Тюркские народы степного предкавказья доклад

Обновлено: 18.05.2024

Кавказские народы многообразны. И это многообразие проявляется не только в вероисповедании, истории, современном административном положении. Кавказцев можно различать и по языкам. Одна из интересных языковых семей на Северном Кавказе - тюркская. Наиболее крупные народы из этой семьи - кумыки, ногайцы, карачаевцы, балкарцы. Языковая близость позволяет представителям этих народов говорить об этническом родстве.

О северокавказских тюрках рассказывает наш постоянный автор в Дагестане Магомед Мусаев.

Магомед Мусаев: История тюркских народов, как, впрочем, и иранских, довольно тесно связана с историческим прошлым России и - шире - славянских племен. В настоящее время российские тюрки компактно проживают на территории Северного Кавказа, Поволжья, Сибири. Вместе с тем, вопреки пантюркистскому взгляду на тюрков всего мира как на единый по языку и происхождению народ, именно так, например, воспринимают тюрков в Турции, вряд ли они таковыми являются. Тюркское единство на данный момент не в состоянии выйти за рамки чисто декларативных заявлений, а отчасти интеграционным началом выступает язык. Однако удельный вес лексических и грамматических расхождений достаточно высок, чтобы свободно общаться. Впрочем, здесь в первую очередь зависит от того, к какой языковой подгруппе относится тот или иной язык. Наиболее многочисленными по числу носителей подгруппами являются северная - кыпчакская и южная - огузская. К первой принадлежат татары, карачаевцы, балкарцы, кумыки, внушительная часть народов Казахстана и Средней Азии. Ко второй азербайджанцы, турки, туркмены, некоторые другие. Уровень взаимопонимания весьма схож с аналогичным явлением в славянских языках.

Тюркоязычные народы в подавляющем своем большинстве исповедуют ислам, однако есть христиане и иудаисты. Вместе с тем совершенно очевидно, что тюрки при наличии ряда факторов, важнейшим из которых является воля к единству, конечно же, имеют все шансы стать действительно единым народом.

Говоря о тюрках Северного Кавказа, здесь следует прежде всего отметить, что наиважнейшим этническим элементом в их происхождении является собственно кавказский, то есть никакого отношения к тюркской прародине в лице Саяно-Алтая, Минусинской котловины и восточной Монголии они не имеют. Это тюрко-кавказский этно-языковый синтез в повседневной жизни никак не сказывается на характере их взаимоотношений с представителями кавказоязычных народов Кавказа. И карачаевцы, и балкарцы, и кумыки везде и всегда ведут как кавказцы, у них кавказская внешность и менталитет.

Олег Кусов: Одним из древних кавказских тюркских народов учёные считают кумыков. Об истории кумыкского народа рассказывает старший научный сотрудник центра Востоковедения института истории, археологии, этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук Гасан Оразаев. С ним беседует Магомед Мусаев.

Гасан Оразаев: По всей вероятности, кумыки являются автохтонным народом, который не прибыл откуда-то, как обычно говорят, с Алтая. Но, говоря об автохтонности, еще надо сказать о языке. Автохтонным мог быть и тюркский народ, мог быть кавказский народ и другой. Обычно по установившейся традиции говорят о том, что кумыки ранее были кавказоязычным народом, которые переняли во время половецкого нашествия на Северный Кавказ тюркский язык. Но, по другому мнению, это был изначально тюркский народ, на который имело воздействие в языковом отношений как тюркский, половецкий язык, так и кавказские соседние языки. Я думаю, что кумыки являлись изначально кавказским народом. В самых древних кавказских письменных памятниках, скажем, армянских и грузинских, имеются сведения о том, что здесь жили тюркские народы. Это, видимо, говорит о том, что там жили в то время еще в 5-6 веках тюркские народы на побережье Каспийского моря. Кумыкскому языку самыми близкими народами являются карачаево-балкарцы, ногайцы, по языковому составу, по лексике, грамматике. Видимо, нельзя сказать, что на кумыкском языке велась вся переписка на Северном Кавказе. Северокавказские тюрки имеют свои подварианты и нельзя сказать, что все эти три подварианта имели своей почвой кумыкский язык. Кумыкский язык обслуживал не только самих кумыков, но и чеченцы, ингуши писали на этом же языке, на кумыкском варианте северокавказского, кайтакские, уцми, табасаранские и майсумы. Так что этот язык северокавказских тюрков обслуживал почти все народы северо-восточного Кавказа.

Олег Кусов: Тюркские народы живут на Северном Кавказе с первых веков до нашей эры, но всё же многие авторитетные ученые не считают их коренными народами. Такой точки зрения придерживается заведующий кафедрой истории Дагестана, профессор Мурад Магомедов.

Мурад Магомедов: Волны кочевников проникали в приморский Дагестан и в Прикаспие уже с первых веков до нашей эры и первых веков нашей эры. Имеется в виду известные по древним источникам такие племена как болгары, гунны и так далее. Эти народы в приморском Дагестане оставили очень яркие следы своего пребывания. Но они все пришли. Надо всем понять одну прописную истину, что эти народы, хоть и рано или поздно, они все пришли из глубин Азии. Дело в том, что некоторые ученые договорились до того, что кавказскую Албанию делают тюркским государством, а есть ученые, которые говорят, что тюрки происходят из кумыков, чуть ли автохтонный народ. Это все сознательное искажение исторических фактов. Некоторым надо доказать во что бы то ни стало, что они местный народ. Во 2-3 тысячелетии нашей эры никаких тюрков здесь не было, тюрки стали сюда проникать раньше Великого переселения народов, во время Великого переселения народов. Они коренным образом изменили этно-социальный состав и Азербайджана, и приморского Дагестана, и Кабардино-Балкарии. Дело в том, что основным заметным массивом тюркоязычных народов были болгары. Дело в том, что болгары подразделялись на три колена - болгар, берсил и сегел. Возникает вопрос - откуда они пришли? Потому что мы же знаем, существовала теория о том. Что Великое переселение народов начинается в 4 веке, а до этого пребывание других племен в Прикаспии - это анахронизм и так далее. С древнейших времен возникает тюркоязычный мир, тюркский мир к востоку от Каспия на территорию Тувы, Алтая, Минусинской котловины, на обширных территориях, отколовшихся от основного субстрата. Народы становятся тюркоязычными и приобретают новые черты, антропологические черты в связи с китайцами, корейцами, которые там жили. Когда это произошло? Мне кажется, это произошло в 6-5 тысячелетии до нашей эры, когда, отколовшись от основного массива, этот народ заговорил на тюркских языках. Тюркский язык, говорят, язык близок чувашам, татарам и так далее. Дело в том, что когда-то был громадный тюркский мир, потом в процессе раскола на многочисленные тюркские племенные объединения потом и государственные образования язык меняется, как только происходят процессы изоляции, языки меняются. И не всякий чуваш поймет туркмена и не всякий туркмен поймет узбека, узбек не понимает татар и так далее. Основа тюркская. В горах Дагестана есть селения, язык которых не понимают в окружающих селениях. Знаете ли, я, например, жил в Туркмении, я туркменский язык знал, кумыкский не очень понимал.

Олег Кусов: Однако доцент Дагестанского государственного университета Гарун-Рашид Гусейнов утверждает несколько обратное. На его взгляд, кумыки являются коренным населением современной Чечни.

Гарун-Рашид Гусейнов: Тюркоязычное население Чечено-Ингушетии, в частности, баргунцы являются исконным населением этой территории. Оно не пришлое совершенно. Баргунцы - кумыки. Они присутствуют, по данным историческим источников, с пятого века. Потом топонимика горной Чечни и Ингушетии свидетельствует о том, что здесь тоже проживали тюркские племена. Говорить о тюрках как о кочевниках, наверное, не очень компетентно. Потому что стадия кочевничества она поздняя. Кочевниками когда-то были практически все народы. Кочевниками били индоевропейцы, когда заселяли. Поэтому взгляд на тюрок как пришельцев, я считаю, некомпетентным.

Магомед Мусаев: Вы имеете в виду тюрок Северного Кавказа?

Гарун-Рашид Гусейнов: И Закавказья тоже, азербайджанцев. Первичный расовый тип, который наблюдается на Северном Кавказе, представлен у кумыков, азербайджанцев, туркмен. Нынешние современные ученые давно отошли от алтайской прародины тюрок. Алтай считает второй прародиной турок. И когда тюрки пришли с Алтая сюда, допустим, чисто кочевые племена, они уже здесь застали тюрок. Возьмем хотя бы хазарскую проблему, хазары ниоткуда не пришли, мы до сих пор не можем найти хазарскую культуру. Хазары всегда были здесь.

Олег Кусов: Как утверждают учёные, древние славяне поддерживали тесные политические, экономические, духовные связи с тюрками. Об этом, в частности, можно судить по древнеславянскому языку, в котором можно отыскать множество тюркских слов. Говорит старший научный сотрудник центра Востоковедения института истории, археологии, этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук, доктор наук Гасан Оразаев.

Магомед Мусаев: Как мы помним, ряд работ появилось в свое время, тюркский язык, в частности, кыпчакский был популярен среди русских, среди славян, среди знати древнерусского государства.

Олег Кусов: Политические изменения в России конца 20 века отразились и на северокавказских тюркских народах. Так считает старший научный сотрудник центра Востоковедения института истории, археологии, этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук, доктор наук Гасан Оразаев ним беседует Магомед Мусаев.

Магомед Мусаев: После краха Советского Союза тюркское национальное движение получило второе дыхание. Тюркские народы организовывали свои конгрессы, симпозиумы, в том числе и в Турции. Все стремились как-то заново осмыслить свою историю, свой язык. Не исключение и кумыки. Кумыкское национальное движение в свое время очень обострено выдвигало те или иные задачи, ставило проблемы. На сегодняшний день, что удалось решить, что нет?

Гасан Оразаев: Действительно, в период развала Советского Союза многие народы советской страны стали обсуждать собственные проблемы. В этот период каждому народу казалось, что он самый обделенный. Это движение охватило почти все народы Советского Союза. В 1989 году было создано кумыками свое национальное движение "Равноправие". Это движение ставило целью создать особую государственность, которая управлялась бы самими кумыками и теми народами, которые тут проживают на территории Кумыкии. Речь шла об автономии в составе Дагестанской республики. Однако такая цель оказалась непосильной и трудной для разрешения. На территории, на которой проживают кумыки, в настоящее время проживают очень многие другие соседние народы, а также русские, и аварцы, и даргинцы, и лезгины, есть чеченцы, есть татары, много русских и украинцев и других народов, которые считают себя коренными жителями той территории, которая раньше называлась Кумыкией или Кумыкской равниной. Но в настоящее время движение несколько ослабилось, движение приняло другие цели. Например, кумыкское народное движение ставит своей целью создание культурной автономии кумыков, то есть не территориальное, а культурное объединение кумыков, которые проживают не только в Дагестане, но и в Северной Осетии, в Чечне, в Москве, в других местах. В настоящее время существует движение "Равенство", но там есть другое общество, которое называется "Моя родина". Последнее ставит более обострено проблемы территориальные и политические. В 1999 году было создано общество, которое ставит своей целью изучение, углубленное изучение проблем кумыкского народа. Это общество, которое создано в 1999 году называется кумыкское научно-культурное общество. Это общество издает свой бюллетень, вышло 7-8 номеров этого бюллетеня, в них рассматривается, более углублено изучается, публикуются материалы, касающиеся истории, культуры и других вопросов кумыкского народа.

Олег Кусов: Не менее интересна и прошлое ещё одного дагестанского тюркского народа - ногайского. Рассказывает научный сотрудник отдела этнографии института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук Мадина Гимбатова.

Мадина Гимбатова: Их история очень древняя. Они уже известны были с 6 века. Согласно выдвинутой Кирейтовым периодизации формирования ногайской народности, выделяются пять этапов. Первый этап - это 6-8 века, связанный с тюркскими племенами. Второй этап - это 9 - 11 века, его можно назвать печенежским этапом в развитии, в становлении ногайцев. Третий этап - это 11-13 века, это собственно кыпчакский период. Четвертый этап 12-15 века, и последний собственно, пятый - 14-17 века - это ногайский период, связан с появлением ногайской орды. Если говорить об этногенезе ногайцев, то можно сказать, что наслоения монгольские произошли позже намного. Ногайцы как этнос формировались на территории южно-русских степей - это период 12-15 век. Уже четко ногайцы появились как народ, в источниках они известны с 1391 года. Расцветом Ногайской орды можно считать где-то 16-17 века, начиная с конца 17-18 века начинается распад Ногайской орды на Большую орду, Малую орду. С этого периода начинается спад ногайской истории.

Магомед Мусаев: Не секрет, что в период Советского Союза ногайцы не чувствовали административного деления, не чувствовали границ, так как они были условными. После распада Советского Союза несколько изменилось положение Чечни, возникла проблема разделенных народов. Одним из этих разделенных народов являются также ногайцы. У ногайцев есть национальное движение, неоднократно требовали положительного решения своих вопросов, в частности, сохранения своих земель, потому что многие земли используются как пастбища.

Мадина Гимбатова: Вопрос объединения ногайского народа стоит уже давно. По-моему, два года назад была создана культурная автономия, что, конечно, способствует объединению народа. Но это разделенность народа она действительно влияет и на духовную культуру, и вообще в целом на развитие народа. Я бы не сказала, что раньше это не чувствовалось, это чувствовалось всегда. Ногайцы не имеют своей автономии, хотя к этому стремятся. Эта разделенность между краями ногайцев, она не дает развитию народа, его традициям. Экология, защита пастбищ - естественно эти вопросы стоят не только перед ногайским народом, это проблема в целом Дагестана. Дагестан. Но все это решаемо. Время у нас такое.

Олег Кусов: Материал об истории карачаевского и балкарского народов подготовила наш корреспондент на Северном Кавказе Лада Леденёва.

Лада Леденева: Карачаевцы древнейший народ Кавказа. Истоки его истории и культуры тесно связаны с историй и культурой, как кавказских племен, так и многочисленных тюркских народов от Якутии до Турции, от Азербайджана до Татарстана, от кумыков и ногайцев, до алтайцев и хакасов. Карачаевцы издревле проживали на северном склоне Большого Кавказского хребта, бок о бок с балкарцами. С 14-15 веков балкарцы и карачаевцы стали постепенно обосабливаться территориально, в остальном продолжая оставаться единым народом. Он занимал ущелье и предгорье Центрального Кавказа по долинам рек Кубань, Зеленчук, Малка, Чигим, Терек и их притокам. Предки воевали с многочисленными варварскими племенами, помогали народам Кавказа в борьбе с арабами и персами, отражали набеги монголо-татар. Успешное горнорудное дело обеспечивало народ медью, свинцом, каменным углем и селитрой. Пахотных земель в Карачае было мало, поэтому земледелие играло в его экономике второстепенную роль. Кухня была мясомолочной - айран и сыры, кумыс, конина, шашлык из жеребенка. В 18 веке часть народов Кавказа приняли подданство царской России, часть сохранили независимость, в том числе карачаевцы и балкарцы. В целях покорения этих областей и разгрома отрядов, бежавших от российского генерала Ермолова, сжигались дотла и грабились карачаевские и балкарские села. При Николае Первом русским войскам удалось завоевать Карачай.

Олег Кусов: История кавказских народов сложна и интересна. Но в последние годы многие политики довольно смело эксплуатируют историю в своих целях. Однако наука в данном случае не может служить основанием для решения сегодняшних политических задач. Так считает старший научный сотрудник центра Востоковедения института истории, археологии, этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук, доктор наук Гасан Уразаев.

Гасан Уразаев: Эти научные изыскания, которые следует проводить ученым, не следует использовать политикам. Использование политиками этих данных в своих целях приводит к отрицательным последствиям. Этим делом должны заниматься научные сотрудники и доказывать, и показывать, и изучать.

Этноязычная группа говорящая на тюрских языках. Эта группа населения считается одной из древних, а ее классификация — самая сложная и до сих пор вызывает у историков противоречия. Но тем не менее 164 млн человек сегодня владеет тюркским языком. Самый древний народ тюркской группы — это киргизы, их язык до сегодня сохранился без изменений. А первые сведения об появлении тюркоязычных племен датируются еще первым тысячелетием до нашей эры.

тюркские народы карта

Карта тюркских языков

Современная численность

Самое большое количество современных тюрков — это турки. По статистике — это 43% от всех тюркоговорящих народов или 70 млн человек. Дальше идут азербайджанцы — 15% или 25 млн чел. Чуть меньше узбеков — 23,5 млн (14%), после — казахи — 12 млн (7%), уйгуры — 10 млн (6%), туркмены — 6 млн (4%), татары — 5,5 млн (3%), киргизы — 3,5 млн (2%). Последующие национальности составляют 1%: башкиры, кашкайцы и чуваши — в среднем 1,5 млн. Иные меньше 1 %: каракалпаки (700 тыс), афшары (600 тыс), якуты (480 тыс), кумыки (400 тыс), карачаевцы (350 тыс), тувинцы (300 тыс), гагаузы (180 тыс), балкарцы (115 тыс), ногайцы (110 тыс), хакасы (75 тыс), алтайцы (70 тыс). Большинство тюрок — мусульмане.

численность тюркских народов

Соотношение тюркских народов

Происхождение народов

Первое поселение тюрков было в Северном Китае, в степных зонах. Занимались землеведением и скотоводством. Со временем племена расселялись, так дошли и до Евразии. Древними тюркскими народами были:

  • гунны;
  • тюркюты;
  • карлуки;
  • хазары;
  • печенеги;
  • булгары;
  • половцы;
  • тюрки-огузы.

Очень часто в исторических летописях тюрков называют скифами. Об происхождении первых племен существует много легенд, которые также существуют в нескольких версиях.

Языковая группа

Различают 2 основные группы: восточная и западная. Каждая из них имеет разветвление:

  • Восточная:
    • Киргизо-кыпчакская (киргизы, алтайцы);
    • Уйгурская (сарыг-уйгуры, тоджинцы, алтайцы, хакасы, долганы, тофалары, шорцы, тувинцы, якуты).
    • Булгарская (чуваши);
    • Кыпчакская (кыпчакско-булгарские: татары, башкиры; кыпчакско-половецкие: крымцы, крымчаки, балкарцы, кумыки, караимы, карачаевцы; кыпчакско-ногайсие: казахи, ногайцы, каракалпаки);
    • Карлукская (илийские уйгуры, узбеки, уйгуры);
    • Огузская (огузо-булгарские: балканские тюрки, гагаузы; огузо-сельджукские: турки, азербайджанцы, турки-каприоты, туркоманы, кашкайцы, урумы, сирийские турки, крымцы; огузо-туркменские народы: трухмены, каджары, гудари, теймурташи, туркмены, афшары, салары, карапапахи).

    Чуваши разговаривают на чувашском языке. Диалектика у якутов на якутском и долганском. Кыпчакские народы расположены в России, Сибири, поэтому родной здесь становится русский, хотя некоторые народы сохраняют свою культуру и язык. Представители карлукской группы разговаривают на узбекским и уйгурском языках. Татары, киргизы и казахи добились независимости своей территории и также сохранили свои традиции. А вот огузам свойственно разговаривать на туркменском, турецком, саларском.

    Характеристика народов

    Многие национальности, хотя и живут на территории России, но они сохраняют свой язык, культуру и обычаи. Яркие примеры тюркского народа, которые зависимы от других стран частично или полностью:

    • Якуты. Часто коренные жители называют себя сахами, а их Республика получила название Саха. Это самое восточное тюркское население. Язык немного заполучили у азиатов.
    • Тувинцы.Эта национальность встречается на востоке, поближе к границы с Китаем. Родная Республика – Тува.
    • Алтайцы. Они больше всех хранят свою историю и культуру. Заселяют Республику Алтай.
    • Хакасы.Живут в Республике Хакасии, примерно 52 тыс человек. Частично кто-то переехал в Красноярский край или Тулу.
    • Тофалары. По статистическим данным, эта национальность на границе исчезновения. Встречается только в Иркутской области.
    • Шорцы. Сегодня это 10 тысяч человек, которые приютились в южной части Кемеровской области.
    • Сибирские татары. Они разговаривают на татарском, но проживают на территории России: Омской, Тюменской и Новосибирской область.
    • Долганы. Это яркие представители, живущие в Ненецком автономном округе. Сегодня национальность состоит из 7,5 тыс. человек.

    Иные народы, а таких стран шесть, добились собственной национальности и сейчас это процветающие страны с историей тюркского поселения:

    • Киргизы. Это самое древнее поселение тюркского происхождения. Пускай территория долгое время была уязвимой, но сохранить свой быт и культуру им удалось. Они проживали, в основном, в степной зоне, где мало кто поселялся. Но они очень гостеприимны и щедро встречают и провожают гостей, пришедших в их дом.
    • Казахи. Это самая распространенная группа тюркских представителей.Это очень гордый, но в тоже время волевой народ. Детей воспитывают строго, но готовы защитить ближнего от плохо.
    • Турки. Своеобразный народ, они терпеливы и неприхотливы, но очень коварны и злопамятные. Не мусульман для них не существует.

    Всех представителей тюркского происхождения объединяет общее – история и совместное происхождение. Многие сумели пронести через годы и даже не смотря на иные проблемы, свои традиции. Иные представители на границе исчезновения. Но даже это не мешает знакомится с их культурой.

    В прошлой статье я писал о представителях кавказской языковой семьи, которые проживают на Северном Кавказе. Сегодня мне бы хотелось поговорить о народах тюркской группы алтайской языковой семьи, проживающие на территории Кавказа.

    К тюркам относятся народы, говорящие на тюркском языке и имеющие тюркское происхождение. Саму тюркскую группу лингвисты относят к алтайской языковой семье, в состав которой также входят монгольские и тунгусо-манчжурские языковые ветви. Таким образом, все тюркские народы родом из Алтая, но из-за кочевого образа жизни они со временем распространились по всему евразийскому континенту, от Китая до Турции, от Поволжья России до стран Ближнего Востока.

    Какие народы Северного Кавказа являются тюркскими и какова их численность?

    Появление тюркских народов на Северном Кавказе имело два исторических этапа. Первый этап пришелся на период Хазарского Каганата, когда в 7-8 веках нашей эры кочевые кыпчакско-булгарские племена прибыли на территорию прикаспийских степей и предгорий Кавказа. Второй этап заселения произошёл в 12-13 веках в ходе нашествия Золотой Орды, когда некоторые тюркские народы переселились из Туркмении на Кавказ и перемешались с местным населением. Так тюркские племена обосновались на Северном Кавказе и в зависимости от природного ландшафта образовали множество народов.

    Сегодня представители тюркоязычных этносов являются одними из самых многочисленных народов коренного населения Северного Кавказа. Общая численность народов говорящих на тюркском языке – 1 млн. человек, что от всей численности населения Северного Кавказа (14,8 млн.человек) составляет 6,7 %. Самая высокая доля тюркского населения представлена в Карачаево-Черкесии – 40%, в Дагестане – 22% и Кабардино-Балкарии – 10%.

    Теперь давайте рассмотрим рейтинг самых крупных тюркоязычных народов Северного Кавказа в порядке возрастания населения, итак:

    1) Ногайцы или как ещё называют крымские степные татары, проживают во всех республиках Северного Кавказа. Общая численность ногайцев на Северном Кавказе – 78 тыс.чел, из них 40 тыс. проживает в Дагестане, это Ногайский, Бабаюртовский и Кизлярский районы. Этногенез ногайцев стал формироваться в конце 15 века, когда произошёл распад Золотой Орды, и от неё откололась Ногайская Орда, которая простиралась от Казахстана до северных территорий Дагестана. Своё название ногайцы получили в честь правителя западного улуса Золотой Орды – Ногая, который имел монгольское происхождение. В рейтинге тюркских народов Северного Кавказа ногайцы занимают 5-е место.

    2) Балкарцы являются коренным народом Кабардино-Балкарской республики, исторически проживают в верховьях рек Чегем, Баксан, Хазнидон и Черек-Балкарский, эти территории получили название горная Балкария. Балкарцы являются братьями карачаевцам и говорят на карачаево-балкарском языке тюркской группы. Общая численность балкарцев на Северном Кавказе – 110 тыс. человек, среди тюркоязычных народов они занимают 4-е место.

    3) Азербайджанцы проживают не только в Азербайджане и Иране, но и на Северном Кавказе, преимущественно в южных районах Дагестана, где они являются шестым по численности населения народом в республике. Согласно переписи 2010 года в Дагестане проживало – 130 тыс. азербайджанцев, из них 58% проживало в Дербентском и 18% в Табасаранском районах республики. В Дагестане встречается один из субэтносов азербайджанцев – терекеменцы, которые в прошлом являлись кочевниками-скотоводами. Азербайджанцы, как и иранцы, являются мусульманами – шиитами, однако в Дагестане помимо шиитов, встречаются и азербайджанцы-сунниты. Азербайджанцам из Дагестана достаётся бронза в рейтинге крупнейших тюркских народов Северного Кавказа.

    4) Карачаевцы как уже говорилось, являются братским народом балкарцев и говорят на карачаево-балкарском языке. В Карачаево-Черкесской республике карачаевцы являются крупнейшим титульным народом, где их численность – 195 тыс. человек, всего на Северном Кавказе их насчитывается до 212 тыс. человек. В топе северокавказских народов тюркской группы карачаевцы занимают серебро.

    5) Кумыки проживают в Центральной части Дагестана, которую исторически именуют Кумыкистаном, а также в Чечне, в Северной Осетии и на Ставрополье. По численности населения кумыки (430 тыс. чел) занимают 3-е место в Дагестане, уступая аварцам и даргинцам. Общее количество кумыков на Северном Кавказе – 465 тыс. человек, что делает их крупнейшим этносом из тюркских народов нашего региона.

    Список используемой литературы:

    Тюрки — многочисленный народ, имеющий за плечами огромный жизненный опыт, накопленный поколениями. Сейчас их общность насчитывает огромное множество людей, расселившихся по всему миру. Они оказали огромное влияние на мировую историю и другие народы.

    Где живут (территория)

    Наибольшее число тюрков проживает в Турции (около 55 миллионов). Представителей народа можно встретить в Бразилии, Аргентине, Японии, Великобритании и Франции. Более 11 миллионов человек проживает в России, примерно 350 тысяч — на Украине.

    История


    История тюрков начинается в Средней Азии. Считается, что основным местом проживания тюркских народов были Алтай и горы Хан Тенгри. Государство, в котором жил тюркский народ, называлось Туркестаном. Его разделяли на Западный и Восточный. Именно в этой стране тюркский народ формировался, создавал науку, развивал военное дело.
    Описания Турана (Туркестана) сохранились в древнееврейской Библии. О нем писали ассирийцы, жители Вавилона, древние китайцы, греки и римляне.
    Позже активно развивающаяся империя гуннов захватывает древний Туран и продвигается к Китаю. Часть тюркского народа решает примкнуть к гуннам, чтобы вновь идти с завоеваниями. Известно, что многие из монгольских воинов имели тюркское происхождение. Большинство тюрков с готовностью встало под знамена Чингисхана. Позже они стали частью Османской империи, в которой произошло активное ассимилирование тюркского народа.
    Появление тюрков в современной России обусловлено включением в состав страны земель Золотой Орды.
    Таким образом, были присоединены Казанское, Сибирское, Астраханское и Крымское ханства.

    Название

    Культура


    Тюрки создали уникальную культуру, главной особенностью которой стала мифология. В зависимости от районов проживания разные представители народа имели различные мифы. Например, для жителей Кавказа, Крыма и Западной Сибири было характерно почитание волка, а жители Поволжья и Урала имели целый ряд богов. Долгое время сохранялись верования в домового бичуру и в сказочное существо шурале. У представителей Саяно-Алтайского сообщества до сих пор остался развит фольклор и вера в духов.

    Традиции


    Средневековые тюрки на самое важное место в жизни ставили семью. Огромное значение придавали старшим, в которых видели наставников и учителей. Эта традиция до сих пор соблюдается во многих современных тюркских семьях. Сохранился и другой обычай — проведение собраний, которые называются вечерами отдыха. Собрания начинаются с поздней осени и продолжаются до наступления весны. На встрече собираются мужчины одного возраста из одного села или района. В ходе собрания ведутся беседы на светские темы, обычно участников объединяют общие интересы. В ходе собраний можно исполнять песни, танцевать, показывать кулинарное мастерство. Все мужчины выбирают судью, который должен внимательно следить за участниками, чтобы те не нарушали правила. Предписания тюрки называют уйгурами, причем и самих тюрков иногда называют уйгурами. Ослушаться правила нельзя ни в коем случае, иначе мужчину исключают из собрания. Такие собрания являются не просто кружками по интересам, а позволяют сформировать круг надежных и доверенных друзей, поэтому к ним относятся серьезно.
    Глава собрания принимает участие в разных делах общин. Во время похорон он должен стать организатором, созвать все семьи и проследить за соблюдением обстановки. Перед проведением похоронного обряда все, кто знал усопшего, должны собраться в его доме и проститься с ним.
    Траурным цветом у тюрков считается белый. Женщина закрывает голову платком, а мужчина повязывает белый кушак. Оплакивают усопшего только женщины, находясь в доме. Мужчинам положено быть снаружи и встречать людей. Могилу копают только молодые, тело укладывают таким образом, чтобы лицо покойного смотрело на запад. Этот обычай связывают с закатом солнца, которое символизирует жизнь, хотя точных сведений о происхождении ритуала на данный момент нет. Траур длится 7 дней и оканчивается поминальным обедом. В течение всех дней участие должны принимать члены собрания. В их обязанности входит приготовление поминальных лепешек, чтение молитв. Женщинам положено каждый день в течение 40 дней навещать родственников усопшего и угощать их блюдами.

    Свадьба

    Сватаются молодожены только по обоюдному согласию. Впрочем, сохранилась традиция просить руки невесты у ее родственников, которые могут отказать.
    Свадебный обряд может занимать 3 дня. За день до начала торжества привозят молодого бычка, у которого на рогах завязывают белый платок. В день свадьбы платок снимают и повязывают на голову невесте. Приданое принято дарить в сундуке. Именно с его открытия начинается пиршество. Приданое дарит не только жених, но и невеста. Первый день завершается обходом вокруг костра, что символизирует очищение. Такой обряд должен принести счастье и спасти от невзгод. На следующий день принято начинать знакомство с родственниками супругов. Конечно, они узнают друг о друге еще до свадьбы, но, по сложившейся традиции, гости обязательно должны отведать угощений и пообщаться с молодоженами.

    Внешность

    Одежда


    По одежде тюрки в древности могли определять статус. Наряд указывал на сословие и семейное положение.
    Головными уборами в зимнюю пору служили меховые шапки, имеющие явное сходство с современными ушанками. Летом надевали войлочный колпак. Обыкновенной верхней зимней одеждой являлось подобие шубы — меховой кафтан. Представители богатых сословий носили меха ценных пород животных, а небогатые — одежду из бараньего меха. Тюрки всегда с большой любовью относились к халатам — толстым и утепленным, имеющим длинные рукава. В такой одежде тепло, удобно ходить и скакать на лошади. Основными материалами для ее изготовления служили шерсть и шелк. В качестве штанов — шаровары. Украшать одежду могли самыми разными способами. Тюрки, жившие близко к Китаю, использовали вышивку в виде драконов. В результате раскопок, проводимых археологами, были обнаружены куски шелка с орнаментацией, соответствующей сасанидским мотивам. Значит, мастера могли вдохновляться Персией.
    Большое значение имела манера застегивания платья. Изображения, найденные на каменных изваяниях, указывают на запахивание на левую сторону. Что именно говорила манера застегивания, остается загадкой. Однако по особенности запахивания видно, что такой процедуре уделяли много внимания. Верхнюю одежду перетягивали поясом, реже использовали ремень. Сапоги были без каблуков, с слегка загнутыми вверх носками. Чтобы утеплить их, пользовались специальным чулком.
    Раскопки помогли совершенно точно установить, что тюрки с древности любили украшения. Нашивки из позолоченной бронзы, а также изысканные ножи с ювелирной обработкой — все эти украшения находили в могилах знатных мужчин. Женщины носили предметы, используемые при рукоделии. У воинов богато украшен был только пояс. Очевидно, украшения представляли собой награды, полученные им в годы службы и сражений.

    Религия


    Сейчас в зависимости от места проживания тюрки исповедуют христианство или ислам. Однако раньше большинство исповедовало тенгрианство. Это уникальное языческое мировоззрение. Название берет корень от имени бога неба — Тенгри. Согласно легенде, небо и земля соединились воедино, что стало причиной образования хаоса. Тенгри властвовал над небом, а Эрлик — над загробным миром. Его изображали как существо с головой быка и тремя глазами. Этими глазами он мог видеть прошлое, настоящее и будущее. Эрлик воспринимался как злое божество, насылающее беды.
    У Тенгри была жена Умай, покровительствующая матерям и роженицам. Удивительно, но ранее тюрки считали себя потомками волка, изображая животное на символиках, относящихся к тюркским государствам (например, на флаге гагаузов). Такой тотемизм сохранился даже сейчас, хотя встречается достаточно редко.
    Помимо ислама и христианства, тюрки исповедуют также иудаизм и буддизм.

    Жилище


    • на порог наступать нельзя;
    • заливать огонь в очаге запрещается;
    • нельзя касаться пламени ножом или другими острыми предметами;
    • в огонь нельзя бросать мусор.

    Когда тюрки стали переходить к оседлому образу жизни, у них появилось деревянное жилье. Его особенностью стала высота постройки.

    1. Дом буквально зарывался в землю, выше уровня земли находилась только крыша.
    2. Главной опорой служил широкий столб, на который опиралось бревно-балка.
    3. На балку опирали жерди.
    4. Поверх жердей клали еще один ряд, который устилали плотным слоем соломы и сена.
    5. Пол был глиняным, вдоль стен устанавливали ряд досок и дополнительные опоры для помоста.

    В таком доме располагалась печь, на которую ставилась посуда. Все остальное убранство зависело от состоятельности жильцов.


    Все представители тюркского народа едят плов. Это блюдо можно считать общенациональным. Тюркский плов готовится на бараньем бульоне. Рис поджаривают на сале, добавляют лук, морковь, вареную баранину. Все перемешивают и кладут в чашу с бульоном. В итоге получается подобие каши, которую долго настаивают. Такое блюдо называют палау.
    Есть палау полагается руками, а бульон выпивают из чашки. Есть и другой способ приготовления плова, который заключается в использовании нарезанного мелкими кусочками бараньего сала. Его растапливают, немного поджаривают, смешивают с красным перцем и солью. Как только сало приобретет красный цвет, добавляют баранину, мелко нарезанный лук, спустя несколько минут морковь, айву и изюм. Очень вкусным и необычным блюдом является палау со сметаной.
    У многих тюрков на столе часто бывают молочные продукты, пшеница, различные виды похлебки, колбасы, лошадиные ребра. Живущие в Узбекистане тюрки любят шашлык, манты, имеют собственные рецепты приготовления фарша. В России хорошо знают пирожок самсу, многие пробовали лагман. Эти блюда тоже часто употребляются тюрками. Характерным напитком для тюрков является кумыс.

    Видео

    Читайте также: