всех видов нарядов полиции, других сил и средств органов внутренних дел, задействованных в обеспечении правопорядка в общественных местах.

В этих целях территория, обслуживаемая соответствующим органом внутренних дел, распределяется на участки местности (патрульные участки), посты и маршруты патрулирования, обеспечение правопорядка на которых осуществляется нарядами комплексных сил.

Патрульные участки в плане единой дислокации состоят из постов, маршрутов патрулирования нарядов, дислоцированных на участках местности, на которых необходимо обеспечить постоянное присутствие комплексных сил.

В Плане единой дислокации в обязательном порядке отражаются особенности деятельности следующих нарядов основных, дополнительных и приданных сил:

Патруля – подвижного наряда органов внутренних дел, состоящего из двух и более сотрудников органов внутренних дел или военнослужащих внутренних войск МВД России (патрульных), и выполняющего возложенные на него обязанности на маршруте патрулирования на автомобиле (ПА), на мотоцикле (ПМ), на катере (ПКТ), на вертолетах (ВП), на конях (ПК), в пешем порядке (ПП), со служебными собаками (ПС).

Патрульной группы (ПГ) – наряда органов внутренних дел в составе двух и более патрулей, объединенных для несения службы по охране общественного порядка под единым руководством, для несения службы которого назначаются несколько маршрутов или участок территории муниципального образования, на котором проводится мероприятие с большим количеством граждан, зона массового отдыха. Основу ПГ должен составлять ПА, оборудованный радиостанцией, устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, специальной громкоговорящей установкой и иными техническими средствами, с нанесенными на наружные поверхности специальными светографическими схемами, которому придаются ПП с носимыми радиостанциями и при необходимости – ПМ, ПК, ПС, ПКТ или используемый, как правило, для координации действий ВП.

Поста – наряда органов внутренних дел в определенном месте или участке местности, на котором необходимо обеспечить постоянное присутствие сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск (постовых), с учётом обеспечения ими визуального контроля за территорией и расположенными на ней объектами, при этом обозначение в плане единой дислокации удаления границ от центра поста не должно превышать 300 метров.

Стационарных постов полиции (СПП) – специально оборудованных техническими средствами управления нарядами, видеонаблюдения и связи помещений, устанавливаемых в местах массового пребывания людей, местах наиболее часто подверженных криминогенным проявлениям, а также наиболее удалённых от горрайлиноргана внутренних дел, где необходимо обеспечить постоянное присутствие сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск.

При планировании использования сил и средств органов внутренних дел определяются обязательные минимальные нормы их ежесуточного выставления в общественных местах, необходимые для обеспечения правопорядка.

Планируемая в единой дислокации протяженность маршрута патрулирования и его границы для выполнения задач, возложенных на основные силы обеспечения правопорядка в общественных местах (ППСП), должны с учетом условий конкретной местности и оперативной обстановки обеспечивать максимально быстрое прибытие наряда к месту совершения преступления или иного правонарушения в любой точке зоны ответственности (как правило, не более чем в течение 5–7 минут) и не может превышать 6 км для патрулей на автомобиле, 4 км для патрулей на мотоцикле, 1,5 км для пеших патрулей. Протяженность маршрутов патрулирования нарядов строевых подразделении дополнительных сил определяются нормативными правовыми актами МВД России, регламентирующими деятельность этих подразделений.

В Плане единой дислокации в зависимости от решаемых задач могут предусматриваться особенности деятельности других нарядов:

Нарядов органов внутренних дел для сопровождения в пути следования в целях охраны общественного порядка поезда, судна, самолета.

Контрольно-пропускного пункта (КПП) – наряда органов внутренних дел, выставляемого для обеспечения пропускного режима или ограничения движения транспорта и пешеходов в определенном районе (местности) при проведении массовых мероприятий, возникновении стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотии и других чрезвычайных обстоятельств.

Стационарного поста ДПС (СПДПС) – наряда ДПС ГИБДД, выполняющего задачу в определенном месте, оборудованном специальными служебными помещениями, оснащенном оперативно-техническими и специальными средствами, инженерными и иными сооружениями.

Контрольного поста полиции (КПП) – наряда специальной заградительной системы, выставляемого для обеспечения эффективного взаимодействия различных подразделений полиции по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и иных правонарушений, розыску преступников, выявлению и задержанию похищенного и используемого в преступных целях автомототранспорта и лиц, их совершивших, а также проведения контртеррористических и специальных операций.

Заслона (3) – наряда в составе группы (подразделения) сотрудников органов внутренних дел, выполняющего задачу по контролю за определенным участком местности или перекрытию отдельных транспортных направлений.

Резерва (Р) – наряда органов внутренних дел, предназначенного для усиления сил и средств обеспечения правопорядка в общественных местах, в случаях внезапно возникающих задач в связи с осложнением оперативной обстановки, а также для подмены нарядов обеспечения правопорядка в общественных местах.

Подвижной полицейской группы (ППГ) – комбинированного наряда органов внутренних дел, состоящего из представителей нескольких подразделений, выполняющего задачи по задержанию преступников погорячим следам на значительном по протяженности маршруте, либо удаленной от расположения горрайлиноргана внутренних дел территории.

Наряда скрытного патрулирования (НСП) – наряда органов внутренних дел, осуществляющего патрулирование по определенному маршруту, участку местности, состоящего из сотрудников подразделений полиции общественной безопасности, осуществляющих скрытное наблюдение за местами вероятного совершения преступлений и административных правонарушений на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах.

Возложение на наряды комплексных сил, участвующих в единой дислокации, дополнительных обязанностей, не связанных с осуществлением своих должностных обязанностей и обязанностей по обеспечению правопорядка в общественных местах, в соответствии с законодательством Российской Федерации о полиции не допускается.

Все сотрудники полиции и военнослужащие СМВЧ несут патрульно-постовую службу в установленной форменной одежде. При решении специальных задач им может быть разрешено несение службы в гражданской одежде. Наряды патрульно-постовой службы наделены определенными полномочиями, реализация которых происходит в таких правовых формах, как административный надзор и применение мер административного воздействия.

Эффективность деятельности всех видов нарядов патрульно-постовой службы по охране общественного порядка, прежде всего, зависит от организации работы данной службы, от ее активности, наступательности, от правильной расстановки сил и средств по плану единой дислокации, где центральной фигурой выступает патрульный и постовой полиции.

1. Правовые основы деятельности, задачи и функции патрульно-постовой службы полиции (ППСП).

2. Понятие и содержание управления силами и средствами ППСП.

Текст лекции (фрагменты)

Патрульно-постовая служба полиции (ППСП) – это структурные подразделения, предназначенные для обеспечения общественного порядка, общественной безопасности на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, пристанях, в аэропортах и других общественных местах, в том числе при проведении массовых мероприятий.

Подразделения ППСП в своей деятельности руководствуются:

- общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами,

- Законом "О полиции",

- актами Главы ДНР

- приказами и другими актами МВД ДНР

Деятельность подразделений ППСП строится в соответствии с принципами:

- соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина,

- открытости и публичности,

- общественного доверия и поддержки граждан,

- взаимодействия и сотрудничества,

- использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем.

В своей деятельности подразделения ППСП взаимодействуют с подразделениями дорожно-патрульной службы Государственной автомобильной инспекции, вневедомственной охраны территориальных органов МВД, а также с другими подразделениями полиции, воинскими частями внутренних войск МВД.

Основными задачами строевых подразделений ППСП являются:

- Обеспечение правопорядка на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах.

- Обеспечение безопасности личности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на постах и маршрутах патрулирования.

- Выявление на постах, маршрутах и задержание лиц, совершивших преступления и скрывающихся от следствия и суда.

- Оказание содействия подразделениям полиции, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в исполнении возложенных на нее обязанностей.

Функции, возложенные на ППС полиции, осуществляются силами, которые с учетом назначения подразделяются на основные, дополнительные и приданные.

Основные силы составляют части и подразделения полиции, специально предназначенные для несения патрульно-постовой службы (строевые подразделения милиции территориальных ОВД и ОВД на транспорте).

Дополнительные силы состоят из частей и подразделений ОВД, которые наряду с выполнением своих функций осуществляют функции ППС. К ним относятся: вневедомственная охрана при ОВД, подразделения дорожно-патрульной службы ГАИ, оперативно-начальствующий состав ОВД.

Основные и дополнительные силы ППС находятся в непосредственном подчинении у тех начальников, которые организуют охрану общественного порядка.

Приданные силы представляют собой части и подразделения ОВД, которые по распоряжению начальника вышестоящего органа поступают в оперативное подчинение к начальнику нижестоящего органа для усиления ППС при осложнении оперативной обстановки или при возникновении определенных обстоятельств (например, при проведении массовых мероприятий, во время стихийных бедствий).

При несении патрульно-постовой службы используются следующие средства: автотранспорт (специальные автомобили, бронемашины, вертолеты,
мотоциклы, катера и велосипеды, другие транспортные средства); средства
радио- и проводной связи и специальной техники, табельное огнестрельное оружие, снаряжение и специальные средства; осветительные приборы, специальная аппаратура и другие технические средства; служебные животные (собаки, лошади).

Управление силами и средствами ППСП - это повседневная и целенаправленная деятельность руководителей МВД и дежурных частей.

Управление патрульно-постовой службой включает в себя планирование деятельности подразделений, выработку решений, обеспечивающих успешное выполнение поставленных задач, организацию их неуклонного исполнения, контроль за несением службы сотрудниками ППСП.

Для этих целей осуществляются:

1. Анализ оперативной обстановки и разработка на его основе управленческого решения на организацию патрульно-постовой службы.

2. Подготовка сил и средств подразделений ППСП для выполнения поставленных задач, инструктаж нарядов перед заступлением на службу

3. Обеспечение постоянной и устойчивой связи с патрульно-постовыми нарядами подразделений ППСП, обеспечение своевременного обмена информацией.

4. Организация взаимодействия, маневра силами и средствами подразделений ППСП.

5. Контроль за организацией и несением патрульно-постовой службы.

6. Учет и оценка результатов деятельности нарядов ППСП.

7. Выявление и внедрение положительного опыта по организации службы.

8. Выявление и своевременное устранение недостатков в организации работы нарядов ППСП.

9. Материально-техническое и финансовое обеспечение подразделений и сотрудников ППСП, в том числе решение вопросов стимулирования эффективной работы.

10. Обучение сотрудников подразделений ППСП формам и методам несения патрульно-постовой службы.

Для несения патрульно-постовой службы используются следующие виды нарядов: патруль, пост, патрульная группа, контрольно-пропускной пункт, контрольный пост милиции, заслон, резерв и другие.

1. Патруль — подвижный наряд, состоящий из одного или нескольких сотрудников органов внутренних дел или военнослужащих внутренних войск МВД и выполняющий возложенные на него обязанности на маршруте патрулирования.

2. Пост — это наряд органов внутренних дел, располагающийся в определенном месте или на участке территории, на котором постовой выполняет свои обязанности.

3. Стационарный пост полиции— специально оборудованное техническими средствами управления нарядами, видеонаблюдения и связи
помещение (павильон), располагающееся в жилых массивах, находящихся на значительном удалении от ОВД, улицах и площадях с массовым пребыванием граждан или на автомагистралях, где необходимо обеспечить постоянное нахождение сотрудников полиции.

4. Патрульная группа- подвижный наряд, состоящий из двух и более патрулей, объединенных для несения службы под единым руководством.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ

1. Правовые основы, задачи и основные направления деятельности участковых уполномоченных полиции (УУП).

2. Права и обязанности участковых уполномоченных полиции (УУП).

Текст лекции (фрагменты)

Участковый уполномоченный полиции при несении службы на закрепленной территории, выполняет следующие задачи:

- по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан ДНР, иностранных граждан, лиц без гражданства,

- по противодействию преступности,

- охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности.

Основными направлениями деятельности участкового уполномоченного полиции при несении службы на административном участке являются:

1. Защита личности, общества, государства от противоправных посягательств.

2. Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.

3. Выявление и раскрытие преступлений.

4. Производство по делам об административных правонарушениях.

Дополнительными функциями участкового уполномоченного полиции при несении службы на административном участке являются:

1. Обеспечение правопорядка в общественных местах.

2. Розыск лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении; лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда; лиц, пропавших без вести, а также лиц, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут сообщить сведения о себе;

3. Розыск несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием, а также уклоняющихся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства.

4. Контроль за соблюдением законодательства в области оборота оружия.

5. Обеспечение безопасности дорожного движения.

Участковый уполномоченный полиции в своей деятельности руководствуется:

- общепризнанными принципами и нормами права,

- нормативными правовыми актами Главы ДНР,

- другими законами и правовыми актами Министерства внутренних

Основными формами несения службы участковым уполномоченным полиции являются:


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.



Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

1. Правовые основы деятельности, задачи и функции патрульно-постовой службы полиции (ППСП).

2. Понятие и содержание управления силами и средствами ППСП.

Текст лекции (фрагменты)

Прежде чем приступить к изложению материала лекции, обращаю Ваше внимание, что при самостоятельной подготовке по данной теме Вам надлежит изучить (повторить):

- положения Приказа МВД РФ от 29 января 2008 г. № 80
"Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции";

- соответствующий раздел учебника Административная деятельность ОВД, Часть особенная, авторы - Бекетов О.И., Бочаров С.Н. и др. - М.: ЦОКР МВД России, 2009;

- соответствующий раздел постатейного комментария к Федеральному закону "О полиции", автор - Рыжаков А.П. - "Московская финансово-промышленная академия", 2011 г.

- соответствующий раздел учебника Организация деятельности служб и подразделений полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, под ред. В.В. Гордиенко. – М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012.

Патрульно-постовая служба полиции (ППСП) – это структурные подразделения, предназначенные для обеспечения общественного порядка, общественной безопасности на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, пристанях, в аэропортах и других общественных местах, в том числе при проведении массовых мероприятий.

Подразделения ППСП в своей деятельности руководствуются:

Конституцией Российской Федерации,

- общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации,

- федеральными конституционными законами,

- Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции",

- другими федеральными законами,

- актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации,

- Приказом МВД РФ от 29 января 2008 г. № 80
"Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции",

- другими актами МВД России,

- законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.

Деятельность подразделений ППСП строится в соответствии с принципами:

- соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина,

- открытости и публичности,

- общественного доверия и поддержки граждан,

- взаимодействия и сотрудничества,

- использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем.

В своей деятельности подразделения ППСП взаимодействуют с подразделениями дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, вневедомственной охраны территориальных органов МВД России, а также с другими подразделениями полиции, воинскими частями внутренних войск МВД России.

Основными задачами строевых подразделений ППСП являются:

- Обеспечение правопорядка на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах.

- Обеспечение безопасности личности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на постах и маршрутах патрулирования.

- Выявление на постах, маршрутах и задержание лиц, совершивших преступления и скрывающихся от следствия и суда.

- Оказание содействия подразделениям полиции, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, в исполнении возложенных на нее обязанностей.

Строевые подразделения ППСП выполняют следующие функции:

- Защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан от преступных и иных противоправных посягательств.

- Оказание помощи гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для жизни и здоровья.

- Пресечение противоправных деяний и задержание лиц, совершивших преступления, по "горячим следам". Активное предотвращение преступлений и административных правонарушений, выявление обстоятельств, способствующих их совершению, и в пределах своей компетенции принятие мер к устранению данных обстоятельств.

- Обеспечение правопорядка при массовых мероприятиях, своевременное реагирование и пресечение попыток нарушений установленного порядка их проведения.

- Совместно с другими подразделениями органов внутренних дел принятие неотложных мер по спасению людей и оказанию им в установленном порядке доврачебной помощи при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных обстоятельствах.

- Взаимодействие с гражданами по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

- Участие в пределах своей компетенции в мероприятиях по профилактике и предупреждению преступлений и иных правонарушений, осуществляемых по линии других подразделений органов внутренних дел, правоохранительных органов, органов государственной власти.




- Участие в пределах своих полномочий в выполнении задач, определенных планами перевода органов внутренних дел на военное время и действий при чрезвычайных обстоятельствах.

- Участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в проведении контртеррористических операций.

Функции, возложенные на подразделения полиции, осуществляются силами, которые с учетом назначения, роли и места в ППС подразделяются на основные, дополнительные и приданные.

Основные силы составляют части и подразделения полиции, специально предназначенные для несения патрульно-постовой службы (строевые подразделения милиции территориальных ОВД и ОВД на транспорте).

Дополнительные силы состоят из частей и подразделений ОВД, которые наряду с выполнением своих функций осуществляют функции ППС. К ним относятся: вневедомственная охрана при ОВД, экипажи медицинских вытрезвителей, подразделения дорожно-патрульной службы ГИБДД, оперативно-начальствующий состав ОВД.

Основные и дополнительные силы ППС находятся в непосредственном подчинении у тех начальников, которые организуют охрану общественного порядка.

Приданные силы представляют собой части и подразделения ОВД, которые по распоряжению начальника вышестоящего органа поступают в оперативное подчинение к начальнику нижестоящего органа для усиления ППС при осложнении оперативной обстановки или при возникновении определенных обстоятельств (например, при проведении массовых мероприятий, во время стихийных бедствий).

При несении патрульно-постовой службы используются следующие средства: автотранспорт (специальные автомобили, бронемашины, вертолеты,
мотоциклы, катера и велосипеды, другие транспортные средства); средства
радио- и проводной связи и специальной техники (в том числе системы телевизионного наблюдения, электромегафоны и т. д.); табельное огнестрельное оружие, снаряжение и специальные средства; осветительные приборы, специальная аппаратура и другие технические средства; служебные животные (собаки, лошади).

Управление силами и средствами ППСП - это повседневная и целенаправленная деятельность руководителей УТ МВД России по федеральным округам, Восточно-Сибирского, Забайкальского ЛУ МВД России на транспорте, МВД по республикам, ГУ (У) МВД России по иным субъектам Российской Федерации, начальников территориальных органов МВД России на районном уровне по:

- Оптимальному использованию сил и средств подразделений ППСП.

- Поддержанию постоянной готовности подразделений ППСП к выполнению поставленных задач.

Управление патрульно-постовой службой включает в себя планирование деятельности подразделений ППСП, выработку решений, обеспечивающих успешное выполнение поставленных задач, организацию их неуклонного исполнения, контроль за несением службы сотрудниками ППСП.

Для этих целей осуществляются:

1. Анализ оперативной обстановки и разработка на его основе управленческого решения на организацию патрульно-постовой службы.

2. Подготовка сил и средств подразделений ППСП для выполнения поставленных задач, инструктаж нарядов перед заступлением на службу и далее по мере необходимости.

3. Обеспечение постоянной и устойчивой связи с патрульно-постовыми нарядами подразделений ППСП, обеспечение своевременного обмена информацией.

4. Организация взаимодействия, маневра силами и средствами подразделений ППСП.

5. Контроль за организацией и несением патрульно-постовой службы.

6. Учет и оценка результатов деятельности нарядов ППСП.

7. Выявление и внедрение положительного опыта по организации службы.

8. Выявление и своевременное устранение недостатков в организации работы нарядов ППСП.

9. Материально-техническое и финансовое обеспечение подразделений и сотрудников ППСП, в том числе решение вопросов стимулирования эффективной работы.

10. Обучение сотрудников подразделений ППСП формам и методам несения патрульно-постовой службы.

Для несения патрульно-постовой службы используются следующие виды нарядов: патруль, пост, а также патрульная группа, группа немедленного реагирования, наряд сопровождения, контрольно-пропускной пункт, контрольный пост милиции, заслон, резерв и другие.

1. Патруль — подвижный наряд, состоящий из одного или нескольких сотрудников органов внутренних дел или военнослужащих внутренних войск МВД России и выполняющий возложенные на него обязанности на маршруте патрулирования.

2. Пост — это наряд органов внутренних дел, располагающийся в определенном месте или на участке территории, на котором постовой выполняет свои обязанности.

3. Стационарный пост полиции (СПП) — специально оборудованное техническими средствами управления нарядами, видеонаблюдения и связи
помещение (павильон), располагающееся в жилых массивах, находящихся на значительном удалении от ОВД, улицах и площадях с массовым пребыванием граждан или подверженных криминогенным проявлениям, где необходимо обеспечить постоянное нахождение сотрудников полиции.

4. Патрульная группа (ПГ) — подвижный наряд, состоящий из двух и более патрулей, объединенных для несения службы под единым руководством.

В зависимости от решаемых задач планом единой дислокации наряду с уже рассмотренными нарядами могут предусматриваться и другие их виды: группа задержания ОВО (ГЗ ОВО); наряд полиции для сопровождения поезда, судна, самолета (НС); контрольно-пропускной пункт (КПП); стационарный пост ДПС (СП ДПС); контрольный пост полиции (КПП); заслон (З); передвижной пункт полиции (ППП); подвижная полицейская группа (ППГ); наряд скрытного патрулирования (НСП) и резерв (Р).

Патрульно-постовая служба полиции - это один из видов административной деятельности органов внутренних дел, который осуществляется специально назначенными нарядами, несущими службу в форменной одежде, на наружных постах и маршрутах патрули­рования в целях обеспечения личной безопасности граждан, общественно­го порядка, общественной безопасности и борьбы с преступностью.

Патрульно-постовая служба полиции является основной службой по обеспечению общественного порядка и борьбы с преступностью на ули­цах, транспортных магистралях, вокзалах, аэропортах и в иных обще­ственных местах, в том числе при проведении массовых мероприятий. Подчеркивая значимость патрульно-постовой службы, Министр внутрен­них дел Российской Федерации своим приказом от 5 сентября 2002 г. № 866 объявил 2 сентября днем образования патрульно-постовой службы.

1. Обеспечение правопорядка на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах.

2. Обеспечение безопасности личности, предупреждение и пресече­ние преступлений и административных правонарушений на постах и маршрутах патрулирования.

3. Выявление на постах, маршрутах и задержание лиц, совершивших преступления и скрывающихся от следствия и суда.

4. Оказание содействия подразделениям полиции, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в исполнение возложенных на нее обязанностей.

Функции строевых подразделений ППСП

1. Защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан от преступных и иных противоправных посягательств.

2. Оказание помощи гражданам, пострадавшим от преступлений, ад­министративных правонарушений и несчастных случаев, а также находя­щимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для жизни и здоровья.

4. Обеспечение правопорядка при массовых мероприятиях, своевре­менное реагирование и пресечение попыток нарушений установленного порядка их проведения.

5. Совместно с другими подразделениями органов внутренних дел принятие неотложных мер по спасению людей и оказанию им в установ­ленном порядке доврачебной помощи при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных обстоятельствах.

6. Взаимодействие с гражданами по вопросам охраны общественно­го порядка и обеспечения общественной безопасности.

7. Участие в пределах своей компетенции в мероприятиях по профи­лактике и предупреждению преступлений и иных правонарушений, осу­ществляемых по линии других подразделений органов внутренних дел, правоохранительных органов, органов государственной власти.

8. Участие в пределах своих полномочий в выполнении задач, опре­деленных планами перевода органов внутренних дел на военное время и действий при чрезвычайных обстоятельствах.

9. Участие в соответствии с законодательством Российской Федера­ции в проведении контртеррористических операций.

Для выполнения указанных задач и функций патрульно-постовая служба имеет свое организационное построение, которое включает систе­му аппаратов по организации данной службы, силы и средства.

Система аппаратов по руководству патрульно-постовой службой со­стоит из трех уровней (звеньев).

1). На федеральном уровне в структуре ГУООП МВД России имеется управление организации и координации де­ятельности в области охраны общественного порядка, которое руководит деятельностью строевых подразделений полиции.

2). На региональном уровне в составе УООП (ОООП) МВД, ГУВД, УИД но субъектам Российской Федерации, УТ МВД России созданы от­делы ил к отделения по организации и руководству патрульно-постовой службой полиции.

3). На уровне территориальных органов внутренних дел, районного уровня вопросами организации данной службы занимаются начальник территориального органа внутренних дел, его заместитель, командир с троевого подразделения патрульно-постовой службы, его заместитель - он же начальник штаба (батальона, отдельной роты), начальник патруль­ного участка.

Подразделения ППСП создаются и дислоцируются в городах и других населенных пунктах, где есть объективная необходимость охраны правопорядка, реорганизуются и ликвидируются в соответствии с законо­дательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Численность подразделений ППСП, финансируемая за счет средств фе­дерального бюджета, определяется Правительством Российской Федерации.

Все силы, которыми располагает в настоящее время ППСП условно можно разделить на четыре группы: основные, дополнительные, приданные и взаимодействующие.

Основные силы

отделение (строевое) - не менее 9 единиц;

взвод - не менее 25 единиц;

рота - не менее 50 единиц;

батальон - не менее 150 единиц;

полк - не менее 500 единиц.

Полк полиции может создаваться в исключительных случаях с раз­решения Министра внутренних дел Российской Федерации в структуре управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по му­ниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, при численности населения, постоянно проживающего в границах муниципального образования (нескольких муниципальных обра­зований) от 1 миллиона человек и более.

Отметим, что непосредственное подчинение строевых подразделений полиции определено с учетом системы построения органов внутренних дел. Так, строевые подразделения в виде батальонов, рот, взводов и отделений входят в штаты территориальных органов внутренних дел на районном уровне и подчинены руководителям этого звена системы МВД России.

Кроме того, в целях оперативного маневрирования силами и сред­ствами строевых подразделений в министерствах внутренних дел по рес­публикам, ГУВД, УВД по другим субъектам Российской Федерации, управлениях внутренних дел на транспорте создаются в качестве мобиль­ного оперативного резерва отдельные батальоны патрульно-постовой службы, которые являются их самостоятельными структурными подраз­делениями и подчинены руководителям этих ОВД.

Дополнительные силы.

Как было сказано, в состав полиции имеются и другие службы, ко­торые выполняют свои линейные задачи путем выделения соответствую­щих видов нарядов. Такими видами являются посты и патрули дорожно-патрульной службы ГИБДД и наряды вневедомственной охраны. Для них охрана общественного порядка является дополнительной задачей, следо­вательно, эти силы относятся к дополнительным силам патрульно-постовой службы полиции

Приданные силы.

Приданные силы привлекаются:

а) для обеспечения общественного порядка и безопасности при про­ведении крупных массовых мероприятий (Олимпийских игр, спартакиад, фестивалей, и т.д.), при возникновении больших очагов опасных инфек­ционных заболеваний людей и животных, при катастрофах самолетов, при возникновении крупных лесных пожаров, при проведении республикан­ских, краевых и областных профилактических операций и т.д.;

б) для усиления борьбы с преступностью при проведении операций по поиску и задержанию групп вооруженных преступников, при резком увеличении опасных преступлений на территории того или иного города.

Взаимодействующие силы.

Под ними понимаются добровольные народные дружины, рабочие отряды содействия полиции, частные охранники, казаки и другие силы общественности.

Средства, используемые в патрульно-постовой службе можно под­разделить на четыре основные группы.

1. Транспортные средства.

Автомобили, предназначенные для: патрулирования, дорожно­патрульной службы ГИБДД, полиции вневедомственной охраны, групп немедленного реагирования: мотоциклы, вертолеты, катера, бронетранс­портеры и др.

2. Средства связи, управления и контроля: средства радиосвязи, про­водная связь, мобильная связь, средства системы ГЛОНАСС, средства сиг­нализации и средства усиления речи, аппаратные программные комплексы.

3. Вооружение, снаряжение, специальные средства:

- средства ограничения подвижности;

специальные газовые средства;

- электрофонари и т.д.

4. Служебные животные: патрульные собаки, лошади.

Таким образом, патрульно-постовая служба полиции - это один из видов административной деятельности органов внутренних дел, который осуществляется специально назначенными нарядами, несущими службу в форменной одежде, на наружных постах и маршрутах патрулирования в целях обес­печения личной безопасности граждан, общественного порядка, общественной безопасности и борьбы с преступностью.

Читайте также: