Банкротство предприятий проблемы теории и практики доклад

Обновлено: 16.05.2024

Выполнил:
Студент группы АП-31
Руководитель:

Неотъемлемой частью рыночного хозяйства является институт банкротства. Он служит мощным стимулом эффективной работы предпринимательских структур, гарантируяодновременно экономические интересы кредиторов, а также государства как общего регулятора рынка.
В мировой практике законодательство о банкротстве изначально развивалось по двум принципиально различным направлениям. Одно из них основывалось на принципах британской модели, которая рассматривала банкротство как способ возврата долгов кредитором, что сопровождалось ликвидациейдолжника-банкрота. Иное начало было заложено в американской модели. Основная цель законодательства здесь состоит в том, чтобы реабилитировать компанию, восстановить ее платежеспособность. Однако в современных условиях в законодательстве развитых рыночных стран прослеживается линия на сближение, совмещение приведенных начал.
В любой цивилизованной стране с развитой экономической системойодним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве). В настоящий момент нашей рыночной экономике присущи такие явления как спад промышленности, экономический кризис, отсутствие инвестиций, ужесточение денежно-кредитных отношений, что несомненно приводит к несостоятельности хозяйствующих субъектов. И передпредпринимателями встает вопрос: что же делать с этими обанкротившимися предприятиями.
Существующая до 1999 г. нормативно-правовая база (опирающаяся в основном на обширный зарубежный опыт), регламентирующая процесс банкротства, оказалась неработоспособной в современных экономических условиях и привела к тому, что крупные предприятия получили возможность, не опасаясь банкротства, продолжать усугублять кризиснеплатежей. Но, не смотря на это, с каждым годом число дел о несостоятельности, рассмотренных арбитражными судами, растет, что, несомненно, свидетельствует о том, что институт банкротства в Украине занимает одно из ведущих мест в развитии нормальных экономических отношений среди участников хозяйственного оборота.

Актуальность и практическая значимость темы обусловлена рядом причин.
Во –первых, в настоящее время, в экономике ключевой проблемой является кризис неплатежей, и добрую половину предприятий следовало уже давно объявить банкротами, а полученные средства перераспределить в пользу эффективных производств, что несомненно бы способствовало оздоровлению рынка.
Во – вторых, с проблемой банкротства предприятий юристам приходится с каждым днем сталкиваться все чаще, а литературы,подробно освещающей данный вопрос, пока недостаточно.

Теоретические основы банкротства фирмы

1.1 Понятие, причины и признаки банкротства предприятий

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

на тему: Банкротство предприятий: проблемы теории и практики

В настоящее время в условиях стремительно изменяющегося экономического климата страны не всем предприятиям удается остаться в строе, то есть сохранять свое устойчивое положение на рынке. Устойчивость предприятия во многом зависит от его платежеспособности.

Следует отметить, что для стран с рыночной экономикой несостоятельность является нормальным явлением. Она является результатом свободной конкуренции, в процессе которой на рынке остаются только сильные фирмы, способные быстро адаптироваться к изменениям внешней среды и соответствовать спросу потребителя. В связи с этим, можно считать, что банкротство хозяйствующих субъектов в условиях развитой рыночной экономики является положительным моментом, поскольку, в конечном счете, оно нацелено на оздоровление и более эффективное функционирование национальной экономики.

Что же двигает предприятие к несостоятельности? Итак, успешность деятельности любого хозяйствующего субъекта зависит от факторов его внешней и внутренней среды. Причем если на внутренние факторы предприятие может оказывать влияние, поскольку они напрямую зависят от его работы, то на внешние факторы повлиять практически невозможно, так как они не зависят от деятельности предприятия [3].

К основным факторам внешней среды, которые могут вести к финансовой несостоятельности предприятия можно отнести: покупательную способность населения, зависящая напрямую от размера доходов и накоплений потребителей; уровень конкуренции; политическую обстановку; технологические разрывы.

К внутренним факторам можно отнести: неэффективность работы кадров вследствие недостаточного уровня квалификации, неполного использования трудового потенциала, слабой мотивации труда; нерациональное управление предприятием; отсутствие развитой маркетинговой службы, ошибки в выборе маркетинговой стратегии; нехватка основных фондов, высоко оснащенной техники; дефицит инвестиционных ресурсов для осуществления расширенного воспроизводства продукции, пользующейся высоким спросом; производство конкурентоспособной продукции.

Таким образом, все рассмотренные факторы прямо или косвенно могут негативно повлиять на финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта: медленный рост прибыли или уменьшение ее размеров, опережающий темп прироста обязательств, что является признаками неплатежеспособности предприятия. Следует отметить, что между неплатежеспособностью предприятия и опережающим приростом обязательств существует прямо пропорциональная зависимость, а между неплатежеспособностью и величиной прибыли – обратно пропорциональная.

В настоящее время различают несколько видов банкротства предприятий: реальное, временное, преднамеренное, фиктивное [5].

Банкротство реальное характеризуется отсутствием возможности восстановить платежеспособность предприятия из-за реальных потерь капитала (отсюда и дано название). Реальная несостоятельность вызвана неэффективностью управления компанией. В данном случае предприятие признается арбитражным судом в соответствии с действующим законодательством.

Банкротство временное характеризуется превышением актива баланса организации над его пассивом, либо наличием крупной дебиторской задолженности. Здесь есть большая доля вероятности восстановить платежеспособность должника при помощи специальных процедур, например, административное или внешнее управление (его сущность будет раскрыта чуть позже).

Что касается преднамеренного или умышленного банкротства, то следует подчеркнуть, что оно преследуется по закону, поскольку характеризуется умышленным доведением организации ее руководством до несостоятельности посредством расхищения его имущества.

Банкротство фиктивное также преследуется законом. Оно отличается заведомо ложным объявлением о несостоятельности за счет утаивания активов для погашения долгов. Это делается с целью предоставления кредиторами различных отсрочек, рассрочек платежей по обязательствам.

Рассмотрим теперь саму процедуру банкротства. Дела о банкротстве подвергаются рассмотрению Арбитражным Судом. Сам процесс банкротства достаточно сложен и длителен. Однако заявление о признании банкротом должно быть рассмотрено не позднее, чем через семь месяцев с даты его обращения.

Законодательно установлен ряд процедур, применимых в ходе рассмотрения дел о несостоятельности предприятий [1]: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение. Процедура наблюдения направлена на сохранение имущества должника. В ходе наблюдения проводится финансовый анализ деятельности предприятия, анализируются требования кредиторов, а также проводится первое собрание кредиторов. По итогу наблюдения в зависимости от решения первого собрания кредиторов Арбитражным Судом определяются дальнейшие действия в отношении должника.

Возможны следующие варианты решения суда:

· введение финансового оздоровления;

· введение внешнего управления;

· признание предприятия банкротом и открытие конкурсного производства;

· утверждение мирового соглашения и прекращения рассмотрения дела о несостоятельности.

Касательно финансового оздоровления, логично предположить, что данная процедура направлена на выход предприятия из кризисного положения и уход от его ликвидации. Иными словами, в процессе финансового оздоровления все силы направлены на восстановление платежеспособности должника, что позволит рассчитаться по его денежным обязательствам. Это достигается путем пересмотра и утверждения нового графика погашения платежей. Отчет о результатах проведения финансового оздоровления должника подкрепляется следующими документами: бухгалтерский баланс за последний отчетный период; отчет о прибылях и убытках предприятия; документы, удостоверяющие удовлетворения требований кредиторов. Данный отчет рассматривается административным управляющим. Следует пояснить, что административный управляющий – это лицо, назначенное Арбитражным судом для проведения финансового оздоровления. По результатам анализа отчета о результатах финансового оздоровления административный управляющий делает заключение, в котором отражены выполнения графика погашения задолженности, а также выполнение кредиторских требований и плана по финансовому оздоровлению предприятия. В конечном итоге данной процедуры банкротства суд праве принять следующие решения:

Прекратить производство дела о несостоятельности предприятия. Данное решение применимо при удовлетворении двух условий: отсутствие непокрытой задолженности, признание жалоб кредиторов необоснованными.

Введение внешнего управления. Данное решение применяется, если есть шанс восстановить платежеспособность организации.

Признание должника банкротом и открытие конкурсного производства. Это решение утверждается, если у предприятия существуют признаки банкротства, и при этом нет оснований для введения внешнего управления.

Теперь рассмотрим особенности проведения процедуры внешнего управления хозяйствующего субъекта. Данная процедура так же, как и финансовое оздоровление, направлена на восстановление платежеспособности должника. Внешнее управление назначается Арбитражным Судом на основании решения собрания кредиторов. Как правило, данная процедура вводится не больше, чем на полтора года. В отдельных случаях данный срок может быть продлен, правда на срок, не превышающий полгода. Кроме этого, установленный срок внешнего управления может быть сокращен на основании ходатайства собрания кредиторов или самого внешнего управляющего. Как только наступает срок внешнего управления, утрачивают свои силы полномочия руководителя предприятия, а также органов управления и собственника имущества. Помимо этого, отменяются принятые до наступления внешнего управления меры по обеспечению кредиторских требований. В течение процесса внешнего управления предприятию-должнику не начисляются всевозможные пени и штрафы по существующим долгам. Прекращение внешнего управления наступает, если Арбитражным Судом прекращается производство дела о несостоятельности, либо в случае решения признать предприятие банкротом и открыть конкурсное производство.

В рассуждении о процедуре конкурсного производства необходимо понимать, что она нацелена на соразмерное исполнение кредиторских требований к предприятию-должнику, признанного Арбитражным Судом банкротом. Конкурсное производство, как правило, открывается на срок, не превышающий полгода. В отдельных случаях вследствие ходатайство лица, участвующего в деле, эта процедура может быть продлена, но не более, чем еще на шесть месяцев. Следует отметить, что репутация должника непосредственно зависит от данной процедуры, поэтому очень важно, чтобы конкурсный управляющий действовал корректно как в отношении должника, так и в отношении кредиторов. Решение суда о завершении конкурсного производства служит поводом для внесения в ЕГРЮЛ (единый государственный реестр юридических лиц) записи о ликвидации предприятия должника. Собственно, с момента внесения данной записи конкурсное производство считают завершенным.

Таким образом, анализируя статистические данные о количестве проведенных процедур банкротства предприятий за последние несколько лет можно увидеть, что общее количество дел о несостоятельности с каждым годом растет. В целом в 2018 году ситуация выглядит позитивнее, чем в предыдущем: количество заключений о наличии признаков преднамеренного банкротства хоть и незначительно, но снизилось с 6,84% до 6,65% от общего числа. Доля дел с заключением об отсутствии признаков преднамеренного банкротства занимает главенствующее положение в общем весе, причем в 2018 году этот показатель увеличился почти на два процента со значения 74,73% до 76,06%. Кроме этого, есть прогресс и в результатах по заключениям с признаком недостаточности информации: в 2018 году по сравнению с предыдущим доля таких заключений снизилась более, чем на один процент, и составила 17,29 %. Все это говорит об улучшении ситуации в сфере рассмотрения дел о несостоятельности: становится больше доля дел с отсутствием преднамеренного банкротства, что не может не радовать, а также меньше дел с наличием такого признака или недостаточностью информации.

Таким образом, смысл процедуры банкротства содержится в следующем: в случае отсутствия возможности у должника расплатиться по обязательствам, он передает свои активы кредиторам для реализации в счет погашения задолженности, либо проводятся специальные мероприятия в отношении него с целью восстановления платежеспособности и, следовательно, погашения его долгов.

Нельзя забывать, что процедура банкротства достаточно сложный и противоречивый процесс, отнимающий большое количество сил и времени. Поэтому чтобы не пришлось столкнуться с проблемой несостоятельности и поиском путей по реабилитации, владельцам предприятий следует соблюдать меры по предупреждению банкротства:

1. Строгий контроль над деятельностью и компетенцией органов управления организацией;

2. Выделение средств на развитие и функционирование маркетинговых служб;

3. Отказ от накопления дебиторской задолженности и ее своевременное взыскание;

4. Проверка и контроль ведения бухгалтерской и иной финансовой отчетности;

5. Ведение промежуточной финансовой отчетности;

6. Наличие антикризисного финансового менеджмента;

7. Привлечение инвесторов;

8. Непрерывный поиск путей получения дополнительных доходов (помимо доходов от основной деятельности) за счет инвестирования проектов, продажи ненужных основных фондов, предоставления займов и ссуд и других.

9. Диверсификация производства;

10. Оперативный отказ от убыточного вида деятельности;

11. Поиск и применение ресурсосберегающих технологий.

Выполнение всех выше перечисленных действий позволит любому владельцу или управляющему предприятием быть в курсе событий, происходящих касаемо его деятельности. Это позволит оперативно принимать управленческие решения во избежание неудач и быстрой адаптивности к стремительно изменяющейся рыночной среде, ведь лучше проблему несостоятельности предупредить, чем встретиться с ней в лицо и искать пути ее решения.

Список использованных источников

2. Гузнов А.Г. Меры по предупреждению банкротства банка, осуществляемые с участием Агентства по страхованию вкладов // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2016. № 1 (108). С. 188–194.

3. Кислухина И.А. Участие государства в делах о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве // Управление экономическими системами. 2017. № 9. (103).

6. Сафронов Н. А. Экономика организации (предприятия) / Н.А. Сафронов. – М.: Магистр, 2016. – 387 с.

Сидорова В.Н., доцент кафедры гражданского и трудового права СПбГУП, кандидат юридических наук (г. Санкт-Петербург).

Интеграция России в мировую рыночную экономику становится одной из косвенных причин возникновения экономических кризисов, в т.ч. связанных с мировыми кризисами. Поэтому значительно повышается роль четко урегулированного и реально действующего законодательства о банкротстве, которое должно соответствовать новейшим мировым тенденциям, существующим в данной области.

Правовой институт современного российского законодательства о несостоятельности (банкротстве) - это очень сложный и чрезвычайно важный механизм регулирования материальных отношений рыночной экономики, один из самых динамично развивающихся правовых институтов. За десятилетний период 1992 - 2002 гг. в России были приняты три специальных закона общего значения с последующими многочисленными изменениями, посредством которых регулировались рассматриваемые отношения. Но и после внесения очередных изменений в Закон 2002 г. ситуация в сфере общих основополагающих понятий банкротства не улучшилась - эти вопросы по-прежнему нуждаются в дальнейшем научно-практическом исследовании, осмыслении и правовой корректировке.

Юридико-техническая сложность заложенного в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" механизма правового регулирования отношений банкротства приводит к тому, что подавляющее большинство правовых норм лишены перспективы их практической реализации. Поэтому далеко не случайна ситуация, при которой кредиторы по денежным (гражданско-правовым, коммерческим) обязательствам не спешат использовать правовой механизм данного института, предпочитая решать возникающие проблемы посредством использования таких неправовых возможностей, как недружественное поглощение и рейдерский захват, фиктивное и преднамеренное банкротство. Проведенный автором анализ действующего законодательства и ситуаций, связанных с банкротством юридических лиц, позволил выявить слабость современной правовой базы, классифицировав проблемы на три основные группы: проблемы теории, проблемы законодательства и проблемы практики. Рассмотрим кратко некоторые из них.

Проблемы теории. Современная наука использует разные подходы к исследованию правоотношения несостоятельности (банкротства), поэтому отсутствует единое мнение как по вопросу необходимости выделения этого правоотношения, так и по вопросу его сущности. Множественность современных научных определений отношения несостоятельности (банкротства) свидетельствует о сложности уяснения его правовой сущности. Представляется, что сложность эта во многом вызвана юридико-техническими недостатками Закона.

К сожалению, ученые, анализируя правоотношения несостоятельности (банкротства), вынуждены исходить из закрепленных в Законе формальных норм права, в которых не всегда учитываются реально назревшие потребности правоприменительной практики. В частности, законодатель, как правило, не учитывает сложившиеся и основанные на действующем законодательстве обычаи делового оборота (ст. 5 ГК), которые в соответствии с Общей частью ГК включены в главу 1 "Гражданское законодательство". Это приводит к тому, что вновь принятые законы не только сложны для восприятия и практического применения, но и по этим причинам нуждаются в значительной последующей корректировке посредством внесения в них очередных изменений или принятия новых законов. В результате исследования этого вопроса автор приходит к выводу о необходимости принятия новой редакции Закона о банкротстве. Необходимость принципиального изменения структуры Закона вызвана, в частности:

  • необходимостью учитывать особенности динамики отраслевых (регулятивных) и охранительных отношений в условиях экономико-правового состояния неплатежеспособности, несостоятельности и банкротства юридического лица;
  • необходимостью выделения стадий экономико-правового состояния неплатежеспособности, несостоятельности и банкротства юридического лица;
  • необходимостью учета аксиом правоприменительной практики.

Проблемы законодательства. На уровень регулирования отношений несостоятельности (банкротства) оказывают влияние не только недостатки специального Закона о банкротстве, но и проблемы, имеющиеся в законодательстве иных отраслей права. В рамках настоящей статьи представляется возможным лишь кратко их обозначить, предложив следующую классификацию:

1. Отдельные проблемы правового регулирования гражданских (коммерческих) отношений:

1.1. Отдельные проблемы определения объема правосубъектности юридического лица, например:

  • проблемы регистрации юридического лица: соотношение категорий "местонахождение", "юридический адрес" и "почтовый "адрес";
  • отдельные проблемы признания должника несостоятельным (банкротом): определение в Законе твердой суммы размера требований к должнику, необходимых для возбуждения процедур банкротства; проблема реализации Закона о банкротстве в отношении крупных коммерческих организаций и др.;
  • проблемы правового режима безналичных денег в части соотношения вещных и обязательственных прав;
  • проблемы определения объема правосубъектности в условиях экономических кризисов. К числу этих проблем можно отнести требующие более четкого законодательного регулирования: вопросы определения экономической безопасности и независимости государства - субъекта международного права в международных отношениях, вопрос об основах развития отечественной экономики, вопрос о необходимости уточнения экономико-правовых функций денег, вопросы привлечения инвестиций и эффективности финансирования реального сектора экономики, вопросы сокращения численности работников, сохранения и повышения объемов производства и повышения производительности труда, вопрос целесообразности слияния банковского и промышленного капитала, вопрос организации работы в условиях кризиса и др.

1.2. Отдельные проблемы регулирования гражданско-правовых (коммерческих) договоров на стадиях, предшествующих банкротству юридического лица:

  • проблема правового регулирования бездокументарных акций;
  • отдельные проблемы регулирования оборота недвижимости. В этой группе проблем можно выделить проблемы регулирования оборота земель (особенно земель сельскохозяйственного назначения) и проблемы определения правового статуса объектов, не завершенных строительством;
  • правовые проблемы развития и регулирования лизинга.

1.3. Отдельные проблемы недружественных поглощений и рейдерских захватов.

Под проблемами недружественных поглощений и рейдерских захватов автор понимает вопросы и задачи, связанные с юридическими фактами, которые становятся или могут стать в будущем причиной недружественных поглощений или рейдерских захватов. Юридические факты можно классифицировать на две группы: юридические факты-нарушения, возникающие или могущие возникнуть в процессе корпоративного (коммерческого) конфликта субъектов, а также юридические факты и юридические факты-нарушения, возникающие или могущие возникнуть в процессе обычной коммерческой деятельности субъектов.

Основные правонарушения, которые допускаются различными субъектами в процессе корпоративного (коммерческого) конфликта, можно классифицировать на три группы: нарушения, допущенные в частноправовых отношениях; нарушения, допущенные в публично-правовых отношениях, и нарушения, допущенные в процессуально-правовых отношениях.

В процессе обычной коммерческой деятельности субъектов участникам коммерческого оборота необходимо просчитывать возможные экономико-правовые риски при заключении определенных сделок. К числу таких сделок, в частности, можно отнести следующие:

  • обмен акциями с последующим взаимопроникновением активов. Особенно важно определить экономико-правовые последствия такой сделки в случаях, когда необходимость ее заключения вызвана сложным финансовым положением одного из контрагентов, т.е. когда сделка хотя бы косвенно содержит элементы кабальности;
  • сделка, в которой сложно отграничить такие правовые категории, как "доля в праве", "право на долю" и "право в доле". К сожалению отграничение этих категорий не нашло четкого отражения в законодательстве и нуждается в дополнительном научном исследовании. Участникам гражданско-правового оборота необходимо внимательно проанализировать возможные последствия каждой такой сделки с учетом ее экономико-правовых особенностей;
  • необходимо обратить внимание на правовую норму п. 4 ст. 454 ГК РФ в части продажи имущественных прав.

2. Отдельные проблемы правового регулирования трудовых отношений:

  • проблема наличия противоречий между правовыми нормами ст. 19, 35 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и правовой нормой ст. 40 АПК РФ;
  • проблема определения объема правосубъектности профсоюзной организации и связанные с ней проблемы правозащитной деятельности профсоюзов в процедурах банкротства;
  • проблема участия работников в процедурах банкротства.

3. Отдельные проблемы правового регулирования налоговых отношений:

  • проблемы, связанные с интенсивной динамикой изменений налогового законодательства, что не может не вызывать беспокойства налогоплательщиков - участников коммерческого оборота.

Представляется, что интенсивное нормотворчество при регулировании налоговых правоотношений оказывает отрицательное влияние на развитие реального сектора отечественной экономики. При внесении любых изменений в действующее налоговое законодательство необходимо учитывать, что это именно та отрасль законодательства, которая может служить правовым инструментом как прогресса, так и тормоза в развитии отечественной экономики. Очевидно, что на данном этапе кризиса структурные деформации экономики только нарастают, а у ведущих экономистов и аналитиков пока нет идей ее системной перестройки. Так, по мнению Анатолия Чубайса, усиление поддержки инновационной экономики возможно только за счет снижения расходов в социальной сфере .

См.: Фроловская Т. У чиновников нет идей, как перестроить экономику России // PBK daili. 2009. 1 июля.

Проблемы практики. Наличие проблем в правоприменительной практике неразрывно связано с качеством законодательного регулирования отношений - повышение уровня правового регулирования позволит решить многие практические проблемы. Полученные результаты проведенного исследования позволяют автору сформулировать, в частности, следующие предложения по совершенствованию действующего законодательства.

  1. Внести в Гражданский кодекс РФ следующие изменения:

1.1. Ввести правовое понятие категорий: "юридическое и фактическое местонахождение (место нахождения) юридического лица и обособленного подразделения"; "юридический и фактический адрес юридического лица и обособленного подразделения". В связи с этим предлагается следующий вариант изменения редакции правовых норм п. 2 и 3 ст. 54, п. 1 и 2 ст. 55 ГК РФ:

  • изменить правовую норму п. 2 ст. 54 ГК РФ "Наименование и место нахождения юридического лица", изложив ее в следующей редакции: "Юридическое место нахождения юридического лица (юридический адрес) определяется местом его государственной регистрации, ограниченным территорией, на которую распространяется компетенция государственного регистрирующего органа. Фактическое место нахождения юридического лица определяется его почтовым адресом, установленным по правилам топонимики";
  • изменить правовую норму п. 3 ст. 54 ГК "Наименование и место нахождения юридического лица", изложив ее в следующей редакции: "Наименование и юридическое место нахождения юридического лица (юридический адрес) указываются в его учредительных документах и печати";
  • изменить редакцию п. 1 ст. 55 ГК "Представительства и филиалы", исключив слова "расположенное вне места его нахождения" и заменив их словами "вне места юридического и почтового адреса юридического лица";
  • изменить редакцию п. 2 ст. 55 ГК "Представительства и филиалы", исключив слова "расположенное вне места его нахождения" и заменив их словами "вне места юридического и почтового адреса юридического лица".

1.2. Внести изменение в п. 1 ст. 130 ГК "Недвижимые и движимые вещи", заменив слова "объекты незавершенного строительства" словами "не завершенные строительством объекты" или "объекты, не завершенные строительством". Данное изменение представляется весьма важным, так как в правовой норме произошла подмена понятий "объект" (статика) и "процесс" (динамика).

1.3. Внести изменение в редакцию правовой нормы п. 4 ст. 454 ГК, исключив слова "имущественных прав, если иное не вытекает из содержания или характера этих прав", и заменить их словами "бестелесной вещи особого рода (бездокументарных ценных бумаг и иного аналогичного имущества), если иное не предусмотрено законом или договором".

  1. Внести в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" следующие изменения:
  • изменения, связанные с редакцией правовой нормы п. 2 ст. 31 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которой предоставление финансовой помощи должнику в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей, может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь. При применении этой нормы велика вероятность вынужденного заключения должником сделок на кабальных условиях, поэтому вносимые изменения должны уменьшить такую возможность;
  • редакция правовой нормы, закрепленной в п. 3 ст. 79 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", представляется некорректной и нуждается в уточнении. Слова "обеспечение обязательств" в п. 3 ст. 79 Закона необходимо заменить словами "обеспечение исполнения обязательств".
  1. Устранить противоречия между правовыми нормами ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и АПК РФ, которые выразились в следующем:
  • в п. 1 ст. 19 новой редакции Закона в числе заинтересованных лиц по отношению к должнику признаются работники должника;
  • согласно ст. 40 АПК РФ заинтересованные лица являются "лицами, участвующими в деле. по делам о несостоятельности (банкротстве). ";
  • в ст. 35 Закона представитель работников должника отнесен законодателем к числу лиц, участвующих "в арбитражном процессе по делу о банкротстве".

Объем прав лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, существенно отличается. Данное противоречие представляется значительным недостатком законодательства, ущемляет имущественные права и интересы работников и нуждается в скорейшем устранении.

  1. На законодательном уровне необходимо:
  • предусмотреть процедуру введения элементов охранительного режима для юридических лиц, находящихся в состоянии фактического банкротства, с целью оперативного восстановления их платежеспособности и состоятельности как экономическими, так и юридическими инструментами или с целью ускоренного введения процедур юридического банкротства;
  • исключить возможность дуализма в правовом режиме денег посредством: определения правовой категории наличных и безналичных денег; признания безналичных денег бестелесной вещью особого рода; перевода денег на вещно-правовой режим регулирования, независимо от формы их выражения (наличные или безналичные).
  • изменить способы защиты по денежным обязательствам. Для защиты прав субъектов по денежным (вещным) обязательствам установить вещно-правовой режим защиты. Для защиты прав субъектов по обязательствам расчетно-кредитного и расчетно-кассового обслуживания сохранить обязательственно-правовой режим защиты. При передаче денег в кредитное учреждение под размещение ценных бумаг (облигаций, сертификатов и др.) сохранить правовой режим договора займа, учитывая, что деньги передаются в собственность кредитного учреждения или иного эмитента. Аналогичный правовой режим может быть введен для наличных и безналичных (бездокументарных) ценных бумаг.
  1. Необходима принципиально иная концепция дальнейшего развития Закона, регулирующего отношения института несостоятельности (банкротства). В новом Законе должны найти отражение:
  • выделение и разграничение стадий экономико-правового состояния юридического лица (неплатежеспособность, несостоятельность, банкротство);
  • выделение процедур несостоятельности (банкротства), соответствующих стадиям экономико-правового состояния юридического лица;
  • закрепление в зависимости от стадий экономико-правового состояния юридического лица различных режимов правового регулирования отношений. Предлагается выделить три режима правового регулирования отношений с участием юридического лица: обычный регулятивный режим; охранительный режим; режим охранительного правоотношения (в конкурсном производстве);
  • дифференцирование юридических лиц в зависимости от вида бизнеса (крупный, средний, малый);
  • дифференцирование размера денежного обязательства юридического лица в зависимости от вида бизнеса;
  • четкое разграничение категорий фактического и юридического банкротства, фиктивного и преднамеренного банкротства, а также недружественного поглощения и рейдерского захвата.

Как вариант можно принять два Закона под условными названиями:

  1. ФЗ "О ликвидации неплатежеспособности и несостоятельности должника" или "О восстановлении платежеспособности и состоятельности должника", в котором целесообразно урегулировать правоотношения по ликвидации неплатежеспособности и несостоятельности юридического лица на стадиях, предшествующих банкротству (вне судебных процедур или в рамках упрощенных судебных процедур). Представляется, что для ликвидации неплатежеспособности и несостоятельности должника нет необходимости вводить арбитражных управляющих с широкими полномочиями вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность должника, но необходимо ввести элементы охранительного режима, включая функции внешнего контроля, например, с участием кредиторов.
  2. ФЗ "О банкротстве", в котором необходимо урегулировать режим охранительного правоотношения на стадии и в процедурах банкротства (конкурсное производство).

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на основании мирового опыта можно судить о банкротстве, как о неизбежном явлении, присущем современным рынкам, относящему к несостоятельности, как к рыночному инструменту, который применяется для перераспределения капитала и становится отражением объективных процессов в структуре перестройки экономики.
Среди предпосылок банкротства следует упомянуть о нескольких причинах, взаимодействующих между собой. Причины могут иметь внешний характер в отношении предприятия, у которого нет практических возможностей влияния на них, либо оно обладает слабым влиянием. Существует и ряд причин внутреннего характера. Следует отметить наличие прямой взаимосвязи между внутренними причинами и организацией работы, предпринятой руководством компании.
Многим хозяйствующим субъектам в современной обстановке приходится заниматься решением первостепенных тактических задач, связанных с реактивностью управления и недопущением несостоятельности. Такой подход не дает возможность добиться устойчивой работы компании в долгосрочной перспективе. Поэтому особая значимость в современных условиях заключается в формировании эффективного механизма управления предприятиями, которое основано на анализе финансово-экономического состояния, с учетом постановки стратегических целей деятельности, соответствующих рыночным условиям и поиска путей их достижения
Можно отметить неразрывную связь данного подхода с антикризисным управлением, все чаще используемым теоретиками и практиками, занимающимися решением проблем по управлению предприятиями.
Проблема банкротства, свойственная отечественным предприятиям, актуальна и обуславливает выбор темы данной работы.
Целью работы является комплексное исследование института управления несостоятельным предприятием в условиях банкротства.
В соответствии с целями поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть теоретические аспекты управления несостоятельным предприятием;
- Определить задачи и методы управления несостоятельным предприятием;
- Изучить нормативно-правовую и методологическую базу управления несостоятельным предприятием;
Источники информации, использованные при написании работы, составили ряд научно-практических комментариев к Закону о банкротстве (под ред. Витрянского В.В.; под ред. Московского Ю.П., Масевич М.Г., Московского Ю.П. и Павлодского Е.А.; под ред. Кабалкина А.Ю), а также статьи, посвященные отдельным вопросам и процедурам банкротства (Телюкиной М.В., Никитиной О.А,, Лифшиц Н.Г.).
Методы научного исследования при написании работы включают методы анализа, синтеза, дедукции, структурно-функциональный подход к исследованию информации.

Понятие банкротства, его признаки и виды

Зарегистрируйся, чтобы продолжить изучение работы

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на основании мирового опыта можно судить о банкротстве, как о неизбежном явлении, присущем современным рынкам, относящему к несостоятельности, как к рыночному инструменту, который применяется для перераспределения капитала и становится отражением объективных процессов в структуре перестройки экономики.
Среди предпосылок банкротства следует упомянуть о нескольких причинах, взаимодействующих между собой. Причины могут иметь внешний характер в отношении предприятия, у которого нет практических возможностей влияния на них, либо оно обладает слабым влиянием. Существует и ряд причин внутреннего характера. Следует отметить наличие прямой взаимосвязи между внутренними причинами и организацией работы, предпринятой руководством компании.
Многим хозяйствующим субъектам в современной обстановке приходится заниматься решением первостепенных тактических задач, связанных с реактивностью управления и недопущением несостоятельности. Такой подход не дает возможность добиться устойчивой работы компании в долгосрочной перспективе. Поэтому особая значимость в современных условиях заключается в формировании эффективного механизма управления предприятиями, которое основано на анализе финансово-экономического состояния, с учетом постановки стратегических целей деятельности, соответствующих рыночным условиям и поиска путей их достижения
Можно отметить неразрывную связь данного подхода с антикризисным управлением, все чаще используемым теоретиками и практиками, занимающимися решением проблем по управлению предприятиями.
Проблема банкротства, свойственная отечественным предприятиям, актуальна и обуславливает выбор темы данной работы.
Целью работы является комплексное исследование института управления несостоятельным предприятием в условиях банкротства.
В соответствии с целями поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть теоретические аспекты управления несостоятельным предприятием;
- Определить задачи и методы управления несостоятельным предприятием;
- Изучить нормативно-правовую и методологическую базу управления несостоятельным предприятием;
Источники информации, использованные при написании работы, составили ряд научно-практических комментариев к Закону о банкротстве (под ред. Витрянского В.В.; под ред. Московского Ю.П., Масевич М.Г., Московского Ю.П. и Павлодского Е.А.; под ред. Кабалкина А.Ю), а также статьи, посвященные отдельным вопросам и процедурам банкротства (Телюкиной М.В., Никитиной О.А,, Лифшиц Н.Г.).
Методы научного исследования при написании работы включают методы анализа, синтеза, дедукции, структурно-функциональный подход к исследованию информации.

Понятие банкротства, его признаки и виды

Таблица 1 - Анализ методик авторов по стабилизации финансового состояния

Таким образом, экономический механизм антикризисного управления включает в себя следующие элементы (подсистемы).
Диагностирование состояния компании по финансовым показателям.
Оценку бизнеса организации.
Маркетинг.
Менеджмент организационно-производственного характера.
Управление персоналом.
Менеджмент финансового направления.
Антикризисную инвестиционную политику.
Бизнес-планирование антикризисного характера.
Ликвидацию компании.
В число правовых механизмов антикризисного управления в условиях банкротства включают:
Наблюдение. Оно необходимо, чтобы проанализировать финансовое состояние должника и обеспечить сохранность его имущественных ценностей. При этой деятельности в обязанности временного управляющего входит следующее: принятие мер по обеспечению сохранности имущественных ценностей должника, анализ его финансового состояния, выявление кредиторов, ведение реестра требований кредиторов (исключения составляют случаи, о которых сказано в Федеральном законе), уведомление кредиторов о наблюдении, созыв и проведение первого собрания кредиторов.
Финансовое оздоровление. Основываясь на решении собрания кредиторов, арбитражный суд вводит финансовое оздоровление. Административного управляющего также назначает арбитражный суд. В определении о введении данной меры должно быть упоминание о сроке, в течение которого будет проходить финансовое оздоровление, а также содержаться график погашения задолженностей, утвержденный судом [14, c.67]. Судебное определение о финансовом оздоровлении требует немедленного исполнения. При этом осуществление полномочий управленческих органов ведется с ограничениями.
Внешнее управление. Основная задача, которую ставит перед собой внешнее управление – достичь финансового оздоровления должника за счет продажи его имущественной части. Различные экономические и организационные мероприятия также помогают достичь цели. Конкурсное производство.
Конкурсное производство имеет свой срок, который не может превышать один год. У суда есть возможность продлить этот период еще на полгода. Открывая конкурсное производство, арбитражный суд имеет все полномочия назначить конкурсного управляющего в соответствии с порядком назначения внешнего управленца.
Мировое соглашение. Обязательное условие мирового соглашения – погашение задолженности кредиторам первой и второй очереди. Заключение этого соглашения ведется на одинаковых для всех кредиторов условиях. Обязательно письменное оформление документа. Текст соглашения должен содержать информацию о порядке, размерах, сроках выполнения обязательств должника. В нем также может быть обозначено, что у должника больше нет обязательств благодаря отступному, новации обязательства, прощению долга или какому-либо другому способу, не противоречащему российскому законодательству.
Антикризисная стратегия управления является долгосрочным направлением развития компании, способствующим смягчению кризисной ситуации, в которой она рискует оказаться, и направлено на финансовое благополучие фирмы.
Процесс выбора антикризисной стратегии состоит из пяти этапов.
Полный финансовый анализ состояния предприятия на текущий момент. Проведение детального поквартального анализа финансового положения компании не меньше, чем за три года до даты отчета. Рациональнее всего проводить анализ фирмы со дня ее появления или с того момента, когда в последний раз была осуществлена крупная реструктуризация. Если финансово-хозяйственная деятельность убыточна, предприятию грозит банкротство.
Составление прогноза будущего состояния предприятия. Требуется расчет вероятности возникновения банкротства. В этом может помочь дискриминантный анализ, являющийся статистическим методом прогнозирования банкротства, куда входят определенные экономические показатели. Если же финансовый анализ показывает неплохие результаты и можно говорить о том, что состояние компании стабильно, составляют прогнозный баланс работы фирмы в будущем.
Построение кривой жизненного цикла.
Определение текущего положения предприятия на этой кривой. Благодаря информации о положении компании на данный момент можно провести финансовый анализ сегодняшнего состояния предприятия.
Выбор стратегии антикризисного управления. Проводят, основываясь на всех изученных данных и теоретических посылках [20, c. 67].

2 Методы оценки вероятности банкротства

В условиях национальных кризисных явлениях экономики ключевым элементом финансового анализа является оценка вероятности наступления банкротства предприятия. Банкротство — это неизбежное следствие рыночной конкуренции. Чаще всего возникновение финансовых трудностей, способных привесит к банкротству, бывает связанно со структурной перестройкой экономики.
Значение банкротства заключается в том, что из рыночной экономики удаляются неплатежеспособные субъекты, что, в свою очередь, является неким лекарством для рынка, и дает возможность действующим субъектам предпринимательской деятельности преобразовать свои дела и вновь достичь финансовой стабильности.
Основные цели законодательства о банкротстве представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Цели законодательства о банкротстве
Источник: Составлен автором


В статье исследуются проблемы правового регулирования и применение норм о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц.

Ключевые слова: банкротство, юридическое лицо, несостоятельность, должник, процедуры банкротства.

The article investigates the problems of legal regulations and the application of the rules on insolvency (bankruptcy) of juridical person.

Keywords: bankruptcy, juridical person, insolvency, obligor, bankruptcy procedures.

На сегодняшний день роль совершенствования действующего законодательства, которое регулирует правоотношения в сфере несостоятельности (банкротства) юридических лиц, а также правоприменительной практики является первостепенной задачей, решение которой необходимо в целях создания не только максимально эффективных условий для восстановления платёжеспособности должника, но и для защиты интересов кредиторов.

Институт банкротства в нынешних реалиях связующим звеном для развития российской экономики и развития устойчивого бизнеса на территории Российской Федерации. Рассмотрение данной проблематики следует начать с анализа одних из актуальных изменений, которые были внесены в процедуру проведения банкротства юридических лиц.

Во-первых, это увеличение минимального порога для признания банкротства;

В настоящее время для юридических лиц он составляет триста тысяч рублей, в то время как ранее сумма составляла сто тысяч рублей. Если принимать во внимание предприятия, которые имеют стратегическое значение, порог составляет один миллион рублей (ранее сумма была равна пяти ста тысячам рублей).

Во-вторых, банк вправе без судебного подтверждения факта задолженности потребовать инициировать банкротство в случае, если должник в течение трёх месяцев не предпринимает каких-либо действий для избавления от финансовых обязательств.

В-третьих, на период банкротства должника, залоговые кредиторы вправе утвердить арбитражного управляющего, а также обозначить первоначальную стоимость реализуемого имущества.

Важно отметить, что залоговые кредиторы — это банки и данная новелла учитывает по большей части их интересы при банкротстве юридического лица.

В-четвёртых, в случае если, юридическое лицо самостоятельно инициирует банкротство, оно лишается возможности выбора арбитражного управляющего. Перед тем как будет определён специальный порядок утверждение будет реализовано по решению суда, а после этого будет произведён случайно для того, чтобы минимизировать факторы заинтересованности.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что все изменения направлены на повышение воздействия банков в процессе банкротства должников. Вероятно, что в подобном случае положение заемщика значительно ухудшается.

С. А. Карелина отмечает, что в данной ситуации у заёмщика возникает потребность в усилении контроля своевременного возврата задолженности и проведении переоценки круга своих кредиторов на предмет лояльности [2].

Следует отметить, что предыдущие нормы в сфере законодательства о несостоятельности (банкротстве) включали в себя понятие банкротства, включающее в себя несколько отличительных признаков несостоятельности:

  1. В случае если, организация не обеспечивает или заочно не способна на обеспечение требований кредиторов в течение трёх месяцев со дня наступления сроков их реализации, то все текущие платежи подлежали приостановлению;
  2. Неудовлетворительная структура баланса должника должна сочетаться с превышением обязательств должника над его имуществом или с неспособностью обеспечить выполнение требований кредитора [1].

Следовательно, можно сделать вывод, что по сравнению с действующим законодательством о банкротстве юридических лиц, обязательства должника были неразрывно связаны с его материальным положением.

Также, на сегодняшний день в законодательстве отсутствует упоминание об имуществе или других финансах организации-должника. В то время как в ранее действующем законе о банкротстве, при первичных признаках банкротства юридическое лицо могло быть и не признано несостоятельным, если при проведении дополнительной проверки было обнаружено, что организация имеет финансовые резервы, имеет значительную дебиторскую задолженность или готовую высоколиквидную продукцию.

Исходя из этого, следует, что ранее платформа для проведения процедуры фиктивного банкротства отсутствовала. В современной версии закона такие положения отсутствует, что свидетельствует о пробельности.

Целесообразнее принять во внимание, что более точно следует говорить об организации последовательной иерархии по данному вопросу: первоначально идет процесс выявления неплатежеспособности предприятия. Следовательно, сначала урегулируется вопрос о неплатежеспособности предприятия. Когда у организации отсутствуют возможности рассчитаться с кредиторами, должник переходит в статус несостоятельности при определении неплатёжеспособности.

После этого, уже на завершающей стадии приобретает статус банкротства. В данном случае должника признаёт банкротом исключительно арбитражный суд.

Сущность разграничения данных понятий заключается в том, что у несостоятельного юридического лица при соблюдении определённых условий появляется возможность закрыть долговые обязательства перед кредиторами и продолжить осуществлять свою деятельность. Если же арбитражный суд признаёт юридическое лицо банкротом, то организация будет ликвидирована и данная стадия невозвратима.

Немало важно при анализе несостоятельности (банкротстве) юридических лиц изучить все аспекты на стадии, когда организацию еще можно восстановить и вернуть к осуществлению своей деятельности. В целях предотвращения банкротства необходимо построение эффективной системы экономической безопасности юридического лица.

Экономическая безопасность — это совокупность инструментов, которые обеспечивают вероятность предупреждения и устранения различных угроз, защищают экономические интересы юридического лица и не допускают наступление ущерба в пределах, выше нормы.

Безусловно, основание системы, которая смогла решить все вышеобозначенные задачи, требует внесение соответствующих изменений в нормы права, что позволит обеспечить безубыточную работу юридических лиц и сохранить имущество компании.

Современное законодательство направлено на восстановление деятельности юридического лица, а не в целях приведения организации к банкротству. Следовательно, особое внимание необходимо уделить стадиям банкротства, в особенности финансовому оздоровлению. Следует отметить, что инструменты финансового оздоровления направлены на недопущение кризисного состояния и в последствии банкротства юридического лица.

Одним из эффективных инструментов является создание проекта системы финансовой безопасности юридического лица, который был бы направлен на всесторонний анализ проблематики организации, выявление причин кризисного состояния, внедрения плана действий, позволяющих не допустить банкротства юридического лица, а также промежуточный и своевременный контроль на всех этапах реализации данной концепции.

Концепция финансовой безопасности юридического лица должна включать в себя следующие этапы:

На основании проведённого анализа, можно сделать вывод, что данная концепция в условиях кризисного финансового состояния юридического лица, должна представлять из себя универсальную систему последовательных элементов, которые будут направлены на достижение конечного результата, а вышеперечисленные этапы позволят не только оценить финансовую деятельность в динамике, но и не допустить банкротство, но и своевременно ликвидировать все недочёты.

  1. Адамова, В.Б., Марков, П.А., Спахова, Н. М. Проблемные вопросы практики применения законодательства о банкротстве // Вестник Арбитражного суда города Москвы. 2018. N 4.
  2. Карелина С. А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): Учеб.-практ. пособие. М., 2019.
  3. Химичев В. А. Осуществление и защита гражданских прав при несостоятельности (банкротстве). М., 2019.

Основные термины (генерируются автоматически): юридическое лицо, банкротство, лицо, арбитражный суд, действующее законодательство, кредитор, кризисное состояние, финансовая безопасность, финансовое оздоровление, экономическая безопасность.

Читайте также: