Творческие способности и креативность доклад

Обновлено: 05.07.2024

Творческие способности — важнейший резерв человеческой цивилизации, реализация которого может значительно повысить качество любой социальной деятельности. Сегодня не вызывает сомнения, что творчество является ведущей силой общеисторического прогресса и развития каждого человека, что в нем заложены творческие основы науки, техники, искусства, культуры, социальной и нравственной жизни людей и их взаимоотношений. Во-вторых, творческая деятельность выступает как неотъемлемая часть духовности человека, как условие его личной свободы, как социальный механизм, противостоящий регрессивным тенденциям в развитии общества. Поэтому приоритетной задачей психолого-педагогических отраслей науки является выявление и формирование социально зрелых молодых людей с высокой степенью креативности, способных достигать профессиональных высот, используя творческий подход в преодолении постоянно меняющихся проблемных ситуаций, характеризующихся высокой степенью неопределенности.

Поиск талантов и создание наиболее благоприятных условий для их развития становится, таким образом, одной из важнейших задач современной образовательной практики. Творчеству можно научиться и развить, повышая естественную способность человека к творчеству и созданию новых вещей — и, соответственно, приводя к большей продуктивности и успеху.

Креативность — это творческая способность индивида, характеризующаяся готовностью создавать принципиально новые идеи, отклоняющиеся от традиционных или принятых схем мышления, и как независимый фактор в структуре таланта, а также способность решать проблемы, возникающие в рамках статичных систем. По мнению А. Маслоу, это творческая ориентация, которая является врожденной у всех людей, но утрачивается большинством под влиянием окружающей среды.

На бытовом уровне творчество проявляется как проницательность, способность добиваться цели, находить выход из, казалось бы, безнадежной ситуации, использовать окружающую среду, предметы и обстоятельства необычным образом. В более широком смысле — это нетривиальное и гениальное решение проблемы. И, как правило, используя скудные и неспециализированные инструменты или ресурсы, когда потребность в них материальна. И смелый, нестандартный, нештампованный подход, так сказать, к решению проблемы или удовлетворению потребности, которая находится на неосязаемом уровне.

Психологические особенности креативности личности - Понятие диагностика составляющие креативности

Понятие диагностика составляющие креативности

Креативность (от латинского Creation) — это творческая способность индивида, характеризующаяся готовностью генерировать принципиально новые, необычные идеи, отклоняющиеся от традиционных или принятых схем мышления, и как самостоятельный фактор в структуре одаренности, а также способность к решению проблемных ситуаций.
Творческие способности могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс ее формирования.

По мнению ряда ученых, креативность предполагает повышенную чувствительность к проблемам, дефициту знаний или несоответствиям, действия по выявлению этих проблем, поиск их решений на основе гипотез, проверку и модификацию гипотез, формулирование результата решения.

Экспертные и экспериментальные оценки способности человека к производству знаний показывают, что творческие способности человека не очень высоки, но их можно развить. Например, если все сотрудники вовлечены в постоянное совершенствование организации (метод кайдзен), креативность организации значительно возрастает.

Дж. Гилфорд разработал основные компоненты творчества:

  1. беглость мысли — количество идей, генерируемых за определенную единицу времени.
  2. гибкость мышления — способность переключаться с одной идеи на другую.
  3. оригинальность — способность вырабатывать идеи, которые отличаются от общепринятых.
  4. любознательность — восприимчивость к проблемам, к окружающим ситуациям.
  5. способность разрабатывать гипотезу. Гипотеза — это смелая идея, которая затем должна быть тщательно проверена эмпирическим путем.
  6. иррелевантность — т.е. логическая независимость реакций от стимулов.

Или, другими словами:

Гилфорд разработал батарею тестов для диагностики креативности (10 тестов — для вербальной креативности, 4 — для невербальной).

Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники и анализ производительности. Учебные ситуации, характеризующиеся незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, можно использовать для развития творческого мышления, побуждая участников формулировать множество вопросов.

Существуют психологические инструменты для измерения креативного (творческого) мышления; наиболее известным в мировой психологической практике является тест П. Торренса.

Этот тест позволяет оценить

  • вербальное творчество;
  • образное творчество;
  • отдельные творческие способности.

Гипотезы возникновения креативных способностей у человека

Традиционно считалось, что творчество возникает постепенно, в течение длительного периода времени, и является следствием культурных и демографических изменений, особенно роста населения.

Согласно второй гипотезе, предложенной антропологом Стэнфордского университета Ричардом Клейном в 2002 году, творчество возникло в результате внезапной генетической мутации в человеческом мозге около 50 000 лет назад.

С одной стороны, креативность, как мы будем ее рассматривать, является одной из основных функций психики, с другой — это способность центральной нервной системы создавать (творить, делать) субъективную модель мира с помощью сенсорной, мнемонической, когнитивной и аффективной систем, чтобы максимально гибко адаптировать индивида к окружающей среде.

Большинство работ, посвященных творчеству, содержат ссылки на особенности творческой психической деятельности, особый способ восприятия и преломления объективной реальности, особенность функционирования личности, связанную со способностью мыслить глубже, проникать, искать, действовать более гибко.

Особенности креативной личности

Для дифференциации в изучении личностных черт творческих личностей опять же можно выделить несколько подходов.

Некоторые авторы утверждают, что креативность — это скорее общая черта личности, чем когнитивная способность. С другой стороны, креативность — это общая черта личности, а не набор связанных между собой личностных качеств.

Однако большинство авторов склонны выделять набор личностных качеств, присущих творческим людям.

Существует мнение, что творческие личности содержат в себе одновременно, на первый взгляд, взаимоисключающие черты:

  1. творческие личности обладают большим количеством физической энергии, но в то же время часто находятся в состоянии покоя и расслабленности.
  2. в одно и то же время они строги и наивны.
  3. в их личности сочетаются игривость и дисциплина, ответственность и безответственность.
  4. творческие личности имеют разрозненные восприятия, фантазии, чувство реальности.
  5. творческие люди обладают характеристиками как экстравертов, так и интровертов.
  6. творческие люди скромны и горды одновременно.
  7. они избегают стереотипных гендерных ролей.
  8. Они проявляют как бунтарский дух, так и консерватизм.
    9.Многие творческие люди проявляют страсть к своей работе. Они также могут быть очень объективными в оценке своей работы.
  9. открытость и чувствительность творческих людей часто приводит к тому, что они испытывают страдания и боль. Однако они также стремятся к удовольствиям.
    Существует несколько иной список характеристик творческих личностей.

Их характеристики включают: Самодисциплина на работе, способность откладывать удовольствия, настойчивость в ситуациях фрустрации, независимость суждений, терпимость к неопределенности, высокая степень автономии, отсутствие гендерных стереотипов, внутренний локус контроля, склонность к риску, высокая степень инициативы, стремление выполнять задачи в меру своих возможностей.

По мнению Дж. Кеттела, наиболее проверенными чертами личности творческих людей в науке и искусстве являются шизотипия, радикальность, интроверсия и доминантность.

Другие авторы отмечают связь между уровнем креативности и различными чертами личности. Например, было установлено, что высококреативные архитекторы характеризуются плохой социализацией, разнообразием психологических черт, сложностью и независимостью. Архитекторы со средним уровнем креативности показали высокий уровень невротизма. Наименее творческие архитекторы показали более низкий уровень невротизма, чем другие подгруппы архитекторов. Кроме того, наименее креативные архитекторы были хорошо адаптированы к нормам общества и профессии и были хорошо социализированы. Также было установлено, что креативные дизайнеры и рекламисты характеризовались большим невротизмом, чем профессионалы в тех же областях, которых явно нельзя отнести к творческим личностям.

Особенность мотивации творческих людей определяется широким кругом их интересов. Они открыты для нового опыта и предпочитают новизну. Внутриличностная мотивация преобладает над внеличностной. Более того, творческие люди демонстрируют способность к широкой и идиосинкразической категоризации.

Некоторые авторы пытаются создать типологии творческих личностей. Например, выделяется особый тип Т-личности. Его определяют как искателя острых ощущений. Люди с этим типом личности могут либо достигать высокого уровня креативности, либо демонстрировать деструктивное, даже преступное поведение.

Несмотря на обширные исследования самости (эго), с одной стороны, и креативности, с другой, существует очень мало работ, в которых рассматривается природа их взаимосвязи. Однако следует отметить, что все они единодушно указывают на один и тот же вывод: Творческие люди обладают высоким самомнением.

Также отмечается высокая власть эго у творческих личностей в науке и искусстве.

Г. Айзенк показал, что высокая самокомпульсия коррелирует с высоким уровнем психопатологии, а высокая самоактуализация, напротив, связана с низким уровнем психопатологии. Люди с низким уровнем самообладания и низким уровнем психопатологии нетворческие.

Существуют также доказательства взаимосвязи с креативностью, самоэффективностью и уверенностью в себе.

В западной литературе проводится различие между так называемым крупным творчеством и мелким творчеством.

Малое или личное творчество относится к повседневной жизни и обыденным ситуациям, например, использование монеты для резки сыра, когда под рукой нет ножа.

Большая, или историческая, креативность, имеет дело с достижениями, которые оказали влияние на культуру и общество, например творческие достижения Моцарта и Эйнштейна.

Креативность в русле самоактуализации

Творчество в смысле самоактуализации (последнее отождествляется не только с достижениями гуманистической психологии) следует понимать как малое, или личное, творчество. Творчество здесь — это естественная тенденция к личному равновесию, психическому здоровью и самореализации.

Адлер видел творческий потенциал самости в свободе выбора между альтернативными стилями жизни и конечными целями. Хотя цели могут быть инициированы наследственностью и культурными факторами, в конечном итоге цель возникает благодаря творческой силе индивидуальности. В этом проявляется самоопределение и неповторимость индивидуальности. Люди обычно не до конца осознают свои цели. Через анализ семейной ситуации, моделей преодоления трудностей и воспоминаний раннего детства психотерапевт может помочь человеку определить свою цель в качестве рабочей гипотезы. Это может значительно ослабить ограничения образа жизни, открывая человеку путь к полноценной и творческой жизни.

По мнению А. Маслоу, в самоактуализации личность проявляет интеграцию и преодолевает разделение. В ходе эпизодов самоактуализации личность становится более открытой для опыта, совершенной и спонтанной, юмористической, трансцендентной и независимой от низших потребностей. Через эпизоды самореализации человек раскрывает свои способности, которые близки к сути его существа. Творчество — одно из важных качеств самореализации.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема креативности предоставляет исследователям хороший шанс для проявления собственных способностей к творчеству.

Таким образом, помимо научного интереса, креативность представляется ученым еще и важным фактором прогресса человечества и даже его тотального выживания. Понимание этого факта заставляет их интенсифицировать свои исследования в данной области и вести пропаганду идеи креативного образа мышления.

Задача – рассмотреть позиции отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблеме.

Креативность – творческие способности, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении и характеризовать как личность в целом, так и продукт деятельности этой личности.

Интересно отметить, что большинство научных психологических школ начала XX столетия (структурализм, функционализм и бихевиоризм) практически не развивали никаких новых идей, полезных для изучения креативности. Гештальт-психологи анализировали составляющую креативности — интуитивное понимание, но их изучение почти не вышло за рамки определений и механизмов интуиции; природа интуиции гештальт-психологов не интересовала.

Одним из крупных, хотя и не бесспорных достижений XX века стала возможность достаточно объективной оценки умственных способностей с помощью формализованных методов. Пионер тестирования интеллекта А. Бине подчеркивал, что человеческий ум — явление очень разностороннее, и недопустимо сводить его оценку к одному-единственному показателю. Тем не менее, долгое время господствовало привычное представление, что умственная одаренность адекватно измеряется тестами — чем выше балл, тем выше одаренность. А высокая одаренность — это уже талант, исключительно высокая — гений.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление.

Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

1. Быстрота — способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество)

2. Гибкость — способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность — способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решение несовпадающих с общепринятыми).

Отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук; опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов, выделяет следующие творческие способности [4, с. 6-36]:

1. Способность видеть проблему там, где ее не видят другие.

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя все более емкие в информационном отношении символы.

3. Способность применить навыки, приобретенные при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее на части.

5. Способность легко ассоциировать отдаленные понятия.

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до ее проверки.

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

11. Легкость генерирования идей.

12. Творческое воображение.

1.3. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Л.С. Выготский о проблеме творчества писал: «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Всякая такая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать к этому второму роду творческого или комбинирующего поведения. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и созидающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку оно воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.

1. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.

2. Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект подновым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.

3. Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые скрытые от наблюдения стороны.

4. Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продублировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Впоследствии предпринимались и другие попытки дать определение творческому мышлению, но они внесли мало нового в то понимание, которое было предложено Дж. Гилфордом. В ходе исследований творческого мышления были выявлены условия, которые способствуют или препятствуют быстрому нахождению решения творческой задачи. Вот эти условия в обобщенном виде:

1. Если в прошлом определенный способ решения человеком некоторых задач оказался достаточно успешным, то это обстоятельство побуждает его и в дальнейшем придерживаться данного способа решения. При встрече с новой задачей человек стремится применить его в первую очередь.

2. Чем больше усилий было потрачено на то, чтобы найти и применить на практике новый способ решения задачи, тем вероятнее обращение к нему в будущем. Психологические затраты на обнаружение некоторого нового способа решения пропорциональны стремлению использовать его как можно чаще на практике [7].

1. Склонность к конформизму, выражающаяся в доминирующем над творчеством стремлении быть похожим на других людей, не отличаться от них в своих суждениях и поступках.

3. Боязнь показаться слишком экстравагантным, даже агрессивным в своем неприятии и критике мнений других людей.

4. Боязнь возмездия со стороны другого человека, чью позицию мы критикуем. Подвергая критике человека, мы обычно вызываем с его стороны ответную реакцию. Опасение такой реакции нередко выступает в качестве препятствия на пути к развитию собственного творческого мышления.

5. Завышенная оценка значимости своих собственных идей иногда то, что мы сами придумали или создали, нравится нам больше чем мысли, высказываемые другими людьми, причем настолько, что у нас возникает желание свое никому не показывать, ни с кем им не делиться и оставить при себе.

6. Высокоразвитая тревожность. Человек, обладающий этим качеством, обычно страдает повышенной неуверенностью в себе, проявляет боязнь открыто высказывать свои идеи.

7. Есть два конкурирующих между собой способа мышления: критический и творческий. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей. Человек, у которого критическая тенденция слишком выражена, уделяет основное внимание критике, хотя сам бы мог творить, и неплохо. Напротив, тот человек, у которого конструктивное творческое мышление доминирует над критическим, часто оказывается неспособным видеть недостатки в собственных суждениях и оценках.

В учебной деятельности одаренные дети отличаются тем, что:

1. Хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой.

2. Способны к самостоятельным действиям благодаря приобретенным ранее умственным навыкам.

3. Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений.

4. Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания.

5. Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников.

6. Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются все делать хорошо (перфекционизм). Отсюда — постановка завышенных целей и тяжелые переживания в случае невозможности их достижения.

8. Способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в экстремальной ситуации.

9. Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.

10. Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации.

11. Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал.

12. Остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и отношений.

Но, как и у всякого объекта изучения, у одаренных детей так же имеются свои минусы. Негативными сторонами одаренных детей являются следующие качества личности:

1. Эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее.

2. Неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна.

3. Отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия. Отсюда неумение принимать участие в коллективных спортивных играх.

4. Отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы.

5. Стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах.

6. Стремление всегда быть правым в споре из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс.

7. Стремление командовать сверстниками — иначе ему становится скучно с ними.

Все эти не очень симпатичные черты характера одаренного ребенка, которые являются продолжением его достоинств, могут вызывать неприязнь у сверстников и отталкивать их от себя [10, с. 15-16].

3. Креативность или шизофрения?

Вообще, креативность, раскрываемая через дивергентность, указывает на определенное сходство в мышлении людей с высокими показателями креативности и людей с шизофреническими и аффективными расстройствами. Кропли указывает на то, что и те и другие способны устанавливать отдаленные ассоциации и дивергировать идеи.

Эмпирические исследования подчеркивают сходство мыслительных процессов у креативных людей и шизофреников (или людей с шизоидными симптомами). Причем сходство в мышлении прослеживается прежде всего именно по линии оригинальности: новые идеи могут быть необычными, отклоняться от культурных норм, шокировать, образовывать удивительные комбинации. И шизофреники, и креативные индивиды способны использовать периферическую информацию в качестве источника креативных идей благодаря, предположительно, расфокусированности их внимания.

Г.Ю. Айзенк выдвинул гипотезу о том, что креативность и различные формы психопатологии имеют общую генетическую основу и проявляются в одной из черт личности — так называемом психотизме (этим конструктом Айзенк обозначает нестандартность поведения в общем смысле слова). Один и тот же генетический фактор может служить предрасположенностью к шизофрении у одних людей и к высокой креативности — у других. Айзенк полагает, что высокий уровень психотизма предрасполагает к шизофрении и криминальным формам поведения, а умеренный уровень — к высокой креативности.

Среди учащихся 11—12 лет были выявлены четыре группы детей с разными уровнями развития интеллекта и креативности, отличающиеся способами адаптации к внешним условиям и решениям проблем: 1) дети с высоким уровнем интеллекта и креативности обладают адекватной самооценкой, высоким самоконтролем, интересом ко всему новому и независимостью оценок; 2) дети с высоким уровнем интеллекта и низкой креативностью стремятся к школьным успехам, скрытны, обладают заниженной самооценкой; 3) дети с низким уровнем интеллекта и высокой креативностью тревожны, невнимательны, отличаются плохой социальной адаптацией; 4) дети с низким интеллектом и креативностью хорошо адаптируются, имеют развитый социальный интеллект, пассивны, отличаются адекватной самооценкой.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что соотношение уровня процессов креативности и интеллекта влияет на личностные качества и способы адаптации.

4. Теория порога

Американскими психологами проведен обширный цикл работ по выяснению связи креативности и интеллектуальности. Это, прежде всего, работы самого Гилфорда, который считал, что интеллектуальные способности в своем развитии ведут к креативности.

Ряд исследователей отмечает роль также и конвергентного мышления в креативном процессе. Дж. Монета отмечает, что в модели креативности компетентность и конвергентное мышление играют фундаментальную роль.

Точка зрения на роль компетентности, знаний в креативности состоит в том, что как слишком низкая, так и слишком высокая компетентность в проблеме мешает креативному процессу. Высокая компетентность не позволяет вырваться за рамки существующих стереотипов, поэтому кривая зависимости выглядит как U-инвертированная кривая.

Таким образом, креативность имеет очень много определений. Одно из них это творческие способности, которые могут проявляться в мышлении, чувствах и характеризовать как личность в целом, так и продукт деятельности этой личности.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Гилфорд установил, что творческим личностям свойственно дивергентное мышление. Творческое мышление характеризуется следующими основными особенностями: быстрота, гибкость, оригинальность, законченность.

Креативность указывает на определенное сходство в мышлении людей с высокими показателями креативности и людей с шизофреническими и аффективными расстройствами. Причем сходство в мышлении прослеживается, прежде всего, именно по линии оригинальности: новые идеи могут быть необычными, отклоняться от культурных норм, шокировать, образовывать удивительные комбинации.

Список литературы:

1. Шурухт С.М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. – СПб.: Речь, 2006.

2. Торшина В.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии, 1998, № 4

3. Годфруа Ж. Психология: В 2 т. – М.: Мир, 1992. – Т. 1.

4. Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Наука, 1978.

5. Разумникова О.М. Личностные и когнитивные свойства при экспериментальном определении уровня креативности / О. М. Разумникова, О. С. Шемелина // Вопросы психологии, 1999, № 5.

6. Выготский Л.С. Психологические основы творческой деятельности // Свободное развитие личности школьника: Философские и психолого-педагогические основы образования / Сост. В. И. Аксенова, Р. Г. Карандашова. – Ставрополь: СКИПКРО, 2000.

7. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта // Психология мышления. – М.: Прогресс, 1965.

8. Линдсей Г. Творческое и критическое мышление / Г. Линдсей, К. С. Халл, Р. Ф. Томпсон // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М., 1981. – С. 149-152.

9. Арнхейм Р. Визуальное мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М., 1981.

Способности к творчеству, к созиданию нового всегда высоко ценились в обществе. И не удивительно, так как люди, обладающие этим даром, являются своеобразными генераторами развития человеческой цивилизации. Но творческие способности имеют и субъективную ценность. Наделенный ими человек создает себе наиболее комфортные условия для существования, преобразует мир, приспосабливая его к своим запросам и интересам.

Казалось бы, все просто: нужно активно развивать у себя эти способности. Однако человечество в течение сотен лет бьется над вопросом, в чем секрет креативности, что делает человека творцом.

Способности и их роль в деятельности

Прежде чем говорить о творчестве, давайте сначала разберемся в том, что такое способности в целом.

В психологии способность понимается как комплекс физических и психических качеств человека, обеспечивающих ему возможность заниматься определенным видом деятельности:

  • Есть общие способности, необходимые в различных областях, например, интеллект.
  • А есть специальные, связанные только с одним конкретным занятием. Например, музыкальный слух нужен музыканту, певцу и композитору, а высокая чувствительность к цветоразличению – художнику-живописцу.

Основой способностей являются врожденные, природные задатки, но проявляются и развиваются способности в деятельности. Чтобы научиться хорошо рисовать, нужно осваивать живопись, рисунок, композицию и т. д., чтобы добиться успехов в спорте, нужно этим спортом заниматься. Иначе никак, сами по себе задатки не станут способностями и тем более не превратятся в талант.

Но как со всем этим связано творчество, ведь это не особый вид деятельности, а, скорее, ее уровень, и проявляться творческий дар может в любой области жизни?

Структура творческих способностей

Совокупность творческих способностей и их активное проявление в жизнедеятельности личности называют креативностью. Она имеет сложную структуру, которая включает в себя как общие, так и специальные способности.

Общий уровень творческих способностей

Как и любые другие способности, творческие связаны с психофизиологическими задатками, то есть особенностями нервной системы человека: активностью правого полушария головного мозга, высокой скоростью нервных процессов, устойчивостью и силой процессов возбуждения и торможения.

Но они не сводятся только к врожденным качествам и не являются особым даром, полученным нами от природы или посланным свыше. В основе креативности лежит развитие и активная, упорная деятельность человека.

Основной областью, в которой проявляются творческие способности, является интеллектуальная сфера. Для креативного человека характерно особое мышление, отличающееся от стандартного, в том числе логического. Разные исследователи называют это мышление нешаблонным или латеральным (Э. де Боно), дивергентным (Дж. Гилфорд), радиантным (Т. Бьюзен), критическим (Д. Халперн) или просто творческим.

Дж. Гилфорд – известный психолог, исследователь творчества, одним из первых описал своеобразный тип мыслительной деятельности, присущий креативам. Он назвал его дивергентным мышлением, то есть направленным в разные стороны, и оно отличается от конвергентного (однонаправленного), к которому относится и дедукция, и индукция. Главная особенность дивергентного мышления в том, что оно ориентировано не на поиски одного единственно правильного решения, а на определение множества путей решения задачи. Эту же особенность отмечают и Э. де Боно, и Т. Бьюзен, и Я. А. Пономарев.

Творческое мышление – какое оно?

Творческое мышление изучали в течение всего XX века, и было выявлен целый спектр особенностей умственной деятельности людей, которым свойственен этот тип мышления.

Хотя творческое мышление часто противопоставляется логическому, но они не исключают друг друга, а дополняют. Без логического мышления невозможно обойтись на этапе проверки найденного решения, воплощения замысла, доработки проекта и т. д. Если же рациональное логическое мышление неразвито, то и замысел, даже самый гениальный, чаще всего остается на уровне задумки.

Творчество и интеллект

Говоря о способностях человека к мыслительной деятельности, чаще всего имеют в виду уровень интеллекта. Если связь между интеллектом и развитостью логического мышления самая прямая, то о творческом потенциале этого сказать нельзя.

По стандартному тесту, определяющему коэффициент интеллекта (IQ), люди, имеющие менее 100 баллов (ниже среднего), не отличаются и творческими способностями, но и высокий интеллект не гарантирует креативность. Самые творчески одаренные люди находятся в диапазоне от 110 до 130 баллов. Среди личностей с IQ выше 130 креативы встречаются, но нечасто. Чрезмерный рационализм интеллектуалов мешает проявлению творчества. Поэтому наряду с коэффициентом интеллекта был введен и коэффициент креативности (Cr), и, соответственно, разработаны тесты для его определения.

Специальные способности в творчестве

Наличие общих способностей в творческой деятельности обеспечивает новизну и оригинальность ее продукта, но без специальных способностей невозможно достичь мастерства. Недостаточно придумать оригинальный сюжет книги, нужно еще уметь его литературно изложить, построить композицию, создать реалистичные образы героев. Рожденный в воображении образ художник должен воплотить в материале, что невозможно без владения техникой и навыками изобразительной деятельности, а разработка научно-технического изобретения предполагает владение основами точных наук, знания в области механики, физики, химии и т. д.

Творчество имеет не только духовную, мыслительную, но и практическую сторону. Поэтому креативность включает в себя и прикладные, специальные способности, которые развиваются сначала на репродуктивном (воспроизводящем) уровне. Человек под руководством учителя или самостоятельно овладевает специфическими методами, приемами деятельности, которые были выработаны до него. Например, учит нотную грамоту, осваивает игру на музыкальном инструменте или технику изобразительной деятельности, изучает математику, правила алгоритмического мышления и т. д. И только овладев основами конкретной деятельности, выработав нужные навыки и получив знания, человек может перейти на уровень творчества, то есть создать свой, оригинальный продукт.

Специальные способности нужны, чтобы креатив стал мастером, а его деятельность (причем любая) – искусством. Отсутствие или неразвитость специальных способностей часто приводит к тому, что потребность в творчестве не удовлетворяется, а творческий потенциал, даже довольно высокий, так и остается нереализованным.

Как определить у себя наличие творческих способностей

Способности

Предрасположенность к творчеству есть у всех людей, однако, творческий потенциал, как и уровень креативности, у всех разный. Причем поставленный в определенные жесткие условия (например, выполняя задание) человек может использовать творческие методы, но не применять потом их ни в профессиональной, ни в повседневной жизни и не испытывать никакой потребности в творчестве. Такого человека сложно назвать творческой личностью.

Для того чтобы определить наличие и степень развития творческих способностей, существует множество разработанных психологами методик-тестов. Однако для того чтобы адекватно оценить полученный по этим методикам результат, нужно владеть знаниями в области психологии. Но есть ряд критериев, по которым каждый сам может оценить уровень своей креативности и решить, насколько ему необходимо развивать творческие способности.

Уровни интеллектуально-творческой активности

Креативность предполагает высокий уровень интеллектуально-творческой активности, то есть не только способность к мыслительной деятельности, но и потребность в ней, самостоятельное, без давления со стороны использование приемов творческого мышления.

Выделяют 3 уровня такой активности:

Несмотря на то, что высшим считается креативный уровень, наиболее продуктивный и ценный для общества – эвристический. Более того, самой эффективной является работа команды, в которой есть люди всех трех типов: креатив рождает идеи, ставит проблемы, эвристик их дорабатывает, адаптирует к реальности, а практик воплощает в жизнь.

Параметры творческой одаренности

Дж. Гилфорд, создавший теорию дивергентного мышления, выделил несколько показателей уровня творческой одаренности и продуктивности.

  • Способность к постановке проблем.
  • Продуктивность мышления, которая выражается в рождении большого количества идей.
  • Семантическая гибкость мышления – быстрое переключение мыслительной деятельности с одной проблемы на другую и включение в мыслительный процесс знаний из разных областей.
  • Оригинальность мышления – способность находить нестандартные решения, рождать оригинальные образы и идеи, видеть необычное в обычном.
  • Способность изменять назначение объекта, усовершенствовать его, добавляя детали.

К выделенным Дж. Гилфордом характеристикам позднее добавили и еще один важный показатель: легкость и скорость мышления. Быстрота нахождения решения не менее, а иногда и более важна, чем его оригинальность.

Как развивать творческие способности

Образы

Развивать творческие способности лучше начинать с детства, когда потребность в творчестве очень сильна. Вспомните, с каким восторгом малыши воспринимают все новое, как радуются новым игрушкам, занятиям, прогулкам в незнакомых местах. Дети открыты миру и, как губка, впитывают знания. Их психика очень гибкая и пластичная, у них еще нет стереотипов, стандартов, на основе которых строится мышление взрослых. И главным инструментами мыслительной деятельности детей являются образы. То есть имеются все предпосылки и возможности для эффективного развития творческих способностей. Особенно успешно проходит этот процесс, если взрослые поощряют проявление творчества детей и сами организуют совместные занятия и игры.

Что касается взрослых, то и в этом случае возможно повысить уровень креативности, сделать профессиональную деятельность более творческой или найти возможность реализовать свою потребность в творчестве в каком-то искусстве, хобби или увлечении.

Главное для взрослого – именно наличие потребности, так как часто люди сетуют на то, что Бог их обделил талантом, но ничего не делают, чтобы найти область, в которой их личность могла бы реализоваться. Но если вы осознали необходимость развития своего потенциала, то такая возможность есть.

Любые способности развиваются в деятельности и предполагают овладение навыками, то есть тренировку. Учитывая, что творческие способности – это в первую очередь набор качеств и свойств мышления, тренировать нужно именно мыслительные способности.

Специально для развития креативности, мышления и воображения разработаны целые тренинги, и упражнения из них можно выполнять самостоятельно, тем более что они часто напоминают увлекательную игру.

Ассоциативное мышление играет важную роль в творчестве, но оно чаще всего непроизвольно, спонтанно, поэтому нужно учиться им управлять. Вот одно из упражнений по развитию навыков осознанной работы с ассоциациями.

А вот другой пример: шляпа – голова – мэр – дума – мышление – интерес – чтение – уроки и т. д. Здесь есть ассоциативная связь, но мышление постоянно меняет свою направленность, выходя в новые сферы и области. Несомненно, второй случай свидетельствует о более творческом подходе.

Выполняя это упражнение, добивайтесь подобных переходов, но не задумывайтесь над рождением ассоциаций слишком долго, ведь процесс должен быть непроизвольным. В игру с ассоциациями можно играть в компании, соревнуясь, у кого за определенный промежуток времени будет больше ассоциаций и оригинальнее переходы.

Это упражнение помогает развивать целый комплекс качеств: оригинальность мысли, семантическую гибкость, образное мышление и воображение.

  1. Представьте какой-то простой предмет, например, карандаш, крышку от кастрюли, ложку, коробок спичек и т. д.
  2. Выбрав предмет, подумайте, как его можно использовать, кроме прямого назначения. Постарайтесь найти как можно больше вариантов применения и старайтесь, чтобы они были оригинальными.

Например, крышку от кастрюли можно использовать как щит, как ударный инструмент, как основу для красивого панно, как поднос, как форточку при ее отсутствии, как шляпу, как зонт, как карнавальную маску, если в ней провертеть дырки для глаз… Сможете продолжить?

Точно так же, как и первое упражнение, это можно выполнять в группе, придав ему форму соревнования. Если группа достаточно большая, например, класс, то можно предложить называть новые функции предмета по очереди. Тот игрок, который не может придумать нового, выбывает. И останутся в конечном счете самые креативные.

Это только примеры упражнений на развитие творческих способностей. Попробуйте придумать такие игры сами, и это тоже будет хорошим тренингом.

Уметь решить сложные задачи, креативно мыслить и создавать новые идеи, это навыки необходимые каждому человеку, вне зависимости от рода деятельности, в этой статье будет рассмотрен вопрос креативности и творческого мышления, из статьи вы узнаете какие процессы в мозгу лежат в основе креативности и творческих способностей, а также о том как их развивать.

Интерференция

Каждая функция, которую выполняет наш мозг, например внимание, креативность, вычисление, закреплен за определенным участком мозга.

Вы, наверное слышали, что левое и правое полушарие работают ассиметрично, это было открыто давно, левое отвечает за вербальное восприятие, это чтение, письмо, вычисление и управляет правой частью тела. А правое полушарие обрабатывает визуально пространственную информацию, такую как ориентировании на местности, вождение автомобиля, чтение карты, а также эмоциональное восприятие и реакция, соответственно это полушарие управляет левой половиной тела. Соединены между собой полушария мозолистым телом.

Одни задачи оба полушария выполняют совместно, а другие в основном ложатся на одно из полушарий, а другое выполняет вспомогательную роль. Однако различия в работе полушарий были несколько преувеличены, каждый из нас обладает собственной системой взаимодействия с реальностью, в которой задействованы оба полушария.

Интерференция означает, что функционирование одного полушария мешает работе другого это возникает, когда одновременно идет нагрузка на оба полушария, например вождение автомобиля и разговор по мобильному телефону, в работу включается и левое и правое полушария, это может вызвать дефицит внимание, так как оно частично переключается на ведение разговора. Для повышения эффективности работы мозга полезно избегать таких ситуаций, нужно продумывать свои действия, чтобы избегать подобных ситуаций, тем самым повышая эффективность работы мозга.

Креативность.

Существует три когнитивных паттерна креативного мышления:

Вербальный – это, прежде всего язык, решение загадок и т.д.

Музыка и математика, при этом нужны хотя бы основные знания по этим областям.

Образное мышление, которое является основным источником новых идей.

Рассмотрим, какие процессы происходят в мозгу при творческой активности.

  1. Повышенная активность в правом полушарии, особенно в височной доле.
  2. Повышение активности в лобной доле мозга
  3. Меняется скорость передачи данных, в расслабленном состоянии, особенно во время сновидения.

Этот последний фактор, заслуживает отдельного внимания. Многие ученые сделали свои открытия во сне, например Менделеев. Во время сна происходит консолидация полученной информации за день, способ передачи изменяется, в момент расслабления, происходит активация креативного мышления, конечно, увидеть во сне решение проблемы получается далеко не у всех, те, кто очень сильно концентрируются на проблему могут действительно во сне найти ответ.

Во время бодрствования можно также давать мозгу расслабление, это возможно благодаря отвлеченным размышлениям, можно, как говорят витать в облаках, грезит наяву, это также переводит мозг на другой режим работы и способствует росту креативных возможностей. Полезно, на 20 минут отвлекаться от окружающего мира и пускать мозг в свободное плавание, это позволяет мозгу отдохнуть и прийти к озарению.

Способы развития креативности

Попробуйте следующую модель мышления, когда вам требуется решить задачу или найти новую идею.

  1. Сконцентрируйтесь на проблеме, изучите все детали. Избегать поспешных выводов которые могут казаться очевидными, но не всегда верными, избегайте линейного стандартного мышления.
  2. Ослабить контроль правого полушария, составляйте записи, майнд – карты
  3. Обдумайте все детали не делая поспешных выводов, даже если они очевидны, постарайтесь включить нестандартное мышление.

Нестандартное мышление.

Развивайте в себе нестандартное мышление, это позволит увидеть ситуацию с разных сторон, а не с той, которая наиболее привычна, выводы которые кажутся очевидными могут в итоге подвести, нестандартное мышление приводит к открытиям и озарениям.

Ребусы, загадки, кроссворды, словесные ребусы, пазлы…помогают развиваться нестандартному мышлению, используйте их для развития своего мозга, благодаря нейропластичности мозг приспосабливается к получаемому опыту, что приводи к росту его эффективности при решении задач и создании новых идей. Что развиваешь в себе то и будет расти, а те функции и способности, которые не получают задача и не используются, постепенно исчезают, иначе говоря атрофируются.

При решении пазлов, ребусов и т.д. Начните перебирать варианты, проявляйте настойчивость, если не можете долго найти решение, то подсмотрите ответ, это не является ошибкой, посмотрев ответ вы поймете пути решения. Ставьте ограничение по времени – дедлайн, это подстегнет разум.

Юмор также развивает нестандартное мышление, способность понимать шутки, юмор это гибкое мышление, это работа фронтальной доли мозга.

Ставьте задачи, программируйте мозг.

Упражнения для мозга в виде загадок, пазлов, ребусов, развивают креативность, пространственное мышление, рабочую память – способность держать в голове несколько процессов и управлять ими.

Напоследок вот вам задачка на нестандартное мышление.

В комнате три выключателя к лампочкам в трёх соседних комнатах, можно включить два выключателя и выйти из комнаты один раз, как установить соответствие между лампочкой и выключателем?

Ответ здесь, чтобы его увидеть нужно поставить лайк.

[sociallocker включить два выключателя на 10 минут и более, чтобы лампочки успели нагреться, затем один выключить и зайти в одну из соседних комнат, если лампочка теплая, то это тот выключатель, который был выключен недавно… думаю, вы поняли. [/sociallocker]

Видео о развитии креативности и творческих способностей.

P.S. Десять упражнения на развитие творческих способностей и креативности из книги “Кофеин для мозга”.

Рок-звезда!

Хоть мы и не выходим на сцену перед тысячами орущих фанатов, рокзвезда живет в каждом из нас! Нам просто нужен правильный инструмент. И пришло время создать его. Посмотрите вокруг себя и найдите пять вещей, которые вы можете использовать для создания инструмента. Это может быть ударный инструмент, струнный, духовой… да какой угодно! Заодно придумайте, как эти элементы можно соединить вместе, чтобы выйти и сыграть вживую перед тысячами возбужденных фанатов. Рок-нролл!

И называлось это…?

Научная фантастика нам предсказала рост робототехники в этом десятилетии. И хоть роботы сегодня – это большая часть нашей технологической культуры и производства, у большинства из нас нет роботов. Или не было. До сегодняшнего дня. Вам нужно сегодня создать оболочку для робота из того, что вы видите вокруг себя. Конечно, он вряд ли будет работать, но это его проблемы. Он может напоминать по форме человека, животное, или какое-то футуристическое космическое существо!
Он попробовал это! «Я дал задание Совершенный Стол на уроке графического дизайна во время своего семинара. Следует отметить, что студенты пришли сразу после обеда, а потому находились в состоянии, близком к летаргии. Упражнение было прочитано, и они пошли работать. Настроение студентов-дизайнеров изменилось: начали смеяться, делать скетчи, записи. Было видно, как они испытывают изменение в настрое и подъем энергии. Особенно им понравилось показывать столы, которые они спроектировали, друг другу.

Я убежден, что креативность напрямую связана с настроением. Хорошее настроение приводит к позитивному мироощущению, что приводит к креативности”.
Совершенный стол

Наши столы, как правило, созданы по какому-то определенному шаблону, и, по большому счету, нам нечего сказать об их дизайне и функциях. Но что если мы самим создадим стол? Если бы у нас был неограниченный бюджет и целая команда инженеров и мастеров, которые смогли бы воплотить в жизнь наш совершенный стол? Что бы вы добавили, или убрали? Это и есть ваша задача: разработайте совершенный письменный стол. Продумайте форму, глубину, функции. Примите во внимание такие важные факторы, как энергия, необходимые стеллажи и то, что нужно для всей компьютерной техники. Нарисуйте его на листе бумаги, как будто у вас есть кому отнести этот листок для воплощения идей в жизнь.

Какой сегодня день?

Семидневная неделя была принята в Риме и распространилась по Европе где-то в 400 годах нашей эры. Но на Востоке она существовала намного раньше. Однако названия дней недели до сих пор связаны с римской мифологией (это не касается славянских языков, прим.перев.). Но пришло время их усовершенствовать. Ваша задача сегодня – переименовать дни недели, чтобы они стали современнее. Они могут быть связаны с какой-то одной темой, или иметь совершенно разные значения. Они могут быть длинными, или короткими, но по окончанию слов они должны быть похожи на существующие дни недели.
Красно-синие поедатели хот-догов

Профессиональные спортивные лиги, как правило, имеют схожие графические принципы в своих логотипах. Обычно это двух-трехцветная схема и форма из негативного пространства, отображающая игрока, или узнаваемый объект из игры. Ваша задача сегодня заключается в разработке логотипов для профессиональных лиг следующих видов деятельности: Поедания хот догов Запускания воздушных змеев Гонок на трехколесных велосипедах Рисования Мойки машин
Суп из падающих яиц

Вы должны создать контейнер для яиц, который сможет сохранить их в целости при падении со второго этажа. Контейнер может быть изготовлен из любых материалов, которые вы посчитаете нужными. Нарисуйте эскиз контейнера, как будто собираетесь показать его тому, кто будет изготавливать контейнер. Используйте пунктирные линии для обозначения яиц внутри, и выноски, чтобы на схеме обозначить используемые материалы и функции контейнера

Не стоит недооценивать силу примера

Показывать кому-то, как что-то сделать – это самая простая форма коммуникаций. Но при передаче информации целевой аудитории мы редко бываем настолько близки с ними, поэтому нам и приходится выбирать другие средства коммуникации. И слова, зачастую, являются самой сложной формной коммуникации. Значит пришло время этим заняться. Запишите на листе бумаги, с помощью одних лишь слов, инструкцию по завязыванию шнурков.

Читайте также: