Умение управлять эмоциями слушателей доклад

Обновлено: 23.06.2024

В жизни человека эмоциональные проблемы приобретают первостепенное значение. Внезапное изменение эмоционального отношения лица, с которым связывались жизненные планы, изменение собственного эмоционального отношения к тому, с кем был близок на протяжении многих лет, является для человека серьезнейшим испытанием в жизни. Выйдя из-под контроля сознания, эмоции людей мешают осуществлению намерений, нарушают межличностные отношения, не позволяют надлежащим образом выполнять служебные и семейные обязанности, затрудняют отдых и ухудшают здоровье.

Файлы: 1 файл

УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ.doc

Глава ІV.
УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ

В жизни человека эмоциональные проблемы приобретают первостепенное значение. Внезапное изменение эмоционального отношения лица, с которым связывались жизненные планы, изменение собственного эмоционального отношения к тому, с кем был близок на протяжении многих лет, является для человека серьезнейшим испытанием в жизни. Выйдя из-под контроля сознания, эмоции людей мешают осуществлению намерений, нарушают межличностные отношения, не позволяют надлежащим образом выполнять служебные и семейные обязанности, затрудняют отдых и ухудшают здоровье.

При этом непосредственные причины затруднений находятся не вне человека, а в нем самом и определяются не ограниченностью знаний, не недостатками физического или психического развития, или отсутствием соответствующих способностей, а нежелательными, непонятными и не поддающимися контролю эмоциями. Чтобы преодолеть такого рода затруднения, необходимо познать те явления, которыми они обусловлены, установить законы их развития. Решение этих проблем имеет большое практическое и социальное значение.

4.1. Виды эмоций, их функции
и причины возникновения

Под эмоциональными явлениями в современной психологии понимаются субъективные переживания человеком его отношения к предметам, явлениям, событиям, другим людям. Само слово “ эмоция” в переводе с латинского означает возбуждать, волновать, потрясать. Эмоции тесно связаны с потребностями, поскольку, как правило, при удовлетворении потребностей человек испытывает положительные эмоции и, наоборот, при невозможности получить желаемое – отрицательные.

Каждая эмоция своеобразна по своим источникам, переживаниям, внешним проявлениям и способам регуляции. Спектр человеческих эмоций чрезвычайно богат и включает целую палитру различных эмоциональных состояний. Можно сказать, что человек – наиболее эмоциональное из живых существ. Он обладает в высшей степени дифференцированными средствами внешнего проявления эмоций и широким разнообразием внутренних переживаний. От того, в каких условиях зарождается эмоция, ее функции будут различны.

4.1.1. Функции эмоций

Вопрос о функциях является ключевым и пронизывающим всю психологию эмоций. В литературе приводится различный перечень функций, мы назовем лишь самые существенные.

Отражательно – оценочная функция эмоций. Учеными установлено, что эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуальною опыта. П.В. Симонов показал, что эмоции возникают при рассогласовании между жизненной потребностью и возможностъю ее удовлетворения, т.е. при недостатке или избытке актуальных сведений, необходимых для достижения цели, а степень эмоционального напряжении определяется потребностью и дефицитом информации, необходимой для её удовлетворения. Таким образом, в ряде случаев знания, информированность личности позволяют избежать эмоций, изменяют эмоциональный настрой и поведение личности [24].

Эмоция может рассматриваться как обобщенная оценка ситуации, Так, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты, как ожидание и предсказание неудачи при совершении действия, которое должно быть выполнено в данных условиях. Очень часто страх, возникающий в ситуациях неожиданных и неизвестных, достигает такой силы, что человек погибает. Понимание того, что страх может быть следствием недостатка информации, позволяет его преодолеть. Реакцию удивления можно рассматривать как своеобразную форму страха, которая пропорциональна разнице между предвидимой и фактически полученной дозой информации. При удивлении внимание сосредоточивается на причинах необычного, а при страхе – на предвосхищении угрозы. Понимание родства удивления и страха позволяет преодолеть страх, если перенести акцент с результатов события на анализ его причин.

Следует отметить, что способность эмоций производить оценку хорошо согласуется с их характеристиками: возникновение в значимых ситуациях, предметность, зависимость от потребностей и др. Основной вывод, следующий из анализа всех этих характеристик, заключается в том, что эмоции не являются опосредствованным продуктом мотивационной значимости отражаемых предметов, ими эта значимость оценивается непосредственно и выражается, они сигнализируют о ней субъекту.

Функция побуждения (мотивирующая роль эмоций). Субъектом отчетливо переживаются возникшие у него эмоциональные побуждения, если только этому не препятствуют другие побуждения (например, желание не причинять зла другим, быть верным чувству долга и т.п.). Этот простой факт и лежит в основе концепций, утверждающих, что эмоции (включая в них и желания) мотивируют поведение. О способности эмоций побуждать к действиям говорят другие, более специфические их функции. Так, в критических условиях, при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, травмирующих, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций, развивается особый вид эмоциональных процессов, так называемые аффекты. Одно из функциональных проявлений аффекта заключается в том, что он навязывает субъекту стереотипные действия, представляющие собой закрепившиеся в эволюции способы “аварийного” разрешения ситуации: бегство, оцепенение, агрессия и т.п. Известно, что и другие ситуативные эмоции, такие как возмущение, гордость, обида, ревность, тоже способны “навязать” человеку определенные поступки, даже если они для него нежелательны.

Дезорганизующая функция (способность эмоций нарушать целенаправленную деятельность). Эмоции организуют некоторую деятельность, отвлекая на нее силы и внимание, что, естественно, может помешать нормальному протеканию проводимой в тот же момент другой деятельности. Сама по себе эмоция дезорганизующей функции не несет, все зависит от условий, в которых она проявляется. Даже такая грубая биологическая реакция человека, как аффект, при определенных условиях может оказаться полезной, например, когда от серьезной опасности ему приходится спасаться, полагаясь исключительно на физическую силу и выносливость. Это значит, что нарушение деятельности является не прямым, а побочным проявлением эмоций. На этом основании не может быть оправдано противопоставление полезности и вредности эмоций.

Регулирующая функция. Это две взаимодополняющие функции, выполняемые эмоциями по отношению к определенным психическим процессам, то есть представляющие собой частные случаи общего регулирующего их влияния.

Во-первых, речь идет о влиянии эмоций на накопление и актуализацию индивидуального опыта. Эта функция обсуждается под разными названиями:

• закрепления-торможения (П.К. Анохин);

• следообразования (А.Н. Леонтьев);

• подкрепления (П.В. Симонов).

Она указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем те воздействия, которые их возбудили. Особенно ярко следообразующая функция появляется в случаях экстремальных эмоциональных состояний (работы Я.М. Калашника и А.Р. Лурия).

Во-вторых, осуществляемая ими эвристическая функция.

Переключающая функция эмоции. Эмоция есть активное состояние системы особых мозговых структур, побуждающее изменить поведение в направлении минимизации или максимизации этого состояния. Поскольку положительная эмоция свидетельствует о приближении удовлетворения потребности, а отрицательная эмоция – об удалении от него, субъект стремится максимизировать (усилить, продлить, повторить) первое состояние и минимизировать (ослабить, прервать, предотвратить) второе.

Переключающая функция эмоций обнаруживается как в сфере врожденных форм поведения, так и при осуществлении условно-рефлекторной деятельности, включая ее наиболее сложные проявления. Оценка вероятности удовлетворения потребности может происходить у человека не только на осознаваемом, но и на неосознанном уровне (например: интуиция, “предчувствие решения”). Эта функция эмоций особенно ярко обнаруживается в процессе конкуренции мотивов, при выделении доминирующей потребности (борьба между чувством страха и чувством долга, между страхом и стыдом) и при оценке вероятности ее удовлетворения (например: переориентировка на менее важную, но легко достижимую цель: “синица в руках” побеждает “журавля в небе”).

Подкрепляющая функция эмоций. Необходимость вовлечения мозговых механизмов эмоции в процесс выработки условного рефлекса зависит от реакции субъекта на условный сигнал. Непосредственным подкреплением является не удовлетворение каких-либо потребностей, а получение желательных (приятных, эмоционально положительных) или устранение нежелательных (неприятных) стимулов.

Компенсаторная (замещающая) функция эмоций. Будучи активным состоянием системы особых мозговых структур, эмоции оказывают влияние на другие церебральные системы, регулирующие поведение, процессы восприятия внешних сигналов и извлечения энграмм этих сигналов из памяти, вегетативные функции организма. Именно в последнем случае особенно наглядно обнаруживается компенсаторное значение эмоций.

Итак, эмоция сама по себе не несет информацию об окружающем мире, недостающая информация пополняется путем поискового поведения, совершенствования навыков, мобилизации хранящихся в памяти энграмм. Компенсаторное значение эмоций заключается в их замещающей роли.

4.1.2. Причины, вызывающие эмоции

Эмоциональная система редко функционирует в полной независимости от других систем. Некоторые эмоции или их комплексы фактически всегда появляются и взаимодействуют с перцептивной, когнитивной и двигательной системами, а эффективное функционирование личности зависит от баланса в деятельности различных систем и их интеграции. Так как эмоция любой интенсивности имеет тенденцию организовать действие организма как целого, все физиологические системы и органы до некоторой степени включаются в нее.

При этом активация эмоций представляет собой изменения в нервной системе, которые порождают эмоциональный процесс, сопровождающийся в своей кульминации субъективным переживанием специфической эмоции. Эти изменения отличаются от тех внутренних и внешних феноменов, которые их обусловливают и которые рассматриваются обычно как “причины” или “детерминанты” эмоции. Б.Томкинс доказал, что нервная активация всех эмоций может быть описана с помощью принципа плотности нервного возбуждения. Он считает, что одни эмоции постоянно проявляются при повышении нейронной стимуляции, другие при ее уменьшении, а некоторые при достижении ею устойчивого уровня. Кроме того, нейронные механизмы, относящиеся к специфическим эмоциям, могут быть генетически запрограммированы к избирательному восприятию определенных воздействий. Предполагается, что последнее действует по-разному в зависимости от возраста, а также от зрелости эмоциональных механизмов индивида и его способности преобразовывать условия, вызывающие эмоцию.

В связи с этим представляет интерес знание о том, как формируются и развиваются эмоции человека. Согласно теории Джеймса-Ланге сердцебиение начинается не от того, что мы чувствуем волнение, лицо краснеет не из-за чувства стыда. По их мнению, все как раз происходит наоборот. Видимые проявления обманчивы. Так же как люди, опираясь на очевидность здравого смысла, тысячелетия думали, что Солнце вращается вокруг Земли, пока Коперник не поставил все на свои места, так и отношения между эмоциями и их внешними проявлениями надо поменять местами. По Джеймсу и Ланге, эмоция начинается с того, что вначале происходят управляемые нервной системой изменения состояния мышц и внутренних органов, которые воспринимаются мозгом, и лишь потом возникает собственно человеческое чувство, та часть эмоции, которую мы осознаем, когда радуемся или страдаем.

Иными словами, вначале мы реагируем на ситуацию автоматически, инстинктивно. Этот процесс протекает очень быстро, без участия нашего сознания, и его результатом являются эмоционально-инстинктивные физиологические изменения и связанные с ними ощущения. И уже только потом мы осознаем их и тем самым узнаем собственные эмоции, свои чувства. С точки зрения современной психофизиологии У. Джеймс был совершенно прав в том, что вызванные эмоциями физиологические сдвиги происходят раньше, чем эмоция становится осознанной. Дело в том, что вегетативное обеспечение эмоций и связанные с ним телесные ощущения управляются рефлекторными, подсознательными механизмами, которые срабатывают раньше, чем эмоциональная реакция оказывается представленной на уровне сознания.

Таким образом, наши обычные эмоции есть не что иное, как условные рефлексы, функционирующие на неосознаваемом уровне. Механизм эмоциональной реакции срабатывает автоматически, и только ее результат становится доступным осознаванию. При этом если человек фиксирует на нем внимание, то может сказать “я разгневан”. Если же внимание на этом не акцентируется, то эмоции создают просто некоторый фон, на котором протекает деятельность человека и от которого во многом зависит его функциональное состояние. Обыкновенно говорят: мы огорчены и поэтому плачем, мы дрожим, потому что испугались и т.п. А согласно теории Джеймса-Ланге, порядок событий формулируется так: мы опечалены, потому что плачем, мы боимся из-за того, что дрожим. По их мнению, если бы телесные проявления не следовали немедленно за восприятием, то не было бы и эмоции. Если мы представим себе какую-нибудь эмоцию и мысленно вычтем из нее все телесные ощущения, с нею связанные, то от нее, в конце концов, ничего не останется, то есть человеческая эмоция, лишенная всякой телесной подкладки, есть ни что иное, как пустой звук.

Эмоции могут также возникать без всякого воздействия на психику, под влиянием чисто химических и лекарственных воздействий. Известно, что вино “веселит сердце человека”, вином также можно “залить тоску”. Гриб мухомор вызывает припадки бешенства и склонность к насилию. Его настой в старину давали воинам, чтобы привести их в “кровожадное состояние”. Гашиш может вызвать припадки буйства. Эмоции также возникают под влиянием внутренних причин в патологических случаях. При заболеваниях сердца и аорты появляется тоска. При многих заболеваниях появляются страх или радость без прямых объектов этих эмоций: больной боится, не зная чего, или счастлив без причины.

Механизм подобной неосознаваемой “выученной реакции” был изучен еще в 1960-е годы в классических опытах Р. Лайндли и К. Моуэра. У испытуемых был выработан условный рефлекс отдергивания пальца на звуковой сигнал, предупреждающий об ударе током. Эта реакция продолжалась и после того, как человек знал, что ударов током уже больше не будет. И что самое важное, подавить ее усилием воли не удавалось, так как двигательная реакция не успевает подчиниться сознательному контролю и бессознательные механизмы управления срабатывают быстрее. Точно так же ведут себя и эмоции (как условные рефлексы, которым человек обучился в раннем детстве и которые усвоились глубоко и прочно, перейдя на стадию автоматизации навыка), исполняясь на неосознаваемом уровне. И только уже в более или менее зрелом возрасте человек может переучиться, чтобы взять свои эмоции под сознательный контроль.

управление эмоциями фото

Управление эмоциями - это необходимый навык для каждого цивилизованного человека. Некоторые, сталкиваясь с разрушительным эффектом эмоций в конфликтах, считают их злом, стремятся подавлять, жестко контролировать их, и даже вовсе от эмоциональности избавиться. Достигли ли они успеха? Нет, этот путь может только привести к неврозу, сделав эмоциональные реакции неадекватными реальной ситуации. Правильным будет принимать эмоциональные реакции как неотъемлемое психическое явление, не окрашивая их в негативные тона как нечто изначально плохое или вредное.

Важность способности управлять эмоциями объясняется тем, что их легко стимулировать, эмоции имеют влияние на множество процессов, как в личной, так и межличностной реальности каждого, легко включаются и активируют наши модели поведения. Под управлением эмоциями иногда ошибочно опять же понимают подавление, однако этот способ обработки эмоциональных реакций при злоупотреблении не лишь неэффективен, а и крайне вреден.

Управление эмоциями - психология

Навык управления над эмоциями нужен абсолютно всем людям. Эмоциональные реакции необходимы, чтобы мы приспособились к окружающему миру, и когда мы умеем управлять эмоциями - адаптация происходит лучше, мы становимся счастливее и успешнее. Система эмоциональных реакций - сложный механизм, и как в каждом сложном механизме в нем могут происходить сбои. Сознание и бессознательные установки вмешиваются в эмоциональную реальность и порождают конфликты внутри личности и с окружающими людьми.

Эмоции несут в себе информацию, ими наполнена жизнь любого коллектива, и управление эмоциями в конфликте - это умение разобраться в этой информации. И да, эмоции можно игнорировать, но они не исчезнут от этого, посему важно научиться разумно управлять ими. Различные эмоциональные реакции дают возможность нам переживать полноту жизни. Вспомните насыщенный день, в который вы имели возможность испытать всю гамму переживаний. Наверняка в этот день вы были активны, имели сильную мотивацию, участвовали во многих событиях. И напротив, безэмоциональный день перед телевизором, когда в скуке вы переключали каналы, и ничто не находило отклика в душе - делал восприятие жизни серым и бессмысленным, к вечеру наступала апатия, ничего не хотелось делать.

Чем больше эмоций - тем жизнь ярче, и поэтому постоянно люди находятся в поиске положительных переживаний, стараются насытить ими жизнь: с помощью общения, фильмов, музыки, поездок, иногда даже экстремальных поступков, а в крайних случаях и через алкоголь или наркотики. Также эмоции позволяют реагировать не в момент происшествий, а задолго до них, и реагировать более сложно. Предположим, мы нарушили правила движения, работник ДПС отнял права. Через месяц их вернули, однако теперь каждый раз, выезжая на дорогу, мы боимся ДПС. Иногда такая осторожность уместна, иногда нет - и тогда систему эмоций нужно корректировать. Каждый имеет личный набор состояний, который обеспечивает и поддерживает соответствующий образ жизни, становится незаменимым помощником в движении к успеху или, напротив, регулярно ведет к поражениям.

Для контроля над эмоциональными реакциями нужно быть открытым к своим эмоциям и состояниям других людей, быть готовыми принять их. А также уметь воздействовать на себя и на других, чтобы задействовать эмоциональный потенциал. Когда у человека появляется эмоция - мышцы начинают работать. Например, ожидая что-то важное или страшное - индивид буквально не может сидеть на месте, ходит, постоянно что-то трогает и крутит в руках. Также эмоции химически обеспечиваются выбросами гормонов, и чем сильнее этот выброс - тем более мощна эмоция, и тем сложнее ею становится управлять. Однако эмоции, даже негативные - всегда энергия, которая при направлении в правильное русло помогает достигать высоких результатов.

Как управлять чувствами и эмоциями?

Каждый человек способен выдержать только определенный уровень эмоционального напряжения. При превышении нагрузки практически любой начинает себя неадекватно вести, что проявляется в агрессии к окружающим и аутоагрессии. А длительное нахождение в эмоциональном напряжении приводит и к психосоматическим нарушениям.

Каждый хочет быть счастливым, и это толкает его на действия, поиск способов получать удовольствие от жизни. Человек приходит к пониманию, что именно от его эмоциональных реакций и умения изменять их зависит его счастье. Даже сталкиваясь с негативными моментами, овладев контролем над эмоциями, каждый может преобразовывать свои реакции, а как результат - и поступки. Во время депрессии личность не может достигнуть желаемого, поэтому улучшение личного психоэмоционального состояния, повышение энергетического тонуса помогают достигать успеха. Даже если не получается изменить эмоции - человек может научиться выходить из этого состояния, при этом владея собой.

В коллективе особенно ценно понимать эмоции и чувства друзей, коллег. Любая группа в социуме, даже семья, периодически входит в состояние конфликта, вызванного различными эмоциональными состояниями, мотивацией, противонаправленными интересами ее членов. И управление эмоциями в конфликте дает шанс не только разрешить разразившийся спор, но и устранить конфликт в самом его зародыше.

Как управлять эмоциями и чувствами? Эмоциональными реакциями хорошо управляют те, кто знает техники управления эмоциями, а также имеет высокий уровень эмоционального интеллекта, который сегодня признан важной составляющей успеха и эффективности наряду с умственным интеллектом. Чтобы повысить этот вид интеллекта, нужно научиться понимать собственные эмоции, различать их, отслеживать их сигналы в теле, принимать их и уметь анализировать, как реакции воздействуют на поведение, осознавать стратегии поведения и выбирать подходящую ситуацию. В контакте с людьми высокий EQ проявляется в том, что его обладатель может быть без страха открыт перед ними, проявлять сговорчивость и эмпатию, умеет хорошо различать чувства других по внешним проявлениям: движениям тела, выбираемым позам, мимике, интонациям. Эмоционально грамотный человек задается вопросом об эффективности своего влияния и своем умении открыто выражать собственные эмоции, постоянно тренируется в этих навыках.

Если вы пожелали научиться управлять эмоциями, задались вопросом об уровне своей эмоциональной грамотности - пройдите методику на измерение эмоционального интеллекта. По ее результатам вы сможете оценить над чем нужно работать и планировать дальнейшее развитие каждой из составляющих эмоциональной грамотности: самосознания, самоуправления, социальной осознанности и управления отношениями.

Способы управления эмоциями

Способы управления эмоциями раскрываются в разных подходах психотерапии: психоанализе, психодраме, гуманистическом, когнитивно-поведенческом и других. Причем когнитивно-поведенческая психотерапия считается самой результативной в коротком периоде, что подтверждено предпочтением, которое отдают ей государственные учреждения, страховые компании.

Практически во всех психологических подходах контролю над мыслями и установками уделяют большое внимание. Чтобы повысить осознанность - возьмите паузу, поразмыслите над тем, что вызвало нежелательную реакцию. Для этого полностью осознайте и примите текущее состояние, затем постарайтесь дать адекватную оценку вашим реакциям, мысленно вернитесь в предыдущее состояние и найдите ресурсную реакцию, войдите в выбранное состояние и мысленно внесите его в текущее. Выполнив эту технику, например, вы сможете из эмоции неконтролируемого гнева перейти в спокойное мета-состояние, в нем вы сможете использовать энергию гнева по выбранному вами назначению.

За техниками повышения осознанности по популярности следуют техники управления эмоциями через тело, так как телесные состояния тесно связаны с эмоциями и сознанием.

Этот подход через тело начать управление эмоциями упражнения предлагает такие: глубокое дыхание, мышечная разрядка. Еще управление эмоциями упражнения могут быть через воображение или на внешнем уровне: представить желательную картинку, нарисовать эмоцию на бумаге и сжечь ее.

Преодолевать барьеры взаимопонимания, возникающие в различных ситуациях общения, непросто. Для этого нужно хорошо разбираться в нюансах человеческой психологии, в том числе и своей собственной. Значительно проще другое — самому не создавать эти барьеры. Чтобы не оказаться основным препятствием на пути к взаимопониманию с окружающими, человеку необходимо знать психологические правила общения, и прежде всего, научиться управлять своими эмоциями, которые чаще всего становятся источником конфликтов.

ВложениеРазмер
statya_upravlenie_emotsiyami.zip 12.37 КБ

Предварительный просмотр:

Преодолевать барьеры взаимопонимания, возникающие в различных ситуациях общения, непросто. Для этого нужно хорошо разбираться в нюансах человеческой психологии, в том числе и своей собственной. Значительно проще другое — самому не создавать эти барьеры. Чтобы не оказаться основным препятствием на пути к взаимопониманию с окружающими, человеку необходимо знать психологические правила общения, и прежде всего, научиться управлять своими эмоциями, которые чаще всего становятся источником конфликтов.

Однако, не всегда эмоциональные взрывы пагубны для взаимоотношений. Иногда они приносят и некоторую пользу, если не затягиваются надолго и не сопровождаются взаимными, а особенно публичными оскорблениями. Но никогда не пойдет на пользу взаимоотношениям эмоциональная холодность, которая в социально-ролевом и деловом общении неприятна, как демонстрация равнодушного отношения к происходящему, а в интимно-личностном общении — просто недопустима, поскольку уничтожает саму возможность взаимопонимания между близкими людьми. Способность противостоять страстям и не поддаваться непосредственным побуждениям, несогласующимся с требованиями разума, во все века считалась важнейшей характеристикой мудрости.

Эмоции же возникают, прежде всего, как реакции на реальные события жизни, которые далеки от идеала разумного устройства мира, и призыв к их согласованию с разумом редко находит благодатную почву.

Подобными рекомендациями мы щедро делимся друг с другом, поскольку хорошо осознаем, что неуправляемые эмоции могут нанести ущерб и самому человеку, и его взаимоотношениям с окружающими. Увы, мудрые советы редко находят отклик. Люди гораздо чаще заражают друг друга вышедшими из-под контроля эмоциями, чем добиваются благотворного воздействия своих рекомендаций по разумному их управлению.

Но как сохранить контроль над интенсивностью эмоций, если первое, что утрачивается,— это способность управлять своим состоянием ?

Первый способ — распределение эмоций — заключается в расширении круга эмоциогенных ситуаций, что приводит к снижению интенсивности эмоций в каждой из них.

Расширению круга эмоциогенных ситуаций способствует общекультурное развитие личности. Чем выше культурный уровень человека, тем большую сдержанность в проявлении эмоций наблюдают окружающие в общении с ним. И наоборот, неуправляемые страсти и бурные вспышки эмоций, называемые аффектами, сопряжены, как правило, с ограниченностью сфер проявления эмоций, что характерно для людей с низким уровнем общей культуры. Вот почему так велика роль искусства в регуляции человеческой эмоциональности. Обогащая свой духовный мир эстетическими переживаниями, человек утрачивает зависимость от всепоглощающих страстей, связанных с его прагматическими интересами.

Применение этих способов управления эмоциями требует определенных усилий, изобретательности, выдумки. Поиск конкретных приемов зависит от личности, уровня ее зрелости.

Сегодня я предлагаю вашему вниманию финальную часть нашей беседы с Михаилом Крапивиным, управляющим партнером компании Krapivin Group. Мы говорим про методики управления эмоциями, основанные на моделях Пола Экмана.

Что такое "эмоциональные навыки и компетенции от Пола Экмана"

Благодаря сериалу "Обмани меня", всем стали хорошо известны методики доктора Пола Экмана, связанные с точным распознанием эмоций у другого человека. Но, насколько я знаю, доктор Экман предложил так же и методики управления своими собственными эмоциями. Расскажите об этом, пожалуйста.

Скорее, он предложил методику распознания эмоциональных состояний. И методику управления своими действиями в таких состояниях.

Ранее мы уже говорили про часть методик Пола Экмана. Они позволяют на основе наблюдения за микровыражениями лица человека точно определять эмоциональные состояние вашего собеседника и, в частности, выявлять признаки лжи. Но значительное количество практик связано с умением управлять собственными эмоциями. Кстати, отчасти это показано в недавно вышедшем мультфильме "Головоломка", научным консультантом которого был доктор Экман.

Это и есть "эмоциональные навыки и компетенции"?

Абсолютно верно. Мы перемещаемся внутри матрицы: "осознание – управление – собственные эмоции – эмоции собеседника". Невозможно научиться управлять собственным действиями в эмоциональном состоянии, если ты даже не знаешь, что ты находишься в эмоциональном состоянии. Не научившись работать со своими эмоциональными состояниями, не сможешь распознать и использовать эмоции собеседника.

Давай разберем механизм возникновения, например, злости. У каждого в "голове" (я говорю "в голове" очень условно!) есть некая "штука", которая по-английски называется automatic appraisal system (автоматическая система распознания). Если человек видит, например, паука, то запускается определенная программа. Она (программа) может быть эволюционной или приобретенной в процессе социализации или обучения. В случае с пауком мы, скорее всего, говорим об эволюционной программе. Именно она через сложную психофизиологическую реакцию запускает механизм возникновения страха. Наблюдая снаружи, мы видим различные проявления страха – расширение зрачков, смещение тела назад, учащение дыхание. Тело автоматически готовится к определенному поведению – бегству, мимикрии и т.д.

Когда эмоция уже "запустилась", ты попадаешь в так называемый рефрактерный период. Это период, в течение которого ты не можешь оценивать входящую информацию за пределами той гипотезы, которая у тебя есть. Грубо говоря, ты просто боишься. Если в этот момент поступят какие-то сигналы, которые говорят тебе о том, что бояться не надо, то ты их автоматически проигнорируешь или придашь им минимальную значимость.

Про рефракторный период

Как долго длится рефрактерный период?

Рефрактерный период бывает разной продолжительности. Его длительность может составлять от пары секунд до нескольких часов. Она зависит от ситуации, особенностей физиологии и психики конкретного человека, от триггера, запустившего механизм эмоции.

Как со всем этим работать? Что предлагает методика?

В пределах рефрактерного периода ты ничего не можешь сделать с самой эмоцией. Но ты можешь натренироваться четко ее отслеживать и сознательно выбирать ту или иную стратегию поведения в каждый момент времени. Например, в случае с гневом, как минимум, взять паузу, выйти из взаимодействия. Часто это позволяет сохранить хорошие отношения, не сделать что-то сгоряча.

Экман и дает методику, следуя которой можно несколько сокращать рефрактерный период и четко отслеживать собственные эмоциональные состояния. Иным словами, ты отдаешь себе отчет в том, что ты сердишься, вытаскиваешь эту эмоцию в сознание, а, значит, можешь анализировать триггер и лучше контролировать свои действия.

Как трансформировать эмоции

Можно ли трансформировать одну эмоцию в другую? Скажем, перевести гнев в радость?

В реальной ситуации, "на лету" это сложно. Рефрактерный период – очень мощная штука. Просто вспомни свое состояние, когда у твоей подруги семь часов был выключен мобильный. Представь первое, что ты ей скажешь, когда получишь заветную смску "абонент в сети". Но есть другой механизм, который подробно разбирается Полом Экманом и отрабатывается на тренинге. Он называется "реконструкцией" и позволяет существенно сократить рефрактерный период.

Например, есть очень интересное упражнение, в рамках которого ты "собираешь" свое лицо в нужную тебе эмоцию. Что при этом происходит? "Слепок лица" запускает соответствующую эмоцию. Да, это работает в обе стороны – как от эмоции к микровыражениям, так и от мышц лица к эмоциям. Конечно, она не включится мгновенно. Но начнет тебя постепенно вытягивать из рефракторного периода.

Например, человека что-то пугает, а он начинает улыбаться?

Да, но улыбаться особым образом. На том же тренинге мы учим распознавать искреннюю улыбку, отличать ее от улыбки искусственной. Только искренняя улыбка способна инициировать психофизиологические процессы, обуславливающие радость. Для этого нужно знать определенную последовательность движений мышц лица и уметь ими пользоваться.

Есть ли еще какие-то механизмы управления эмоциями?

Конечно. Например, метод запуска воспоминаний (memory recall). Ее суть состоит в умении в нужный момент вспомнить свои ощущения, которые ты испытывал когда-то раньше, находясь внутри сильной эмоции. Например, детально вспомнить ощущение радости. Это также позволяет сократить рефракторный период негативной эмоции. Но для этого нужна серьезная подготовительная работа. Все секреты раскрывать не буду (улыбается).

В вопросе управления эмоциями есть еще один интересный аспект. Учась точно определять эмоции своего собеседника, ты постепенно приходишь к умению так выстроить коммуникацию, что она никогда не будет вызывать в тебе самом негативные эмоции. Мы даем модель такой коммуникации, обучаем умению управлять рефрактерным периодом твоего собеседника. Грубо говоря, обучаем тому, как не позволять себя, например, раздражать.

Есть ли какое-то эмоциональное состояние, которое считается оптимальным для нахождения в нем?

Нет, конечно. Каждая эмоция решает свои эволюционные задачи. Гнев, как правило, вызывается каким-то препятствием. У тебя есть определенная цель, ты хочешь этой цели достигнуть, что-то мешает достигнуть цели – ты испытываешь гнев. На уровне физиологии злость – это подготовка тела к бою.

Страх – диаметрально противоположное явление. Ты убираешь себя из зоны досягаемости непосредственной опасности и оцениваешь ситуацию. В предельном случае физиология готовит организм к бегству.

Доктор Экман всегда говорит о том, что эмоции могут спасти жизнь и могут обогатить жизнь. Они же могут ее разрушить. Соответственно, тренинг направлен не на то, чтобы выхолостить эмоции (например, сделать так, чтобы человек постоянно улыбался). Нет, конечно! Цель тренинга дать инструментарий, позволяющий распознать свои эмоции и эмоции собеседника, использовать это для более эффективной коммуникации.

Как работать с триггерами и скриптами эмоций

Ты упомянул про триггеры, запускающие эмоции. Что это такое?

Да, у каждой эмоции есть триггер. Он может находиться во внешнем окружении, а может "внутри психики" (например, вы вдруг что-то вспоминаете и реагируете на это).

Триггеры можно научиться выявлять. Мы даем для этого специальную методику.

Что происходит после того, как триггер сработал?

Триггер запускает определённый скрипт или сценарий. Вернемся к примеру с телефоном. Допустим, молодой человек общается с девушкой. У них любовь. Он ей звонит, и обнаруживает, что абонент не отвечает или временно недоступен. Через некоторое время выясняется, что в это время она была с другим… Какой скрипт пропишется в психике этого парня? Очень вероятно, что он бессознательно соединит эти два события – выключенный телефон и измену. И каждый раз, сталкиваясь с "недоступностью абонента", он будет автоматически впадать в крайне опасное состояние. Причем, даже не задумываясь о том, что причин у того, что телефон выключен, могут быть десятки, если не сотни.

Мы учим выявлять такие скрипты и вычищать их.

Получается, мы еще говорим о некоей разумности и о выборе своей собственной эмоции?

Да, абсолютно точно. Скорее даже не о выборе эмоции, а об умении в нужный момент подключить способность анализировать. Речь про осознанность, как ты понимаешь.

Еще раз повторю центральную мысль. Важно признать, что тебе очень сложно контролировать психофизиологический процесс, связанный с эмоциями, и, в особенности с уже стартовавшим скриптом. Но осознав свое эмоциональное состояние, ты можешь решить, что тебе делать или не делать в этой ситуации.

Скрипт можно скорректировать?

Да, скрипт можно изменить или совсем вычистить. Не факт, что у тебя когда-то получится обнаружить и проработать все "негативные скрипты". Но то, что можно снизить силу триггеров — это так.

Например, я уже в течение долгого времени веду так называемый Дневник гнева. Благодаря ему, я научился распознавать по определенным психофизиологическим признакам то, что я нахожусь в состоянии гнева. Этот факт я фиксирую. И так же фиксирую то, что (с моей точки зрения) послужило триггером. Подробно описываю ситуацию и свои реакции на нее. Анализирую ее.

Михаил Крапивин

Управление эмоциями в разговоре

Напоследок давай вернемся к роли эмоций в разговоре. Что про управление эмоциями других?

На тренинге мы даем определенную модель коммуникации – PEER (англ. Planning, engagement, Exploration, Resolution — Подготовка – Контакт – Исследование – Решение). Мы уже с тобой не раз беседовали на тему древнекитайского трактата Гуй Гу-Цзы – закрытого наставления для адептов так называемой дипломатической школы стратегии. По сути, еще до нашей эры китайцы придавали сакральное значение разговору, как основному средству достижения целей. Парадокс, но в трактате описана примерно такая же модель.

Фундаментальная роль в общении отводится оценке эмоций (в русском переводе – оценке чувств) собеседника. Для этого необходимо открываться и раскрываться. Вслушиваться (активное слушание) и созерцать деятельность (поведенческий анализ). "Несходство и сходство" состоит в том, что если собеседник не дает поведенческих реакций для анализа чувств и намерений, их нужно спровоцировать вопросами. Эмоции собеседника в трактате называют "зацепка изнутри". Понимание эмоционального состояние собеседника можно использовать в разговоре множеством способов для достижения своей цели. В трактате многое сказано о важности и способах подстройки под собеседника с учетом собранной поведенческой информации. И, разумеется, уже там сказано о том, что чувства (эмоции) человека скрыты у него на лице. Автор трактата, по легенде, владел тайным искусством чтения лица (чем тебе не китайский вариант доктор Экмана до нашей эры?). "Оселок разговора" — это искусство вопроса, призванное раскрыть эмоции и намерения.

И, разумеется, как и в знаменитом "Искусстве войны", в трактате сказано, что все начинается с познания себя и взращивания в себе покоя (осознание собственных эмоций и управление ими, включая их стратегическое использование этого эффекта в разговоре).

По сути, я сейчас передал тебе программу тренинга, просто эта структура теперь наполнена последними достижениям науки о поведении, 50-ю годами труда Пола Экмана и его коллег.

Что ты можешь пожелать нашим читателям?

Проживайте богатую эмоциональную жизнь. Ведь ваши эмоции во многом и есть ваша жизнь. Позволяйте своим эмоциям уберечь вас в сложные моменты. Не давайте им разрушить ваше жизнь. Будьте счастливы! Живите интересно!

Дополнительно почитать

    (интервью, часть I) (интервью, часть II) " (серия онлайн-уроков) (интервью) (интервью)

Тренинги по методикам Пола Экмана

Для читателей моего блога предоставляется дополнительная скидка 5% .

Промо-код: sukhov

Читайте также: