Теория абсолютного духа доклад

Обновлено: 03.07.2024

Вершиной развития классической философской мысли считаются достижения немецкой классической философии конца XVIII - первой половины XIX вв. В этот период начинается смещение акцентов с анализа природы на исследование человека, человеческого мира и истории.

Поэтому я выбрала для написания своего философского эссе тему "Г. Гегель и его философская система", для того чтобы выяснить каким образом этот философ проанализировал историческое движение человеческой мысли и с помощью каких понятий он ее выразил.

В первой главе мы познакомимся с краткой биографией этого философа, а также познакомимся с основными и, на мой взгляд, главными его работами. В своем эссе я рассмотрю наиболее значимые исследования Г. Гегеля, которые в основном направлены на раскрытие этапов развития "мирового духа".

Далее, выясню, почему Гегель называл свою философскую систему "абсолютным идеализмом", какой смысл он вложил в это понятие.

Для выполнения своего философского эссе я буду пользоваться различной литературой учебниками по философии, предназначенных как для средних учебных заведений, так и для вузов, а также словарями, чтобы раскрыть основные термины и понятия.

Проанализировав философскую систему Гегеля, я сделаю выводы, какой вклад внес этот философ в развитие человечества своего времени, и как можно использовать его познания на сегодняшний день.

Для лучшего усвоения материала я сделаю словарь терминов, которые использовались мною в этом эссе и напрямую связаны с философской системой Гегеля.

1. Биография Гегеля

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831) - великий немецкий философ родился в семье высокопоставленного чиновника. Учился в Тюбингенском теологическом институте, в котором прослушал курсы философии и теологии.

Восторженно приветствовал революционные события во Франции конца XVIII в., выступал против феодальных порядков в Германии. После падения Наполеона Гегель изменил свои взгляды. В 1818г. он был приглашен для чтения лекций в Берлинский университет, где проработал до конца жизни. [4]

В философии XXв. постоянно возникала проблема свободы. Мыслители подчеркивали, что у нее разные лики. Ее связь с моралью крайне противоречива.

Размышления о свободе, несомненно, соотносятся с проблемой назначения человека, его природы. Гегель в "Лекциях по философии религии" дал двойственную характеристику человеку: "человек по природе добр", "человек по природе зол".

По мнению Гегеля, сказать, что человек по природе добр, по существу, означает признать, что человек сам в себе есть дух, разумность, что он создан по образу и подобию Бога.

Природным человек является тогда, когда он следует своим страстям и побуждениям, является рабом своих вожделений. Для него природная непосредственность служит законов Он природен, но в этой своей природности он в то же время является носителем воли. [2]

Уже в своих ранних произведениях Гегель исследует историю духовной культуры, развитие различных ступеней человеческого сознания. Его основные труды: "Феноменология духа" (1807), "Наука логики" (1812), "Энциклопедия философских наук" (1817), "Философия права" (1821) и др. В "Феноменологии духа" духовная культура предстает как постепенное развертывание творческой мощи "мирового разума". Впоследствии вся философская система Гегеля будет направлена на раскрытие этапов развития "мирового духа".

То, к чему стремился Гегель, можно назвать антропологическим философствованием. Он брал конкретную человеческую личность и толковал о назначении человека.

Гегель рассуждал только о родовом понятии "человек", но о "каждом человеке" т.е. о реальной личности, от которой и должна отталкиваться антропология. Но у позднего Гегеля эта идея была утрачена.

В отличие от молодого Гегеля, Гегель-систематик выдвинул в качестве исходного принципа уже не человека, а Мировой Разум. Человек оказывается для него лишь стадией в достижении Мировым Разумом своего самосознания и, следовательно, совершенства.

Всякое противоречие в реальной человеческой жизни и истории не вызывало у философа стремления истолковать его через человека.

Он объясняет противоречие жизни как простую "хитрость", к которой прибегает идея ( существующая сама по себе), чтобы именно через преодоление этого противоречия обрести собственную полноту.

Вопреки притязаниям на окончательное решение вопроса "Что такое человек?", поставленного Кантом, Гегель либо затемняет его, либо вовсе снимает. Если человек есть только медиум (посредник), через который познает себя Мировой Разум, тогда никаких ограничений для познания не может быть.

2. "Абсолютная идея"

Гегель называл свою философскую систему "абсолютным идеализмом". Он утверждал, что категории - суть объективные формы действительности, в основе которой лежит "мировой разум", "абсолютная идея" или "мировой дух". "Абсолютная идея", таким образом, - это деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию природного и духовного мира. Деятельность ее заключается в мышлении, цель - в самопознании.

Процесс самопознания "абсолютной идеи", "мирового разума" включает три этапа:

На первом этапе Абсолютная идея выступает как чистая мысль, существующая до субъекта и объекта, и представляет собой логическое мышление как таковое. Здесь Идея раскрывает свое содержание в системе взаимосвязанных и переходящих друг в друга логических категорий.

В философии Гегеля логика подразделяется на учение о бытии, о сущности и о понятии. Исходное положение его философии - тождество бытия и мышления, т.е. понимание реального мира как проявления духа Идеи. Первоначально Абсолютная идея - это абстрактная мысль о бытии. Затем мысль об этом "чистом бытии" наполняется все новым и новым содержанием: сначала бытие выступает как нечто, затем как определенное бытие, далее как определенное сущее и т.д.

От бытия как явления Гегель переходит к сущности, а после этого - к понятию. При становлении Абсолютной идеи философ раскрывает ряд диалектических принципов и законов: принцип единства логического и исторического; принцип единства логики, диалектики и гносеологии; принцип восхождения от абстрактного к конкретному; закон перехода количественных изменений в качественные; закон единства и борьбы противоположностей; закон отрицания отрицания. [6]

Второй этап развития Абсолютной идеи - ее "отчуждение" в лоно природы. В связи с этим Гегель формулирует основные положения философии природы. Природа служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий.

Ступени развития природы таковы: механизм, химизм, организм. Гегель высказывает ряд ценных догадок о взаимной связи между отдельными ступенями неорганической и органической природы.

Третий этап - это развитие Абсолютной идеи в мышлении и истории ("в духе"), так называемая философия духа. Познавшая свое "инобытие", Абсолютная идея вновь возвращается к самой себе и постигает себя в различных видах человеческого сознания и деятельности.

Философия духа включает в себя три части: учение о субъективном духе (антропология, феноменология и психология); учение об объективном духе - это сфера абстрактного права, морали и нравственности, семьи, гражданского общества и государства, а также всемирной истории; учение об Абсолютном духе, который раскрывается в искусстве, религии и философии. [3]

Таким образом, движение "абсолютной идеи", а, следовательно, и всего предметного мира имеет свое начало и конец, замкнуто в определенный круг. У Гегеля получалось, что высшей формой и концом развития "абсолютной идеи", где она осознает самое себя и весь пройденный ею путь и становится "абсолютным духом", является философская система самого Гегеля.

Отныне восходящее движение "абсолютной идеи" прекращается, и дальнейший процесс движения мыслится только как замкнутый круг, простое повторение ею пройденного пути.

Системность здесь приходит в столкновение с вечным становлением, с постоянной изменчивостью. Отметим, что такая противоречивость была характерна и для социально-политических взглядов Гегеля, когда прусская монархия рассматривалась им как наиболее совершенное воплощение разума, а метод требовал отрицания прежних политических форм и поисков новых. [5]

3. Три закона диалектики

От системы Гегеля следует строго отграничивать его диалектический метод: сама гегелевская система, как мы выяснили, ставит предел развитию мышления, а метод требует отказа от границ в развитии. Немецкий мыслитель считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно, от низших форм к высшим, что в этом процессе действуют три закона:

Закон превращения количественных изменений в качественные и качественных изменений в количественные. Эти взаимопереходы он рассматривал как бесконечный процесс;

Закон взаимопроникновения противоположностей, который вскрывает противоречия как внутренний источник, импульс, побудительную силу всякого самодвижения;

Закон отрицания отрицания, который означает не просто уничтожение старого качества новым, а представляет собой единство трех основных моментов:

1) преодоление старого;

2) преемственность в развитии;

3) утверждение нового. [1]

Общий вывод (и величайший пафос) гегелевской философии состоят в признании разумности мира: "Все действительное - разумно, все разумное - действительно". Неразумное должно быть преодолено разумом. Перед нами не только рационалистическая, но благодаря своему последовательному рационализму - оптимистическая философия.

В то же время это абсолютный идеализм, поскольку творческой силой он признает лишь мысль, дух, идеальное.

Таким образом, наряду с идеалистической системой, в философии Гегеля имелось рациональное зерно - диалектика. Она вошла в сокровищницу мировой мысли, послужила исходным пунктом разработки философии марксизма.

Заслуги Гегеля в истории философии огромны. Он создал первую в истории философской мысли развернутую систему диалектической логики, обогатил философию множеством новых идей.

Философия Гегеля оказала огромное чарующее воздействие на европейское (а затем не только на европейское) сознание. Она отвечала общему умонастроению эпохи. Однако высшая точка развития нередко означает и начало его упадка, наступление кризиса. Так произошло и с гегельянством.

Уже к середине века оно подверглось критике с двух противоположных сторон: "слева" - со стороны материализма (Л. Фейербах, К. Маркс и Ф. Энгельс) и "справа" - со стороны идеалистического иррационализма (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор и Ф. Ницще).

Заключение

В своем философском эссе я рассмотрела философскую систему великого немецкого ученого Г. Гегеля. Этот философ создал диалектический метод, с помощью которого впервые представил весь материальный и духовный мир не как нечто застывшее, от века данное, а как процесс постоянного изменения, преобразования и развития, стремясь вскрыть внутренний источник этого движения.

Согласно гегелевской диалектике, источником всякого, в том числе общественного, развития выступают внутренние противоречия, присущие всем вещам. Но, диалектический метод Гегеля, ориентированный на бесконечное развитие, вступает, таким образом, в противоречие с требованием системы, которая обязательно должна быть завершена, а это значит, что абсолютная истина должна быть, в конце концов, достигнута.

Гегель рассматривал свою систему как философию, венчающую собой развитие всего человечества, поскольку в ней обретена абсолютная истина, тем самым и история как бы приобретала свое завершение и достигнутое ею состояние, то есть состояние современной Гегелю Германии, объявлялось высшей точкой исторического движения человечества.

Таким образом, наряду с идеалистической системой, в философии Гегеля имелось рациональное зерно - диалектика. Она и послужила исходным пунктом разработки философии марксизма, оказала огромное воздействие на европейское (а затем не только на европейское) сознание.

Поэтому главной заслугой Гегеля в истории философии является создание им первой в истории философской мысли развернутой системы диалектической логики, обогатившей философию множеством новых идей.

Тезаурус

( Философский энциклопедический словарь ⁄ ред. кол. С.С. Аверинцев, Л.Ф. Ильичев и др. - 2-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1989. - с.5)

Абсолютный дух -

( Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник - 4-е изд. перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007. - с.126)

Абсолютная идея -

( Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. - М.: Академический проект, 2004 - с.21)

Антропологизм -

( Спиркин А.Г. Философия: учебник. - М.: Гардарики, 1999. - с.431)

Объект -

( Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов - М.: Академический проект, 2004. - 320с)

( Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов - М.: Академический проект, 2004. - 320с)

( Под общ. ред. Блауберга И.В., Пантина И.К. Краткий словарь по философии - М.: Политиздат, 1982. - 100с)

Список используемой литературы

1) Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. - 3-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 506с.

2) Гуревич П.С. Основы философии: учеб. пособие для студентов СПО - М.: Гардарики, 2007. - 439с.

3) Кохановский В.П. Философия: учебник для высших учеб. заведений. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - 576с.

4) Максименко О.В. Основоположники духовных течений. - М.: Астрель, 2004. - 267с.

5) Спиркин А.Г. Философия: учебник. - М.: Гардарики, 1999. - 816с.

6) Титов В.Ф., Смирнов И.Н. Философия: учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 2003. – 318 с.


Философия Гегеля

Знаменитый философ родился в Штутгарте, в одной из южных областей Германии. Гегель достаточно молодым человеком застает Великую французскую революцию. Чуть позже он восхищается харизматичным политическим лидером - Наполеоном Бонапартом. Для Гегеля эти события стали по-настоящему знаковыми. И революция, и лицезрение великого полководца оказали на его мировоззрение и его философию огромное влияние. Безусловно, Гегель – дитя своего времени. То есть это человек, который живет в ситуации века Просвещения, который начинает собственную творческую карьеру в рамках анализа, изучения известнейших на тот момент концепций двух великих философов - Канта и Фихте. Гегель, естественно, не мог оторваться от той традиции, в рамках которой жили и действовали его предшественники.

Философия Гегеля

Что есть абсолютная идея?

Когда Гегель начинает рассуждать об этом безличном первоначале, он говорит о том, что природа не может быть основой всего существующего, потому что природа, по мысли философа, есть своеобразная пассивная субстанция. Она сама по себе не содержит какой-либо активной деятельности, активного толчка. То есть если бы не было этой абсолютной идеи, природа оставалась бы такой же, какой и была на протяжении вечности. Для каких-либо изменений и развития нужна определенная творческая жилка. И здесь Гегель за основу берет человеческий разум – самое главное в человеке, то, что определяет его как Человека – его мышление. В зависимости от того, как мы мыслим, мы есть то, что мы есть. Поэтому своеобразным толчком для развития мира должно быть идеальное первоначало.

Абсолютный Дух

Рассуждая о том, что же такое абсолютная идея, Гегель скажет, что это еще и совокупность всей духовной человеческой культуры. То есть всего того опыта, который уже был накоплен человечеством. Гегель полагает, что именно на уровне человеческой культуры происходит уникальное совпадение мира предметов наших знаний о нем. Культура, являясь воплощением абсолютного духа или абсолютной идеи, на самом деле демонстрирует не только воплощение возможностей нашего мышления, но и способ видения мира, способ его постижения.

Развитие абсолютной идеи

Абсолютная идея

Абсолютная идея это

Труды Гегеля

понятие Абсолюта

Но субъект, о котором говорит Гегель – не совсем человек. Гегель как бы усмотрел за плечами конкретного субъекта (единичного человека) – субъекта абсолютного. Его то он и рассматривает в качестве первоначала.

Итак, основное понятие философии Гегеля – Абсолютный дух (Абсолютный субъект). Именно продуктом его активности является, согласно Гегелю, мир.

Конкретный эмпирический индивид рассматривается Гегелем как проявление, момент существования этого Абсолютного индивида. По отношению же к конкретному индивиду, Абсолютный дух является его сущностью.

Спрашивается, каким образом Гегель перешел от конкретного единичного человеческого субъекта к субъекту абсолютному?

Но с другой стороны, не так трудно понять, что имеет в виду Гегель. Ведь, когда мы мыслим, кто-то мыслит, - он мыслит себя не как конкретного Петрова, Сидорова и т. д., но как представителя чего-то большего, что во мне (этом) (человеке) сказывается, как носителя разума, как носителя духа. Себя в своей абсолютной единичности ты вряд ли схватываешь разумом (единичное вообще невозможно помыслить, как показывает Гегель[1]).

Религия рассматривает Бога (или богов) как нечто вечное и неизменное. Но неизменность, как убежден Гегель, не может быть сущностью духа (вечность – да, но не неизменность).

В философии Гегеля, конечно, много теологизма, в Гегеле много от богослова – догматика. Особенно это становится заметно у позднего Гегеля, когда его философия приобретает характер законченной системы. Но в чем радикализм, принципиальная новизна гегелевской мысли?

Скажем так: все философы до Гегеля, включая Канта, предполагаемое первоначало (суть всего) понимают по аналогии с вещью. А Гегель делает чрезвычайно мощную и успешную попытку помыслить первоначало по аналогии с человеком.




Потому (как пишет Гегель[2]) что сущность человека (индивида) не выражается через перечисление каких-то конкретных характеристик. Сущность вещи – в том, что она такая-то и такая-то (вот стол, его сущность в том, чтобы быть столом, он существует для того, чтобы за ним ели или занимались, и он от этой своей сущности никуда не денется), а сущность человека в том, что он свободен. То есть, принципиально изменчив и принципиально активен. Сущность человека (если здесь уместно говорить о сущности) – в том, что он деятель. Он – то, что он из себя сделал (и может переделывать столько раз, сколько сочтет нужным), и живет он в мире, который сделал сам для себя (подстроив под себя, приспособив).

Конечно, для конкретного человека это верно более или менее, он более или менее не является рабом обстоятельств и себя самого. Но все-таки, он мыслит свою суть именно в этом (он – человек, поскольку это так). И Гегель, можно сказать, эту человеческую сущность абсолютизировал (помыслил как нечто отдельно существующее и поистине существующее, обесконечил): сущность духа, по Гегелю – это абсолютная свобода, чистая активность, деятельность, бесконечное, само собой управляющее становление.

Действительность.

Итак, субъект у Гегеля – абсолютное начало универсума (абсолютный субъект – в абсолютном смысле, конкретный человек – постольку, поскольку он имеет к нему отношение).

И, соответственно этому, меняется взгляд на мир, на внешнее субъекту. Это, прежде всего, заметно в смене терминов: до Гегеля философы говорят о реальности, - Гегель говорит о действительности.

Картина универсума, нарисованная Гегелем, принципиально динамична (статика сменяется динамикой): субъект-деятель, находящийся в ситуации динамического взаимодействия с миром, который есть (по крайней мере, в значительной мере) результат его деятельности.

Но субъект, о котором говорит Гегель – не совсем человек. Гегель как бы усмотрел за плечами конкретного субъекта (единичного человека) – субъекта абсолютного. Его то он и рассматривает в качестве первоначала.

Итак, основное понятие философии Гегеля – Абсолютный дух (Абсолютный субъект). Именно продуктом его активности является, согласно Гегелю, мир.

Конкретный эмпирический индивид рассматривается Гегелем как проявление, момент существования этого Абсолютного индивида. По отношению же к конкретному индивиду, Абсолютный дух является его сущностью.

Спрашивается, каким образом Гегель перешел от конкретного единичного человеческого субъекта к субъекту абсолютному?

Но с другой стороны, не так трудно понять, что имеет в виду Гегель. Ведь, когда мы мыслим, кто-то мыслит, - он мыслит себя не как конкретного Петрова, Сидорова и т. д., но как представителя чего-то большего, что во мне (этом) (человеке) сказывается, как носителя разума, как носителя духа. Себя в своей абсолютной единичности ты вряд ли схватываешь разумом (единичное вообще невозможно помыслить, как показывает Гегель[1]).

Религия рассматривает Бога (или богов) как нечто вечное и неизменное. Но неизменность, как убежден Гегель, не может быть сущностью духа (вечность – да, но не неизменность).

В философии Гегеля, конечно, много теологизма, в Гегеле много от богослова – догматика. Особенно это становится заметно у позднего Гегеля, когда его философия приобретает характер законченной системы. Но в чем радикализм, принципиальная новизна гегелевской мысли?

Скажем так: все философы до Гегеля, включая Канта, предполагаемое первоначало (суть всего) понимают по аналогии с вещью. А Гегель делает чрезвычайно мощную и успешную попытку помыслить первоначало по аналогии с человеком.

Потому (как пишет Гегель[2]) что сущность человека (индивида) не выражается через перечисление каких-то конкретных характеристик. Сущность вещи – в том, что она такая-то и такая-то (вот стол, его сущность в том, чтобы быть столом, он существует для того, чтобы за ним ели или занимались, и он от этой своей сущности никуда не денется), а сущность человека в том, что он свободен. То есть, принципиально изменчив и принципиально активен. Сущность человека (если здесь уместно говорить о сущности) – в том, что он деятель. Он – то, что он из себя сделал (и может переделывать столько раз, сколько сочтет нужным), и живет он в мире, который сделал сам для себя (подстроив под себя, приспособив).

Конечно, для конкретного человека это верно более или менее, он более или менее не является рабом обстоятельств и себя самого. Но все-таки, он мыслит свою суть именно в этом (он – человек, поскольку это так). И Гегель, можно сказать, эту человеческую сущность абсолютизировал (помыслил как нечто отдельно существующее и поистине существующее, обесконечил): сущность духа, по Гегелю – это абсолютная свобода, чистая активность, деятельность, бесконечное, само собой управляющее становление.

Действительность.

Итак, субъект у Гегеля – абсолютное начало универсума (абсолютный субъект – в абсолютном смысле, конкретный человек – постольку, поскольку он имеет к нему отношение).

И, соответственно этому, меняется взгляд на мир, на внешнее субъекту. Это, прежде всего, заметно в смене терминов: до Гегеля философы говорят о реальности, - Гегель говорит о действительности.

Картина универсума, нарисованная Гегелем, принципиально динамична (статика сменяется динамикой): субъект-деятель, находящийся в ситуации динамического взаимодействия с миром, который есть (по крайней мере, в значительной мере) результат его деятельности.

Гост

ГОСТ

Философия духа является одним из основных отделов гегелевской философской системы.

Разделяется данная философская традиция на учение об объективном, субъективном и абсолютном духе.


Субъективный дух

При достижении определенной ступени в развитии природы возникает человеческий разумный индивид. Изначально человек живет как ребенок, в обыкновенном состоянии, в зависимости от инстинктов эгоизма и разных воздействий природы: различие народов, рас, возрастов, полов, темпераментов, элементарных способностей и т.д., – он являет собою субъективный дух.

Тем не менее, по мере развития человеческого ума, он обретает понимание того, что другие индивиды также являются духовными существами, которых необходимо уважать.

Индивид осознает, что его личная свобода ограничивается посредством свободы таких же индивидов, как и он. Именно эта стезя трансформирует и выводит человека на новый уровень объективного духа.

Объективный дух

В человеческом социуме все влечения, желания, человеческие инстинкты, будучи бессознательными, трансформируются в сознательные побуждения.

Ступень объективного духа подразумевает коллективную жизнь людей.

Свобода всех индивидов, которая признается и принимается индивидом как условие личной свободы, обретает таким образом форму права. По Гегелю По данной теме мы уже выполнили реферат Гегель подробнее , право должно реализовать посредством наказуемости преступлений не грубую пользу, а только идею вечной справедливости.

Готовые работы на аналогичную тему

В то время, когда право подымается к уровню добровольного человеческого побуждения, оно трансформируется в нравственность. Одним из важнейших аспектов нравственности является семья – нравственный институт.

Именно семью составляют единое гражданское общество, которое образует государство. Именно государство должно стремиться к воплощению потребностей объективного разумного духа.

Кстати, с возникновением гражданского социума и системы государства объективный дух переходит к историческому развитию.

Абсолютный дух

Абсолютный дух является третьей ступенью развития духа, который составляет единство объективного и субъективного.

На данной ступени дух трансформируется и видоизменяется, вследствие чего он является гармоничным и свободным от любых возможных противоречий. Абсолютный дух постигает истинное и совершенное знание о самом себе, проходя несколько ступеней, по мнению Гегеля По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Гегеля. подробнее :

Созерцание в искусстве;

Деятельность эмпирического и представления в религии;

Жизнь чистой мысли в философии.

Абсолютный дух в философии достигает высочайшего уровня самосознания. Он возвращается к себе самому, посредством обогащения огромной историей саморазвития.

По Гегелю, философия являет собою мыслящую себя идею, где дух встречается с самим собой. В данном самопознании напрочь отсутствует внешнее, оно является внутренним, самим мышлением, которое вошло в себя и признает себя сущностью вещей.

Важно заметить, что вне границ этого абсолютного нет ничего, а все находится и живет непосредственно в нем.

Такое познание абсолютного является наивысшей целью, которую преследует философия. Гегельянство являет собою абсолютную философию, которая превосходит все иные философские системы, искусства и религии, так как именно оно дает человечеству разгадку вселенной.

Эта разгадка – абсолютный дух, который является синтезом объективного и субъективного. Этот синтез является продуктом идеального творения, которое является всем, а вне него не существует ничего истинного.

Читайте также: