Теория элит доклад кратко

Обновлено: 17.05.2024

Теория элит — концепция, предполагающая, что народ в целом не может управлять государством и эту функцию берёт на себя элита обществаШаблон:Нет АИ.

Элиты разных эпох отбирались по самым разным признакам — происхождение, образование, богатство, способности, опыт, сила и так далее. Механизмы этого выдвижения самые различные. С точки зрения большинства ранних и некоторых поздних теоретиков элит в так называемых демократических государствах управляет не народ, а господствующая элита или несколько элит, которые ведут борьбу за власть. Ряд современных концепций в рамках этой теории считают, что общество может управлять этими элитами, используя избирательное право, в том числе для возможности выдвижения наиболее способных представителей народа [1] .

Содержание

История возникновения. Предпосылки

Н. Макиавелли о теории элит

Идеи Г. Моска, В. Парето и Р. Михельса

Он отмечал две тенденции в развитии правящего класса: стремление представителей данного класса сделать свои функции и привилегии наследственными, а с другой стороны — стремление новых сил сменить старые. Если преобладает первая тенденция (аристократическая), то правящий класс становится закрытым и происходит стагнация общества. В зависимости от принципа передачи политической власти, Г. Моска выделял автократический и либеральный типы управления. При первом власть передается сверху вниз, а при втором — делегируется снизу вверх.

Трансформация общественной элиты

Шаблон:Нет источников в разделе Мирная ротация элит считается необходимой для здоровья общества. Однако, как правило, политическая власть сосредоточена в очень узком круге избранных лиц, а пробиться во влиятельные олигархи с нижних этажей общества весьма непросто. Крайним случаем предельно низкой ротации элит является кастовое общество, где открыто декларируется, что человек не может изменить своё социальное положение, доставшееся ему по праву рождения. При такой закрытости элит часто возникают и религиозные догмы, призванные закрепить покорность угнетаемых масс. В противоположность этому считается, что демократическое общество основано на открытости правящей элиты, чему способствуют социальная мобильность трудовых резервов и избирательные технологии, направленные на повышение уровня лояльности самых широких слоёв населения. Так например, в начале XX века русский социолог Питирим Сорокин исследовал, как в США функционируют эти механизмы обновления национальной элиты. В условиях экономической конкуренции на первые роли в общественной жизни Америки выдвигались наиболее успешные в профессии люди. Личный успех сограждан становится ключом для роста благосостояния новой нации, превращаясь в главный локомотив на пути общего успеха и процветания всей страны. В свою очередь, эффективное развитие человеческой цивилизации возможно лишь при своевременном обновлении элиты.

Теория элит и теория заговора

Предшественниками современных теорий элит можно назвать Платона, Томаса Карлейля, Фридриха Ницше. Как целостная система взглядов теории элит были сформулированы в конце XIX — начале XX в. и связаны с именами Гаэтано Моски, Вильфредо Парето и Роберта Михельса.

Концепции элит Моски, Парето и Михельса объединяют такие идеи.

  1. Особые качества элиты, связанные с природными дарованиями и воспитанием её представителей, проявляющиеся в её способности к управлению или хотя бы к борьбе за власть.
  2. Групповая сплочённость, элиты — группы, объединяемой не только общностью профессионального статуса, социального положения и интересов, но и элитарным самосознанием, восприятием себя как особого слоя, притонного руководить обществом.
  3. Признание элитарности любого общества, его неизбежного разделения на привилегированное властвующее творческое меньшинство и пассивное нетворческое большинство. Хотя персональный состав элиты изменяется, её господствующее положение по отношению к массам в своей основе неизменны. Так, например, в ходе истории сменялись вожди племён, монархи, бояре и дворяне, народные комиссары и партийные секретари, министры и президенты, но отношения господства и подчинения между ними и простым людом сохранялись всегда.
  4. Формирование и смена элит в ходе борьбы за власть. Привилегированное положение стремятся занять многие люди, обладающие высокими личными и социальными качествами. Однако никто не хочет добровольно уступать им свои посты и положение. Поэтому скрытая или явная борьба неизбежна.
  5. Руководящая роль элиты в обществе. Она выполняет необходимую для социальной системы функцию управления.
  6. Стремление сохранить и передать свой статус по наследству.

Теория элиты Вильфредо Парето

Парето выдвинул идею о постоянной борьбе разных типов элит за власть. Ни один тип не способен решить всех проблем управления, поэтому необходима постоянная смена (циркуляция) элит.

Циркуляция элит нужна для поддержания социальною равновесия. Между элитой и остальной массой населения непрерывно происходит обмен: часть элиты перемещается в низший слой, а наиболее способная часть последнего пополняет состав элиты.

Если элита оказывается закрытой, т. е. циркуляция отсутствует или происходит слишком медленно, это приводит к деградации элиты и её упадку.

В то же время в низшем слое растёт число индивидов, обладающих необходимыми для управления чертами и способных применить насилие для захвата власти. Но и эта новая элита утрачивает способность к управлению, если она не обновляется за счёт представителей низшею слоя.

Теория элит Гаэтано Моски

Гаэтано Моска

Основные причины потери господствующего положения любым классом состоят, с точки зрения Моски, либо в утрате качеств, благодаря которым он пришёл к власти, либо в их неадекватности новой социальной среде.

Моска считал главной линией развития общества борьбу двух тенденций: желания господствующего класса удержать и передать по наследству власть и стремления нового класса изменить соотношение сил. Чередование в обществе тенденций к стабилизации и обновлению создаёт некое ритмическое развёртывание исторического процесса.

Структура правящего класса определяет политический тип общества в целом. Источниками его власти могут быть военная сила, богатство, особые знания, в том числе богословские. Военная сила закрепляется в собственности, а последняя порождает политическую власть (соответственно, военное общество сменяется феодальным, а затем бюрократическим).

Во всяком обществе элита стремится монополизировать свои позиции и передавать их потомкам, т. е. добивается превращения в наследственную касту. Этому препятствует возникновение новых источников богатства, знаний, религиозных идей, которые открывают путь к господству представителям нижних слоёв. Вся история цивилизованного человечества, по убеждению Моски, сводится к конфликту между двумя этими общественными силами.

Значение идей Парето и Моски в развитии итальянской и мировой социологии состоит в том, что с их именами связан переход от классических либеральных концепций к концепциям элит.

Концепцию элит, причём с акцентом на экономические явления, более детально разработал Парето. Определённое влияние на его выводы оказали взгляды итальянского мыслителя эпохи Возрождения Никколо Макиавелли, который постулировал изначальное неравенство в любом обществе и необходимость правящим группировкам удерживать власть любыми возможными средствами.

Моска основное внимание уделил структуре политического механизма. Его главная заслуга — выделение элиты как специального объекта исследования, анализ её структуры, законов функционирования, прихода к власти, причин вырождения и упадка, смены её контрэлитой. Он стремился найти хоть какие-то основания для политического развития в сторону более полной демократии, преодоления бюрократизации общества и тенденции к формированию олигархии.

Теория олигархии и понимание элиты Роберта Михельса

Политолог и социолог Роберт Михельс (1876—1936), наряду с Г. Моской и В. Парето, считается одним из основателей элитологии (теории элит), а также социологии политических партий. Главным предметом его изучения были политические партии, а не всё общество в целом.

Демократия не может существовать без организации, управленческого аппарата, элиты, а это ведёт к закреплению постов и привилегий, к отрыву от масс. Даже функционеры левых партий меняют свой социальный статус, превращаются в правящую элиту. Харизматических лидеров, мобилизующих массы на активную политическую деятельность, сменяют бюрократы, а революционеров и энтузиастов — консерваторы и приспособленцы.

Ф. Г Карпентер Первое прочтение Прокламации об освобождении рабоз президента Линкольна. 1864 г.

В. Парето, Г. Моска и Р. Михельс — классики элитизма, сформулировавшие исходные тезисы этого направления социально-политической мысли.

Несмотря на то, что сами создатели теории элит не отрицали либерально-демократических ценностей, их выводы ставили под сомнение множество положений демократии, таких как власть народа, свобода слова, представительство общественных интересов. Поэтому концепция элитизма стала рассматриваться в качестве альтернативы западному демократизму.

Ахвледиани А.А., Ковалев А.М. Собственность. Власть. Политика. – М., 1996.

Зеркин Д.П. Основы политологии. – Ростов н/Д., 1999.

Круглов М.Б. Технология власти: Мифы и реальность истории России. – М., 1997.

Мурадян А.А. Двуликий Янус. Введение в политологию. – М., 1994.

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М., 2000.

Политическая культура и власть в западных демократиях и в России. – М., 1997.

Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. – М., 2000.

Халипов В.В. Власть. (Основы кратологии). – М., 1998.

1.2. Теория элит Моски.

Моска проанализировал проблему формирования политической элиты и ее специфических качеств. Он считал, что важнейшим критерием вхождения в нее является способность к управлению другими людьми, т.е. организаторская способность, а также выделяющее элиту из остальной части общества материальное, моральное и интеллектуальное превосходство. Хотя в целом этот слой наиболее способен к управлению, однако не всем его представителям присущи лучшие, более высокие по отношению к остальной части населения качества.

Вторая, демократическая тенденция выражается в обновлении политического класса за счет наиболее способных к управлению и активных низших слоев. Такое обновление предотвращает дегенерацию элиты, делает ее способной к эффективному руководству обществом. Равновесие между аристократической и демократической тенденциями наиболее желательно для общества, ибо оно обеспечивает как преемственность и стабильность в руководстве страной, так и его качественное обновление.

1.3. Концепции Парето и Михельса.

Она делится на правящую, прямо или опосредованно (но эффективно) участвующую в управлении, и неправящую — контрэлиту — людей, обладающих характерными для элиты качествами, но не имеющих доступа к руководству из-за своего социального статуса и различного рода барьеров, существующих в обществе для низших слоев.

Крупный вклад в развитие теории политических элит внес Р. Михельс (1876—1936). Он исследовал социальные механизмы, Урождающие элитарность общества. В основном солидаризируясь с Моской в трактовке причин элитарности, Михельс особо уделяет организаторские способности, а также организационные структуры общества, усиливающие элитарность и возвышающие управляющий слой. Он сделал вывод, что сама организация общества требует элитарности и закономерно воспроизводит ее.

В трудах Моски, Парето и Михельса понятие политической элиты получило уже достаточно ясные очертания. Были намечены ее важнейшие свойства, параметры, позволяющие разграничивать и оценивать различные элитарные теориисовременности (эти параметры будут использоваться ниже). К ним относятся:

1) особые свойства, присущие представителям элиты;

2) взаимоотношения, существующие внутри элитарного слоя и характеризующие степень его сплоченности, интеграции;

3) отношения элиты с неэлитой, массой;

4) рекрутирование элиты, т. е. как и из кого она образуется;

5) роль (конструктивная или деструктивная) элиты в обществе, ее функции и влияние.

1. История и предпосылки возникновения теории элит

2. Характеристика идей Г.Моска и В.Парето

3. Значение идей Парето и Моски

4. Теория олигархии и понимание элиты Роберта Михельса

Политическая элита - меньшинство общества, которое принимает непосредственное участие в принятии и осуществлении решений, связанных с использованием государственной власти. Пишем дальше. Характеристики политической элиты: это самостоятельная, высшая, привилегированная группа, наделённая особенными качествами - психологическими, социальными и политическими. Эта группа занимает господствующие позиции в общественной иерархии.

То есть все теории элит базируются на вполне определённом представлении об обществе. Что общество состоит из двух непохожих частей - элита, которая занимается управлением и остальная часть общества.

Целью данной работы является изучение теории элит.

. Изучить литературу по вопросу работы.

. Рассмотреть исторические предпосылки возникновения теории элит.

. Охарактеризовать идеи Г.Моска и В.Парето и их значение для теории элит.

. Проанализировать теорию олигархии и понимание эдиты Роберта Михельса.

1. История и предпосылки возникновения теории элит

2. Характеристика идей Г.Моска и В.Парето

Он отмечал две тенденции в развитии правящего класса: стремление представителей данного класса сделать свои функции и привилегии наследственными, а с другой стороны - стремление новых сил сменить старые. Если преобладает первая тенденция (аристократическая), то правящий класс становится закрытым и происходит стагнация общества. В зависимости от принципа передачи политической власти, Г. Моска выделял автократический и либеральный тип управления. При первом власть передается сверху вниз, а при втором - делегируется снизу вверх.

Идея сохранения стабильного динамического равновесия в обществе, обеспечивающего его вхождение в режим экономического, социального и культурного благополучия, проходит связующей нитью через экономические и социологические работы Вильфредо Парето. Важным фактором устойчивого развития выступает обновление и циркуляции элит как непременное условие прихода во власть людей с качествами, отвечающими их назначению. Этот подход можно рассматривать как своего рода идейное кредо Парето. [9, с.23]

Теория элит Парето опирается на три исходных положения:

) Общество всегда неоднородно, люди отличаются друг от друга физически, нравственно, интеллектуально, возникают социальные страты;

) Власть всегда сосредоточена в руках узкой группы людей, отделенной от общества рядом барьеров;

) Между различными частями общества имеет место циркуляция элементов.

Для упрощения задачи Парето сводит множественность социальных слоев и групп к двум: 1. Высший слой, то есть элита. 2. Низший слой. В высшем слое выделяются две части: (a) - правящая элита, и (b) - не правящая элита [1, с. 307]. Элита в широком смысле определена Парето как группа людей, отличающихся наиболее высокими достижениями в той или иной области деятельности. Принадлежность к ней выявляется на основе единственного критерия - успешности действий человека, без оценок с точки зрения полезности или вредности для общества, а также в этико-нравственном плане качеств, обеспечивающих такой успех. Но в дальнейшем при использовании понятия элита у Парето появляется некоторая неоднозначность: понятие элита также используется им и в узком смысле как обозначение господствующего социального слоя. При этом деятельностный подход (элиту составляют те, кто достиг наилучших результатов и приобрел высокую репутацию благодаря личным усилиям) имеет в основе иной принцип, чем позиционный, или статусный подход, при котором к элите относят всех лиц, занимающих наиболее высокие позиции в формальных властных структурах. Такая понятийная двузначность отражает реалии политических отношений: роль элиты выполняют как люди, достойные этого звания, так и те, кто лишены элитных характеристик. С одной стороны, появление элиты - своего рода результат естественного отбора, в ходе которого ведущие позиции занимают люди благодаря успеху в открытой борьбе с соперниками, с другой стороны Парето утверждает, что ярлык элиты могут иметь также люди, получившие его по наследству или благодаря покровительству сильных мира сего. Снижение требований к тем, кто занимают руководящее положение, как показывает итальянский классик социологии, наиболее явно проявляется в случае, когда общество находится в состоянии деградации или вступает на этот путь. Способность правящего класса к самосохранению зависит от его умения защищать свое господство.

Теории макиавеллистской школы были распространены в Италии, Германии, Франции между Первой и Второй мировыми войнами. Но широкая известность пришла к ним на американском континенте. В 30-е гг. в Гарвардском университете состоялся семинар по изучению Парето (его теория социального действия была в дальнейшем переработана структурным функционализмом). Идеи Г. Моски об эмпирическом подходе к познанию политических явлений, о том, что объектом исследования является живая реальность, также способствовали становлению Чикагской школы политической науки. Всемирный конгресс политологов (Мюнхен, 1970) отметил особую роль итальянской школы, послужившей отправным пунктом многочисленных исследований политических элит.

3. Значение идей Парето и Моски

элита олигархия моска парето

Оценивая вклад Гаэтано Моска в развитие итальянской и мировой социологии, отметим, что с его именем, как и с именем Вильфредо Парето, связан переход от классических либеральных концепций к концепциям элит.

Исследователи итальянской социологии отмечают, что концепцию элит более детально разработал Парето, причем с акцентом на экономические явления. Моска основное внимание уделил структуре политического механизма.

Главная заслуга Моски - выделение элиты как специального объекта исследования, анализ ее структуры, законов функционирования, прихода к власти, причин вырождения и упадка, смены ее контрэлитой. [7, с.113]

Марксизм отвергался им вполне четко, и тем не менее его знакомство с работами Маркса не прошло бесследно, так как в проблеме образования и смены правящих классов наряду с психологическими факторами учтены и роль частной собственности на землю, и появление новых источников богатств, и некоторые другие идеи Карла Маркса. Даже в критике марксизма он формально пользовался марксистскими терминами и стилем.

Моска однако, не является консерватором. Скорее он вдумчивый аналитик и проницательный политик, которому политическая ситуация его времени не дала радужных надежд. Труды его окрашены в минорные тона, но он и не является законченным пессимистом, так как стремится найти хоть какие-нибудь основания для политического развития в сторону более полной демократии (несмотря на иллюзорность надежд на демократические идеалы), преодоления бюрократизации общества и тенденции к формированию олигархии.

4. Теория олигархии и понимание элиты Роберта Михельса

Роберт Михельс политолог и социолог родился 9 января 1876 года в Кельне, умер в Риме 3 мая 1936. По происхождению он был немец, в 1926 принял итальянское гражданство. Наряду с Г. Моской, В. Парето считается одним из основателей элитологии, а также социологии политических партий. То есть в отличие от Парето и Моски он изучал в 1ю очередь политические партии, а не всё общество в целом.

Совершенно другое обоснование деления общества на пассивное большинство и правящее меньшинство предложил Роберт Михельс (1876-1936).

Демократия не может существовать без организации, управленческого аппарата, элиты, а это ведет к закреплению постов и привилегий, к отрыву от масс, к несменяемости лидеров, к вождизму. Функционеры даже левых партий, особенно избранные членами парламентов, меняют свой социальный статус, превращаются в правящую элиту. Харизматических лидеров, поднимающих массы к активной политической деятельности, сменяют бюрократы, а революционеров и энтузиастов - консерваторы и приспособленцы. [5, с.173]

Концепции элит Моски, Парето и Михельса объединяют следующие идеи:

. Особые качества элиты, связанные с природными дарованиями и воспитанием и проявляющиеся в ее способности к управлению или хотя бы к борьбе за власть.

. Групповая сплоченность элиты. Это сплоченность группы, объединяемой не только общностью профессионального статуса, социального положения и интересов, но и элитарным самосознанием, восприятием себя особым слоем, призванным руководить обществом.

. Признание элитарности любого общества, его неизбежного разделения на привилегированное властвующее творческое меньшинство и пассивное, нетворческое большинство. Такое разделение закономерно вытекает из естественной природы человека и общества. Хотя персональный состав элиты изменяется, ее господствующие отношения к массам в своей основе неизменны. Так, например, в ходе истории сменялись вожди племен, монархи, бояре и дворяне, народные комиссары и партийные секретари, министры и президенты, но отношения господства и подчинения между ними и простым людом сохранялись всегда.

. Формирование и смена элит в ходе борьбы за власть. Господствующее привилегированное положение стремятся занять многие люди, обладающие высокими психологическими и социальными качествами. Однако никто не хочет добровольно уступать им свои посты и положение. Поэтому скрытая или явная борьба за место под солнцем неизбежна.

. Руководящая и господствующая роль элиты в обществе. Она выполняет необходимую для социальной системы функцию управления, хотя и не всегда эффективно. Стремясь сохранить и передать по наследству свое привилегированное положение, элита имеет тенденцию к вырождению, утрате своих выдающихся качеств.

Читайте также: