Теория и практика образования в современном мире доклад

Обновлено: 02.07.2024

Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социолизации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность). В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов.
Образование как способ вхождения человечества в мир науки и культуры

Образование — это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Содержание образования черпается и пополняется из следствия культуры и науки, а также из жизни и практики человека. То есть образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции.
Поэтому образование становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер (экономики, политики, культуры), так и всего общества.

Основные социокультурные функции и развивающийся потенциал современного образования:

1. Образование — это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры . Именно в процессе образования человек осваивает культурные ценности. Содержание образования черпается и непрерывно пополняется из культурного наследия различных стран и народов, из разных отраслей постоянно развивающейся науки, а также из жизни и практики человека. Мир сегодня объединяет усилия в сфере образования, стремясь воспитать гражданина мира и всей планеты. Интенсивно развивается мировое образовательное пространство. Поэтому в мировом сообществе высказываются требования формирования глобальной стратегии образования человека (независимо от места и страны его проживания, типа и уровня получения образования)
Образование - это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей.

Велика миссия образования в развитии у молодого поколения ответственного отношения к культуре родного языка и языков международного общения. Этому способствуют диалогические формы обучения. Диалог — это форма субъект-субъектного познания окружающего мира. Он имеет особое значение на стадии распознавания сущностного, эвристического и креативного в предлагаемой учебной информации. Образовательная среда, сформированная в школе или вузе, влияет на выбор правил общения и способов поведения человека в социальной группе. Данный выбор определяет манеру общения и стиль поведения, которые в дальнейшем проявятся в межличностных и деловых контактах взрослого человека.

Одновременно образование представляет собой процесс трансляции культурно-оформленных образцов поведения и деятельности, а также устоявшихся форм общественной жизни. В связи с этим все отчетливее видна зависимость развитых отдельных стран от уровня и качества образования, культуры и квалификации граждан.

2. Образование как практика социализации человека и преемственности поколений. Образование проявляет себя как практика социализации человека и преемственности поколений людей. В разных социально-политических условиях, (и в период реформ) образование выступает стабилизирующим фактором между новыми социальными представлениями и идеалами предшествующих поколений, воплотившимися в исторической традиции. Поэтому образование позволяет удерживать процесс воспроизводства и передачи исторического и социального опыта и одновременно закреплять в сознании молодого поколения новые политические и экономические реалии, новые ориентиры общественного и культурного развития. Не случайно одной из главных задач образования является подготовка молодого поколения к самостоятельной жизни и формирование образа будущего. Перспектива будущего открывается в ходе освоения различных форм жизнедеятельности человека (обучения, труда, общения, профессиональной деятельности, досуга).

В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений, идеалов и бытия людей в целом именно образование выполняет стабилизирующую функцию и способствует адаптации человека к новым жизненным условиям.

В критические моменты истории необходимо обеспечить преемственность культурно-образовательной традиции, сохраняя самобытность народа и сложившуюся систему ценностей. Сохранение вышеозначенных составляющих способствует их интеграции в системе мировых ценностей как элементов макро-социума. При этом традиция выполняет определяющую функцию в процессах образования и воспитания нового поколения.

Жизнь человека — это звено в цепи поколений. То есть человек живет в про­странстве социально-культурной традиции, которая оказывает существенное вли­яние на формирование его характера, стиля поведения, устремлений, ценностей и интересов. В связи с этим отношения между традицией и новациями в сфере обра­зования и воспитания человека воплощают взаимосвязь между образованием и культурой народов в целом.

Система образования воплощает в себе состояние, тенденции и перспективы развития общества, или воспроизводя и укрепляя сложившиеся в нем стереоти­пы, или совершенствуя его.

Социальная функция образования, с одной стороны, характеризуется как подготовка поколения к самостоятельной жизни, а с другой стороны, закладывает основы будущего общества и формирует образ человека в перспективе. Сущность подготовки к самостоятельной жизни заключается:

• в формировании образа жизни, принятого в обществе;

• в освоении различных форм жизнедеятельности (образовательной, трудовой, общественно-политической, профессиональной, культурно-досуговой,семейно-бытовой);

• в развитии духовного потенциала человека для созидания и творчества.

Поэтому для каждой социально-экономической формации и культурно-исто­рического этапа развития общества и государства характерна своя система обра­зования, а для народа, нации — система воспитания. Однако в международных педагогических системах существуют общие черты. Именно они закладывают ос­новы для процесса интеграции в мировое образовательное пространство.

3. Образование является механизмом формирования общественной и ду­ховной жизни человека и отраслью массового духовного производства.

Образовательные и воспитательные учреждения концентрируют высшие об­разцы социально-культурной деятельности человека определенной эпохи. Поэто­му социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе. Гуманистическая ценность образования заключается в воз­можности развития познавательных и духовных потребностей человека. В целост­ной системе образования всех видов и уровней происходит накопление и разви­тие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны.

4. Образование как процесс трансляции культурно-оформленных образцов человеческой деятельности.

В процессе обучения и воспитания человек осваивает социокультурные нормы, имеющие культурно-историческое значение. В результате осваиваются нормы морали и нравственного поведения человека в социальной группе и на производстве, в семье и общественных местах, а также правила общения, межличностных и деловых контактов. Не случайно смысл образования видят не только в трансляции социального опыта во времени, но и в воспроизводстве устоявшихся форм общественной жизни в пространстве культуры.

5. Образование как функция развития региональных систем и национальных традиций.

Специфика населения отдельных регионов обусловливает характер педагогических задач. Молодежь включается в духовную жизнь города или села посредством образования. В региональных образовательных системах учитываются образовательные запросы разных социокультурных групп населения. Так, например, разработка образовательного стандарта определяется спецификой региона страны.

6. Образование является тем социальным институтом, через который передауются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества.

Образовательные системы — это социальные институты, осуществляющие целенаправленную подготовку молодого поколения к самостоятельной жизни в современном обществе. В процессе постановки целей и задач для конкретных образовательных систем необходимо уточнение социального заказа в рамках всей системы образования страны. Например, в 1970-80-е годы перед отечественной системой образования ставилась задача подготовки творческого, интеллектуал но и духовно развитого человека, гражданина своей Родины и интернационалиста, воспитанного в духе коммунистических идей и идеалов. В 1980-90-е годы приоритет отдается подготовке предприимчивого и коммуникабельного человека, владеющего иностранными языками. Если в первый период высокий социальный статус имели физики, математики, инженеры, то сегодня социально значимы юристы экономисты и бизнесмены, а также гуманитарии — филологи, переводчики, преподаватели иностранных языков.

Образовательные учреждения — это социальные институты, развивающаяся сеть которых в качестве системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и дополнительного образования приобретает государственный статус системы образования в стране. В данном контексте образовательные учреждения включены в социальную практику. Их социальная функция состоит в предоставлении образовательных услуг населению страны. Осуществление социальной функции требует прогнозирования и планирования развития образовании. Последнее становится значимым компонентом в процессе формирования государственной образовательной политики страны. Государственную норму того или иного типа образования определяет государственный образовательный стандарт. Одним из главных направлений такой политики является разработка государ­ственных образовательных стандартов для школы и вуза.

Государственные образовательные стандарты определяют обязательную учеб­ную программу каждой школы или вуза. Такой стандарт состоит из двух частей. Первая часть — это набор обязательных для всех школ или вузов дисциплин, вто­рая часть—дисциплины по выбору. На уровне Российской Федерации первую часть называют федеральным, а вторую — региональным компонентом. На уров­не конкретного учебного заведения первая часть — обязательные дисциплины учебного плана для всех учащихся, вторая часть — предметы по выбору. Стан­дарт включает обязательный набор требований к подготовке выпускника школы или вуза.

7. Образование в качестве активного ускорителя культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке.

Современное мировое образовательное пространство

Образовательное пространство многомерно, оно включает в себя среду обитания, среду пребывания, образовательно-развивающее производство и другие показатели. При этом гармоничное развитие обитателей этого пространства может происходить только во взаимосвязи с состоянием окружающей социальной и природной среды, с условиями жизни в семье, на улице. Ведущим фактором общественного бытия в этом пространстве является культура, которая выступает организующим и регулирующим началом уклада жизни, обеспечивает сохранение и воспроизводство человеческих ресурсов, культуры здоровья и культуры здорового образа жизни, культуры осознания и разрешения противоречий бытия.

Образовательное пространство формирует единую нацию с общим названием, единым государственным языком, с общностью культуры, с единым пониманием происходящего, с общими целями и общими действиями по их достижению.

Образовательное пространство - это и объединяющая спасительная национальная идея, определяющая предназначение России, ее роль и смысл в развитии человечества.

В образовательном пространстве зарождается дух российскойгосударственности, формируются национальные ценности, национальные интересы и национальные ориентиры.

В образовательном пространстве закладываются навыки самоорганизации исамоуправления народа, уклада его жизни.

Образовательное пространство является цивилизационным понятием, поскольку удерживается благодаря своим тысячелетним духовным и культурным корням.

В образовательном пространстве осуществляется связь поколений и генерируются новые результаты жизнедеятельности.

Единое образовательное пространство имеет свои государственные, общественные, политические, экономические, научные, педагогические, информационные, военные и иные составляющие фундаментального процесса образования. Его единство обеспечивается общепринятыми представлениями об образовании (философией образования), Государственной Доктриной образования, Федеральным законом "Об образовании", Государственным стандартом образования и, наконец, единой государственной образовательной политикой.

В образовательном пространстве формируются представления об угрозах безопасности личности, общества, государства и мирового сообщества, о путях их предотвращения или устранения, а также отношение граждан к принимаемым мерам безопасности. Состояние образовательного пространства во многом определяет состояние общества и государства, их силу или слабость.

Образовательное пространство- это то поле общественной деятельности, на котором, и только на нем, могло бы вырасти гражданское общество, поскольку именно в этом пространстве вырабатываются и закрепляются критерии гражданственности. Сегодня нет никакого общества. Однако, приняв идею гражданского общества, нужно наполнить своим, российским содержанием эту фундаментальную идею западной политической культуры. Так, у гражданского общества должна быть сформулирована качественно иная, близкая к русской традиции, система ценностей и приоритетов, отличная от либеральной. При этом должен быть приоритет общественных интересов над индивидуалистскими, этики солидарности, личной ответственности и общественного долга над либеральными представлениями о свободе и правах человека. Гражданское общество объединяется на основе единой для всех платформы морально-нравственных ценностей, норм и установок, прав и обязанностей человека, общества, государства, личной и должностной ответственности. Эта платформа формируется на основе принятого в обществе мировоззрения, государственной идеологии, а не идеологического многообразия, провозглашенного в Конституции РФ. В образовательном пространстве должны действовать законы и принципы научного знания и социальной логики, единая мораль, общие нормы и правила, общий образовательный порядок со своими структурами образовательной иерархии. И все эти его слагаемые, обеспечивающие устойчивость функционирования системы и качество образования, должны быть предметом общественного договора, содержаться в нормотворческой базе страны, реализовываться в государственной образовательной политике.
В образовательном пространстве вся деятельность образовательного, научного и культурного сообщества, семьи, родительской общественности, общественных институтов, коммерческих структур, институтов власти, органов местного самоуправления выстраивается вокруг целеполагания обучения и воспитания, а также решения конкретных задач выживания и развития России.

Образовательные технологии конца ХХ-ХХ I веков

ХХ век был отмечен огромными достижениями в сфере образования, которые легли в основу как колоссальных социальных преобразований, так и научно-технического прогресса, характерных для этого века.

После 1920 г. предметная система в советских вузах была в основном заменена курсовой, поскольку в высшую школу пришла рабоче-крестьянская молодежь, зачастую не имевшая среднего образования и нуждавшаяся в жестко регламентированной организации учебного процесса. При этом в тех университетах, где сохранилась предметная система, показатели посещаемости и успеваемости начали неуклонно снижаться, в особенности среди нового студенчества.

В итоге 7–8% выпускников от общего количества студентов — обычная норма в советских университетах в 1920-е гг., унаследованная еще с дореволюционных времен, но Госплан намеревался к концу 1-й пятилетки добиться увеличения этой цифры хотя бы до 10–12%19.

В мае 1922 г. Главпрофобром были разработаны нормы академического минимума, чтобы в условиях стихийно возникшей предметной системы как-то упорядочить учебную отчетность студентов.

Признаком, определяющим степень успешности занятий студентов, предписывалось считать сдачу 100% учебной нагрузки. Вводилась особая исчислительная схема, которая должна была отражать значимость отдельных предметов и выполненных работ. Студенты, не сдавшие академический минимум, подлежали безусловному исключению.

Результатом перманентных реформ стала низкая успеваемость. При этом сроки обучения не сократились, а увеличились, и даже в большей степени, чем до революции. Положение вузов осложнялось отсутствием у руководства страны долгосрочной программы экономического развития, в связи с чем на протяжении нескольких лет не сходил с повестки дня вопрос о самом существовании университетов в провинции. Государственная власть, поглощенная политическими вопросами, по-видимому, до конца 1920-х гг. не имела перспективного видения проблемы количественной и качественной подготовки специалистов.

В 1924 г. нормы приема в вузы были урезаны по сравнению с предыдущим годом почти в 3 раза (с 37 до 13 тыс. чел.). В то время как по количеству образованных людей на 100 тыс. населения Россия значительно уступала большинству стран Европы. В годы нэпа катастрофически не хватало специалистов средней и высшей квалификации.

Известны и другие эксперименты, осуществленные в советский период: в конце 50-х гг. было принято решение о том, что первокурсники должны были работать, а по вечерам учиться. Но это начинание просуществовало всего один учебный год. К числу такого рода неудачных и непродуманных экспериментов можно отнести и решение правительства о призыве студентов на военную службу и т.п.

Совсем недавно руководители образовательной системы России поставили задачу сохранения лишь нескольких десятков вузов страны в качестве опорных для развития вузовской науки. С этим было связано и изменение системы финансирования вузовской науки. Более 50% выпускников вузов не находят работу по специальности и пополняют армию недовольных судьбой и властью.

Главным аргументом сторонников образовательной революции по западному образцу является ссылка на глобализирующийся мир, в который Россия должна успеть. К началу ХХI в. научно-техническая революция привела к быстро развивающимся процессам глобализации. В мир высоких тех

Таким образом, результатом направленности образования должно быть становление человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору, индивидуальному интеллектуальному усилию и самостоятельному, компетентному и ответственному действию в политической, экономической, профессиональной и культурной жизни, уважающего себя и других, терпимого к представителям других культур и национальностей, независимого в суждениях и открытого для иного мнения и неожиданной мысли. Образованный человек может не только действовать внутри наличной социальной структуры, но и изменять ее.

Список использованной литературы

1. Психология и педагогика: Учебное пособие/ Под редакцией В.И. Жукова, А.Г. Лаптева, А.И. Подольский, В.А. Сластенина, - М.: Издательство Института Психиатрии, 2004 г.

2. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности, С.Д. Смирнов М., 2001.

3.Психология и педагогика. Учебник для высших учебных заведений, 2001 г.

4. Педагогика. Н.В. Бордовская, А.А. Реан. Учебник для вузов СПб: Издательство “ Питер”, 2004 г.

Инновации в современном школьном образовании: теория и практика.

ВложениеРазмер
innovatsii_v_sovremennom_shkolnom_obrazovanii.docx 18.68 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Учитель : Шилова Ольга Ивановна

ГБОУ школа № 581 С-Пб

Образовательная система является важнейшей частью любого общества. Образовательная система воспитывает выпускников в определенном ключе, закладывает их ценностные характеристики и отношение к окружающей действительности, что потом они используют в жизни. Однако это происходит не спонтанно, а окружающий мир диктует определенные требования к выпускникам, которые пытается реализовать образование. Сложность этой схемы состоит в том, что система образования очень инерционна и не может быстро реагировать на изменение внешних условий. Постоянно возникают противоречия между старым традиционным образованием и новыми требованиями общества, которые существуют в одном образовательном учреждении [6].

Эффективное инновационное развитие страны должно обеспечиваться соответствующим совершенствованием системы образования (и в первую очередь высшего профессионального), позволяющим подготовить специалистов к требованиям инновационной деятельности в современном мире. Следовательно, и основную задачу образования необходимо формулировать глобально — как становление инновационного типа личности учащегося.

Существенным концептуальным препятствием на пути кардинальных изменений в развитии инновационного профессионального образования, адекватного требованиям современности, является [2, 3]:

- неоднозначность понимания представителями гуманитарных наук (философии, социологии, психологии, культурологи) сущности инновационной личности, специфики ее структуры и жизненного пути;

- необоснованный методологический крен в постулировании универсального стремления человека к творчеству и самореализации;

- игнорирование культурно-исторического взгляда на социальную и психологическую вариативность инновационной личности в различных обществах;

Вследствие этого реализация государственной программы развития образования в России сводится к внедрению множества разрозненных инноваций, взаимно не скоординированных по своим социальным и психологическим последствиям, часть из которых дает прямо противоположный эффект по сравнению с заявленной целью — обеспечить готовность личности к инновационной последующей профессиональной деятельности.

Формирование непротиворечивой инновационной национальной системы, поддержанной инновационной образовательной средой — задача на будущее.

Инновации в образовании объявлены ключевым условием подъема качества образования, доступности, эффективного использования ресурсов, развития экспортного потенциала и других направлений, заложенных в качестве основных в программные документы [8].

Восприимчивость к инновациям не может характеризоваться только наличием желания или потребности в инновациях. Этого, с нашей точки зрения, недостаточно для того, чтобы находить и применять объекты, которые могут быть использованы в качестве инноваций. Экономическая система должна быть организована таким образом, чтобы применение инноваций становилось необходимым условием успешного (в соответствии с теми или иными критериями такой успешности) функционирования и развития субъектов экономических отношений, если, разумеется, решать проблемы инновационной экономики всерьез, а не в качестве очередного модного призыва. Должны быть также созданы и условия, при которых субъекты экономических отношений могли бы выделять ресурсы для осуществления инновационной деятельности и были бы заинтересованы в этом.

Несмотря на довольно пристальное внимание, проблемы инновационного процесса и инновационного развития системы российского образования недостаточно разработаны.

Управление современным образованием, несмотря на ряд предложенных подходов к его совершенствованию и неоднократное упоминание необходимости учета фактора инновационности [7, 8, 9, 10], не дает ответа на вопрос, каким образом этот фактор должен учитываться. Развитие инновационной деятельности, как необходимой составляющей функционирования системы образования, не определено в качестве приоритетной цели управления образованием и государственной образовательной политики.

Основные подходы к совершенствованию управления образованием в направлении обеспечения функционирования и развития инновационного процесса в рамках образовательной деятельности определяются следующими задачами, решаемыми в рамках достижения поставленной цели:

• определение основного содержания инновации и инновационной деятельности в образовании;

• выделение основного содержания отношений между субъектом и объектом управления в образовании;

• выявление особенностей управления инновационной деятельностью в образовании.

Новые потребности государства формулируются в государственной политике, выраженной в законодательстве и других нормативных документах. В настоящее время основным законодательным отражением государственной политики являются федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС).

Образование, полученное в соответствие с государственными образовательными стандартами, обеспечит выпускников школ необходимыми знаниями и навыками, которые позволят активно жить и работать в современном мире.

Переход на ФГОС второго поколения осуществляется поэтапно вплоть до 2020 года. За это время должно сформироваться образовательное пространство, обеспечивающее уровень образования, соответствующий новым образовательным стандартам.

Акцент переносится на получение учеником личных, мета предметных и предметных результатов.

По новым ФГОС учебный процесс подразумевает активно-познавательную деятельность учащихся и построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся [2].

Основная сложность состоит во внедрении новых ФГОС в условиях функционирующей школы. Традиционное обучение основано на изложении содержания учебного предмета учителем и восприятием этого изложения учениками. Причем изложение знаний направлено не на конкретного ученика, а некоторого усредненного учащегося.

Учителя должны обеспечить педагогический процесс, который направлен на развитие уникальной целостной личности, развитие ее задатков и творческого потенциала с учетом особенностей и возможностей каждого ученика. Важным направлением деятельности учителя (а для студентов ‒ обучения) становится нахождение путей внедрения новых подходов к обучению в традиционную школу.

Креативность личности, ее творческий и интеллектуальный потенциал представляют собой базовые механизмы, обеспечивающие способность человека к эффективному самоосуществлению в инновационном пространстве современности, а динамика профессионального становления учащихся в стремительно изменяющемся мире является одним из наиболее важных показателей качества обучения в средней школе.

1. Березанская Н. Б., Нурков В. М. Личность в инновационном пространстве. Социология инноватики: Доклады и выступления Первой международной конференции по социологии инноватики. Москва 24-26 ноября 2005г. М., РГИИС , 2006, с. 329-338.

5. Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации . Материалы X Всероссийской научно-практической конференции / 2017. Том Выпуск 10

7. Петренко О.Л. Современная школа: традиции и инновации . // В сборнике: Коммуникативные стратегии информационного общества Труды IX Международной научно-теоретической конференции. 2017. С. 133-135.

Современное образование. Методика и практика.

Современные педагогические технологии как никогда востребованы, так как с их помощью можно получить отличное образование. Это способствует развитию общества в целом. Современные педагогические методики – это обоснованные научные разработки, которые исследуют самые качественные и максимально рациональные пути обучения. Современные педагогические технологии очень многогранны. Именно в дошкольной организации, ребенок переживает свой самый "любознательный" период жизни. Воспитатель дает ребенку отличный посыл на будущий успех, его основная задача на этом этапе – сделать процесс обучения доступным для каждого. Игровые упражнения представляют собой современные педагогические технологии. С их помощью можно формировать умение характеризовать основные признаки предметов, правильно сравнивать их и определять их назначение. Они помогают ребенку отличать реальные явления от нереальных, развивают интеллект, а также помогают формировать хорошую реакцию, адекватное поведение и самостоятельно оценивать свои поступки.

Дети дошкольного возраста способны к освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и время, движение и покой, изменение и развитие, живое и неживое, строение, назначение, материал предметов, знаний о себе и других людях и т. д. Однако представления детей об основных свойствах и отношениях объективного мира еще неопределенны, не совсем отчетливы, глобальны. Но и в таком виде они играют чрезвычайно важную роль в интеллектуальном развитии ребенка, формировании его мировоззрения и мировидения.

Базовые представления о важнейших явлениях природы и процессах, происходящих в обществе, развиваются на протяжении всей жизни человека. Характер становления этих представлений зависит от позиции самого человека, способов его действий. Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта.

Модернизационные изменения в дошкольном образовании дают свободу воспитателю в выборе форм и методов обучения детей дошкольного возраста. Главным результатом современного обучения является то, что ребенок усвоил, насколько это способствовало его развитию, формированию интегративных качеств личности. Выбранная воспитателем форма обучения должна способствовать формированию интеллектуальных операций, создавать условия для творческого решения задач и проявления инициативы, учить самостоятельности и ответственности, упражнять детей в умении произвольно управлять своим поведением.

На сегодняшний день обучение детей в детском саду осуществляется в непосредственной образовательной деятельности, в режимных моментах, в совместной и самостоятельной деятельности.

Рассмотрим различные варианты современных форм обучения, которые строятся на основе детских видах деятельности:

Экспериментирование - позволяет успешно развивать у детей любознательность, активность, стремление самостоятельно находить решение проблем. Детям интересны разные виды экспериментов;

Проектная деятельность - метод проекта заключается в стимулировании интереса детей к определенным проблемам, для решения которых необходимо владеть знаниями, а через проектную деятельность показать применение этих знаний на практике. Это позволяет рассматривать данный метод как инновацию в дошкольном образовании, деятельность между педагогом и дошкольниками будет носить характер сотрудничества, где участие могут принимать и другие субъекты образовательного процесса, например, родители. Следовательно, метод проектов делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия детей и их родителей, а основной его целью является развитие свободной творческой личности;

Занятия-сказки - ребенок живет в мире фантазии, сказки. Для детей метафора-это знакомая реальность, так как детство наполнено сказками, анимационными фильмами, сказочными героями. Воображение-это внутренний мир детей, врожденный естественный процесс, при помощи которого они учатся понимать окружающий мир, толковать его смысл. Контакт с глубинным уровнем сказки не простой. Образы в сказках воздействуют одновременно на сознание и подсознание, что предоставляет дополнительные возможности во время общения. Особо это важно для психолого-коррекционной работы, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создать эффективную ситуацию общения. Дошкольное образование наполнено сказками, ну а еще праздник сказки в детском саду является великолепным средством для снятия психоэмоционального напряжения и психогигиены ребенка;

Занятия-сюрпризы - в содержание данного вида занятий включается информация, освоенная детьми в процессе учебной деятельности и обновленная введением неожиданных условий, необычных пособий и способов организации.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что использование нетрадиционных методик в работе с дошкольниками способствуют формированию интеллектуальной компетентности, креативности и самостоятельности.

Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редкол. : М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2008.

Сенько, Ю. В. Педагогика понимания: учеб. пособие / Ю. В. Сенько, М. Н. Фроловская. – М. : Дрофа, 2007.

Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста

Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста Чудо папку открываю, всё что знаю называю! Лэпбук – сравнительно новое средство обучения детей дошкольного возраста. Мною был создан Лэпбук.

Дошкольное и школьное образование на современном этапе: теория, методика, практика Доклад «ДОШКОЛЬНОЕ И ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА, ПРАКТИКА 2016 г. Сурнина С. В. воспитатель МАДОУ "Детский.

Лэпбук-современное средство обучения.

Лэпбук-современное средство обучения. Лэпбук-это современное средство обучения;тематическая папка. Которая содержит множество кармашков;окошечек;миниатюрных книжичек. Лэпбук может.

Лэпбук-современное средство обучения детей

Лэпбук-современное средство обучения детей В нашей группе недавно проходило родительское собрание. И на собрании мы родителям рассказали про лэпбуки. Что такое лэпбук? Лэпбук-это тематическая.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном докладе обговаривается важность одновременного овладевания как теоретическими, так и практическими навыками для достижения качественного результата обучения.

Образование - процесс развития и саморазвития человека, зависит от овладения социально весомым опытом человечества и воплощенный в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру.

Образование является необходимым условием сохранения и развития материальной и духовной культуры человечества

Содержание понятия \"образование\" на основе анализа человеческой культуры можно рассматривать как совокупность:

- системы знаний (о природе, обществе, технике, человеке, космосе), раскрывающее картину мира;

- опыта осуществления известных для человека способов деятельности;

- опыта творческой деятельности по решению новых проблем, обеспечивающей развитие способности у человека дальнейшего развития культуры, науки и общества;

-опыта ценностного отношения к миру

Знание, усвоенная информация помогают человеку сориентироваться в окружающем мире. Усвоенные способы деятельности, умения обеспечивают воспроизведение окружающего мира. Опыт творческой деятельности предполагает перенос ранее усвоенных знаний в новой ситуации, самостоятельный анализ проблемы, возможность альтернативы ее решения, комбинирование ранее усвоенных способов в новый т.п. Энциклопедическая образованность человека вовсе не гарантирует творческого потенциала.

Образовательная среда - сфера жизнедеятельности молодого человека (студента), которая постоянно расширяется и содержит много косвенных культурой связей с окружающим миром Образовательная среда учит получать знания собственной деятельностью, на основе наблюдений, выяснять жизненное значение объектов, являющихся предметом изучения, вооружает алфавиту логического мышления, осознанного восприятия вещей и слов, учит постигать принцип и собственных действий и руководствоваться ими в новых ситуациях.

Согласно деятельностным подходам, содержание учебных предметов и учебных практик следует проектировать, опираясь на всесторонний учет будущей социально-производственной (профессиональной) деятельности выпускника и учебного заведения.

С позиций педагогической психологии деятельностный подход к учебному процессу состоит в выявлении особенностей познания достижений культуры, накопленных человечеством, передачи студенту общеисторического опыта, выработанного социальной практикой: знаний, навыков, способностей, видов и средств деятельности, а также психологического развития студентов Процесс обучения происходит в форме содружества, совместной деятельности обучающего и студентов.

Научно-педагогический работник в процессе общения с использованием дидактических средств организует познавательную деятельность студента адекватно целей обучения.

Человек ничего не делает без потребностей и мотивов, без соответствия дела системе ценностей, поэтому в отношении независимой составляющей содержания образования оказывается опыт эмоционально-ценностного отношения студента к тому, что он познает или превращает. Эта составляющая определяет направленность действий тех, кто участвует в образовательном процессе, согласно потребностей и мотивов. Основные элементы образования такие:

• средства и способы получения образования;

• формы организации образовательного процесса;

• реальный образовательный процесс как единство обучения, воспитания и развития человека;

• субъекты и объекты образовательного процесса;

• результат образования, то есть уровень образованности человека. Функционирование любой образовательной системы имеет цель.

Образовательные цели - сознательно определенные ожидаемые результаты, которых стремится достичь общество, страна, государство с помощью сложившейся системы образования сегодня и в ближайшем будущем. Образовательные цели социально зависимы от различных условий: особенностей общества, государственной образовательной политики, уровня развития культуры и всей системы образования и воспитания в стране, системы главных ценностей.

И сегодня, когда мы говорим о современном образовании и рассматриваем его в плоскости дуального обучения, то основная цель, которую мы преследуем в формате технического и профессионального образования это тандем теории и практики. Теоретические знания, получаемые в учебном заведении должны быть практически закреплены на производстве, должна все время прослеживаться связь теории и практики.

Читайте также: