Теория государства всеобщего благоденствия доклад
Обновлено: 05.07.2024
Идеи государства благоденствия и сам этот термин впервые появились в общественно-политической мысли Германии в 80-е гг. XIX столетия. Социальная политика была возведена в ранг официальной доктрины Германии. Она получила закрепление в Веймарской конституции 1919 г. - первой европейской конституции, наделившей граждан социальными правами. С конца XIX в. отдельные меры в области социальной политики начинают осуществлять и другие государства, однако ее развитие было прервано экономическим кризисом 30-х гг.
Под политикой социального благоденствия в 40-50-^ гг. понимали программы, направленные на достижение высокого жизненного уровня населения путем создания государственных систем образования, здравоохранения и поддержки жилищного строительства, а также оказания помощи гражданам, которые не в состоянии собственными силами обеспечить себе минимум доходов. В официальных документах и законодательстве западных стран понятие государства благоденствия используется крайне редко. Чаще употребляется термин “социальное государство”. Эта формула содержится в программных документах многих политических партий, а также в конституциях трех государств Западной Европы: в Основном законе ФРГ 1949 г., Конституции Франции 1958 г. и Конституции Испании 1978 г.
Общественно-политические движения и партии вкладывают в понятие социального государства разное содержание. Промежуточное положение между позициями неолибералов и социал-демократов занимают концепции, выдвинутые идеологами средних классов и демократически настроенной интеллигенции. В идеологии именно этих слоев сложилась теория государства благоденствия. Она возникла в 50-е гг. - в период экономического подъема в странах Западной Европы и США.
Государства благоденствия, согласно его концепции, обладают рядом общих признаков.Богатейшие страны Запада имеют смешанную экономику, т.е. рыночные отношения сочетаются в них с государственным планированием. Государственное вмешательство необходимо для поддержания равновесия и стабильного роста экономики. Планирование призвано урегулировать деятельность крупных экономических объединений и не затрагивает, следовательно, индивидуальной свободы.
Для государств социального благоденствия характерна также тенденция к демократизации политической жизни. Всеобщее избирательное право и рост общественного благосостояния, утверждал Мюрдаль, позволяют перейти к децентрализации государства и передать часть функций, которые традиционно осуществляло правительство, органам местного самоуправления и добровольным объединениям граждан.
Недостатком современного государства теоретики считали его национальный характер. В связи с этим Мюрдаль призывал выйти за пределы организации благоденствия в национальных масштабах и положить идеи социальной политики в основу межгосударственных отношений. Экономический кризис 70-х гг. и последовавшие за ним события опровергли многие положения, содержавшиеся в теории государства благоденствия.
Государство всеобщего благосостояния или государство всеобщего благоденствия (англ. Welfare state) — концепция политического строя, при которой государство играет ключевую роль в защите и развитии экономического и социального благополучия его граждан. Она основана на принципах равенства возможностей, справедливого распределения богатства и общественной ответственности за тех, кто не может обеспечить себе минимальные условия достойного уровня жизни.
Общий термин может охватывать различные формы экономической и социальной организации. Социолог Томас Хамфри Маршалл определил государство всеобщего благосостояния как особенное сочетание демократии, благосостояния и капитализма. Как правило, в такой модели посредством прогрессивного налогообложения осуществляется перераспределение богатства, благодаря которому гражданам, независимо от уровня их дохода, в качестве бесплатных услуг предоставляются среднее (часто и высшее) образование и всеобщее здравоохранение, а социально незащищённые получают адресные программы социальной помощи.
Учёные обратили особое внимание на исторические пути, по которым Германия, Великобритания и другие страны развивались как государства всеобщего благосостояния. При этом, появление современного государства благосостояния в основном было сопряжено с внедрением кейнсианской модели социально ориентированного капитализма, часто при участии социал-демократических партий.
Функции
- Поддержка социально незащищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов);
- Охрана труда и здоровья людей;
- Устранение социального неравенства путём перераспределения доходов;
- Поддержка семьи, материнства, отцовства, детства;
- Финансовая поддержка образовательных и культурных программ;
- Борьба с безработицей.
История
Возникновение социального государства
В 1871 году Германия ввела государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, в 1880 г. — финансирование медицинской помощи, в 1883 г. — пособия по болезни. Социальное страхование от несчастного случая было введено и в других странах: в Австро-Венгрии в 1887 г. (при Эдуарде Тааффе), во Франции — в 1898 г., в Норвегии — в 1894 г., Новой Зеландии — в 1900 г., Швеции — в 1901 г. Медицинское страхование стало государственным в Австрии в 1888 г., в Швеции — в 1891 г., в Норвегии — в 1909 г. Довольно широкие программы социальной защиты были рано реализованы в таких странах, как Уругвай (при президенте Хосе Батлье-и-Ордоньесе) и Австралия (при лейбористских правительствах).
Кейнсианство и государство благосостояния
В Великобритании
Модель Бевериджа предполагает распределение ответственности между государством (базовые гарантии соцзащиты для всего населения с ориентацией на прожиточный минимум), работодателем (страхование наемных работников с их частичным участием) и работником (дополнительное личное страхование).
В США
Послевоенная Европа
Критика и кризис
Классификация
Колоссальный экономический рост был ведущим фактором развития Запада в 1960-1970-х гг.: в 1960 г. в Западной Европе проживало 9 % населения мира , производилось 25 % мирового объёма промышленной продукции и на неё приходилось 40 % объёма мировой торговли.
Наиболее наглядным свидетельством роста экономики после окончания Второй мировой войны было то, что ведущие торговые государства встали на путь постепенного отказа от жёстких протекционистских мер. Руководство этих стран осознало, что мировой экономический кризис произошёл вследствие раздробления мировой экономики на ряд изолированных национальных экономик.
Важным фактором, обеспечившим экономический подъём, стало ускорение и углубление научно-технического прогресса, проникновение его в новые сферы производства, превращение науки в непосредственную производительную силу общества . В 1940-1950-х гг. наступала эпоха научно-технической революции (НТР) - совокупности качественных изменений в технике, технологии и организации производства, происходящих под воздействием крупных научных достижений и открытий, оказывающих влияние на социально-экономические условия общественной жизни . Первая волна научно-технической революции привела к возникновению новых наукоёмких, энергосберегающих отраслей экономики и развитию автоматизации производства, контроля и управления им на базе электроники.
Значительным фактором экономического роста после Второй мировой войны была замена угля нефтью в качестве основного энергоносителя.
В период экономического развития после Второй мировой войны отмечается значительный рост в химической промышленности. К примеру, в Германии стоимость продукции химической промышленности в 1,5 раза превысила стоимость продукции тяжёлой промышленности. Необыкновенно динамичный рост химической промышленности был сравним разве что с развитием автомобилестроения.
Революция в средствах транспорта
Производство автомобилей было связано с революцией в средствах транспорта. Железные дороги по своему значению стали уступать автомобильному транспорту, вырос объём перевозок гражданской авиации. В 1958 г. число тех, кто пересекал Атлантику морем и по воздуху, сравнялось. В отличие от США, почти во всех европейских странах авиакомпании принадлежали государству . Конкуренция частных компаний обеспечила более низкие цены на авиабилеты в США, чем в странах Западной Европы.
В 1929 г. Европа ввезла 17 млн тонн нефти, в 1967 г. - 450 млн тонн. К 1966 г. доля нефти в энергоснабжении ЕЭС составила уже 50 %.
В 1960-е гг. ФРГ ежегодно выпускала 3 млн легковых автомобилей, в то время как Англия и Франция 1,5-2 млн, Италия в 1963 г. - 1 млн. В 1961 г. 1 млн немецких автомобилей экспортировался, причём 200 тыс. - в США, что ранее было немыслимо.
Вместе с тем оказалось, что материальное благополучие само по себе не может являться единственным условием достойной человеческой жизни. Историческим свидетельством тому стало революционное движение молодёжи 1968 г., которое существенным образом изменило духовно-нравственную сферу жизни современного общества. Изменились мораль, культура, мода и сами люди. Следствием этих событий следует считать расширение национальной, культурной, религиозной толерантности.
Колоссальный экономический рост был ведущим фактором развития Запада в 1960-1970-х гг.: в 1960 г. в Западной Европе проживало 9 % населения мира , производилось 25 % мирового объёма промышленной продукции и на неё приходилось 40 % объёма мировой торговли.
Наиболее наглядным свидетельством роста экономики после окончания Второй мировой войны было то, что ведущие торговые государства встали на путь постепенного отказа от жёстких протекционистских мер. Руководство этих стран осознало, что мировой экономический кризис произошёл вследствие раздробления мировой экономики на ряд изолированных национальных экономик.
Для восстановления и ускорения подъёма экономики Италии после Второй мировой войны использовались государственное финансирование и кредитование, государственный сектор, хозяйственный протекционизм и даже экономический опыт периода фашистского режима . В целом итальянская экономика отличалась высокой степенью огосударствления, сохранившейся ещё с фашистских времён. Под государственным контролем оказались все ведущие банки страны.
Итальянская экономика в первой половине 1960-х гг. росла очень интенсивно, в 1959-1961 гг. она показывала 7,5 % ежегодного роста. Особенно впечатляющие успехи были достигнуты в автомобилестроении, производстве печатных машин, электроэнергетике. В 1967 г. каждый третий холодильник в Европе делали в Италии. Производительность труда в стране только в 1961 - 1963 гг. выросла на 30 %. Огромное значение для Италии имел туризм - лишь в 1966 г. в Италии побывали 27 млн туристов. Туризм был и остаётся важной статьёй национального дохода.
Основную роль в развитии экономики Италии после Второй мировой войны сыграли государственные холдинги.
После Второй мировой войны созданный при Муссолини Институт промышленной реконструкции превратился в эффективный государственный холдинг, получивший определённую независимость от правительства. Институт проводил исключительно динамичную политику, основанную на быстром промышленном росте, финансируемом за счёт реинвестиций - повторного или дополнительного вложения капитала в различного рода предприятия. Институт стремился поддержать уровень занятости на своих предприятиях.
Его успех побудил итальянское правительство создать ещё несколько подобных холдингов. Самым динамичным из них было государственное нефтепромышленное объединение ENI (Ente Nazionale Idrocarburi), созданное в 1953 г. для рационального использования энергоресурсов. В 1960 г. ENI контролировало уже 200 предприятий.
Огромную проблему для Италии представляла отсталость южных районов страны. Над ней активно работало правительство Альчидо де Гаспери. В 1950 г. был опубликован 10-летний план развития народного хозяйства юга, финансируемый государством . В том же году проведена долгожданная земельная реформа, которая предусматривала раздел латифундий. Обязательному разделу, с компенсацией стоимости владельцам, подлежали земельные владения свыше установленных минимальных размеров. Для распределения земли среди крестьян были созданы специальные комитеты, деятельность которых контролировалась государством, с тем чтобы избежать злоупотреблений. Кроме земли, крестьяне в рамках аграрной реформы получили кредиты, а также государство взяло на себя решение масштабных задач по мелиорации, строительству дорог, электрификации деревни.
К 1990-м гг. благодаря большим финансовым затратам юг страны удалось превратить из аграрного в аграрно-индустриальный. Однако экономика юга по-прежнему во многом зависит от северных районов, сохраняется и значительное отставание от уровня жизни населения южных районов.
Вопросы к этой статье:
· В чём заключалось влияние государства на экономическое развитие Италии?
В отличие от Франции и Италии, в Великобритании дела шли не так успешно.
Во второй половине 1940-х гг. была осуществлена широкая программа национализации предприятий важнейших отраслей экономики, большое внимание уделялось социальным программам.
Под влиянием антитрестовской политики правительства произошла трансформация крупных банков в региональные банки, меньшие по размерам и более эффективные. Этот процесс коснулся и крупных промышленных предприятий. После денежной реформы с 1948 г. в стране стала проводиться жёсткая монетаристская политика - регулирование денег в обращении. Тем не менее, в период экономического чуда государственный сектор занимал значительное место в экономике ФРГ: 40 % добычи угля и руды, 62 % производства электроэнергии, 72 % производства алюминия, 62 % банковских учреждений.
В Западной Германии был самый значительный в мире рост промышленного производства: с 1948 по 1964 г. оно увеличилось в 6 раз, сельскохозяйственное производство с 1950 по 1964 г. выросло в 2,5 раза, в 1964 г. в ФРГ практически не было безработных.
В экономике США после Второй мировой войны была сделана ставка на рынок (так же, как и в ФРГ ). Пиковым послевоенным годом для США был 1968 г., когда американское промышленное производство превысило треть мирового (34%); после этого началось постепенное падение уровня производства, в ходе которого началось ослабление доллара в роли резервной валюты. В 1970-х гг. совместное производство в странах Европейского Союза и Японии уже на 60 % превысило производство США.
Политика Рузвельта , который придавал большое значение роли государства , в 1950-е гг. начала себя изживать: американцы были согласны с большими полномочиями федеральных властей и их активной ролью в экономике только в исключительных случаях, но отвергали их в нормальных условиях. В соответствии с желаниями избирателей президент США Эйзенхауэр в 1953-1961 гг. проводил либеральную экономическую политику.
При Джоне Кеннеди в 1961-1963 гг. либеральная доктрина продолжала доминировать. Эта политика предусматривала ряд социально-экономических реформ: снижение налогообложения, принятие законодательства об уравнении в гражданских правах цветного населения, медицинское страхование престарелых, повышение минимума заработной платы. Особенность курса Кеннеди заключалась в обновлении и расширении диапазона средств поддержания рыночной экономики.
С другой стороны, Кеннеди раздвинул горизонты политики государственного планирования: он обратился к стратегии планирования трудовых ресурсов, придав ей большой размах. Под влиянием Кеннеди в 1961 г. была принята федеральная программа развития регионов США. По этой программе, к примеру, правительство ежемесячно определяло квоту добычи нефти для Техаса, величина которой соотносилась с объёмом добычи в других американских штатах.
До начала 1980-х гг. проводилась достаточно сбалансированная политика государственного регулирования США. Однако в экономике страны назревали проблемы, решение которых требовало новых подходов.
Япония после Второй мировой войны сделала упор на рыночную систему экономики (как ФРГ и США) и достигла огромных успехов в развитии страны. В 1950-1979 гг. она по темпам роста обогнала все развитые страны. В 1950-1954 гг. рост составил 9,5%, в 1966-1969 гг. - 10%. Мозговым центром японской экономики считалось министерство внешней торговли и промышленности, которое оказалось чрезвычайно эффективным инструментом экономической политики, ориентированной на поощрение передовых отраслей и на постепенное сворачивание устаревших производств.
Среди причин успехов Японии выделяются такие, как:
· технологическая помощь США;
· надёжная и стабильная валюта;
· низкие налогообложение и бюджетные затраты;
· преобладание частного сектора (была приватизирована даже железнодорожная система);
· ориентация на экспорт при острой внутренней конкуренции;
· особенно благоприятная система трудовых отношений;
· высокий уровень образования населения.
Вопросы для самопроверки
Определите основные причины Японского экономического чуда
Концепция государства всеобщего благосостояния (welfare state) возникла на рубеже XIX и XX веков в виде комплекса идей о том, что правительства должны обеспечивать высокий уровень жизни для всех своих граждан и брать на себя ответственность за предоставления им определенного объема социальных услуг.
Причины появления государства всеобщего благоденствия: процессы индустриализации и урбанизации.
Разрушение традиционных социальных общностей (вызванное процессами индустриализации и урбанизации) потребовало от государства взять на себя значительную часть социальных функции, которые ранее выполняли данные общности (помощь нетрудоспособных, обеспечение престарелых и пр.).
Революционные и экономические потрясения начала XX века (1917–1930-е гг.) сделали подобные представления доминирующей парадигмой социально-экономического развития ведущих капиталистических стран (вплоть до конца 70-х годов XX века).
Сущность политики всеобщего благосостояния
Аса Бриггс выделял три черты государства благосостояния:
1) создание гарантий минимального дохода на декоммодифицированной основе;
2) защита от риска непредвиденной потери доходов;
3) декоммодифицированные права на максимально возможный уровень жизни для всех.
Механизмы становления государства благосостояния.
рост социальных программ – на образование, здравоохранение, выплату пособий по безработице, болезни, нетрудоспособности и пр.
Переход от минималистского государства, занятого исключительно поддержанием законности и обеспечением внутренней и внешней безопасности, к модели максималистского государства – государства всеобщего благоденствия – которое, помимо исполнения своих обычных функций, вмешивается в экономику и активно перераспределяет социальные блага.
Увеличение государственных расходов и налогов.
Модели государство всеобщего благосостояния
Неолиберальный тип отличается низким уровнем декоммодификации, высоким уровнем расслоения с точки зрения неравенства доходов и государственным вмешательством, для которого более типично регулирование рынка, чем предоставление прямого социального обеспечения. В неолиберальной модели социальная помощь в рамках определенных минимальных социальных потребностей оказывается бедным и малообеспеченным слоям населения, не способным самостоятельно добыть средства существования.
Социал-демократический тип характеризуется высоким уровнем декоммодификации, низкой степенью расслоения и прямым государственным обеспечением, регулированием и финансированием программ помощи малоимущим слоям общества. Социально-демократический принцип первоначально основанный на концентрации общественных фондов поддержки профсоюзных и иных демократических общественных организаций, позднее распространился на всех граждан государства, имеющих права на равные льготы, независимо от степени нужды и трудового вклада.
Франко-германский (корпоративистский) тип отличается высоким уровнем декоммодификации, довольно сильным расслоением общества по доходам и социальному статусу, вмешательство государства осуществляется в форме прямого предоставления финансового обеспечения и регулирования рынков. Консервативный принцип этатистской и корпоративной социальной помощи подразумевает отдельные социальные программы для различных профессиональных и статусных групп в зависимости от трудового вклада.
Декоммодификация означает замещение рыночного обмена бюрократическим распределением.
Читайте также: