Украинские народные танцы доклад

Обновлено: 08.07.2024

История народного украинского танца очень длинная, насыщенная эмоциями и переживаниями многих поколений нации. Танец, как и песня, отображает душу народа, все его волнения — радостные и печальные, героические победы и горестные поражения, трудовые достижения, юмористические черты в сочетании с трагизмом. Украинские народные песни и танцы славятся в целом мире благодаря ярко выраженному национальному колориту, силе духа, эмоциональной насыщенности, неповторимости мелодии, ритма, движений.

Украинские народные танцы покоряют иностранцев переходом от пылкой страсти, кульминационных порывов к спокойному, нежному течению, ведь особенно женские движения часто напоминают водную гладь — то бурлящую, то тихую…

Известные танцы

Казачок – украинский народный танец. Назван в честь запорожских казаков. Часто казачок называют упрощенным гопаком. Его исполняют только попарно, размер 2/4, без сложных трюков. Участие девушек придает танцу нежности, лиричности, мягкости. Приветствуется импровизация, юмористические элементы. Польский композитор С. Дусяцкий считается первым музыкальным обработчиком казачка;

– украинский народный танец — традиционный жанр народной (карпатской) музыки. Возник в городе Коломыя Ивано-Франковской области (Украина). Исполняется в сопровождении коротких песен с аналогичным названием. Песни чаще всего юмористического характера, реже исторического, бытового. Танцуют коломыйку попарно или четное количество исполнителей, ставши в круг.

Основные элементы костюмов

История украинской народной одежды тесно связана с традициями Киевской Руси.

Живописным и самобытным был женский украинский костюм. Он состоял из удлиненной сорочки-вышиванки, подпоясанной пестрым поясом-кромкой, запаски или плахты – поясной одежды из двух частично сшитых отрезов клетчатой шерстяной ткани. Эта одежда дополнялась корсеткой, т. е, безрукавкой из тонкой шерстяной материи, бархата или шелка, и фартуком, украшенным снизу вышивкой. На Левобережье на рукавах, вороте, на нагрудной части и по низу рубашки вышивались льняной бледно-серой нитью, а на Правобережье – красной и черной. Дополнением к одежде служили цветные ленты и мониста, придававшие ей праздничность.

В начале XX столетия запаски и плахты были постепенно вытеснены юбками и платьями фабричного производства, но и они в разных регионах имели свои особенности. Обувались украинки в ботинки на невысоком каблуке, со шнуровкой или пуговицами, а зимой носили украшенные орнаментом кожаные сапожки преимущественно красного цвета.

Мужская одежда была менее яркой, но достаточно выразительной. Костюм мужчины состоял из длинной рубашки, широких шаровар или узких штанов, безрукавки, похожей на современную жилетку, и пояса с длинными кистями. Обувались украинцы в сапоги, преимущественно черного цвета. Среди жителей Западной Украины имели широкое употребление постолы, или лычаки, – мягкая обувь из целого куска кожи без пришивной подошвы. Их обычно носили с онучами, привязывая к ногам веревками. Летом повседневным головным убором украинцев были соломенные брыли. На Гуцульщине и в Карпатах мужчины носили черные фетровые шляпы-кресани, украшенные узорной пряжкой или разноцветными шнуровками, за которые вставлялось птичье перо. Зимние шапки изготовлялись преимущественно из овчины или из сукна с меховой опушкой. На Черниговщине носили малахаи – меховые шапки с наушниками, которые были похожи на современные шапки-ушанки.

Зимой и мужчины, и женщины одевались в кожухи из выдубленных овечьих шкур. Популярной верхней одеждой были также жупаны, свитки или епанчи.

Коллективы и личности

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Украинский народный танец

Искусство Украины, как и всякое искусство, отражает в себе всю историю и жизнь украинского народа. Украинский народ на протяжении столетий формировал свою самобытную культуру, в которой достойное место занимает хореографическое искусство. Украинский народный танец, развивался, обогащаясь новым содержанием и своеобразными выразительными средствами. В нем нашли свое отображение радость творческого труда, героизм борьбы и величие побед, задорная веселость, мягкий юмор и другие черты, присущие украинскому национальному характеру. Лучшие художественные образцы народных танцев дошли до наших дней.

Танец Украины – то задумчиво лиричен, то неудержимо весел, скромен и нежен.

Сегодня народное искусство Украины по своим отличительным чертам и этнографическим особенностям делится на 4 основные региона :

а) Центральная Украина. Этот район характеризует то, что обычно принято считать обще украинским. Здесь сложился общенациональный украинский язык. Танцем культура этого района очень богата. Здесь бытуют гопак, и казачки, веснянки, хороводы и прочие танцы.

hello_html_m190cf44a.jpg
hello_html_2134cb70.jpg

Полтавская область Днепропетровская область

б) Полесье и Подолье. Тут особенно сказывается географическое положение и климатические условия, также соседство с другими народами. Особый род занятий породили и своеобразную манеру исполнения танцев. Шаги танцев более мелкие, с прискоком, осторожные. Наиболее распространенными в этих краях являются такие танцы как – "Прутняк". Само название этого танца говорит за себя – это, значит, крутиться, вертеться. Из географического положения видно, что на творчество Полесья большое влияние имеют Польша и Белоруссия.

hello_html_m4ae007b4.jpg
hello_html_m3516f9a0.jpg

Львовская область Волынская область

в) Подолье. Район Украины, примыкающий к Карпатам и выходящий к границе с Венгрией, Румынией, Чехией. В этих местах издавна развивались овцеводство, скотоводство, имеющие решающее значение в оформлении быта и культуры этого края. В танцах преобладают трудовые и игровые темы. Повсеместно бытуют в этой местности такие танцы как "Роман", "Никола", "Марина" и пр., которые чаще всего строятся на игровом элементе и на отношениях между участниками. Очень распространены тут обрядовые пляски и хороводы.

hello_html_656e1843.jpg
hello_html_66d1f8bf.jpg

г) Карпаты. Наиболее в этнографическом плане большая зона. Карпаты населяет множество больших и малых народов. Культура здесь очень богата и своеобразна, подчас даже контрастна одна другой. Тут как нигде сказывается близость и влияние соседей. Каждый район и область очень своеобразны и неповторимы. Гуцулы, буковинцы, бойки, станиславцы, верховинцы и множество других народностей, населяющих Карпаты, - все имеют свою песню, танцевальную культуру, свой костюм, свои обряды и обычаи.

hello_html_m5e15ef44.jpg
hello_html_4467162e.jpg

Западное Закарпатье Восточное Закарпатье

Характеризуя общенациональные танцы Украины, следует, прежде всего, отметить то, что на их развитие огромное влияние имели обряды Украины. Изобилие народных обрядов, обычаев, празднований, гуляний – порождало новые традиции, новые танцы.

Можно выделить три основных жанра украинских народных танцев: хороводы, сюжетные и бытовые танцы.

Хороводы - это древнейший из видов народного танцевальгоно искусства почти у всех народов мира. На Украине много танцев и игр, связанных с различными временами года. К ним относятся весенние игры - "Веснянки", летние игры - "Зеленый шум", "Заинька", "Лисаныса", осенние игры - "Ходит гарбуз по городу", "Перепелка", зимние игры - "Метелицы". Все эти танцевальные игры близки к хороводному танцу.

В украинском фольклоре есть три основных вида девичьих плясок.

Наиболее распространенный вид - "Плетень". Этот хороводный танец в различных областях носит разные названия: "Веснянка", "Винок", "Заплетания" и др.

"Плетень" танцуют вереницей, взявшись за руки. Проходя под "ворота", девушки заплетают и расплетают рисунок танца. Вдруг вереница распадается па группы по 3-4 и более участниц, и каждая из них водит свой плетень. Затем группы снова сливаются в длинную вереницу, и снова вьется затейливый рисунок.

Вторым характерным, хотя и менее распространенным видом девичьего танца является "Кривий танок". Это также хороводный танец, но вереница здесь замкнута. В отличие от обычных хороводов "Кривий танок" водят не по кругу, а как бы по контуру небольшой фасоли. Девушки держатся не за руки, а за концы разноцветных платков.

Непрерывно двигаясь по линии хоровода (в одну, а иногда и в другую сторону), девушки сменяют одно танцевальное движение другим, постепенно его усложняя. В отличие от "Плетня" здесь встречаются преимущественно "дробушки","выдрубци", "тынки" и т.п. При всем этом "Кривий танок", как и "Плетень", чрезвычайно лиричен.

Третий вид составляют множество веснянок (игр-танцев) с песенным сопровождением. Танец здесь является иллюстрацией текста веснянки и импровизируется в зависимости от изобретательности исполнительниц.

"Веснянки" зародились еще в языческие времена и имели тогда культово-обрядовое значение. Исполнялись "Веснянки" в период весны и начала лета, от Масленицы до Ивана Купала. В последующее время они утратили свое обрядовое значение. Центральный момент "Веснянок" - хоровод, часто в него вводятся цветы, венки.

Сюжетные танцы возникли позже, чем хороводы. В композиции танцев этого типа, в последовательности танцевальных фигур видно логичное и четкое развитие сюжетной линии.

По тематике сюжетные танцы можно разделить на группы, где основной темой являются:

а) ремесла: "Шевчик" - сапожник, "Коваль" - кузнец, "Косарь", "Кравчик" - портной, "Лесорубы" и т.д.;

б) народная героика: "Опришки" - так назывались народные повстанцы, "Аркан";

в) народный быт: "Катерина", "Коханочка", "Горлица";

г) явления природы: "Гониветер", "Зоренька";

д) образы животных: "Гусак", "Козлик", "Бычок".

Среди хороводов и сюжетных танцев есть одноименные

произведения, например, "Шевчик", "Коваль", "Голубка" и т.д. Но если в хороводах раскрытию смысла помогает текст песни, то в сюжетных танцах смысл раскрывается хореографическими способами.

Танец "Шевчик" исполняется на одной ноге: танцор беспрерывно подскакивает на одной ножке и в то же время подражает жестам сапожника, вырезающего кожу, забивающего гвозди и т.д. Это подскакивание создает своеобразный образ весельчака, мастера "золотые руки", у которого дело горит в руках, а шутка помогает в работе. В конце танца приходит заказчица, и мастер оказывается лихим ухажером, удалым плясуном, одним словом, "добрым казаком".

В группе сюжетных танцев, где темой является народный быт, встречаются и такие, которые по характеру хореографической композиции максимально приближаются к бытовым танцам. Ярким примером в этом отношении является танец "Катерина", композиции которого представляет собой казачок.

В бытовых танцах изображаются исконные черты характера украинского парода: свободолюбие, героизм, находчивость, веселость, юмор. Благородство, удаль отличают старинную героическую пляску "Гонта", которую пляшут один или несколько мужчин с саблями. Эта пляска представляет собой танцевальную импровизацию на тему клятвы на оружии запорожца-сечевика в верности родной земле. Это воинственная героическая пляска, в которой соединены традиционный ритуал военной присяги, существовавший в неписанных законах Запорожской Сечи (посыпание головы землей и т.п.) с демонстрацией военного мастерства владения оружием (саблей).

Бытовые танцы можно разделить на три группы:

а) метелицы, гопаки, казачки;

б) коломийки, гуцулки, верховины;

в) польки, кадрили.

Основой хореографии бытовых танцев являются хороводы на бытовую тематику. Танец "Метелица" еще не утратил связи с хороводами. Смысл танца передается активной динамикой движений, быстрой сменой фигур и разнообразными вращениями, что создает образ этого природного явления.

Название танца "Гопак" происходит от возгласа: "Гоп! ", танец в основном импровизационный. В танце преобладают прыжки, присядки, разнообразные вращения. Между исполнителями возникает своего рода соревнование, наподобие русского перепляса.

В прошлом "Гопак" исполнялся только мужчинами и, наряду с "Метелицей", был одним из любимых танцев запорожских казаков. Теперь танец исполняется женщинами и мужчинами. Наряду с этим "Гопак" может исполняться одним (обязательно мужчиной), двумя, тремя и больше танцорами. При исполнении этого танца ведущая роль принадлежит мужчинам. В чередовании фигур танца все подчинено тому, чтобы изобразить в танце героику, силу, мужество.

Название танца "Казачок" связано с жизнью воинов-казаков. В танце воссоздается образ непобедимого казака-запорожца полный отваги, неисчерпаемого оптимизма.

В отличие от "Гопака", “Казачок” танцуется в очень быстром темпе. Исполнение танцевальных движений отличается бисерной техникой. Дорожки, тынки, выхилясники, веревочки, присядки, голубцы и др. танцевальные движения, рисунки вихрем проносятся перед зрителем.

В "Казачке", как и в "Гопаке", распространено соревнование между отдельными исполнителями и группами. Композиция "Казачка" требует строго последовательного чередования отдельных фигур, в отличие от "Гопака", который носит импровизационный характер.

Раньше "Казачок" исполнял один танцор - хлопец, или пара (дивчина и хлопец). Теперь это массовый танец, в котором основная роль отводится женской группе.

"Плескач" - в этом танце много хлопков в ладоши (оптлесков). Танец исполняется любым количеством пар, имеет условную последовательность определённых фигур, для каждой области Украины свою. В определенной степени плескачи родственны русским кадрильным пляскам.

"Виз" (воз) - танец-импровизация, воспроизводящая свадебный воз. В середине "воза" невеста и жених. Они окружены группой дружек. Везут воз два-четыре "коня" - хлопца, по бокам воза "колеса" - хлопцы, за возом веселая гурьба гостей. Такова примерная композиция начала танца. Пройдя круг или два, "воз" рассыпается и танец продолжается в обычной форме одной из украинских народных плясок. Заканчивается танец обычно первоначальной композицией.

"Зирка" (звездочка) - композиционная особенность танца в том, что девушки и юноши или совсем не соединяются в танце, или соединяются только в каких-то переходных фигурах. Рисунок танца в основном составляют фигуры "звездочек" в самых разнообразных вариантах. Фигуры "звезд" заранее не обуславливаются и каждый исполнитель должен, быстро ориентируясь, найти свое место в возникающей фигуре. Пляшут "Зирку" обычно на ходу, т.е. идя по улице, или из села в село на гулянье. Танец начинают обычно девчата, а потом в пляску включаются хлопцы.

Коломийки, гуцулки, верховины являются танцами Западной Украины.

Композиция закарпатских, гуцульских и прикарпатских танцев характеризуются ограниченным количеством рисунков, мелкими движениями, сложными по технике.

Народные танцы жителей Карпат - украинских горцев (гуцулов, бойков, лемков) имеют специфические особенности, обусловленные влиянием искусства соседних народов: словаков, поляков, венгров, румын, молдаван.

Основной вид - круговые коломийковые танцы, распространившиеся в западных областях Украины с XIV века. Широко распространены и казачковые танцы, характерные для восточных областей Украины. Они утвердились в быту украинских горцев с XVI века. Коломийко-казачковые танцы, музыкально-хореографическую структуру которых в первой части составляют коломийковые и во второй - казачковые, являются по своей мелодике основными танцами гуцулов.

У всех прикарпатских танцев много общего: ограниченность танцевального пространства, коллективность исполнения, контрастность и симметрия.

Ограниченность танцевального пространства проявляется в конструкции танцев всех украинских горцев - в приеме закрытой круговой фигуры, где танцоры держатся за плечо или скрещенными за спиной руками и в фигурах, построенных концентрически из 2-х - 3-х кругов или круга с сольной парой в центре. Прием ограниченности проявляется также в исполнении дробных движений и мужских движений с невысоким подниманием ног, при невысоких подскоках, небольших выпадах.

Общим для танцев всех украинских горцев является также преобладание в них основных и производных круговых фигур.

Хороводы в Прикарпатье распространены нешироко из- за гористой местности. Можно назвать весенние хороводы "Веснянка", "Жук", "Вербовая дощечка", "Галычанка", "Решето", несколько новогодних хороводов.

Из сюжетных танцев на народно-героическую тему один из наиболее распространенных танцев гуцулов - "Аркан". Танцуют любое количество мужчин в круге или полукруге, форма которых сохраняется на продолжение всего танца.

Образовав круг, все мужчины кладут руки друг другу на плечи. Часто танец начинается ритмическим покачиванием на месте из стороны в сторону. Основной шаг "Аркана" повторяется в продолжение всего танца, чередуясь с другими движениями. Все движения исполняются очень четко, согласованно. Характерна для танца "Аркан" смена динамики: то движения исполняются сильно, широко, то вдруг неожиданно изменяются целые фигуры. В народе танец исполняется во главе с ведущим, который подает голосом сигнал для перемены движений: "гайдук", "аркан", "дубовый лист" и т.д.

В отличие от других народных танцев, "Коломийка" до последнего времени сохранилась как песня, инструментальная пьеса и танец. Часто в народе эти разновидности объединяются в одно целое: под песнь хора в сопровождении оркестра танцуют "Коломийку". "Коломийка" - танец отличается богатством танцевальных движений, живым темпом исполнения, ярким колоритом. Некоторые исследователи считают, что слово “коломийка” происходит от слова “коло” - круг, а некоторые - от названия города Коломый Иваново-Франковской области.

"Гуцулка" и "Верховина" в музыкальном отношении являются вариантами коломиек. С хореографической стороны "Гуцулка" отличается от "Коломийки" тем, что вторая ее часть называется казачок и имеет разнообразный рисунок и построение.

"Пивторак" - древний украинский танец. Им кончались вечерницы, свадьбы, праздники.

Среди народа широко бытуют польки и кадрили, в хореографическом отношении весьма простые. Полька в сценическом исполнении строится на основе народных полек, но с увеличением числа фигур (до 12). В ней присутствует мотив соревнования между группами исполнителей или парами, усложняется хореографический рисунок.

Кадриль также состоит из большего количества фигур - до 12.

Широкая популярность украинского народного танца объясняется его самобытностью и разнообразием, богатством хореографических средств, глубиной образов и сюжетов, красотой рисунка, богатством эмоциональных красок. Где ю мор, большая искренность, задор, жизнерадостность сочетается с наличие сочных бытовых черточек и особенностей . Все это придает украинскому танцу необычайную привлекательность и делает его ценной составной частью многонационального хореографического искусства.


Народное творчество Украины – одно из самых ярких не только на территории стран бывшего Советского союза, но и во всем мире и танцы занимают в нем одно из важнейших мест. Как и любой другой народный танец, украинский развивался на протяжении всей истории народа, проживающего на территории современной Украины и впитал в себя результаты многовекового становления украинской самобытности, довольно сильно отличающейся от русской и белорусской.

Одним из самых любимых и известных на весь мир украинских танцев является гопак. В танце участвуют юноши и девушки, причем ребята танцуют энергично, резко, задорно, а девчата мягко, ласково и нежно. Всего в эстрадной версии танца участвуют 7 человек- 5 юношей и 2 девушки. Обязателен народный костюм. Девушка одета в широкую юбку с национальным орнаментом, в волосы вплетены ленты, юноша в широких штанах и белой рубахе.

Украинский народный танец. Ukrainian folk dance. Гопак.





Народное творчество Украины – одно из самых ярких не только на территории стран бывшего Советского союза, но и во всем мире и танцы занимают в нем одно из важнейших мест. Как и любой другой народный танец, украинский развивался на протяжении всей истории народа, проживающего на территории современной Украины и впитал в себя результаты многовекового становления украинской самобытности, довольно сильно отличающейся от русской и белорусской.

Одним из самых любимых и известных на весь мир украинских танцев является гопак. В танце участвуют юноши и девушки, причем ребята танцуют энергично, резко, задорно, а девчата мягко, ласково и нежно. Всего в эстрадной версии танца участвуют 7 человек- 5 юношей и 2 девушки. Обязателен народный костюм. Девушка одета в широкую юбку с национальным орнаментом, в волосы вплетены ленты, юноша в широких штанах и белой рубахе.

Украинский народный танец. Ukrainian folk dance. Гопак.


Украинский народный танец - это настоящее искусство, сочетание фольклора и музыки. Оно известно не только в Украине, но и по всему миру. Украинское народное творчество впитало в себя лучшие традиции и обычаи и конечно же результаты становления украинского народа как нации.

Что такое украинский танец? Какова история его возникновения? Какие его виды являются самыми популярными? Об этом все и не только вы узнаете в этой статье, которую подготовила команда TS.

Издавна украинские народные танцы покоряют сердца иностранцев пылкой страстью, переходом к кульминационных моментов, нежным течением движений и разноцветными костюмами. Они насыщены эмоциями, переживаниями и многовековым опытом поколений. Танцы воплощают различные идеи, которые бы не придумали люди, они - это сочетание колорита, силу духа, эмоциональной насыщенности и неповторимости ритма и звуков.

народные танцы

Самые популярные типы танцев в Украине

Первое место принадлежит гопаку. Это и неудивительно, ведь он и сейчас остается любимым танцем украинских мужчин.

Сначала гопак был своеобразной разминкой, во время которой казаки оттачивали свое боевое мастерство. Впоследствии этот танец распространился далеко за рубежи Запорожской Сечи и приобрел популярность среди различных категорий населения.

Движения не являются простыми, требуют хорошей физической подготовки, но все же выполняются с улыбкой и вдохновением. Девушки танцуют заигрывая и постепенно меняют веселое настроение. Для постановки танца необходимо 5 юношей и 2 девушки. Интересной особенностью является то, что иногда ребята танцуют с казацкими саблями.

Гопак

Танцевальные костюмы похожие на национальную одежду, но все же чем-то отличаются. Обычно девушки одевают белые рубашки с вышитыми узорами и национальной символикой, поверх них - шерстяную поневу (юбка) и фартук. Красные бусы, сапожки и венок с цветами прекрасно дополняют образ украинской девушки.

Шаровары - "визитная карта" гопака. Это широкие мужские штаны, обычно красного или синего цветов, которые подвязывают кушаком (поясом). И еще одно интересное об этом танце: он завоевал золотую медаль на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов.

украинские танцоры

национальный ансамбль

уркаинские артисты

Вторым за популярностью в Украине есть казачок - танец назван в честь казаков. Выполняется попарно без лишних трюков. Он характеризуются легкостью, нежностью и лиричностью. Часто используются импровизация и юмористические моменты.

танец Казачок

Коломыйка - разновидность карпатского танца. Название происходит от коротких песен. Танец исполняется попарно или с четным количеством участников, танцуют в кругу.

Коломыйка

карпатский танец

Самым простым танцем является хоровод. Это обрядово-игровой танец синкретического типа. Этот вид танца был популярен в период рождественских и весенних праздников. Целью танца было гадании на счастье в любви и в семейной жизни.

хоровод

украинки

Теперь вы познакомились ближе с украинским танцами и узнали как их выполняют в Украине. Танцы - это не только музыка, движения и костюмы, это также и люди, которые над ними работают, это мечты, которые воплощаются в жизнь, это то, что приносит окружающим настоящее удовольствие.

Читайте также: