Терроризм в европе доклад

Обновлено: 19.05.2024

Терроризм в современных условиях - это наиболее опасное и трудно прогнозируемое явление современного мира, которое проявляется в росте его активности и увеличении количества жертв террористических актов, дестабилизации общества, преднамеренном создании на социальном уровне обстановки напряженности, страха, подавленности.

Резонансные теракты в Париже, Брюсселе, Ницце, Берлине, Лондоне, Стокгольме, Манчестере, Барселоне и Камбрильсе с многочисленными жертвами стали для граждан стран Европы национальной трагедией, мощнейшим психологическим потрясением, ввергли жителей в состояние страха. Они показали бессилие и беспомощность правоохранительных органов в противодействии террористической угрозе. Их последствия умело использовала оппозиция на выборах в органы власти.

Так, по оценке Европола, в 2015 году было предотвращено 211 терактов, 13 из которых - ультралевой направленности, девять - ультраправой и 17 - квазирелигиозной.

Для терактов во Франции, Бельгии, Великобритании, Германии, Испании, в которых погибли граждане более 30 стран, характерно следующее: масштабность и массовые человеческие жертвы; отсутствие конкретных требований террористов, сведений об их исполнителях и заказчиках; обострение противоречий между различными системами ценностей (западных цивилизаций и "исламского мира"); возрастание роли СМИ и Интернета в информационно-психологическом давлении и манипулировании общественным сознанием.

В Западной Европе терроризм в сочетании с нелегальной миграцией направлен не только на разрушение "государственной машины", но и на подрыв самого образа жизни гражданского общества с его приверженностью идеалам либерализма, гарантией прав и свобод человека и гражданина, культом толерантности и уважения личности. Об этом свидетельствует перенос крупномасштабных террористических акций боевиков за пределы государств Ближнего Востока. В них участвовали члены террористической организации "Исламское государство Ирака и Леванта" (ИГИЛ, запрещена в РФ) и их пособники, возвратившиеся в свои страны из Ирака, Сирии и других зон конфликтов. Так, по оценке правоохранительных органов, в Сирии и Ираке находились около 750 граждан Франции, не менее 850 британцев, порядка 760 граждан Германии.

Изменяются орудия совершения терактов. Их исполнители используют не только стрелковое оружие и взрывчатые вещества, но и транспортные средства - большегрузные автомобили. Стремительно сокращается, по сравнению с предыдущими годами, время вербовки террористов, которая все чаще происходит через общение в социальных сетях.

Необходимо отметить, что теракты стали возможны в результате ошибок в миграционной политике, острых противоречий в межнациональных и межконфессиональных отношениях в обществе, кризиса ценностно-нормативной системы поведения граждан. Принципиально важным моментом является также и то, что в отличие от прошлых лет значительная часть мусульманских мигрантов и их потомков не проявляет желания интегрироваться в новую для себя среду, но при этом умело и практически беспрепятственно пользуется основополагающими принципами либеральной демократии -свободой слова, вероисповедания и правом на объединение семей.

В больших городах нередко возникают анклавы для беженцев и мигрантов, что создает значительные неудобства для коренных жителей и затрудняет борьбу с терроризмом со стороны правоохранителей. В этих поселениях формируются экстремистские группировки, которые помогают преступникам скрываться от правоохранительных органов, снабжают их деньгами, оружием, автомобилями, средствами связи и затрудняют проведение расследований.

Как показывает анализ терактов, совершенных в Париже и Брюсселе, практически все лица, причастные к ним, ранее попадали в поле зрения правоохранительных органов. Более того, многие из них привлекались по статьям, предусматривающим длительные сроки заключения. Та закономерность, с которой спецслужбы упускали из вида опасных экстремистов незадолго до совершения ими терактов, вызывает правомерные подозрения и критические оценки со стороны обычных граждан.

В целях противодействия терроризму европейские страны проводят масштабную работу по пересмотру структуры правоохранительной системы, реорганизации и совершенствованию антитеррористической деятельности, ужесточению уголовной ответственности за терроризм и экстремизм. Сложность состоит в том, что многие вопросы необходимо согласовывать и принимать не только на национальном, но на наднациональном уровне. Приоритетом становятся предотвращение террористических угроз, а также устранение причин и условий, им сопутствующих.

Требует корректировки законодательство по борьбе с терроризмом, в том числе касающееся средств массовой информации. Так, эксперты отмечают, что поводом к совершению теракта в Париже в январе 2015 года стало появление в сатирическом журнале "Шарли Эбдо" карикатуры пророка Мухаммеда.

С учетом террористической активности ИГИЛ в странах Западной Европы возрастает необходимость совершенствовать механизмы, формы и методы противодействия религиозному радикализму, идеологии террористов и экстремистов, воспитания у граждан антитеррористического сознания, а у мусульман - ценностей этноконфессиональной толерантности. В этих целях в ноябре 2015 года Европейский парламент на своей пленарной сессии в Страсбурге принял резолюцию "О предотвращении радикализации и вербовки граждан Евросоюза террористическими организациями".

В документе содержится обширный список предлагаемых мер: усиление охраны границ; расширение обмена данными между разведслужбами европейских стран, в частности сведениями об авиапассажирах; согласование программ и политики государств по предотвращению терроризма и радикализации населения, усиление борьбы с нелегальной перевозкой и торговлей оружием, с исламским радикализмом, антисемитизмом и расизмом.

Правоохранительные органы государств Евросоюза путем тщательного сбора отпечатков пальцев пытаются бороться с возможным проникновением в Европу террористов вместе с потоком беженцев, усиливают проверку документов, активизируют диалог с общинами разных культур, проживающими в странах ЕС. Стала чаще применяться депортация, усилилась борьба с финансированием экстремистских организаций. Возвращающиеся из Сирии граждане находятся на контроле у полиции по месту жительства, а принимавшие участие в боевых действиях привлекаются к уголовной ответственности, в тюрьмах их стали содержать отдельно от других заключенных.

В настоящее время спецслужбы в своей деятельности обращают внимание на обмен информацией о подозрительных лицах, создание единых банков данных по антитеррористической деятельности, формирование совместных методик, создание соответствующих организационных структур по предупреждению и борьбе с терроризмом. В феврале 2016 года Европол создал центр по противодействию незаконной перевозке мигрантов, задачей которого является поддержка государств Евросоюза в борьбе с криминальными группировками, участвующими в транспортировке людей.

Правительство Великобритании усиливает меры по борьбе с терроризмом, которые предусматривают возможность аннулирования паспортов подростков в возрасте до 16 лет (с согласия родителей) с целью предотвратить их присоединение к криминальным группировкам. Парламент страны одобрил закон, обязывающий компании связи хранить в течение 12 месяцев данные о телефонных контактах и об интернетактивности своих клиентов.

Средства на борьбу с этим злом дополнительно выделяются контрразведке МИ-5, внешней разведке МИ-6 и штаб-квартире правительственной связи.

После терактов в Париже министр внутренних дел Болгарии Р. Бычварова представила на период с 2015 по 2020 год стратегию, направленную на борьбу с радикализацией общества и терроризмом. МВД страны реализует общенациональную программу по внедрению видеонаблюдения. В 2017 году открыт центр МВД по подготовке госслужащих, участвующих в программах борьбы с экстремизмом. Кроме того, создан национальный оперативный штаб по вопросам беженцев, состоящий из представителей разведсообщества Болгарии, функционирует подразделение по проверке лиц, пересекающих границу, на предмет их участия в террористических организациях, намечено тесное взаимодействие по данным вопросам с государственным агентством национальной безопасности.

После теракта власти Парижа запретили съемки на улицах города сцен фильмов-боевиков, в которых участвуют актеры в форме полицейских, военнослужащих или сотрудников служб безопасности. Запрет вызван опасениями, что они могут стать мишенями для террористов и запугать обычных горожан.

Руководители ведущих европейских государств полагают, что в условиях нарастания террористической угрозы требуется дальнейшее объединение усилий по регулярному обмену опытом противодействия терроризму и экстремизму, а также подходов к расширению координации действий по пресечению деятельности структур и лиц, осуществляющих вербовку и направление граждан в лагеря подготовки боевиков.

Уделяется также внимание реформе сферы занятости с целью снизить уровень безработицы, особенно среди молодежи. При этом европейские неправительственные организации пытаются выступать в роли связующего звена между национальными властями, международными и региональными организациями, различными структурами антитеррористической направленности.

В парламентах при подготовке и принятии законодательных актов стали в большей степени учитывать их антитеррористическую направленность, особенно при планировании, подготовке и проведении крупных политических, спортивных, культурно-развлекательных и других мероприятий.
В последнее время в стратегии и тактике борьбы с терроризмом в странах Западной Европы делаются акценты на значительное усиление роли гражданского общества, которое становится объектом и главной силой противодействия экстремистам. Правительства берут на себя также обязательства не только информировать население о характере различного рода угроз, прогнозах их развития и необходимых мерах противодействия, но и активно привлекать граждан к разработке антитеррористических мер.

В то же время реализации этих инициатив зачастую мешают позиция многих граждан - носителей укоренившихся европейских гуманитарных ценностей, деятельность правозащитных организаций, выражающих обеспокоенность тем фактом, что многие государства нарушает общепризнанные права и свободы граждан под "знаменем борьбы с терроризмом".

В современных условиях страны Европы стремятся предложить новые концептуальные подходы, модели и элементы национальной и международной стратегии борьбы с терроризмом.

Особенности террористической деятельности на территории Западной Европы.

Обучающегося 3 курса

Очной формы обучения

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА I.терроризм: понятие и виды. 5

1.1.Понятие терроризма и его причины. 5

1.2. Виды терроризма. 9

выводы к главе I . 12

ГЛАВА II.деятельность террористических организаций в западной европе. 13

2.1. Террористические организации в Западной Европе. 13

выводы к главе II . 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 27

ВВЕДЕНИЕ

Терроризм относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений современности, которое приобретает все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты чаще всего приносят массовые человеческие жертвы, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения.

Исключительное распространение получил криминальный терроризм, т.е. совершение террористических актов организованными и иными преступными группами для устрашения и уничтожения конкурентов, для воздействия на государственную власть с тем, чтобы добиться наилучших условий для своей преступной деятельности.

Актуальность этой темы обусловлена тем, что за последние несколько лет число данного вида преступления резко возросло. Терроризм - это особо опасное деяние, поскольку преступник посягает помимо всего прочего на общественный порядок и общественную безопасность. То есть данный вид преступления затрагивает не одно лицо или группу лиц, а все общество в целом.

Масштабность и жестокость проявления современного терроризма, необходимость непрерывной борьбы с ним, прежде всего правовыми методиками также подтверждает важность данной проблемы. Жертвой террористического акта может стать каждый - даже тот, кто не имеет ни малейшего отношения к конфликту, породившему террористический акт.

Предметом работы служит явление терроризма на территории Западной Европы.

Объектом данной работы является терроризм, террористическая деятельность в современном мире.

Методы данной курсовой работы – теоретический анализ полученных данных.

Глава I. ТЕРРОРИЗМ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

Понятие терроризма и его причины




Текст текст………

Виды терроризма

В наши дни существует множество форм терроризма, которые можно классифицировать по субъектам террористической деятельности и по направленности на достижение тех или иных результатов.

Внутригосударственный терроризм представляет собой деятельность специально организованных террористических групп или террористов-одиночек, акции которых направлены на достижение различных политических целей в пределах одного государства. Террором может называться насилие, сознательно направленное по отношению к государству. Насилие выступает в двух формах: 1) прямое насилие, которое выражается в непосредственном применении силы (война, вооруженное восстание, политические репрессии, террор), и 2) косвенное (скрытое) насилие, которое не предполагает непосредственного использования силы (различные формы духовного, психологического давления, политическое вмешательство, экономическая блокада), но означает только угрозу применения силы (политическое давление, дипломатический ультиматум).

Политический терроризм - это использование террора в политических целях. Именно поэтому главными объектами террористических действий выступают большие массы заведомо беззащитных людей. И чем беспощадней и кровавей будет террористическая акция, тем лучше для террористов. В этом отношении больницы, родильные дома, детские сады, школы, жилые дома - идеальные объекты для политических террористов. То есть, при политическом терроре главным объектом воздействия являются не сами люди, а политическая ситуация, которую посредством террора в отношении мирных жителей пытаются изменить в нужном для террористов направлении.

Текст Текст…….

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ I

Рассмотрев в главе I понятие, виды и причины терроризма, можно сделать следующий вывод.

Терроризм является самой опасной по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям социально-правовой проблемой. Еще не так давно терроризм был локальным явлением, однако за последние 10-15 лет приобрел глобальный характер и все больше угрожает безопасности многих стран, оказывает сильное психологическое давление на их граждан, влечет огромные политические, экономические, моральные потери, уносит все больше жизней ни в чем не повинных людей.

Причин терроризма множество, условно их можно разделить на три группы: политические, социально-экономические и идеологические причины.

Существуют различные виды терроризма: политический, международный, националистический, религиозный, терроризм левых экстремистов, терроризма правых экстремистов. Проявление терроризма влекут за собой массовые человеческие жертвы, разрушаются духовные, материальные, культурные ценности. Он порождает ненависть и недоверие между социальными и национальными группами.

В такой ситуации совершенно очевидно, что без масштабного государственного вмешательства обойтись невозможно. Никакая личность не в состоянии обеспечить свою индивидуальную безопасность без функционирования государственной системы безопасности, а преодолеть экономический кризис, ликвидировать угрозу безопасному развитию общества, своевременно не допускать перерастание опасности в угрозу невозможно без жесткого государственного регулирования во всех сферах жизни. Поэтому приоритет в обеспечении общественной безопасности должен быть за государством.

ГЛАВА II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ

Курсовая работа

Особенности террористической деятельности на территории Западной Европы.

Обучающегося 3 курса

Очной формы обучения

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА I.терроризм: понятие и виды. 5

1.1.Понятие терроризма и его причины. 5

1.2. Виды терроризма. 9

выводы к главе I . 12

ГЛАВА II.деятельность террористических организаций в западной европе. 13

2.1. Террористические организации в Западной Европе. 13

выводы к главе II . 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 27

ВВЕДЕНИЕ

Терроризм относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений современности, которое приобретает все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты чаще всего приносят массовые человеческие жертвы, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения.

Исключительное распространение получил криминальный терроризм, т.е. совершение террористических актов организованными и иными преступными группами для устрашения и уничтожения конкурентов, для воздействия на государственную власть с тем, чтобы добиться наилучших условий для своей преступной деятельности.

Актуальность этой темы обусловлена тем, что за последние несколько лет число данного вида преступления резко возросло. Терроризм - это особо опасное деяние, поскольку преступник посягает помимо всего прочего на общественный порядок и общественную безопасность. То есть данный вид преступления затрагивает не одно лицо или группу лиц, а все общество в целом.

Масштабность и жестокость проявления современного терроризма, необходимость непрерывной борьбы с ним, прежде всего правовыми методиками также подтверждает важность данной проблемы. Жертвой террористического акта может стать каждый - даже тот, кто не имеет ни малейшего отношения к конфликту, породившему террористический акт.

Предметом работы служит явление терроризма на территории Западной Европы.

Объектом данной работы является терроризм, террористическая деятельность в современном мире.

Методы данной курсовой работы – теоретический анализ полученных данных.

Глава I. ТЕРРОРИЗМ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

Понятие терроризма и его причины

Текст текст………

Виды терроризма

В наши дни существует множество форм терроризма, которые можно классифицировать по субъектам террористической деятельности и по направленности на достижение тех или иных результатов.

Внутригосударственный терроризм представляет собой деятельность специально организованных террористических групп или террористов-одиночек, акции которых направлены на достижение различных политических целей в пределах одного государства. Террором может называться насилие, сознательно направленное по отношению к государству. Насилие выступает в двух формах: 1) прямое насилие, которое выражается в непосредственном применении силы (война, вооруженное восстание, политические репрессии, террор), и 2) косвенное (скрытое) насилие, которое не предполагает непосредственного использования силы (различные формы духовного, психологического давления, политическое вмешательство, экономическая блокада), но означает только угрозу применения силы (политическое давление, дипломатический ультиматум).

Политический терроризм - это использование террора в политических целях. Именно поэтому главными объектами террористических действий выступают большие массы заведомо беззащитных людей. И чем беспощадней и кровавей будет террористическая акция, тем лучше для террористов. В этом отношении больницы, родильные дома, детские сады, школы, жилые дома - идеальные объекты для политических террористов. То есть, при политическом терроре главным объектом воздействия являются не сами люди, а политическая ситуация, которую посредством террора в отношении мирных жителей пытаются изменить в нужном для террористов направлении.

Текст Текст…….

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ I

Рассмотрев в главе I понятие, виды и причины терроризма, можно сделать следующий вывод.

Терроризм является самой опасной по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям социально-правовой проблемой. Еще не так давно терроризм был локальным явлением, однако за последние 10-15 лет приобрел глобальный характер и все больше угрожает безопасности многих стран, оказывает сильное психологическое давление на их граждан, влечет огромные политические, экономические, моральные потери, уносит все больше жизней ни в чем не повинных людей.

Причин терроризма множество, условно их можно разделить на три группы: политические, социально-экономические и идеологические причины.

Существуют различные виды терроризма: политический, международный, националистический, религиозный, терроризм левых экстремистов, терроризма правых экстремистов. Проявление терроризма влекут за собой массовые человеческие жертвы, разрушаются духовные, материальные, культурные ценности. Он порождает ненависть и недоверие между социальными и национальными группами.

В такой ситуации совершенно очевидно, что без масштабного государственного вмешательства обойтись невозможно. Никакая личность не в состоянии обеспечить свою индивидуальную безопасность без функционирования государственной системы безопасности, а преодолеть экономический кризис, ликвидировать угрозу безопасному развитию общества, своевременно не допускать перерастание опасности в угрозу невозможно без жесткого государственного регулирования во всех сферах жизни. Поэтому приоритет в обеспечении общественной безопасности должен быть за государством.

ГЛАВА II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ


Терроризм распространяется по Европе — даже хотя статистика Европейского Союза говорит, что это не так. Проще говоря, статистика ЕС по терроризму вводит в замешательство. Это какая-то волшебная сказка.

После событий 9/11 в одном докладе за другим эксперты, министры и государственные власти говорили одно и то же: в Европе (подразумевая Евросоюз) исламский терроризм — просто ничтожное отклонение. Бояться нечего, а если вы проявляете слишком большой интерес к этому вопросу, вы, вероятно, крайне правый, не так ли? Вы хотите подвергнуть мусульман гонениям и сделать из них евреев в современной Европе?

Как эксперты делают всегда, когда хотят прекратить обсуждение, они обращаются к статистике, желательно европейской. С 1 июля 1999 года — отправная точка — Европол регулярно публикует оценку терроризма в ЕС.

По количеству террористических нападений в Европе за прошедшие десять лет представлен график, основанный на данных Европола:


Первый сюрприз в том, что по данным Европола, тенденция явно ниспадающая: в 2016 году в Европе произошло намного меньше террористических нападений по сравнению с тем, что было десятью годами ранее!


Если вы наложите два графика друг на друга, очевидным окажется отсутствие корреляции между количеством нападений и количеством погибших. Даже если нападений меньше, число погибших стало больше. В 2007 году было 583 нападения, но никто не погиб. В 2016 году было 142 нападения и 142 погибших.


Количество террористических нападений и число погибших от террористических нападений в ЕС с 2007 года.

И в чём смысл? А проблема кроется в европейском определении терроризма. Взгляните на данные из доклада 2009 года:

неоправданно вынуждает правительство или международную организацию выполнять или устраниться от выполнения действий, или

В этих определениях нет ничего неправильного, кроме одной вещи, которая как-то потерялась — террора. Мы знаем ещё со времен Римского права важность точных определений; да и до того, в древней Греции, важность правильных предположений. Если нападение не задумано с целью терроризировать общество, его, по-видимому, нельзя квалифицировать как терроризм или террористическое нападение.

Вот почему многие годы количество исламских террористических нападений выглядело столь смехотворно малым, а другие категории столь впечатляюще большими. В 2007 году из 583 заявленных нападений 517 были объявлены или отнесены на счёт сепаратистских групп в Испании и Франции. В 2012 году Европол сообщал:

Рост числа погибших от террористических нападений в 2015-2016 годах по сравнению с 2007-2014 годами составляет ошеломляющие 2291%.

Об авторе:

Дрю Годефриди — классический либеральный автор, основатель l'Institut Hayek и руководит инвестициями в европейских компаниях.

Примечание:

Терроризм распространяется по Европе — даже хотя статистика Европейского Союза говорит, что это не так. Проще говоря, статистика ЕС по терроризму вводит в замешательство. Это какая-то волшебная сказка.

После событий 9/11 в одном докладе за другим эксперты, министры и государственные власти говорили одно и то же: в Европе (подразумевая Евросоюз) исламский терроризм — просто ничтожное отклонение. Бояться нечего, а если вы проявляете слишком большой интерес к этому вопросу, вы, вероятно, крайне правый, не так ли? Вы хотите подвергнуть мусульман гонениям и сделать из них евреев в современной Европе?

Как эксперты делают всегда, когда хотят прекратить обсуждение, они обращаются к статистике, желательно европейской. С 1 июля 1999 года — отправная точка — Европол регулярно публикует оценку терроризма в ЕС.

Если вы прочитаете последний доклад Европола "Ситуация с терроризмом в ЕС и её тенденции" (TE-SAT), вы обнаружите сгруппированное по годам количество "неудавшихся, нереализованных и удавшихся" террористических нападений и соответствующее количество жертв — предположительно, это всё, что нужно для оценки истинного характера терроризма в ЕС.

По количеству террористических нападений в Европе за прошедшие десять лет представлен график, основанный на данных Европола:

Количество террористических нападений в ЕС с октября 2007.

Количество террористических нападений в ЕС с октября 2007.

Первый сюрприз в том, что по данным Европола, тенденция явно ниспадающая: в 2016 году в Европе произошло намного меньше террористических нападений по сравнению с тем, что было десятью годами ранее!

Кажется, несколько противоречит интуиции? Но, черт, это же официальная статистика.

Затем есть количество жертв:

Число погибших от террористических нападений в ЕС с 2007.

Число погибших от террористических нападений в ЕС с 2007 года.

Второй график выглядит более соответствующим ощущениям обычного человека, не думаете? Приблизительно 150 погибших в ЕС от террористических нападений в 2015-м и 2016-м годах по сравнению с нулем в 2007-м или 4-мя в 2014 году. (Вот что столь мило в статистике: вы можете манипулировать многим, вроде психологического и эмоционального ущерба или последствий "нереализованных нападений" — но никак не количеством тел погибших).

Если вы наложите два графика друг на друга, очевидным окажется отсутствие корреляции между количеством нападений и количеством погибших. Даже если нападений меньше, число погибших стало больше. В 2007 году было 583 нападения, но никто не погиб. В 2016 году было 142 нападения и 142 погибших.

Количество террористических нападений и число погибших от террористических нападений в ЕС с 2007 года.

Количество террористических нападений и число погибших от террористических нападений в ЕС с 2007 года.

И в чём смысл? А проблема кроется в европейском определении терроризма. Взгляните на данные из доклада 2009 года:

"Что включает в себя термин "террористические нападения", определено в Статье 1 Рамочного Решения Совета от 13 июня 2002 по борьбе с терроризмом (2002/475/JHA), которую все государства-члены внесли в национальное законодательство. Это Рамочное Решение определяет, что террористическое нападение представляет собой умышленное действие, которое по своему характеру или содержанию, может причинить серьезный ущерб стране или международной организации, когда оно

- неоправданно вынуждает правительство или международную организацию выполнять или устраниться от выполнения действий, или

- серьезно дестабилизирует или разрушает фундаментальные политические, конституционные, экономические или социальные структуры страны или международной организации".

На таком законодательном основании Европол проводит различия между отдельными категориями террористических нападений: джихадистский терроризм, этно-националистический и сепаратистский терроризм, терроризм левых и анархистов, терроризм крайне правых, и, наконец, "терроризм по отдельным вопросам" (вроде прав животных).

В этих определениях нет ничего неправильного, кроме одной вещи, которая как-то потерялась — террора. Мы знаем ещё со времен Римского права важность точных определений; да и до того, в древней Греции, важность правильных предположений. Если нападение не задумано с целью терроризировать общество, его, по-видимому, нельзя квалифицировать как терроризм или террористическое нападение.

Вот где евро-чудеса: вторая часть определения ЕС — "неоправданно вынуждает правительство или международную организацию выполнять или устраниться от выполнения действий" — каких-либо действий — даёт возможность квалифицировать как "терроризм" бесчисленные действия, которые определённо преступны, но в действительности никого не терроризируют.

Вот почему многие годы количество исламских террористических нападений выглядело столь смехотворно малым, а другие категории столь впечатляюще большими. В 2007 году из 583 заявленных нападений 517 были объявлены или отнесены на счёт сепаратистских групп в Испании и Франции. В 2012 году Европол сообщал:

"В 2011 ЭТА (баскские сепаратисты) провели одно террористическое нападение во Франции (Вальер, Крёз). Два члена ЭТА открыли огонь по жандармерии в попытке сбежать с полицейского блокпоста".

Преступно, без сомнения! Но где тут терроризм? Более того:

"Во Франции сообщалось о 62 проведенных нападениях и 13 попытках. Все они были выполнены корсиканской террористической группировкой. Однако основной мишенью остается туристический сектор. Зачастую мишенями становятся дома отдыха и рестораны".

Корсиканские националисты желают большей автономии своему острову. Однако эти "националисты" никогда никого не убивали и почти всегда не причиняли вреда никому, кроме самих себя; и когда они сжигают маленький прибрежный ресторанчик, стилизованный под хижину (paillote), владелец которого — француз с континента, сразу и не разберёшься, делается ли это с целью сохранить красоту природы Корсики, захватить его бизнес или просто готовка оказалась скверной. Квалифицировать все эти действия без разбора как терроризм и ставить их в одну категорию с исламистом из Марселя, кричавшим "Аллах Акбар" перед тем, как перерезать девушке горло и выпотрошить её двоюродную сестру, морально несовместимо. Жестокость в Марселе освещалась прессой по всему миру и, действительно, это было террористическое нападение в самом прямом смысле слова.

Короче говоря, определение терроризма в ЕС сознательно или неумышленно сбивает с толку. Его необходимо пересмотреть. Можно представить новую категорию, вроде "политического насилия", чтобы обозначить действия, которые не были направлены на терроризирование общества и на самом деле таковыми не были, но тем не менее являются политическими и насильственными по характеру, например, общественно-политические массовые беспорядки, столь частые во Франции. Или взять определение терроризма в американском законе (18 U.S. Code § 2331), по которому никакое действие не может быть признано террористическим, если не было намерения совершить террористическое действие.[1]

А что до реального терроризма в ЕС, тут все просто. Вот факты:

Рост числа погибших от террористических нападений в 2015-2016 годах по сравнению с 2007-2014 годами составляет ошеломляющие 2291%.

Похоже, та же тенденция и в 2017 году. Остальное — евро-софистика.

Об авторе:

Дрю Годефриди — классический либеральный автор, основатель lInstitut Hayek и руководит инвестициями в европейских компаниях.

Примечание:

[1] "Термин "внутренний терроризм" означает действия, которые — (А) включают действия, угрожающие человеческой жизни, которые нарушают уголовные законы США или любого штата, (Б) вероятно, умышленно — (i) запугивают или принуждают гражданское население, (ii) влияют на политику правительства путём устрашения или принуждения или (iii) воздействуют на ведение дел правительством путём массовых разрушений, убийств или похищений".

Читайте также: