Унификация и индивидуализация личности доклад

Обновлено: 02.07.2024

УНИФИКАЦИЯ ПОНЯТИЯ ЛИЧНОСТИ, КАК БАЗОВОГО ТЕРМИНА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Шантырь Е.Е. Унификация понятия личности, как базового термина практической психологии //
Психология и соционика межличностных отношений. К., — 2015. — № 4 (148). — С. 50–52.

Шантырь Евгений Евгеньевич,
профессор, заведующий кафедрой психологии Днепропетровского института
Межрегиональной академии управления
персоналом, кандидат медицинских наук

In the article, attention is accenting on actuality of practical psychology on overcoming of the crisis phenomena in modern society. Importance of unambiguous interpretation of base terms and concepts is underlined in-process practical psychologists of different schools and directions for the decisions of certain problems of man. The category of "personality" is examining, as one of key terms in psychology, compatible determination of concept of "personality" is offering and grounding for practical psychology.
Keywords: practical psychology, personality, terms and concepts

Список использованной литературы

1. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: учебник для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. / А.Н. Ждан. – М.: Академический Проект, 2004. – 576 с.
2. Клонингер С. Теории личности: познание человека. 3-е изд. / С. Клонингер. – СПб.: Питер, 2003. – 718 с.
3. Леонтьев А.А. Деятельность, сознание, личность / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2005. – 431 с.
4. Марцинковская Т.Д. История психологии / Т.Д. Марцинковская. – М.: Академия, 2001. – 538 с.
5. Папуча М.В. Внутрішній світ людини та його становлення / М.В. Папуча. Дис. докт. психол. наук. – К.: Ін-т психології ім. Г.С. Костюка, 2013. – 400 с.
6. Платонов К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов. – М.: Наука, 1986. – С. 56–57.
7. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Большая книга психологии. Личность. Теории, упражнения, эксперименты / Р. Фрейджер, Д. Фейдимен. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. – 704 с.
8. Щербак Т.І. Розвиток образу Я у період репрезентації інтелекту особистості. Дис. канд. психол. наук / Т.І. Щербак. – Одеса: МОН України ДЗ "Південноукраїнський нац. пед. ун-т ім. К.Д. Ушинського, 2013. – 200 с.
9. Юнг К.Г. Человек / К.Г. Юнг. – М.: АСТ-Пресс, 2007. – 470 с.

Индивидуализация. В определении, которое дает Юнг, подчеркиваются три момента: 1) целью этого процесса является развитие целостной личности; 2) индивидуализация не может осуществиться в состоянии изоляции, она предполагает и включает коллективные взаимоотношения; 3) индивидуализация подразумевает определенный уровень оппозиции по отношению к социальным нормам, не имеющим абсолютной ценности. Юнг тщательно разводит понятия индивидуализации, интеграции личности и сознательности Я; сущность этого процесса заключается в том, что Самость должна избавиться от всего ложного, что есть в Персоне, и преодолеть то, что насильно навязано архетипами.

Унификация — приведение чего-либо к единой системе, форме, к единообразию. Например, в праве унификация правовых норм в целях единообразного регулирования

Под нормальным поведением, как правило, понимают нормативно-одобряемое поведение, характерное для большинства людей. В целом поведение личности отражает процесс ее социализации, т. е. интеграции в общество, адаптации к социальной среде с учетом индивидуальных особенностей.

Социальное взаимодействие. Теории социального взаимодействия.

Теория взаимодействия. Социальное взаимодействие является обобщенным понятием, центральным для целого ряда социологических теорий.

Чтобы двух и более индивидов можно было бы рассматривать как общество (или его элемент), одного только наличия их недостаточно. Необходимо, чтобы они обменивались какими-то действиями и ответными реакциями на эти действия. Таким образом, взаимодействие есть процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, а также организации их совместной деятельности.

П. Сорокин вводит в рассмотрение и подвергает развернутому анализу три основных условия возникновения любого социального взаимодействия: наличие двух или более индивидов; совершение ими каких-то действий; наличие проводников, передающих эти влияния и воздействия индивидов друг на друга. К этому списку можно добавить и четвертое условие, которое Сорокин не упоминает: наличие общей основы для контактов, соприкосновения. Понятие социального взаимодействия является одним из центральных в социологии. Существует целый ряд социологических теорий, разрабатывающих и трактующих разнообразные его проблемы и аспекты на двух основных уровнях исследования — микроуровне и макроуровне. На микроуровне изучаются процессы общения между индивидами, находящимися в прямом и непосредственном контакте, такое взаимодействие протекает главным образом в пределах малых групп.

Социальная организация.

Социальная организация — система социальных групп и отношений между ними. Различают производственные, трудовые, общественно-политические и другие социальные организации. Социальная организация - по А.И.Пригожину - группа людей, совместно и координировано реализующая общую цель.

Социальная организация, как элемент социальной структуры – искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения четко очерченных функций.

К существенным признакам социальной организации относятся: Наличие целей; Конкретное воплощение отношений общественной власти; Совокупность функциональных положений (статусов) и социальных ролей; Правила, регулирующие отношения между ролями; Формализация значительной части целей, задач и отношений.

Важнейшими функциями социальной организации в обществе являются: интеграция и социализация индивидов в систему общественных отношений; упорядочивание и социальный контроль действий ее членов в жизненно важных для них сферах.

В настоящее время дифференциация обучения является одним из самых хорошо отработанных путей организационного согласования традиционной для большинства стран мира системы массового школьного образования с задачами специального обучения детей, имеющих различные особенности и отклонения в развитии. В качестве таких особенностей и отклонений могут рассматриваться самые разные признаки. В наше время наиболее популярны виды дифференциации обучения: по общим и специальным способностям, по религиозному признаку, по признаку пола, по состоянию физического и психического здоровья и др. На фоне возрастающего экономического расслоения все шире распространяется в нашей стране дифференциация учащихся по социальному статусу и экономическим возможностям их родителей.

Унификация и индивидуализация

Наиболее часто обсуждается в современной литературе проблематика, связанная с индивидуализацией обучения. Причины повышенного интереса к ней в последние годы легко объяснимы. Безраздельное господство унифицированного содержания и групповых (прежде всего классно-урочной) форм организации учебной деятельности, имевшее место в течение второй половины ХХ века, сменилось столь же явным всепоглощающим интересом к индивидуализации содержания и форм организации обучения. Многие склонны рассматривать индивидуализацию обучения как универсальное средство решения большинства образовательных проблем.

И напротив, в последние годы у нас считается правильным рассматривать унифицирующее влияние образования как явление исключительно негативное. При внимательном взгляде несложно понять, что определенный уровень унификации личности в обучении необходим. Нравится нам это или нет, но унифицирующее влияние образования на личность — один из факторов стабилизации общества, обеспечивающий его самосохранение и самовоспроизводство. Кроме того, это фактор, который является, как ни странно, средством самореализации и защиты каждого индивидуума. Однако подчеркну, что последнее явно недооценивается.

Несмотря на это в популярной и даже в специальной психологической и педагогической литературе дифференциацию обучения часто не очень четко отделяют от индивидуализации. Ясно оформленных границ между ними действительно не существует. Но специалисту следует понимать, что, если индивидуализация строится на учете индивидуальных особенностей детей и должна привести к построению и реализации индивидуальной траектории развития в образовании, то дифференциация призвана учитывать не индивидуальные, а общие особенности, наиболее характерные для часто встречающихся типов групп учащихся.

Миф о высокой результативности

В сознании многих педагогов и даже школьных психологов живет миф о высокой результативности индивидуального обучения. Он родился много десятилетий тому назад. Учителя советской школы, нередко вынужденные работать в классах, где число учащихся достигало 40 и более человек, массу сил тратили на организацию и поддержание рабочей атмосферы. Многим из них справедливо казалось, что стоит уменьшить количество детей в классе, как учебная работа станет более результативной. Следуя этой логике, если бы в классе был один ученик, то к концу школьного обучения он обязательно должен был бы стать если не доктором наук, то, как минимум, медалистом.

У нас и по сей день принято считать, что для повышения результативности учения следует постоянно наращивать количество педагогов на душу учащихся. И чем меньше учеников будет приходиться на одного педагога, тем лучших результатов можно будет достичь в образовании. Этот процесс сдерживается, как считается, отсутствием материальных средств, направляемых в государственное образование. При этом, например, в Китае или Японии в обычном классе обучается 60 детей, и педагоги не бьют в набат.

Любопытный опыт предлагает нам в этом плане современная система негосударственного образования. Пользуясь фактически неограниченными материальными возможностями, многие владельцы частных школ стали комплектовать школьные классы из четырех-пяти детей. Казалось бы, вот оно — счастье… Никто не ускользнет от учителя, не усвоив определенный материал, объясняя новое, учитель видит и слышит каждого. Но быстро выяснилось, что результативность такого обучения невысока.

Конечно, можно обвинить во всем деформации в иерархии мотивов учения, обычно возникающие у ребенка из обеспеченной семьи. В ответ на это можно прикрепить к классу из четырех учеников, кроме учителя, еще пару психологов. И такое делали, только нужных результатов нет…

А вывод напрашивается сам собой: наверное, обучаясь, человек продолжает оставаться существом социальным и механизмы социального взаимодействия существенным образом детерминируют и характер учебной деятельности, и ее результат. Вероятно, присутствие других людей в обучении включает какие-то важные механизмы, интенсифицирующие учебную деятельность, которые надо не отключать, а активно эксплуатировать.

В специальной литературе много пишется о различных видах, формах и уровнях дифференциации обучения (Р. де Гроот, В.П. Лебедева, В.А. Орлов, И.М. Осмоловская, В.И. Панов, А.И. Савенков, Н.М. Шахмаев, Н.Б. Шумакова, И. Унт и др.). Не вдаваясь в тонкости основных позиций, отмечу, что возможных и реальных проявлений дифференциации можно выделить множество. Попробуем классифицировать их, поделив на виды, формы и уровни.

Виды дифференциации обучения

Под видами дифференциации обучения следует понимать формальные основания для деления учащихся в процессе обучения. Эти основания могут быть различными: психологическими, педагогическими, медицинскими, социальными, экономическими и др. Поэтому, как несложно понять, видов дифференциации обучения может быть бесконечно много. При этом в реальной образовательной практике широкое распространение получают немногие.

Например, по настоянию психологов в массовой образовательной практике принято дифференцировать учащихся всего лишь по двум психологическим характеристикам — по уровням общей и специальной одаренности. На другие (весьма многочисленные) выделяемые психологами особенности детского развития дифференциация обучения обычно не распространяется.

Школы для одаренных и талантливых детей

Но их ни в коем случае не стоит путать со школами для элиты.

Наиболее распространенными педагогическими основаниями для дифференциации обучения традиционно являются: обученность и обучаемость детей. Педагоги во все времена стремились отделять детей, хорошо обученных и легко обучающихся, от тех, кто не достиг высот в учении, и тех, кому оно дается с трудом.

Нравится нам это или нет, но мы не можем не замечать, что даже в советские времена в нашей стране существовали варианты дифференциации обучения детей по основаниям социального и экономического статуса их родителей. В настоящее время этот вид дифференциации обучения переживает бурное возрождение.

Элитарное образование

В отечественной культурно-образовательной традиции хорошее образование многие столетия было и в значительной мере продолжает оставаться привилегией, иначе говоря, недосягаемым для многих. И так же традиционно люди, стоящие на верхних этажах социальной лестницы, стремятся закрепить свои преимущества, в том числе и в сфере образования, создавая для своих отпрысков действительно элитарные учебные заведения.

Много примеров такого поведения можно найти в российском образовании XIX века: Царскосельский лицей, Смольный институт, Пажеский корпус и др. Среди более близких по времени примеров — получившая широкое распространение в 80-е годы ХХ века практика создания сети спецшкол. Еще больше примеров подобного рода предлагает нам современное образование.

Социолог Д. Белл еще в начале прошлого века предложил следующую типологию элит:

В высший слой меритократической системы войдут, таким образом, люди исключительных дарований, гении и творцы, чей интеллект является двигателем истории. Несколько ниже займут места лица, имеющие высокий коэффициент интеллекта, способные развивать творческие идеи и углубляться в познание вещей. Далее может идти речь о людях со средними интеллектуальными способностями, которым доступны понимание и применение творческих идей. И в самом основании иерархии находятся те, кто вообще ни на что не способен.

В качестве других социальных оснований для дифференциации обучения также традиционно выступают этническая либо религиозная принадлежность семьи учащегося.

Формальных оснований для дифференциации учащихся в обучении можно выделить бесконечно много, потому и теоретическим видам дифференциации обучения нет числа.

Профильная дифференциация

И это при том, что, интуитивно реагируя на динамизм окружающего мира, современные юноши все чаще выбирают не профессию (как это было в ХХ веке), а стиль жизни. Профессия выступает в этом случае как нечто прикладное, что или позволяет соответствовать выбранному стилю, или нет. На нее не молятся, напротив, от нее сразу же отказываются, как только она перестает позволять человеку поддерживать те жизненные стандарты, на которые он претендует. Именно поэтому в наше время становится все легче получить второе, третье и др. высшее образование, любую профессию и специализацию. Естественно, что человек, чьи интересы искусственно сузили в детстве, будет терпеть поражения в жизненной гонке за успехом.

Проблема личности в социологии занимает одно из важнейших мест. Личность определяют многие социальные процессы и изменения. Личность - предмет многих наук. Каждая наука рассматривает личность со своей точки зрения и вкладывает в это понятие свой смысл. Не существует единого определения личности. В социологии личность определяется как:

1) системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении;

2) субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

В момент рождения ребенок еще не является личностью. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются:

1) биологические, генетические заданные предпосылки;

2) наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру. Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

Термин `социализация` соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность - процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли.Выделяют следующие стадии социализации:

Что касается макроуровня социального взаимодействия, то это взаимодействие крупных

Что касается макроуровня социального взаимодействия, то это взаимодействие крупных социальных групп и структур, здесь интерес иссле-дователей охватывает прежде всего социальные институты.

социальных групп и структур, здесь интерес исследователей охватывает прежде всего социальные институты.

1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). 3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, `вписаться` в общество). 4. Трудовая стадия социализации (охватывает весь период зрелости человека).

5. Послетрудовая стадия социализации (рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.)

В современных условиях вряд ли может существовать общество, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Когда человек нарушает нормы, правила поведения, законы, то его поведение в зависимости от характера нарушения называется девиантным, отклоняющимся, криминальным, уголовным и т. п. Такие отклонения отличаются большим разнообразием: от пропусков школьных занятий до кражи, разбоя, убийства. Реакция окружающих людей на отклоняющееся поведение показывает, насколько оно серьезно. Если нарушителя берут под стражу или направляют к психиатру, значит он допустил тяжелое нарушение. Некоторые акции рассматриваются как правонарушения только в определенных обществах, другие - во всех без исключения.

15. Теория социального взаимодействияСоциальное взаимодействие является обобщенным понятием, центральным для целого ряда социологических теорий.

Чтобы двух и более индивидов можно было бы рассматривать как общество (или его элемент), одного только наличия их недоста­точно. Необходимо, чтобы они обменивались какими-то действиями и ответными реакциями на эти действия.

Таким образом, взаимодействие есть процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, а также организации их совместной деятельности.

П. Сорокин вводит в рассмотрение и подвергает развернутому анализу три основных условия возникновения любого социально­го взаимодействия:

1) наличие двух или более индивидов

2) совершение ими каких-то действий

3) наличие проводников, передающих эти влияния и воздействия индивидов друг на друга.

К этому списку можно добавить и четвертое условие, которое Сорокин не упоминает:

4) наличие общей основы для контактов, соприкосновения. Понятие социального взаимодействия является одним из централь­ных в социологии. Существует целый ряд социологических теорий, разрабатывающих и трактующих разнообразные его проблемы и аспекты на двух основных уровнях исследования — микроуровне и макроуровне.

На микроуровне изучаются процессы общения между индиви­дами, находящимися в прямом и непосредственном контакте, такое взаимодействие протекает главным образом в пределах малых групп.

16.Соц.статус./Социальная среда - часть окружающей среды, состоящая из взаимодействующих индивидов, групп, институтов, культур и т.д.

Социальная среда представляет собой совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп. Различают:
- макросреду - социально-экономическую систему в целом; и
- микросреду - непосредственное социальное окружение.

Социальный статус - соотносительная позиция индивида или группы, определяемая социальными, природными признаками, а также престижем и местом в структуре власти.

Проблема личности в социологии занимает одно из важнейших мест. Личность определяют многие социальные процессы и изменения. Личность - предмет многих наук. Каждая наука рассматривает личность со своей точки зрения и вкладывает в это понятие свой смысл. Не существует единого определения личности. В социологии личность определяется как:

1) системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении;

2) субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

В момент рождения ребенок еще не является личностью. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются:

1) биологические, генетические заданные предпосылки;

2) наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру. Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

Термин `социализация` соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность - процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли.Выделяют следующие стадии социализации:

Что касается макроуровня социального взаимодействия, то это взаимодействие крупных

Что касается макроуровня социального взаимодействия, то это взаимодействие крупных социальных групп и структур, здесь интерес иссле-дователей охватывает прежде всего социальные институты.

социальных групп и структур, здесь интерес исследователей охватывает прежде всего социальные институты.

1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). 3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, `вписаться` в общество). 4. Трудовая стадия социализации (охватывает весь период зрелости человека).

5. Послетрудовая стадия социализации (рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.)

В современных условиях вряд ли может существовать общество, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Когда человек нарушает нормы, правила поведения, законы, то его поведение в зависимости от характера нарушения называется девиантным, отклоняющимся, криминальным, уголовным и т. п. Такие отклонения отличаются большим разнообразием: от пропусков школьных занятий до кражи, разбоя, убийства. Реакция окружающих людей на отклоняющееся поведение показывает, насколько оно серьезно. Если нарушителя берут под стражу или направляют к психиатру, значит он допустил тяжелое нарушение. Некоторые акции рассматриваются как правонарушения только в определенных обществах, другие - во всех без исключения.

15. Теория социального взаимодействияСоциальное взаимодействие является обобщенным понятием, центральным для целого ряда социологических теорий.

Чтобы двух и более индивидов можно было бы рассматривать как общество (или его элемент), одного только наличия их недоста­точно. Необходимо, чтобы они обменивались какими-то действиями и ответными реакциями на эти действия.

Таким образом, взаимодействие есть процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, а также организации их совместной деятельности.

П. Сорокин вводит в рассмотрение и подвергает развернутому анализу три основных условия возникновения любого социально­го взаимодействия:

1) наличие двух или более индивидов

2) совершение ими каких-то действий

3) наличие проводников, передающих эти влияния и воздействия индивидов друг на друга.

К этому списку можно добавить и четвертое условие, которое Сорокин не упоминает:

4) наличие общей основы для контактов, соприкосновения. Понятие социального взаимодействия является одним из централь­ных в социологии. Существует целый ряд социологических теорий, разрабатывающих и трактующих разнообразные его проблемы и аспекты на двух основных уровнях исследования — микроуровне и макроуровне.

На микроуровне изучаются процессы общения между индиви­дами, находящимися в прямом и непосредственном контакте, такое взаимодействие протекает главным образом в пределах малых групп.

16.Соц.статус./Социальная среда - часть окружающей среды, состоящая из взаимодействующих индивидов, групп, институтов, культур и т.д.

Социальная среда представляет собой совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп. Различают:
- макросреду - социально-экономическую систему в целом; и
- микросреду - непосредственное социальное окружение.

Социальный статус - соотносительная позиция индивида или группы, определяемая социальными, природными признаками, а также престижем и местом в структуре власти.



Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Читайте также: