То5ус тогул то5о доклад

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Оонньуу “Тоҕус төгүл тоҕо?” Роббек Анжелика Уус – Алдан улууһа Саһылыкаан сүр.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Оонньуу “Тоҕус төгүл тоҕо?” Роббек Анжелика Уус – Алдан улууһа Саһылыкаан сүр.

Оонньуу “Тоҕус төгүл тоҕо?” Роббек Анжелика Уус – Алдан улууһа Саһылыкаан сүрүн оскуолата 5-с кылаас Салайааччы: Иванова Н.П.

Үлэм актуальноһа: Остуол оонньуутунан саха литературатын айымньыларыгар интэр.

Үлэм актуальноһа: Остуол оонньуутунан саха литературатын айымньыларыгар интэриэһи үөскэтии.

Үлэм сыала, соруга: “Тоҕус төгүл тоҕо?” уонна да атын уус – уран айымньы духу.

Үлэм сыала, соруга: “Тоҕус төгүл тоҕо?” уонна да атын уус – уран айымньы духуобунай ис күүһүн, кэрэтин оҕо бэйэтигэр тус суолталаахтык ылынар кыаҕын сайыннарыы.





Түмүк: Оонньуу уус уран айымньыны баҕаран туран ааҕыынан умсугутар. Оҕо ааҕыы.

Түмүк: Оонньуу уус уран айымньыны баҕаран туран ааҕыынан умсугутар. Оҕо ааҕыыга тардыстар, дуоһуйууну ылар кэриҥнэрин иҥэринэрэ ситиһиллэр. Бу оонньуу“Тоҕус төгүл тоҕо?” эрэ айымньыга буолбакка, кылаас таһынан ааҕыыга ханнык баҕар айымньыны тоҕус түһүмэхтээн туһаныахха сеп.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 085 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 12.05.2017 1068
  • PPTX 3.8 мбайт
  • 6 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Иванова Наталья Прокопьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Баннер портала 75 уроков Победы


Баннер портала 75 уроков Победы





















02.03.2022 Представляем виртуальную выставку, посвященную Всемирному Дню чтения вслух

Представляем виртуальную выставку, посвященную Всемирному Дню чтения вслух

Array ( [ID] => 7057 [~ID] => 7057 [CODE] => [~CODE] => [NAME] => Представляем виртуальную выставку, посвященную Всемирному Дню чтения вслух [~NAME] => Представляем виртуальную выставку, посвященную Всемирному Дню чтения вслух [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [PREVIEW_TEXT] => [~PREVIEW_TEXT] => [PREVIEW_PICTURE] => Array ( [ID] => 7703 [TIMESTAMP_X] => Bitrix\Main\Type\DateTime Object ( [value:protected] => DateTime Object ( [date] => 2022-03-02 14:24:08.000000 [timezone_type] => 3 [timezone] => Asia/Yakutsk ) ) [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 257 [WIDTH] => 400 [FILE_SIZE] => 36957 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/aac [FILE_NAME] => вслух.jpg [ORIGINAL_NAME] => вслух.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => 2ca0b883bfab82b7b6f60c0774e0873d [~src] => [SRC] => /upload/iblock/aac/%D0%B2%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%85.jpg [UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/aac/вслух.jpg [SAFE_SRC] => /upload/iblock/aac/%D0%B2%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%85.jpg [ALT] => Представляем виртуальную выставку, посвященную Всемирному Дню чтения вслух [TITLE] => Представляем виртуальную выставку, посвященную Всемирному Дню чтения вслух ) [~PREVIEW_PICTURE] => 7703 [DETAIL_PICTURE] => [~DETAIL_PICTURE] => [IBLOCK_ID] => 20 [~IBLOCK_ID] => 20 [ACTIVE_FROM] => 02.03.2022 14:16:12 [~ACTIVE_FROM] => 02.03.2022 14:16:12 [DETAIL_PAGE_URL] => /announcements/7057/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /announcements/7057/ [LANG_DIR] => /en/ [~LANG_DIR] => /en/ [EXTERNAL_ID] => 7057 [~EXTERNAL_ID] => 7057 [IBLOCK_SECTION_ID] => 155 [~IBLOCK_SECTION_ID] => 155 [IBLOCK_TYPE_ID] => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [LID] => en [~LID] => en [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [EDIT_LINK] => [DELETE_LINK] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 02.03.2022 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( ) )

02.03.2022 Модельные библиотеки: калейдоскоп новостей

01.03.2022 Национальная библиотека Якутии осуществляет доступ к базе патентов


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

1. Амма Аччыгыйын аата

  • А) Дмитрий Кононович Сивцев
  • Б) Николай Егорович Мординов
  • В) Семен Степанович Яковлев
Вопрос 2

2. Ваня улахан бааҥканы тоҕо туппата?

  • А) Үтүлүгүн дьиэҕэ умнубут
  • Б) Илиитэ ыалдьыбыт
  • В) Улахан бааҥканы тутуон баҕарбатах
Вопрос 3

3. Ваня эбээтэ тоҕо улаҕа диэки эргилиннэ?

  • А) Сылайан
  • Б) Ыалдьан
  • В) Хомойон
Вопрос 4

4. Люба маамата Катя мааматыттан тугу көрдөөтө?

  • А) Дьэдьэни
  • Б) ДөлүҺүөнү
  • В) Отону
Вопрос 5

5. Катя тоҕо таһырдьа таҕыста?

  • А) Бэйэтин наадатыгар
  • Б) Любаҕа отон биэрэ
  • В) Мааматыгар кыыһыран
Вопрос 6

6. Горик Машаҕа тугу биэрдэ?

  • А) Куобах оонньуур
  • Б) Мээчик
  • В) Куукула
Вопрос 7

7. Миша Гориктан массыынаны тоҕо ылбата?

  • А) Ылыан баҕарбата
  • Б) Горик биэрбэтэх
  • В) Горик тэбэн биэрбит
Вопрос 8

8. Андреев Сеня балтын аата

Вопрос 9

9. Коля Сенялаахха тоҕо оонньообокко барда?

  • А) Дьиэтигэр ыксаан
  • Б) Оонньоон бүтэн
  • В) Сеняттан хомойон
Вопрос 10

10. Мария Васильевна тоҕо кыыһырда?

  • А)Оҕолор айдаарбыттарын иһин
  • Б)Учууталга миэстэ биэрбэтэхтэр
  • В) Оҕонньордоох эмээхсиҥҥэ миэстэ биэрбэтэхтэрин иһин
Вопрос 11

11. Хабырыыс эһэтэ

  • А) Тимир ууҺа
  • Б) Мас ууһа
  • В) Көмүс ууһа
Вопрос 12

12. Хабырыыс тоҕо куотта?

  • А) Паартаны быһаҕынан ойута быспыт
  • Б) Эһэтэ таһыйбыт
  • В) Куһаҕан сыананы ылбыт
Вопрос 13

13. Артур үөрэнэр оскуолатыгар кими кытта көрсүҺүү буолуохтааҕый?

  • А) Космонавы
  • Б) Бастыҥ үлэһити
  • В) Геройу
Вопрос 14

14. Артур то5о көрсүҺүүгэ барбата?

  • А) Ыалдьан
  • Б) Солото суох буолан
  • В) Куһаҕан сыаналаах буолан
Вопрос 15

15. Нюта ханнык учебнигы кырыйан хаартыска альбома оҥорбутай?

  • А) География
  • Б) Математика
  • В) История
Вопрос 16

16. Нютаттан тоҕо бары кэлэйдилэр?

  • А) Альбому көрдөрбөтөҕүн иһин
  • Б) Альбомҥа хаартыскалара суох буолан
  • В) Оҕолорго суох кинигэни алдьаппытын иһин
Вопрос 17

17. Маайа кыыс сайын устата тугу хомуйбутай?

  • А) Дьэдьэн
  • Б) Гербарий
  • В) Тэллэй
Вопрос 18

18. Кэтириис эмээхсин тоҕо: “Хараҥабыт бэрт ээ”, - диэтэ

холобур урут биьиэхэ дурданы сэьээккэ дьиирбит оссо туох дьииллэрэ буолла


Нууч.диал.Засадка.


Мээнэ буолума.

Саһаакка = саһар диэн тылтан тахсар.

Нууччалар эмиэ сахаттан ылан туһана сылдьаллар ити тылы.
Саһаакка - засада - сас, саһыы диэнтэн тахсар.

Скрадок диэн эмиэ украсть диэн төрүттээх.
Украсть = харапчи диэнтэн тахсыбыт тыл.

Уор, уорууй диэнтэн Вор, воруй диэн тахсар.

скрадок дьиэн этэ дьии оссо онноо5ор нууччалыы эмиэ хайдыьар Засидка уонна скрадок


Харыал диэччилэр


Харыал диэччилэр


харыал анды манчыыга


Харыал = профиль


Харыал - караул

Кус кэтиир сир
Анды мончуугун хоруол диир этилэр:-) Хаас хоруола


Харыал - караул

Кус кэтиир сир
Анды мончуугун хоруол диир этилэр:-) Хаас хоруола


Сиикэйдээмэ

Харыал = Үкчү, күлүк диэн суолталаах.


сэһээккэ диэн тыл сибиир булчут нууччаларыгар засЯдка дэнэр.

онон киирии тыл.
Саһар диэнтэн буолбатах.

харыал дьиэн Булуу дьиэки олох билбэт этим манна кэлэн Илин энэр билтим

Анардас кустарбыт ааттара арахсаллар Оруйуоттарынан Хотуннан

Ньурба кыыһа сосканы эмсэх диэбитэ:-)



Эмп - эмптиэкэ:-)
Эмпбулатаарыйа:-)


Вафлискын да?

Мин көрүүбэр

тыл туһунан мөккүһэр туһата суох курдук.Тоҕо диэтэргит,дойдубут барахсан уйаара-кэйээрэ биллибэт киэҥ-нэлэмэн сирэ-уота,ону тэҥэ,былыр-былыргыттан хас эмэ омугу кытта ыаллыы алтыһан олоруу-тылбыт диалегар сүҥкэҥнээхэй сабыдыалы оҥорбутун бэккэ диэн билэ-көрө сылдьаҕыт.

Функциональное понимание
В социолингвистике и на бытовом уровне диалекты противопоставляются стандартному, или
литературному языку . С этой точки зрения, для диалекта характерны следующие особенности:
социальная, возрастная и отчасти половая ограниченность круга носителей диалекта (в России это
главным образом жительницы села старшего поколения);
ограничение сферы использования диалекта семейными и бытовыми ситуациями;
образование полудиалектов как результат взаимодействия и взаимовлияния различных говоров и
связанная с этим перестройка отношений между элементами диалектных систем;
нивелирование своеобразия диалектной речи под влиянием литературного языка (через средства
массовой информации, книги, систему образования и т. п.) и возникновение промежуточных форм —
например, диалектно окрашенной литературной речи.

Таксономическое употребление
Лингвистическое понимание особенно важно для языковой систематики, в рамках которой термину
диалект присвоен таксономический статус на шкале с четырьмя уровнями близости: язык — наречие —
диалект — говор [2] . Согласно выработанному определению, два идиома являются диалектами одного
наречия, если между ними наблюдается практически полная взаимопонятность, хотя носители
отмечают особенности каждого диалекта, обычно в произношении ( акцент ) и употреблении некоторых
слов. Как правило, такой уровень близости соответствует 97 и более процентам совпадений в списке
Сводеша .
С одной стороны диалекты могут объединяться в наречия или группы диалектов , а с другой — делиться
на говоры . Определение таксономического статуса того или иного идиома зависит от общей
диалектной дробности в данной языковой общности и определяются для каждого языка
индивидуально.

Язык или диалект
Основная статья: Язык или диалект
Не существует единого понимания и соответственно единых критериев для разграничения языка и
диалекта, поэтому, говоря, что данный идиом является языком или диалектом, необходимо
оговаривать, что понимается под тем или иным термином. В случае, когда нужно избежать выбора,
лингвисты обычно используют термин идиом , обозначающий любую мало-мальски отличную от
других разновидность языка.
Идиом может считаться диалектом, например, если:
он не является стандартизованным литературным языком;
его носители не имеют собственного государства или автономного образования;
он не является престижной формой общения.

Примечания
1. ↑ В другом своём значении этот термин обозначает небрежную, неправильную речь с элементами
арго и жаргонов .
2. ↑ Языковая систематика
См. также
Диалектология
Языковая систематика
Вертикальный языковой континуум (акролект — мезолект — базилект)
Язык или диалект
Наречие
Говор
Акцент
Кластер
Идиом
Социолект
Жаргон
Патуа
Этнолект
Различия в речи москвичей и петербуржцев
Русский язык Одессы
Некоторые статьи о диалектах:
Диалекты русского языка
Диалекты татарского языка
Список китайских диалектов
Диалекты немецкого языка
Диалекты английского языка
Диалекты корейского языка
Диалекты японского языка , наиболее известный из которых — кансайский

Читайте также: