Трудности понимания изменений философия доклад

Обновлено: 30.06.2024

Понимание как индивидуальная реализация познавательных возможностей личности. Интерпретация как один из его синонимов. Функции понимания и коммуникации. Основные функции коммуникаций. Запоминание необходимой для расшифровки содержания текста информации.

Рубрика Философия
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 13.10.2013
Размер файла 27,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Что такое понимание

Понимание - психологическое состояние, верное восприятие или интерпретация какого-либо события, явления, факта, принятое в определенном кругу.

Проблемы понимания впервые были подняты в философии неокантианства. Понимание как метод гуманитарных наук было противопоставлено объяснению как методу естественных наук. В современной философии понимание исследует герменевтика.

Понимание есть феномен, возникший в непосредственной связи с процессом общения и составляющий необходимое условие существования и построения текстов.

Понимание возникает как индивидуальная реализация познавательных возможностей личности. Способность понимать действительность, природную и социальную, понимать других людей и самого себя, тексты культуры - эта способность лежит в основе существования человеческого сознания. Результат понимания - отнюдь не обязательно истина в последней инстанции. Понимание плюрально, оно существует во множестве вариантов, каждый из которых отражает ту или иную грань объективной действительности. В понимании находит выражение связь индивидуального существования с общезначимыми фактами.

Понимание - исходный феномен мышления. Именно в понимании выражается участие мышления в регуляции деятельности.

Понять - значит обрести знание. Такое знание, которое отражает суть вещей, соединяет нечто ранее неизвестное с уже известным, превращает ранее разрозненное в систему. Но к этому сущность понимания не сводится: система, в которую включается новое знание, функциональна, действенна. Это система, ориентированная на применение знания. Иначе говоря, понимание выступает как присвоение знания и обращение его в составную часть психологического механизма, регулирующего деятельность в соответствии с требованиями практики. Когнитивная функция понимания именно и заключается в том, чтобы обрести определенное знание о действительности и применить его; в результате понимания знание становится частью внутреннего мира личности и влияет на регуляцию ее деятельности.

Человек деятелен в силу того, что он - существо социальное. И в этом качестве он способен (и это главное) предвидеть вероятные последствия своих действий. Реализация возможностей должна быть сбалансирована с ответственностью за их осуществление. Понимание ставит деятельность в зависимость от социально возможных ее результатов. Эту регуляторную функцию понимание выполняет превосходно, и, как всегда в таких случаях, заметны лишь отклонения от необходимого оптимума.

Наиболее ранним определением понимания является определение, даваемое герменевтикой (Гадамер, 1988; см. также Виноград, Флорес, 1996). Специалисты по герменевтике рассматривали процедуру понимания в контексте толкования религиозных, а затем античных текстов, и считали основой понимания интерпретацию. Но и в самой герменевтической традиции понимание определялось авторами по-разному. Так, В. Дильтей воспринимал понимание как ключ к познанию истории и наличного социального бытия. Он считал, что такое познание возможно только через сопереживание и со-понимание (см. Одуев, 1985). Ф. Шлейермахер полагал, что понимание заключается в проникновении в умонастроение автора, а возможность и необходимость понимания обеспечивается сходством и различием человеческих индивидуальностей. Именно он положил начало переходу от герменевтики как искусства толкования библейских текстов к проблеме языка вообще.

Сейчас интерпретация как один из синонимов понимания приобрел несколько иное значение. Результатом такого понимания явлений, интерпретации их в рамках терминологии и системы правил, присущей той или иной общенаучной дисциплине, становится формулирование адекватной концепции, которая бы описывала изучаемое явление.

2. Три поля понимания

А. Брудный различал три поля понимания, в рамках которых реализуется три различных способа понимать.

В поле 1 решающую силу имеет противопоставление: есть на самом деле - нет на самом деле; в поле 2: истинно - неистинно; вполе 3: хорошо - плохо, а также все модификации этого противопоставления. Мир, представленный в поле 1, - это мир отношений между предметами; в поле 2 - отношений между понятиями; в поле 3 - отношений между людьми.

Существенным условием глубины и обоснованности понимания является взаимосвязь этих автономных полей, В случае нарушения их гармонической взаимозависимости, когда то или иное поле обособляется, понимание отходит от сущности предмета, мифологизируется. Так, обособление процессов понимания в первом поле порождает мифологическое истолкование данных смыслового восприятия действительности: какие только вымыслы не обошли за последние годы страницы периодической печати! Но любопытно, что они чаще всего опирались на факты.

Для того, чтобы факты, воспринятые человеком непосредственно, могли иметь доказательную силу, они должны быть отсеяны от каких-либо оценок и должны выдержать испытание на достоверность.

Это было первичным условием, необходимой предпосылкой правильного понимания, причем такое разделение текста влияло на процесс понимания и у тех, кто составлял донесение, а не только у тех, кто его принимал, анализировал и составлял доклад для командира соединения.

Экспериментальный психолингвистический анализ показывает, что язык обладает неравнозначными возможностями по отношению к реальной действительности: смену событий во времени язык описывает с большой легкостью, описание же пространственных отношений и фигур, как правило, вызывает значительные затруднения.

Сколько раз вы сталкивались с невыносимой путаницей, пытаясь объяснить, как пройти, как проехать и, наконец, брались за ручку и рисовали схему, потому что объяснить все это трудно, а понять объяснения - еще труднее. Но это не особенность объясняющего. Это особенность языка. Ему трудно в первом поле.

Во втором когнитивном поле обособленная последовательность доказательств, вполне связных и логичных, рассматривается как незаслуженный летчик-испытатель. Герой Советского Союза, писатель, ученый. Он написал ряд чрезвычайно интересных книг. Они вводят читателя в такой мир, где ему вряд ли суждено будет побывать. И это реальный мир.

Предложное утверждение о действительности (иначе говоря, логически доказанное объявляется действительным).

В третьем поле повествование выступает как свидетельство действительно происходящего и даже как объяснение происхождения тех или иных действительных явлений. Последнюю функцию часто берет на себя миф в собственном смысле слова.

Говоря о третьем поле, надо иметь в виду. что само существование человеческой мысли и ее выражение отнюдь не полностью совпадают. В сущности логика - это наука о выраженной мысли, и уже в силу этого обстоятельства ее возможности ограничены. Более того, тексты, в которых, собственно, и живет выраженная мысль, довольно отчетливо дифференцируются на познавательные и повествовательные, причем логика повествования совершенно особая.

3. Функции понимания и коммуникации

Если же говорить о структуре самого процесса, то исследования этого вопроса связаны с субъектом понимания. Изучаются соотношение знаний субъекта и их структурная организация, необходимая для понимания текста и дискурса, строятся представления о том, что происходит в сознании в результате процесса понимания. Например, выдвигается предположение о том, что поверхностная структура понимаемого текста трансформируется в глубинную репрезентацию, состоящую из простых утвердительных предложений (см., например, ван Дейк, Кинч, 1988).

Также в литературе можно выделить и другие подходы к проблеме понимания. Так, А.А. Брудный (1991) рассматривает понимание с точки зрения функций, которые оно может выполнять. Этот автор выделяет три функции понимания: когнитивную, регуляторную и идеологическую. Когнитивная функция заключается в организации разрозненных знаний в систему. Регуляторная - в прогнозировании последствий собственных действий, на основе опыта общения с людьми, знания норм и правил поведения. Идеологическая - в порождении убеждений, связанных с политической жизнью общества.

3. побудительная, цель которой - стимуляция активности партнера по общению на выполнение тех или иных действий;

4. координационная, цель которой - взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;

7. установления отношений, цель которой - осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором предстоит действовать индивиду;

8. оказания влияния, цель которой - изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, потребностей, действий, активности и т.д.

Мы убеждены в том, что рассмотренные классификации функций общения не исключают ни друг друга, ни возможности представить и иные варианты. Вместе с тем подчеркнем еще раз важность тезиса о том, что общение является процессом, характеризующимся высоким уровнем полифункциональности.

В заключении можно сделать вывод, что, являясь насущной потребностью человека, общение может существовать и как самостоятельная форма активности. Однако, в большинстве ситуаций оно включено в практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения. Развитие человека, его существование и связь с окружающим миром немыслимы вне общения.

По этой причине проблема общения - одна из самых актуальных в современной психолого-педагогической литературе. В настоящей работе мы также придерживаемся трактовки общения как одного из видов деятельности человека, склоняясь к утверждению о том, что межличностное общение является не только необходимым компонентом деятельности людей, но и обязательным условием нормального функционирования общностей, социума. Особое место занимает общение в системе профессиональной деятельности педагога, где оно является одним из важнейших компонентов.

Основные функции коммуникаций

Наиболее очевидной функцией является передача каких-то сведений, какого-то содержания и смысла. Это - семантическая (смысловая сторона). Но эта передача, в конечном счете, влияет на поведение человека, его действия и поступки, на состояние и организованность его внутреннего мира. Специфика коммуникаций в том, что они являются средством взаимодействия психических миров людей друг с другом. Коммуникации выполняют три основные функции: информационно-коммуникативную; регулятивно-коммуникативную; эмоционально-коммуникативную.

Раскрывается в процессах передачи и приема информации партнерами по общению.

· Не просто передается - принимается, но и формируется, что является важным моментом для творческого продуктивного общения.

· Выравнивание различий в исходной информированности партнеров.

· Стремление понять взгляды и установки друг друга, сопоставить их.

· Выразить свое согласие или несогласие.

· Прийти к определенным согласованным или новым результатам.

Регулятивно - управляющая функция

Проявляется в воздействии на поведение партнеров в процессе их общения, может быть представлена как возможность:

· регулировать не только собственное поведение, но и поведение других людей;

· оказывать управляющее воздействие на человека, глубина которого зависит от индивидуальных свойств партнеров общения.

Эмоционально - коммуникативная функция

Оказывает большое воздействие на эмоциональное состояние человека.

· Весь спектр человеческих эмоций возникает и развивается в процессе общения людей.

· Потребность в общении часто возникает в связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние.

· В процессе общения людей может измениться интенсивность эмоциональных состояний партнеров: происходит либо сближение этих состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.

· Человек в общении может эмоционально разрядиться или, наоборот, усилить эмоциональную напряженность.

Аутокоммуникация

Аутокоммуникация - естественное условие психологической активности человека, постоянное общение с самим собой, приводящее при определенных обстоятельствах к внутриличностному конфликту.

Общение с самим собой - механизм осуществления самосознания. Общение с другими тесно связано с возможностями и формами общения человека с самим собой. Аутокоммуникация при некоторых психологических ситуациях может резко ослабиться. Общение с самим собой - механизм осуществления самосознания.

4. Стратегии понимания

Понимание всегда в чем-то сродни творчеству, оно индивидуально, плюрально, поливариантно. Дело в том, что ум не знал сослагательного наклонения; точнее, в отличие от сил физических духовные силы не знали сослагательного наклонения, лишь к концу XX века компьютерные игры стали изменять ситуацию или, скорее, создавать условия для решительного ее изменения. Мы еще увидим все последствия погружения учащихся в виртуальные миры.

Это относится именно к пересказу, а отнюдь не к дословному воспроизведению, вот почему общепринятым способом проверки эффективности обучения является опрос учащихся: с основанием предполагается, что их рассказ, а точнее пересказ, явится свидетельством того, насколько полно и правильно они поняли то, что слышали от учителя или читали в учебнике. К сожалению, этот способ проверки знавий, насчитывающий не менее двух тысяч лет и составляющий важнейшую часть школьной субкультуры Запада и Востока, отнюдь не является оптимальным. Дело в том, что преподаватели (это относится в полной мере и к высшей школе) имеют слабость считать наиболее правильным именно дословный пересказ того, что они сообщали учащимся; естественным следствием этого является заучивание текстов.

Надо сказать, что многие исходные тексты, особенно написанные авторитетным учеными, вообще превосходят по точности формулировок любой пересказ, а что касается стихов, то попытка пересказывать их иначе, чем наизусть, ни к чему хорошему обычно не приводит. Все это, казалось бы, говорит в пользу тех, кто требует буквализма в воспроизведении исходных текстов, но по существу еще более ослабляет метод проверки понимания текстов путем пересказа их содержания - ведь затверженные формулировки никак не свидетельствуют о понимании их смысла, а о понимании смысла стихотворений зачастую не приходится и говорить.

В школьной субкультуре сложился и особый тип общения - вопрос учителя и ответ ученика, причем способ этот заметно стимулирует развитие способности оперировать доказательными суждениями.

Подлинное понимание текста - это всегда выход за пределы того, что в нем непосредственно сказано, функция светильника в том, что свет выходит за стенки лампы.

Способность выйти из границ непосредственно данного в содержании человеческий интеллект обретает на относительно ранних этапах развития - в детском возрасте. И способность эту можно и должно развивать. Педагогика издавна и с успехом обращается к басне-тексту, в котором выделен и объявлен смысл (концепт). Баснописцы именуют его моралью, и ученики отлично улавливают, как расслоены в басне содержание и смысл: содержание - про зверей, а смысл - про людей. И именно здесь начинается неожиданное, баснописцем не предусмотренное: дети не выражают полного и безоговорочного согласия с моралью басен. Они очень хорошо, очень точно передают их содержание (это факт запоминания) и различаются в передаче и трактовке общего их смысла (это факт понимания).

Сверх того, важнейшим условием понимания является запоминание необходимой для понимания содержания текста информации.

Третья стратегия также упоминалась. Это стратегия достройки по образующей, стратегия, позволяющая выйти на образ.

Четвертая, и основная, - это стратегия сравнения. Сравнения настоящего не с прошлым, а с будущим.

понимание интерпретация информация коммуникация

Подобные документы

Проблема метода понимания в философии, взаимодействие человека и мира. Сопоставление метода объяснения и метода понимания. Основные вехи становления и развития метода понимания: философские воззрения Ф. Ницше, И. Канта, Дж. Локка, В. Дильтея, К. Ясперса.

дипломная работа [91,6 K], добавлен 15.03.2010

Объективная закономерная взаимосвязь и взаимообусловленность явлений материального и духовного мира. Методологические особенности современного социального познания. Понятие понимания, изучение феноменов культуры и понимание человеческой деятельности.

реферат [18,2 K], добавлен 25.02.2010

Оценка актуальности и своеобразия феномена понимания. Философская проблематика математического понимания "Спирали Эриксона". Факты и формы интерпретации технических изобретений философов. Соотношение технического знания и научной рациональности.

контрольная работа [28,6 K], добавлен 25.07.2013

Герменевтика как искусство истолкования текстов и философская теория понимания. Методы гуманитарного познания согласно учениям В. Дильтей. Феномен понимания и правильного истолкования понятого. Особенности и этапы становления философской герменевтики.

реферат [22,2 K], добавлен 31.07.2009

Понимание и непонимание - сосуществующие и взаимоисключающие явления в жизни человека. Понимание в философском контексте как форма освоения действительности. Интерпретация как свойство гуманитарного познания мира и соотнесение теории с реальностью.

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Содержание 1.Введение. 2.Общая характеристика понимания2.1Исходные, донаучные виды понимания2.2 Основные виды научного понимания2.3 Типы понимания 3.Понимание как интерпретация 4.Познание. 5.Формы познания окружающего мира6.Познание есть поступательный процесс

7. ЗаключениеВведение. О проблемах понимания и познания в последнее время стали много писать и дискутировать, эта тематика привлекает специалистов по теории познания, логики и методологии различных наук, растет интерес к этой проблеме в широких кругах представителей наук о человеке, обществе, культуре: психологов и философов, искусствоведов и культурологов, историков и социалистов.

Современная культура все чаще имеет дело с ситуациями, когда возникает необходимость в понимании.

Как следствие усложнения социальных отношений выросло количество и изменился характер индивидуальных и массовых коммуникаций, следует указать на то, что в современных условиях часто возникают барьеры для понимания, преодоление которых требует тщательного анализа.

По мнению современного российского ученого-философа Н.С. Автономовой, “в философском плане проблема понимания возникает (или, точнее, обостряется) в переломные моменты развития культуры, когда распадаются внутри культурные связки между основными, “предельными” для каждой эпохи понятиями, которые в совокупности своей определяют “фоновые ”, “контекстные” знания во всех его многоликих и трудно уловимых формах и составляют основу мировоззренческих схем, канонов смыслообразования, характеризующих ту или иную эпоху” (7, стр.5)

Есть основания полагать, что пониманию свойственны три основные функции:

когнитивная, или собственно познавательная;регуляторная;идеологическая.

Понять – значит приобрести. Такое знание, которое отражает суть вещей, соединяет нечто ранее неизвестное с уже известным, превращает ранее разрозненное в систему.

Под пониманием большинство философов имеют в виду специфический способ освоения и познания человеческой реальности – внутреннего мира человека, мира его культуры, продуктов его практической деятельности.

Большую роль сыграл в расширении интереса к проблемам понимания “круглый стол”, проведенный в 1991г. в издательстве политической литературы под девизом “Над чем работают, о чем спорят философы?” Со своими научными разработками выступали 12 ученых, все последующие годы к материалам данной дискуссии постоянно обращаются, высказывают собственные суждения, исследуют фактический материал для научного обобщения.

В реферате по проблемам понимания и объяснения важна задача показать понимание как комплексную проблема теории познания, взгляд на понимание как на процесс, связанный с раскрытием более глубокого смысла продуктов духовной деятельности человека, помогает выявить философские основы духовных ценностей общества не современном этапе.

Понимание и непонимание, стремление понять или, наоборот, нежелание понять – обычные явления в нашей повседневной жизни и профессиональной деятельности. Как повсеместные факты межличностного общения понимание и непонимание существовали всегда. Сегодня мы наблюдаем другую картину: понимание оценивается многими учеными как

В реферате по проблемам понимания в философии стоит задача показать понимание как комплексную проблему теории познания. Постараемся увидеть понимание как процесс, связывающий духовные, психологические и интеллектуальные возможности личности. Попытаемся понять проблему, решение которой связано с раскрытием глубокого смысла духовной деятельности человека, что может и должно стать целью образования и в результате возрастающими инклюзивными ресурсами общества

Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл

Проблема понимания в философии реферат 1.doc

Московский городской психолого-педагогический университет

Проблема понимания в философии

Магистрант 1го курса

Программы «Психология и педагогика

Очной формы обучения

Макаева Диана Эфендиевна

Руководитель: Алехина Светлана Владимировна

О проблемах понимания в последнее время стали много писать и дискутировать, эта тематика привлекает специалистов по теории познания, логики и методологии различных наук, растет интерес к этой проблеме в широких кругах представителей наук о человеке, обществе, культуре: психологов и философов, искусствоведов и культурологов, историков и социологов.

Современное общество все чаще имеет дело с ситуациями, когда обостряется проблема понимания, диалога. Человек включен в диалог через политику, управление, обучение и образование, искусство и религию, веру, традиции и через свои личные отношения.

Библейская притча о строителях Вавилонской башни предостерегала от того, чтобы люди утратили общий язык и перестали понимать друг друга. Страшная угроза наших дней – все более часто обостряющиеся межконфессиональные, экономические, политические конфликты мирового масштаба.

Как следствие усложнения социальных отношений выросло количество индивидуальных и массовых коммуникаций, и изменился их характер, в современных условиях часто возникают барьеры для понимания, преодоление которых требует тщательного анализа.

Под философским анализом проблемы понимания часто подразумевается изучение особого вида познания, направленного на человека и плоды его деятельности. В этом смысле говорят о понимании мотивов человеческого поведения, истории и ее памятников, иной культуры и языка, интерпретации исторических первоисточников.

В настоящее время для человека чрезвычайно важно использовать накопленный потенциал научного знания, человеческого опыта на благо всех живущих на земле, так как сегодня особенно ясно, что наука, технология опираются на весь объем человеческой культуры, заложенных в традициях, языке, восприятиях реальности, нравственных нормах и мировоззренческих идеалах.

В реферате по проблемам понимания в философии стоит задача показать понимание как комплексную проблему теории познания. Постараемся увидеть понимание как процесс, связывающий духовные, психологические и интеллектуальные возможности личности. Попытаемся понять проблему, решение которой связано с раскрытием глубокого смысла духовной деятельности человека, что может и должно стать целью образования и в результате возрастающими инклюзивными ресурсами общества.

2.Понимание как философское и психологическое понятие

Русский философ и мыслитель М.М. Бахтин настаивал на том, что культуру Другого можно понять только в "моих понятиях. это мое понимание, мое определение иного мышления" [2, с. 47]. Но дело не просто в выражении другой культуры, другой парадигмы, другой методологии, другого способа мышления в "моих понятиях", а в понимании и переживании этой другой культуры, парадигмы, методологии, способа мышления, а это далеко не всегда возможно в рамках однозначно определяемых понятий.

В философии понимание рассматривается как универсальная форма освоения действительности, постижение и реконструкция смыслового содержания явлений исторической, социально-культурной, природной реальности. По выражению Д.А. Леонтьева, понимание - это "взгляд вовнутрь, через отождествление, через слияние позиций, слияние чувств" [5, с. 107]

Л.М. Лузина формулируя методологические принципы философско-антропологического подхода, в основе которого лежит понимание – говорит о нем как о способе постижения духовной реальности. Выделяет в качестве одного из идеалов гуманитарного познания и говорит о зависимости его результатов от ценностных ориентации исследователя [6, с. 24]. Тем самым подчеркивает, что понимание невозможно вне субъективной интерпретации разнообразных проявлений жизни и человеческого духа.

В психологии мы рассматриваем понимание как личностный процесс, связанный с особенностями психики, нервной системы, духовного развития и т.п., одновременно оно связанно с его включенностью в различные коммуникативные системы человеческого общения.

Изучая понима́ние как психологическое состояние, верное восприятие или интерпретацию какого-либо события, явления, факта, принятое в определённом кругу, мы также обязательно соприкасаемся с такими связанными психическими функциями как мышление и речь. По Выготскому речь является и средством общения, и средством обобщения. Они согласованы между собой таким образом, что речь – это, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания.[8]

С учетом особенностей психики, нервной системы, духовного развития и т.п., и с точки зрения включенности в различные коммуникативные системы человеческого общения понимание условно делится на виды донаучного и научного характера.

Исходные, донаучные виды понимания:

  • освоение и понимание языка;
  • понимание других людей, - в сопереживании, диалоге;
  • понимание социальных знаков, норм;
  • понимание в субъективной интерпретации знаний и опыта.

Основные виды научного понимания:

  • понимание жизненного опыта людей прошедших эпох (историческое понимание);
  • интерпретация инокультурных символов и метафор;
  • перевод и истолкование древних текстов (филологическое понимание);
  • понимание иных форм жизни;
  • понимание культурных норм и ценностей (понимание в социально-антропологических исследованиях);
  • понимание природных объектов и интерпретация формализмов научных теорий (понимание в естествознании)

Соотношение субъективного и объективного, психологического и логического, интуитивного и рационального по-разному представлены на разных уровнях и типах понимания.

«К первому типу понимания можно отнести то, которое возникает в процессе языковой коммуникации. В его основе лежит диалог – поскольку оба собеседника располагают приблизительно одним и тем же полем семантических значений слов, постольку в целом они понимают друг друга.

Второй тип понимания – связан с переводом с одного языка на другой, например, с иностранного на родной язык, когда мы встречаемся с более сложным процессом интерпретации. В этом случае приходится иметь дело с передачей и сохранением смысла, выраженного на чужом языке, с помощью слов и предложений родного языка. Трудность заключается не столько в том, чтобы раскрыть смысл текста, сколько найти адекватные средства для его выражения на родном языке.

Смыслы, которые индивид приписывает объектам понимания, он черпает из своего внутреннего мира – мира индивидуального сознания, отражающего основу понимания. Этот мир формируется на основе языка и чувственных впечатлений, и включает в себя наглядные и абстрактные образы, связи между ними, знания, верования индивида, его морально-этические нормы. В этот мир с образами реальных чувственно-воспринимаемых вещей входят представления об абстрактных объектах. Они соседствуют с образами, созданными воображением, - и все эти образы связаны с единым центром, дающим им жизнь, - индивидуального Я, который в интерпретации играет роль индивидуального контекста. Встречаясь с языковыми выражениями, текстами, предметами культуры, явлениями природы, индивид включает их в свой внутренний контекст, ассоциируя с ними те или иные смысловые единицы, и, таким образом предает им интерпретацию, наделяя их смыслом.

Таким образом, понимание – это способность постичь смысл чего-либо и достигнутой благодаря этому реальности; это состояние, вызванное внешними или внутренними воздействиями на сознание человека, фиксируемое индивидом как уверенность в адекватности воссозданных представлений и содержания воздействия. Главная цель понимания состоит в том, чтобы придать смысл объекту познания.

3.Герменевтика как учение о понимании

ГЕРМЕНЕВТИКА (от греч. ermhneuw – объясняю, др.-греч. ἑρμηνευτική — искусство толкования, от ἑρμηνεύω — толкую) 1 .

Наиболее глубоко и всесторонне проблемы понимания и интерпретации изучает герменевтика, которую в свою очередь можно классифицировать по специализации:

- психологическая герменевтика как искусство постижения чужой индивидуальности была развита одним из классиков герменевтики XIX века Ф.Шлейермахером.

- педагогика понимания исходит из того, что учащийся сначала имеет дело не с познаваемыми явлениями, а текстами устными и письменными, которые должен понять толкования.

Рассмотрим подробнее основные направления развития герменевтики

3.1.История формирования герменевтики

Как философская проблема герменевтика была известна философам Древней Греции, которые занимались обучением чтению и литературе, которое начиналось с поэм Гомера, понимание которых было связано с большими трудностями из-за их мифологического содержания.

Формирование практических методов герменевтики началось с поисков эмпирических правил истолкования и понимания текстов самого различного содержания. В зависимости от особенностей этого содержания выявлялись и специфические правила их истолкования. Так возникала, прежде всего, филологическая герменевтика, изучающая особенности, связанные в основном с переводом текстов античной художественной литературы.

О проблемах понимания в последнее время стали много писать и дискутировать, эта тематика привлекает специалистов по теории познания, логики и методологии различных наук, растет интерес к этой проблеме в широких кругах представителей наук о человеке, обществе, культуре: психологов и философов, искусствоведов и культурологов, историков и социологов.

Современное общество все чаще имеет дело с ситуациями, когда обостряется проблема понимания, диалога. Человек включен в диалог через политику, управление, обучение и образование, искусство и религию, веру, традиции и через свои личные отношения.

Библейская притча о строителях Вавилонской башни предостерегала от того, чтобы люди утратили общий язык и перестали понимать друг друга. Страшная угроза наших дней – все более часто обостряющиеся межконфессиональные, экономические, политические конфликты мирового масштаба.

Как следствие усложнения социальных отношений выросло количество индивидуальных и массовых коммуникаций, и изменился их характер, в современных условиях часто возникают барьеры для понимания, преодоление которых требует тщательного анализа.

«Почему проблемы понимания стали сегодня более острыми? Раньше почти каждый человек считал, что все люди должны понимать окружающее только так, как он сам и его ближайшие единомышленники (на это влияли многие факторы – этноцентризм, национальные стереотипы, эгоцентризм и пр.).

Любое иное понимание признавалось ошибочной точкой зрения (неявно полагалось, что существует две позиции – собственная и ошибочная).

Диалог культур как путь гуманизации педагогического процесса

Под философским анализом проблемы понимания часто подразумевается изучение особого вида познания, направленного на человека и плоды его деятельности. В этом смысле говорят о понимании мотивов человеческого поведения, истории и ее памятников, иной культуры и языка, интерпретации исторических первоисточников.

В настоящее время для человека чрезвычайно важно использовать накопленный потенциал научного знания, человеческого опыта на благо всех живущих на земле, так как сегодня особенно ясно, что наука, технология опираются на весь объем человеческой культуры, заложенных в традициях, языке, восприятиях реальности, нравственных нормах и мировоззренческих идеалах.

В реферате по проблемам понимания в философии стоит задача показать понимание как комплексную проблему теории познания. Постараемся увидеть понимание как процесс, связывающий духовные, психологические и интеллектуальные возможности личности. Попытаемся понять проблему, решение которой связано с раскрытием глубокого смысла духовной деятельности человека, что может и должно стать целью образования и в результате возрастающими инклюзивными ресурсами общества.

2.Понимание как философское и психологическое понятие

Л.М. Лузина формулируя методологические принципы философско-антропологического подхода, в основе которого лежит понимание – говорит о нем как о способе постижения духовной реальности. Выделяет в качестве одного из идеалов гуманитарного познания и говорит о зависимости его результатов от ценностных ориентации исследователя [6, с. 24]. Тем самым подчеркивает, что понимание невозможно вне субъективной интерпретации разнообразных проявлений жизни и человеческого духа.

Философия сознания. Язык общения

. мыслей посредством языка. Вся человеческая жизнь и деятельность проходит в языке. Все богатство . в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, . процесс: движение, изменение, развитие объекта по законам бытия объективного мира . языка и оценить его роль и значение в жизнедеятельности человека с философской точки зрения. 1. Структурность сознания В отечественной философии .

В психологии мы рассматриваем понимание как личностный процесс, связанный с особенностями психики, нервной системы, духовного развития и т.п., одновременно оно связанно с его включенностью в различные коммуникативные системы человеческого общения.

Изучая понима́ние как психологическое состояние, верное восприятие или интерпретацию какого-либо события, явления, факта, принятое в определённом кругу, мы также обязательно соприкасаемся с такими связанными психическими функциями как мышление и речь. По Выготскому речь является и средством общения, и средством обобщения. Они согласованы между собой таким образом, что речь – это, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания.[8]

С учетом особенностей психики, нервной системы, духовного развития и т.п., и с точки зрения включенности в различные коммуникативные системы человеческого общения понимание условно делится на виды донаучного и научного характера.

Исходные, донаучные виды понимания:

  • освоение и понимание языка;
  • понимание других людей, — в сопереживании, диалоге;
  • понимание социальных знаков, норм;
  • понимание в субъективной интерпретации знаний и опыта.

Основные виды научного понимания:

  • понимание жизненного опыта людей прошедших эпох (историческое понимание);
  • интерпретация инокультурных символов и метафор;
  • перевод и истолкование древних текстов (филологическое понимание);
  • понимание иных форм жизни;
  • понимание культурных норм и ценностей (понимание в социально-антропологических исследованиях);
  • понимание природных объектов и интерпретация формализмов научных теорий (понимание в естествознании)

Соотношение субъективного и объективного, психологического и логического, интуитивного и рационального по-разному представлены на разных уровнях и типах понимания.

«К первому типу понимания можно отнести то, которое возникает в процессе языковой коммуникации. В его основе лежит диалог – поскольку оба собеседника располагают приблизительно одним и тем же полем семантических значений слов, постольку в целом они понимают друг друга.

Второй тип понимания – связан с переводом с одного языка на другой, например, с иностранного на родной язык, когда мы встречаемся с более сложным процессом интерпретации. В этом случае приходится иметь дело с передачей и сохранением смысла, выраженного на чужом языке, с помощью слов и предложений родного языка. Трудность заключается не столько в том, чтобы раскрыть смысл текста, сколько найти адекватные средства для его выражения на родном языке.

Понимание и объяснение

. обобщения. В реферате по проблемам понимания и объяснения важна задача показать понимание как комплексную проблема теории познания, взгляд на понимание как . интерпретации” (6, стр.205) Таким образом интерпретация составляет фундаментальную основу не только мышления, но и любой коммуникативной деятельности и взаимопонимания между людьми. В отличие от интерпретации обычного языка, интерпретация .

Смыслы, которые индивид приписывает объектам понимания, он черпает из своего внутреннего мира – мира индивидуального сознания, отражающего основу понимания. Этот мир формируется на основе языка и чувственных впечатлений, и включает в себя наглядные и абстрактные образы, связи между ними, знания, верования индивида, его морально-этические нормы. В этот мир с образами реальных чувственно-воспринимаемых вещей входят представления об абстрактных объектах. Они соседствуют с образами, созданными воображением, — и все эти образы связаны с единым центром, дающим им жизнь, — индивидуального Я, который в интерпретации играет роль индивидуального контекста. Встречаясь с языковыми выражениями, текстами, предметами культуры, явлениями природы, индивид включает их в свой внутренний контекст, ассоциируя с ними те или иные смысловые единицы, и, таким образом предает им интерпретацию, наделяя их смыслом.

Таким образом, понимание – это способность постичь смысл чего-либо и достигнутой благодаря этому реальности; это состояние, вызванное внешними или внутренними воздействиями на сознание человека, фиксируемое индивидом как уверенность в адекватности воссозданных представлений и содержания воздействия. Главная цель понимания состоит в том, чтобы придать смысл объекту познания.

3.Герменевтика как учение о понимании

ГЕРМЕНЕВТИКА (от греч. ermhneuw – объясняю, др.-греч. ἑρμηνευτική — искусство толкования, от ἑρμηνεύω — толкую) 1 .

Наиболее глубоко и всесторонне проблемы понимания и интерпретации изучает герменевтика, которую в свою очередь можно классифицировать по специализации:

  • психологическая герменевтика как искусство постижения чужой индивидуальности была развита одним из классиков герменевтики XIX века Ф.Шлейермахером.

— виталистская герменевтика как философско-психологическое направление, в основе которого лежит учение В.Дильтея (понимающая психология).

Понимание играет в социологии Вебера вспомогательную роль, лишь как источник гипотез, на основании которых строится объективное объяснение поведения. 2 [20,стр.269]

  • педагогика понимания исходит из того, что учащийся сначала имеет дело не с познаваемыми явлениями, а текстами устными и письменными, которые должен понять толкования.

Рассмотрим подробнее основные направления развития герменевтики

Социология искусства

. деятельности — человека иного, социального. Социология искусства могла бы обратиться к такой стороне бытия искусства, как социальный заказ, однако современность внесла заметные коррективы в понимание этого явления. По сравнению .

3.1.История формирования герменевтики

Как философская проблема герменевтика была известна философам Древней Греции, которые занимались обучением чтению и литературе, которое начиналось с поэм Гомера, понимание которых было связано с большими трудностями из-за их мифологического содержания.

Формирование практических методов герменевтики началось с поисков эмпирических правил истолкования и понимания текстов самого различного содержания. В зависимости от особенностей этого содержания выявлялись и специфические правила их истолкования. Так возникала, прежде всего, филологическая герменевтика, изучающая особенности, связанные в основном с переводом текстов античной художественной литературы.

Примеры похожих учебных работ

Проблема человека в современной философии

Проблема человека в истории философии, её основные аспекты

. есть от того, что данное философское направление выдвигает в качестве высшей ценности. Целью данной работы является изучение проблемы человека в истории философии, её основные аспекты. Исходя из поставленной цели .

Проблема человека в Античной философии

. – рассмотреть проблему человека в античной философии. Задачи – рассмотреть человека как микрокосмос нравственный кодекс античного мира судьба как проблема античного мировоззрения Человек как микрокосмос в античной философии Проблема человека была .

Проблема человека в русской философии

Иллариона, 1. Проблема человека в русской философии Первым русским мыслителем мирового значения явился Михаил Васильевич Ломоносов (1711--1765) - гениальный ученый-энциклопедист, обогативший .

Язык и речевая культура в жизни человека

. культуры речи Речевая деятельность занимает важное место в жизни современного человека, без нее немыслимы ни овладение профессиональными знаниями, ни общекультурное развитие. Умение вести диалог становится одной из основных характеристик .

Проблема человека в русской философии конца XIX-начала XX века

. в понимании человеческой природы В центре мировоззрения Н.А. Бердяева стоит проблема человека. Он определяет человека как существо противоречивое и парадоксальное, совмещающее в . с нею. Философия предполагает . масштаба. Двадцатый век, наверное, .

  • Анализ социологических данных
  • Антропология
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Возрастная психология
  • Гендерный анализ
  • Демография
  • Дифференциальная психология
  • Зарубежная философия
  • Зоопсихология
  • Истории и теории мировой культуры
  • Истории русской философии
  • История и теория религии
  • История психологии
  • Клиническая психология
  • Конфликтология
  • Культурная антропология
  • Логика
  • Логико-комбинаторные методы
  • Методологические проблемы психологии
  • Методология и методы социологии
  • Методы измерения в социологии
  • Общая психология
  • Онтологии и теории познания
  • Основы нейропсихологии
  • Основы психодиагностики
  • Педагогика
  • Педагогическая психология
  • Политология
  • Психогенетика
  • Психология личности
  • Психология сознания
  • Психология труда и инженерная психология
  • Психология
  • Психофизиология
  • Современная социальная политика
  • Современные теории деятельности и практической рациональности
  • Социальная и экономическая антропология
  • Социальная история
  • Социальная психология
  • Социальная структура и социальная стратификация
  • Социальная теория и прикладное социальное знание
  • Социальная теория семьи и семейных отношений
  • Социальная философия
  • Социально-экономическое поведение домохозяйств
  • Социолингвистика
  • Социологическая теория
  • Социологическое исследование
  • Социология
  • Социология культуры
  • Социология маркетинга
  • Социология науки и научного знания
  • Социология образования
  • Социология политики
  • Социология предпринимательства
  • Социология профессий
  • Социология религии
  • Социология труда и занятости
  • Социология хозяйственного развития
  • Специальная психология
  • Сравнительная психология
  • Физиология высшей нервной деятельности
  • Философия
  • Философия и методология науки
  • Философия образования
  • Философия политики и права
  • Философия религии и религиоведения
  • Философия языка и коммуникации
  • Философская антропология
  • Экономическая и социальная статистика
  • Экономическая социология
  • Экспериментальная психология
  • Эстетика
  • Этика

Все документы на сайте представлены в ознакомительных и учебных целях.
Вы можете цитировать материалы с сайта с указанием ссылки на источник.

Читайте также: