Уголовное право древней руси доклад

Обновлено: 17.06.2024

Уголовное право и судебный процесс в Древнерусском государстве

Субъектами преступления, являлись феодалы, городские жители, феодально-зависимые люди. Рабы не были субъектами преступления. Сначала раба ударившего свободного человека можно было убить, потом (при Ярославичах) было узаконено, что убивать нельзя, но можно бить или взять с его хозяина выкуп за оскорбление.

Если несколько человек вместе совершили преступление, то наказание несли все одинаковое, независимо от степени участия в преступлении.

Часть наказаний в Древнерусском государстве осталась от более раннего периода (кровная месть). Но по мере развития феодальных отношений, стали возникать новые виды наказаний — поток и разграбление, смертная казнь, а за преступления прошв церкви и вероучения — членовредительские наказания. Вкратце рассмотрим эти наказания.

Кровная месть. Существование кровной мести, оставшееся от более древних времен, хотя и в ограниченном числе случаев, противоречило интересам феодалов. Принципы феодального права требовали, чтобы жизнь феодалов охранялась более энергично, чем жизнь простых крестьян, а тем более зависимых. Поэтому к концу XI в. кровная месть была отменена.

Смертная казнь. В Русской Правде о ней не говорится, но из летописи мы узнаем о существовании такого наказания. Духовенство, например, договаривалось с князем о применении смертной казни к церковным преступникам — богохульникам, язычникам и т.д.

Членовредительство. Церковь добивалась применения и членовредительских наказаний. Так, новгородский епископ Лука в 1053 г. приказал отрезать своему рабу нос и обе руки. В 1189 г. киевский митрополит приказал урезать язык, отсечь правую руку и вынуть глаза ростовскому епископу Феодору. По-видимому, ослепление стало применяться и князьями. Наконец, церковь прибегла к заточению.

Поток и разграбление. Преступника и членов его семьи обращали в рабство или изгоняли и конфисковывали его имущество (этому наказанию подвергались конокрады, поджигатели, разбойники).

Денежное взыскание. Оно имело несколько видов. Вира — денежное взыскание за убийство, первоначальный ее размер составлял 40 гривен. После того как в праве начинают проступать феодальные принципы за убийство княжеских людей, стала взыскиваться двойная вира (80 гривен). За некоторые преступления, например за убийство и увечье женщины, взыскивалось полвиры (20 гривен). Дикая вира охватывала те случаи, когда члены общины сообща выплачивали виру. Вира являлась штрафом в пользу князя, родственники убитого получали вознаграждение, называвшееся годовщиной или головничеством.

Продажа — штраф, взимавшийся в пользу князя.

Урок — вознаграждение, получаемое пострадавшим в различном размере в зависимости от характера обиды.

В Древнерусском государстве существовала достаточно обширная классификация преступлений.

Имущественные преступления. Наиболее тяжкими видами кражи были конокрадство и кража из закрытых помещений, татьба (кража), истребление и повреждение чужого имущества, противозаконное пользование чужим имуществом (пользование чужой лошадью), поджог жилого и нежилого помещений.

Преступления против личности. Прежде всего это убийство. Нормы об убийстве в древнерусском праве менялись по мере развития принципов феодального права. Во всяком случае, мы видим стремление законодателя более энергично защищать жизнь приближенных князя, чем простых смердов. Убийство огнищанина — двойная вира — 80 гривен, свободного человека — 40 гривен. Существовали и такие разновидности, как убийство в ссоре, убийство в разбое, нанесение увечий, побоев, членовредительство.

Преступления против чести — оскорбление. В Русской Правде говорится только об оскорблении действием, например вырывании волос из бороды или усов.

Преступления против семьи и нравственности имели три вида:

  • умыкание;
  • пошибание (изнасилование) боярских жен и дочерей;
  • роспуст (самовольный развод с женой).

Эти преступления предусмотрены нормами церковного права.

Судебный процесс. По Русской Правде он носил состязательный характер. Главная роль принадлежит сторонам процесса. Они назывались истцами. По заявлению истца, как правило, начиналось судебное разбирательство.

В Русской Правде не содержится точных и исчерпывающих указаний, каким образом ответчик или обвиняемый призывался в суд. Однако анализ ряда статей Пространной Правды и Краткой Правды позволяет сделать вывод о том, что судебные органы играли важную роль в возбуждении дела. В частности, дело об убийстве могло начаться по инициативе судебных органов, а не только по жалобе родственников. Кроме того, поскольку доходы от суда были достаточно существенными, государственные органы (суды) и должностные лица, связанные с процессом (вирники, мечники, метельщики), были заинтересованы в розыске лиц, совершивших преступления и осуждении их.

Между сторонами происходила тяжба, спор. Роль суда практически сводилась к тому, что как своеобразный арбитр он оценивал доказательства, представленные сторонами и выносил решение (приговор) в устной форме.

Основными видами доказательств были:

Свидетели были двух видов: послухи (свидетели доброй славы, дававшие характеристику лицу) и видоки (свидетели-очевидцы).

Ордалии — испытание водой и железом. Русская Правда содержит нормы об испытании водой и железом, но не говорит о способах. Историческая практика свидетельствует о том, что при испытании железом в руку брался кусок раскаленного металла. Если через определенное время рука заживала, лицо считаюсь невиновным, если не заживала — виновным. При испытании водой испытуемый связывался веревкой и опускался в водоем. Если он шел ко дну, считался невиновным, и его вынимали из воды. Если не шел ко дну, считался виновным.

Другой вид ордалии — судебный поединок — не упоминается в Русской Правде, о нем сообщают арабские историки. Победивший в поединке выигрывал дело.

Жребий как доказательство использовался для того, чтобы определить, кто должен приносить присягу. С принятие христианства давалась словесная клятва, сопровождавшаяся целованием креста.

В Русской Правде нет указаний на возможности обжалования решений суда. Но это не значит, что князья не принимали жалоб на действия посадников и волостелей. Рассматривая жалобы, князь вынужден был пересматривать дело заново, по существу.

Своеобразными процессуальными формами в Древнерусском государстве были гонение следа и свод. Гонением был поиск преступника по следам. Если следы приводили на большую дорогу, гонение следа прекращалось. Если следы убийцы приводят в общину, то община должна либо разыскивать преступника и выдать его суду, либо платить дикую виру. Свод заключался в особом способе отыскания пропавшей вещи. В случае пропажи вещи пострадавший объявлял об этом публично, делал заклич. Если после этого находилось лицо, у которого была пропавшая вещь, то он ссылался на то, что купил ее, начинался свод, т.е. поиск лица, похитившего или недобросовестно присвоившего вещь.

Гост

ГОСТ

Общая характеристика древнерусского уголовного права

Отсутствие государственных или должностных преступлений, известных современным правовым системам, в праве Древней Руси не свидетельствует о том, что соответствующие деяния оставались безнаказанными в то время. Напротив – в отношении лиц, виновных в совершении подобных деяний в ту пору применялась непосредственная расправа без суда и какого-либо расследования.

Одной из особенностей древнерусского уголовного права выступал ярко выраженный классовый характер его содержание. Это проявлялось, в том числе, в том, что древнерусское право открыто вставало на защиту господствующего класса, пренебрегая интересами остальных.

Так, например, в Древней Руси холопы вообще не признавались субъектами уголовных преступлений, а ответственность за него нес господин. При этом в ряде случаев потерпевший наделялся правом самостоятельно разобраться с холопом-обидчиком, не обращаясь к уполномоченным органам, вплоть до его убийства.

Готовые работы на аналогичную тему

Русской правде не было известно современное установление минимального возраста уголовной ответственности, понятий невменяемости и т.д. Тем не менее, было введено понятие соучастия в совершении преступления, причем все соучастники, в соответствии с Русской Правдой, отвечали за содеянное поровну независимо от наличия распределения функций между ними.

Система уголовных наказаний в праве Древней Руси

Давая характеристику системы наказаний, применявшихся в древнерусском государстве в качестве реакции на совершение преступного посягательства, необходимо обратить внимание на то, что несмотря на сохранение определенных видов ответственности известных в еще более древние времена (напр. кровная месть), в рассматриваемый период активно разрабатывалась и развивалась система новых уголовно-правовых мер ответственности. Рассмотрим подробнее применявшиеся в древнерусском уголовном праве виды наказаний:

Классификация преступлений в уголовном праве Древней Руси

В Древнерусском государстве была сформирована весьма обширная система преступлений, основными видами которых признавались:

Два крупнейших политических центра древних славян (киевский и новгородский) объединились под властью Киева. Образовалось Древнерусское государство.
С конца IX века до начала XI века в это государство вливаются территории славянских племён, а именно, северян, радимичей, древлян, уличей, вятичей, тиверцев.

Прикрепленные файлы: 1 файл

ИГПО ч.1.doc

Дайте характеристику уголовного права Древней Руси на основе Русской Правды. Опишите систему наказаний.

Два крупнейших политических центра древних славян (киевский и новгородский) объединились под властью Киева. Образовалось Древнерусское государство.

С конца IX века до начала XI века в это государство вливаются территории славянских племён, а именно, северян, радимичей, древлян, уличей, вятичей, тиверцев.

Древнерусское государство становится своеобразной федерацией племён, в центре которого оказывается племя полян.

Государственный строй Киевской Руси представлял собой раннефеодальную монархию, во главе которой стоял киевский великий князь. В своей деятельности он опирался на дружину и совет старейшин. Управление на местах осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности).

Местное управление осуществлялось доверенными людьми князя, его сыновьями и опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими. Ресурсы для существования получали через систему кормлений (сборы с местного населения).

Органом местного крестьянского самоуправления оставалась территориальная община (вервь). В её компетенции были земельные переделы (перераспределение земельных наделов), полицейский надзор, налоговые, финансовые вопросы, расследование преступлений и исполнение наказаний.

Древнейшим источником права на Руси является обычай. И становится нормой обычного права, когда обычай санкционируется государственной властью.

Ранними письменными памятниками русского права считаются тексты договоров Руси с Византией (911г, 944г, 971г). Тексты содержат нормы византийского и русского права, относящиеся к международному, торговому, процессуальному и уголовному праву.

Также к числу древнейших источников права относятся церковные уставы князей Владимира Святославича и Ярослава Владимировича (X-XI вв.), содержащие нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против церкви, нравственности и семьи.

Частная юридическая жизнь древней Руси наиболее полно и верно отразилась в древнейшем памятнике русского права - Русская Правда. В Русской Правде охвачены чуть ли не все отрасли тогдашнего права. В этом документе достаточно подробно говорится о существовавших в то время договорах: купли-продажи (людей, вещей, коней, а также самопродажи), займа (денег, вещей), кредитования (под проценты или без), личного найма (в услужение, для выполнения определённой работы); в нём чётко регулируется правовое положение отдельных групп населения (зависимые и независимые), зафиксированы основные черты частного права. Но наиболее обширным и подробнее других является раздел, посвящённый преступлению и наказанию, а также судебному процессу в Древней Руси.

До наших дней дошло более 100 списков Русской Правды. Все они распадаются на 3 основные редакции: Краткая, Пространная и Сокращённая (обозначаются в литературе соответственно как КП, ПП и СП).

Древнейшей редакцией (подготовлена не позднее 1054 года) является Краткая Правда, состоящая из Правды Ярослава (ст.1-18), Правды Ярославичей (ст.19-41), Покона вирного (ст.42), Урока мостников (ст.43). Пространная редакция возникла не ранее 1113 года и связывается с именем Владимира Мономаха. Она разделяется на Суд Ярослава (ст.1-52) и Устав Владимира Мономаха (ст.53-121). Сокращённая редакция появляется в середине XV века из переработанной Пространной редакции.

Русская Правда не могла возникнуть на пустом месте, не имея под собой основы в виде источников права. Перечислим и проанализируем эти источники.

Ещё одним из источников Русской Правды был Закон Русский (нормы уголовного, наследственного, семейного, процессуального права). До сих пор не прекращаются споры о его сущности. В истории русского права нет единого мнения об этом документе. Известно, что он частично отражён в договорах Руси с греками в 911и 944 годах и в Русской Правде.

Замена языческих понятий о преступлении и наказании новыми понятиями особенно ясно выражается в законодательстве, определяющем наказание за убийство и в постепенном преобразовании института кровной мести.

Таким образом, становится возможным вмешательство князя в обычай кровной мести. У убийцы появляется возможность выкупать себя при посредничестве князя (хотя он и раньше мог договориться с родственниками убитого). В это время выделяется особая категория лиц, оторванных от своей общины (купцы, изгои), а также многочисленные княжеские дружинники и слуги (гридни, ябетники, мечники, огнищане и др.), нуждавшиеся в особой княжеской защите, т.к., по различным причинам порвав с общиной, они лишились в её лице защитника. Теперь их новым защитником должен был стать князь, поэтому они были заинтересованы в укреплении княжеской власти. В свою очередь, сдерживая самосуд общины, князь вводил свою меру наказания - виру, т.е. денежный штраф в размере 40 гривен, уплачиваемый за убийство в княжескую казну.

Также Русской Правде известен институт дикой или повальной виры (в размере 80 гривен), налагаемой за убийство княжеских служащих. Например, в ст.ст. 19, 22 и 23 КП упоминается штраф в 80 гривен за убийство огнищанина, княжеского тиуна или конюха.

Несомненно, древний обычай кровной мести не устраивал ни князя, который был заинтересован в ослаблении общинных судов, мешавших централизации власти, ни христианской церкви с её новыми нормами морали и нравственности. Но из-за широкого распространения, он не мог быть ликвидирован сразу. Поэтому можно предположить, что князь даёт свою санкцию на кровную месть, закрепляя это положение в ст. Правды Ярослава. Таким образом, кровная месть в Русской Правде носит ярко выраженный переходный характер от непосредственной расправы рода к наказанию, налагаемому и исполняемому государством. Но следует заметить, что кровная месть применяется только в случае убийства свободного человека свободным человеком.

Итак, частный характер древнего права наблюдался в сфере уголовного права. Преступление по Русской Правде рассматривалось как обида, причинение морального или материального ущерба лицу или группе лиц. Но ни как нарушение закона или княжеской воли.

Объектами преступления по Русской правде были личность и имущество.

Объективная сторона преступления распадалась на две стадии, а именно, покушение на преступление (наказывался человек, обнаживший меч, но не ударивший) и оконченное преступление.

Субъектами преступления были все физические лица, включая рабов. О возрастном цензе для субъектов преступления в законе не оговаривалось.

Субъективная сторона преступления включала умысел или неосторожность. Чёткого разграничения мотивов преступления и понятия виновности не существовало, но намечались.

Смягчающие обстоятельства в Русской Правде - состояние опьянения. Отягчающие - корыстный умысел. В законе прослеживается понятие рецедива.

Рассмотрим, как преподносит Русская правда некоторые виды преступлений.

Краткую редакцию Русской Правды можно разделить на две основные части: Правду Ярослава (ст.ст.1 -18) и Правду Ярославичей (ст.ст.19 - 43). Первая была составлена при Ярославе Мудром, вторая же - после его смерти. В Правде Ярослава рассматриваются такие преступления как побои, оскорбление, членовредительство. В Правде Ярославичей - защите феодальной собственности и жизни княжеских людей. Кроме того, в последних статьях КП (ст.ст.42-43) определяется размер и порядок выплат княжеским служащим за исполнение ими своих служебных обязанностей.

Побои и оскорбление

В отличие от ст.2 КП, ст.3КП уделяет внимание не характеру нанесённых повреждений, а рассматривает орудия, которыми наносятся побои: батог, жердь, ладонь, чаша, рог, тупая сторона острого орудия. Такой перечень говорит о том, что закон не учитывает степени опасности для здоровья потерпевшего того предмета, которым наносятся побои. Важно не причинённое телесное повреждение, а оскорбление, непосредственно нанесённое ударом. В этом случае потерпевший имеет право на немедленную месть. Если же обиженный сразу не отомстил обидчику по той или иной причине (не настиг), то последний подвергается денежному взысканию в размере 12 гривен.

Также об оскорблении гласят ст.4 КП (удар мечом, не вынутым из ножен) и ст.7 КП (вырывание бороды и усов). Обе эти статьи предусматривают наказание за преступление в размере 12 гривен.

Читайте также: