Учение с увлечением доклад

Обновлено: 30.06.2024

Во все времена педагога волновала проблема, как сделать так, чтобы всем обучающимся было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного, чтобы лучше запомнили то, о чем шла речь на уроке.

Для этого необходимо использовать нестандартные формы преподавания.

Основная задача учителя - возбуждать творческую фантазию в своих подопечных, поддерживать живой и неподдельный интерес к изучаемым темам.

Иными словами, учить не ради хороших оценок в журнале, а воспитывать и развить, обогащая знаниями.

Любой урок важно строить ярко, красочно, чтобы обучающиеся испытывали потребность узнать что-то новое. А уходя с урока, захотели бы найти продолжение услышанного в дополнительной литературе, а также с желанием и интересом пришли на следующий урок.

Нестандартный урок требует от учителя большой подготовительной работы.

Это не просто отлаженная и продуманная система приемов и средств обучения - это система взаимоотношений учителя и обучающихся, как участников процесса познания окружающего мира.

Я с первых дней каждого учебного года, стараюсь учить своих учеников так, чтобы им было интересно, чтобы физика их захватывала и откладывалась в сознании на всю жизнь.

Мое главное кредо - развитие каждого обучающегося через интерес к предмету.

Откуда брать дидактический материал для таких занятий? Приходится в основном надеяться на себя, самой фантазировать, искать, пробовать разные подходы, проверяя их пригодность практикой, и год за годом накапливать полезный материал.

Через познание этой истины появляется интерес к физике и потребность узнавать новое.

Чем же привлекательны для обучающихся нестандартные уроки? Нестандартность для обучающихся-это не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока. Это и максимальное вовлечение класса в активную деятельность на уроке.

Особое значение имеет развитие функции общения на уроке.

Используя игровую методику при изучении сложного материала, формирую у школьников качества активного участника учебно-воспитательного процесса:

-учиться находить, принимать и выполнять решения, обдумывая и подбирая при этом способы их реализации;

-развивать способности, которые могут быть выявлены в этих условиях и успешно применены в иных учебных и даже практических ситуациях;

-учиться умению общаться, установлению межличностных контактов,

Одним из путей повышения интереса к изучению курса физики, считаю, хорошо организованную внеклассную работу.

Тематические предметные недели по физике способствуют развитию личностных качеств обучающихся.

Проведение недели физики преследует несколько целей:

- повысить уровень физического мышления обучающихся и расширить их кругозор; - -развить интерес к точным наукам;

-углубить представление об использование сведений из физики в повседневной жизни, показать ценность физических знаний в деятельности человека.

Мероприятия, которые проходят в дни недели физики, сделать яркими, запоминающимися. Условия конкурса по рубрикам сообщается заранее.

Одно из средств повышения эффективности обучения физике - использование произведении изобразительного искусства на уроке.

В них обучающийся открывает для себя знакомые по жизненному пути реальные картины природы, связывая их с проявлениями физических законов.

Произведения живописи способствуют эмоциональному подъему, привлекая внимание обучающихся, развивают их эстетические вкусы, а также помогают осознать необходимость изучения природы и законов ее развития.

Ученики узнают, что приемы творческой деятельности в искусстве часто удачно переносятся в сферу инженерных поисков.

Важное значение имеет отбор произведений искусства для уроков: они должны не только иллюстрировать физические явления, но быть психологическими доступными обучающимися, возбуждать интерес и положительные эмоции.

Указанные картины очень интересны. Привлечение живописи на уроках физики повышает эффективность обучения.

В ходе игры ставлю образовательно-воспитательные цели: развивать у обучающихся потребность самостоятельно приобретать знания по физике; прививать любовь к интеллектуальным играм и занятиям; воспитывать уважение к науке и людям науки.

Знания по физике необходимы каждому обучающемуся для успешной учебы и работы.

В своей работе использую уроки, закрепляющие успех:

-Проверочные кроссворды - проверяю степень усвоения понятий, формулировок, фактов, определении у всех учеников так, чтобы им было интересно, и время было затрачено небольшое.

-Уроки типа КВН позволяют в игровой форме повторить изученный материал, развивает умение выделять различные признаки явлении, закрепляет знания.

Особенности урока-викторины работы учителя с обучающимися: контролирует и выявляет способности класса:

-пробуждает и активизирует интерес к физике;

-развивает творческую мыслительную деятельность и любознательность;

-обеспечивает тотальную активность обучающихся;

-способствует личностному развитию, желанию победить.

обучающимся нравятся живость и состязательность игровых уроков.

Список литературы:

Елькин В.И. Необычные учебные материалы по физике

Леви В. Нестандартный ребенок

Маркова А.К., Матис Т.А.,Орлова А.Б. Формирование мотивации учения. Просвещение,1990.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель математики 1к.к.

МОУ Губаревская СОШ

«…учение, лишенное всякого интереса и взятое

только силой принуждения… убивает в ученике

Важнейшим фактором успеха в обучении является интерес учеников к предмету. Следовательно, и учебник, и урок должны быть увлекательными. Интерес школьника к учению надо рассматривать как один из самых мощных факторов обучения. Но игровое обучение – это не уступка ленивому ученику, чтобы позабавить его и тем самым заставить учиться. Обучение должно вызывать удовольствие. Математику надо рассматривать не как систему истин, которые надо заучивать, а как систему рассуждений, требующую творческого мышления.

Умение заинтересовать математикой – дело непростое, и в этом смысле личного мастерства учителя или автора учебника нельзя недооценивать. Многое зависит от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависят от методических приемов, которые выбирает учитель.

Элементы игры, включенные в урок, оказывают заметное влияние на деятельность учащихся. Игровой мотив является для них действенным подкреплением познавательному мотиву, способствует активности мыслительной деятельности, повышает концентрацию внимания, настойчивость, работоспособность, создает дополнительные условия для появления радости, удовлетворенности, чувства коллективизма.

Игровые занятия разрабатываются таким образом, чтобы к учащимся были предъявлены определенные требования.

Чтобы играть, нужно знать суть игры – вот первое требование, которое придает игре познавательный характер.

Правила игр, игровые ситуации должны быть действенными, то есть такими, чтобы у учащихся появилось желание участвовать в игре. Поэтому игровые занятия должны составляться с учетом возраста учащихся.

Правила и организация дидактических игр должны составляться и разрабатываться с учетом индивидуальных способностей учащихся, то есть с учетом различных групп (с высокими и низкими математическими возможностями, активных и пассивных и т.д.).

По возможности, игра должна носить обучающий характер.

Игра называется обучающей, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые навыки и знания.

Для учащихся с низкими способностями нужно предусматривать ослабленные варианты игры, чтобы искусственно создать возможность успеха, и наоборот, трудные варианты – для способных учащихся.

Игры можно использовать на различных этапах урока: при опросе или проверке домашнего задания, при самостоятельном изучении нового материала, при закреплении его.

Таким образом, игровые моменты на уроках необходимы для воспитания личности, для развития интереса к предмету. Если ученик видит перед собой примеры творческого подхода к делу своих наставников, то у него самого возникает потребность творчества.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

1.Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.

2.Учебная деятельность подчиняется правилам игры, вводится элемент соревнования.

Состояние математического развития учащихся наиболее ярко характеризуется их умением решать задачи. Задачи - это основное средство оттачивания мысли каждого школьника.

Учащиеся с интересом воспринимают задачи практического содержания, позволяющие показать тесную взаимосвязь теории и практики. Они с увлечением наблюдают, как из практической задачи возникает теоретическая и как чисто теоретической задаче можно придать практическую форму.

1.В шахматном турнире участвовали 7 человек. Каждый с каждым сыграл по одной партии. Сколько партий они сыграли?

2.Сколькими способами собрание из 30 человек может выбрать председателя и заместителя?

1.Какое наибольшее число воскресений может быть в году?

2.В некотором месяце три воскресенья пришлись на четные числа. Какой день недели был 20-го числа этого месяца?

Для развития математических способностей учащихся и воспитания их интереса к математике полезно использовать задачи – шутки и математические ребусы.

В старших классах я использую лекционно – семинарские занятия: лекции, практикумы, зачеты, семинары, конференции. Лекционно – семинарская система позволяет учителю излагать материал крупными порциями и на этой основе высвободить время для повторения вопросов теории и решения задач. Такая организация занятий обеспечивает усиление прикладной и практической направленности преподавания, приобщает учащихся к активной работе с учебной литературой, повышает уровень их подготовки.

Перед началом очередной темы продумываю план по следующим направлением: количество часов, выбор оптимального типа урока, применение наглядности, тематический контроль: письменные опросы по теории, самостоятельные работы по обязательным результатам обучения, комбинированные самостоятельные работы, выполнение домашней работы (уровень самостоятельности и качество), зачеты, контрольные работы.

Развитие интереса к математике происходит также на внеклассных мероприятиях: КВН, викторины, беседы, игры- состязания и т.д. Проводятся факультативы, в старших классах элективные курсы. Разнообразие внеурочной работы по математике поддерживает интерес учащихся. Успехи победителей поощряются.

В своей работе я использую тестирование. Тестирование проводится полностью в режиме диалога ученика с компьютером. Тесты являются экономной, целенаправленной и индивидуальной формой контроля. С их помощью выявляются пробелы в знаниях, проверяется, насколько осознанно учащиеся владеют теоретическим материалом, как умеют применять его на практике. Это позволяет мне в наиболее благоприятное время внести необходимые коррективы в дальнейшую работу с тем или иным учеником либо классом в целом.

Многие люди полагают, что учиться с удовольствием невозможно. Узнавать новое всегда трудно и утомительно, поэтому мы часто ленимся и не усваиваем весь материал. Тем не менее, есть множество талантливых педагогов, которые умеют заинтересовать учеников в познании. Также есть разнообразные познавательные программы, позволяющие существенно разнообразить процесс обучения. Но самый лучший способ получить удовольствие от учения, на мой взгляд, это самостоятельно выбрать интересные для себя направления и изучать их. Саморазвитие – самый мощный источник мотивации.

Когда автор разрушил эти заблуждения, он объяснил, как полюбить учебу. Он написал и доказал, что образование – это богатство, и относится к нему надо, как к ценности. Например, самые успешные люди всегда тратят целое состояние на образование своих детей. Автор отмечает, что одно дело – понимать цену знаний, а другое – полюбить их. Чтобы трудиться нравилось, нужно уметь и знать свое дело. Тогда будут появляться успехи, и это даст стимул к труду. Вывод таков: если не делать, то и удовольствия от дела ждать не приходится. То есть, увлечения от учения нужно добиваться, как цели. Для чего? Чтобы исполнить свои мечты и реализовать цели, ведь от образования зависит уровень жизни, трудоустройство и даже семейное положение. Человек с перспективами может построить счастливую семью.

Любовь, говорит автор, требует взаимности, а это значит, что начать должен именно ученик. Чтобы дело начало приносить удовольствие, надо проявить к нему внимание. Если мы хотим расположить к себе человека, мы же стараемся. Вот и в учении нужно стараться, чтобы процесс работы дал плоды, которые нас обрадуют.

Кто же может помочь человеку сделать первый шаг и начать учиться? Только он сам. Автор приходил за ответом к учителям, книгам, даже посидел в Ленинской библиотеке и не один день. Однако все, что он нашел, указывает на то, что только самостоятельно можно полюбить или возненавидеть. Мы сами себя настраиваем. Достаточно вообразить, что математика интересна, и сразу же настроение изменится и появится хоть даже и слабый, но интерес. Его можно развить одним усилием воли. Однако трудиться необходимо тщательно и регулярно. Стоит один раз не понять и запустить, дальше будет только хуже, и весь интерес пропадет, как и стремление человека к успеху.


Презентация представляет методическую тему работы учителя.

Содержимое разработки

Вечно изобретать,пробовать,совершенствовать и совершенствоваться – вот единственный курс учительской жизни… К.Д. Ушинский

Вечно изобретать,пробовать,совершенствовать и совершенствоваться – вот единственный курс учительской жизни… К.Д. Ушинский

Учение с увлечением

Учение с увлечением

Учение с увлечением – так я назвала свою педагогическую идею.

Принцип творческого обучения.


Проектная деятельность - еще одна возможность учиться с увлечением

Проектная деятельность - еще одна возможность учиться с увлечением


Вставить пропущенные буквы ( задание на ошибку): БЕЗ_ДЕЙНЫЙ, БЕЗ_ЗВЕСТНЫЙ, СВЕРХ_ДЕЙНЫЙ, ПОД_ГРАТЬ, БЕЗ_СКУСНЫЙ, ПОД_ТОЖИТЬ, БЕЗ_НТЕРЕСНЫЙ, БЕЗ_ДЕЙНЫЙ, ПОД_СКАТЬ.

Вставить пропущенные буквы ( задание на ошибку):

БЕЗ_ДЕЙНЫЙ, БЕЗ_ЗВЕСТНЫЙ, СВЕРХ_ДЕЙНЫЙ, ПОД_ГРАТЬ, БЕЗ_СКУСНЫЙ, ПОД_ТОЖИТЬ, БЕЗ_НТЕРЕСНЫЙ, БЕЗ_ДЕЙНЫЙ, ПОД_СКАТЬ.

«На свете есть два вида занятий: учение с мучением и учение с увлечением.



-75%

…Вот главная причина наших школьных бед и неприятностей, вот что мешает многим из нас получить достойное образование: неумение заинтересоваться учением. Долгое время считали, что без скуки учения вообще нет, а нелюбовь к учению — обычное, естественное явление. В некоторых странах учителям до сих пор разрешено бить детей на уроках. Считают, что это нормально: дети не хотят учиться, а учитель заставляет их…

…Учение с увлечением — это вовсе не учение с развлечением. Школа не цирк, она не может развлекать, не должна этого делать. Школа — труд, серьезный, долгий, иногда и тяжелый умственный труд…

Итак, учеба — это труд, а труд — это преодоление чего-то. Преодолеть что-то можно только приложив усилие физическое или умственное. Поэтому запомни: там, где нет преодоления, там нет развития. Но преодолевать будет легче, если есть интерес, мотив. Например, играть в футбол интереснее, чем пробежать 3 км, но результат будет одинаковым.А как быть, если работа не интересна? Например, чтобы научиться играть на фортепиано, нужно 100 раз в день играть скучные арпеджио и гаммы. Путь один: приучить себя везде работать с интересом, никогда не теряя чувства полноты жизни.

…Спрашивают: разве может всякая работа быть увлекательной? Может! Присмотримся к окружающим нас людям. Одни за всякую работу берутся серьезно, с охотой, даже если это мытье посуды или другая вроде бы нудная домашняя работа. Старое правило: все, что стоит делать, стоит и того, чтобы делать хорошо.Другие же, наоборот, стонут от всякой работы, она кажется им обременительной и скучной. Ах! Опять эта посуда! Ах! Опять идти на работу! Ах! Ах! И всегда кажется, что есть на свете какие-то другие, более интересные дела… Катастрофическая неспособность увлекаться любой работой заложена в таких людях еще в детстве. Это самые несчастные люди. Среди них больше всего завистников.Есть молодые люди, которые знакомятся с одной девушкой, потом с другой, третьей, и кажется им, что и та нехороша, и другая, и третья… А вот четвертая будет хороша. Но и четвертая будет не по душе, потому что молодой человек не умеет любить, не научился… Умение работать с любовью на всякой машине, умение с увлечением заниматься любым необходимым и важным делом, умение искать и находить интерес в нем — это свойство характера самому можно воспитать в себе…

Могут ли все учебные предметы в школе быть интересными? Могут! Каждому человеку одними предметами легче увлечься, а для того, чтобы полюбить другие, требуются определенные старания. Культурному человеку это не страшно. Культурный человек приучает себя ко всем предметам относиться творчески, увлеченно, с уважением. Он не позволяет себе делать какую-нибудь работу со скукой. Здоровый, нормально развивающийся человек никогда не скучает, не знает, что такое скука…

…Вспомним какое-нибудь занятие, которое мы любим, са­мое простое. Ну, скажем, катание на коньках. Если мы любим кататься, значит, мы вполне прилично держимся на льду, не хуже других, и уж, во всяком случае, не стыдимся ходить на каток. Кто не может устоять на коньках, тому и мысль о катке ненавистна. А кто не пробовал выйти на лед, тот просто равнодушен к катанию.Катание на коньках само по себе не интересно и не скучно: все зависит от того, насколько хорошо умеем мы кататься.И так все в жизни, тут нет никакого открытия: интерес прячется не в делах, не в занятиях, а в нас самих. Что умеем делать хорошо — то и любим. Чего не умеем — того и не любим. Любовь всегда требует хоть немного взаимности.

Порочный круг

…Неинтересно потому что не занимаешься, а не занимаешься потому что неинтересно!

Вот серьезная беда всех, кто не успевает в школе. К несчастью, эту беду не всегда замечают. Рассуждают просто: сиди да учись! И не принимают во внимание, что как раз это и есть самое трудное — сесть за книги. Сил не хватает, потому что нет интереса…

… сколько бы человека ни ругали, сколько ни объясняли бы ему, что география увлекательна, а геометрия полезна, а литература необходима, сколько бы ни повторяли, что не учиться — стыдно, дело с места не сдвинется, потому что причина слабого учения остается: заколдованный круг продолжает вертеться, одни только двойки слетают с него…

Интересный пример из жизни

…В начале века одного немецкого революционера посади­ли в тюрьму, да не просто в тюрьму, а в камеру-одиночку. Заключенных заставляли целыми днями заниматься нудной работой, вроде плетения дамских соломенных шляпок. Многие не выдерживали, заболевали от скуки, от тоски, сходили с ума, умирали. Скука убивает, и чем моложе человек, тем опаснее скука для его здоровья.Что было делать революционеру, о котором идет речь? С отвращением плести шляпки? Его ждала гибель. Тогда он понял: единственная возможность спастись — самому заинтересовать себя работой. Найти интерес в плетении дамских соломенных шляп! Надо, решил он, не просто плести их, с тоской выполняя ежедневный урок и ожидая с нетерпением окончания дня, а плести с увлечением, с азартом, с удовольствием! Каким-то образом — а каким, не известно — революционер сумел заинтересоваться плетением шляпок, стал работать с увлечением. Время в ужасной одиночке потекло быстрее. Здоровье человека и ум его сохранились, он вышел из тюрьмы бодрым и энергичным и мог вновь приступить к подпольной работе…

Разрываем порочный круг

…Итак, задача сводится к тому, чтобы каким-то образом настроить себя на интересное, привести себя в хорошее настроение. Но эту задачу решить можно, потому что известно: человек смеется, когда ему весело, но даже грустному становится веселее, если его каким-то образом рассмешить. Некоторые психологи считают, что и грустно нам потому, что мы плачем, а не наоборот! И боимся мы потому, что дрожим, а не потому дрожим, что боимся! Это не совсем верно, но что связь между нашими действиями и нашими чувствами двусторонняя — это несомненно. В человеке все взаимосвязано, все причины и следствия постоянно меняются местами…

Генеральный план борьбы с порочным кругом, мешающим учиться.

Психологическая подготовка плюс тщательность в работе…

…Глубокое заблуждение считать, будто мы плохо работаем оттого, что нам скучно и неинтересно. Дело обстоит как раз наоборот: нам неинтересно оттого, что мы работаем плохо, не тщательно, без духовной активности! …

…Кто старается работать лучше, тому интересно, кто отлынивает от работы — тому скучно…

Читайте также: