Участники конституционного судебного процесса доклад

Обновлено: 14.05.2024

Конституционный Суд Российской Федерации (КС РФ) – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

В полномочия КС РФ в числе прочего входит рассмотрение вопросов о соответствии законов и нормативно-правовых актов Конституции России.

Изменения в регламент: что дают они

Решением суда 10 октября 2017 года внесены изменения в регламент: документ был дополнен параграфом 34.1, согласно которому научные организации, осуществляющие деятельность в сфере права, граждане, осуществляющие научную деятельность в сфере права, могут представить в Конституционный Суд инициативное научное заключение по делу, рассматриваемому КС РФ.

Рассмотрение научных заключений в рамках отдельных споров не является новеллой российского законодательства и уже на протяжении многих десятилетий широко используется судебными системами. Представление суду независимого научного мнения в большей мере получило развитие в англосаксонской системе права (Великобритания, США), однако в последнее время активно применяется и в странах континентальной (романо-германской) правовой системы. Институт amicus curiae широко используется Европейским Cудом по правам человека.

До внесения изменений в регламент Конституционный Cуд не был ограничен в праве принимать и рассматривать научные труды, однако законодательно закреплялось лишь использование при рассмотрении дела экспертных заключений либо консультаций специалистов.

Процессуальное законодательство не содержит запрета использования научных (теоретических) меморандумов в целях обоснования правовой позиции в судах любого уровня. Между тем подобные заключения в подавляющем большинстве случаев не влияют на исход дела.

Таким образом, закрепление права представления инициативного научного заключения при рассмотрении дела в КС РФ позволит обратить внимание на позицию ученых-теоретиков и рассмотреть вопрос о применении нормы с разных сторон.

Кроме того, размещение заключений в свободном доступе поможет сформировать единую правоприменительную практику.

Законодательное закрепление amicus curiae

Согласно регламенту инициативные научные заключения могут представляться Конституционному Суду только юристами, то есть в отличие от заключения специалиста или эксперта, обладающего специальными знаниями в иных сферах, в качестве amicus curiae выступают научные организации и граждане, которые осуществляют деятельность в сфере права.

Следовательно, инициативные заключения не являются экспертными, а призваны выражать независимое мнение, представлять возможность толкования закона не в рамках аспектов конкретного дела, а с точки зрения правовой доктрины.

На официальном сайте КС РФ будет размещен перечень научных организаций и граждан, которые на регулярной основе представляют заключения на рассмотрение суда, а также перечень лиц, которые направляют заключения по требованию суда. Включение в перечень будет осуществляться по решению Конституционного Cуда.

Количество научных заключений, которые могут представляться в рамках рассмотрения одного дела, не ограничено, как и не ограничено использование меморандумов ученых, которые еще не включены в перечень.

Регламентом сформулированы и требования к заключениям, которые должны быть объективными и должны содержать правовую позицию, свободную от политических взглядов, что фактически направлено на исключение возможности лоббирования интересов посредством конституционного судопроизводства.

Оценивать соответствие инициативных заключений требованиям регламента будет судья-докладчик и судьи Конституционного Cуда. Если заключение обладает аналитической ценностью, то оно будет приобщено к материалам дела и направлено сторонам.

При этом стоит отметить, что для подготовки заключений материалы дела представляться не будут, то есть позиции участников дела не будут влиять на мнение ученых-теоретиков.

Представление права инициативы научному сообществу может благотворно сказаться на развитии российской правовой системы, так как фактически в процесс правоприменения будут вовлечены правоведы-теоретики, которые смогут представить разносторонний взгляд на толкование норм права.

Кроме того, возможно, что развитие указанного института приведет к более активному применению КС РФ права законодательной инициативы за счет позиций и мнений, изложенных в представляемых заключениях.

Применение инициативных научных заключений в конституционном судопроизводстве позволит расширить спектр изучения проблем соответствия законодательства Конституции, а также использовать теоретические знания в целях совершенствования правоприменения.

Участниками процесса в Конституционном Суде Российской Федерации считаются стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики.

Стороны и представители (ст. 53 ФКЗ):

Сторонами в конституционном судопроизводстве являются:

1) заявители – органы или лица, направившие в Конституционный Суд Российской Федерации обращение;

2) органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке;

3) государственные органы, компетенция которых оспаривается.

Представителями сторон по должности могут выступать: руководитель органа, подписавший обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции, должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт, любой член (депутат) Совета Федерации или депутат Государственной Думы из числа обратившихся с запросом. Представителями сторон могут быть также адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности, полномочия которых подтверждаются соответствующими документами. Каждая из сторон может иметь не более трех представителей.

Стороны обладают равными процессуальными правами. Стороны и их представители вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Сторона может представлять на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела, знакомиться с отзывами другой стороны.

Стороны или их представители обязаны явиться по вызову Конституционного Суда Российской Федерации, дать объяснения и ответить на вопросы. Неявка стороны или ее представителя в заседание Конституционного Суда Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием и подтверждает уважительную причину своего отсутствия.

Эксперт (ст. 63 ФКЗ):

В заседание Конституционного Суда Российской Федерации может быть вызвано в качестве эксперта лицо, обладающее специальными познаниями по вопросам, касающимся рассматриваемого дела. Вопросы, по которым экспертом должно быть дано заключение, определяются судьей-докладчиком либо Конституционным Судом Российской Федерации.

Эксперт перед выступлением приводится к присяге и предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных заключений.

Эксперт вправе с разрешения Конституционного Суда Российской Федерации знакомиться с материалами дела, задавать вопросы сторонам и свидетелям, а также заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов.

После изложения заключения эксперт обязан ответить на дополнительные вопросы судей Конституционного Суда Российской Федерации и сторон.

Свидетели (ст. 64 ФКЗ):

При необходимости исследования фактических обстоятельств, установление которых отнесено к ведению Конституционного Суда Российской Федерации, в заседание могут быть вызваны в качестве свидетелей лица, располагающие сведениями или материалами о таких обстоятельствах.

Свидетель перед заслушиванием его показаний приводится к присяге и предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Свидетель обязан сообщить Конституционному Суду Российской Федерации обстоятельства, касающиеся существа рассматриваемого дела, которые известны ему лично, и ответить на дополнительные вопросы судей Конституционного Суда Российской Федерации и сторон. При необходимости он может пользоваться письменными заметками, а также документами и другими материалами.

Переводчик(ст. 33 ФКЗ).

Производство в Конституционном Суде Российской Федерации ведется на русском языке.

Участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.

Переводчик обязан явиться по вызову КС и выполнить полно и точно порученный ему перевод. До начала участия переводчика в конституционном судопроизводстве ему разъясняются его права и обязанности. Об участии в слушании дела переводчика делается отметка в протоколе судебного заседания (§46 Регламента КС).

Порядок исследования вопросов (ст. 60 ФКЗ):

По окончании выступления судьи-докладчика Конституционный Суд Российской Федерации заслушивает предложения сторон и принимает решение о порядке исследования вопросов дела.

Установленный решением Конституционного Суда Российской Федерации порядок может быть изменен только самим Конституционным Судом Российской Федерации. Заявленные в ходе рассмотрения дела предложения судей Конституционного Суда Российской Федерации по порядку исследования вопросов рассматриваются Конституционным Судом Российской Федерации безотлагательно.

Объяснения сторон (ст. 62 ФКЗ):

В соответствии с порядком, установленным решением КС, председательствующий в заседании предлагает сторонам дать пояснения по существу рассматриваемого вопроса и привести правовые аргументы в обоснование своей позиции. В случае, когда позиция стороны отстаивается несколькими ее представителями, последовательность и объем их выступлений определяются данной стороной.

В случае участия в деле эксперта он перед выступлением приводится к присяге и предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных заключений. После изложения заключения эксперт обязан ответить на дополнительные вопросы судей КС и сторон.

Показания свидетелей (ст. 64 ФКЗ):

При необходимости исследования фактических обстоятельств, установление которых отнесено к ведению Конституционного Суда Российской Федерации, в заседание могут быть вызваны в качестве свидетелей лица, располагающие сведениями или материалами о таких обстоятельствах.

Свидетель перед заслушиванием его показаний приводится к присяге и предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Свидетель обязан сообщить Конституционному Суду Российской Федерации обстоятельства, касающиеся существа рассматриваемого дела, которые известны ему лично, и ответить на дополнительные вопросы судей Конституционного Суда Российской Федерации и сторон. При необходимости он может пользоваться письменными заметками, а также документами и другими материалами.

Исследование документов (ст. 65 ФКЗ):

В заседании Конституционного Суда Российской Федерации по инициативе судей или ходатайству сторон могут быть оглашены документы. Не подлежат оглашению документы, подлинность которых вызывает сомнение.

Документы, исследованные Конституционным Судом Российской Федерации, подлежат, по решению Конституционного Суда Российской Федерации, приобщению к материалам дела в подлинниках или в заверенных копиях.

Окончание слушания дела (ст. 69 ФКЗ):

После признания Конституционным Судом Российской Федерации исследования вопросов дела завершенным председательствующий в заседании объявляет об окончании слушания дела.

Вопрос 234. Участники арбитражного процесса.

Вопрос 234. Участники арбитражного процесса. Участниками арбитражного процесса являются лица, участвующие в деле, защищающие свои либо чужие права и законные интересы и имеющие юридическую заинтересованность в исходе арбитражного процесса; их представители; а также

Вопрос 251. Особенности судебного разбирательства в арбитражном процессе. Рассмотрение дела в раздельных заседаниях арбитражного суда.

Вопрос 251. Особенности судебного разбирательства в арбитражном процессе. Рассмотрение дела в раздельных заседаниях арбитражного суда. Дело должно быть рассмотрено арбитражным судом первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в

Вопрос 266. Порядок и пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции, отличие от апелляционного пересмотра. Полномочия кассационной инстанции арбитражного суда. Основания для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке.

Вопрос 266. Порядок и пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции, отличие от апелляционного пересмотра. Полномочия кассационной инстанции арбитражного суда. Основания для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке. Объектами

Вопрос 270. Пересмотр судебных актов арбитражного суда по вновь открывшимся обстоятельствам (основания и порядок).

Вопрос 270. Пересмотр судебных актов арбитражного суда по вновь открывшимся обстоятельствам (основания и порядок). Арбитражный суд может пересмотреть принятый им и вступивший в законную силу судебный акт по новым или вновь открывшимся обстоятельствам по основаниям и в

Вопрос 408. Вердикт коллегии присяжных заседателей. Процессуальное значение. Порядок вынесения и провозглашения. Виды решений, принимаемых председательствующим в суде присяжных на основании вердикта. Порядок постановления и особенности изложения приговора в суде присяжных.

Вопрос 408. Вердикт коллегии присяжных заседателей. Процессуальное значение. Порядок вынесения и провозглашения. Виды решений, принимаемых председательствующим в суде присяжных на основании вердикта. Порядок постановления и особенности изложения приговора в суде

Вопрос 424. Компетенция Конституционного Суда РФ. Поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ. Общие требования к обращению в Конституционный Суд РФ. Критерии допустимости жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод.

Вопрос 424. Компетенция Конституционного Суда РФ. Поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ. Общие требования к обращению в Конституционный Суд РФ. Критерии допустимости жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод. Компетенция

Вопрос 425. Общие процедурные правила рассмотрения дел в Конституционном Суде РФ. Передача дела палатой Конституционного Суда РФ на рассмотрение в пленарном заседании.

Вопрос 425. Общие процедурные правила рассмотрения дел в Конституционном Суде РФ. Передача дела палатой Конституционного Суда РФ на рассмотрение в пленарном заседании. Общие процедурные правила рассмотрения дел в Конституционном Суде РФ.Созыв заседаний (ст. 45 ФКЗ о

Вопрос 427. Виды и юридическая сила решений Конституционного Суда РФ. Разъяснение решения Конституционного Суда РФ. Определения Конституционного Суда РФ с "позитивным" содержанием.

Вопрос 427. Виды и юридическая сила решений Конституционного Суда РФ. Разъяснение решения Конституционного Суда РФ. Определения Конституционного Суда РФ с "позитивным" содержанием. Итоговые решения КС по существу вопросов:1) о разрешении дела о соответствии Конституции

Вопрос 441. Защита конституционного права граждан на свободу собраний. Порядок обжалования отказа или воспрепятствования в проведении публичного мероприятия.

Вопрос 441. Защита конституционного права граждан на свободу собраний. Порядок обжалования отказа или воспрепятствования в проведении публичного мероприятия. В своем Определении от 02.04.2009 № 484-О-ПКонституционный суд обратился к рассмотрению вопроса о свободе собраний. По

Вопрос 1 Участники бюджетного процесса, их полномочия

Вопрос 1 Участники бюджетного процесса, их полномочия Бюджетный процесс , как установлено в Бюджетном кодексе РФ, – регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного

5.3. Участники уголовного процесса, их права и обязанности

5.3. Участники уголовного процесса, их права и обязанности 5.3.1. Потерпевший, его представители и обвинители Потерпевшим признается физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения

4.2. Правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам гарантий самостоятельности и доступности судебных органов

4.2. Правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам гарантий самостоятельности и доступности судебных органов Самостоятельность судебной власти, провозглашенная Конституцией РФ, может быть реализована только в том случае, если соблюдение конституционной нормы,

Статья 21. Вопросы, рассматриваемые в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации

Статья 21. Вопросы, рассматриваемые в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации (в ред. Федерального конституционного закона от 03.11.2010 № 7-ФКЗ)Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает в заседаниях все вопросы, относящиеся к полномочиям

Статья 60. Порядок исследования вопросов

2.4. Значение постановлений Конституционного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ для применения норм жилищного права

2.4. Значение постановлений Конституционного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ для применения норм жилищного права При решении жилищно-правовых вопросов все большую роль играют постановления Конституционного Суда РФ, принятые по жалобам и запросам о проверке

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопроса об участниках конституционного судопроизводства. Автор исследует виды участников, их роль и место в конституционном судебном процессе. Особое внимание уделяется Конституционному Суду РФ, судьям, Председателю Суда, так как в силу закона, они наделены более широкими правомочиями.

Ключевые слова: Конституционный Суд РФ, Председатель, председательствующий судья, судья-докладчик, стороны процесса, конституционный судебный процесс.

При осуществлении каждого вида судопроизводства в РФ обязательно учитывается компетенция судов, согласно которой, каждым судом рассматриваются и разрешаются споры, по существу. Стоит отметить, что каждый процесс имеет свой собственный круг участников, которым даны определенные права и установлены обязанности.

Так, о качественных характеристиках можно сказать, что они обусловлены природной деятельности Конституционного Суда РФ, которая носит публично-правовой характер. В основе качественного отличия лежит интерес субъекта, обратившегося в КС – это высшие, значимые сферы общественной жизни и государства. Например, могут затрагиваться интересы не только отдельного индивида, обратившегося с жалобой с целью защиты собственных интересов, но также интересы неограниченного круга лиц, которые могут в будущем столкнуться с подобной ситуацией.

Но что касается других видов судебного процесса, например, гражданского или арбитражного, то здесь интерес участников направлен исключительно на удовлетворение личных потребностей – например, имущественных, социальных, межличностных и т.д.[2]

Относительно количественных различий, отметим, что они являются взаимодополнением к отличиям качественным. Здесь акцентируется внимание на том, что на практике отсутствует возможность определить точное число субъектов, которые в будущем или настоящем могут быть участниками конституционного судебного процесса. Круг таких субъектов довольно широк: это и граждане (российские и иностранные), и лица без гражданства, и органы власти, и юридические лица, что подтверждает множественность участников данного вида процесса.


На основании вышеизложенного можно утверждать, что основным отличием субъектного состава конституционного судебного процесса является множественность, а интересы данных субъектов затрагивают не только личные притязания, но и публично-правовые отношения[3].

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает вопрос о месте Конституционного Суда РФ среди участников процесса. В перечне субъектов процесса он не числится, но, тем не менее, выступает полноценным и полноправным участником процесса, содействуя конституционному правосудию наравне со всеми другими участниками. Безусловно, существуют довольно серьезные различия в объеме прав и обязанностей между Судом и другими участниками, так как Суд – государственный орган правосудия, наделе более широкими процессуальными правами.

Особый статус КС РФ как участника судопроизводства, наделяет его властными полномочиями – рассматривать дела, разрешать все возникающие вопросы в ходе рассмотрения, а также выносить по ним окончательные решения. Законом предусмотрено две формы реализации компетенции КС РФ – коллективная и индивидуальная. Первая проявляется при помощи заседаний, а вторая реализуется через Председателя Суда и судей (которые председательствуют на заседаниях, предварительно изучающих поступившие обращения, судей-докладчиков, задача которых – подготовка дела к слушанию).[3]

Осуществление отдельных процессуальных полномочий возложено на специальные органы, входящие в состав КС – это Секретариат, который возглавляет Председатель, кроме того, данные полномочия реализуются самим Председателем и его заместителями.

Важнейшими участниками конституционного судебного процесса являются его стороны, которые представлены:

а) заявителями: т.е. теми, кто направляет в КС РФ обращения. Это могут быть как органы государства, так и отдельные лица;

б) органами или должностными лицами, которыми был издан (подписан) акт, проверяющийся на предмет его соответствия Конституции РФ и другим федеральным законам;

в) государственными органами, чья компетенция оспаривается.

ФКЗ от 21 июля 1994 г. устанавливает конкретный характер круга заявителей, которые различаются по такому критерию, как виды производств. Итак, в качестве заявителей могут выступать:

- Президент РФ, Парламент (обе палаты), Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов РФ. Данные субъекты вправе выступать по всем вопросам, связанным с толкованием Конституции РФ;

- вышеперечисленные органы власти, а также 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ. Данные субъекты вправе выступать по всем вопросам, связанных с проверкой конституционности нормативных актов, издаваемых органами государственной власти, а также договоров между ними. Проверка проводится согласно порядку ч. 2 ст. 125 Конституции РФ[4].

Если речь идет о представительстве вышеперечисленных сторон, то в качестве представителей закон дает право выступать следующим лицам по должности: Представителями сторон по должности могут выступать: руководители органов, которые подписали обращение в КС РФ, издали акт, который оспаривается в суде; должностное лицо, которое подписало оспариваемый акт. Также правом представительства наделены любые члены (депутаты) Совета Федерации или депутат Государственной Думы из тех, кто обратился с запросом.

Поскольку основной функцией КС РФ является осуществление правосудия, то он уполномочен рассматривать все вопросы, относящиеся к его полномочиям. Виды решений, которые могут быть приняты КС РФ, различны: это назначение слушания по делу, разрешение дела без проведения предварительного слушания, а также отказ в принятии дела к рассмотрению. Также КС РФ уполномочен соединять в одно производство дела, если они имеют один и тот же предмет рассмотрения. Что касается принятия решений, то КС может принять как итоговые, так и иные виды решений по рассматриваемому делу[5].

В качестве участников конституционного судебного процесса со стороны Суда, закон выделяет Председателя КС, его заместителей и судей. Рассмотрим более подробно сферу полномочий каждого из вышеперечисленных участников.

Полномочия Председателя заключаются в распределении обращений для их предварительного изучения между судьями; также это – руководство процессом подготовки заседаний КС РФ, их созыв и председательство на них.

На Председателя также возложена обязанность по открытию заседания: он должен убедиться, что все участники процесса явились, проверить наличие полномочий у представителей сторон, а также разъяснить сторонам и их представителям права и обязанности. Помимо вышеперечисленного, в обязанности Председателя также входит вынесение на обсуждение КС вопросов, которые будут рассмотрены в его заседаниях, он наделен правом подписи протокола заседания, также осуществления иных полномочий от имени КС РФ. Председатель также вправе возложить часть своих отдельных полномочий на заместителей.

Следует особо отметить такое лицо, как судья-докладчик, в силу его особого статуса и полномочий: он несет ответственность за процесс подготовки дела к слушанию, предварительное изучение поступившего обращения, а также составляет проект решения КС РФ. В процессе осуществления предписанных ему полномочий, судья-докладчик вправе истребовать необходимые документы, материалы дела, а также поручать проведение различных необходимых экспертиз, проверок, занимается направлением запросов в соответствующие органы. В обязанности судьи-докладчика и председательствующего входит также установление круга лиц, которые подлежат вызову в заседание, дача распоряжения о том, что необходимо оповестить участников дела о времени и месте проведения заседания, о направлении им всех необходимых материалов.

И, наконец, судьи, как участники процесса, обладают теми правами и обязанностями, с помощью которых они могут повлиять на ход процесса. Закон наделяет судей КС РФ неограниченным правом задавать вопросы другим участникам процесса, однако объяснения сторон, свидетелей, экспертов, ответы на вопросы других судей, в заедании судьи прерывать не вправе. Законом судья КС также наделен правом на самоотвод, правом (и одновременно-обязанностью) является голосование при принятии решения Суда. Статья 72 вышеназванного ФКЗ устанавливает, что судья не имеет права воздерживаться от голосования, однако при его несогласии с решением, вынесенным КС, судья имеет право на письменное изложение своего особого мнения.

Подобные правила, закрепленные законодательно, способствуют вежливому обращению участников друг к другу, исключая недисциплинированность и грубость.

Рассмотрев виды и полномочия участников конституционного судебного процесса, мы пришли к выводу о том, что круг участников довольно широк. Кроме самого Суда, Председателя, судей и т.д., участником в самом общем понимании, является лицо, которое принимает участие в судебном процессе, Таким образом, участник конституционного судебного процесса - это лицо, участвующее в деле и имеющее в нем свой непосредственный юридический интерес. Участие в процессе осуществляется таким лицом от своего имени, кроме того, участник может оказывать влияние на его ход, благодаря своим процессуальным правам. юридически заинтересовано в разрешении дела по существу, выступающее в процессе от своего имени и влияющее на его ход в силу обладания процессуальными правами, дающими ему такую возможность.

Список литературы

1. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) "О Конституционном Суде Российской Федерации".

2. Ливеровский А.А. Некоторые особенности реализации принципа состязательности в конституционном (уставном) процессе / А.А. Ливеровский, М.В. Петров // Журнал конституционного правосудия. – 2008. – № 1. – С. 42–48.

3. Бондарь Н.С. Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия / Н.С. Бондарь. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. – 544 с.

4. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

5. Нарутто С.В. Конституционный судебный процесс: учеб./ С.В. Нарутто, С.Э. Несмеянова, Е.С. Шугрина. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. – 432 с.

6. Бердюгина Ю.М. Субъекты конституционного судопроизводства: дис. … канд. юрид. наук / Ю.М. Бердюгина. – Екатеринбург, 2011. – 233 с.

1. В зависимости от отношения к делу и процессуальной роли выделяют:

· КС как орган судебной власти, осуществляющей правосудие

· Стороны – лица, непосредственно заинтересованные в исходе дела, и их представители

· Иные лица, содействующие осуществлению конституционного правосудия (свидетели, эксперты, переводчики). Главная задача этих лиц – сообщить КС информацию, необходимую для правильного решения дела. Они привлекаются по инициативе КС, судьи-докладчика, сторон.

2. В зависимости от степени значимости выделяют:

· Обязательных участников, без которых невозможен сам процесс: КС, стороны, действия и интересы которых в процессе противоположны друг другу.

· Факультативные (необходимые) участники: представители сторон, эксперты, переводчики, свидетели, специалисты, работники суда, обеспечивающие деятельность суда.

Указанные субъекты имеют различные интересы и наделяются различными процессуальными правами, которые позволяют им влиять на ход судебно-конституционного процесса.

Лицами, участвующими в конституционном процессе могут стать граждане и ЮЛ, как российские, так и иностранные, ОГВ РФ, ОГВ субъектов РФ и т.д., т.е. есть некоторая множественность участников конституционного судопроизводства.

Участник конституционного судебного процесса – это лицо, участвующее в деле, которое независимо от степени и мотивов непосредственно юридически заинтересовано в разрешении дела по существу.

Качественное отличие решений КС от актов иных судебных органов заключается в интересе субъекта к значимым и высшим сферам жизнедеятельности российского общества и государства. Это означает, что наряду с личными притязаниями по отстаиванию своего конституционного права затрагивает интересы неограниченного количества лиц конституционно-правовых отношений: правоприменителя, граждан, органов, которые стали или могли бы стать субъектов подобных правоотношений в будущем. В других судах все ограничивается удовлетворением или неудовлетворением заинтересованной стороны.

Конституционный суд.

Конституционный суд наделен властными полномочиями по рассмотрению дел, разрешает все вопросы, которые могут возникнуть в связи с рассмотрением дела, выносит по нему окончательное решение.

Компетенция КС реализуется в двух формах:

1. коллективной – посредством пленарных заседаний и заседаний палат

2. индивидуальной – через председателя КС и судей, председательствующих на заседаниях суда и его палат, а также судей, предварительно изучающих обращение, и судей-докладчиков, готовящих дело к слушанию.

Стороны.

Сторонами являются лица и органы, которые обращаются в КС за разрешением возникшей неопределенности в конкретной конституционно-правовой ситуации (без такого обращения не может начаться конституционный процесс в суде). Сторона судебного конституционного процесса – это собирательное понятие обязательного участника конституционного судопроизводства.

В конституционно-правовом споре всегда есть противоположная сторона, которая не согласна с выдвинутой заявителем правовой позицией и отстаивает собственную позицию.

Стороны непосредственно заинтересованы в конкретных юридических результатах рассматриваемого дела.

Сторонами в конституционном судопроизводстве являются (ст.53 ФКЗ): 1. заявители – органы и лица, направившие обращение в КС 2. органы или ДЛ, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке 3. государственные органы, компетенция которых оспаривается

Заявители. Их круг конкретный и исчерпывающий. Они различаются в зависимости от видов производств.

Таковыми могут выступать:

1. по делам о проверке конституционности актов и договоров – Президент РФ, СФ, ГД, 1/5 членов СФ или депутатов ГД, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, ВАС РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ (ч.2 ст.125 Конституции РФ)

2. по делам о разрешении споров о компетенции – любой из участвующих в споре органов государственной власти, указанных в ч.3 ст.125 Конституции РФ и Президента РФ, в случае предусмотренном ч.1 ст.85 Конституции РФ.

3. по делам о конституционности законов, проверяемых по индивидуальным и коллективным жалобам на нарушение конституционных прав и свобод – граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, объединения граждан и иные органы и лица, устанавливаемые федеральным законом (Генеральный Прокурор РФ, Уполномоченный по правам человека РФ).

4. по делам о проверке конституционности законов, по запросам судов – суд (судья) любой инстанции, если он при рассмотрении находящегося в его производстве дела, по которому применен или подлежит применению закон, придет к выводу о его неконституционности.

5. по делам о толковании конституции РФ – Президент РФ, СФ, ГД, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов РФ.

6. по делу о даче заключения о соблюдении установленного порядка обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления – СФ.

Заявителям противостоят органы и ДЛ, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого оспаривается. Противоположная сторона в конституционном судопроизводстве не именуется ответчиком.

Только заявителями могут быть граждане, группы депутатов, судьи.

Органы и ДЛ, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке и государственные органы, компетенция которых оспаривается . Их выделение только подчеркивает некоторую специфику их статуса. В таких делах также есть заявитель – орган или лицо, не согласное с компетенционными притязаниями других органов или лиц, и противоположная сторона - орган или лицо, позиция которого подвергается сомнению.

В случае, предусмотренном ч.1 ст.85 Конституции РФ Президента РФ может быть только заявителем.

Стороны обладают равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности.

Права: 1. Знакомиться с материалами дела 2. Излагать свою позицию по делу 3. Задавать вопросы другим участникам дела 4. Заявлять ходатайства 5. Представлять письменные отзывы, пояснения, подлежащие приобщению к материалам дела 6. Знакомиться с отзывами других участников

Права стороны-заявителя (дополнительно): 1. Изменить основание или предмет обращения 2. Отказаться от обращения в части или полностью 3. Отозвать свое обращение до начала рассмотрения дела в заседании КС.

Обязанности: 1. Явиться по вызову КС РФ 2. Дать объяснения 3. Ответить на вопросы КС и участников процесса

Статус сторон следует рассматривать в узком и широком смыслах.

В широком смысле статус стороны характеризуется с точки зрения места, которое они занимают в конституционном судебном процессе:

1. Сторона должна обладать конституционно-судебной процессуальной правоспособностью, под которой следует понимать предусмотренную конституционным законодательством способность субъектов приобретать (иметь) процессуальные права и обязанности: ФЛ – должно достичь 18 лет (ст.60 Конституции РФ), ЮЛ – должно пройти государственную регистрацию в установленном законом порядке, ОГВ – должен быть легитимно избран либо сформирован.

2. У заявителя больше прав и обязанностей, чем у других участников – оформит обращение, оплатить государственную пошлину, перевести документы на русский язык и т.д.

В узком смысле статус сторон ограничен рамками конкретного дела, рассматриваемого по существу. Здесь полное равноправие сторон, ни у одной стороны нет юридических преимуществ.

В зависимости от характера процессуального участия стороны бывают:

· Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ

· ВДЛ субъекта РФ

Представители сторон являются необязательным участником судебного конституционного процесса. Сторона может не привлекать представителя или оказаться от его услуг в любой момент.

Процессуальная самостоятельность представителя ограничена волей того, кому он оказывает юридическую помощь.

Процессуальное представительство предполагает выполнение процессуальных действий одним лицом от имени и в интересах другого лица или органа.

· Руководитель органа, подписавший обращение в КС

· Руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции

· Должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт

· Любой член СФ или депутат ГД

· Лица, имеющие учетную степень по юридической специальности

Полномочия представителей подтверждаются документально:

1. Ученая степень – дипломом.

2. Адвокаты – удостоверение, ордер и т.д.

3. Полномочия представителя – доверенность или специальный акт при представительстве Президента РФ, ГД, СФ (указ или постановление).

В одном деле могут участвовать представители, как по должности, так и по поручению.

Каждая из сторон может иметь не более 3-х представителей, процессуальные права и обязанности которых равны и находятся в пределах прав и обязанностей сторон (ч.3,4 ст.53, ч.2 т.56, ч.1,2 ст.62 ФКЗ).

Не признаются представителями:

1. заместители руководителей органов, являющихся стороной, без соответствующих полномочий

2. лица, имеющие доверенность на ведение дела, но не обладающие ученой степенью по юридической специальности

3. близкие родственники (дочь, сын) стороны-заявителя без надлежаще оформленной доверенности.

Доверенность может быть оформлена у нотариуса, если сторона является ФЛ, либо от имени организации или органа власти в порядке гражданского законодательства (ст.185 ГК РФ).

1. ст.53 ГК – органы управления ЮЛ могут действовать от имени ЮЛ без доверенности – его полномочия подтверждаются учредительными документами, решение или протоколом или выпиской из них.

2. законное представительство недееспособных (опекуны, попечители), родители, усыновители. Их права и обязанности определяются семейным законодательством и ст.31 ГК. Они выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в т.ч. в судах, без специальных полномочий.

Представитель стороны является нестабильным участником, т.к. в любой момент может утратить свой статус.

Представитель стороны в конституционном судебном процессе – это активный участник процесса, наделенный стороной соответствующим объемом полномочий, определяющим правовой режим его участия в конкретном деле.

5. Эксперт (ст.63 ФКЗ).

Экспертиза в конституционном процессе в отличие от иных процессов, проводится по вопросам права.

Выводы эксперта не являются обязательными для КС, который в их оценке исходит из собственных убеждений, основанных на всестороннем и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела, руководствуясь исключительно конституцией.

Эксперты могут привлекаться в дело как на стадии подготовки дела к слушанию, так и непосредственно во время заседания.

Вопросы для эксперта определяются судьей-докладчиком либо КС (другие лица не могут ставить перед экспертом вопросы).

Если экспертизу проводит группа экспертов, то они дают согласованное заключение или каждый из них составляет собственное заключение.

Перед выступлением в КС эксперт приводится к присяге.

Обязанности эксперта:

· Дать заключение в письменной форме, указав данные об эксперте и его знаниях

· Дать ответы на вопросы, поставленные перед ним, в том числе в процессе

· Подписать свое заключение

Права эксперта (с разрешения суда):

· Знакомиться с материалами дела

· Задавать вопросы сторонам и свидетелям

· Заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов

Специалисты – это лица, обладающие специальными знаниями, которые выступают в качестве консультантов по тем или иным вопросам, представляющим интерес для судей КС.

Специалисты привлекаются для консультаций или для проведения проверок и исследования отдельных документов.

Специалисты не могут быть заинтересованы в исходе дела.

Свидетели свидетельствуют не столько о фактах, сколько о правоприменительной практике. Они дают сведения о процедуре принятия оспариваемого акта, либо иных данных, необходимость исследования которых отнесена к ведению КС.

Свидетели это лица, располагающие сведениями или материалами о фактических обстоятельствах дела, установление которых входит в компетенцию КС (ст.64 ФКЗ).

Свидетели вызываются в судебное заседание и приносят присягу. Он обязан явиться в КС. Свидетель обязан сообщить КС обстоятельства, касающиеся существа рассматриваемого дела, которые известны ему лично, и ответить на вопросы суда.

Свидетели крайне редко привлекаются в конституционном судопроизводстве. Это объясняется тем, что свидетель как источник информации о фактических обстоятельствах не нужен, поскольку, как правило, эти обстоятельства на момент рассмотрения дела в КС уже установлены.

Не могут быть свидетелями:

1. Представитель по гражданскому делу 2. Защитник по уголовному делу по поводу обстоятельств, которые им стали известны из соответствующих полномочий

3.Ллица, которые в силу физических и психических недостатков не способны воспринимать факты или давать о них правильные показания (не все физические недостатки могут быть таковыми).

Процессуальное поведение в отношении свидетелей не регламентируется (удаляются опрошенные свидетели или нет, где свидетели остаются до приглашения в зал судебного заседания и т.д.).

8. Переводчик (ст.33 ФКЗ).

Переводчик назначается КС РФ для обеспечения права участников конституционного судопроизводства пользоваться родным языком.

Переводчик назначается по ходатайству стороны, представителя стороны или по инициативе КС РФ.

Переводчик обязан явиться по вызову в КС и выполнить точно и полно порученный ему перевод.

Секретариат осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение КС РФ.

В соответствии с §34 Регламента КС РФ – секретариат осуществляют протоколирование в заседаниях КС РФ, а также стенографирование и фонографирование хода судебного заседание.

Должно быть принято положение о Секретариате КС РФ, но оно не принято КС РФ.

Судебный пристав осуществляет поддержание порядка в заседаниях КС. Его требования обязательны для всех присутствующих в судебном заседании.

Статус судебного пристава в конституционном процессе не определен.

Обязанности пристава:

1. обеспечить в суде безопасность судей и иных участников процесса

2. обеспечение охраны здания суда, судебных помещений в рабочее время

3. проверить подготовку судебных помещений к заседанию

4. знать обязанности охраняемых объектов, места расположения средств сигнализации

5. предупреждать и пресекать преступления и правонарушения в здания суда, судебных помещениях и т.д.

6. поддерживать общественный порядок в судебных помещениях и т.д.

Права судебного пристава:

2. удалять из зала судебного заседания по распоряжению председателя суда, судьи или председательствующего лиц, нарушающих порядок в судебном заседании.

3. задерживать лиц, допустивших нарушения общественного порядка в судебном заседании суда, составлять протокол об административном правонарушении.

Есть старший судебный пристав, который руководит всеми остальными судебными приставами, в том числе устанавливает дислокацию постов.

Во время судебного заседания судебный пристав постоянно находится в зале судебного заседания.

Читайте также: