Тмутараканский камень доклад 6 класс

Обновлено: 08.07.2024

Я не буду. Я не буду такой, как все: Я останусь такой, как есть; И желания нет совсем Вдру.

Motivi all’Uncinetto №54 2021 (вязание в интерьере крючком, филейное вязание) 2 3 .

Доменико Морелли (Domenico Morelli),1826-1901гг.Италия. *****.

-Фотоальбом

Природа 20:06 16.09.2020 Фотографий: 169 Мир 00:28 11.05.2018 Фотографий: 31 Фотографы 07:56 20.08.2017 Фотографий: 111

-Видео

Старое видео BBC, о том что спагетти рас 28.07.2018 --> Смотрели: 18 (3) Японский сырный пирог (Jiggly Fluffy Jap 21.05.2018 --> Смотрели: 80 (3) Реактивный трактор 21.05.2018 --> Смотрели: 17 (10) Необычный метод обработки земли 27.03.2018 --> Смотрели: 38 (1) Оптическая иллюзия которая вполне может 27.03.2018 --> Смотрели: 33 (1)

-Музыка

-Ссылки

-Рубрики

-Метки

-Всегда под рукой

-Поиск по дневнику

Тмутараканский камень

Надпись на нем неоспоримо подтверждает тесную связь Древней Руси с современным Крымом


Мрамор, резьба, полировка. 111 х 45 х 24 см Вес - 856 кг. Фото: ГЭ. Инв. N ЭРА-47/1 Надпись на лицевой стороне камня: В ЛЕТО 6576 ИНДИКТА 6 ГЛЕБ КНЯЗЬ МЕРИЛ МОРЕ ПО ЛЕДУ ОТ ТМУТОРОКАНЯ ДО КОРЧЕВА 14000 САЖЕН. Поступление: в Императорский Эрмитаж - в 1851 году; ранее (с 1835) - в Керченском музее древностей.

Порог казармы: дверь в древность

Лето 1792 года выдалось в Тамани дождливым. Казарму егерского батальона заливало. Неподалеку от старой турецкой крепости в овраге среди обломков древних построек егеря насмотрели длинную массивную мраморную плиту и, перетащив ее к своей казарме, превратили в порог. Пол в казарме просох, но радовались егеря недолго. Командир батальона, премьер-майор Х. Розенберг обратил внимание на древнерусскую надпись, насеченную на плите.

Хотя смысл некоторых знаков оставался темным, не подлежало сомнению: надпись увековечила измерение расстояния "от Тмутороканя до Корчева", пройденного неким князем Глебом по льду замерзшего моря.

Розенберг уведомил о находке начальство. В начале сентября флота капитан бригадирского ранга П. Пустошкин, погрузив камень на борт небольшого судна "Панагия Апотуменгана" (греч. Таманская Пресвятая), отплыл из Тамани в Таганрог. Он намеревался представить находку председателю Черноморского адмиралтейского правления вице-адмиралу Н. Мордвинову, но, не застав того в Таганроге, отправился в Севастополь. В ночь с 8 на 9 сентября на севастопольском рейде жестокий шторм сорвал судно с якорей и прибил к берегу Стамбула. Лишь в конце марта 1793 года после длительного ремонта корабль с таманским мрамором на борту возвратился в Севастополь. Уже оттуда находку доставили к Мордвинову в Николаев.

Здесь камень осмотрел войсковой дьяк (глава канцелярии Войска Донского) премьер-майор Г. Егоров; оказавшись вскоре в Петербурге, он сообщил о таманском памятнике графу А. Мусину-Пушкину - страстному собирателю отечественных древностей. По представлению последнего императрица Екатерина II повелела вернуть памятник в Тамань "с устроением приличного вокруг его ограждения и чтобы снята была его мера, а более всего слова на нем находящиеся в точной их величине и почерке". Академику П. Палласу было поручено изучить памятник на месте.

Казалось, бывшему порогу егерской казармы уготован высокий жребий. Однако всего через десять лет известному архитектору Н. Львову пришлось разыскивать Тмутараканский камень среди других мраморных обломков в поросшей быльем церковной ограде.

Вместе со своими спутниками Львов перенес камень в местную церковь, где из остатков древних мраморных сооружений воздвиг монумент, символизирующий драматическую историю Тамани со времен классической Греции до эпохи генуэзского владычества.

В 1835 г. Тмутараканский камень стал экспонатом Керченского музея древностей; в 1851 г. он поступил в Императорский Эрмитаж.


Князь Глеб Святославич убивает волхва. Миниатюра из Радзивилловской летописи. Фото: СПБ, Библиотека Российской Академии наук.

Эксперимент Глеба, князя Тмутараканского

Город Тмутаракань, упомянутый в надписи на камне, располагался на месте античной Гермонассы, основанной ионийцами в первой половине VI в. до н.э. С VI в. н.э. на месте Гермонассы мы находим византийский город Таматарха; в VIII-X веках им владели хазары, переименовавшие город в Самкерц. После знаменитого хазарского похода князя Святослава Игоревича (965 г.) Самкерц с его окрестностями обратился в Тмутаракань - русское княжество, которым владели представители рода Святослава Ярославича, князя Черниговского. Старший сын Святослава, Глеб Святославич, упомянутый в надписи на камне, княжил в Тмутаракани с 1064 г., но был изгнан оттуда двоюродным братом - князем Ростиславом Владимировичем. После смерти Ростислава (1065 г.) Глеб вернулся в Тмутаракань, но два года спустя получил Новгород.

По словам летописца, князь Глеб был милостив к убогим и любил странников, радел о церквах, горячо веровал, был кроток и лицом красив. Если не о кротости, то о "горячей вере" Глеба можно судить по его аргументам в диспуте с волхвом, объявившимся в Новгороде в 1071 г. Кудесник бранил христианскую веру, оскорблял епископа и обещал перейти на другой берег Волхова по воде как по суше. Напрасно епископ Федор убеждал новгородцев не слушать язычника: его окружение редело, толпа вокруг вдохновенного чародея росла. Князь Глеб, держа под плащом топор, вопросил волхва, знает ли он, что будет с ним, волхвом, в этот день. Когда тот ответил, что сотворит великие чудеса, Глеб Святославич раскроил ему череп.

Впрочем, и сам Глеб умер насильственной смертью: вынужденный бежать из Новгорода на север, в Заволочье, он был убит местными жителями ("чудью") 30 мая 1079 г.

Как мы видим, князь не раз совершал дальние путешествия с юга на север и обратно. Возможно, скитания и пробудили в нем интерес к географическим наблюдениям и подвигли на измерительный эксперимент. Зимой 1068 г. Глеб Святославович, вновь ненадолго оказавшись в Тмутаракани, воспользовался морозами, сковавшими Азовское море, для того чтобы измерить по прямой расстояние до Корчева (Керчи).


И.Б. Лампи Старший. Портрет гр. А.И. Мусина-Пушкина. 1792/1797. Фото: Государственный Эрмитаж

14 000 сажен: от Тамани до Керчи

В 1794 г. "по высочайшему повелению" граф А.И. Мусин-Пушкин издал свое "Историческое исследование о местоположении древнего российскаго Тмутараканскаго княжения". Однако автору не удалось верно истолковать некоторые численные обозначения в надписи на камне, и координаты Тмутаракани он определил поэтому весьма приблизительно: "княжению Тмутараканскому, - писал он, - надобно быть в той же стороне около Азовского моря, а при том в смежности с владениями Греческими, и отнюдь не далее от Корсуни (т.е. Херсонеса Таврического, близ современного Севастополя. - Авт.), как на восемь дней езды".

Безошибочно прочел надпись и точно локализовал Тмутаракань А.Н. Оленин, впоследствии директор Публичной библиотеки и президент Академии художеств. Результаты своих двенадцатилетних трудов он изложил в "Письме к графу А.И. Мусину-Пушкину о камне Тмутараканском" - издании, вышедшем в свет весной 1806 г. В прочтении Оленина надпись на камне гласила:

"В лето 6576 индикта 6 Глеб князь мерил море по леду от Тмутороканя до Корчева 10000 и 4000 сажен".

В переводе на современное летосчисление 6 индикт 6576 года означает декабрь 1067 - январь 1068 гг. Определив расстояние от Тмутаракани до Корчева (Керчи) в 14.000 сажен (ок. 24,5 км), Оленин подтвердил предположение, высказанное петербургским академиком Г.З.Байером еще в 1736 г.: Тмутаракань находилась на месте древней Гермонассы, Таматархи и Самкерца - на месте нынешней Тамани.

Надпись на таманском камне свидетельствовала о близком соседстве древнерусской Тмутаракани с Корчевом (Керчью), расположенным на месте античного Пантикапея. Таманский памятник приобрел поэтому роль веского аргумента в пользу теории, представлявшей Россию прямой преемницей культуры Древней Греции, унаследованной ею через Византию, - в отличие от стран Западной Европы, восприявших наследие Эллады через посредство Рима. Эта теория служила философским обоснованием "греческого проекта" Екатерины II и Г.А. Потемкина, намеревавшихся изгнать турок из Европы и основать на руинах Османской империи новое православное государство со столицей в Константинополе.

Более того, Тмутараканский камень подтверждал историческое присутствие русичей в X-XII столетиях на землях в дельте Кубани, отвоеванных у турок в ходе войны 1787-1791 гг.

Актуальность находки была столь поразительна, а надпись столь своеобразна, что неизбежно возникли подозрения в умышленной фальсификации. Споры о подлинности Тмутараканского камня длились с 1825 по 1979 г. - до выхода в свет труда А.А. Медынцевой, лишившего почвы всех, кто ставил под сомнение аутентичность этого выдающегося памятника.


Гравюра А.И. Ермолаева с рисунка И.А. Иванова. Памятник, сооруженный в Тамани Н.А. Львовым. Фронтиспис к изданию: А.Н. Оленин. Письмо к гр. А.И. Мусину-Пушкину о камне Тмутараканском. СПб., 1806 год.


Тмутараканский камень фото

Реликвия Эрмитажа

В настоящее время в Эрмитаже хранится известный камень Тмутараканский – знаковый памятник русской истории. На камне имеется красивая древнерусская надпись. В ней говорится об измерении расстояния от Тмутаракани до Корчева (Керчи) в 1068 году. Сама эта надпись была найдена в 1792 году и послужила доказательством существования Тмутаракани. До этого момента свидетельства о Тмутараканском княжестве были только на бумаге. О точном месте обнаружения камня до сих пор ходят легенды, и доподлинно неизвестно, где именно он был найден. Согласно одной теории, находку обнаружили на территории Фанагории, по другим свидетельствам, это произошло на территории крепости у берега моря. Место хранения исторического артефакта несколько раз менялось. Изначально до 1803 года он находился на территории Тамани. После этого камень был перевезен в Керченский музей. А с 1851 года и по сей день реликвия хранится в Санкт-Петербурге в стенах Эрмитажа.

Историческое значение Тмутараканского камня

Обнаружение камня имело в то время важное историческое значение. Екатерина II очень щепетильно относилась к изучению истории Российского государства. Императрица сама интересовалась историей и постепенно ввела моду на старину. К сожалению, первые письменные источники на Руси датировались только XI веком. Отсутствие более ранних исторических свидетельств объяснятся просто. Большинство древнерусских городов были построены из дерева. Часто и повсеместно вспыхивали пожары, в которых и погибали более ранние письменные источники. Именно по этой причине обнаружение Тмутараканского княжества вызвало живой интерес у современников.

Камень Тмутараканский

Первые упоминания о Тмутаракани

От Гермонасса до Тмутаракани

В настоящее время сведения о Тмутаракани все еще собираются и уточняются. Но кое-что уже давно считается исторически доказанными фактами. Известно, что изначально город Тмутаракань был основан греками и носил другое название – Гермонасс. Он входил в состав Боспорского царства с VI века до н. э. Дома в городе строились из камня и были очень похожи – все двухэтажные, состоящие из 5 комнат и покрытые черепицей. В центре располагался акрополь. После завоевания Тюркским каганатом город был переименован в Тументархан. На город часто совершались набеги, и, в конце концов, он превратился в крепость. Жили здесь представители разных национальностей (аланы, греки, хазары, армяне) и вероисповеданий (христиане, иудеи, язычники). Горожане занимались торговлей и виноделием.

Надпись на тмутараканском камне

История города

В 956 после разгрома Хазарского каганата город перешел под власть Руси. И получил название Тмутаракань. На тот момент это был достаточно крупный торговый город, через который поддерживались экономические и политические связи. С главным городом княжества связано много известных в истории Руси имен. Князь Глеб измерил расстояние от Тмутаракани до Корчева по льду, о чем гласит надпись на Тмутараканском камне. В разные годы Тмутараканью правили такие русские князья как Мстислав Владимирович, Ростислав Владимирович, Олег Святославович, Ратибор. Некоторое время город находился под контролем Византии. С того времени сохранились печати Олега Святославовича, которые подтверждают эти сведения. А Тмутараканский камень, обнаруженный в 1972 году, также служит историческим артефактом.

город Тмутаракань

Современные изучения артефакта

Тмутараканское княжество

Тмутаракань сегодня

В настоящее время на том месте, где предположительно располагался город Тмутаракань, и где был обнаружен Тмутараканский камень, история которого обсуждается до сих пор, находится город Тамань. Жители города свято хранят историю своей малой родины, которая уходит корнями в глубь веков. Переломной точкой в истории Тамани и Таманского полуострова стал XVIII век – именно в это время сюда стали переселяться черноморские и донские казаки. В начале следующего века Россия стала участницей многолетней Кавказской войны, и на территории Таманского полуострова проходили многочисленные кровопролитные бои. Не обошли стороной эти места и последующие войны – Гражданская и Великая Отечественная. В ноябре 1918 года Кубань была освобождена от большевиков. А во время Великой Отечественной войны жители полуострова героически сражались с врагом за Одессу и Севастополь.

Завоевание Тмутаракани

Памятник в Тамани

Сегодня Таманский полуостров – это богатый плодородный край, настоящий рай для туристов. В свое время город посетили такие известные поэты, как Лермонтов, Пушкин и Грибоедов. На территории Тамани находится точная копия артефакта, который хранится в Эрмитаже. Надпись на Тмутараканском камне 1068 г. перенесена и на памятник, который установлен в городе.


В 1792 году на территории станицы Тамань была сделана интересная археологическая находка - обнаружилась мраморная плита с надписью на древнерусском языке. Надпись эта гласила следующее: "В лето 6576 индикта Глеб князь мерил море по леду от Тьмутороканя до Корчева 10 000 сажен и 4 000 сажен". Находка явно относится ко временам существования Тмутаранского княжества Руси. Речь в надписи идет о событии 1068 года по новому летоисчислению, введенному в нашей стране Петром I от рождества Христова.


Ныне Тмутараканский камень хранится в Эрмитаже, а в Таманском археологическом музее представлена часть мраморной колонны с надписью-посвящением знаменитой находке. Но попала эта находка в Эрмитаж не сразу. Известно, что летом 1792 года егеря А.Суворова построили для защиты пристани редут и приспособили большой мраморный блок в качестве порога своей казармы. Затем эту надпись рассмоотрел их командир.

До 1803 года камень покоился в саду у Покровской церкви (сейчас она стала достопримечательностью Тамани, сохранив уникальные очертания античного здания). А в 1803 г. камнем заинтересовался архитектор – Львов-Никольский. В 1834 г. после урагана, который чуть не погубил некоторые строения и реликвии, Тмутараканскую плиту доставили в Керченский музей. А в 1851 г. ее перевезли для дальнейшего изучения в Санкт-Петербург.

Долгое время многие официальные ученые считали этот артефакт "подделкой", ибо не могли поверить, что на Руси существовала подобная графическая традиция. Но в 1970 годы в музее была проведена подробная экспертиза этого артефакта и сделан анализ письменности, которые подтвердили его подлинность, несмотря на явное противоречие этой находки мифам официальной истории.

Но что с этой находкой не так? Нам официальные историки прожжужали все уши о том, что Русь якобы была "деревянной". Поэтому все археологические находки деревянного зодчества сразу же становятся общеизвестными и рекламируются на всю страну. Но как только натыкаются на засыпанные Потопом каменные здания и этажи, то подобные находки уже не афишируются и в большинстве случаев опять скрывают под слоем земли. Создается такое впечатление, что существует некая тайная жреческая каста, которая указывает историкам и археологам: какие находки открывать простому народу, а какие - скрывать от него.

Известно, что мрамор - это камень, который активно использовала именно античная цивилизация, создававшая из него скульптуры, колонны, облицовку и прочие элементы зданий. А данная плита, как раз, мраморная. Но, согласно официальной версии, древнерусские мастера владели только обработкой дерева. Так кто же тогда наносил эту надпись? Ну уж явно не греки, ибо надпись эта явно не на греческом языке.

Конечно фальсификаторы истории изрядно "зачистили" древние артефакты, подменяя на многих античных плитах древнерусские надписи на греческие. И все для того, чтобы любые античные поселения в Причерноморье объявлять "греческими полисами" и относить их существование ко временам мифической Древней Греции. Вот и про данную плиту официальные историки могут сочинить очередную сказку, что якобы древние русы использовали найденную ими "греческую" античную плиту, на которой и нанесли свои надписи.

Так вот, согласно таблице, приведенной в этой статье, белый мрамор относится к относительно долговечным облицовочным камням. Он начинает разрушаться уже через 75-150 лет и окончательно разрушается через 1200 лет. Ну а цветные мраморы вообще относятся к недолговечным облицовочным камням. Разрушаться он начинает через 20-75 лет, а окончательное разрушение наступает в период от 100 до 600 лет.

Данная мраморная плита относится к белому мрамору и судя по тому, что она еще полностью не разрушилась, то существует она явно меньше 1200 лет. И если принять за то, что изготовлена она была во времена княжения князя Глеба, т.е. чуть менее 1000 лет назад, то все сходится. Зато подумайте теперь о том, когда на самом деле существовала античная цивилизация, которая использовала мрамор, еще не успевший разрушиться? Явно не 2 с лишним тысячи лет назад. Потому то, мнение альтернативщиков о том, что настоящая античная цивилизация (спрятанная за псевдоисторическими мифами о Древней Греции и Древнем Риме) существовала в Средневековье, а не в древнейшие времена, является верным, а официальные историки явно нам врут.

Это значит, что никакого древнегреческого городища Гермонасса, якобы существовавшего в IV веке до н.э. на месте Тамани никогда не существовало, ибо элеметы построек (те же колонны, например) и статуи из мрамора просто не смогли бы сохраниться не только до наших дней, но даже и до момента обнаружения Тмутараканского камня в XVIII веке.

Еще один вывод заключается в том, что наши предки вполне умели работать с мрамором, а значит и имели прямое отношение к этой средневековой античной цивилизации. И именно они, а не мифические "греки" строили свои города не только в пределах Тьмутараканьского княжества (существование которого после этой находки уже невозможно игнорировать), но и по остальному побережью Черного моря, включая Крым и Кавказ (не случайно и Черное море раньше называлось именно "Русским", а не "Греческим"). И именно им принадлежат все т.н. "античные" причерноморские постройки, вольно присанные историками "грекам и римлянам".

Конечно, фальсификаторы постарались "зачистить" все подлинные древнерусские надписи на античных постойках и плитах, заменив их "греческими". Но, как видим, благодаря смекалке русских солдат А.Суворова, использовавших эту плиту в качестве ступеньки в одном из сооружений, и сохранилось фактическое свидетельство древнерусской античной цивилизации Причерноморья, которой и принадлежат многие обнаруженные здесь т.н. "греческие полисы" и "римские виллы".

И, конечно, никакие констукции и статуи из мрамора не могли бы дожить до нашего времени, если бы создавались более 1200 лет назад. А это значит, что т.н. "античная цивилизация" существовала во времена Средневековья, а не тогда, когда нам это описывают учебники официальной истории. И так называемые "Древняя Греция" и "Древний Рим" были лишь отдельными провинциями этой античной цивилизации, которая, судя по ареалу распространения зданий в едином античном стиле, существовала некогда почти по всему миру. И существовала, как это нам показывает состояние элементов констукций и статуй из мрамора, совсем недавно.

1. Тмутаракаанский камень — мраморная плита с высеченной на ней кириллической надписью на древнерусском языке. Найден в Тамани, в десяти-пятнадцати метрах от моря. Здесь летом 1792 года егеря Суворова построили для защиты пристани редут. И приспособили найденный большой мраморный блок в качестве порога своей казармы. Тут загадочную надпись и разглядел командир егерей. В настоящее время камень хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

3. Впоследствие на месте находки камня археологи открыли древнерусский город – Тмутаракань

4. Филологическим особенностям надписи обнаружены аналогии в берестяных грамотах XI—XII вв., в киевских и новгородских граффити, источниках, которые не были известны первым исследователям памятника.

5. Не только готы и греки, но и русские жили в Таврии. Причем на 400 лет раньше появления предков крымских татар на полуострове.

6. Тмутаракаань — один из древнейших городов Tаманского полуострова, был расположен на территории современной станицы Тамань Темрюкского района Краснодарского края. Город был основан греками с острова Лесбос. В VI веке город был завоёван Тюркским каганатом и с этого времени получил новое название — Тумантархан, которое происходит от тюркского титула тархан и слова тумен, обозначавшего у кочевников войсковое подразделение в 10 тысяч человек. После разгрома Хазарского каганата в 965 году (или, по другим данным, в 968—969) князем Святославом Игоревичем город перешёл под власть Древней Руси. Тмутаракань (Тмуторокань, Тмутороконь, Тьмуторокань, Тмуторотань, Торокань) — столица древнерусского Тмутараканского княжества.

7. Крымские татары — это половцы и печенеги, кочевники, которые пришли на Русь из Азии в 10 веке, и совершали набеги на Русь, о борьбе с ними пишется в летописях. Позже, при нашествии монголов, половцы и печенеги были побеждены монголами и переняли у них название (одно из монгольских племен носило название татары), после чего поселились в Крыму, и позже перешли под протекторат Турции.

Находка Тмутараканского камня действительно произвела сенсацию, а публикация в 1794 г. А. И. Мусиным-Пушкиным надписи возбудила кое в ком подозрения. Некоторые из скептиков склонны были обвинить Мусина-Пушкина в подлоге, чаще всего не зная ни истории находки камня (не Мусин-Пушкин нашел его), ни степени подготовленности Мусина-Пушкина для выполнения подлога, ни источников по русской истории середины XI в. Рассуждения же о целях и способах изготовления подделки вообще переносились из области науки в область детективной фантастики.

Но среди тех, кому Тмутараканский камежь казался подозрительным, были и вполне добросовестные ученые. К ним следует отнести Н. Арцыбашева в первой половине прошлого столетия и А. Спицына в начале этого века.

Н. Арцыбашев вопроса о Тмутараканском камне как таковом в сущности не разбирал. Он поставил снова вопрос о местонахождении Тмутаракани и пришел к выводу, что этот город находился недалеко от Киева, на Днепре 2 . Тмутараканский камень вызывал у него сомнение лишь потому, что он препятствовал локализации города вблизи Киева и переносил его в далекую Тамань 3 . Тогда же Кеппен указал на невероятность подделки, так как не только в XVIII в., но и во времена Н. М. Карамзина еще не знали палеографии 4 . Новый скептический наскок в 40-е годы XIX в. также без особого труда был отбит защитниками подлинности камня 5 .

Тем не менее он снова ставит вопросы и снова поднимает сомнения, А. Спицын признал подлинность камня, не поверив в существование русского княжества на Тамани. А. Л. Монгайт, не подвергая сомнению местонахождение Тмутаракани, счел возможным поставить под сомнение камень, который сослужил столь полезную службу историкам и археологам.

Первое сомнение A. Л. Монгайта связано с указанием расстояния на камне. Он приводит данные, из которых следует, что мнимый фальсификатор Мусин-Пушкин не смог правильно прочитать надписи, полагая, что в ней указаны 8054 сажени, и что он не знал действительного расстояния между этими пунктами, определяя его в 7619 саженей. Лишь А. Оленин в 1806 г. правильно прочел текст.

Где мерили пролив, действительно неизвестно, и с этим необходимо считаться. Но кто мерит современными саженями? А. И. Мусин-Пушкин и А. Л. Монгайт. Мусин-Пушкин просто не знал, что в его время помимо казенной трехаршинной сажени в крестьянском быту существовала так называемая маховая сажень, размеры которой очень неопределенно выводились из размаха рук. Но за следующие полтора столетия накоплено немало данных о древнерусских мерах длины. Уже А. Оленин (кстати, впервые) поставил вопрос о том, что в древней Руси мерили не трехаршинной, а меньшей саженью, и допустил существование трехлокотной сажени. П. Бутков мимоходом заметил, что такая сажень встречается у некоторых наших соседей.

Итак. А. Л. Монгайт не дал ничего нового по сравнению с предшественниками. Он не сообщил читателям, что А. Спицын признал подлинность Тмутараканского камня, даже не признав локализации Тмутаракани на Таманском полуострове. А ведь проблема Тмутараканского камня — это проблема местонахождения Тмутаракани. И. Н. Арцыбашев, и П. Свиньин, и Г. Спасский, и А. Спицын поднимали этот вопрос только потому, что не верили в возможность локализации Тмутаракани на Тамани.

В этот день:

Дни рождения 1871 Родился Сергей Константинович Богоявленский — русский и советский историк, археограф и источниковед, археолог. Доктор исторических наук (1943), профессор (1922), член-корреспондент Академии наук СССР (1929). Ученик В. О. Ключевского и П. Г. Виноградова. 1919 Родился Дмитрий Борисович Шелов — крупнейший исследователь в области античной истории и археологии Северного Причерноморья. 1945 Родился Алексей Владимирович Чернецов — главный научный сотрудник Отдела средневековой археологии, специалист по археологии Древней Руси. доктор исторических наук

Читайте также: