Уголовное право австрии доклад

Обновлено: 01.05.2024

Уголовная юстиция континентальных государств Европы, а именно, Австрии, имеет давние обыкновения, прошла многолетний путь становления. Также, в основе прогрессивного уголовного и уголовно-процессуального законодательства данных государств лежат основы и положения, выработанные в процессе революционных преображений XVIII - XIX веков.
Вопросы улучшения уголовного и уголовно-процессуального законодательства, фактической работы органов уголовной юстиции неустанно пребывают в центре внимания ученых Австрии, особенно по вопросу проводимой там в в последнее время судебной реформой.
В Австрии функционирует Континентальная (французская) модель судебного следствия в суде присяжных. УПК Австрии 1975 г., предусматривающий производство в суде присяжных, дозволяет отдельное разрешение вопросов права и ф .

Содержание

Введение 3
1. Характеристика уголовного законодательства Австрии 4
2. Структура уголовного законодательства Австрии 6
Заключение 12
Список литературы 13

Введение

Еще Ш.Л. Монтескье отмечал, что право представляет собой меру свободы, а свобода может быть достижима только в таком государстве, в котором все отношения определены правом. Задачей суда в таком государстве является защита закона, а также базовых фундаментальных ценностей, которые им опосредованы.
Эта задача может быть достигнута только тогда, когда мы, на деле утвердим судебную власть как самостоятельную, вместе с законодательной и исполнительной, и утверждаем, что у нее наличествуют специальные, задачи, полномочия, методы организации и деятельности.
В последние годы возникло существенное количество монографических изысканий, журнальных и газетных публикаций, в каких авторы с разных позиций знакомят российского читателя с состоянием, опытом и тенденциями становления иностранного законод ательства в сфере уголовного судопроизводства, практической работой правоприменительных органов всевозможных государств.
Целью данной работы является изучение уголовного законодательства Австрии.
В рамках данной цели был поставлен ряд задач:
• дать характеристику уголовного законодательства Австрии;
• рассмотреть структуру уголовного законодательства.

Фрагмент работы для ознакомления

Список литературы

1. Бутов В.Н. Специальная подготовка судей в Австрии. - Материалы научной конференции. Екатеринбург, 1992.
2. Бутов В.Н. Суд присяжных в Австрии. - "Советская юстиция", 1991, Ном. 2.
3. Бутов В.Н. Уголовный процесс Австрии. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1988.
4. Насонов С.А. Судебное следствие в суде присяжных: законодательство, теория, практика – М., 2003.
5. Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства: В 2 т. СПб.: Альфа, 1996.
6. Чельцов-Бебутов М.А. Курс уголовно-процессуального права. СПб.: Альфа, 1995.

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

В истории уголовного законодательства Австрии заметное место занимает Уголовный кодекс 1768 г., получивший название "Терезиана" в честь австрийской императрицы. В нем было подытожено предшествующее развитие феодального уголовного права, заметно сказывалось влияние религии.

На протяжении последующих десятилетий в Австрийской империи проводились неоднократные реформы уголовного законодательства, то усиливавшие, то смягчавшие ответственность за преступления.

В 1803 г. был издан Уголовный кодекс, который стал основой австрийского законодательства в этой области, а после его реформы в 1852 г. распространен на всю территорию империи. После распада Австро-Венгрии этот Кодекс был оставлен в силе не только собственно Австрией, но и некоторыми вновь образованными государствами. По своему духу и содержанию УК 1803 г. и с самого начала, и в редакции 1852 г. был выражением идей классической школы буржуазного уголовного права. В дальнейшем он не раз подвергался реформам, дополнялся и изменялся. В 1867 г. были отменены телесные наказания, выставление у позорного столба, заключение в кандалы, лишение гражданских прав.

С 1945 г. началась подготовка полной реформы австрийского уголовного законодательства, которая завершилась принятием в 1974 г. нового Уголовного кодекса (вступил в силу с 1 января 1975 г.). УК 1974 г. наглядное выражение либеральных и социал-демократических концепций в современном западном уголовном праве. Из него исключены те деяния, которые не представляют существенной опасности для интересов государства, общества или отдельных граждан, значительно снижены санкции за многие преступления, заменено штрафом краткосрочное лишение свободы и т.п. В Кодекс вошли многие, однако далеко не все уголовно-правовые нормы. Источниками австрийского уголовного права, помимо УК 1974 г., по-прежнему остаются многочисленные законы, содержащие уголовно-правовые предписания (например, федеральные законы: "Об отправлении правосудия по делам несовершеннолетних и молодежи" (1988 г.), "О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах" (1997 г.), "О борьбе с порнографией" (1950 г.) и др.).

Впервые смертная казнь в Австрии была отменена в 1919 г., но затем восстановлена в 1933 г. После войны смертная казнь за общеуголовные преступления отменена в 1950 г., а за все преступления - в 1968 г. Последнее исполнение смертного приговора имело место в 1950 г.

В 1975 г. в ходе общей реформы уголовного законодательства был принят новый Уголовно-процессуальный кодекс. В нем провозглашена задача установления в ходе судебного разбирательства материальной истины, а также принципы законности, непосредственности, гласности, свободной оценки доказательств и т.п.

В настоящее время в Австрии не существует суда присяжных. Дела о преступлениях средней тяжести рассматриваются коллегией из двух профессиональных судей и двух заседателей (суд шеффенов). При рассмотрении дел о тяжких преступлениях в состав коллегии входят 8 непрофессионалов.

Судебная система. Органы контроля

В Австрии в соответствии с Конституцией страны имеется три высших судебных органа - Конституционный суд, Административный суд и Верховный суд.

Конституционный суд рассматривает споры между отдельными землями, входящими в состав Австрийской Республики, и их конфликты с федеральными властями, споры о компетенции между судами и административными органами, а также жалобы по вопросам соответствия изданных законов Конституции, законности принятых постановлений и т.п.

Конституционный суд состоит из председателя, его заместителя, 12 членов и 6 их заместителей. Они назначаются из судей других судов, высших чиновников и университетских профессоров, сохраняющих при этом назначении свои должности. Дела слушаются им либо в полном составе, либо в коллегиях из 9 или 5 судей.

Административный суд рассматривает жалобы на решения органов управления, на злоупотребления властью, причинившие ущерб гражданину, и по другим вопросам. Суд принимает жалобы лишь после того, как заявителем исчерпаны все возможности обжалования в административные органы. Члены Административного суда назначаются из судей (не менее 1/3 состава) и опытных гражданских служащих, обязательно представляющих различные земли Австрии. Дела рассматриваются, как правило, в коллегиях из 5 судей, иногда - из 3 либо 9.

Верховный суд возглавляет систему общих судов. Он является высшей инстанцией по гражданским и уголовным делам, рассматривает кассационные жалобы, в частности, на приговоры суда шеффенов. Заседания Верховного суда обычно проводятся в составе 5 ("сенат"), иногда 3 ("тройной сенат") или 11 ("усиленный сенат") судей либо в полном составе.

В качестве "суда второй инстанции" (это название закреплено в УПК) выступает высший суд земли. Такие суды имеются в четырех городах Вене, Граце, Линце и Инсбруке (один суд на 2-3земли). Они рассматривают жалобы на приговоры и решения нижестоящих судов и обычно заседают в составе сената из 3 профессиональных судей.

В качестве "судов первой инстанции" выступают суды земли или округа (таких судов 17). В их компетенцию входит рассмотрение по первой инстанции уголовных дел о преступлениях, которые наказываются лишением свободы на срок свыше 6 месяцев, а также гражданских дел. Несмотря на свое название, эти суды разбирают и жалобы на приговоры и решения нижестоящих участковых судов. Уголовные дела по первой инстанции в этом случае рассматривает единоличный судья, если наказание не превышает 3 лет лишения свободы.

В противном случае дело слушается судом шеффенов в составе 2 профессиональных судей и 2 заседателей (шеффенов). Для рассмотрения дело наиболее серьезных преступлениях, в частности когда обвиняемому грозит пожизненное или длительное тюремное заключение, при судах земли созывается суд, состоящий из 3 профессиональных судей и 8 присяжных заседателей. В компетенцию судов первой инстанции входят гражданские дела с суммой иска свыше 30 тыс. шиллингов, а также некоторые категории дел неимущественного характера. В зависимости от суммы иска или других обстоятельств они рассматриваются судьями единолично либо в составе сената из 3 судей. В Вене действует единственный на всю Австрию Торговый суд, где рассматриваются споры хозяйственного характера, в частности все дела, связанные с банкротствами.

Низшее звено судебной системы Австрии составляют около 200 участковых судов. В каждом из них единоличный судья рассматривает дела о малозначительных уголовных преступлениях и гражданские дела в пределах своей компетенции (в том числе об опеке, усыновлении, споры об аренде и др.).

В Австрии имеются также специализированные суды, не входящие в общую систему. Это прежде всего суды по трудовым делам, которые должны разрешать конфликты между предпринимателями и работниками с участием их представителей (Закон об этих судах был принят в 1946 г.), а также третейские суды по вопросам социального страхования, разбирающие конфликты в этой области в соответствии с Общим законом о социальном страховании 1955 г. В Вене функционирует Патентный суд, принимающий решения по ходатайствам о признании патентов недействительными. Он состоит из профессиональных юристов и специалистов в различных областях техники.

Судьи назначаются либо Президентом Республики (3 высших судебных органов), либо правительством по представлению Министерства юстиции и судов. Конституция гарантирует судьям несменяемость и запрещает переводить судей на другую должность без их согласия.

Прокуратура подчинена Министерству юстиции.

Прокуроры поддерживают обвинение по уголовным делам и выступают в "государственных интересах" по другим делам в судах первой инстанции (при необходимости они могут выступать в участковых судах). Главные прокуроры выполняют соответствующие функции при судах второй инстанции, а генеральный прокурор, возглавляющий систему австрийской прокуратуры, - при Верховном суде. Все нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим и обязаны выполнять их указания.

Расследование уголовных дел проводится полицией под наблюдением прокуратуры. Однако на обыск помещения или арест подозреваемого полиция должна в течение 48 часов получить санкцию соответствующего суда. Расследование дел о наиболее серьезных преступлениях поручается следственному судье (эти функции выполняет один или несколько судей в каждом суде первой инстанции).

Выступают в суде как защитники по уголовным делам (представители сторон по гражданским делам), как правило, только лица, включенные в список адвокатов. Такой список составляется в каждом суде второй инстанции и подлежит ежегодному обновлению. Обвиняемому, не имеющему средств нанять адвоката, суд может назначить бесплатного защитника.

Роль омбудсмана в Австрии выполняет Коллегия народной правозащиты, которой посвящен Седьмой раздел Конституции. Три члена Коллегии избираются Национальным советом (нижней палатой парламента) с учетом принципа партийного представительства на 6-летний срок с правом на одно переизбрание. О своей деятельности Коллегия обязана ежегодно докладывать Национальному совету.

Высшим органом финансового контроля является Счетная палата, непосредственно подчиненная Национальному совету. Согласно Конституции (ст.121) Счетная палата осуществляет проверку финансовой деятельности Федерации, земель, союзов общин, общин и иных установленных законом субъектов права. Она составляет отчет об итогах выполнения бюджета Федерации и представляет его Национальному совету. Председатель и вице-председатель избираются Национальным советом. Чиновники Палаты назначаются Федеральным президентом по представлению председателя Палаты.


Первые опыты построения уголовного законодательства в Швейцарском союзе относятся к 1799 г., когда был принят Уголовный кодекс Швейцарской республики. В качестве образца был принят французский Уголовный кодекс 1791 г., который отражал прогрессивные на тот момент республиканские и демократические взгляды, но с точки зрения юридической техники оставлял желать лучшего. Весьма любопытный правовой эффект: официально на территории Швейцарии в целом кодекс 1799 г. никто не отменял, но в каждом кантоне формируется своя собственная некодифицированная нормативная база в сфере уголовного права.

Действие уголовного закона. Если лицо совершило преступление за рубежом и было привлечено там к ответственности, отбыв назначенное наказание, то это не является препятствием для привлечения его вновь к ответственности по законодательству Швейцарии; в этом случае уже отбытое наказание за границей засчитывается в счет наказания, назначенного швейцарским судом (ст. 3 УК). Исключением из этого правила является случай, когда лицо привлекалось к ответственности за границей по ходатайству швейцарских властей, либо случай, когда оно было оправдано швейцарским судом. Статья 5 рассматривает различные варианты ответственности за преступления за границей против швейцарца. В соответствии со ст. 7 УК местом совершения преступления считается место наступления преступных последствий, а при покушении – то место, в котором субъект предполагал наступление последствий.

Понятие преступления. Уголовно наказуемые деяния по степени опасности подразделяются на:

• преступления, за которые предусмотрено наказание только в виде каторжных работ (тюремное заключение);

• проступки, за которые предусмотрено более легкое наказание, а тюремное заключение возможно лишь как альтернативно самое легкое наказание. Как таковой дефиниции преступления и проступка в тексте УК Швейцарии не содержится, но рефреном всего этого нормативного правового акта является понимание, что преступление (проступок) – это то, что подлежит уголовному наказанию.

В определении понятия невменяемости (ст. 10 УК) акцент делается на неспособности лица в силу различного рода психических патологий понимать противоправность своего поведения (в сравнении с российским уголовным законодательством предполагается неспособность понимать фактический характер и общественную опасность своего поведения). Швейцарский законодатель умалчивает о неспособности лица руководить своим поведением, вместо этого вводится понятие возможности лица действовать с осознанием противоправности своего поведения. В статье 12 УК содержится оговорка, согласно которой невменяемость или уменьшенная вменяемость утрачивают юридическое значение, если лицо преднамеренно само ввело себя в эти состояния, преследуя цель совершения преступления.

Регламентируя ответственность соучастников, швейцарский законодатель закрепляет положение, что подстрекатель наказывается наравне с исполнителем, а ответственность пособника должна быть смягчена (ст. 26 УК). Такого отдельного вида соучастия, как организаторство, не предусмотрено.

Приготовление к преступлению – институт Особенной части уголовного закона. В статье 260bis УК содержится перечень составов преступлений, приготовление к которым наказуемо.

Крайняя необходимость в рассматриваемом уголовном законе имеет особенность. Она подразделяется на два вида по признаку цели: предотвращение опасности для собственного блага или для чужого блага. В первом случае крайняя необходимость трактуется как совершение лицом деяния для предотвращения непосредственной и неустранимой иными средствами опасности, грозящей принадлежащему лицу благу (жизни, здоровью, чести, свободе, имуществу), если «данная опасность не была им виновно создана и если по обстоятельствам дела нельзя было требовать от него принесения в жертву подвергаемого опасности блага. Данная опасность для охраняемого блага не может быть предотвращена другим способом. Такое деяние ненаказуемо. Если же опасность была им виновно создана или если по обстоятельствам дела можно было требовать от него принесения в жертву подвергаемого опасности блага, то судья смягчает наказание по своему усмотрению (ст. 66 УК).

Разрешение закона, профессиональная или служебная обязанность рассматриваются как обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость причинения вреда (ст. 32 УК).

Наказание. Система уголовных наказаний в Швейцарии имеет следующий вид:

1) основные наказания:

• лишение свободы: каторжная тюрьма (от 1 года до 20 лет, может быть пожизненной), тюремное заключение (от 3 дней до 3 лет),

• штраф (до 40 000 франков, но в случае наказания корыстных преступлений суд может назначить и больший штраф, в этом случае нормативно максимальный размер штрафа не определяется) может быть основным наказанием или дополнительным к лишению свободы;

2) факультативные наказания:

• интернирование – принудительное ограничение свободы, носящее превентивный характер (симбиоз административного надзора и исправительных работ),

• охранительный надзор – своего рода социальный патронаж, более помощь, чем обременение – словом и делом (помощь при трудоустройстве, нахождении жилища и т. д.),

• занятие определенной деятельностью,

• лишение родительской или опекунской власти,

• запрет заключать торговые сделки, заниматься определенной деятельностью или ремеслом,

• высылка за пределы страны,

• запрет посещать определенный ресторан из-за алкогольной зависимости,

• превентивный залог: если существует опасность того, что кто-то совершит преступление или проступок, которым он угрожает, или кто-то, кто был осужден за совершение преступления или проступка, имеет намерение совершить еще раз в определенный день преступление, то судья по жалобе лица, которому угрожают совершением этого преступления или проступка, может взять с виновного обещание не совершать преступление и обязать его предоставлять соответствующую гарантию обеспечения для этого,

• конфискация (опасных предметов или преступных доходов),

Применительно к иностранцам предусмотрен особый вид наказания: возможна высылка из страны иностранцев, совершивших преступление. Судья вправе предписать иностранцу, приговоренному к каторжной тюрьме или тюремному заключению, высылку на срок от 3 до 15 лет. При рецидиве высылка из страны может быть пожизненной.

Детально регламентировано принудительное лечение лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами и алкоголем (с. 41 УК).

К оригинальным обстоятельствам, отягчающим наказание, предусмотренным ст. 64 УК Швейцарии, можно отнести:

• совершение преступления из достойных уважения побуждений;

• если лицо было введено в серьезное искушение поведением жертвы;

• если с момента совершения преступления прошло относительно длительное время и лицо все это время вело себя хорошо.

Швейцарский законодатель предусмотрел возможность смягчения наказания по собственному усмотрению судьи (ст. 66 УК). Там, где закон предусматривает смягчение наказания по собственному усмотрению, судья не связан видом и размером наказания, которое предусмотрено за совершение преступления или проступка; судья связан, однако, минимальным размером наказания, установленного законом для данного вида наказания. Статья 66bis УК предусматривает любопытную возможность реализации дискретности правоприменения (свободы судейского усмотрения): если лицо так тяжело пострадало от непосредственных последствий своего деяния, что наказание было бы для него несоразмерным, то компетентный орган отказывается от уголовного преследования, передачи в суд или наказания.

Особенная часть. К квалифицированному убийству относится в том числе и убийство особо бесчестным способом либо убийство, способ совершения которого является наиболее упречным. В статье 114 УК установлена уголовная ответственность за убийство из сострадания по просьбе потерпевшего – привилегированный состав убийства. Также наказуемо пособничество в самоубийстве и склонение к самоубийству (ст. 115 УК). Подлежит наказанию женщина, прервавшая свою беременность или допустившая аборт; наказуемы и действия лица, сделавшего аборт женщине (ст. 118, 119 УК).

Нормативно дается определение чиновников – это выборные чиновники и служащие общественного управления и правосудия. Чиновниками являются также лица, которые временно занимают должности либо временно назначены на них или осуществляют временно публичные обязанности.

Экзотические составы преступлений: неуплата по счету в гостинице или ресторане (ст. 149 УК), нарушение предписаний о месте, времени, виде занятия проституцией (ст. 199 УК), инцест (ст. 213 УК), многоженство (ст. 215 УК), отбирание ребенка (ст. 220 УК), угроза (вообще как таковая, вызывающая у другого лица состояние страха, ст. 180 УК), принуждение к какому-либо поведению помимо воли жертвы (ст. 181 УК), принуждение к сексуальным действиям с использованием бедственного поведения жертвы (ст. 193 УК), эксгибиционизм (ст. 194 УК), сексуальные домогательства (ст. 198 УК), действия, приведшие к обвалу зданий, ложная тревога (ст. 128bis УК), изображение насилия (ст. 135 УК), сокрытие вещи и утаивание находки (ст. 141 УК), незаконное использование энергии (ст. 142 УК), мошенничество (не форма хищения, а причинение вреда посредством обмана, ст. 146 УК), ложные сведения о торговой деятельности (ст. 152 УК), неверное ведение дела (небрежное управление вверенным бизнесом, ст. 158 УК), бесхозяйственность (ст. 165 УК), нарушение правил бухгалтерского учета (ст. 166 УК), подкуп кредитора или конкурсного управляющего при принудительном исполнении решения (ст. 168 УК), беспокойство другого лица по телефону (ст. 179bis УК), недобросовестная охота за голосами избирателей (ст. 282bis УК). Клевета не предполагает ложности распространяемых требований (диффамации), предусмотрен самостоятельный вид клеветы – клевета в отношении умершего (ст. 173–175 УК). Статья 150 предусматривает ответственность за приобретение каких-либо услуг путем обмана, о которой лицо знает, что она является возмездной, а именно если он таким образом использует общественное транспортное средство, посещает экскурсию, выставку или иное подобное мероприятие.

1.8. Уголовное право Австрии

Принято считать, что уголовное законодательство и доктрина Австрии производны от германского уголовного права[19] 19
Марущенко В.В. Основания уголовной ответственности по законодательству Австрии: автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – М.: Академия наук СССР; Институт государства и права, 1982. – С. 22.

В параграфе 20 УК предусмотрена уголовная ответственность юридических лиц в случаях, когда выгодоприобретателем от преступного деяния физического лица является лицо юридическое. В качестве меры ответственности для юридических лиц предусмотрен денежный штраф.

Понятие преступления. Уголовно наказуемые деяния подразделяются на два вида:

1) преступления – умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок более 3 лет либо пожизненное заключение;

2) проступки – умышленные и неосторожные деяния, наказываемые менее сурово (параграф 17 УК).

В уголовном праве Австрии, как и в праве большинства европейских государств, доминирует так называемая концепция нормативной (оценочной) природы вины. Вина воспринимается как упрек субъекту в неправомерном поведении.

Понятие вины включает:

• биологический элемент (вменяемость);

• психологический элемент (внутреннее психическое отношение субъекта к деянию);

• нормативный элемент (упрек в связи с возможностью осуществления правопослушного поведения, вместо которого лицо совершило правонарушение).

Предусмотрено два вида неосторожности (параграф 6 УК):

1) отсутствие необходимой осмотрительности, которую лицо должно соблюдать (то есть присутствует юридическая возможность потребовать от него исполнения такого поведения) по обстоятельствам дела и может это делать в силу своих душевных и физических качеств;

2) поведение лица, которое считает возможным осуществить такое деяние, но не хочет этого.

Такой подход существенно отличается от регламентирования российским законодателем ответственности за неосторожное причинение вреда и градации неосторожности на легкомыслие и небрежность.

Ответственность за неосторожное поведение возможна лишь в случаях, непосредственно указанных в уголовном законе. Уголовно наказуемое деяние – это преимущественно умышленное поведение. Своеобразием отличается законодательное регламентирование фактической и юридической ошибок (параграфы 8 и 9 УК), при этом предусмотрены случаи таких ошибок, исключающие уголовную ответственность:

Обстоятельства, исключающие преступность деяния:

1) регламентирование необходимой обороны отличается определенным своеобразием:

а) оборона возможна лишь от посягательства, имеющего форму нападения,

б) исчерпывающе перечислены блага, которые подлежат защите при обороне: жизнь, здоровье, свобода, телесная неприкосновенность, имущество самого обороняющегося или третьего лица,

в) предъявляется требование строгой соразмерности обороны нападению,

г) превышение пределов необходимой обороны в результате сильного испуга влечет уголовную ответственность лишь в случае причинения неосторожного вреда, непосредственно указанного законодателем;

2) регулирование крайней необходимости также имеет свои особенности:

3) согласие потерпевшего на причинение вреда здоровью (параграф 90 УК).

Понятие наказания. По австрийскому уголовному законодательству все меры уголовно-правового характера подразделяются на наказание, изъятие криминальной выгоды, изъятие предметов преступления, предупредительные меры. Система наказаний предельно проста:

1) лишение свободы:

• на определенный срок (от 1 года до 20 лет), • пожизненно;

2) денежный штраф (от 2 дневных ставок и выше, максимальный предел не определен; в случае уклонения от уплаты штрафа он может быть заменен на лишение свободы из расчета 2 дневные ставки за 1 день лишения свободы).

История отмены смертной казни в Австрии многоэпизодна: она была отменена в 1919 г., в 1933 г. – восстановлена, в 1950 г. – отменена смертная казнь за политические преступления, в 1968 г. – отменена полностью. Последний смертный приговор был исполнен в 1950 г.

Представляется целесообразным уделить особое внимание предупредительным мерам, связанным с изоляцией лица от общества (превентивное лишение свободы). В них входят:

• помещение в учреждение для правонарушителей, имеющих психические отклонения;

• помещение в учреждение для правонарушителей, страдающих наркоманией или алкоголизмом;

К предупредительным мерам, не связанным с изоляцией лица, относится также и отстранение от должности. Основные цели, которые преследуют предупредительные меры, – это частная превенция и ресоциализация осужденного.

В качестве смягчающего наказание обстоятельства признается состояние опьянения, не повлекшее невменяемости. Особо смягчающими обстоятельствами являются следующие:

1) лицо совершает деяние в возрасте от 19 лет до 21 года или находясь под влиянием аномального психического состояния, если оно плохо понимает сущность происходящего или является запущенным с точки зрения его воспитания;

2) лицо до совершения преступления вело законопослушный образ жизни, и деяние противоречит его обычному поведению;

3) лицо совершает деяние по заслуживающим уважения основаниям;

4) лицо совершает деяние скорее в связи с предоставленной заманчивой возможностью, а не с заранее намеченным намерением;

5) лицо совершило деяние уже давно и с того времени ведет себя законопослушно;

6) проводимый в отношении лица процесс продолжается несоизмеримо долго, но не по основаниям, на которых настаивают он или его защитник, и т. д.

В качестве отягчающего обстоятельства рассматривается коварный способ совершения преступления (п. 6 параграфа 33 УК). Режим условного отбывания наказания (условное осуждение) в том числе распространяется и на такой вид наказания, как штраф, а также на предупредительные меры, связанные с изоляцией от общества.

В 1975 г. в ходе общей реформы уголовного законодательства был принят новый Уголовно-процессуальный кодекс. В нем провозглашена задача установления в ходе судебного разбирательства материальной истины, а также принципы законности, непосредственности, гласности, свободной оценки доказательств и т.п. Дела о преступлениях средней тяжести рассматриваются коллегией из двух профессиональных судей и двух заседателей (суд шеффенов). При рассмотрении дел о тяжких преступлениях в состав коллегии входят 8 непрофессионалов.

Вложенные файлы: 1 файл

Вопросы уголовного процесса в Австрии первоначально регулировались в УК 1803 г.docx

В 1975 г. в ходе общей реформы уголовного законодательства был принят новый Уголовно-процессуальный кодекс. В нем провозглашена задача установления в ходе судебного разбирательства материальной истины, а также принципы законности, непосредственности, гласности, свободной оценки доказательств и т.п.

Дела о преступлениях средней тяжести рассматриваются коллегией из двух профессиональных судей и двух заседателей (суд шеффенов). При рассмотрении дел о тяжких преступлениях в состав коллегии входят 8 непрофессионалов. 1

Институт субсидиарного обвинения вышел из реформационного движения в уголовном судопроизводстве этих стран 1860-70-х годов. Как отмечает Ю. Глазер, главнейшими источниками преобразовательных стремлений были, с одной стороны, необходимость “разделения государственной задачи уголовного преследования и судейской должности” 2 , превращения обвиняемого из обьекта в субъект процесса, т.е. формирование обвинительного типа процесса, а, с другой стороны, “необходимо было принять во внимание, что слишком последовательное проведение начал обвинительного типа легко может оказаться неверным, потому что на самом деле не существует, признанной с формальной стороны, т.н. “равноправности сторон”. 3

Австрийский устав дает потерпевшему лицу прочное положение в процессе уже тем, что допускает соединенный процесс (Adhasionsprocess); но права потерпевшего расширены предоставлением ему “предьявлять и поддерживать публичное обвинение вместо прокурора”, т.е. субсидиарное частное обвинение, в случае уклонения или отказа прокуратуры от преследования.

При этом права потерпевшего были несколько ограничены сравнительно с правами прокурора в том лишь отношении, что для производства предварительного следствия по его ходатайству, требуется определение совещательной камеры (Raths kammer); права непосредственно предьявлять обвинение ему не было предоставлено, и потерпевший не мог приносить жалобы на постановления об оправдании или об отмене личного задержания.

По ныне действующему законодательству частно-участвующий дополняет или даже заменяет прокуратуру. Как орган, ее дополняющий, он фигурирует в процессе и тогда, когда обвинительную функции исполняет прокуратура. В качестве сообвинителя он предъявляет находящиеся у него доказательства, может знакомиться с актами предварительного следствия, при судебном следствии имеет право задавать вопросы обвиняемому, свидетелю и эксперту, делать свои замечания и участвовать в прениях.

Если же прокурор отказался от обвинения, то частно-участвующий, заявивший о том в определенный срок в суд, может вполне заменить его и вступить почти во все его права: составить обвинительный акт, поддерживать обвинение перед судом и приносить жалобу на судебный приговор. 4

Если прокурор отказывается от поддержания государственного обвинения, он может (по просьбе частного участника, потерпевшего) поддерживать обвинение в суде в качестве субсидиарного обвинителя в целях оказания помощи этому участнику. Таким образом, действие принципа публичности ограничено наличием преступлений, по которым государственное обвинение осуществляется лишь при наличии жалобы потерпевшего либо при условии, что государственный обвинитель уполномачивается на осуществление обвинения частными лицами. В обоих случаях преследование осуществляется прокурором официально, только в первом - по жалобе (ходатайству) участника процесса или определенных учреждений, во втором - при условии, что потерпевший или другие лица, имеющие свой интерес в процессе, уполномочат прокурора на осуществление уголовного преследования. Если необоснованность жалобы выявляется до начала судебного разбирательства, то производство по делу прекращается, а если это выясняется в судебном заседании, то постановляется оправдательный приговор. Жалоба может быть отозвана до окончания судебного разбирательства. 5

При совершении всех официальных преступлений возбуждение процесса и его движение зависят от воли прокурора. Если последний необоснованно отказывается выполнить эти обязанности, закон предусматривает возможность возбудить и рассмотреть дело с помощью субсидиарного обвинения. Потерпевший имеет право заявить ходатайство о преследовании лица, если прокурор отказался от этого (§48 УПК Австрии); но если преступник неизвестен, потерпевший не может добиваться возбуждения преследования.

По делам о преступлениях несовершеннолетних субсидиарное обвинение не допускается (§ 43 абз.2 Закона о судах по делам несовершеннолетних).

Для возбуждения субсидиарного обвинения принимается во внимание, в какой стадии процесса прокурор отклоняет преследование, т.е. отказывается от обвинения. Здесь действует следующее правило: чем дальше продвинулся процесс, тем больше оснований для его продолжения. При этом не имеет значения, по каким основаниям прокурор отказался от преследования. В некоторых случаях продолжение процесса по субсидиарному обвинению может производиться по инициативе самого суда.

В § 48 УПК Австрии выделяются четыре случая продолжения такого процесса:

1.Прокурор отклоняет заявление до возбуждения преследования;

2. Прокурор вносит предложение о начале расследования, о наказании либо представляет обвинительный акт, а затем отказывается от поддержания обвинения в суде шеффенов и присяжных перед утверждением обвинительного акта или в производстве единоличного судьи суда первой инстанции до начала судебного разбирательства. В подобных обстоятельствах потерпевший может внести предложение о возбуждении расследования и продолжения процесса. Это предложение рассматривается совещательной палатой или Высшим судом земли.

3. Прокурор отказывается от поддержания обвинения после утверждения обвинительного акта. В этом случае ходатайство рассматривается сенатом суда первой инстанции.

4. Прокурор отказывается от поддержания обвинения в судебном разбирательстве. Ходатайство рассматривает суд, разрешающий дело по существу.

Субсидиарный обвинитель имеет процессуальное положение частного обвинителя, но с определенными ограничениями:

1. Субсидиарный обвинитель может вносить обвинительный акт только в том случае, если по делу производилось предварительное расследование;

2. Ограничивается право субсидиарного обвинителя на принесение жалоб и апелляций. Приговор суда субсидиарный обвинитель может обжаловать только как потерпевший (§49 УПК Австрии).

Прокурор имеет право в любой момент вступить в возобновившейся процесс.

При производстве по уголовному делу в районном суде (§449 УПК Австрии) достаточно возбуждения субсидиарного обвинения для того, чтобы потерпевший независимо от срока мог внести предложение о наказании лица, совершившего преступление.

Читайте также: