Традиции тверской области доклад

Обновлено: 04.07.2024

Основную часть экскурсионных объектов Твери составляют прекрасные архитектурные памятники, любоваться местными дворцами и старинными усадьбами можно бесконечно. Начать знакомство с городскими … Открыть

Считается, что развитию этого популярного направления современной культуры поспособствовало удобное расположение Твери между двумя столицами. Молодые художники уже давно активно путешествуют между Москвой и Санкт-Петербургом, а потому попадающаяся на их пути Тверь не могла остаться без должного внимания. Примечательно, что нестандартное направление культуры привлекло внимание городской администрации. Если во многих российских городах творчество художников-граффити называют вандализмом, то в Твери отношение к молодым дарованиям полностью противоположное.

По красоте архитектурных памятников с Тверью может соперничать, разве что, Санкт- Петербург. Это очень красивый и благородный город, бережно хранящий наследие прошлых веков. Город был основан в 1135 … Открыть

Тверь, удачно расположившись на берегу реки Волга, привлекает сотни туристов, желающих приятно провести время в компании близких людей. А получится это в любом случае, ведь в городе располагается … Открыть

Располагающие к отдыху рестораны и кафе в Твери можно обнаружить буквально на всех улицах, помимо многообразия гастрономических заведений город славится своими восхитительными пекарнями. В них … Открыть

Основную часть экскурсионных объектов Твери составляют прекрасные архитектурные памятники, любоваться местными дворцами и старинными усадьбами можно бесконечно. Начать знакомство с городскими … Открыть

Начало июня у многих ассоциируется с тем, что в это время родился выдающийся русский писатель Александр Пушкин. И у организаторов Пушкинского праздника поэзии в селе Берново, по-видимому, те же ассоциации. В это время в местном музее имени писателя проводятся литературные вечера, тематические экскурсии и выставки, творческие программы для самых маленьких. В середине месяца проводится Волжский Крестный ход, который начинается у самого истока Волги (деревня Волговерховье) и далее проходит практически по всей Тверской области, заканчиваясь в Кашинском городском округе. Праздник собирает сотни православных паломников, для которых данный праздник является одним из самых значительных.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Народные обряды и культурные традиции Тверского края.docx

Народные обряды и культурные традиции Тверского края

Наша Тверская земля - обладатель и хранитель сложившейся веками самобытной традиционной культуры. Духовная и нравственная сила этой культуры и в наши дни оказывает благотворное воспитывающее влияние на всех, кто к ней прикасается, сохраняя и оберегая традиционно нравственные и жизненные народные ориентиры.

Современному человеку кажется, что он очень далеко ушел от традиционной культуры. В конце концов, что его в XXI веке связывает с далекой эпохой, со старинным укладом жизни? Но стоит более внимательно понаблюдать за нашим бытом и поведением, и мы с удивлением увидим, что наша жизнь пронизана многочисленными обычаями, представлениями, верованиями, смысл которых утрачен. Однако мы все равно делаем так, потому что именно так поступали наши предки.

Со временем значение многих обрядов было забыто, некоторые из них превратились в своеобразную игру, забаву, но тем не менее сами обряды живут и доныне. И, возводя за городом современный коттедж по проекту модного архитектора и дизайнера, с камином вместо традиционной печи, хозяин дома при его закладке замуровывает под фундаментом деньги, запускает первыми в новое жилище кошку или собаку. Такова традиция, хотя почему так надо делать, мало кто знает.

Мои предки родом с Тверской земли, поэтому мне очень интересны обряды и традиции нашего края. О некоторых из них я сегодня и расскажу.

Говоря о народной культуре Тверского края, стоит отметить многообразие обрядов, обычаев и праздников. Издревле тверские жители соблюдали как общерусские традиции, так и создавали свои уникальные.

Тверичи всегда любили большие, шумные гуляния. В праздники на улицах города появлялись поводыри с учеными медведями, скоморохи, которые развлекали народ плясками, различными смешными выходками. Эти традиции, характерные для язычества, соблюдали по всей Руси, однако, именно в Твери они просуществовали особенно долго.

Особенными были на Тверской земле масленичные гуляния. Здесь был самый внушительным по обрядовой насыщенности эпизод катания на лошадях. Наши предки видели двойственную природу коня в заклинании плодородия – связь коня с культом предков и культом солнца. Езда на лошади, по мнению тверичан, олицетворяла устройство мироздания; состязательность, катание детей и молодоженов - стимулировали плодородные силы. Нигде, кроме нашей губернии не было масленичных эпизодов с демонстрацией настоящего или показного, игрового, т. е. ритуального, тканья на кроснах (ткацком станке), которое выполняли ряженые во время катания на дровнях.

Знаете ли вы, что в основе любимой детской забавы – катание в снегу- лежит народная традиция.

27 ноября на Руси отмечался праздник Филипповки. В Тверской губернии в этот день существовал обычай "закатывать" зиму. Всей деревней выходили на улицу и катались по снегу. Такое катание символизировало окончательный переход от осени к зиме. Считалось, что чем дальше человек "прокатится", тем крепче и здоровее будет зима. А если кататься с остановками, то и зима будет такой же: то мороз, то оттепель.

Многие традиции, обряды народа связаны с домом.

Переезжая в новый дом, человек, конечно же, думает о том, будет ли он на новом месте счастлив. Обжить новое пространство ему помогали обряды, некоторые из которых дожили и до наших дней.

Ни один дом на Руси не обходился без народных оберегов. Русский народ верил, что обереги надёжно охраняют человека.

На Тверской земле обереги были из льна или льняной ткани.

В русской избе почти не было передвижной мебели. Неподвижными делали и столы, которые следует отнести к наиболее древнему виду домашней обстановки.

В Тверской области встречалась весьма самобытная форма стола.

В традиционных представлениях проводилась аналогия между столом в доме и престолом, алтарем в церкви. Например, считалось грехом сидеть на столе, стучать по столу, класть на стол шапку, сумку. Стол никогда не должен быть пустым, на нем всегда лежал хлеб и стояла солонка с солью.

Тверская земля всегда была одной из самых богатых лесами. Такое обилие дерева предполагало изначально самое широкое распространение изделий из дерева.

Особую известность приобретает тверская деревянная посуда. Уже в 15 веке уровень мастерства здесь был настолько высок, что местная посуда в качестве подарков посылалась в другие государства, не говоря о большом спросе на нее внутри страны. Производство деревянной посуды в Тверской губернии продолжалось вплоть до конца 19 века.

Повсеместно распространенные в Тверской губернии традиционные плетеные изделия из бересты издавна употреблялись в крестьянском быту.

Часть плетеных изделий выполнялись характерным только для Тверского края спиральным плетением из гибких светлых еловых или слегка желтоватых сосновых корней.

Декоративной отделкой берестяных изделий служила роспись, тиснение и чеканка.

Кухня любой территории зависит от географического фактора. Тверской край находится в зоне широколиственных и смешанных лесов, что говорит о разнообразии растительности и животного мира. Издревле тверские леса изобиловали ягодами и грибами, которые использовались при приготовлении различных блюд.

Большое значение для формирования кулинарных предпочтений человека играет климат. Тверская земля находится под действием умеренно-континентального климата. Это значит, что блюда тверского стола всегда были разнообразны и различались по сезонам, голодная зима заставляла изобретать все новые способы заготовления продуктов впрок.

Тверская кухня обогатила русскую кухню уникальными блюдами

История Руси хранит множество удивительных тайн, обрядов и обычаев. В древние времена даже самые простые вещи имели особое значение. Вот, казалось бы, обычный пояс. Уж в нём-то что особенного и интересного? А ведь мало кто знает, что пояс считался чуть ли не главным оберегом от людского сглаза, злых духов. На Руси вообще не ходили без поясов. Крестьяне считали, что если окажешься в лесу без пояса, обязательно леший собьёт с пути. Подойдёшь без пояса к воде, жди водяного.
В старину мастерство ткать пояса переходило из поколения в поколение. Мамы и бабушки с семилетнего возраста обучали девочек этому ремеслу, а с десяти лет ими плелись пояса уже для приданого.
В Тверской области одними из самых красивых считались золототканые пояса торжокской работы. А вот самыми узкими славился Осташковский уезд. Их ширина не превышала 1,5 см.

Народные обычаи и традиции - ценнейшее достояние самобытной культуры, накопленное веками. Они – отражение знаний и опыта предыдущих поколений, хранители исторической памяти.

В современной жизни мы постоянно наблюдаем зарождение новых обычаев, основанных на традициях, уходящих в глубину веков.

Из глубины веков до наших дней

Народная вышивка Тверского края издавна отличалась большим разнообразием. Широкое распространение здесь получают старин­ные приемы шитья.

Традиционная сквозная одноцветная белая 'строчка' является наиболее типичной для Старицы, Торжка, Твери и Ведного, Кашина, Корчевы, Калязина, Бежецка, Весьегонска. Особенно часто применялись ее разновидности: 'плотный настил', косая 'штопка' и излюбленный прием строчки 'стлань', существующие во множестве вариантов. Особенно часто среди старинных глухих счетных швов применяется 'роспись', наиболее известный прием двухстороннего шитья, характер­ный для Осташкова, Вышнего Волочка, Весьегонска, Бежецка, Тверского, Новоторжского уездов. Употреблялась 'роспись' и в оригинальном сочетании со сквоз­ной белой 'строчкой'. В Весьегонском уезде очень популярны были мелкие глу­хие и односторонние счетные швы, в особенности 'косая стежка'.

Характерным для Тверского края является сочетание нескольких приемов вышивки. Зачастую основному узору с белой или цветной строчкой сопут­ствуют узкие узорные мережки или рельефные верхошвы.

Большой интерес представляет богатое колористическое многооб­разие вышивки. Искусно и разнообразно варьируется исконное сочетание белого и красного цветов с коричнево-красным в Весьегонском уезде. В Тверском уезде белый узор вырисовывается на красном фоне и красиво сочетается с красными ткаными полосами, как и в некоторых калязинских образцах. В старицкой белой 'строчке' изображения эффектно выявляются яркой красной обводкой. В Осташковском, Вышневолоцком уездах красный цвет иногда соединяется с синим.

Орнамент вышивок геометрический (прямых и ступенчатых ромбов) и растительный. Иногда встречаются геометризованные мотивы с изображением птиц, коней, всадников, женских фигур, напоминающих цветущие кусты. Широко распространен орнаментальный ряд из ритмически повторяющихся либо чередую­щихся фигур. Своеобразную особенность вышивки составляет ярусность композиционного строя, в котором варьируется количество расшитых рядов, разных по цвету и технике исполнения, искусно сочетающихся с многочисленными полосами из цветной ткани, лент, кружева. Большой красочностью и многорядностью от­личаются длинные концы весьегонских полотенец и нарядных ржевских. Наибо­лее тонким художественным вкусом отличается композиционный строй длинных концов новоторжских полотенец, в которых преобладает изысканный узор сквоз­ной белой 'строчки', красиво сочетающийся с глухим швом красной 'росписи' в узких узорных рядах и пунцовыми кумачовыми нашивками. В Тверском и Бежецком уездах мелкие красные узоры ритмически чередуются с узкими ткаными красными полосами. Только в бежецких и вышневолоцких полотенцах встречаются строго одноцветные белые ажурные многорядные широкие мережки 'настилом' из плотных декоративных мотивов, иногда украшенных широким кружевом.

Не прервалась традиция вышивки и в ХХ веке. В мае 1946 года в Твери организовалась артель 'Строчевышивка', в которую входило 9 вышивальщиц, и уже к концу 1946 года здесь работало 73 человека. В 1962 году 'Строчевышивка' объединилась с ведновской 'Строчевышивальной артелью 'Красные вышивальщицы', которая была организова­на в 1928 году. В 1945 году в ознаменование Победы проводилась выставка, где представлялся белый строчевой занавес 'Салют', вышитый мастерицами с. Ведное по рисунку Н.Н. Сапожниковой, с изображением лучей прожекторов и ракет, вздымающихся от здания Кремля и храма Василия Блаженного.

В последующие годы художники и мастера области неоднократно участвовали в выставках и конкурсах как у нас в стране, так и за рубежом (1955, 1977, 1982, 2001 в Москве, в 1970 в Осаке. Далее: 1982 - Лейпциг, 1983 - Оснабрюк, 1992 - Ленинград, 1988, 1996, 1997 - Тверь и др.). Это такие художники, как Л.Е. Перетягина , отмеченная за декоратив­ные занавеси 'Юбилейный' и 'Праздничный' и полотенце 'Тверские петухи', выполненные в технике ручной росписи и глади, в знаменитой ведновской строчке; мастера В.С. Михайлова, Н.М. Ново­жилова за полотенце 'Праздничное'; М.И. Ранцева за серию полотенец 'Возрождение', 'Ностальгия', 'Пасхальное'; М.В. Гусева за полотен­це 'Лето'; Т.В. Никитина, М. Бабаева, В.С. Михайлова, Н.М. Куликова, М.И. Ранцева, Н.Д. Паушкина, Т.А. Герасимова, В.И. Ванюшина.

Приз 'Золотая звезда Европы' за качество выпускаемых строчевышитых изделий в 1996 и 1998 гг. дважды получало ЗАО 'Тверские узоры'. Около 40 лет здесь проработала К.Д. Малыгина , с 1965 по 1985 гг. возглавлявшая предприятие. Творческой ра­ботой в это время руководила главный художник Л.Е. Перетягина. Сегодня традиции тверской художественной вы­шивки продолжают на предприятии последователи Л.Е. Перетягиной: М.И. Ранцева, более 10 лет являющаяся главным художником, З. Павлова, О. Абаканова.

Глубоки исторические корни золотошвейного промысла. Расцвета это искусство достигло на Руси в IХ - XI веках, а затем в XVII - XVIII веках.

Торжок - единственный старорусский город, сумевший пронести через века древнее искусство, сохранив его как промысел в неразрывной связи с традициями.

Что представляет собой золотное шитье? Так называется одна из сложнейших вышивок золотой и серебряной нитью по бархату, сафьяну, коже, сукну, кисее. Шитье выполняется прядильными нитями из тонкой позолоченной или серебряной ленточки, накрученной на льняную или шелковую основу - нитку. Часто используется бить - узкая тонкая полоска драгоценного металла, иног­да используется канитель - тонкая проволочка, свитая в спираль, кроме того, применяется тонкий золотой шнур.

Существует множество видов шитья. Всего известно более 100 разно­видностей швов: литой шов, чеканный, кованый и другие. В зависимости от прикрепа узоры могут быть самыми разнообразными и именовались в народном духе: 'городки', 'перышки', 'ключики', 'ягодки', 'ягодки с черенком'. Трудоемкий кованый шов все чаще сочетался с легкими сетками, звездочками, воздушны­ми петлями и другими несложными разделками.

Наиболее характерны и разнообразны узоры зооморфного, геометрического и растительного орнамента, где основным мотивом была ветка розы с цветами, бутонами и листьями. Основной узор украшался завитками, усиками, бле­стками, жемчугом, бисером, драгоценными камнями.

Особенно богато и разнообразно украшались золотной вышивкой головные уборы в Весьегонском, Осташковском, Торопецком, Кашинском уездах, добавлялись в узор жемчуг, бисер, блестки.

Одной из разновидностей торжокского золотошвейного промысла явля­лась вышивка по сафьяну, искусство выделки которого было заимствовано у ка­занских татар. В Торжке был учрежден сафьяновый двор, где скупались и вы­делывались козлиные шкуры. Из сафьяна шили туфли, сапоги, кошельки, пояса, рукавицы, душегреи, подушки и вышивали их золотой нитью.

Новоторжский праздничный женский костюм состоял из сарафана, рубахи с белыми кисейными рукавами, богато расшитыми пряденым золотом и битью, а также фартука. Головной убор был разукрашен золотыми и серебряными узорами и жемчугом. Поверх него надевался белый платок, также шитый золотом и битью, причем особенно пышно расшивался угол платка, который спускался на спину. Довершала костюм сафьяновая обувь с золотым узором.

Торжокским мастерицам не раз поручалось украшать драгоценным узором одежду знатных дворян и царские облачения. Так, во второй половине ХVIII века золотыми травками они расшивали нарядное платье Екатерины II, а в 1855 году готовили порфиру (мантию) с гербами коронации Александра II.

Мастера Торжка неоднократно участвовали в международных выс­тавках как в России, так и за рубежом: в Лондоне - 1851, 1862 гг., Москве - 1882 г., Филадельфии - 1876 г., Париже - 1889, 1900, 1925, 1937 гг., Санкт-Петербурге - 1902, 1913 гг., Нижнем Новгороде - 1896 г., Турине - 1911, 1923 гг., Монца - Милане - 1927, 1928 гг., Нью-Йорке - 1939 г., Осаке - 1970 г., Брюсселе - 1900, 1958, 1968, 1977 гг., получая медали, награды и дипломы.

В 1928 го-ду в г. Торжке была организована артель им. 8 Марта, которая стала выпускать знаки различия для Красной Армии, небольшие партии золотошвейных тюбетеек, наволочки для диванных подушек, дамские сумочки, кошельки.

В 1960 году артель была реорганизована в фабрику, которая входила в состав Калининского объединения 'Художественных промыслов', с 1976 года стала самостоятельным предприятием, а с 1995 года реорганизована в ОАО 'Торжокские золотошвеи'. Тридцать лет этим предприятием руководил заслужен­ный работник культуры Российской Федерации Б.И. Андреев (1970 - 2000 гг.). Большую роль в развитии золотошвейного промысла сыграли глав­ный инженер Т.И. Сергеева и главный художник М.П. Григорьева, а также художник Т.В. Ермакова и художники НИИ художественной промышленности Н. Сапожникова, З.Д. Кошкарова, Л.С. Филонова, Н.Т. Климова.

Интересен и разнообразен современный ассортимент золотошвей­ных изделий, разрабатываемый молодыми художниками И.Б. Ворониной (ныне глав­ный художник предприятия), Е.Л. Андриановой, Е.А. Зотовой, Т.А. Соболевой, Е.П. Николаевой, В.В. Алексеевой. Это уникальные панно, бювары (адресные папки), броши, серьги, заколки для волос, косметички, очечники, кошельки, пояса, ша­ли, палантины, жилеты, обложки и закладки для книг.

Руками торжокских мастериц были выполнены платье Наташи Рос­товой, мундиры офицеров Преображенского полка в фильме 'Война и мир', мундир для Каренина в фильме 'Анна Каренина', погоны и аксельбанты для героев филь­ма 'Битва при Ватерлоо', костюмы для киноленты 'Звезда пленительного счастья'.

В 1998 году для реконструкции Андреевского зала Большого Кремлевского дворца выполнена 'Досия' (занавес тронного зала) и обивка трех царских тронов с именными монограммами.

Кроме изделий с золотной вышивкой, предприятие выпускает и строчевышитую продукцию. Это комплекты столового и постельного белья, декоративные полотенца, салфетки, сорочки крестильные, белье ясельное, белье для новорожденных, легкая одежда для детей и женщин. Изделия украшает вышивка, выполненная в традициях тверс­кой народной вышивки.

Коллекции золотошвейных изделий находятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Твери.

Мастера и художники ежегодно принимают участие в выставках, выставках-ярмарках, конкурсах, проводимых в Москве, Твери, Санкт-Петербурге. (Тамара Власенко, заслуженный работник культуры РФ; Тверские ведомости, Тверь)

Название города в качестве украшения парка

Тверь очень старинный город. За многие века его существования на тверской земле развилось большое количество разнообразных видов народных художественных промыслов.

Высокого уровня развития достигло тверское ремесло уже в XIV веке, особенно обработка металлов. Замки́ тверской работы продавались в Чехии.

Кроме этого активно развивалось рукоделие, гончарство, деревообработка. Перечень основных ремёсел тверской земли:

  • резьба по дереву
  • роспись по дереву
  • кубовая набойка
  • изготовление одежды
  • кружевоплетение

В Твери сложилась своя оригинальная художественная школа: развивались зодчество, иконопись, переписка книг, ювелирное и декоративно-прикладное искусство. Здесь чеканилась своя монета. Тверские купцы торговали в Смоленске, Киеве, Витебске, Дорогобуже, Вязьме, Полоцке, Вильне и это далеко не всё. На территории Затьмацкого посада находился татарский гостиный двор.

История

Тверь основана в 1135 году на стрелке реки Тьмаки. С 1247 года — центр Тверского княжества. Во время монголо-татарского ига, в 1327 году, стала одним из центров сопротивления и соперничала с Москвой за роль политического центра Северо-Восточной Руси.

В 1304 г. князь Михаил получил ярлык на великое княжение и с этого момента, вплоть до 1327 г. Тверь являлась столицей русских земель.

С 1485 года в составе Московского государства, впоследствии — России. С 1796 года по 1929 годы — центр Тверской губернии, а с 1935 года — административный центр Тверской области.

Название

Большая перестройка

В 1764—1766 годах была возведена главная достопримечательность Твери — Путевой дворец императрицы Екатерины в стиле классицизм с элементами барокко по проекту М. Ф. Казакова.

В это же время между Путевым дворцом и Волгой был разбит городской сад. Дворец предназначался для отдыха членов императорской семьи по пути из Петербурга в Москву, откуда и получил своё название.

В 1809 году в Твери был создан Комитет по благоустройству города, в котором работал известный столичный архитектор К. И. Росси. По его проектам построены Христорождественский собор, жилые дома на набережной и в центре города. Им же перестроен Путевой дворец.

Архитектура

До середины XVIII века Тверь имела радиальную планировку с узкими улицами, расходившимися от Тверского кремля и застроенными в основном деревянными домами. Центральную часть города опоясывал земляной вал, на котором возвышались бревенчатые стены с боевыми башнями.

Храмы

В эпоху зрелого классицизма в Твери возводятся крупные по размерам бесстолпные храмы с несколькими фронтонами; из их числа сохранились Вознесенская церковь (1833, архитектор — И. Ф. Львов) и собор Христорождественского монастыря (1810-е года).

Морозовский городок

Модерн

Архитектура модерна, господствовавшая в этот период в Петербурге, не получила широкого распространения в Твери. Тем не менее, эпоха модерна оставила после себя несколько замечательных сооружений: Романовская школа, Карповское училище, Старый мост и другие.

В городе расположены несколько мемориалов и обелисков, а также многочисленные памятники, большая часть из которых сосредоточена в центральной части города.

Тверские ремёсла сегодня

И сегодня Тверской край радует любителей русского народного прикладного искусства разнообразными промыслами.

Токарные изделия в виде забавных композиций и отдельных фигурок, с большим юмором отображающие окружающую жизнь.

Разнообразные матрёшки, отличающиеся особым стилем, их так и называют — тверские матрёшки.

Старицкий район славится изделиями из берёзового капа.

Торжок известен золотым шитьём и глиняной игрушкой.

Продолжаются традиции и восстанавливается производство конаковского фаянса.

Сохраняют и развивают в Тверской области исторические народные ремёсла, характерные для этой местности.


- Здравствуйте люди добрые, здравствуйте люди веселые!
Пора праздник начинать, пора Масленицу встречать!

С понедельника, 24 марта в Тверской области начинаются масленичные дни, которые в этом году
приходятся на более раннии даты (в прошлом году с 4 по 10 марта).
Но главные обрядовые действа по традиции пройдут в воскресенье 1 марта.

Известно, что все дни масленичной недели имели свои названия: понедельник — Встреча;
вторник — Заигрыш; среда — Лакомка; четверг — Разгульный,
Широкий; пятница — Тещины блины; суббота — Золовкины посиделки;
воскресенье — Прощеный день.

Но в народе в эти семь дней существовали и негласные законы, нарушать которые было нежелательно.
Итак, на масленичной неделе требовалось: "С горы кататься, в снегу валяться, блинами объедаться".

Расшифруем, что же это значило.

В народе верили - как Масленицу проведешь, таким и год будет.

В народе верили - как Масленицу проведешь, таким и год будет.

Блины - непременное лакомство Масленицы. Самое популярное объяснение, что они символизируют солнце.
Но фольклористы копают порой глубже, уходя к поминальной символике.


Про количество съеденного за Масленицу говорилось неопределенно, но понятно:

Съесть надо столько, сколько раз собака хвостом вильнет".

Что касается рецепта блинов, то в Тверской губернии
их было много. Но особенно выделялись - "блины с припеком"
(блин с начинкой). И сытно, и богато


- С гор кататься, в снегу валяться

Сидеть на Масленицу дома строго запрещалось. Тех, кто не спешил присоединиться к гуляющим,
шутя называли "дубовыми колодами".

Тоже самое и с катанием с гор. Причем каталась с них не только молодежь, но и старушки,
чтобы жизнь долгая, да ровная была.

и с ветерком. Возраст?! А что возраст? По моему состоянию здоровья и по моим подсчетам
я планирую прожить до 120 лет. Поэтому и на гору до сих пор хожу. Чем дальше проедешь,
тем длиннее и жизнь будет".

Если гор на местности не было, то приветствовалось хотя бы поваляться в снегу.
Как говорили, на плодородие. Особенно это касалось молодых, незамужних девушек,
которых "солили" (посыпали) снегом, чтоб деток больше рождалось.

- На лошадях разъезжать


В этом году со снегом не повезло. А значит вспоминаем еще один обязательный пункт - катания на лошадях, украшенных ленточками и бубенцами.

В Тверской губернии (записи о селениях по реке Тверце) масленичное катание на лошадях начиналось
только с пятницы.

"На лошадей надевали самую лучшую сбрую, обвешивали их бляхами. Парни, которые собирались жениться,
специально к этому катанью покупали сани.

Все молодые парочки непременно участвовали в катанье. Девушки тоже добывали себе сани
и, "насевши по нескольку человек, наряженные, отправлялись куда-нибудь в ближайшую деревню,
где назначается съезд".

В такую деревню съезжались сотни саней. Даже девочки-подростки просили родителей запрячь им лошадь.
Если не было саней, то запрягали в дровни. Катанье продолжалось здесь в течение трех дней.
Имела значение одежда, в которой предстояло появиться на праздничных санях. Парни надевали крытые шубы;
за отсутствием своей даже брали напрокат, потом отрабатывали. Катанье, как и хоровод, было окружено
определенной атмосферой внимания старших, в которой формировалось общественное мнение".

Читайте также: