Учение фомы аквинского о естественном законе доклад

Обновлено: 18.05.2024

Фома Аквинский(1225/1226-1274) – итальянский ка­толический философ, доминиканский монах.

Словарь научных трудов Фомы Аквинского содержит 13 000 000 терминов (весь русский язык, по данным Ин­ститута русского языка, насчитывает 440 000 слов).

Логическое основание политико-правового учения. На Фому Аквинского оказал большое влияние Аристотель. Фома Аквинский предложил синтез католической веры и философии Аристотеля. По остроумному замечанию одно­го из исследователей, Фома Аквинский обратил Аристоте­ля в христианство и крестил его.

Содержание правового учения. Понятие закона. Фома Аквинский сформулировал следующие характеристики за­кона:

Классификация законов. Существуют четыре вида зако­нов, три из которых представляют собой иерархию (табл. 3).

Правовые взгляды Аристотеляи Фомы Аквинского

Аристотель Фома Аквинский
Два вида законов: • естественные; • положительные Четыре вида законов: • божественный естественный закон; • человеческий естественный закон; • божественный позитивный закон; • человеческий позитивный закон
Законы дополняют друг друга Иерархия законов

Политическое учение Фомы Аквинского посвящено рас­смотрению трех важнейших проблем.

1. Церковь и государство.

Решая этот вопрос, Фома предлагает различать три эле­мента государственной власти:

Происхождение государственной власти может быть и незаконным (насилие, подкуп).

Использование государственной власти часто ведет к злоупотреблению властью.

Фома считал, что церковь не посягает на власть как на божественный принцип, но она оставляет за собой право судить о законности происхождения власти и использова­нии ее тем или иным правителем.

2. Проблема тираноубийства.

Можно ли сопротивляться тирану? Фома высказы­вал следующие аргументы против тираноубийства:

ü убийство тирана не соответствует апостольскому уче­нию. Апостол Петр считал, что нужно смиренно подчи­няться не только добрым, но и злым господам.

Вместе с тем Фома допускал тираноубийство, которое должно совершаться не по собственному почину, а по ре­шению общества (католическая церковь в то время не раз обращалась к подданным с призывом не повиноваться тому или иному неугодному ей правителю).

3. Идеальная форма правления (табл. 4).

Фома развивает свою политическую теорию в рамках теоцентристской картины мира, опираясь на идеи Аристо­теля. Вслед за Аристотелем он выделяет шесть форм прав­ления государства: монархию, тиранию, аристократию, олигархию, политию, демократию.

Государства, как и право, существовали не всегда. Они появились на определенном этапе развития общества. О причинах возникновения государства и права спорят до сих пор. Существует несколько основных теорий, которые пытаются объяснить их появление.

Одна из них (она же самая древняя) — теологическая, которая говорит, что государство и право произошли по воле Бога. Эта идея господствовала еще во времена Древнего Египта, Вавилона, Иудеи, а потом получила развитие в Средние века.

Суть теории

Сторонники теологической теории настаивают, что государство — продукт божественной воли. Поэтому государственная власть вечна и незыблема, зависима от религиозных организаций.

Каждый человек обязан во всем подчиняться государю, а существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же самой божественной волей. Поэтому с таким неравенством нужно смириться и не оказывать сопротивления государю, который является продолжателем власти Бога на земле.

В современном мире тоже есть последователи этой теории. Это идеологи ислама, католической церкви, представители неотомизма.

Неотомизм (от имени Фомы Аквинского) — официальная философия католицизма с 1879 по 1962, современная версия томизма, который представляет собой христианскую адаптацию философии Аристотеля ( Википедия ).

Учение Фомы Аквинского

Основателем теологической теории считается итальянский философ, религиозный деятель эпохи Средневековья Фома Аквинский (родился примерно в 1225, замок Рокказекка, близ Аквино — умер 7 марта 1274, монастырь Фоссануова, около Рима). Известен тем, что связал христианское вероучение с философией Аристотеля и сформулировал пять доказательств бытия Бога.

  • сущность, которая имеет божественное происхождение;
  • происхождение власти конкретного правителя;
  • использование власти этим правителем.

Первый элемент всегда имеет божественный характер, как идея о порядке. Остальные два элемента могут иметь как божественную природу, так и дьявольскую.

Наилучшей формой правления Фома Аквинский считал монархию, но весьма специфическую. Он видел опасность ее вырождения в тиранию, поэтому предлагал монархию политическую, при которой правитель подчиняется закону, и при нем существует совещательный орган, состоящий из духовенства.

Законы Фома Аквинский делил на Вечный и естественный.

Естественные являются производными от Вечного, божественного, закона, который управляет Вселенной и содержится в Библии.

Естественный закон предписывает людям стремиться к самосохранению, продолжению рода, обязывает искать истину (Бога) и уважать достоинство людей. Он конкретизируется в человеческих законах, назначение которых — силой и страхом принуждения заставлять людей избегать зла, стремиться к добродетели.

Закон в трактовке Фомы Аквинского представляет собой порождение воли тех, кто осуществляет заботу об обществе: Бога, церкви, правителя.

В этом еще одно требование к закону: он должен быть обнародован (опубликован), чтобы иметь возможность направлять деятельность.

Право есть там, где нет противоречия между естественным и человеческими законами. Поскольку человеческие законы несовершенны, то если они противоречат естественным установлениям и божественному закону, им можно не повиноваться.

Если естественный закон нарушается правителем, то его… нужно терпеть. Это возмездие за человеческую греховную природу. Выступление против законной власти Фома Аквинский считал смертным грехом. Лишь в одном случае допускалось восстать против тирана — если он посягает на божественные законы, идущие против церкви.

Теологическая теория интересна, но недоказуема в принципе, поскольку построена на вере. Кроме того, она принижает влияние социально-экономических, культурных и других материальных, духовных отношений на государство и право. И эта теория не дает ответа на вопрос: как совершенствовать государство и государственное устройство?

ЗАКОН / ПРАВО / ПРАВОСУДНОСТЬ / РАВЕНСТВО / СПРАВЕДЛИВОЕ / КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАКОНОВ / СООТНОШЕНИЕ ЗАКОНА И ПРАВА / LAW / RIGHT / JUSTICE / EQUALITY / JUST / CLASSIFICATION OF LAW / CORRELATION OF LAW AND RIGHT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Батиев Левон Владимирович

В статье анализируется соотношение понятий закон , правосудность , справедливость и право в философии Аквината. Показано, что закон является первичным по отношению к праву понятием. Право обозначает то равенство (средину), которое существует в соответствии с вечным и естественным законом . Право , устанавливаемое человеческим законом , должно соответствовать естественному закону и определяемому им естественному праву .

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Батиев Левон Владимирович

LAWS AND REGULATIONS IN PHILOSOPHY OF THOMAS AQUINAS

The author of the article analyses the correlation of the notions of law , justice , just and rights in Aquino’s philosophy. It is demonstrated that law is a primary notion in relation to rights. Rights denote the equality which exists in correspondence to eternal and natural law . The rights determined by the human law must correspond to natural law and the natural rights determined by the latter.

Аналогичным образом Аквинат разъясняет и смысл закона в 57 вопросе Суммы теологии (часть II-II). В разуме ремесленника, пишет Аквинат, предсуществует образец вещи, которую он намеревается сделать при помощи своего искусства (ремесла). Этот образец называется правилом его ремесла. Точно так же предсуществует образ (вид) справедливого действия, который определяется разумом и является правилом благоразумия. Сформулированное в письменном виде, это правило и называется законом, письменным постановлением. Таким образом, закон - не само право, но, собственно говоря, основание права, его образ. (Et ideo lex non est ipsum ius, proprie loquendo, sed aliqualis ratio iuris) [11].

Закон и право в данной теории не сливаются, но и не противопоставляются. Есть определенное равенство (середина) и есть правило этого равенства. Согласно логике Аквината, это правило существует до того, как возникает то, что им определяется. Когда речь идет о вечном законе, вопросов не возникает. В соответствии с христианской теологией мироздание и весь порядок отношений в нем - от самых общих до мельчайших частных моментов - предсуществует в разуме Бога в виде вечного закона.

Естественное право (ius naturale) - это право, основанное на природе вещей, их равенстве, когда человек дает столько же, сколько получает [11]. Источником данного вида права, его правилом является естественный закон.

Позитивное право (ius positivum) - это право, основанное не на природном равенстве вещей, а на соглашении индивидов, народа или по поручению народа (с его согласия) сформулированное в виде письменного правила его представителями или главой государства. Здесь равенство, или равноценность, устанавливаются договором, частным или публичным, всего общества. Поэтому такое право можно назвать конвенциальным.

Здесь мы фактически возвращаемся к классификации законов, которой собственно и соответствует классификация права. Терминологическое смешение (и законодательство и право обозначены термином ius), известное уже в римской юриспруденции, сохраняется и в средние века.

1. Радлов Э.Л. Фома Аквинат // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1890-1907.

2. Нерсесянц В.С. Право и закон. М.: Наука, 1983.

3. Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть II-I. Вопросы 90-114. К.: Ника-Центр, 2010.

4. Шершеневич Г.Ф. История философии права. М.: Университетская типография, 1906.

5. Коплстон Ф.Ч. Аквинат. Введение в философию великого средневекового мыслителя / Пер. В.П. Гайденко. М.: Вестком; Долгопрудный. 1999.

6. Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть I. Вопросы 1-43. Киев: Ника-Центр, М.: Элькор-МК, 2002.

7. Аверинцев С.С. Фома Аквинский // Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1989.

8. Коркунов М.Н. История философии права. 5-е изд. СПб.: Типография А.С. Суворина, 1908.

9. Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть II-I. Вопросы 49-89. К.: Ника-Центр, 2008.

10. Жильсон Э. Избранное: Т. 1. Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского. М.; СПб.: Университетская книга, 1999.

12. Чичерин Б.Н. История политических учений. СПб.: Изд-во РХГА, 2006. Т. 1.

Фома Аквинский настаивает на том что естественный закон это результат практических потребностей человеческого разума. Для того чтобы человек мог устроить свою жизнь и урегулировать отношения с другими людьми Бог даёт ему естественные законы, в которых отражаются принципы вечного закона применительно к человеку.

Основной принцип естественного закона заключается в том, чтобы совершать добро и избегать зла. Добро это соблюдение божественного порядка. А зло соответственно его нарушение. Этот принцип соответствует человеческой природе, потому что хоть человек и слаб, но по своей природе он стремится к добру.

Стремление к самосохранению.

Урегулировать половое воспитание детей и половое положение людей

Основано на разумной природе человека. Относится только к человеку. Познание бога и уважение к чужой личности ради достижения мира.

По мнению Фомы Аквинского содержание естественного права может меняться. В земной жизни много случайностей. Причина случайностей – испорченная природа человека (страсти, дурные привычки) Общие принципы естественного закона остаются вечными, потому что если эти принципы изменятся, то человек не выживет, но в отдельных случаях естественный закон может меняться. Естественный закон частично носит формальный характер, потому что часть своего содержания он получает из вне. Обстоятельства земной жизни могут изменить представление человека о справедливости. Очень часто меняются представления людей о принципах общего блага.

Разделение права и закона

Он разделяет понятие закон и право. Понятие право определяется у него как божественная добродетель. Следовательно источник права – это божественная добродетель. Сущность этой добродетели состоит в том, что она подсказывает человеку каким он должен быть по отношению к другим. Основным принципом права считает принцип воздаяния.

Уравнивающее право. Каждому предоставляется то, что ему принадлежит.

Распределяющее право. Каждому предоставляется столько насколько он имеет участие в целом (в зависимости от заслуг перед обществом). Он говорит что второй вид права это и есть основа взаимных отношений между людьми. Личные заслуги человека - необходимо для спасения души.

Выделяет формальный характер права. Право определяет прежде всего внешнее отношение людей и не касается души.

Учение о государстве

Государство – это прежде всего публичная власть, которая действует ради достижения религиозных целей человека. Государство – это отражение на земле того порядка, который установлен богом. Порядок этот определяет следующим образом. Как в природе, так и в человеческих отношениях высшие направляют низших. И поэтому человек несомненно должен подчиняться богу. Должен ли человек подчиняться человек человеку?

Власть произошла по воле бога. Всё что во власти есть хорошего доброго идёт от бога. А дурные проявления власти – это проявления человеческого зла. Три элемента власти –

1. Происхождение власти

2. употребление власти (форма государства)

3. сущность власти. Всегда является доброй. Сущность власти – это определенный порядок господства и подчинения. Несправедливое приобретение власти и злоупотребление властью – это от Дьявола. Несправедливое приобретение власти – это захват власти без одобрения народа или папы. а)Добродетель предписывает действия противоречащие религиозно-нравственные цели или общему благу. - Подданные обязаны ослушаться правителя при злоупотреблении. Правитель предписывает то на что не простирается его власть (подати которые не обязаны платить) – подданные не обязанные повиноваться, но и не обязаны и ослушаться.

Подчинение человека человеку существует только в отношении телесных действий. Всё что принадлежит к душе относится к богу и поэтому положительный закон не может вмешиваться в духовную жизнь и соответственно земная власть является всего лишь посредницей между богом и человеком. Подчинение богу идет через естественные и через божественные законы.

Читайте также: