Творчество как категория человеческого бытия доклад

Обновлено: 07.07.2024

1. Основные категории человеческого бытия: творчество, счастье, любовь, труд, вера, смерть.

2. Динамика общества и его развитие.

1. Основные категории человеческого бытия: творчество, счастье, любовь, труд, вера, смерть.

Когда мы говорим о творчестве, то обычно имеем в виду великих людей: писателей, художников, ученых. Однако каждый человек занимается творчеством, когда пытается не просто механически выполнить свою работу, но и внести в нее что-то от себя, хоть в чем-то ее усовершенствовать. Везде, где цель деятельности рождается из глубины человеческого духа, имеет место творчество. Везде, где человек работает с любовью, вкусом и вдохновением, он становится мастером. Творчество, считал Н. Бердяев, выдает гениальную природу человека, каждый человек гениален, а соединение гениальности и таланта создает гения. Можно не быть гением, но быть гениальным. Гениальными могут быть любовь матери к ребенку, мучительные поиски смысла жизни и искание правды жизни.

Никто, конечно, не знает точно, что такое счастье, и разные люди понимают его по-разному. Наиболее распространенная точка зрения подменяет счастье удовольствием.

Удовольствие - это имитация счастья. Самым крайним видом такого иллюзорного счастья является наркотическое опьянение: человек полностью отрешен от мира, полностью растворен в чистом удовольствии, он абсолютно счастлив и доволен, и больше ничего ему в данный момент не нужно. Правда, потом наступит очень тяжелое похмелье, человека ждут тяжкие страдания, но сейчас он об этом не думает.

Многие отождествляют счастье с полным удовлетворением своих потребностей: у них все есть, они богато живут, им легко доступны физические и духовные удовольствия - что еще надо для счастья? Есть старая древнегреческая легенда, в которой повествуется, как богатый царь Крез спросил мудреца Солона, видел ли когда-нибудь Солон счастливого человека. На что Солон ответил, что никогда не видел и вообще видеть счастливого человека нельзя. "Но ведь я перед тобой, - возмутился Крез, - самый счастливый, потому что я самый богатый". Но Солон ответил, что об этом еще рано судить, так как Крез еще жив. Действительно, вскоре на Креза напали враги, разгромили и разграбили его государство и убили его самого.

Греки считали, что лишь смерть придает жизни законченный вид. Жизнь должна завершиться, и тогда можно ответить, счастлив ли человек. А пока она продолжается, сказать этого нельзя.

Получается что Счастье - это внутренняя умиротворенность, когда вместо страха и забот, жизнь проникнута пониманием святости каждой прожитой минуты, святости и красоты окружающего мира, которые отражаются в его душе.

Любовь – самый верный свидетель существования. Только находясь в состоянии любви, человек чувствует, что действительно живет, а не через него что-то живется, которое случается помимо его воли или желания.

С точки зрения философии то, что человек кого-нибудь любит, объясняется не предметом любви, а человеческой способностью любить. Другие причинами нельзя объяснить возникновение любви.

Любят не за что-то, любят, потому что любят.

Для любви нет причин, как нет причин для добрых поступков, нет причин для существования совести. А когда находят, то ни любви, ни совести нет. Человек делает добро, поступает по совести, не потому что преследует какую-то конкретную цель, а потому что он добр, совестлив и не может жить иначе. Человек любит потому, что не может не любить, даже когда обнаруживает, что его любимый человек не обладает особыми достоинствами. Любящий видит в любимом, то чего не видят окружающие. Любовь не возможно проследить различными тестами, исследованиями, опросами, любовь – это чувство, которое дано нам свыше, это дар Бога. Человек который не любит не полноценный человек, он не видит всей красоты мира, природы, людей, общества. Когда человек любит ему открываются новые краски мира, сияния.

Человек без любви – жалкое, неполноценное существо, не постигающее смысла своего существования. Любить – значит жить.

Труд - это основная форма человеческой жизнедеятельности, условие существования человека. Поэтому труд не может рассматриваться лишь в контексте собственно экономических учений, например трудовой теории стоимости. Нужно принимать во внимание и другие - ценностно-этические, религиозные и философские - представления о труде.

Труд как мука. В рамках античного мировоззрения простой хозяйственный труд представлялся занятием, недостойным свободных людей. Труд был занятием низким, уделом рабов и вольноотпущенников. Доблесть в глазах членов античного общества состояла не в труде, а в созерцании, благородной праздности. Труд физический рассматривался как тягость, как мука.

Свободный гражданин античного общества - это политик, воин, участник или зритель спортивных состязаний, посетитель дружеских пиров, театра или, если он настроен более созерцательно, философских школ. Лишь для земледельческого труда делалось некоторое исключение, что определялось самим характером античного хозяйства, которое держалось, в конечном счете, на аграрном производстве. Вместе с тем на закате античности, в древнем Риме, даже этот жизненный корень был подрублен. Люмпены, простолюдины требовали не возможностей для продуктивного труда, но "хлеба и зрелищ". Говоря современным языком, античное общество не выработало позитивной трудовой этики. Труд воспринимался как наказание. Вероятно, только в такой культуре возможен образ Сизифа.

Теология труда. Христианство решительно изменило это негативное отношение к труду, свойственное языческой античной культуре. Труд стал пониматься как позитивная ценность, как богоугодное дело. Средневековую цивилизацию многие историки культуры трактуют как цивилизацию труда. В самих исходных постулатах христианства нетрудно обнаружить истоки положительной оценки труда. "В поте лица ешь хлеб свой" - говорится в Евангелии. Апостол Павел учил: "Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь".

Вера. Религиозная вера – это возможность сверхчувственного опыта. Но для очень большого числа людей такой опыт – пустой звук. И даже люди, которым он доступен, часто не улавливают присущего ему сверхчувственного характера. Можно наслаждаться красотой и при этом воображать, то красота исчерпывается приятными эмоциями. Можно верить в Бога, но сомневаться, но сомневаться в религиозном опыте, считать его иллюзией.

Вера в своем первичном существовании есть не мысль, не убеждение в существовании трансцендентного личного бога как такового, а некое внутреннее состояние духа, живая полнота сердца, подобная свободной радостной игре сил в душе ребенка. И это состояние духа определенно чувством нашей неразрывной связи с родственной нам божественной стихией бесконечной любви, с неисчерпаемой сокровищницей добра, покоя , блаженства, святости.

Таким образом, жить в вере – значит жить в постоянном напряжении всех своих сил, целиком жить в настоящем, жить сердцем, для которого любой предмет, любая внешняя данность открывается в ее несказанности, значительности, таинственной глубине. Вера – это горение сердца, зажженного силой, которая по своей значительности и ценности с очевидностью воспринимается как нечто высшее и большее, чем сам человек. Вера не есть, ни идея, ни система идей. Она есть жизнь и источник жизни, самосознание, которое само испытывается и действует как живая и животворящая сила.

Смерть - важнейший фактор человеческого существования. Только вглядываясь в лицо смерти, мы начинаем любить жизнь. Если бы не было смерти, жизнь была бы бессмысленна. В древнегреческой мифологии самое страшное наказание, к которому боги могли приговорить человека - это бессмертие. Что может быть страшнее бессмертия, хотя в тысячах книг, романов, трактатов бессмертие преподносилось как главная мечта человечества. Представьте себе, что вы бессмертны: уже умерли все ваши родственники и друзья, дети и дети ваших детей, а вы все живете и живете, абсолютно одиноким и заброшенным в чужые, непонятные вам время и культуру.

В каждой культуре свое специфическое отношение к смерти. В Индии, как в древности, так и в наше время, умершего человека сжигают на костре, прах развеивают по ветру и от него ничего не остается. А в древнеегипетской цивилизации был настоящий культ мертвых - набальзамированные египетские императоры до сих пор лежат в европейских музеях. Европейские кладбища - это сложнейшая архитектура памятников, надгробий, склепов.

Смерть, как и рождение, формирует границы человеческой жизни. Все, что вне этих границ, для человека не существует. Смерть сопровождает человека с момента его рождения. Какое бы время его жизни мы ни взяли, человек всегда достаточно зрел для того, чтобы умереть. Смерть представляет собой как бы тень человека, самую верную и привязчивую.

Человек в этом смысле - самое несчастное из животных, поскольку знает заранее о своей будущей смерти. Но в то же время это дает огромное преимущество человеку, поскольку смерть организует человеческую жизнь, заставляет человека в краткие годы найти смысл и оправдать перед самим собой свое существование.

Проблема творчества является одной из самых загадочных, волнующих и злободневных. В современной научной литературе, посвященной этой проблеме, прослеживается очевидное стремление исследовать конкретные виды творчества — творчество в науке, технике, искусстве, — его психологические основы и т.п. Проблема творчества стала предметом специального изучения только в ХХ веке, в связи с появлением массовой культуры, которая при своем широком распространении неизбежно ведет, к угасанию творческого потенциала нации или народа. В то же время во многих направлениях своего развития человеческое общество или зашло в тупик или подходит к нему — это проявляется в грозящей экологической катастрофе, в росте насилия и преступности, во вспышках национализма, в падении роли и престижа религии и т.п. И все больше растет необходимость в новых идеях, в новых радикальных рецептах спасения, в людях, мыслящих оригинально, способных к новому видению, к открытию новых перспектив.




Проблема творчества является одной из самых загадочных, волнующих и злободневных. В современной научной литературе, посвященной этой проблеме, прослеживается очевидное стремление исследовать конкретные виды творчества — творчество в науке, технике, искусстве, — его психологические основы и т.п. Проблема творчества стала предметом специального изучения только в ХХ веке, в связи с появлением массовой культуры, которая при своем широком распространении неизбежно ведет, к угасанию творческого потенциала нации или народа. В то же время во многих направлениях своего развития человеческое общество или зашло в тупик или подходит к нему — это проявляется в грозящей экологической катастрофе, в росте насилия и преступности, во вспышках национализма, в падении роли и престижа религии и т.п. И все больше растет необходимость в новых идеях, в новых радикальных рецептах спасения, в людях, мыслящих оригинально, способных к новому видению, к открытию новых перспектив.

Характеристика творчества с точки зрения философской науки, его определение как деятельности и способа созидания. Основные подходы к исследованию сущности творчества и теории мыслителей разного времени. Принципы направленности творческих векторов.

Рубрика Философия
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 19.12.2017
Размер файла 22,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Башкирский государственный университет г. Уфа, Российская Федерация

Творчество как философская категория

Соколова Анастасия Сергеевна

соискатель, кафедра философии и политологии

творчество философский созидание мыслитель

В статье рассматривается творчество с точки зрения философской науки, выделяются определения сущности творчества как деятельности, как способа созидания. Автор подчеркивает, что исследование сущности творчества были и остаются актуальным вопросом философии. Кратко изложены подходы к исследованию сущности творчества и теории мыслителей разного времени.

Ключевые слова: творчество, творческая деятельность, индивид, созидание, свобода, философия творчества, интенциональность, экстенциональность

Исследование сущности творчества и творческой деятельности были и остаются одним из центральных вопросов в философии. В разные исторические эпохи философские школы творчество и творческую деятельность осмысливали весьма разнообразно.

В Энциклопедии эпистемологии и философии науки творчество определяется как категория философии, психологии и культуры, выражающая собой важнейший смысл человеческой деятельности, состоящий в увеличении многообразия человеческого мира в процессе культурной миграции. [3]

Творчество имеет онтологический статус, так как представляет собой способ бытия человека в мире.

В кратком философском словаре под редакцией Алексеева А.П. творчество определяется как деятельность общества, социальных групп, классов, отдельных личностей, в ходе которой создается новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество - это созидание нового в интересах социального прогресса, возрастания степени свободы человека, гуманизации общественных отношений, обеспечивающих всестороннее, гармоническое развитие личности. [4]

Значения творчества многообразны и охватывают сферы личности, процесса, результата.

Следует отметить, что творчество, а именно, творческая деятельность человека основывается на его познавательных способностях, т.к. творческие компоненты есть и в составе чувственных представлений, и в системе мыслительных образов и понятий.

Если рассматривать творчество с позиции интенциональности, то типологизировать творчество по принципу направленности творческих векторов можно следующим образом:

1) интериоризированный тип творчества - вектор творчества направлен внутрь самого субъекта творчества (т.е. в субъективную реальность). Интериоризированный тип творчества есть творение своей самости, своей личности. Сущность интериоризированного творчества сводится к накоплению энергетического потенциала в недрах человеческой души.

2) экстериоризированный тип творчества - вектор творчества направлен наружу субъекта творчества (т.е. в объективную реальность). Экстериоризация является более редким творческим явлением, так как для того чтобы творить что-то вне себя (т.е. в объективной реальности) необходимо располагать энергетическим багажом, достаточным для этого рода деятельности.

Творчество часто определяется как процесс человеческой деятельности, создающий качественно новое, никогда ранее не бывшее - материальные и духовные ценности. Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из определенного материала созидать (на основе познания объективных закономерностей) новую действительность (в любой ее форме), удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. Виды творчества определяются характером конкретной созидательной деятельности - творчество изобретателя, организатора, научное, художественное творчество и т.п. [1]

Если творческую деятельность трактовать как продуктивную, то следует выделить такие характерные признаки как полезность (ценность) и новизна (оригинальность). Следует, однако, уточнить, что полезность не является специфическим признаком именно творческой деятельности, она присуща и репродуктивной деятельности. Однако недооценка полезности может свести на нет творческие усилия. Новизна (оригинальность) - отличительный признак творчества.[10]

В настоящее время категория творчества постепенно становится ключевой не только для понимания динамики социально-исторических процессов и перспектив развития личности, возрастания ее нравственной ответственности, но и для осмысления устройства всего мироздания, неразрывной связи его творческого потенциала с инновационной деятельностью человека. [6]

Отметим, что проблема творчества первоначально обсуждалась в русле мифологических и религиозных традиций. Творчество понималось как неотъемлемое свойство Бога, как создание из ничего (creatio ex nihilo), происходила некоторая мистификация творчества. [7]

В настоящее время существует большое количество философских концепций, которые пытаются объяснить сущность и природу творчества. Все эти концепции можно разделить на два принципиально различных направления в исследовании вопросов творчества. Первое направление усматривает творчество в свободной, ничем не обусловленной, произвольной активности человека. Представители второго направления связывают творчество с деятельностью Бога, творящего мир природы и самого человека.

Исследователь трудов Платона Яковлев В.А. выявил, что в текстах Платона содержится достаточно большое количество прямых высказываний о природе и механизмах творчества. Определения творчества встречаются неоднократно в диалогах Платона. Как правило, он не анализирует понятие творчества специально, а вводит его в связи с изложением своих представлений о творении мироздания и человека, сущности человеческой деятельности, специфики искусства. Важно подчеркнуть, что, по Платону, творчество в принципе носит универсальный характер - творчество проявляется всякий раз, когда любое нечто обретает свое бытие. [13]

С учетом социальной принадлежности, творчество, следует рассматривать в связи с деятельностью человека, преобразующего природный и социальный мир в соответствии с его целями и потребностями на основе объективных законов действительности в контексте общественно-исторической практики. Творчество как особый вид человеческой деятельности следует отличать от других, нетворческих видов или проявлений деятельности. Так, творчество можно понимать как созидательную деятельность, противостоящую деструктивной (разрушительной) деятельности. Выявляя необычные свойства вещей и их сочетаний, оно обеспечивает определенный прирост, получение новых результатов. Так же, творчество включает в себя деструктивный элемент, в такой мере, в которой следует устранение, к примеру, тормозящего фактора и освобождение места для нового творческого решения. [10]

Творчество понимается в первую очередь как продуктивная деятельность. Главная характеристика продуктивной деятельности - это производство нового, а репродуктивной - повторение известного, существующего.

Понимание сущности творчества в средневековой философии тесно связано с пониманием Бога как личности, свободно творящей мир. Творчество рассматривалось мыслителями эпохи как волевой акт, вызывающий бытие из небытия. Так, например, Августин особо подчеркивает значение воли в человеческой личности. У Августина человеческое творчество выступает в первую очередь как творчество истории, так как именно история является такой сферой, в которой человек принимает участие в осуществлении божественного замысла о мире. Не разум, а воля и волевой акт связывают человека с Богом. Поэтому в средневековых концепциях творчества личное деяние приобретает особое значение, а индивидуальное решение понимается как форма соучастия в творении мира Богом, что в свою очередь предвещает такое понимание творчества как уникального и неповторимого.

Средние века принуждают творческого субъекта к анонимности, утверждают его ограниченность, греховность и несопоставимость с божественным творением, открывая при этом волевую природу творческого акта, создающего новое и в этом смысле как бы творящего из ничего. [3]

Отметим, что в средневековых концепциях сферой творчества является область исторического, нравственно-религиозного деяния, а художественное и научное творчество наоборот рассматриваются как нечто второстепенное.

Эпоха Возрождения была проникнута идеей безграничных творческих возможностей человека, а творчество трактовалось в первую очередь как художественное, сущность же художественного творчества заключалась в творческом созерцании. Ренессансу характерен культ гения, а так же интерес к акту творчества и личности творца (художника).

В учении о продуктивной силе воображения Иммануил Кант специально анализирует творческую деятельность. Немецкий философ в своем учении утверждает, что творческая деятельность есть единство сознательной и бессознательной деятельностей.

И. Кант в качестве субъекта творческой деятельности принимает личность. Творчество оказывается возможным благодаря способности суждения, продуктивной и рефлективной деятельности воображения. [4]

Выдающийся представитель идеализма в новой философии, Фридрих Шеллинг, рассматривает творчество (прежде всего творчество художника и философа) как высшую форму человеческой деятельности (здесь человек соприкасается с абсолютом).

Г. Гегель рассматривал творчество как процесс саморазвития, импульс которому дает лежащее в его основании противоречие. [2]

Карл Маркс отводил творчеству роль разновидности деятельности человека, а становление личности рассматривал в результате предметно-деятельностного характера взаимоотношения человека и мира. [9]

Критикуя современную культуру, Ф. Ницше видел назначение творчества в преобразовании самой сущности человека, критикуя современную ему культуру. [7]

Отметим, что в социально-историческом процессе творчеству отводится роль движущей силы, благодаря которой в мире происходят качественные изменения и осуществляется развитие. [1]

Значения творчества многообразны и охватывают сферы личности, процесса, результата. Творчество - это человеческая деятельность, порождающая новые материальные и духовные ценности. Творческая деятельность человека основывается на его познавательных способностях. В античной философии творчество связывается со сферой конечного, преходящего и изменчивого бытия. В средневековых концепциях творчества личное деяние приобретает особое значение, а индивидуальное решение понимается как форма соучастия в творении мира Богом. В средневековых концепциях сферой творчества является область исторического, нравственно-религиозного деяния. В эпоху Возрождения творчество трактовалось в первую очередь как художественное. Мыслители эпохи Нового времени рассматривали творчество как изобретательную комбинаторику. Теории эпохи Просвещения не выходили за пределы противопоставления таланта и гения, врожденности и божественности творческих способностей, интеллекта и безумия как источников творчества. Ключевая роль в философских концепциях Николая Бердяева принадлежала свободе и творчеству. Карл Маркс отводил творчеству роль разновидности деятельности человека, а в социально-историческом процессе творчеству отводится роль движущей силы.

Список литературы

1. Гагарина О.С. Творчество как сущностная характеристика личности: Автореф. дис. … канд. филос. наук. - Москва, 2008. - 18 с.

2. Гегель Г. Философия духа / Энциклопедия философских наук: В 3 т. Т. 3. М., 1977.

3. Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники: Учеб. Пособие /Науч. Ред. Ц.Г. Арзаканяна. - М.: ИНФЗА-М, 1998.

5. Кант И. Критика способности суждения / Соч.: В б т. Т. 5. М., 1966.

6. Краткий философский словарь / А.П. Алексеев, Г.Г. Васильев [и др.]; под ред. А.П. Алексеева. - М.: РГ-Пресс, 2012. - 496 с.

7. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. М., 1999

9. Маркс К. Тезисы о Фейербахе / Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3. М. 1955; К критике политической экономии / Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 13. М., 1959

11. Философия: учебник для вузов / под редакцией В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова.- М.: Юнити-Дана, 2010. - 735 с.

12. Яковлев В. А. Философия творчества в диалогах Платона //Вопросы философии. - 2003. - №. 6. - С. 142-154.

Подобные документы

Мировоззренческие и философские подходы к определению понятия "творчество" различных исторических эпох. Виды и функции творчества, стадии творческого мышления. Взаимосвязь и соотношение творчества и познания, эволюционные процессы активного творчества.

реферат [27,6 K], добавлен 25.10.2009

Философские смыслы творчества в эпохах античности, Средневековья, Возрождения, Нового Времени. Дионисийское начало как основа понятия творчества в философии Ф. Ницше. Свойства сверхчеловека и специфика его творчества. Суть концепции "вечного возвращения".

курсовая работа [75,1 K], добавлен 08.01.2014

Философские смыслы творчества в эпохах, предшествующих Ницше. Особенности взаимосвязи понятия "сверхчеловек" с понятием "творчество". Основные философские смыслы творчества по Ницше. Влияние концепции "вечного возвращения" на понимание творчества.

дипломная работа [105,0 K], добавлен 29.01.2013

Взаимосвязь науки с мышлением и творчеством. Элементы мышления, виды и структура человеческой деятельности. Цели и развитие науки с Древних времен по настоящее. Стадии процесса творчества. Характеристика маркетингового и предпринимательского мышления.

дипломная работа [67,4 K], добавлен 01.06.2010

Содержание понятия творчества в философии Ницше. Соотношение концепции творчества с другими идеями немецкого философа. Идея сверхчеловека как высшего человека, истинного гения, творца жизни. Рассмотрение творчества как целостного жизненного феномена.

В … Философские и психологические проблемы творчества: учеб. пособие / Н.В. Волохова; Юго-Зап. гос. ун –т. - Курск, 2016. – 95 с.

В пособии приведен материл, направленный на ознакомление слушателей с основными историческими и теоретическими концепциями творческой деятельности, их философским, психологическим и культурологическим осмыслением.

© Волохова Н.В., 2016

Учебное издание

Волохова Наталья Владимировна

ФИЛОСОФСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСТВА

Компьютерная верстка и макет

Подписано в печать . Формат 60Х16. Бумага офсетная.

Усл. печ. л. Уч.-изд. л. Тираж 500 экз. Заказ .

Юго-Западный государственный университет.

305040, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94.

Отпечатано в ЮЗГУ.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Творчество как феномен человеческого бытия. Творческий потенциал человека.

2. Творчество как междисциплинарная проблема. Теория творчества в историческом развитии.

3. Соотношение логического и интуитивного:

а) интуиция и творчество

б) познание и творчество

в) творчество и мышление

4. Качества творческой личности. Творческие способности и творческий гений.

5. Искусство и культура. Актуальные проблемы философии искусства. Диалог философии и искусства в 20-21 вв.

6. Психологические особенности индивидуального и коллективного творчества.

7. Проблемы творчества в современной социокультурной ситуации.

Приложение 1. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности……………………………………………………………………

Приложение 2. Темы докладов и рефератов ………………………..….

Приложение 3. Словарь научных терминов……………………………

ВВЕДЕНИЕ

Творчество – одно из самых удивительных и загадочных явлений в нашем мире. Откуда бы казалось что берется! Казалось бы, еще недавно каких-то мыслей, идей, действий, явлений и предметов просто не существовало, а теперь они уже сосуществуют рядом с нами, и мы можем убедиться в их бытии. Творчество является важной частью человеческой жизни и культуры.

- изложение основ истории творческой деятельности;

- выявление проблемы кризисов в истории научного познания и их творческого преодоления;

- анализ методологии индивидуального и коллективного творчества (психологические, медицинские, философские, историко-культурные аспекты);

- изложение основ конкретно-прикладных методик научного творчества (поиска).

Процессы интеграции искусства с философией, психологией, культурологией, социологией позволяют осуществить анализ традиционных и новых проблем на основе междисциплинарного синтеза, привели к существенному обогащению проблемно-тематического поля. Настоящее пособие предназначено для углубленного изучения как фундаментальных проблем, так и современных тенденций философии и психологии творчества.

- изложение основ истории творческой деятельности;

- выявление проблемы кризисов в истории научного познания и их творческого преодоления;

- анализ методологии индивидуального и коллективного творчества (психологические, медицинские, философские. историко-культурные аспекты);

- изложение основ конкретно-прикладных методик научного творчества (поиска) и пр.

Заинтересованное движение навстречу философии и искусства -характерная черта теоретической мысли последнего столетия. Выявление связей между ними способствует наиболее полному пониманию бытия. Философия и искусство вносят в становящийся континуум художественных и философских идей и представлений свое сознание, попытку упорядочивания взаимовлияний, сохраняя при этом определенное единство и общность фундаментальных мировоззренческих представлений, принципов, черт. При всей вариативности решения проблемы связи философии и искусства главным является поиск человеческих основ бытия. Процесс взаимодействия философии и искусства максимально расширяет культурное пространство и выделяет присущие им специфические смыслы. И здесь огромное значение играет психологическая составляющая человеческого сознания. По нашему мнению, в первую очередь нужно сконцентрироваться на проблемах аксиологических оснований; особой реальности, связанной, например, с произведениями искусства, а также на изучении процессов творения и восприятия произведений искусства как особой формы постижения бытия.

ТВОРЧЕСТВО КАК ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ. ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЧЕЛОВЕКА.

Интерес, любопытство. Интерес – это познавательная потребность, которая побуждает человека проявлять творчество для ее удовлетворения Интерес – одно из генетически ранних проявлений и мотивационный источник развития креативности и поддержания творческой активности на оптимальном уровне. Разнообразие интересов создает условие накопления материала для творческих преобразований, ассоциирования. Пробуждение интереса сопровождается эмоциональным состоянием захваченности, зачарованности, что реализуется через творчество.

Теории творчества (зачем и откуда появилось творчество). В отношении того, что является источником творчества, какова его роль в жизнедеятельности и развитии человечества, высказываются различные точки зрения.

Читайте также: