Доклад на тему волюнтаризм

Обновлено: 22.04.2024

  • Волюнтари́зм (лат. voluntas — воля) — идеалистическое направление в философии, приписывающее божественной или человеческой воле основную роль в развитии природы и общества. Выдвигая в духовном бытии на первый план волю, волюнтаризм противостоит рационализму (или интеллектуализму) — идеалистическим философским системам, которые считают основой сущего разум (или интеллект).

Волюнтаризм рассматривает волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное направление впервые оформилось у Шопенгауэра.

Связанные понятия

Субъекти́вный идеали́зм — группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, — это совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира. Радикальной формой субъективного идеализма является солипсизм, в котором реальным признается только.

Кантиа́нство (нем. Kantianismus) — система критической философии, разработанная Иммануилом Кантом, а также другие философские системы, возникшие под влиянием его идей.

Немецкий идеализм, или немецкая классическая философия, — этап развития немецкой философии XVIII—XIX веков, представленный учениями Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. В советской философской литературе понятие немецкая классическая философия включало также философское учение Л. Фейербаха.

Упоминания в литературе

ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. voluntas – воля) – учение, согласно которому воля как целенаправленное усилие является основой социальных процессов. Порой В. рассматривает волю в качестве основополагающего онтологического принципа. В. противопоставляет волю разуму, деятельность – созерцанию, творческую активность – рутине, свободу – необходимости. Термин был введен в XIX в. немецким философом, культурологом, социологом Ф. Теннисом.

Всё дело в том, что саму постановку вопроса о первичности материи или сознания В. В. Жириновский считает не только надуманной, но и вредной для реальной жизни, в частности, для политической деятельности. Нельзя принижать роль сознательного начала в общественной жизни, недооценивая при этом роль личности в истории. Как равным образом и наоборот: нельзя навязывать обществу вместо видения и понимания объективного закономерного хода его развития оторванные от жизни, основанные на субъективизме и волюнтаризме теории, эксперименты и утопии.

Несмотря на обозначенную общую тенденцию в правопонимании Ренессанса, связанную с переоценкой роли волевого фактора, не следует примитивизировать сложный качественный переход от провиденциализма к волюнтаризму в политико-правовой мысли. Божественное начало, безусловно, сохраняется, к нему будут апеллировать и более поздние учения. Но речь идет, прежде всего, о начале неотвратимого вытеснения божественного закона законами человека и природы.

Связанные понятия (продолжение)

Иррационали́зм (лат. irrationalis — неразумный, нелогичный) — философские концепции и учения, ограничивающие или отрицающие, в противоположность рационализму, роль разума в постижении мира. Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие вещи как интуиция, чувства, вера, инстинкт, откровения и т. п. Таким образом, иррационализм утверждает иррациональный характер действительности.

Универсалия (от лат. universalis — всеобщий) — термин средневековой философии, обозначающий общие понятия.

Врождённые идеи — представления и знания, которые не могут быть приобретены, поскольку они не имеют отношения к чувственному миру (напр., математические и логические аксиомы, нравственные начала).

Эвдемони́зм (греч. ευδαιμονία — процветание, блаженство, счастье) — этическое направление, признающее критерием нравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья.

Объективный идеализм — совокупное определение философских школ, подразумевающих существование независящей от воли и разума субъекта реальности внематериальной модальности.

Монадоло́гия — работа Готфрида Лейбница 1714 года, повествующая о монадах (др.-греч. μονάς — единица, простая сущность) — простых субстанциях, не имеющих частей. Монадологию составляют 90 коротких абзацев, связанных логически.

Всео́бщее (нем. Allgemeinheit) — абстрактное единство предметов согласно определенному свойству или отношению, благодаря которому они мысленно объединяются в некоторое множество, класс, род или вид.

Интерсубъекти́вность — понятие, означающее 1) особую общность; 2) определённую совокупность людей, обладающих общностью установок и воззрений; 3) обобщенный опыт представления предметов.

Интеллиги́бельность (от лат. intelligibilis — понятный, чёткий, постижимый умом) — философский термин, обозначающий познание, а более точно, постижение, доступное исключительно уму или интеллектуальной интуиции. Понятие интеллигибельность в некоторых системах идеалистической философии обозначает сверхприродные, сверхчувственные предметы, сущности.

Релятиви́зм (от лат. relativus — относительный) — методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания.

Мо́дус (от лат. modus) — мера, образ, способ, вид существования или действия чего-либо. В логике применяется для обозначения разновидностей форм умозаключений. Спиноза полагал, что модусы — различные состояния, которые принимает единая субстанция; представляет собой переходную форму.

Инструментали́зм — направление в философии и методологии науки, рассматривающее научные понятия, теории и гипотезы как инструменты, необходимые для ориентации человека в его взаимодействии с природой и обществом. Инструментализм тесно связан с прагматизмом, операционализмом и конвенционализмом. Развернутую концепцию инструментализма сформулировал Джон Дьюи. Идеи инструментализма оказали определённое влияние на позиции ряда ученых (Г. Р. Кирхгоф, Г. Герц, П. У. Бриджмен, А. С. Эддингтон).

Кауза́льность (лат. causalis) — причинность; причинная взаимообусловленность событий во времени. Детерминация, при которой при воздействии одного объекта (причина) происходит соответствующее ожидаемое изменение другого объекта (следствие). Одна из форм отношения, характеризующаяся генетичностью, необходимостью. Каузальность выполняет важнейшую методологическую роль в научном и повседневно-бытовом познании. На основании её понятия строились механистическая картина мира, концепции детерминизма (Лаплас.

Субъективизм — введённое Декартом понятие, означающее поворот к субъекту, то есть взгляд на сознание как на первично данное, в то время как всё другое является формой, содержанием или результатом творчества сознания.

Гилеморфи́зм (от др.-греч. ὕλη — вещество, материя и μορφή — форма) — новоевропейский термин, обозначающий концепцию космогенеза как оформления исходного пассивного субстрата активной субстанцией. В общем смысле — метафизическая точка зрения, согласно которой любой объект состоит из двух основных начал, потенциального (первичной материи) и актуального (субстанциальной формы). Термин окончательно утвердился в литературе в XIX в.

Теория действия — область философского исследования, предметом которой являются действия, прежде всего действия человека. В центре современных дискуссий вопросы природы действий, их адекватного описания и объяснения.

Постпозитиви́зм (англ. Postpositivism) — общее название для нескольких школ философии науки, объединённых критическим отношением к эпистемологическим учениям, которые были развиты в рамках неопозитивизма и обосновывали получение объективного знания из опыта. Основные представители: Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд, Майкл Полани, Стивен Тулмин. К постпозитивизму близки работы школы неорационализма, в особенности Г. Башляра и М. Фуко.

Рационали́зм (от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. Поскольку интеллектуальный критерий истины принимался многими мыслителями, рационализм не является характерной чертой какой-либо определенной философии; кроме того, имеются различия во взглядах на место разума в познании от умеренных, когда интеллект признают главным средством постижения истины наряду с другими, до радикальных, если разумность считается единственным существенным критерием.

Интуитиви́зм — направление в философии, признающее в интуиции наиболее достоверное средство познания и отвергающее формализацию акта познания в других философских направлениях. Интуитивизм возникает на рубеже XIX—XX вв. и противопоставляет себя позитивистскому пониманию научного знания и ограничению человеческого опыта исключительно сферой чувственного восприятия.

Окказионализм (от лат. occasio — случай, случайный) — философское учение, объяснявшее взаимодействие души и тела посредством вмешательства Бога, то есть решавшее проблему взаимодействия протяженной и мыслящей субстанций и развивавшее дуализм картезианства. Основные представители — француз Жеро де Кордемуа (1626—1684), немец Иоган Клауберг (1622—1665) и голландец Арнольд Гейлинкс (1624—1669). До логического завершения учение окказионализма довёл француз Николя Мальбранш (1638—1715), сформулировавший.

Феноменология религии — методологический подход в религиоведении, придающий особое значение воззрениям приверженцев религий. Феноменология религии, базируясь на философской феноменологии, стремится выявить сущность религии путём исследований, свободных от искажающего влияния научных или общепринятых ценностей и предрассудков. Феноменологический подход к изучению религии предполагает личное участие учёного в исследуемой им религиозной традиции, что даёт возможность понять значение и проявления различных.

Реали́зм, в философии — распространённый европейский философский термин, не имеющий постоянного или общего значения. Использовался для обозначения направлений европейской философии, постулирующих то или иное отношение понятий к реальности. В разные эпохи относился к совершенно различным (и даже — противоположным) направлениям.

Критический рационализм (критический эмпиризм, фальсификационизм) — эпистемологическая теория, основные принципы которой сформулированы Карлом Поппером.

Механици́зм (механизм) — метод познания и миропонимание, рассматривающие мир как механизм. В более широком смысле механицизм есть метод сведе́ния сложных явлений к механике, физическим причинам; противопоставлялся витализму.

Разумный эгоизм — термин, часто используемый для обозначения философско-этической позиции, устанавливающей для каждого субъекта принципиальный приоритет личных интересов субъекта над любыми другими интересами, будь то общественные интересы, либо интересы других субъектов.

Идеали́зм (фр. idéalisme, через лат. idealis от др.-греч. ἰδέα — идея) — термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности идеи по отношению к материи (см. Основной вопрос философии) в сфере бытия. Во многих историко-философских трудах проводится дихотомия, считающая противопоставление идеализма материализму сущностью философии. Категории материализма и идеализма во все эпохи являются историческими категориями. Применяя.

Упоминания в литературе (продолжение)

Учение Плотина оказало влияние на Августина (IV–V вв. н. э.), творчество которого ознаменовало переход от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению. Августин придал трактовке души особый характер, утверждая, что ее основу образует воля (а не разум). Тем самым он стал инициатором учения, названного волюнтаризмом. Воля индивида, завися от божественной, действует в двух направлениях: управляет действиями души и поворачивает ее к себе самой. Все изменения, происходящие с телом, становятся психическими благодаря волевой активности субъекта. Так, из отпечатков, которые сохраняют органы чувств, воля творит воспоминания. Все знание заложено в душе, которая живет и движется в Боге. Оно не приобретается, а извлекается из души благодаря направленности воли. Основанием истинности этого знания служит внутренний опыт. Идея о внутреннем опыте, обладающем высшей истинностью, имела у Августина теологический смысл, поскольку проповедовалось, что эта истинность даруется Богом.

Волюнтаризм. Не раз можно услышать о том, что для обретения счастья, достижения свободы и такой жизни, о которой мечтаешь, нужна воля. Отсюда пошло древнее философское направление – волюнтаризм, которое имеет в своей основе волю. Значение этого слова часто путаются с другими понятиями, например, авантюризмом или свободолюбием. Однако, что это такое, будет детально рассмотрено в статье, где раскроются учения Шопенгауэра.

Значение слова волюнтаризм

Далеко непонятным остается значение слова волюнтаризм. В его основе лежит пропаганда философов и мыслителей о том, что человек является свободной личностью, которая должна сама решать свою судьбу и действия. Вместе с тем через силу воли она должна сама себя побуждать к морализму, рационализму, праведности, ответственности и т. д.

Далеко непонятным остается значение слова волюнтаризм. В его основе лежит пропаганда философов и мыслителей о том, что человек является свободной личностью, которая должна сама решать свою судьбу и действия.

В различных кругах данное понятие рассматривается по-разному:

  • Философия рассматривает волюнтаризм как первооснову всему волю человека.
  • Психология также относит волю к первым механизмам, происходящим в психике и организме.
  • Политика определяет данное понятие как стремление к достижению цели без учета причин и возможных последствий. В реальности проявляется как навязывание своих убеждений без объективных условий деятельности.
  • Экономика предвидит в волюнтаризме планы, которые нарушают какие-либо законы и правила.

Мыслители сходятся в одном мнении: волюнтаризм представляет собой субъективность человека, который становится хозяином своей жизни, проявляет волю и желания, достигает целей. Иногда такого человека называют свободным.

Удивительно, но свобода дана каждому человеку с самого детства. Но поскольку практически все люди рождаются в социуме, культурном и живущем по правилам, каждого делают зависимым от того общества, в котором он живет. Ребенок зависит от своих родителей, подросток — от мнения учителей и сверстников, а взрослый человек – от суждений общества в целом. Каждый индивид желает быть свободным. Вот только невозможно жить в социуме и быть свободным от него.

Более того, само государство не желает делать людей свободными, поскольку, кто тогда будет на него работать, защищать в случае войны, платить налоги и всю жизнь трудиться, чтобы только в пенсионном возрасте истребовать некую плату.

Почему о свободе только говорят, но мало кто ею обладает? Потому что политика любого государства такова: нужно развивать слабость, беспомощность и рабское самосознание гражданина. Ведь кем легче всего управлять? Тем, кто чувствует свою беспомощность и неспособность выжить без помощи государства.

Предоставленность самому себе и обязанность выбирать, когда человек обретает свободу, вызывает внутреннюю тревогу и страх. Человек боится быть наказанным за решение, которое он принял, поскольку посчитал себя свободным. Все это является результатом воспитания. Вспомните, как в школе учащихся наказывают, когда они не выучат уроки или решат задачки не так, как учили их учителя. А ведь более серьезное наказание ждет дома от родителей, которые будут недовольны оценками своих детей!

Каждый человек с самого детства приучается к тому, что все важные и значимые для него люди являются судьями и карателями, когда он начинает проявлять свободу, совершать ошибки и быть непослушным.

Что такое волюнтаризм?

Хоть данное понятие появилось относительно недавно, его истоки берут начало еще с древних времен, когда отдельные личности пытались доказать свободу каждого существа в формировании своей судьбы.

Простыми словами, волюнтаризм – это волевая позиция человека, который заявляет о своих желаниях и неукоснительно идет к ним. Он становится свободным от общественных норм и правил, при этом не ущемляет права и свободы окружающих. Он заявляет о своей позиции и отстаивает ее, при этом требует от других придерживаться заявленным требованиям, оставаясь при этом самими собой.

Волюнтариста можно назвать хозяином жизни, который полностью берет на себя ответственность за собственную жизнь. В свое время воля противопоставлялась разуму, то есть противоречила другому философскому направлению – рационализму. Поскольку в давние времена существовало много направлений в психологии и философии, у каждого деятеля было свое мнение на счет волюнтаризма:

Однако родоначальником направления является Шопенгауэр.

Стремитесь жить свободно и счастливо. Звучит привычно и оптимистично. Но то, что вы вкладываете в данное короткое выражение, будет влиять на вашу способность жить свободно и счастливо.

Что значит свободно? Жить по правилам, установленным обществом, или быть свободными в своем выборе, понимать, что жизнь не может развиваться по одному и тому же сценарию? Что значит счастливо? Достичь целей, которых достигают все люди, или позволить себе иметь то, что действительно радует вас?

Некоторые правила, по которым живет общество, вам вредят, установки и убеждения, которые считаются правильными, вас лишают счастья, цели не дадут того счастья, которое должно идти изнутри.

Существует убеждение, что лучше играть свадьбу один раз. Это хорошее желание. Если получилось найти человека, которого вы смогли полюбить на долгие годы и с которым выстраиваются гармоничные взаимоотношения, тогда за вас можно порадоваться. Но что делать, если любви между супругами нет, каждый день проходит в скандалах, муж и жена начали искать любовников?

Если не получилось обрести счастье в первом браке, то имеете право попытать счастье во втором. Иногда хорошим становится выбор, когда вы начинаете отношения с человеком, который развелся. Этот партнер знает, что такое брак, ответственность в семейной жизни и ведение совместного хозяйства. Он понимает, каково жить с другим человеком под одной крышей и что ему нужно от любимого партнера.

Свобода – значит жить не по общественным правилам. Это разрешение себе не быть миллионером, не иметь дорогого автомобиля, не быть героем-мачо, не быть красавицей, не иметь детей, быть холостым человеком или свободной от брака женщиной. Если вы чувствуете потребность жить не так, как это принято, разрешите себе это. Так можно стать счастливым человеком. Счастья не достигнуть, руководствуясь традициями и общественными рамками.

Есть люди, которые хотят иметь детей, а есть те, кто не ощущает потребности рожать наследников. Почему бы не позволить быть правыми всем: одни пусть рожают, а другие нет! Некоторые общественные установки просто лишают счастья. Пока вы пытаетесь жить так, как все, вы помогаете социуму делать вас несчастным человеком.

Волюнтаризм Шопенгауэра

Шопенгауэр жил во времена Гегеля, когда основную движущую силу придавали разуму. Однако философ усомнился в данной идее, отмечая, что без воли человек был бы предсказуем. Однако это не так. Мир иррационален. Человек волен выбирать свои поступки, мысли и решения. У воли нет ни начала, ни конца. Это все вкладывалось в понятие волюнтаризма Шопенгауэром.

Человек является многогранным существом, которое редко исходит из разумных мыслей, а зачастую поддается аффектам, страхам, страстям, темным импульсам. Некоторые из них он способен вывести на уровень сознания. С другой стороны человек обладает такой способностью, как познание. Это происходит при созерцании за чем-либо. Объект не существует без субъекта, как и субъект без объекта. Интеллект играет лишь связующую роль в понимании созерцаемого. Однако глубину происходящего способно понять нечто другое.

Шопенгауэр ставит своей задачей познать человека как гамму чувств, когда он боится, к чему-то стремится, чем-то недоволен. Мир сам по себе не является чем-то хорошим или плохим. Значение ему придает лишь человек, который его созерцает, создает, корректирует и объясняет.

Претензии человека связаны с манией величия, которую философ объясняет тремя симптомами:

  • Космологические – человек мнит себя центром Вселенной, господином.
  • Биологические – человек воспринимает себя как венец творения.
  • Психологические – человек полагает, что его сознание является хозяином жизни.

Шопенгауэр считает, что воля исходит из человеческого зла, основными задачами которого являются:

  • Стремление быть – инстинкт самосохранения, когда человек делает все, чтобы не умереть.
  • Стремление продолжать род – желание человека продолжать жить через потомков, когда он сам погибнет.
  • Потерю индивидуальности.
  • Освобождение от воли.
  • Растворение в объекте.
  • Забывание о личных желаниях.

Волюнтаризм имеет неоднозначную природу своего происхождения. Это приводит к такому итогу, как появление неправильного понимания. Многие полагают, что волюнтаризм непосредственно связан с авантюризмом и игнорированием правил, рамок, морали. Однако в некоторой степени это не так.

Давайте свободу мыслей и действий своим любимым людям. Если вас не просят дать совет, значит, не настаивайте на том, чтобы ваше мнение выслушивали. Не навязывайте свои идеи. Вы можете что-то предложить, но пусть люди сами решают, слушать вас или нет.

Распоряжайтесь своими деньгами так, как сами считаете нужным. Будьте внутренне и внешне такими, какими сами хотите быть. Живите в угоду своих желаний. Думайте своей головой и отвечайте за последствия своих решений. Не подчиняйтесь никому, но не забывайте прислушиваться, поскольку иногда вам могут подсказать что-то полезное.

Не критикуйте, ничего не ожидайте, не лезьте в чужую жизнь. Люди могут жить так, как сами того захотят. А в вашей воле решать, иметь с ними отношения или нет. Если вам не нравится человек таким, каков он есть, то не нужно начинать с ним отношения в надежде на то, чтобы потом изменить его. Лучше сразу решите, принимаете ли вы своего партнера таким, каков он есть, без желания его изменить в будущем. Помните, что если вы будете вторгаться в личное пространство своих любимых, детей, друзей, то вас по праву попросят оттуда уйти. Вы можете распоряжаться только своей жизнью. А окружающие имеют право жить так, как сами того хотят. Но у вас есть выбор: вы можете общаться или не общаться с конкретным человеком, и это ваше право.

Что такое волюнтаризм?

В советское время любили громкие слова, использовали их довольно часто, в том числе волюнтаризм, что это такое не понимая, на самом деле. Обычным людям было очевидно одно: волюнтаризм — это плохое, ругательное слово, что-то из проклятой буржуазии и ненавистного капитализма.

На самом деле этот термин используется не только в политике, но также в психологии и экономике. Что означает слово волюнтаризм разберёмся ниже. В статье собрана полезная информация о том, какое значение имеет это понятие и как им нужно пользоваться, чтобы выглядеть умным человеком.

Что такое волюнтаризм?

Начнём с того, что такое волюнтаризм простыми словами. Это очень упрямое и непреклонное стремление к своей цели, желание непременно добиться желаемого, даже если это кажется невозможным. Человек упрямо идёт к достижению мечты, не беря во внимание объективные факторы, которые являются помехой на пути.

Например, Валентин Дикуль в своё время проявил именно психологический волюнтаризм, стремясь встать на ноги, невзирая на самые плохие и безнадёжные прогнозы медиков. И он добился цели благодаря именно волюнтаризму, не иначе.

Это понятие вошло в обиход довольно давно, ещё в 19 веке, а точнее, в 1883 году. Первым его начал использовать Фердинанд Теннис, социолог из Германии.

Фердинанд Теннис

Он предположил, что энергия человеческой воли может приводить к появлению устойчивых социальных групп (в данном случае имеются в виду сообщества людей). То есть один человек может собрать вокруг себя группу людей, которых сможет подчинить своим целям.

Когда появился волюнтаризм?

Мы разобрались с тем, что такое волюнтаризм, когда появился этот феномен? На самом деле подобное волевое поведение присуще человеческой природе изначально и особенно ярко эта черта проявлялась у лидеров разных времён. Но первые намёки в литературных источниках появились во времена Августина Блаженного.

Шопенгауэр

Именно он высказал мысль о том, что человеческая воля первична и способна управлять разумом. Спустя некоторое время, когда возник волюнтаризм, его духом проникся и Ф. Ницше. Он создал целую философию собственного сочинения, основанную на биологическом волюнтаризме. Он полагал, что природная потребность, необходимая для выживания, в обществе превращается в желание иметь власть над другими.

Примеры волюнтаризма

Чтобы понять, кто такой волюнтарист, давайте окунёмся в историю. В качестве яркого примера обычно используют императора Калигулу. Глава Римской империи, жестокий и деспотичный властитель, был способен на проявление этой черты своего характера. Он желал, чтобы его считали богом и поэтому пытался изменить экономические законы империи, вопреки здравому смыслу.

Он приказал собрать ракушки и использовать их вместо монет. Конечно же, эта идея не увенчалась успехом, ведь ракушки не представляли никакой ценности, в отличие от настоящих денег. Римляне не поддержали эту идею и затею императора ожидал провал.

Волюнтаризм Хрущева

Волюнтаризм Хрущева

Ещё один пример политического волюнтаризма — это стратегия Н. Хрущёва. Он так увлёкся идеей сельского хозяйства, что предпринимал шаги, которые заставляли усомниться в его здравом смысле.

Конечно, подобная политика принесла плоды, освоение целины имело большое значение для страны, но другие его указания носили совершенно безумный характер. К примеру, желание засеять все поля кукурузой или возделывать южные культуры в северных широтах, повернуть реки вспять и снести горы, ярко иллюстрируют его непреклонное волевое желание изменить мир под себя.

Волюнтаризм в Кавказской пленнице

Что такое волюнтаризм в Кавказской пленнице? На самом деле герой Никулина, произнося это слово, не имеет понятия о том, что оно значит. Реакция остальных участников только подогревает интерес зрителей и создаёт интригу.

Волюнтаризм из Кавказской пленницы это крылатое выражение, которое обрело самостоятельную жизнь после выхода фильма на экраны. На самом деле в сцене спрятан тонкий юмор на тему политики. Что же смешного в этой фразе? Оказывается, фильм вышел на экраны кинотеатров в конце шестидесятых годов. Именно тогда закончилась эпоха Хрущёва, и началась эра Брежнева. Как это всегда принято в нашей стране, новая власть критикует ушедшую.

Волюнтаризм в политике

Чаще всего встречается волюнтаризм в политике — это когда чиновники и другие фигуры, находящиеся у власти, считают приоритетным достижение личных целей. Они пренебрегают интересами людей, которые привели их к власти и игнорируют нужды народа. Такие оторванные от действительности личности предпочитают не замечать реальную политическую картину.

Их сравнивают с избалованными детьми, избегающими ответственности и чрезмерно увлёкшимися своими игрушками.

Волюнтаризм в политике

Часто этим грешат мелкие чиновники, поэтому их действия остаются не замеченными. Сторонник волюнтаризма способен принести огромный вред, особенно если он является приверженцем бюрократии и не способен усвоить хотя бы азы политической культуры.

Волюнтаризм Хрущёва так выделен в истории как раз потому, что он был ключевой фигурой и от него зависела судьба целой страны. Хотя многие его идеи были здравыми и приносят плоды до сих пор, некоторые инновации, оторванные от реальности и существующие лишь в его амбициозных фантазиях, поглотили ресурсы, не принеся ожидаемых плодов.

Экономический волюнтаризм

В данном случае речь идёт о поведении, которое противоречит существующим экономическим правилам и требованиям. При этом происходит либо отрицание, либо игнорирование проблем, которые нарастают из-за подобного поведения. Результатом такого явления становится торможение экономического развития и назревание кризисных ситуаций. Волюнтаризм в экономике тесно связан с политикой, ведь обе эти сферы существуют параллельно друг другу.

Пример такой деятельности всё тот же Хрущёв. Засеивание огромных территорий сельскохозяйственными культурами, не приспособленными к природным условиям, было обречено на провал. При этом использовались огромные экономические ресурсы в виде крестьянского труда, техники и транспортных доставок новых культур в отдалённые регионы.

Калигула показал себя тоже как человек, не способный выбрать правильную стратегию для развития экономики Римской империи. Невозможно просто собрать ракушки с побережья и использовать их как платёжное средство. Это ясно даже ребёнку, ведь у денег в любой форме должна быть своя ценность. Какая ценность у моллюсков, если в них нет даже жемчужин? Конечно же, нулевая. Именно так и выглядит экономический волюнтаризм в исторических примерах.

Волюнтаризм в психологии

Волюнтаризм в психологии

Хотя это звучит неожиданно, существует волюнтаризм в психологии, это важная способность человека, которая отвечает за самоорганизацию. В этом случае данная черта характера появилась у нас в результате эволюции и стала ещё одним важным инструментом для выживания. Она позволяет бороться с жизненными тяготами и преодолевать их. Человек способен начать жизнь с нового листа именно когда у него есть наклонность к психологическому волюнтаризму.

Главным фактором успешности в данном случае является стремление к саморазвитию, и желание двигаться вперёд. Это значит, что ярко выраженная сила воли работает на высокую организацию нашего мышления, помогая найти внутреннюю силу. Волюнтаризм присущ психически здоровым, волевым личностям, только проявляется он в масштабах одной жизни, а не целого народа.

Волюнтаризм в философии

Единого определения, что такое волюнтаризм в философии на данный момент всё ещё не существует. В каждой эпохе появлялся свой сторонник этой идеи и выдвигал личную формулировку. В Средние века эта идея была иллюстрацией Божьей воли, как движущей силы существования. Однако последователи идеи сошлись в некоторых формулировках, выделив два направления:

1. Воля главнее, чем разум. Поскольку это энергия, она лежит в основе всего сущего. Этой идеи придерживались такие представители волюнтаризма в философии как Ницше, Шопенгауэр и Шеллинг.

Волюнтаризм в социологии

Волюнтаризм в социологии

Последний аспект, который я рассмотрю в данной статье — что такое волюнтаризм в социологии. Социология является наукой, изучающей все возможные факторы, которые влияют на жизнь общества. Волюнтаризм тоже является предметом изучения. Он рассматривается как сильный фактор, способный изменить жизнь большого и маленького социума, от масштабов семьи до целой планеты.

Исследование мотивов, которые побуждают к добровольным поступкам тоже является одним из направлений социологии. При этом имеется в виду реализации тех желаний, которые оторваны от реальной жизни и возможных последствий.

Волюнтаризм является противоположностью фатализма. Здесь на первом месте стоит вера в то, что обстоятельствами можно управлять, а фатализм предполагает смирение потому что всё уже предопределено, и любые попытки противостоять не имеют смысла. Оба этих течения появились из мифологических и философских источников.

Артур Шопенгауэр

Волюнтаризм – это понятие, применяемое в разных областях знаний для обозначения первичности воли. К примеру, в повседневной жизни этим словом можно описать поведение, при котором человек проявляет силу воли, превозмогая обстоятельства и игнорируя опасности. При этом он не думает о последствиях и часто пренебрегает правилами. В зависимости от конкретного значения, данное понятие может приобретать как положительный оттенок, так и отрицательный.

Автором термина считается немецкий социолог Фердинанд Тённис, который использовал его в 1883 году в одной из своих работ для обозначения поведения, не вписывающегося в общепринятые рамки и противоречащего нормам морали.

Сегодня данный термин имеет несколько разных значений, которые зависят от конкретной области знаний:

  • в экономике – безответственная и необдуманная деятельность, основанная на стремлении к цели, но неправильная с позиций логики и здравого смысла;
  • в философии – учение, в рамках которого воля рассматривается как первооснова бытия (в противоположность рационализму, считающему первоосновой разум);
  • в психологии – концепция, в соответствии с которой воля первична, и от неё зависят остальные психические процессы;
  • в социологии – система взглядов, согласно которой все виды объединения и взаимодействия людей должны быть основаны на добровольном согласии.

Эти определения заметно отличаются, но все они подразумевают, что некие процессы зависят от воли. Чтобы хорошо запомнить, что такое волюнтаризм, разберём подробно его значения во всех этих областях знаний, а также рассмотрим очень наглядный пример.

Пример волюнтаризма в экономике

Экономический волюнтаризм – это необдуманная деятельность, основанная на слепом стремлении к цели и игнорировании научных знаний. В качестве примера рассмотрим деятельность Никиты Сергеевича Хрущёва на посту Первого секретаря ЦК КПСС. Благодаря тому, насколько ярко и точно этот пример иллюстрирует суть явления, сегодня именно он используется в большинстве словарей и учебников для объяснения того, что такое экономический волюнтаризм.

Хрущёв стал Первым секретарём ЦК КПСС в 1953 году. Многим он запомнился оттепелью, но сильнее всего он выделился странными экономическими решениями. Он игнорировал рекомендации специалистов и учёных, действуя так, как ему вздумается.

Считается, что волюнтаризм Хрущёва привел к таким последствиям как:

В 1964 году Хрущёв был отстранён от должности, и причиной послужил именно его экономический волюнтаризм. Даже в советских книгах и школьных учебниках его политика подвергалась жёсткой критике.

Волюнтаризм в философии

Философский волюнтаризм – это учение, считающее первопричиной процессов, проистекающих в природе или человеческом обществе, волю Бога или человека. Обычно его противопоставляют рационализму или интеллектуализму (учениям, считающим первоосновой всего соответственно разум или интеллект).

В литературе волюнтаризмом часто называют борьбу волевой личности с негативными обстоятельствами и превозмогание этих обстоятельств благодаря сильному стремлению к цели.

Считается, что первым идеи волюнтаризма описал философ и богослов Августин Блаженный. Он считал, что первопричиной всему является божественная воля. Именно с его подачи в христианстве присутствует утверждение, что без воли Бога даже волос с головы человека не упадёт. При этом он говорил, что грехи совершаются против Божьей воли.

В более современном виде идею философского волюнтаризма описал немецкий философ Артур Шопенгауэр. По сути, именно Шопенгауэр впервые высказал мысль, что воля первична и управляет разумом, а не наоборот (ниже мы рассмотрим его взгляды более подробно).

Позже данную концепцию развивал немецкий философ Фридрих Ницше. Его учение, известное как ницшеанство, фактически построено на идеях волюнтаризма. В центре находится волевая личность, для которой сильная воля – это биологическая потребность, обязательное условие для выживания. По мнению Ницше воля к жизни у сильной личности перерастает в стремление к власти.

У каждого из упомянутых авторов были собственные взгляды, но объединяет их то, что первичной движущей силой во всех процессах считается божественная или человеческая воля.

В философском волюнтаризме выделяют следующие направления:

  • Теологическое. Данное направление соответствует учению Августина Блаженного. Бог в этой системе первичен и всемогущ. Всё сущее подчинено его непостижимой и неисповедимой божественной воле.
  • Метафизическое. Сторонниками данного направления были Шопенгауэр и Ницше, считавшие, что воля руководит разумом, а не наоборот. Похожих взглядов придерживался и Зигмунд Фрейд, утверждавший, что нами управляет бессознательное, а не сознательное.
  • Гносеологическое. Это направление развивали немецкие философы Фридрих Шеллинг и Иоганн Фихте. В нём считается, что воля первична и определяет весь процесс познания.
  • Политическое. Известные представители – Томас Гоббс и Жан-Жак Руссо. Основная идея заключается в том, что власть должна исполнять волю народа, служить ему. Если же деятельность власти противоречит воле и интересам народа, жители страны получают право на её свержение.

Волюнтаризм в психологии

  • функционализм (психика состоит из большого числа самостоятельных функций);
  • прагматизм (практика – критерий истины, психические процессы направлены на получение практических результатов).

Основные идеи психологического волюнтаризма Вундта:

  • самоанализ не позволяет человеку определить истинные причины своего поведения;
  • невозможно объективно измерить волю и разум;
  • невозможно понять природу воли, исследуя социальную сферу общества, поэтому нужно изучать поведение животных и применять полученные знания для лучшего понимания поведения людей в аналогичных обстоятельствах;
  • полученные знания в любом случае будет сложно применить на практике, поскольку воля очень индивидуальна.

Волюнтаризм в политике

Политический волюнтаризм – это позиция, согласно которой всякая форма объединения людей должна быть добровольной. Из-за такого определения его часто путают с анархизмом, однако это совершенно разные понятия. Анархизм подразумевает отказ от подчинения любой власти. Волюнтаризм же лишь требует, чтобы человек сам мог избирать власть и самостоятельно решать, к какому объединению принадлежать.

Идеи волюнтаризма в политике:

  • Любой вид объединения людей должен быть настолько свободным и добровольным, насколько это возможно. Сила не может быть использована для принуждения или подчинения, но применима при необходимости защитить себя или других.
  • Государство распоряжается властью, которая делегирована ему народом. В современном мире оно может применять такие меры как ограничение и принуждение только для защиты интересов людей. В будущем государство будет упразднено, и его место займёт свободное общество.
  • Свободное общество основано на взаимном согласии. Человек сам определяет, в какой союз вступить. Каждый обладает свободой самовыражения и не может подвергаться давлению, если его субъективное мнение не совпадает с общепринятым.

Концепция волюнтаризма Артура Шопенгауэра

Артур Шопенгауэр

По мнению Шопенгауэра, воля человека – это сила, создающая постоянное движение. Отдельные волевые проявления могут конфликтовать между собой и порождать силы, действующие в противоположных направлениях. Возникающие противодействия приводят к внутренним конфликтам и борьбе с самим собой, вызывают сложности принятия решений. Философ утверждал, что даже когда нам кажется, будто мы действуем как рассудочные существа, нами в действительности руководят аффекты, страсти и тёмные импульсы, находящиеся глубже уровня сознания.

При этом он не отрицал важности сознания, просто утверждал, что оно находится в подчинении у воли. Познание и интеллект он считал инструментами воли, которые служат для достижения практических целей. Познание представляет собой отдельные акты схватывания реальности. Оно не влияет на волю человека, а выражаться может только через искусство. Интеллект необходим для понимания связей между объектами, но как и познание не регулирует нашего поведения и не влияет на поступки.

Практически всю свою научную деятельность Шопенгауэр посвятил изучению человека, попыткам понять мотивы и цели, которыми тот руководствуется в своей повседневной жизни. Он был современником многих известных рационалистов, однако не хотел соглашаться с их взглядами, критиковал и вступал в конфронтацию со многими из них. В его понимании человек – это существо, постоянно жаждущее чего-то, чего-то боящееся и чем-то недовольное. И у всякого человека есть воля, которая ведёт его к его целям и определяет каждый его поступок.

Читайте также: