Учет и контроль за расходом материалов в строительстве доклад

Обновлено: 16.05.2024

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ И НОРМАТИВОВ РАСХОДА
МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

NORMS OF MATERIALS USAGE FOR CONSTRUCTION
INDUSTRI BASIC PRINCIPLES

Дата введения 1996-01-01

1 РАЗРАБОТАНЫ Главным управлением совершенствования ценообразования и сметного нормирования в строительстве Минстроя России, Государственным предприятием "Туластройпроект" и Центральным научно-исследовательским институтом экономики и управления строительством (ЦНИИЭУС) Минстроя России.

ВНЕСЕНЫ Главным управлением совершенствования ценообразования и сметного нормирования в строительстве Минстроя России.

* Письмом Минстроя России от 22 марта 1996 года N ВБ-29/12-97 (БСТ N 6, 1996 год) доводится до сведения, что с 1 июля 1996 года, в качестве федеральных (типовых) элементных норм (продолжение Перечня в приложении Б СНиП 82-01-95), вводятся в действие следующие сборники нормативных показателей расхода материалов на специальные виды работ:

Сборник N 36 "Земляные конструкции гидротехнических сооружений";

Сборник N 37 "Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений";

Сборник N 38 "Каменные конструкции гидротехнических сооружений";

Сборник N 39 "Металлические конструкции гидротехнических сооружений";

Сборник N 41 "Гидроизоляционные работы в гидротехнических сооружениях"

* Примечание изготовителя базы данных

Строительные нормы и правила (СНиП 82-01-95) "Разработка и применение норм и нормативов расхода материальных ресурсов в строительстве. Основные положения" разработаны в соответствии с новыми экономическими условиями и действующими в России законодательством и нормативными актами федеральных органов Российской Федерации.

СНиП 82-01-95 разработан в соответствии с общей Системой нормативных документов (п.82 прил.Б СНиП 10-01-94) и устанавливает подсистему (комплекс) норм и нормативов расхода материальных ресурсов в строительстве, а также состав, основные методологические положения, порядок разработки, пересмотра норм и нормативов и области их применения. Подсистема (комплекс) формируется как открытая для дальнейшего развития и для создания норм и нормативов расхода материалов, разрабатываемых на общей методической и технической основе. Нормативные документы, детализирующие, развивающие и дополняющие данный СНиП, должны выпускаться в виде СНиП, СП, РДС и других нормативных документов и вводиться в действие соответствующими решениями Минстроя России.

Министерства и другие центральные органы федеральной исполнительной власти, местная администрация республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, акционерные общества, строительные концерны и ассоциации в соответствии с предоставленными им правами могут разрабатывать методические документы, нормы, нормативы и нормативные показатели по расходу материальных ресурсов, отражающие социальные и природно-климатические особенности территорий, специфику отдельных отраслей, производств и видов строительно-монтажных работ. При этом создаваемые методические документы, нормы, нормативы и нормативные показатели должны отвечать требованиям настоящего СНиП, содержать эксплуатационные характеристики строительных материалов, изделий и конструкций, основанные на требованиях потребителя в соответствии с областью их применения и использоваться по согласованию между участниками инвестиционного процесса.

1 Область применения

Настоящие нормы и правила по разработке и применению норм и нормативов расхода материальных ресурсов в строительстве определяют основные цели, принципы, общую структуру подсистемы (комплекса) норм и нормативов расхода материалов, требования к видам норм и области их применения.

СНиП 82-01-95 разработан в развитие и дополнение СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения".

Положения настоящего документа обязательны для органов управления, предприятий, организаций и объединений независимо от организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности. Для организаций, осуществляющих разработку норм и нормативов расхода материалов в строительстве, соблюдение положений разделов 4, 5, 6 и п.7.2 настоящего СНиП является обязательным.

2 Нормативные ссылки

В настоящих нормах и правилах использованы положения следующих документов:

ГОСТ Р 1.0-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения".

ГОСТ Р 1.2-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов".

ГОСТ Р 1.5-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов".

СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения".

В настоящих строительных нормах и правилах применены термины в соответствии с приложением А, ГОСТ Р 1.0 и СНиП 10-01-94.

4 Основные цели, принципы и структура подсистемы (комплекса)

4.1 Подсистема (комплекс) норм и нормативов расхода материальных ресурсов в строительстве* представляет собой совокупность взаимоувязанных методической основой, правилами разработки, обновления и применения норм и нормативов расхода материалов, необходимого для производства строительной продукции, исходя из структуры управления строительством и стадий инвестиционного цикла на территории Российской Федерации.

* В дальнейшем - подсистема (комплекс) норм расхода материалов.

4.2 Подсистема (комплекс) норм расхода материалов направлена на решение стоящих перед строительством задач с целью обеспечения:

соответствия строительных материалов, конструкций и изделий своему назначению, безопасности в процессе их производства и эксплуатации в различных условиях при выполнении экономических и общетехнических требований;

разработки и применения норм расхода материалов, позволяющих при оптимальной технологии получать строительную продукцию заданного качества с минимальными затратами;

контроля за использованием государственных и других инвестиций в строительстве;

рассмотрения в арбитражных судах и других инстанциях спорных вопросов между заказчиками и подрядчиками;

методического единства разработки и применения подсистемы (комплекса) норм расхода материалов, позволяющего осуществлять привязку федеральных (типовых) норм в конкретных условиях производства с целью создания на их основе региональных, местных и других норм расхода материалов.

4.3 Объектами нормирования в подсистеме (комплексе) норм расхода материалов являются: единица объема работ; укрупненные и усредненные единицы строительной продукции; здания, сооружения и объекты строительства; виды строительных, специальных строительных и монтажных работ; единицы мощности, прироста мощности и другие единицы измерения строительной продукции.

4.4 Подсистема (комплекс) норм расхода материалов в строительстве построена на принципах прогрессивности, научно-технической обоснованности и взаимодействия с государственной системой стандартизации Российской Федерации и международными организациями по стандартизации.

Прогрессивность норм обеспечивается путем отражения в них тенденций снижения материалоемкости единицы продукции или единицы объема работ и ориентации пользователя на рациональное использование сырьевых ресурсов, расширение применения материалов-заменителей и вторичных ресурсов.

Научно-техническая обоснованность определяется максимальным отражением в нормах достижений в области техники, технологии, организации производства материалов, конструкций и изделий, методах ведения строительно-монтажных работ, а также современных способов их проектирования.

Взаимодействие с государственной системой стандартизации Российской Федерации и международными организациями по стандартизации осуществляется посредством сопоставимости со стандартами по строительству и промышленности строительных материалов, строительным законодательством и стандартами технического развития зарубежных стран.

4.5 Структура подсистемы (комплекса) норм расхода материалов определена исходя из единства целей, задач и объектов нормирования. В ее составе формируются комплексы взаимоувязанных норм расхода материалов следующих видов: элементные, усредненные и укрупненные.

По масштабу применения данные виды норм подразделяются на: федеральные (типовые), территориальные (региональные) и местные (фирменные).

Федеральные (типовые) нормы могут быть элементными, усредненными и укрупненными.

Территориальные (региональные) нормы могут быть усредненными и укрупненными.

Местные (фирменные) нормы могут быть элементными.

4.6 Федеральная (типовая) элементная норма - это расход материалов, необходимый для производства единицы продукции или объема работ, учитывающий проектные характеристики материалов, их стандартное качество, типовые технологии изготовления продукции и производства строительно-монтажных работ на территории Российской Федерации.

Федеральная (типовая) элементная норма регламентирует расход материала в единице объема продукции (работ), обеспечивающий ему заданные свойства при рациональном использовании материала и оптимальных способах изготовления изделий и производства строительно-монтажных работ.

Федеральная (типовая) элементная норма содержит чистый расход материала и не включает отходы и потери, образующиеся при производстве, транспортировании и хранении.

Перечень федеральных (типовых) элементных норм приведен в приложении Б.

Местная (фирменная) элементная норма - это разработанный методами технического нормирования необходимый расход материала на производство единицы продукции или единицы объема работ заданного качества с учетом фактических характеристик материалов, технологий, условий изготовления изделий на конкретном заводе (полигоне) и производства подрядных работ в конкретной строительной организации.

Местная (фирменная) элементная норма состоит из чистой нормы расхода материалов и нормы трудноустранимых отходов и потерь, образующихся в пределах строительной площадки.

4.7 Федеральная (типовая) усредненная норма - это расход материалов, необходимый для производства единицы продукции или объема работ заданного проектом качества, рассчитанный по усредненным характеристикам качества материалов и технологическим условиям изготовления изделий и производства строительно-монтажных работ на территории Российской Федерации.

Федеральная (типовая) усредненная норма включает чистый расход и типовые нормы трудноустранимых отходов и потерь.

Перечень федеральных (типовых) усредненных норм приведен в приложении В.

Территориальная (региональная) усредненная норма - это расход материалов, необходимый для производства единицы продукции или объема работ заданного качества с учетом усредненных характеристик материалов, технологий и условий изготовления изделий и на производстве подрядных работ в данном регионе, территории, республике, крае, области.

Территориальная (региональная) усредненная норма состоит из чистой нормы и типовой нормы трудноустранимых отходов и потерь.

4.8 Федеральная (типовая) укрупненная норма - это расход материалов, необходимый для выполнения укрупненных видов работ, технологических этапов и пусковых комплексов, возведения зданий, сооружений или их частей, рассчитанный на единицу стоимости строительной продукции, единицу мощности, прироста мощности, на 1000 кв.м приведенной общей площади жилых зданий и другие показатели, выраженные в натуральных или приведенных показателях с учетом специфики отраслевой и внутриотраслевой принадлежности объектов строительства на территории Российской Федерации.

Федеральная (типовая) укрупненная норма включает расход материалов, определенный по федеральным (типовым) усредненным нормам с учетом типовых норм отходов и потерь, образующихся при транспортировании от поставщика до потребителя, а также расход материалов, необходимый для выполнения вспомогательных работ (ремонтных, эксплуатационных и др.).

Перечень федеральных (типовых) укрупненных норм приведен в приложении Г.

Территориальная (региональная) укрупненная норма - это расход материалов, необходимый для выполнения укрупненных видов, технологических и пусковых комплексов работ, возведения здания, сооружения или их частей, рассчитанный на единицу стоимости строительной продукции, единицу мощности, прироста мощности, на 1000 кв.м приведенной общей площади жилых зданий и другие показатели, выраженные в натуральных или приведенных показателях с учетом отраслевой и внутриотраслевой специфики объектов строительства, а также природно-климатических, экологических и других особенностей данного региона, территории, края, области.

Территориальная (региональная) укрупненная норма может быть сформирована либо посредством адаптации федеральной (типовой) укрупненной нормы к условиям данного региона, либо на основе региональных усредненных норм расхода материалов с учетом типовых норм отходов и потерь, образующихся при транспортировании от поставщика до потребителя, а также расхода материалов, необходимого для выполнения вспомогательных работ (ремонтных, эксплуатационных и др.).

4.9 Размерность норм расхода - единица измерения норм расхода сырья, материалов, изделий и конструкций - должна отвечать возможностям ее использования в организации и управлении строительным производством, статистической отчетности, бухгалтерском учете, других экономических расчетах и соответствовать применяемым единицам измерения ресурсов. При выборе единицы измерения нормы рекомендуется использовать единицы международной системы СИ: длина - в м, масса - в кг, объем - в куб.м, площадь - в кв.м. При разработке усредненных или укрупненных норм, наряду с указанными, можно использовать условные (приведенные) единицы измерения: черные металлы - в тоннах стали марки Ст3, цемент - в тоннах в пересчете на марку "400", лесоматериалы - в кубических метрах круглого леса, стеновые материалы - в тысячах штук условного кирпича, листы асбестоцементные - в тысячах штук условных плиток, трубы асбестоцементные и керамические - в метрах условных труб и т.д.

Единицы измерения объектов нормирования (п.4.3) должны в стоимостном или натуральном выражении соответствовать единицам измерения, использующимся при планировании, организации и управлении строительством исходя из инвестиционных циклов и уровней управления.

5 Порядок и методы разработки норм расхода материалов

5.1 Порядок разработки, согласования, принятия и применения норм расхода материалов, установленный настоящим СНиПом, является обязательным для разработчиков элементных, усредненных и укрупненных норм - федеральных (типовых), территориальных (региональных) и местных (фирменных).

5.2 Номенклатура объектов нормирования, материальных ресурсов и единиц измерения, по которым формируются федеральные (типовые) нормы, устанавливается Минстроем России.

Федеральные (типовые) нормы разрабатываются под методическим руководством и по заданию Минстроя России ведущими проектными, проектно-технологическими, научно-исследовательскими и другими организациями.

Федеральные (типовые) нормы принимаются (согласовываются) Минстроем России и рекомендуются к использованию на всей территории Российской Федерации.

5.3 Номенклатура объектов нормирования, материальных ресурсов и единиц измерения, по которым формируются территориальные нормы, устанавливается местной администрацией республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований или действующими на всей территории региона предприятиями и организациями независимо от форм собственности. Территориальные нормы разрабатываются по действующим типовым (федеральным) методикам с учетом местных условий по заданию администрации региона проектными, проектно-технологическими, научно-исследовательскими и другими организациями.

Приемка материальных ресурсов - одна из важнейших операций в процессе снабжения строительства - производится путем тщательной проверки количества, комплектности и качества поступающей продукции, а также оформления ее соответствующей учетной документацией в уста­новленном порядке.

Соответствие всех материалов, изделий, конструкций и оборудова­ния требованиям государственных стандартов (ГОСТ), технических усло­вий (ТУ) и проектной документации является обязательным для обеспече­ния качества строительной продукции, долговечности зданий и сооруже­ний.

Приемка строительных материалов, изделий, конструкций, обору­дования должна осуществляться в соответствии с Положением о поставках продукции производственно-технического назначения, а также утвержден­ной Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения по количеству и Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения по качеству. Оформляют приемку актом установленной формы. В случаях несоответст­вия прибывших грузов (по количеству или качеству) данным сопроводи­тельной документации поставщиков или транспортных организаций со-




ставляют соответствующие приемные акты установленной формы (с точ­ным указанием причин забраковки) для предъявления претензии постав­щику или транспортной организации.

Учет и контроль в материально-техническом снабжении дости­гаются точной фиксацией наличия, поступления и расходования матери­альных ресурсов с помощью действующей системы документов. Для того, чтобы иметь достоверную информацию о наличии тех или иных ресурсов, необходимо своевременно оформлять и передавать в бухгалтерию строи­тельной организации документы первичного учета - приходные и расход­ные ордера, накладные, счета-фактуры и т. п. За использованием матери­альных и энергетических ресурсов установлено систематическое наблю­дение путем представления статистических отчетов об их расходовании вышестоящим органам по подчиненности.

Отпуск материалов для производства строительно-монтажных работ должен производиться на основе лимитной системы. В основе этой системы лежит предварительный обсчет по проектно-сметной до­кументации и утвержденным нормативам расхода необходимого для строительства объекта количества материалов. Эти данные работники производственно-технического отдела строительного управления заносят в лимитную карту, которая является единым первичным учетным доку­ментом, регламентирующим отпуск материалов с начала до конца строи­тельства данного объекта. Отпуск материалов сверх установленного лими­та допускается только с разрешения главного инженера строительного управления. Получение такого разрешения связано с проверкой причин завышения лимита и, в необходимых случаях, взыскания с лиц, допустив­ших необоснованный перерасход материала.

Начальник строительного участка (производитель работ) обязан в конце месяца представить в строительное управление отчет (форма М-29) о расходе основных материалов в сопоставлении с выполненными объемами работ и установленными производственными нормами расхода.

Пример такого отчета приведен в табл. 20.1

Таблица 20.1

Утверждаю Руководитель строительной организации

Основные отличия комплектации объектов строительства от мате­ риально-технического снабжения.

УПТК. Назначение и структура.

Организация оптовой торговли материально-техническими ресур­ сами в строительстве.

Организация производственно-комплектовочных баз в строительно- монтажных организациях. Состав и структура.

Контейнеризация и пакетирование. Назначение контейнеров и паке­ тов.

Выбор видов и типов контейнеров. Технологические и конструк­ тивные требования.

Приемка материальных ресурсов, учет и контроль, отпуск на про­ изводство и отчет о расходе.



Если принятый временной модуль вызывает превышение техно­логического комплекта по установленному стоимостному модулю, то про­изводится корректировка границ комплекта с соответствующим уменьше­нием материальных ресурсов. Для увязки процесса комплектации с графи­ком строительства необходимо соответствие работы графика величине технологического комплекта. В целях установления взаимосвязи расчетов на технологический комплект с расчетами за законченный этап работ не­обходимо соблюдать условие, при котором на каждый этап работ назнача­ется целое число технологических комплектов.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Материалы в общем случае следует учитывать и показывать в отчетности в составе оборотных активов. А вот сырье и материалы, используемые для создания внеоборотных активов, в бухгалтерском балансе нужно отражать в составе этих активов.

Порядок учета

В письме от 29 января 2014 г. № 07-04-18/01 специалисты Минфина России утверждают, что сырье, материалы и тому подобные активы, используемые для создания внеоборотных активов аудируемого лица, отражаются в бухгалтерском балансе в составе внеоборотных активов. Немногие бухгалтеры строительных организаций понимали, что это действительно так. Поэтому на практике такой порядок учета не был повсеместным. Разберемся, как застройщику вести учет материалов в случае строительства внеоборотных активов.

Строительство для собственных нужд

Очевидно, что речь идет о строительстве застройщиком объектов собственных основных средств. Такое строительство возможно либо хозяйственным, либо подрядным способом. Возможен смешанный способ, когда часть работ выполняется силами самого застройщика, другая – подрядчиками. Основные проводки следующие:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60
– приобретены материалы для строительства;

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60
– учтен НДС по приобретенным материалам;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
– принят к вычету НДС по приобретенным материалам при условии, что застройщик имеет право на такой вычет;

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 10
– списаны материалы на затраты по строительству;

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 19
– включен в стоимость строительства НДС по материалам, если застройщик не имеет права на налоговый вычет (например, объект основных средств будет использован в операциях, не облагаемых НДС);

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 70
– начислена заработная плата рабочим, выполняющим строительные работы;

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 69
– начислены расходы на соцстрахование;

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60
– приняты выполненные подрядные работы по строительству;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– отражен НДС по строительным работам;

ДЕБЕТ 68 (08) КРЕДИТ 19
– принят к вычету или отнесен в стоимость строительства НДС по принятым работам.

Отражение в отчетности

Учитываем особенности

В чем для застройщика может проявиться сложность?

Если застройщик не ведет иное строительство, кроме строительства хозяйственным или смешанным способом объектов основных средств, то особой сложности с учетом и отражением приобретенных материалов в бухотчетности в составе внеоборотных активов не возникает. Вся стоимость приобретенных и учтенных на счете 10 материалов отражается в отчетности как внеоборотные активы.

Если застройщик строит объекты основных средств только подрядным способом, но приобретает и передает подрядчику давальческие материалы, то такие материалы также учитываются на счете 10 и отражаются в составе внеоборотных активов в бухгалтерской отчетности.

Сложнее, если застройщик ведет строительство как собственное, так и для целей последующей продажи одновременно. Так, застройщик может выполнять работы как в рамках собственного строительства (объектов основных средств), так и при строительстве объектов для продажи. И возможно, что в учете застройщика на счете 10 учтены одни и те же материалы, которые могут использоваться как в первом, так и во втором случае (далее – материалы разного назначения). Сюда же относятся и материалы, передаваемые подрядчикам как давальческие. Причем отнести стоимость материалов к запасам или внеоборотным активам по прямому признаку возможно не всегда. При таких условиях в рамках учетной политики надо выработать алгоритм, позволяющий быстро и достоверно распределить стоимость материалов разного назначения между запасами и внеоборотными активами в бухотчетности. Этот алгоритм должен иметь экономическое обоснование и математическую зависимость. Например, можно использовать формулу:

М1 = М / П × П1,

где М1 – стоимость материалов, отражаемая в составе внеоборотных активов;

М – общая стоимость материалов разного назначения;

П – общая площадь застройки как объектов основных средств, так и на продажу;

П1 – площадь строительства объектов основных средств.

Чтобы расчет был более точным, можно ввести поправочные коэффициенты на степень завершенности строительства:

М1 = М / П × К × П1 × К1,

где К – коэффициент, определяемый как 1 минус степень завершенности строительства на отчетную дату. Например, если степень завершенности строительства на отчетную дату составляет 60 процентов (0,6), то К будет равен 0,4 (1 – 0,6). К1 – коэффициент, определяемый как 1 минус степень завершенности строительства объектов основных средств.

Возможны иные способы определения стоимости материалов, отражаемых в составе внеоборотных активов в бухотчетности, которые застройщики вправе разработать самостоятельно. Главное – предусмотреть выбранный способ в учетной политике.

Важно запомнить

Бухотчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период.

Читайте также: