Теория государства всеобщего благоденствия доклад

Обновлено: 05.07.2024

Идеи государства благоденствия и сам этот термин впервые появились в общественно-политической мысли Германии в 80-е гг. XIX столетия. Социальная политика была возведена в ранг официальной доктрины Германии. Она получила закрепление в Веймарской конституции 1919 г. - первой европейской конституции, наделившей граждан социальными правами. С конца XIX в. отдельные меры в области социальной политики начинают осуществлять и другие государства, однако ее развитие было прервано экономическим кризисом 30-х гг.

Под политикой социального благоденствия в 40-50-^ гг. понимали программы, направленные на достижение высокого жизненного уровня населения путем создания государственных систем образования, здравоохранения и поддержки жилищного строительства, а также оказания помощи гражданам, которые не в состоянии собственными силами обеспечить себе минимум доходов. В официальных документах и законодательстве западных стран понятие государства благоденствия используется крайне редко. Чаще употребляется термин “социальное государство”. Эта формула содержится в программных документах многих политических партий, а также в конституциях трех государств Западной Европы: в Основном законе ФРГ 1949 г., Конституции Франции 1958 г. и Конституции Испании 1978 г.

Общественно-политические движения и партии вкладывают в понятие социального государства разное содержание. Промежуточное положение между позициями неолибералов и социал-демократов занимают концепции, выдвинутые идеологами средних классов и демократически настроенной интеллигенции. В идеологии именно этих слоев сложилась теория государства благоденствия. Она возникла в 50-е гг. - в период экономического подъема в странах Западной Европы и США.

Государства благоденствия, согласно его концепции, обладают рядом общих признаков.Богатейшие страны Запада имеют смешанную экономику, т.е. рыночные отношения сочетаются в них с государственным планированием. Государственное вмешательство необходимо для поддержания равновесия и стабильного роста экономики. Планирование призвано урегулировать деятельность крупных экономических объединений и не затрагивает, следовательно, индивидуальной свободы.

Для государств социального благоденствия характерна также тенденция к демократизации политической жизни. Всеобщее избирательное право и рост общественного благосостояния, утверждал Мюрдаль, позволяют перейти к децентрализации государства и передать часть функций, которые традиционно осуществляло правительство, органам местного самоуправления и добровольным объединениям граждан.

Недостатком современного государства теоретики считали его национальный характер. В связи с этим Мюрдаль призывал выйти за пределы организации благоденствия в национальных масштабах и положить идеи социальной политики в основу межгосударственных отношений. Экономический кризис 70-х гг. и последовавшие за ним события опровергли многие положения, содержавшиеся в теории государства благоденствия.


Государство всеобщего благосостояния или государство всеобщего благоденствия (англ. Welfare state) — концепция политического строя, при которой государство играет ключевую роль в защите и развитии экономического и социального благополучия его граждан. Она основана на принципах равенства возможностей, справедливого распределения богатства и общественной ответственности за тех, кто не может обеспечить себе минимальные условия достойного уровня жизни.

Общий термин может охватывать различные формы экономической и социальной организации. Социолог Томас Хамфри Маршалл определил государство всеобщего благосостояния как особенное сочетание демократии, благосостояния и капитализма. Как правило, в такой модели посредством прогрессивного налогообложения осуществляется перераспределение богатства, благодаря которому гражданам, независимо от уровня их дохода, в качестве бесплатных услуг предоставляются среднее (часто и высшее) образование и всеобщее здравоохранение, а социально незащищённые получают адресные программы социальной помощи.

Учёные обратили особое внимание на исторические пути, по которым Германия, Великобритания и другие страны развивались как государства всеобщего благосостояния. При этом, появление современного государства благосостояния в основном было сопряжено с внедрением кейнсианской модели социально ориентированного капитализма, часто при участии социал-демократических партий.

Функции

  • Поддержка социально незащищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов);
  • Охрана труда и здоровья людей;
  • Устранение социального неравенства путём перераспределения доходов;
  • Поддержка семьи, материнства, отцовства, детства;
  • Финансовая поддержка образовательных и культурных программ;
  • Борьба с безработицей.

История

Возникновение социального государства

В 1871 году Германия ввела государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, в 1880 г. — финансирование медицинской помощи, в 1883 г. — пособия по болезни. Социальное страхование от несчастного случая было введено и в других странах: в Австро-Венгрии в 1887 г. (при Эдуарде Тааффе), во Франции — в 1898 г., в Норвегии — в 1894 г., Новой Зеландии — в 1900 г., Швеции — в 1901 г. Медицинское страхование стало государственным в Австрии в 1888 г., в Швеции — в 1891 г., в Норвегии — в 1909 г. Довольно широкие программы социальной защиты были рано реализованы в таких странах, как Уругвай (при президенте Хосе Батлье-и-Ордоньесе) и Австралия (при лейбористских правительствах).

Кейнсианство и государство благосостояния

В Великобритании

Модель Бевериджа предполагает распределение ответственности между государством (базовые гарантии соцзащиты для всего населения с ориентацией на прожиточный минимум), работодателем (страхование наемных работников с их частичным участием) и работником (дополнительное личное страхование).

В США

Послевоенная Европа

Критика и кризис

Классификация

Колоссальный экономический рост был ведущим фактором раз­вития Запада в 1960-1970-х гг.: в 1960 г. в Западной Европе прожи­вало 9 % населения мира , производилось 25 % мирового объёма промышленной продукции и на неё приходилось 40 % объёма ми­ровой торговли.

Наиболее наглядным свидетельством роста экономики после окончания Второй мировой войны было то, что ведущие торговые государства встали на путь постепенного отказа от жёстких про­текционистских мер. Руководство этих стран осознало, что мировой экономический кризис произошёл вследствие раздробления мировой экономики на ряд изолированных национальных эконо­мик.

Важным фактором, обеспечившим экономический подъём, стало ускорение и углубление научно-технического прогресса, проникнове­ние его в новые сферы производства, превращение науки в непо­средственную производительную силу общества . В 1940-1950-х гг. на­ступала эпоха научно-технической революции (НТР) - совокупно­сти качественных изменений в технике, технологии и организации производства, происходящих под воздействием крупных научных до­стижений и открытий, оказывающих влияние на социально-эконо­мические условия общественной жизни . Первая волна научно-техни­ческой революции привела к возникновению новых наукоёмких, энергосберегающих отраслей экономики и развитию автоматизации производства, контроля и управления им на базе электроники.

Значительным фактором экономического роста после Второй мировой войны была замена угля нефтью в качестве основного энергоносителя.

В период экономического развития после Второй мировой войны отмечается значительный рост в химической промышленности. К примеру, в Германии стоимость продукции химической промышленности в 1,5 раза превысила стоимость продукции тяжёлой промышленности. Необыкновенно динамичный рост химической промыш­ленности был сравним разве что с разви­тием автомобилестроения.

Революция в средствах транспор­та

Производство автомобилей было свя­зано с революцией в средствах транспор­та. Железные дороги по своему значе­нию стали уступать автомобильному транспорту, вырос объём перевозок граж­данской авиации. В 1958 г. число тех, кто пересекал Атлантику морем и по воздуху, сравнялось. В отличие от США, почти во всех европейских странах авиакомпании принадлежали государству . Конкуренция частных компаний обеспечила более низкие цены на авиабилеты в США, чем в странах Западной Европы.

В 1929 г. Европа ввезла 17 млн тонн нефти, в 1967 г. - 450 млн тонн. К 1966 г. доля нефти в энергоснабжении ЕЭС составила уже 50 %.

В 1960-е гг. ФРГ еже­годно выпускала 3 млн легковых автомобилей, в то время как Англия и Франция 1,5-2 млн, Италия в 1963 г. - 1 млн. В 1961 г. 1 млн немецких автомобилей экспортировался, причём 200 тыс. - в США, что ранее было немыслимо.

Вместе с тем оказалось, что материальное благополучие само по себе не может являться единственным условием достойной челове­ческой жизни. Историческим свидетельством тому стало революционное движе­ние молодёжи 1968 г., которое существенным образом изменило духовно-нравственную сферу жизни современного общества. Изме­нились мораль, культура, мода и сами люди. Следствием этих собы­тий следует считать расширение национальной, культурной, рели­гиозной толерантности.

Колоссальный экономический рост был ведущим фактором раз­вития Запада в 1960-1970-х гг.: в 1960 г. в Западной Европе прожи­вало 9 % населения мира , производилось 25 % мирового объёма промышленной продукции и на неё приходилось 40 % объёма ми­ровой торговли.

Наиболее наглядным свидетельством роста экономики после окончания Второй мировой войны было то, что ведущие торговые государства встали на путь постепенного отказа от жёстких про­текционистских мер. Руководство этих стран осознало, что мировой экономический кризис произошёл вследствие раздробления мировой экономики на ряд изолированных национальных эконо­мик.

Для восстановления и ускорения подъёма экономики Италии после Второй мировой войны использовались государственное финансирование и кре­дитование, государственный сектор, хозяйственный протекционизм и даже экономический опыт периода фашистского режима . В це­лом итальянская экономика отличалась высокой степенью огосудар­ствления, сохранившейся ещё с фашистских времён. Под государ­ственным контролем оказались все ведущие банки страны.

Итальянская экономика в первой половине 1960-х гг. росла очень интенсив­но, в 1959-1961 гг. она показывала 7,5 % ежегодного роста. Особенно впе­чатляющие успехи были достигнуты в автомобилестроении, производстве печат­ных машин, электроэнергетике. В 1967 г. каждый третий холодильник в Европе делали в Италии. Производительность труда в стране только в 1961 - 1963 гг. выросла на 30 %. Огромное значение для Италии имел туризм - лишь в 1966 г. в Италии побывали 27 млн туристов. Туризм был и остаётся важной статьёй национального дохода.

Основную роль в развитии экономики Италии после Второй мировой войны сыграли государственные холдинги.

После Второй мировой войны созданный при Муссолини Институт промышлен­ной реконструкции превратился в эффективный государственный холдинг, получивший определённую независимость от правительст­ва. Институт проводил исключительно динамичную политику, осно­ванную на быстром промышленном росте, финансируемом за счёт реинвестиций - повторного или дополнительного вложения ка­питала в различного рода предприятия. Институт стремился под­держать уровень занятости на своих предприятиях.

Его успех побу­дил итальянское правительство создать ещё несколько подобных холдингов. Самым динамичным из них было государственное неф­тепромышленное объединение ENI (Ente Nazionale Idrocarburi), созданное в 1953 г. для рацио­нального использования энергоресурсов. В 1960 г. ENI контроли­ровало уже 200 предприятий.

Огромную проблему для Италии представляла отсталость юж­ных районов страны. Над ней активно работало правительство Альчидо де Гаспери. В 1950 г. был опубликован 10-лет­ний план развития народного хозяйства юга, фи­нансируемый государством . В том же году проведена долгожданная земельная реформа, которая предусмат­ривала раздел латифундий. Обязательному разделу, с компенсацией стоимости владельцам, подлежали земельные владения свыше установленных мини­мальных размеров. Для распределения земли среди крестьян были созданы специальные комитеты, деятельность которых контролировалась государст­вом, с тем чтобы избежать злоупотреблений. Кроме земли, крестьяне в рамках аграрной реформы полу­чили кредиты, а также государство взяло на себя решение масштабных задач по мелиорации, строительству дорог, электрификации деревни.

К 1990-м гг. благодаря большим финансовым затратам юг стра­ны удалось превратить из аграрного в аграрно-индустриальный. Однако экономика юга по-прежнему во многом зависит от север­ных районов, сохраняется и значительное отставание от уровня жизни населения южных районов.

Вопросы к этой статье:

· В чём заключалось влияние государства на экономи­ческое развитие Италии?

В отличие от Франции и Италии, в Велико­британии дела шли не так успешно.

Во второй половине 1940-х гг. была осуществлена широкая программа национализации предпри­ятий важнейших отраслей экономики, большое внимание уделялось социальным программам.

Под влиянием антитрестовской политики правительства произошла трансформация крупных банков в региональные банки, меньшие по размерам и более эффективные. Этот процесс коснулся и крупных промышленных предприятий. После денежной реформы с 1948 г. в стране стала про­водиться жёсткая монетаристская политика - регу­лирование денег в обращении. Тем не менее, в период экономического чуда государственный сектор зани­мал значительное место в экономике ФРГ: 40 % добычи угля и руды, 62 % производства электроэнер­гии, 72 % производства алюминия, 62 % банковских учреждений.

В Западной Германии был самый значительный в мире рост промышленного производства: с 1948 по 1964 г. оно увеличилось в 6 раз, сельскохозяйственное про­изводство с 1950 по 1964 г. выросло в 2,5 раза, в 1964 г. в ФРГ практически не было безработных.

В экономике США после Второй мировой войны была сделана ставка на рынок (так же, как и в ФРГ ). Пиковым послевоенным годом для США был 1968 г., когда американское промышленное производ­ство превысило треть мирового (34%); после этого началось по­степенное падение уровня производства, в ходе которого началось ослабление доллара в роли резервной валюты. В 1970-х гг. совмест­ное производство в странах Европейского Союза и Японии уже на 60 % превысило производство США.

Политика Рузвельта , который придавал большое значение роли государства , в 1950-е гг. начала себя изживать: американцы были со­гласны с большими полномочиями федеральных властей и их ак­тивной ролью в экономике только в исключительных случаях, но отвергали их в нормальных условиях. В соответствии с желаниями избирателей президент США Эйзенхауэр в 1953-1961 гг. проводил либеральную экономическую политику.

При Джоне Кеннеди в 1961-1963 гг. либеральная доктрина продолжала доминировать. Эта политика предусматривала ряд социально-экономических ре­форм: снижение налогообложения, принятие законодательства об уравнении в гражданских правах цветного населения, медицинское страхование престарелых, повышение минимума заработной пла­ты. Особенность курса Кеннеди заключалась в обновлении и расши­рении диапазона средств поддержания рыночной экономики.

С другой стороны, Кеннеди раздвинул горизонты политики государственного планирования: он обра­тился к стратегии планирования трудовых ресурсов, придав ей большой размах. Под влиянием Кеннеди в 1961 г. была принята федеральная программа развития регионов США. По этой программе, к примеру, правительство еже­месячно определяло квоту добычи нефти для Техаса, величина кото­рой соотносилась с объёмом добычи в других американских штатах.

До начала 1980-х гг. проводилась достаточно сбалансированная политика государственного регулирования США. Однако в экономике страны назревали проблемы, решение которых требовало новых подходов.

Япония после Второй мировой войны сделала упор на рыночную систему экономики (как ФРГ и США) и достигла огромных успехов в развитии страны. В 1950-1979 гг. она по темпам роста обогнала все развитые стра­ны. В 1950-1954 гг. рост составил 9,5%, в 1966-1969 гг. - 10%. Мозговым центром японской экономики считалось министерство внешней торговли и промышленности, которое оказалось чрезвы­чайно эффективным инструментом экономической политики, ориентированной на поощрение передовых отраслей и на посте­пенное сворачивание устаревших производств.

Среди причин успехов Японии выделяются такие, как:

· техноло­гическая помощь США;

· надёжная и стабильная валюта;

· низкие налогообложение и бюджетные затраты;

· преобладание частного сектора (была приватизирована даже железнодорожная система);

· ориентация на экспорт при острой внутренней конкуренции;

· осо­бенно благоприятная система трудовых отношений;

· высокий уро­вень образования населения.

Вопросы для самопроверки

Определите основные причины Японского экономического чуда

Концепция государства всеобщего благосостояния (welfare state) возникла на рубеже XIX и XX веков в виде комплекса идей о том, что правительства должны обеспечивать высокий уровень жизни для всех своих граждан и брать на себя ответственность за предоставления им определенного объема социальных услуг.

Причины появления государства всеобщего благоденствия: процессы индустриализации и урбанизации.

Разрушение традиционных социальных общностей (вызванное процессами индустриализации и урбанизации) потребовало от государства взять на себя значительную часть социальных функции, которые ранее выполняли данные общности (помощь нетрудоспособных, обеспечение престарелых и пр.).

Революционные и экономические потрясения начала XX века (1917–1930-е гг.) сделали подобные представления доминирующей парадигмой социально-экономического развития ведущих капиталистических стран (вплоть до конца 70-х годов XX века).

Сущность политики всеобщего благосостояния

Аса Бриггс выделял три черты государства благосостояния:

1) создание гарантий минимального дохода на декоммодифицированной основе;

2) защита от риска непредвиденной потери доходов;

3) декоммодифицированные права на максимально возможный уровень жизни для всех.

Механизмы становления государства благосостояния.

рост социальных программ – на образование, здравоохранение, выплату пособий по безработице, болезни, нетрудоспособности и пр.

Переход от минималистского государства, занятого исключительно поддержанием законности и обеспечением внутренней и внешней безопасности, к модели максималистского государства – государства всеобщего благоденствия – которое, помимо исполнения своих обычных функций, вмешивается в экономику и активно перераспределяет социальные блага.

Увеличение государственных расходов и налогов.

Модели государство всеобщего благосостояния

Неолиберальный тип отличается низким уровнем декоммодификации, высоким уровнем расслоения с точки зрения неравенства доходов и государственным вмешательством, для которого более типично регулирование рынка, чем предоставление прямого социального обеспечения. В неолиберальной модели социальная помощь в рамках определенных минимальных социальных потребностей оказывается бедным и малообеспеченным слоям населения, не способным самостоятельно добыть средства существования.

Социал-демократический тип характеризуется высоким уровнем декоммодификации, низкой степенью расслоения и прямым государственным обеспечением, регулированием и финансированием программ помощи малоимущим слоям общества. Социально-демократический принцип первоначально основанный на концентрации общественных фондов поддержки профсоюзных и иных демократических общественных организаций, позднее распространился на всех граждан государства, имеющих права на равные льготы, независимо от степени нужды и трудового вклада.

Франко-германский (корпоративистский) тип отличается высоким уровнем декоммодификации, довольно сильным расслоением общества по доходам и социальному статусу, вмешательство государства осуществляется в форме прямого предоставления финансового обеспечения и регулирования рынков. Консервативный принцип этатистской и корпоративной социальной помощи подразумевает отдельные социальные программы для различных профессиональных и статусных групп в зависимости от трудового вклада.

Декоммодификация означает замещение рыночного обмена бюрократическим распределением.

Читайте также: