Ученик готовит к уроку обществознания доклад на тему требования предъявляемые к современному уроку

Обновлено: 02.07.2024

В системе обществоведческого образования в последние годы изменилось содержание образования - преодолевается односторонний подход к проблемам, расширяется круг рассматриваемых фактов и их трактовок. В то же время возникает необходимость качественно новых методик преподавания, которые позволили бы сформировать у детей компетенции, необходимые для жизни в современном мире.

Новые стандарты образования подчеркивают особую значимость компетентностного подхода, духовно-нравственного воспитания, формирования гражданственности и патриотизма, ответственности и самостоятельности.

1.Соответствие целевой установки урока требованиям стандарта по обществознанию: формирование общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового сознания; воспитание толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим многокультурном мире.

4. Архитектоника учебного занятия (общий план его построения), гармонирующая с ценностно-целевой установкой занятия и его содержанием.

5.Открытый и диалоговый характер учебного занятия, стимулирующий развитие устойчивого познавательного интереса школьников к гуманитарным наукам, самообразованию и формированию собственной гражданской позиции.

6. Профессиональное использование научно-методических и педагогических терминов и понятий в разработке урока.

В курсе обществознание наиболее оптимальна блочная структура урока, которая состоит из 6 компонентов:

Особенностями блочного подхода к планированию занятий являются:

- определяется лишь логика построения элементов урока, но не устанавливается жесткая последовательность;

- два бока - организационный и мотивационный, не имеют локализации и пронизывают все пространство урока;

- четыре блока - информационный блок, оценочный блок, аналитический блок, рефлексивный бок помещены парами, т.к. на практике сложно отделить один от другого;

- обозначенные элементы урока не предусматривают конкретных действий учителя – проверять домашнее задание, выставлять отметки, говорить вводные слова, работать с учебником. Ученик должен сам решить, что ему конкретно стоит спланировать.

Остановимся на составляющих каждого блока.

Организационный блок – вполне подойдет деловой стиль описания видов деятельности школьников на уроке. Учитель может обратить внимание на форму проведения занятия, на способы работы на уроке (групповая, индивидуальная, общая дискуссия), на возможные роли учащихся.

Эту часть можно назвать инструктированием или пояснением.

В результате занятия учитель сможет дать определения понятиям, структурировать информацию в виде таблиц. Высказывать собственное мнение о проблемах и путях их решения.

При формулировании ожидаемых результатов можно выделить следующие особенности:

- формулировки максимально конкретны и проверяемы;

- они связаны с компонентом знаний, умений, навыков, ценностных ориентиров, мировоззренческих позиций, а фактически обращены к универсальным учебным действиям, о которых говорят ФГОС ОО.

Мотивационный блок. Психологи определяют мотивацию как совокупность всех факторов, которые побуждают к активности. Для этого существуют разнообразные приемы: рассмотрение жизненных ситуаций, сравнение нескольких высказываний, обсуждение, незаконченная фраза, фрагменты видеофильма.

Требования к мотивации на уроке обществознания могут быть следующие:

- направленность на социальный опыт школьников и их интересы;

- возможность высказать разные точки зрения;

- необычность формы или манеры подачи материала;

- проблемность и дискуссионность.

ФГОС ОО требуют развитие умений понимать и осмысливать, искать и выбирать необходимую информацию.

Оценочный и рефлексивный блоки ориентированы на процесс коммуникации. Оценка не сводится к выставлению отметок. Помимо формализованной стороны – баллы, зачеты, в оценивании показывается отношение каждого участника занятия к происходящему на уроке. Обратим внимание на особенности оценивания:

- оценивание происходит в любом случае, даже иногда помимо воли того, кто оценивает.

- оценка не должна умолять достоинство человека;

- оценивать учебные результаты, а не личностные способности;

- критерии оценивания обсуждать вместе;

- оценка должна мотивировать к учению, а не отбивать руки у школьника к учебе.

Рефлексия пока довольно редко применяется в преподавании. Она является не просто подведением итогов, а видением процесса и сознанием полученных результатов.

Все обозначенные боки являются звеньями целостной системы и отсутствие одного приводит к серьезным провалам.

Необходимо отметить еще один аспект современного урока –межпредметное взаимодействие. На наш взгляд, уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся старшей школы позволяет шире реализовать интегративный и компетентностный подход к изучению общественных дисциплин и предметов естественно-научного цикла.

Предлагается составить пары (причина - следствие), характеризующие социально-экономическое развитие современного мира (задание направлено на выявление взаимосвязи всех сфер деятельности человека). Например: интенсификация промышленного производства на основе НТР - увеличение доли населения, занятого в промышленном производстве.

В качестве творческого домашнего задания предлагается нарисовать словесный портрет представителя одной из социальных групп или составить буклет одного из движений.

Основные задания направлены на выявление двух основных тенденций развития межнациональных отношений.

- причины и история конфликта,

- возможные пути урегулирования.

В ходе беседы выделяются основные идеи современного цивилизационного подхода к решению национальных проблем, рассматриваются вопросы гармонизации межнациональных отношений.

Учащиеся получают опережающее задание найти наглядные материалы (фотографии, статистические данные, печатные материалы, альбомы по современному искусству, книги современных писателей, аудио- и видеозаписи, программы ТВ), иллюстрирующие уровень и основные направления развития искусства, литературы, образования и т.д.

Оформляется выставка, в ходе беседы выявляются основные тенденции развития культуры, определяются духовные ценности современной цивилизации. Использование Internet-ресурсов - один из возможных вариантов подготовки домашнего задания (проведения урока). Наглядное знакомство с экспозицией музеев, Web-страницами общественно-политических организаций и т.д. пополнит представления учащихся об уровне развития культуры.

- актуальность и значимость,

- предлагаемые пути решения.

Сегодня хороший урок тот, на котором интересно. Создана доброжелательная атмосфера, которая дает ученику опыт активного участия в решении проблем, преодоления возникших трудностей, выбора и принятия ответственности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на Всероссийской конференции о новых подходах к преподаванию обществознания в условиях ФГОС с приложениями в виде презентации,тестовых заданий и конспектов урока.

Динамика современной жизни диктует всем нам новые правила и предъявляет новые требования. В современных условиях обществоведческое образование служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире , широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе , глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни, полученные в школе знания и приобретенные умения.

Курс на гуманизацию и гуманитаризацию образования, подняли престиж общественных наук и потребовали коренного обновления школьного обществоведческого образования. Гуманитарное образование в первую очередь формирует личность школьника, готовит его жить в меняющемся мире, в грядущем эколого-информационном обществе, учит человека современным формам общения, развивает способность осваивать информацию и принимать эффективные решения, быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения проблем , проявляя творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным.

1.Приоритетные технологии в условиях введения ФГОС.

Ключевой результат образования - успешная социализации учащихся, которая обеспечивается новыми образовательными технологиями, реализуемыми в принципиально иных условиях.

В преподавании обществознания применяются технологии, обеспечивающие реализацию качественного образования, способствующие социализации учащихся. Приоритетными технологиями, используемыми учителем в образовательном процессе являются:

1. Технологии личностно-ориентированного образования

2. Технологии проблемного обучения

3. Проектные технологии

4. Учебно-социальные практики

5. Технологии критического мышления

6. Технологии эффективной речевой деятельности

7. Информационно-коммуникационные технологии

8. Здоровьесберегающие технологии.

2. Цели, целевые установки и задачи.

Основная цель преподавания обществознания – формирование социально-коммуникативной компетентности учащихся, социализация подростка, его приобщение к ценностям демократии, правового государства, гражданского общества. Данная цель соответствует закрепленным в Конституции России основам государственного устройства, потребностям общества и интересам самих подростков.

Новый подход к преподаванию обществознания ставит общей задачей – создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной и осознающей ответственность за совершенные поступки личности. С ней неразрывно связаны следующие целевые установки:

1. Социализация, то есть подготовка к жизни в обществе в XXI веке.

2. Воспитание патриотизма через осознание сопричастности к судьбам Родины.

3. Самостоятельность через формирование мотивации к познанию, творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни.

4. Коммуникация с целью сотрудничества для достижения общего социально значимого результата.

5. Уважение ценности социального, мировоззренческого, конфессионального и культурного многообразия.

6. Умение делать свободный, осознанный и ответственный выбор при принятии решений и выработке собственной позиции.

7. Конструктивность, выражающаяся в умении предлагать собственные пути решения общественных проблем, отказе от нигилизма.

3. Ценностные ориентиры в преподавании обществознания.

Перечисленные целевые установки базируются на следующих ценностных ориентирах:

2. Здоровье, понимаемое как условие для развития личности.

3. Гражданская ответственность, проявляющаяся в выработки активной гражданской позиции, преодолении социального иждивенчества и инфантилизма.

4. Консолидация нации, противодействие сепаратизму и экстремизму.

6. Информированность, способствующая поиску информации, умению проверять ее объективность, а также умение противостоять информационному давлению и манипулированию.

7. Независимость, не только как стремление к внешнему суверенитету, но и к экономической, идеологической и геополитической самостоятельности.

8. Легитимность власти.

9. Открытость, доступность информации, эффективность механизмов борьбы с коррупцией.

Исходя из заявленных целевых установок и ценностных ориентаций, выдвигаются следующие образовательные задачи:

- раскрытие закономерностей общественной жизни

- выявление внутренних связей между личным и общественным в человеке;

- утверждение неповторимости внутреннего мира индивида , его ценности;

- создание условий для раскрытия творческих способностей личности;

- развитие умения делать осознанный выбор;

- моделирование актуальных и практически значимых для школьников ситуаций, разрешение которых помогает занять ту или иную позицию в реальной жизни;

- выработка активного отношения подростков к жизни

- развитие нестандартности мышления, креативности и творческих способностей;

- понимание ценности образования и активизация стремления к самообразованию;

4. Ожидаемые результаты.

1. Освоение учащимися разных социальных ролей.

2. Активное участие молодежи в общественной жизни.

3. Участие в реализации социальных проектов.

4. Приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни.

5. Развитые умения в поиске информации с использованием различных источников.

6. Овладение правилами общественной полемики, цивилизованного диалога в обществе.

7. Способность противостоять манипулированию, рационально обосновывать свою точку зрения.

8. Знание и использование правовых механизмов защиты прав и свобод.

5. Новые подходы к преподаванию обществознания.

Обществознание представляется специфической школьной дисциплиной . Уникальность обществознания состоит в том, что здесь не только рассматриваются новые содержательные области ( право,экономика), но и происходит интеграция других школьных предметов (истории, литературы, географии, биологии ), а также привлекается социальный опыт школьников.

Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения ( ФГОС ).

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов не только на предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

• анализировать свои действия;

• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

• быть способны к сотрудничеству;

• обладать чувством ответственности за судьбу страны.

В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?

Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения на уроке.

Какие требования предъявляются к современному уроку:

• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

• вывод делают сами учащиеся;

• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

• время сбережение и здоровье сбережение;

• в центре внимания урока - дети;

• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

• планирование обратной связи;

• урок должен быть добрым.

Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах.

Уроки должны строиться по новой схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

Основные типы уроков прежние, но в них внесены изменения:

1. Урок изучения нового. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний

Это традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум.

2. Урок закрепления знаний.

Это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.

Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3. Урок комплексного применения знаний.

Это практикум, лабораторная работа, семинар.

Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях .

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

Это семинар, конференция, круглый стол .

Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Это контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний . Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Приведем примеры некоторых проверочных заданий :

1. Какую из двух точек зрения вы считаете правильной?

а) Все человечество движется по единому магистральному пути развития; социальные, национальные, религиозные различия будут постепенно стираться.

б) Разнообразие по мере развития человечества будет нарастать; каждая цивилизация, каждый народ движется своим неповторимым, уникальным путем развития. Ответ подкрепите конкретными примерами.

2. Сопоставьте следующие выражения, определите собственную позицию по вопросу о роли государственного управления:

а) государство — единственное средство избежать “войны всех против всех”:

б) государство — самое вопиющее, самое циничное, самое полное отрицание человечества, губитель индивидуальной свободы.

Выберите ответ: 1) только а: 2) только б; 3) а и б: 4) оба суждения неправильны; 5) затрудняюсь ответить.

3 Задания на преобразование, требующее от учащегося анализа имеющихся данных и восстановления или изменения последовательности в соответствии с поставленным условием.

Что является лишним в ряду?

1. Гегель: а) гражданское общество; б) абсолютный дух; в) отрицание идеи развития; г) отрицание идеи разделения властей.

Правильный ответ: а.

2. Теория разделения властей: а) Г. Гегель; б) Ш .Монтескье: в).Дж. Локк.

Правильный ответ: а

В рамках этого выступления автор не раскрыл многих проблем: это и деятельностный подход, и организация социальной практики , осуществление межпредметных связей и метапредметности , интегрированный характер предмета , применение ИКТ.

В заключение хотелось бы обратить внимание на то,что при переходе на новые стандарты мне как и многим моим коллегам придётся перестроиться внутренне, переосмыслить собственную деятельность в отношении использования форм и методов образовательного процесса.

ФГОС требует от учителя больших изменений в своей практике. Таким образом, уже сегодня стараюсь выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащихся, но и как процесс развития личности.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет уже сегодня, уверенно смотря в будущее вместе со своими учениками.




2.Дистанционное обучение, проверка работ и руководство работой над проектами.

3.Работы по самопознанию и самооценке учащихся 10 классов.

4.Творческие работы 11 классов.

5. Работа с историческим источником. Работы и презентации по анализу древних мифов.

6.Работа по профориентации . Серия работ и презентаций по профессиям.

Вернемся к этапам самопознания. Определите, на каком этапе находитесь сейчас вы?

Попробуем узнать себя получше. Разделите лист в тетради на 2 колонки и запишите черты вашего характера, которые вы считаете положительными, которые помогают вам жить, а в другую колонку, те черты характера, которые вам мешают, от которых вы хотели бы избавиться.

Учащиеся выполняют упражнение.3 минуты.

Легко ли вам было выполнить это упражнение? Почему возникли затруднения?

А каких черт характера не хватает, по-вашему, в окружающих вас людях?

Что из названного вы бы хотели видеть в себе?

Вывод: Значит, ребята, вы требовательны к другим, но это значит, что вы требовательны и к себе, что вы знаете себе цену и отношение других людей к вам, знание вами своей внешности, своих способностей, черт характера формируется у вас в самооценку.

Демонстрация на экране формулы самооценки:

Проанализируйте дробь: Как можно повысить самооценку? (1.увеличив успех: добившись чего-либо в жизни, решив задачу, проблему и т.д; 2.понизив притязания)

Ребята, хотите определить уровень собственной самооценки? Проведем анонимное тестирование.

1. Закончите предложение:

А) пониманием другого

Б) изучением окружающего мира

В) формированием собственного образа

Г) стремлением к объективности

2. Закончите предложение:

Самопознание характеризуется способностью…

А) поставить себя на место другого

Б) Отнестись к себе объективно

В) Понимать близкого

Г) Проявлять любопытство

а) формирование знаний об окружающем мире

б) формирование достоверных знаний о людях

г) формирование законов мироздания

Психологический тест

Каков уровень вашей самооценки? Попробуем определить?

Отвечая на вопросы, указывайте, как часты для Вас перечисленные ниже состояния по такой шкале:

Очень часто – 4 балла

Иногда – 2 балла

Никогда – 0 баллов

Я часто волнуюсь понапрасну.

Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

Я боюсь выглядеть глупцом.

Я беспокоюсь за свое будущее.

Внешний вид других, куда лучше, чем мой.

Как жаль, что многие не понимают меня.

Чувствую, что я не умею как следует разговаривать с людьми.

Люди ждут от меня очень многого.

Чувствую себя скованным.

Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

Я чувствую, что люди говорят про меня за спиной.

Я не чувствую себя в безопасности.

Мне не с кем поделиться своими мыслями.

Люди не особенно интересуются моими достижениями.

Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям. А теперь посчитайте, сколько получилось в сумме.

Если МЕНЬШЕ 10, Вам надо избавляться от чувства превосходства над окружающими, зазнайства, хвастовства. Возьмите за правило принцип: всякая конфликтная ситуация возникла из искры, которую ВЫ высекли сами или помогли разжечь.

Если сумма ПРЕВЫШАЕТ 30, то Вы себя недооцениваете. Набранное количество баллов ОТ 10 ДО 30 свидетельствует о психологический зрелости, которая проявляется прежде всего в адекватности самоотражения, т.е. реалистической оценке своих сил, возможностей, внешности. Вам по плечу серьезные дела.

Результаты моей работы можно представить и победами моих учеников:

Призеры Всероссийской олимпиады по истории Варданян Лаврент, по праву Белина Анастасия, призеры открытых вузовских олимпиад по обществоведению Зотова Наталия, победители районных олимпиад 10 и 11 класс по истории, обществу, праву и экономике. Победители олимпиады в Институте бизнеса.


Современное общество предъявляет всё более высокие требования к личности, которые заключаются в умении анализировать ситуацию, прогнозировать результат, эффективно реагировать на происходящие изменения, решать возникающие проблемные ситуации. Как показала практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию школьников. Поэтому введение новых образовательных стандартов – это требование времени.

Описание разработки

Введение

Современное общество предъявляет всё более высокие требования к личности, которые заключаются в умении анализировать ситуацию, прогнозировать результат, эффективно реагировать на происходящие изменения, решать возникающие проблемные ситуации. Как показала практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию школьников. Поэтому введение новых образовательных стандартов – это требование времени.

Практическая реализация ФГОС в образовательном процессе на уроках истории и обществознания

Необходимость перехода на новые стандарты возникла, в связи с тем, что многие выпускники по окончании школы сталкиваются с трудностями адаптации к взрослой жизни. Одних знаний оказывается в жизни недостаточно, выпускник должен научиться решать свои проблемы самостоятельно.

Поэтому сегодня актуально, каким должен быть образовательный процесс в современных условиях. Какие же требования выдвигает время к современным урокам и, в частности, к уроку истории и обществознания?

Современный урок истории и обществознания – это совершенно новый, стоящий на уровне своего века и не теряющий связи с прошлым.

Надо понимать, что какие бы новации не вводились, урок был и остаётся главной формой обучения, а главными действующими лицами урока являются учитель и ученик, а учитель ещё и выступает в роли руководителя, направляющего. Поэтому сегодня выдвигаются очень серьёзные требования к учителю:

· принятие целей и изменений нового образовательного стандарта,

· овладение способами достижения учебных и профессиональных задач,

· создание условий для саморазвития возможностей и творчества учащихся,

· вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, в деятельность по организации открытия нового знания,

· владение методами современной педагогической диагностики для оценки уровня сформированности образовательных результатов,

· владение и использование средств и ресурсов информационно – образовательной среды

Материал по обществознанию по теме Требования к современному уроку истории и обществознания в условиях введения ФГОС нового поколения

Современный учитель сможет выполнить все поставленные задачи, если будет идти в ногу со временем, постоянно стремиться к самосовершенствованию.

Понимая, какие трудные задачи ставит перед учителем ФГОС, прежде всего, тщательно изучила Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, выделила роль учителя на уроке:

· Учитель настраивается на сотрудничество с учениками, а также направляет учащихся на сотрудничество с учителем и одноклассниками.

· Учитель организует проблемные ситуации, активизирует деятельность учащихся.

· Учитель сталкивает различные суждения, мнения, оценки.

· Учитель направляет мысли и усилия обучающихся в определённое русло.

· Учитель создаёт условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений.

· Учитель даёт возможность самостоятельно делать выводы.

Четко определила для себя роль нового стандарта на уроке истории и обществознания в современной школе, изменения в деятельности учителя истории и обществознания, работающего по ФГОС. Поняла, что качественная подготовка к уроку требует много времени .

Готовясь к уроку , использую , не только традиционный набор учителя:

Но и интернет-ресурсы, энциклопедический материал, научно- методический журнал для учителя истории и обществознания, новинки методической литературы, публицистические статьи.

В процессе изучения и закрепления нового материала на уроках истории и обществознания организую самостоятельную деятельность обучающихся, т. е. развиваю универсальные учебные действия: ученики работают над заданием, добывают ответы на поставленные перед ними проблемы, исследуют и анализируют документы, учебный текст, карты и т. д. Следует отметить, что для меня не является сложным выполнение данного требования нового стандарта, так как всегда мои ученики активно работали на уроке самостоятельно, используя полученные знания, навыки и умения:

- анализ текста учебного материала и решение поставленных учебных задач;

- заполнение таблиц с использованием не только учебного материала, но и лекции учителя, документов;

- обобщение и выводы на основе полученных знаний;

- составление сложного плана ответа по изученной теме или создание схемы;

- исследование, подготовка мини-проекта, оценка используемого дополнительного материала.

Государственный стандарт образования – это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки выпускников, а также основные требования к обеспечению процесса образования [1].

Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок в современных условиях. В.А. Сухомлинский связывал урок с педагогической культурой учителя:

“Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции”.

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций, ведутся дискуссии. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обществом. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.

Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего[2].

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Современному обществу нужны образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут:

  • анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  • отличаться мобильностью;
  • быть способны к сотрудничеству;
  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Каковы же требования предъявляемые к современному уроку? А это хорошо организованный урок, в хорошо оборудованном кабинете, должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока:

  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • вывод делают сами учащиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • время-сбережение и здоровье-сбережение;
  • в центре внимания урока – дети;
  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
  • планирование обратной связи;
  • урок должен быть добрым.

Принципы педагогической техники на уроках:

  • свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
  • открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
  • деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
  • идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
  • обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи) [3].

Основные типы уроков.

Урок изучения нового – это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

Урок комплексного применения знаний – это практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками[4].

Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:

  • формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
  • развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
  • формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
  • были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
  • реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Методы и формы современного урока:

  • метод проектов;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии (интеграция);
  • портфолио.

Метод проектов хорошо прижился в начальной школе. Это подтверждает учебный план этого года – 16 часов проектов с 1 по 4 класс.

Проектов прошло много: долгосрочные и краткосрочные, коллективные и индивидуальные, предметные и межпредметные.

Перечислю лишь некоторые:

  • 1 “А” кл. – “Числа в пословицах, поговорках, загадках”;
  • 1 “Б” кл. – “Самая красивая буква”;
  • 1-4 кл. – “Осенняя мастерская;
  • 1 “А” кл. – “В синем море– океане”;
  • 1 “Б” кл. – “Сказочная птица”;
  • 1-е кл. – “Кормушка своими руками”;
  • 1– е кл. – “Путешествие от А до Я” итогом стал утренник “Прощание с Азбукой”;
  • 2 “Б” кл. – “Снежинка”, “Животные леса”;
  • 2 “В” кл. – “Родословная моей семьи”;
  • 3 “А” кл. – Акулы “, “Молнии” ,“Песец”;
  • на городском фестивале “Книга собирает друзей” нашу школу представлял 4 “А” кл. с проектом “Великий Г.Х.Андерсен”;
  • 4 “Б” кл. на окружной НПК “Эврика” представили проект “Сказку читать – ума набирать”.

Подведение итогов проектной деятельности, по традиции, проходит в рамках “Недели науки и творчества” на открытом мероприятии “Фестиваль школьных проектов”.

Без применения ИКТ не может быть современного урока.

ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии. Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

  • создание презентаций к урокам;
  • работа с ресурсами Интернет, ресурсами ЦОР;
  • использование готовых обучающих программ;
  • разработка и использование собственных авторских программ.
  • создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
  • создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
  • создание текстовых работ;
  • обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.

Личное пространство на учебно-методическом портале “Началка семинфо” имеют все учителя прошедшие курсы по ИКТ, ведут свой сайт, где отражают КТП, задания по предметам разного характера, отражают значимые события класса.

“Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него”.

То есть с конспекта или, говоря современным языком с технологической карты учебного занятия. Технологическая карта урока – что это? Понятие “технологическая карта” пришло в образование из промышленности. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость. Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, которые помогут вам работать с ней. Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго Поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. (Приложение 1)

Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

Структура технологической карты включает:

  • название темы;
  • цель освоения учебного содержания;
  • планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
  • основные понятия темы;
  • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы), технологию изучения указанной темы.

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Создание технологической карты позволяет учителю:

  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
  • определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
  • соотнести результат с целью обучения после создания продукта – набора технологических карт.

Преимущества технологической карты:

  • использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;
  • освобождается время для творчества учителя;
  • обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;
  • снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
  • обеспечивается повышение качества образования.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

  • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
  • используются эффективные методы работы с информацией;
  • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
  • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической
  • деятельности [5].

При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности. С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали). (Приложение 2)

  • реализацию учителем целей урока;
  • использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;
  • осуществление оценивания и контроля.

Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?

Современный урок – это:

  • урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);
  • урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.
  • урок , содержащий разные виды деятельности.
  • урок , на котором ученику должно быть комфортно.
  • урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.
  • современный урок развивает у детей креативное мышление.
  • современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.
  • урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке [7].

Читайте также: