Уголовная ответственность юридических лиц во франции доклад

Обновлено: 30.06.2024

Уголовное право Франции имеет, наверное, самую интересную историю своего развития. Впервые уголовно-правовые принципы и положения (равенство граждан перед законом, презумпция невиновности), имеющие и сейчас важнейшее значение были законодательно закреплены в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Как политико-правовой документ она послужила отправной точкой в развитии не только французского, но и всего западноевропейского права.

Работа содержит 1 файл

Реферат на уголовное право Франции.doc

Уголовное право Франции имеет, наверное, самую интересную историю своего развития. Впервые уголовно-правовые принципы и положения (равенство граждан перед законом, презумпция невиновности), имеющие и сейчас важнейшее значение были законодательно закреплены в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Как политико-правовой документ она послужила отправной точкой в развитии не только французского, но и всего западноевропейского права.

На основании положений Декларации и с учетом правовых идей Ч. Беккария, Ш. Монтескье и других мыслителей был составлен первый буржуазный уголовный кодекс 1791 г. Данный УК исключил из преступных и наказуемых деяний религиозные преступления, отменил членовредительские наказания и ограничил применение смертной казни.

В 1810 г. был принят наполеоновский Уголовный кодекс, который оставался основным источником уголовного права Франции до 1 марта 1994 г. Большую роль в подготовке УК сыграли идеи утилитаризма И. Бентама, поэтому кодекс был направлен преимущественно на устрашение потенциальных преступников. В 30 составах предусматривалась смертная казнь, в 15 – пожизненная каторга. Кроме того, УК установил и такие виды наказаний, как клеймение и выставление у позорного столба.

Смертная казнь осуществлялась посредством отсечения головы. Такой способ приведения в исполнение смертного приговора (гильотинирование) был установлен Декретом от 20 марта 1792 г. Согласно ст. 27 У К 1810г. приговор приводился в исполнение публично на площади, указанной в приговоре суда.

Приговоренного к смерти за отцеубийство казнили в особом порядке, установленном ст. 13 УК. Он препровождался на место казни босиком, с черным покрывалом на голове и выставлялся на эшафоте, в то время как судебный пристав читал народу обвинительный приговор. Затем ему отсекалась кисть правой руки и он предавался смертной казни.

Только в 1939 г. смертная казнь стала производиться в тюрьме в присутствии официальных лиц.

К позорящим наказаниям УК относил:

1) выставление у позорного столба в ошейнике;

3) гражданскую деградацию (лишение избирательных прав, а также права быть присяжным, экспертом, свидетелем, опекуном, попечителем, носить оружие и служить в войсках).

Согласно ст. 2 УК приговоренный к пожизненным каторжным работам публично подвергался клеймению путем наложения горячим железом клейма на правое плечо.

Уголовный кодекс 1810 г. закрепил ряд новелл в регламентации институтов покушения и соучастия, признал невменяемость обстоятельством, исключающим преступность деяния. Однако столь долгое (более 180 лет) существование УК в качестве действующего акта было бы немыслимо без постоянного обновления. Поэтому кодекс многократно подвергался изменениям и дополнениям. Так, например:

– в 1832 г. отменено клеймение и выставление у позорного столба;

– в 1839 г. отменено предварительное отсечение руки за отцеубийство; % ня

– в 1848 г. отменена смертная казнь за политические преступления;

– в 1885 г. под влиянием идей Ломброзо был принят Закон о пожизненной высылке во Французскую Гвиану неисправимых рецидивистов.

В XX веке У К также неоднократно реформировался:

– в 1975 г. в качестве основных стали назначаться дополнительные наказания (лишение прав, конфискация автомобиля);

– в 1981 г. отменена смертная казнь;

– в 1983 г. введены работа в общественных интересах и система “дневных ставок” 1 .

Однако, несмотря на постоянное совершенствование, УК имел значительные недостатки. Так, вопросы преступности деяний практически не регламентировались в Общей части УК (например, отсутствовали дефиниции вины, крайней необходимости). Некоторые важнейшие институты уголовного права (такие как субъект преступления, обстоятельства, исключающие преступность деяния, невменяемость) были изложены недостаточно четко. Кроме того, Особенная часть кодекса имела значительные пробелы Все это предопределило необходимость разработки нового УК Франции, который был принят в 1992 г.

К основным источникам уголовного права Франции следует отнести конституционные нормы, Уголовный кодекс, другие кодифицированные и некодифицированные уголовные и неуголовные законы, подзаконные акты, принимаемые исполнительными органами государственной власти, а также международно-правовые нормы.

Большое значение для судебной практики имеют решения Палаты по уголовным делам Кассационного Суда Франции, хотя в правовой системе этого государства закон в строгом смысле слова традиционно находится на первом месте среди всех источников уголовного права. Вместе с тем судебная практика нередко шла в обход законодателя и, по существу, творила правовые нормы. Так, вплоть до принятия нового УК уголовное законодательство Франции не знало института крайней необходимости, однако фактически, благодаря решениям Кассационного Суда, такой институт был введен в практику. Именно судебная практика выработала условия правомерности причинения вреда в “состоянии необходимости” и стала использовать их в качестве оправдательного факта до решения этого вопроса законодателем.

Конституционные нормы

Первым конституционным актом послереволюционной Франции была Декларация прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г., которая до сегодняшнего дня считается действующей. За последние 180 лет французские конституции неоднократно изменялись, но “Декларация прав” неизменно лежала в их основе. В частности, последние две французские Конституции 1946 и 1958 гг. в своих преамбулах прямо указывают на “Декларацию прав” как на основу всего французского законодательства. Конституционные нормы, относящиеся к уголовному праву, были сформулированы именно в этом важнейшем акте.

“Декларация прав” впервые в истории французского права записала: в ст. 5 – “Все, что не запрещено законом, не может встречать препятствия, и никто не может быть принужден к выполнению того, что законом не предписано”; в ст. 7 – “Никто не может быть обвинен, арестован или заключен под стражу иначе, как в случаях, определенных законом, и в форме, им предписанной”; в ст. 8 – “Никто не может быть наказан иначе, чем на основании закона, принятого и обнародованного до совершения проступка и законным образом применяемого” 2 .

Действующая Конституция 1958 г.1 считается источником уголовного права, во-первых, постольку, поскольку в своей преамбуле делает отсылку к “Декларации прав” как к своей составной части. Во-вторых, французская Конституция имеет значение источника уголовного права и в той ее части, которая определяет компетенцию органов государственной власти и управления в области нормотворчества, структуру и иерархию правовых норм.

Уголовный кодекс

С 1 марта 1994 г. во Франции действует новый Уголовный кодекс (УК), принятый в 1992 г. Он сменил “классический” кодекс Наполеона 1810 г., просуществовавший во Франции более 180 лет. Принятие нового УК ознаменовало переход Франции на качественно новый уровень развития уголовного права, для которого приоритетом становятся общечеловеческие ценности, примат международного права над внутригосударственным, строгое следование принципу законности, адекватность мер борьбы с наиболее опасными преступлениями сегодняшнего дня.

УК имеет достаточно сложную структуру. Поскольку уголовно-правовые нормы могут издаваться не только законодательными, но и исполнительными органами государственной власти, кодекс делится на две части: законодательную и регламентационную. При этом регламентационная часть включает, с одной стороны, положения, принятые Государственным Советом в рамках исполнения делегированных полномочий Парламента, с другой стороны, она содержит положения, принятые в рамках собственной компетенции, и определяющие признаки конкретных видов нарушений и санкции за них.

Основной массив законодательных положений нового УК был принят 22 июля 1992 г., когда Президент Французской Республики Франсуа Миттеран утвердил четыре закона, каждый из которых соответствовал четырем составным частям кодекса – “книгам”. Книга I посвящена общим положениям УК и, по существу, представляет собой его Общую часть. Книга II открывает Особенную часть кодекса и устанавливает уголовную ответственность за преступления и проступки против человека; книга III включает положения об уголовной ответственности за преступления и проступки против собственности; книга IV устанавливает ответственность за преступления и проступки против нации, государства и общественного спокойствия.

Закон № 92-1336 от 16 декабря 1992 г. дополнил текст УК книгой V “Прочие преступления и проступки”, включенной по инициативе Сената. Эта книга в настоящее время содержит лишь две статьи, устанавливающие уголовную ответственность за жестокое обращение с животными.

В 1993 и 1994 гг. до введения УК в действие его положения были дополнены рядом новых норм. Так, Закон № 93-1417 от 30 декабря 1993 г. ввел в УК ст. 132-70-1 об отсрочке назначения наказания с судебным задержанием. Закон № 94-89 от 1 февраля 1994 г. внес изменения в ст. 221-3 и 221-4, касающиеся периода надежности для лиц, совершивших тяжкие убийства. Были внесены и некоторые другие изменения (см. ст. 433-21-1 и 434-7-1 УК).

Регламентационная часть была принята посредством издания декрета в Государственном Совете № 93-726 от 29 марта 1993 г. Впоследствии и в нее были внесены некоторые дополнения декретом № 94-167 от 25 февраля 1994 г.

Положения, изданные во исполнение законодательного поручения, уточняют, разъясняют и дополняют законодательную часть УК. Поэтому система и структура этой части в точности соответствует системе и структуре законодательной части УК, все положения сгруппированы в пять книг: “Общие положения”, “Преступления и проступки против человека”, “Преступления и проступки против собственности”, “Преступления и проступки против нации, государства и общественного спокойствия”, “Прочие преступления и проступки”.

Положения, относящиеся к конкретным видам нарушений и санкциям за их совершение, включены в книгу VI “Нарушения”. Эта- книга представляет собой установления, принятые в рамках автономной компетенции исполнительной власти.

Таким образом, в настоящее время УК включает шесть книг, последняя – полностью регламентационная. Первые пять включают и законодательные и регламентационные положения.

Нумерация статей законодательной и регламентационной частей не является сквозной и технически различается. Статьи первой из них имеют обычное обозначение: “art. 131-12”, при этом первая цифра соответствует номеру книги, вторая – номеру раздела, третья – номеру главы, следующие цифры соответствуют порядковому номеру статьи в данной главе. Статьи регламентационной части включают дополнительное обозначение в виде буквы “R” (от слова “регламент”): “art. R. 131-12”.

В целом новый УК Франции характеризуется, с одной стороны, преемственностью, с другой стороны, эволюцией своих положений по сравнению с прежним УК. Преемственность выражается в терминологии, в делении преступных деяний на три основные группы: преступления, проступки и нарушения, в правовых последствиях покушения, в трактовке соучастия, в сохранении основных видов наказаний. Преемственность нашла свое выражение в системе Особенной части действующего УК Франции, поскольку преступные деяния против личности и против собственности расположены рядом и образуют “блок” посягательств на частные интересы (в УК 1810 г. все преступления делились на две основные группы против публичных интересов и против интересов частных лиц), далее следуют посягательства на публичные интересы, однако понятие последних наполняется новым содержанием. Преемственность отразилась также в нормах Особенной части. Некоторые виды преступных деяний вошли в УК без каких-либо существенных изменений, другие подверглись незначительному редактированию, направленному на уточнение их диспозиций.

Эволюция затронула положения УК об уголовном законе, о субъекте преступного деяния, об обстоятельствах, исключающих преступность деяния, об освобождении от уголовной ответственности и наказания и др. Так, кодекс достаточно обстоятельно регламентирует действие уголовного закона во времени и в пространстве, вводит уголовную ответственность юридических лиц и разрабатывает для этих субъектов уголовной ответственности специальную систему наказаний, по-новому формулирует понятие невменяемости и вводит понятие уменьшенной вменяемости, устанавливает новые обстоятельства, исключающие уголовную ответственность (крайняя необходимость, ошибка в праве), закрепляет принцип индивидуализации уголовной ответственности и предлагает судье большой выбор способов такой индивидуализации. Особенная часть отразила иную иерархию правоохраняемых ценностей, в которой на первом месте находится личность, а также включила ряд новых видов преступных деяний.

Мелешко Александр

Судебная юрисдикция
Рассмотрение дела в судах ассизов. Преступления в узком смысле слова (crimes) рассматриваются судами ассизов по первой инстанции с участием 3 профессиональных судей и 6 присяжных.

Присяжными могут быть несудимые граждане, достигшие 23 лет (ст. 255 УПК Франции), умеющие читать и писать, владеющие французским и обладающие политическими правами. Имеется широкий круг лиц, которые не могут быть присяжными. Помимо судимых, это отстраненные от исполнения обязанностей должностные лица, агенты государства и коммун и др.

Список присяжных составляется ежегодно для каждого суда ассизов. В него входят 1800 лиц для суда Парижа и 1300 – для других департаментов. Указанный ежегодный список формируется на основании предварительных списков, составляемых мэром каждой коммуны на основании списка избирателей в результате публичной жеребьевки (ст. 260, 261 УПК Франции). Данный лист поступает в суд ассизов, где соответствующая комиссия, возглавляемая президентом суда апелляционной инстанции и, помимо иных чиновников, включающая председателя адвокатского образования соответствующей территории, проверяет его и составляет на его основе окончательный ежегодный лист присяжных и специальный лист запасных присяжных.

За 30 дней до открытия судебной сессии из ежегодного списка присяжных председатель апелляционного суда или президент трибунала высокой инстанции (или уполномоченное ими лицо) публично по жребию избирают 39 присяжных для сессии соответствующего суда ассизов (ст. 266 УПК Франции). Также из специального списка запасных присяжных избираются запасные присяжные. Выбранные таким образом присяжные вызываются в конкретное судебное заседание.

Предоставляется право на мотивированные и немотивированные отводы. Немотивированных отводов у подсудимого не более четырех, а у стороны обвинения – не более трех (ст. 297, 298 УПК РФ).

Подсудимые могут договориться о порядке реализации своего права. Если этого не происходит, они путем жребия определяют, в какой очередности каждый из них заявляет отводы. В таком случае в отношении каждого из присяжных в этой установленной очередности подсудимыми заявляются отводы до тех пор, пока общее количество немотивированных отводов, предоставленное стороне защиты, не будет исчерпано (ст. 300 УПК Франции).

Подсудимый вправе пригласить адвоката. Если он не имеет возможности сделать это, председатель назначает защитника. Как специально подчеркнуто в ст. 274 УПК Франции, возможности назначить защитника у председательствующего нет, если подсудимый пригласил своего адвоката. В исключительных случаях председательствующий может допустить в качестве советника родственника или друга обвиняемого.

Как и в России, в процессе могут принимать участие потерпевший, представители гражданского истца (гражданская сторона).

Специально подчеркивается, что, общаясь с обвиняемым, адвокат вправе принести в место свидания с ним все необходимые материалы дела. Их копии бесплатно предоставляются каждому из обвиняемых, а также гражданской стороне.

Не менее чем за 24 часа до начала слушания сторона обвинения и сторона защиты раскрывают друг другу список свидетелей и лиц, подлежащих вызову (ст. 281 УПК Франции).

Если обвинения в отношении подсудимого не связаны между собой, председательствующий имеет право отложить рассмотрение одного или нескольких таких обвинений.

Разбирательство носит публичный характер. Исключительно по ходатайству потерпевшего председательствующий назначает заседание при закрытых дверях, если дело касается тяжких преступлений, связанных с той или иной формой сексуального насилия или эксплуатации. Однако, как и в России, решение по существу провозглашается публично.

По сравнению с англосаксонской моделью председательствующий играет более существенную роль, на что в свое время обращал внимание еще А.Ф. Кони. Председательствующий начинает заседание с изложения фактов обвинения, как они сообщены в решении о передаче дела, принятом следственным судьей. Излагает он и правовые вопросы, применимые к данным фактам (ст. 327 УПК Франции).

Далее председательствующий разъясняет подсудимому права и допрашивает его (ст. 328 УПК Франции). После этого допрашиваются вызванные свидетели. В случае неявки свидетеля его могут подвергнуть приводу. Не явившийся без уважительных причин свидетель может быть оштрафован на сумму до 3750 евро. Перед допросом свидетелей суд предпринимает меры, чтобы они не общались между собой.

Присяжные имеют право задавать вопросы свидетелям и подсудимым с разрешения председательствующего. Однако они обязаны воздерживаться от выражения своего мнения. Адвокат вправе ставить вопросы непосредственно перед обвиняемым, свидетелями, гражданским истцом. Обвиняемый задает вопросы через председательствующего.

Свидетели могут быть допрошены о личности и нравственном облике обвиняемого (ст. 331 УПК Франции).

Свидетели дают присягу говорить только правду и ничего кроме правды (de dire toute la vérité, rien que la vérité). Без присяги допрашиваются близкие родственники, обвиняемые или осужденные по делам, связанным с рассматриваемым делом, а также некоторые иные лица, указанные в законе. К ним относятся не только близкие родственники, определенные ст. 5 УПК РФ, но и бывший супруг (супруга). Однако и эти лица могут быть допрошены под присягой, если ни одна из сторон не возражает против этого.

Свидетели вправе, как и в нашем процессе, пользоваться письменными заметками с разрешения председательствующего.

После дачи показаний свидетели остаются в зале судебных заседаний. Однако согласно ст. 338 УПК Франции по ходатайству сторон суд должен удалить давшего показания свидетеля для того, чтобы после показаний других свидетелей решить вопрос о его повторном допросе, в том числе в виде конфронтации (confrontation).

Статья 339 УПК Франции дает возможность председательствующему допросить обвиняемых по процессуальным вопросам без участия присяжных.

Свидетелям и подсудимому в ходе дачи ими показаний могут предъявляться вещественные доказательства.

После исследования доказательств проводятся прения, в которых последнее слово всегда принадлежит адвокату и подсудимому.

В случае если подсудимый, гражданская сторона (потерпевший, гражданский истец), свидетель не владеют французским языком, председательствующий приглашает переводчика.

УПК Франции детально регулирует порядок постановки вопросов перед присяжными.

Также закон дословно описывает, каким должно быть напутственное слово председательствующего (ст. 353 УПК Франции), хотя его значение, очевидно, носит формальный характер. Ведь присяжные совещаются тайно вместе с профессиональными судьями, обсуждая и вопрос наказания. Голосование производится бюллетенями.

Решения, неблагоприятные для подсудимого, должны быть приняты большинством, составляющим не менее 6 голосов из 9 (8 голосов из 12 для апелляционной инстанции).

Протокол судебного заседания составляется и подписывается в течение 3 суток с момента провозглашения решения.

Решение суда ассизов по вопросам права или факта может быть обжаловано в апелляционный суд ассизов, заседающий в составе 3 профессиональных судей и 9 присяжных. Такой состав апелляционной инстанции появился относительно недавно – он введен после реформы уголовного процесса 2000-х годов. К слову, готовность Французской Республики обеспечить обвиняемому полноценное повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции с участием присяжных резонирует с апелляционным производством в наших судах, где институт проверки доказательств носит формальный характер.

Положение осужденного не может быть ухудшено апелляционным судом по его жалобе. Апелляция рассматривается другим судом ассизов. Он определяется апелляционным судом, а в случае несогласия сторон с его выбором – палатой по уголовным делам Кассационного суда Франции (ст. 380-14 УПК Франции).

Высшая инстанция для обжалования – Кассационный суд Франции, решающий вопросы права.

Судебное рассмотрение дел о деликтах. Дела о деликтах разбираются коррекционными трибуналами, заседающими в составе 3 профессиональных судей. Если дело может обернуться затяжным слушанием, по решению президента трибунала высокой инстанции назначаются дополнительные судьи, которые могут заменить выбывшего до вынесения решения судью, чтобы не нарушать принцип непосредственного исследования доказательств.

В отношении специально предусмотренных в УПК Франции деликтов рассмотрение может осуществляться судьей единолично (дела о причинении вреда здоровью на транспорте, мошенничества со своим имуществом после выдачи чека другому лицу, экологические деликты и др.).

В УПК Франции предусмотрена процедура признания вины, когда при подтверждении подсудимым фактов, положенных в основу обвинения, наказание в виде заключения под стражу не может превышать одного года от половины предусмотренного срока лишения свободы.

В отношении специально предусмотренных законом деликтов по решению президента трибунала может быть осуществлена упрощенная процедура назначения наказания. В этом случае наказание в виде лишения свободы вынесено быть не может. Ограничен и размер штрафа. Упрощенная процедура возможна с согласия на нее подсудимого.

По делам о деликтах в коррекционных трибуналах доказательства оцениваются по внутреннему убеждению (intime conviction). Провозглашается принцип непосредственного исследования доказательств. Судья должен основывать свое решение только на доказательствах, исследованных в судебном заседании; решение не может быть основано на доказательствах, не исследованных в судебном процессе (ст. 427 УПК Франции).

В ст. 428 УПК Франции провозглашается принцип свободной оценки доказательств. Указано, что признание, как и иные доказательства, оценивается судьями свободно.

Вместе с тем, несмотря на принцип свободной оценки доказательств, сохранены отголоски формальной теории доказывания. Так, в ст. 431 УПК Франции говорится о том, что в случае, когда закон наделил сотрудников судебной полиции специальными полномочиями по фиксации деликтов протоколами или рапортами, такие документы опровергаются свидетелями или другими письменными доказательствами.

Также специально отмечено, что переписка с адвокатом не может быть письменным доказательством (ст. 433 УПК Франции).

При необходимости суд имеет право назначить экспертизу.

Перед допросом свидетелей председательствующий допрашивает подсудимого. В этом смысле наш процесс, предоставляя подсудимому возможность дать показания в любой момент с разрешения председательствующего, более либерален.

Допрашиваемые свидетели дают клятву говорить только правду. Дети до 6 лет клятву не приносят, равно как и близкие родственники подсудимого. После допроса свидетеля судья вправе по ходатайству сторон удалить его из зала судебных заседаний с тем, чтобы впоследствии в случае необходимости допросить его повторно или провести очную ставку (ст. 454 УПК Франции).

Допрашиваемые в качестве свидетелей журналисты не обязаны раскрывать источники информации.

В ходе судебного заседания могут исследоваться вещественные доказательства, по поводу которых в случае необходимости задаются вопросы.

Предусмотрена возможность выехать на место происшествия для более полного выяснения обстоятельств дела (ст. 456 УПК Франции).

После допроса свидетелей проводятся прения, в которых последнее слово принадлежит защитнику и обвиняемому.

Рассмотрение дел о проступках. Проступки пятого класса разбираются по существу полицейским трибуналом в составе председателя, прокурора и секретаря. Остальные проступки рассматриваются единолично мировым судьей (juge de proximite).

Дела поступают из прокуратуры, так как предварительное расследование необязательно. Если судья выявляет, что совершен не проступок, а деликт или преступление, материал возвращается прокурору.

По общему правилу производство по нарушениям (проступкам) носит упрощенный заочный характер, если судья не решит, что необходим состязательный процесс (ст. 525 УПК Франции). Тогда он возвращает дело прокурору. Если дело рассмотрено в упрощенном порядке и вынесено решение, оно направляется прокурору и лицу, совершившему проступок. Эти лица, получив извещение, могут высказать свои возражения против упрощенного порядка. В этом случае применяются общие правила рассмотрения дела, предусмотренные для деликтов.

По делам данной категории рапорты и протоколы, составленные сотрудниками полиции, презюмируются достоверными, пока обратное не доказано свидетельскими показаниями или письменными доказательствами (ст. 537 УПК Франции).

Особые положения
УПК Франции, помимо традиционной специфики, связанной с судопроизводством по военным делам, по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, по делам с международным элементом, по запросам о выдаче и правовой помощи, по делам, касающимся безопасности государства, обязательствам, связанным с членством в ЕС (Европейский ордер на арест и т.д.), регламентирует производство по делам об отдельных преступлениях, в том числе в сфере наркотиков или организованной преступности.

Например, по делам по незаконному обороту наркотиков так называемая проверочная закупка санкционируется не как в России, руководителем того же органа, который ее проводит (что, кстати, вызывает критику ЕСПЧ), а прокурором либо следственным судьей (ст. 706-32 УПК Франции). При этом, как прямо указано в законе, такие действия не должны инициировать совершение преступления.

Французский уголовно-процессуальный закон предусматривает также возможность пересмотра окончательного решения, если после обвинительного приговора открылся новый факт или новый элемент, неизвестный на день вынесения решения и способный поставить под сомнение виновность осужденного (ст. 622 УПК Франции).

Ответственность юридических лиц
Юридические лица привлекаются к публично-правовой ответственности в порядке, установленном УПК Франции. К ним применяются общие санкции в виде штрафа и специфические санкции, связанные с принудительной ликвидацией, запретом деятельности и т.д. Сумма штрафа увеличивается в пять раз по сравнению с размером штрафа, установленного для физического лица, совершившего аналогичное правонарушение. Если штраф за правонарушение для физического лица не установлен, его сумма определена в размере до 1 млн евро. Процедура судопроизводства в отношении юридических лиц в целом аналогична общему порядку, действующему в отношении лиц физических.

Если по российскому уголовному законодательству субъектом преступления может быть только человек, т.е. физическое лицо, то по уголовному праву многих зарубежных стран, в том числе американскому, им может быть также юридическое лицо.

Англия. Корпорации. Согласно английскому праву аналогично физическим лицам к уголовной ответственности могут быть привлечены корпорации, такие как инкорпорированные компании, публичные корпорации или органы самоуправления.

Кроме того с 1944 г. стало возможным привлекать к уголовной ответственности корпорацию как исполнителя или соучастника любого преступления независимо от наличия mcns геа. При этом используется так называемый принцип отождествления (идентификации). Суть этого принципа состоит в том, что действие (или бездействие) и психическое состояние высших должностных лиц корпорации (контролирующих служащих) определяется как действие и психическое состояние корпорации. В этом случае возникает не замещающая, а личная ответственность корпорации. В тех случаях, когда преступление совершено должностным лицом, корпорация отвечает как исполнитель, если же служащий выступал в качестве соучастника - корпорация подлежит ответственности как соучастник.

Следует упомянуть о двух исключениях:

1. к ним относятся преступления, которые по своей природе не могут быть совершены корпорацией, например, половые преступления, двоеженство и пр.

2. в определенных случаях, например, когда речь идет о корпорации, признанной виновной в совершении умышленного убийства, приговор суда не может быть исполнен, поскольку наказанием за совершение данного преступления является пожизненное лишение свободы.

США. Ранее общее право относилось отрицательно к возложению уголовной ответственности на корпорации. Однако со временем в связи с ростом промышленного производства и корпоративной деятельности, а также необходимостью, под давлением общественности, установления более эффективного контроля за ней, происходит изменение взгляда на эту проблему.

Если статут предусматривает наказание в виде смертной казни или тюремного заключения, то очевидно, что на основании его корпорация наказана быть не может. Но эта проблема нередко в современных уголовных кодексах штатов, в частности Иллинойса, разрешается включением специальных положений о фиксированных штрафах для корпораций.

Обязательным условием уголовной ответственности юридического лица является совершение преступного деяния его руководителем или представителем. Совершение деяния хотя и в пользу юридического лица, но иными лицами: техническими работниками, обслуживающим персоналом, рядовыми сотрудниками, не являющимися, согласно нормативным актам и учредительным документам, представителями юридического лица, не влекут для последнего уголовной ответственности.

УК предусматривает ответственность юридического лица не только за оконченное деяние, совершенное в его пользу руководителем или представителем, но и за покушение этих лиц, не только за исполнительство физического лица или соисполнительство, но и за соучастие: пособничество или подстрекательство.

Читайте также: