Тренировка мини футбол доклад

Обновлено: 05.07.2024

Мы уже давно на нашем блоге говорим про футзальную обувь, но никогда не рассматривали самые важные элементы, из которых состоит сам футзал. Прежде чем игроки выйдут на поле, чтобы показать свои умения, они вкладывают множество сил в тренировочный процесс, из которого, собственно, и состоит весь мини футбол. Игра на поле – это логическое завершение тренировочного процесса, который должен проходить по определенным правилам, чтобы игроки, выйдя на площадку, чувствовали себя уверенно и полностью подготовленными к любым нагрузкам.

Сегодня мы не будем углубляться и лесть в сферу профессиональной подготовки игроков, а рассмотрим базовые элементы тренировок, которые должны присутствовать в подготовительном процессе любительских, школьных и прочих команд.

Разминка

Любая тренировка начинается с разминки. Это обязательно для каждого игрока, независимо от его игрового амплуа и степени подготовки. Мини футбол – игра очень динамичная, быстрая и контактная, поэтому каждый игрок должен приступить к основной части тренировки с хорошо размятыми мышцами.

Длительность каждой разминки составляет примерно 20-30 минут и включает в себя следующие базовые упражнения:

  • пробежку трусцой;
  • разминку рук, локтевых суставов и плеч;
  • разминку корпуса и ног;
  • медленный бег с разминкой голеностопов;
  • наклоны корпуса;
  • растяжку мышц спины и ног;
  • тщательную растяжку голеностопов.

Индивидуально тренер может назначить дополнительные упражнения, учитывая физическую подготовку своих подопечных.

Силовая тренировка

Сразу же за разминкой следует комплекс силовых упражнений:

  • челночный бег по залу;
  • ускорения на короткие дистанции;
  • несколько серий на отжимания или подтягивания;
  • упражнения на пресс, которые можно включать несколько раз в процессе последующей тренировки.

Работа с мячом

Итак, игроки уже хорошо размялись, поэтому пора приступать к работе над техникой, которая включает в себя отработку:

  • паса на разные дистанции в подвижном и неподвижном состоянии;
  • паса по воздуху и по паркету;
  • удара по воротам с места, с накатов и с разных дистанций;
  • индивидуальной техники игроков по ведению и контролю мяча;
  • поведения игрока с мячом в обороне и в нападении;
  • набивания мяча определенное количество раз в движении и на месте;
  • контроля мяча на скорости.

футзал тренировка

Сегодня в арсенале каждого тренера должно быть припасено по несколько эффективных упражнений по каждому из перечисленных пунктов. Так как современный мини футбол невозможен без совершенного контроля мяча, то каждая тренировка в обязательном порядке должна состоять из комплекса упражнений по его контролю, а в некоторых случаях может полностью быть посвящена этим упражнениям.

футзал тренировки

Тактика

Эта часть тренировки может иметь как теоретическую, так и практическую часть. Сегодня мини футбол построен так, что каждый игрок должен знать свое место на поле и уметь грамотно взаимодействовать со всей командой. При этом все игроки должны быть единым целым в плане тактических действий, которые определяет опытный тренер, ориентируясь на свои тактические наработки и индивидуальные возможности каждого своего игрока.

Теория теорией, но на практике каждая команда должна уметь грамотно разыгрывать:

  • ауты;
  • угловые;
  • штрафные удары;
  • пенальти;
  • ввод мяча от ворот.

Все комбинации нужно довести до полного автоматизма. Причем важно, чтобы автоматизм и слаженность действий было не только у основной и второй четверки игроков, но и у запасных игроков, которые должны уметь правильно включаться в игру команды.

Тренировочная игра

Завершающей частью любой тренировки должна быть короткая завершающая игра между игроками одной команды. Для оттачивания мастерства игроков тренера могут ограничить количество касаний мяча каждого игра или каким-либо другим способом усложнить игровой процесс, чтобы игроки научились быстрее принимать решения, и при этом не нарушать взаимодействие со всей командой.

Правильно окончить тренировку нужно медленной пробежкой по залу, а также комплексом упражнений на пресс (если остались силы, то не помешает несколько подходов отжиманий от пола).

Каждый тренер сам решает, как ему корректировать тренировочный процесс, а в этой статье была описана лишь база основных упражнений, которые должны присутствовать в каждой тренировке. Так как мини футбол постоянно развивается, то и тренировки должны соответственно совершенствоваться, что уже лежит на совести тренерского состава.

Сегодня в сети существует много учебных материалов, позволяющих учиться основам футзала даже самому, не говоря уже о более серьезной подготовке даже самостоятельно учиться, которая может заинтересовать тренеров любительских и школьных команд. Поэтому каждый желающий всегда сможет выстроить свой тренировочный процесс, даже если приходится заниматься тренировками без помощи специалистов.

Эти упражнения целесообразнее включать в начало основной части тренировочных занятий по мини-футболу, когда организм хорошо разогрелся, но признаки утомления еще не наступили.

Без мяча
1. Бег на месте в максимально быстром темпе с высоким подниманием бедра в течение 10 сек. Повторить 3—4 раза.

2. Бег на короткие дистанции (10—30 м) из различных исходных положений: с высокого и низкого стартов; из положения сидя поджав ноги; из положения лежа на спине или животе. Повторить 4—5 раз.

3. Бег с резкими остановками по сигналу партнера.

4. Бег спиной вперед, приставными шагами на скорость на дистанции 10, 15 и 20 м.

5. Быстрый бег с выполнением нескольких кувырков вперед.

6. Быстрый бег с выпрыгиванием вверх и имитацией ударов головой по мячу.

С футбольным мячом
1. Быстрое ведение мяча по прямой на 10, 20 и 30 м. Повторить 3—4 раза.

2. Сделайте удар по мячу с рук, затем рывок за мячом и, ведя мяч ногами, возвращайтесь на исходную позицию. Повторить 3—4 раза.

3. Медленно ведите мяч, по сигналу партнера направьте мяч вперед и сделайте в этом же направлении рывок. Подхватив мяч, вновь медленно его ведите. Сделайте 4—6 таких рывков.

4. Жонглируйте мячом с помощью ног, стоя спиной к направлению движения. По сигналу партнера повернитесь кругом и быстро ведите мяч на расстояние 20—30 шагов. Повторить 3—4 раза.

6. Встаньте с партнером в 5 шагах друг от друга. Направьте мяч низом в сторону партнера. Тот подпрыгивает над мячом и пропускает его под собой, затем внезапно поворачивается, делает рывок за мячом и останавливает его. После этого поменяйтесь ролями. Каждый должен сделать по 4—5 пробежек за мячом.

7. Сделайте рывок к лежащему мячу на расстояние 10—12 шагов и совершите удар по мячу, стараясь попасть в ворота. Мяч находится в 8—10 шагах от ворот. Повторить 5—6 раз.

8. Ведите мяч, резко остановитесь и сделайте рывок на расстояние 5—6 шагов в сторону. Сделать 6—7 таких ускорений.

Комплексные и специализированные занятия по мини-футболу. Общая характеристика методики обучения в мини-футболе, основные навыки. Анализ эффективности моделей стандартных упражнений, позволяющих оптимизировать тренировочный процесс юных футболистов.

Рубрика Спорт и туризм
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 14.01.2013
Размер файла 59,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет

Факультет Физической культуры и спорта

Кафедра игровых видов спорта

Выпускная квалификационная работа

студент группы 16-51

Кириллов Максим Сергеевич

Полебенцев Сергей Николаевич

Н.Новгород 2012 год

Глава I. Состояние исследуемой проблемы по данным литературных источников

1. Комплексные и специализированные занятия по мини-футболу

2.Обучение техники игры в мини-футбол

2.1 Общая характеристика методики обучения в мини-футбол

2.2 Характеристика обучения навыкам футбола

2.3 Методика обучения техническим приемам

Глава II. Организация и методы исследования

Глава III. Результаты исследования и их обсуждение

Актуальность исследования: Объем тренировочных средств подготовки в современном спорте велик и вариативен, и информация о нагрузке каждого упражнения дает возможность оптимально строить на их основе тренировочные занятия.

На различных этапах многолетней подготовки футболистов до 90% от общего объема всех средств тренировки занимают специализированные упражнения, одновременно воздействующие на все виды готовности футболистов: техническую, тактическую и физическую.

При планировании этих упражнений необходимо учитывать взаимодействие применяемых методов тренировки, организации занимающихся, сочетание компонентов нагрузки для направленного развития двигательных качеств, процесса обучения новым действиям и совершенствования технико-тактического мастерства в целом.

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс в мини-футболе.

Предмет исследования: содержание и методики построения учебно-тренировочного процесса.

Цель исследования: выявить, что обучение технике игры в мини-футбол должно строиться с учетом закономерностей формирования двигательных навыков. В процессе обучения наряду с образовательными необходимо решать воспитательные и оздоровительные задачи.

1. рассмотреть структуру комплексных и специализированных занятий по мини-футболу.

2. дать общие характеристики методики обучения игры в мини-футбол.

3. дать общие характеристики обучения навыкам футбола.

4. показать методики обучения техническим приемам.

Теоретической и методологической основой дипломной работы являются теоретические и методологические положения, содержащиеся в научных трудах отечественных ученых по актуальным проблемам в области учебно-тренировочных занятий по мини-футболу.

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы при разработке лекций и учебно-методического комплекса по дисциплине “Мини-футбол”.

Гипотеза: мы предполагаем, что разработка конкретных моделей специализированных упражнений, учитывающих сочетание компонентов нагрузки, способствует развитию двигательных качеств и процесса совершенствования технико-тактического мастерства.

В процессе исследования использовались следующие методы: системный подход, методы сравнений и научного обобщения, контент-анализ научной литературы по вопросам тактики в мини-футболе, применялись следующие научные подходы: системный, структурный, функциональный.

В нашей работе мы рассматривали комплексные и специализированные занятия по мини-футболу, методику обучения игры, обучения навыкам футбола, методику обучения техническим приемам, методы исследования, результаты исследования и их обсуждения.

В первой главе “Состояние исследуемой проблемы по данным литературных источников” рассматриваются вопросы комплексных и специализированных занятий по мини-футболу, общая характеристика методики обучения в мини-футбол, характеристика обучения навыкам футбола, методика обучения техническим приемам.

Во второй главе ”Организация и методы исследования” мы разрабатывали модели стандартных упражнений, позволяющих оптимизировать тренировочный процесс юных футболистов.

В третьей главе ”Результаты исследования и их обсуждения” мы подсчитали результаты и подвели итоги исследования.

Глава I. Состояние исследуемой проблемы по данным литературных источников

1. Комплексные и специализированные занятия по мини-футболу

Комплексное занятие включает, как правило, общеподготовительные и специально-подготовительные упражнения, а также упражнения по технической и тактической подготовке или их сочетания. Например, такое занятие может включать упражнения по общей физической подготовке и по технике игры; упражнения по специальной физической подготовке и по тактике. Однако во всех случаях необходимо, чтобы упражнения по физической подготовке увязывались с основным содержанием урока данного типа.

Специализированное (тематическое) занятие является более узким по со держанию, но более целенаправленным, чем предыдущая форма подготовки. Такой урок в условиях секции мини-футбола рекомендуется проводить тогда, когда сложно организовать или методически нецелесообразно объединять физическую, техническую и тактическую подготовку в одном занятии. Перед началом такого занятия преподаватель сообщает школьникам сведения теоретического характера, что способствует оптимизации усвоения учебного мате риала. Специализированный урок может носить и чисто теоретический характер. В этом случае занятия проводятся в форме лекции или беседы с показом соответствующих видеоматериалов и учебных фильмов.

Организация урока должна начинаться еще до его начала. Она включает под готовку занимающимися необходимого инвентаря и оборудования, мест занятий, соблюдения установленного порядка в местах переодевания, своевременное построение в установленном месте. Такая предварительная подготовка создает среди юных футболистов положительный эмоциональный фон, настраивающий на интенсивные и плодотворные занятия.

Занятие (урок) должно иметь определенную последовательность и структуру. Оно состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Деление занятий на три части связано с фазовым изменением работоспособности при выполнении физической (мышечной) работы, которая в течение одного урока меняется следующим образом:

- фаза устойчивости (повышенная работоспособность сохраняется на не которое время);

- фаза снижения (работоспособность снижается вследствие нарастающего утомления).

Первая фаза работоспособности соответствует вводной части урока, вторая -основной и третья - заключительной.

Вводная часть (10-20 мин) в основном решает задачу подготовки занимающихся к сознательному и активному выполнению главных задач урока в психологическом и физиологическом плане. Психологическая подготовка заключается в сосредоточении внимания занимающихся на решении основных задач урока с помощью физических упражнений и заданий на внимание. Физиологическая подготовка имеет целью достижение готовности организма юных футболистов к последующим более интенсивным и значительным нагрузкам и выполнению основных задач урока. Для этого используются разно образные общеразвивающие и подготовительные упражнения. В данной части могут решаться и относительно самостоятельные задачи: обучение строевым упражнениям, формирование правильной осанки, развитие отдельных физических качеств. Физическая нагрузка в вводной части не должна вызывать у занимающихся утомления до работы над основным материалом. Вводная часть начинается с построения юных футболистов, рапорта старосты или дежурного и постановки преподавателем задач на текущий урок.

Заключительная часть (3-5 мин) преследует цель достижения перевода организма занимающихся из состояния повышенной функциональной активности в относительно спокойное состояние. Средствами этого служат строе вые упражнения, упражнения на формирование правильной осанки, медленный бег, ходьба, упражнения на расслабление мышц, жонглирование мячом различными частями тела. Заканчивается заключительная часть подведением итогов занятия.

Эффективность урока во многом определяется нагрузкой, полученной занимающимися от занятий физическими упражнениями. В каждом занятии преподаватель должен стремиться к достижению возможно большего объема полезной нагрузки. При этом решающее значение имеет плотность урока, которая делится на общую и моторную.

Под общей плотностью понимается отношение времени, использованного на уроке педагогически эффективно, ко всей продолжительности урока. Общая плотность урока всегда должна быть близкой к 100%, что означает использование значительной части времени урока на непосредственное выполнение физических упражнений. В то же время частые перестроения занимающихся, перестановка инвентаря и смена оборудования, длительные паузы между выполнением упражнений, нарушения дисциплины, то есть педагогически неэффективные действия, способствуют снижению общей плотности.

Моторная плотность - это отношение времени, затраченного непосредствен но на выполнение двигательных действий, ко всему времени занятия. Она должна быть оптимальной для каждой возрастной группы юных футболистов. Так, оптимальной моторной плотностью для школьников 10-11 лет можно считать плотность, равную 37-49%, для учащихся 12-15 лет - 50-60%, для юношей и девушек 16-17 лет - до 70%. Достижение на уроках оптимальной моторной плотности требует тщательного планирования всего процесса подготовки юных футболистов и каждого занятия в отдельности, предварительной подготовки преподавателя к работе. На величину моторной плотности влияет выбор места занятий, количество и расположение инвентаря, выбор способов организации занятий, продолжительность объяснений учебного материала.

В процессе занятий со школьниками в секции мини-футбола важно правильно регулировать физическую нагрузку, то есть определенную меру влияния физических упражнений на организм занимающихся. Доза нагрузки определенная величина ее объема и интенсивности. Объем нагрузки определяется по количеству выполненных упражнений, затратам времени на занятия, длине дистанции и др. Интенсивность нагрузки можно определить по темпу и скорости движений, ускорению, а также по частоте сердечных сокращений (ЧСС) и др.

Чем больше объем нагрузки, тем меньше ее интенсивность. В младшем школь ном возрасте наращивание нагрузки на занятиях в секции мини-футбола должно идти за счет увеличения ее объема, а позднее, по мере постепенного развития возможностей организма школьников, в основном за счет интенсивности.

Физическая нагрузка на каждом уроке должна увеличиваться постепенно, достигая максимума ко второй половине основной части занятия и снижаясь к концу урока. Для правильного регулирования рекомендуется использовать контроль за частотой сердечных сокращений (ЧСС) у школьников в период занятий. Графическое изображение ЧСС до, во время и после урока и дает ин формацию о правильном чередовании преподавателем различных по трудности и интенсивности физических упражнений, их переносимости занимающимися. Важно, чтобы ЧСС была наибольшей, как говорилось выше, во второй половине занятия и приближалась к исходной в конце урока.

Контроль за ЧСС особенно важно применять к тем занимающимся, которые имеют недостаточный уровень физической подготовленности, или к юным футболистам, пропустившим несколько занятий в результате болезни. В целях правильного регулирования нагрузки на занятиях у отдельных учащихся преподаватель может с успехом проводить известные функциональные пробы с регистрацией и анализом ЧСС. Это даст возможность получить важную информацию о деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем занимающихся.

Проба с приседаниями является наиболее доступной. У испытуемого измеряется частота пульса в покое. Затем он выполняет 20 приседаний за 30 с. Время восстановления ЧСС до исходного уровня до 3 мин следует считать хорошим результатом, до 4-5 мин - удовлетворительным, до 6 мин - неудовлетворительным. По данным, приведенным в табл. 5, можно определить, как на эту пробу реагирует организм занимающихся.

Обучение игре в футбол начинается со знакомства с ее правилами и характером действий игроков. Изучив их, занимающиеся переходят к освоению техники и тактических действий. Одновременно развивают необходимые для футболиста физические качества. Процесс обучения в мини-футбол направлен на вооружение ученика знаниями, умениями, навыками, постоянное их развитие и совершенствование, а также на формирование системы знаний по вопросам, техники, стратегии и техники, правил игры, методики тренировки и т.п.

Содержание работы

Общая характеристика мини-футбола.
Методика обучения техническим приёмам в мини-футболе.
Особенности техники в мини-футболе.

Файлы: 1 файл

мини футбол.docx

    1. Общая характеристика мини-футбола.
    2. Методика обучения техническим приёмам в мини-футболе.
    3. Особенности техники в мини-футболе.

Общая характеристика мини-футбола

Обучение игре в футбол начинается со знакомства с ее правилами и характером действий игроков. Изучив их, занимающиеся переходят к освоению техники и тактических действий. Одновременно развивают необходимые для футболиста физические качества. Процесс обучения в мини-футбол направлен на вооружение ученика знаниями, умениями, навыками, постоянное их развитие и совершенствование, а также на формирование системы знаний по вопросам, техники, стратегии и техники, правил игры, методики тренировки и т.п.

Решение задач обучения предполагает вооружение занимающихся широким кругом знаний о современном мини-футболе, необходимых для понимания изучаемого материала и перспектив его развития, практическое осмысление их. Немаловажную роль здесь играет воспитание у учащихся стремления к постоянному развитию творческой мысли, к поискам самостоятельных решений.

Действенность знаний - необходимое условие для того, чтобы их можно было применять на практике и на их базе приобретать новые. Это особенно важно для футболиста, так как в процессе игры все решения должны приниматься самостоятельно, действовать необходимо быстро и четко.

Значительное место в обучении занимает не только развитие физических и моральных качеств, но и формирование специальных умений и навыков, которыми футболист должен владеть в совершенстве. Занимающиеся должны научиться рационально пользоваться приобретенными навыками, опираясь на знания и умения. В этом суть процесса обучения.

Освоение двигательных навыков предполагает такую степень владения движениями, когда управление ими осуществляется автоматизировано, а вся система движений устойчиво к действию обивающих факторов.

Как известно, в основе навыка лежит система закрепленных связей, для образования которых необходимо многократное повторение их в определенных условиях. Однако система этих связей должна обеспечивать возможность свободного варьирования элементами движения.

Умение - это способность осознанно действовать при выборе нужного движения. Формируя умения высшего порядка, необходимо проводить упражнения в постоянно меняющихся условиях.

В процессе обучения приемам игры важно с биомеханической точки зрения, но и умения применять эти движения в игре. Поэтому обучение техническим приемам и индивидуальным техническим действиям должны идти параллельно. В начале технику изучают раздельно по приемам; в дальнейшем изолированные приемы объединяют в игровые действия, в которые могут входить два и более разных приемов.

Спортивная тренировка футболистов – сложный и целенаправленный процесс воспитания и обучения. Её основная цель – используя специфические средства и возможности, добиться максимальной подготовки от каждого игрока на основе гармонического развития личности.

Главная задача спортивной тренировки футболистов – развитие у игрока таких физических и психических качеств, которые позволят в полной мере освоить футбольные навыки. Все это – основа высокого спортивного уровня и эффективной игры.

Общевоспитательная цель спортивной тренировки заключается в том, чтобы в процессе систематической и целенаправленной работы тренера с игроками сформировать коллектив единомышленников. Параллельно с физическим совершенствованием члены этого коллектива развивают душевные и моральные качества, что положительно сказывается не только на спортивных результатах, но и в трудовом процессе, общественной жизни.

В сложном процессе спортивной тренировки есть свои закономерности, важнейшие из которых становятся принципами. Принципы, которыми мы руководствуемся в футболе, содержат комплекс общих правил, направляющих спортивную тренировку. В первую очередь это отражается на содержании, средствах и методах планирования и на организации тренировочного процесса. Последовательностью воплощения основных принципов в ходе тренировки являются качество и воспитательная эффективность занятий. Например, важно: разнообразны литренировки, проводятся ли они систематически, как возрастает нагрузка, выдерживается ли цикличность занятий. Все это заметно влияет на конечный результат подготовки.

Спортивные результаты в футболе зависят и от условий, в которых проходят тренировки. Материальная база (поля и спортивные залы, оборудование и инвентарь, методические пособия для тренеров), медицинское обеспечение, социальные условия – важные факторы, влияющие на эффективность тренировок. Это необходимо учитывать при выработке оптимальных условий занятий.

Методика обучения техническим приёмам в мини-футболе.

В современном спорте побеждает тот спортсмен, который обладает высочайшей технической подготовкой в сочетании с высоким уровнем физической подготовленности и сильной психикой. Известно что, процесс становления спортсмена из новичка в мастера мирового уровня очень длительный и кропотливый. Поэтому пристальное внимание нужно уделять не только приобщению детей младшего возраста к занятиям мини-футболом, но и научно-обоснованной методики их обучения. В этом аспекте, особое место в тренировочном процессе детей в игровых видах спорта должно отводиться, по моему мнению, освоению технических элементов (технике) вида спорта, как одному из ведущих факторов стабильности и продуктивности выступления будущего спортсмена в соревнованиях. В то же время всесторонняя техническая подготовка служит основой и фундаментом для осуществления тактических действий в игровой практике. Техника в мини-футболе - это комплекс многоаспектных и разнонаправленных двигательных приёмов спортсмена, посредством которых он ведёт игру.

Для успешного обучения техническим приемам игры нужно соблюдать следующую последовательность:

-развитие специальных физических способностей опорно-двигательного аппарата и тех групп мышц, которые несут основную нагрузку при выполнении технического приема;

-овладение движениями, составляющими прием игры (подводящие упражнения);

-соединение движений в целостный акт приема (упражнения по технике);

-умение эффективно и надежно применять технические приемы и их способы в игре с учетом конкретной игровой обстановки (двусторонние игры и соревнования);

-владение специальными знаниями.

Указанной последовательности обучения придерживаются используя подготовительные и подводящие упражнения а также упражнения по технике и тактике. В конечном счете объединению всех компонентов способствуют специальные знания, которые ставятся перед обучаемыми в игре.

Методика обучения технике футбола включает в себя следующие задачи:

Определение сильных и слабых сторон отдельных игроков и команды в целом.

Выявление тенденции дальнейшего развития технических, возрастных, ростовых, физических и функциональных параметров футболистов.

Построение учебно-тренировочного процесса.

Для определения сильных и слабых сторон отдельных игроков и команды в целом необходимо участие в соревнованиях, которые позволяют тренеру выявлять наиболее подготовленных игроков и наименее подготовленных.

На основании этих наблюдений строится учебно-тренировочный процесс с индивидуальным подходом к каждому игроку.

Совершенное овладение техникой игры - одна из центральных задач подготовки игроков. Процесс сложный, он требует длительного времени, поэтому специализированными занятиями футболом начинают в детском возрасте и техническая подготовка занимает большое место.

Чтобы обучение технике на начальном этапе необходимо учитывать следующее. Во-первых: обучаемые должны овладеть рациональной, наиболее целесообразной техникой; во-вторых, эту технику надо сделать для них доступной. Первое условие успешного обучения - развитие специальных физических способностей, от которых зависит овладение техникой, второе - умелое использование подводящих упражнений, которые делают сложную технику доступной для новичков, не искажая при этом ее сущности.

В процессе совершенствовании техники добиваются прочного овладения приемами игры. При этом очень важно обеспечить надежность навыков выполнения технических приемов как в обычных, так и в сложных условиях игры. Совершенствование техники осуществляется с учетом индивидуальных морфо-функциональных особенностей спортсменов, а также той игровой функции, какую они выполняют в своей команде.

В процессе совершенствовании техники необходимо избегать шаблона, так как условия, в которых выполняются технические приемы, весьма разнообразны.

Можно выделить основные факторы, которые необходимо учитывать при обучении техники игры:

- достаточный уровень развития специальных физических способностей, от которых зависит эффективность технических приемов;

- совершенное овладение техникой всех приемов и способами их выполнения, высокая степень надежности техники в сложных условиях игры;

- высокий уровень овладения индивидуальными тактическими действиями при выполнении технических приемов;

- высокая степень надежности опорно- двигательного аппарата и систем организма, несущих основную нагрузку при многократном выполнении приемов игры;

- владение системой специальных знаний.

На прочной технической основе достигается высокий уровень организации индивидуальных, групповых и командных действий.

На начальном этапе все обучаемые должны освоить прочно рациональную технику приемов футбола. Средства и методы здесь универсальны для всех занимающихся. Совершенствование техники происходит с учетом индивидуальных особенностей каждого обучаемого и его игровой функции в команде.

В конечном счете следует стремится к высокому уровню всесторонней технической подготовленности спортсменов. Это предполагает формирование у обучаемых прочной основы технических приемов, устойчивой к сбивающим факторам, высокую надежность при применении основных приемов и техническое совершенство применительно к игровой функции спортсмена в команде. Процесс обучения должен проходить при максимальной плотности занятий, включая в себя упражнения как для разучивания технических приемов в группе занимающихся, так и для индивидуальной тренировки. Эффективность обучения в мини-футболе во многом зависит от соблюдения принципов обучения:

1.Принцип сознательности и активности. Формирование у спортсменов осмысленное отношение и устойчивый интерес (цели ближние и отдаленные в жизни и спорте, воздействие футбола на организм, его прикладное значение, структура техники, тактики и т.д.).стимулирование сознательного анализа (самоанализ), самоконтроля (изменения в организме) и рациональное использование сил при выполнении физических упражнений.

2. Принцип наглядности - создание в процессе обучения приемам игры и развития физических качеств: зрительных, слуховых, мышечных ощущений, формирование у спортсменов более полного, точного чувственного образа техники, тактики, физических способностей, условий выполнения технико-тактических действий и их результатов.

3. Принцип доступности и индивидуализации - учет особенностей обучаемых и посильность предлагаемых им зданий, а также обеспечение оздоровительного эффекта обучения (не вредит здоровью).

4. Принцип систематичности. Согласно этому принципу обучение - это процесс, построенный по определенному плану, постоянно повторяющийся, образующий систему.

5. Принцип постепенности - постепенное увеличение нагрузок и усложнение заданий.

Принципы обучения тесно связаны, ни один из них не может реализован в полной мере, если игнорируются другие.

Таким образом обучение технике игры в мини-футбол должно строиться с учетом закономерностей формирования двигательных навыков. В процессе обучения наряду с образовательными необходимо решать воспитательные и оздоровительные задачи. Эффективность обучения в мини-футбол во многом зависит от соблюдения принципов обучения: сознательности и активности; наглядности; доступности и индивидуализации; систематичности; постепенности. Процесс обучения должен проходить при максимальной плотности занятий, включая в себя упражнения как для разучивания в группе занимающихся, так и для индивидуальной тренировки. Особенность отбора содержания и методики построения учебно-тренировочного процесса заключается в обеспечении высокой плотности занятий даже при низком уровне материально-технической базы.

Особенности техники в мини-футболе.

Несмотря на простоту, мини-футбол обладает рядом интереснейших особенностей, делающих игру своеобразной и заманчивой. В играх каждый игрок соприкасается с мячом и участвует в игровых действиях значительно чаще, голов забивается больше, каждый игрок должен с полной отдачей сил атаковать чужие ворота, не забывая об обороне своих.

В последнее время широкое применение получили методы оценки технической подготовленности футболистов по показателям соревновательной деятельности. Ребята еще и еще раз убеждаются в том, что общекомандные показатели объема технико-тактических действий (ТТД) зависят от спортивной квалификации игроков, то есть от уровня спортивного мастерства футболистов.

При планировании процесса технического совершенствования и его практической реализации необходимо:

Читайте также: