Текст и произведение доклад

Обновлено: 08.07.2024

§ 1. Текст как понятие филологии

Первоначально (и наиболее глубоко) этот термин укрепился в языкознании. Текст для лингвиста — это акт применения естественного языка, обладающий определенным комплексом свойств. Ему присущи связность и завершенность. Текст четко отграничен от всего ему внешнего, от окружающей речевой и внеречевой реальности. Проще говоря, он имеет ясно выраженные начало и конец, составляя цепь (группу) предложений, которая является минимальной (неделимой) коммуникативной единицей.[593]

Но наиболее укоренено в литературоведении представление о тексте как строго организованной последовательности речевых единиц. В этой связи, в частности, различаются основной текст произведения и его побочный текст: заглавия и примечания, которые стали предметом специального изучения[597], эпиграфы, посвящения, авторские предисловия, обозначения дат и мест написания, а также перечни действующих лиц и ремарки драматических произведений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

4. Текст и система

ТЕКСТ В ТЕКСТЕ

ТЕКСТ В ТЕКСТЕ Это словосочетание вошло в речевой оборот во второй половине ХХ века и, как всякий термин, чье рождение связано со структуралистской фазой развития филологической мысли, может интерпретироваться чрезвычайно заковыристо. Так, Вадим Руднев трактует текст в

88. Текст

88. Текст Пригов в своей работе "Что надо знать о концептуализме" писал о тотальной вербализации изобразительного пространства, о нарастании числа объяснительных и мистификационных текстов, сопровождающих изобразительные объекты, и справедливо заметил, что эта традиция

Смерть как текст

Смерть как текст Самоутверждаться в системе оценок, — с одной стороны, — паразитизм культуры, с другой — поддержание порядка на этом погосте есть единственное обеспечение ее существования. Поэтому стройность и ухоженность этих могильных холмиков и надгробий —

Текст о тексте

Текст о тексте Интервью со сценаристом Олегом НегинымПростите, Олег, но я начну с тривиального вопроса. Какое у вас образование?Я бы не сказал, что это тривиальный вопрос. Поначалу меня образовывали, как могли, родители – агу там всякое и т. п. Затем – воспитатели

Единый текст

Единый текст Книга, о которой пойдет речь, – почти тысячестраничный том: Н. А. Заболоцкий. Огонь, мерцающий в сосуде…: Стихотворения и поэмы. Переводы. Письма и статьи. Жизнеописание. Воспоминания современников. Анализ творчества / Составление, жизнеописание, примечания

4 Текст

ТЕКСТ

Текст и его поддискурсы

Произведение как деятельность есть результат взаимодействия текста с важнейшим референтом литературного процесса - внетекстовой реальностью.

Произведение - это система смыслов и метасмыслов, осмысленный текст.

Именно эти аспекты поэтики текста осмысливаются постструктурализмом. Текст для постструктуралиста - не статичный объект, но система, которую можно описать в виде модели, принцип систематизации языкового и речевого материала.

«В том современном, новейшем значении слова, которое мы стремимся ему придать, текст принципиально отличается от литературного произведения:

  • это не эстетический продукт, а знаковая деятельность;
  • это не структура, а структурообразующий процесс;
  • это не пассивный объект, а работа и игра [ср. интернет-текст];

· это не совокупность замкнутых в себе знаков, наделенная смыслом, которую можно восстановить, а пространство, где прочерчены линии смысловых сдвигов;

· уровнем текста является не значение, а означающее (в семиотическом и психоаналитическом смысле этого понятия);

Дискурс в отличие от текста можно считать речевой структурой, представляющей собой процесс синтагматического развертывания языковой парадигматики.[17]

Авторские внетекстовые структуры (дух эпохи, мечты, чаяния и пр., этические, эстетические конвенции, речевой портрет автора) устанавливают авторскую систему значений языковой структуры.

Произведение как сложно организованный смысл формируется в процессе создания текста.

Дискурс - подвижное взаимодействие и игра осмысливаемых значений и семантизируемых смыслов.

Таким образом, не только текст есть функция произведения, но и произведение становится функцией текста. Их взаимное функционирование в рамках дискурса обеспечивается внетекстовой реальностью.

В контакт с читателем вступает не произведение, а текст.

Понимание произведения

Понимание - это не только основа приобретения нового знания, но и решение деятельностных, когнитивных и семантических задач. В зависимости от характера аудитории (адресата) реализуется коммуникативный эффект произведения. В этом контексте особую актуальность приобретает проблема концептуальной картины мира, создаваемой автором и неодинаково воспринимаемой разными аудиториями. В основе различного восприятия одного и того же произведения лежит разное восприятие внешнего мира и отсюда - индивидуальное восприятие информации, заложенной в тексте. В связи с этим подчеркивается нестандартность, неоднозначность понимания в зависимости от принадлежности реципиента к той или иной социальной группе, его знаний, опыта, установок, мотиваций, интересов.

Ø Понимание - это творческий интеллектуальный процесс, успешность которого зависит не только от воспринимающего текст, но и от автора, который должен запрограммировать возможность того или иного понимания. Это происходит на основе осмысления заданного автором, за счет отбора и соответствующего распределения слов.

При понимании текста очень важно учитывать психологические функции слова. Слово обеспечивает точность изложения и понимания, говорит о позиции журналиста, создает у читателя определенное отношение к обсуждаемым событиям. Но слово может дезориентировать, а то и просто скрыть реальную сущность явлений.

Важный фактор понимания - заинтересованность. Чтение без заинтересованности приводит, как правило, в лучшем случае к утрате части информации, содержащейся в тексте, в худшем - к искажению понимания.

Существует известная с далеких времен наука герменевтика (греч.), обучающая искусству понимания текстов, их интерпретации. Другими словами, его значение указывает на искусство разъяснять, доводить до понимания, толковать. Дисциплину об искусстве понимания текстов также называют герменевтикой. Возьмем, к примеру, четверостишие:

Прижали птичку голосисту

И ну сжимать ее рукой.

Пищит бедняжка вместо свисту,

А ей твердят: - Пой, птичка, пой!

Получается, таким образом, что понимание текста - сложный процесс, в котором принимает самое активное участие читатель.

Продается собака. Ест любое мясо. Очень любит маленьких детей. Павел Петрович приехал на дуэль в клетчатых панталонах. Они разошлись. Раздался выстрел.

Важным этапом в современном развитии герменевтики является творчество Гадамера. Он убежден в исключительной важности феномена понимания. Понимание осознается им как способ бытия. Соответственно герменевтика - это не только специфический метод, но и ключ к истине. В то же время, по Гадамеру, в задачу герменевтики не входит создание метода понимания, она занята лишь выявлением условий, при которых происходит понимание. Область герменевтики, считает он, настолько всеобъемлюща, что включает всю сферу искусства и его познание.

Гадамер утверждает, что смысловые потенции текста выходят далеко за пределы того, что имел в виду его создатель. Текст не случайно, а необходимо не совпадает с намерением своего создателя. По Гадамеру, понимание означает в первую очередь способность поставить себя на место другого и рассмотреть оттуда себя самого.

Текст в герменевтике рассматривается как некий продукт деятельности. Его можно представить как зеркало, в котором запечатлены субъективно-психологические особенности внутреннего мира автора. В тексте отражаются особенности эпохи и времени автора. Текст сам по себе есть порождение языка и определенного стиля мышления.

Знание психологии и внутреннего мира автора относится к условиям понимания текста.

Цель герменевтического метода - понимание смысла текста в его социокультурном контексте. Теоретической задачей герменевтики является раскрытие законов понимания.

В основе понимания журналистского произведения, как и любого другого, лежат одни и те же механизмы. Однако понимание газетного текста имеет свои отличительные черты, обусловленные стилистическими и жанровыми ограничениями.

Газета - наиболее массовое средство информации в современном обществе. Она оперативно знакомит читателей с актуальными событиями, которые происходят в мире, способствует познанию окружающей действительности, поэтому чтение газетных текстов, извлечение из них информации социально-политического содержания, изучение в связи с этим отличительных особенностей журналистского произведения занимает важное место в системе медиаобразования.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Художественный текст как объект филологического анализа.

Текст и произведение: их специфика

Филология всегда рассматривалась как наука понимания, прежде всего понимания текста. Именно текст служит в ней основным объектом изучения, именно он требует активности восприятия и от читателя, и от исследователя.Любой текст представляет собой систему знаков и обладает такими важнейшими свойствами, как связность, отграниченность, цельность. Кроме этих свойств, исследователями отмечаются и другие: воспринимаемость, интенциональность (намеренность), завершенность, связь с другими текстами, эмотивность.Художественный текст, который является основным объектом филологического анализа, характеризуется этими свойствами, распространяемыми на все тексты, но выделяется в их составе рядом особых признаков.

1. В художественном тексте, в отличие от других текстов, внутритекстовая действительность (по отношению к внетекстовой) имеет креативную природу, т.е. создана воображением и творческой энергией автора, носит условный, как правило вымышленный, характер. Изображаемый в художественном тексте мир соотносится с действительностью лишь опосредованно, отображает, преломляет, преобразует ее в соответствии с интенциями автора.

2. Художественный текст представляет собой сложную по организации систему

3. В художественном тексте «все стремится стать мотивированным со стороны значения. Здесь все полно внутреннего значения и язык означает сам себя независимо от того, знаком каких вещей он служит.

Неподражаемо лжет жизнь:

Сверх ожидания, сверх лжи.

Но по дрожанию всех жил

Можешь узнать: жизнь!

6. Художественный текст связан с другими текстами, отсылает к ним или вбирает в себя их элементы. Эти межтекстовые связи влияют на его смысл или даже определяют егоИтак, художественный текст представляет собой частную эстетическую систему языковых средств, характеризующуюся высокой степенью целостности и структурированности. Он уникален, неповторим и в то же время использует типизированные приемы построения. Это эстетический объект, который воспринимается во времени и имеет линейную протяженность.

Филологический анализ художественного текста, обобщает и синтезирует данные лингвистического, лингвостилистического и литературоведческого анализа.

Гост

ГОСТ

Мир литературного произведения – это предметность, воссозданная в произведении при помощи речи и при участии вымысла.

Текст и мир героя произведения

Фундаментальное значение для поэтики имеет разграничение двух аспектов художественного произведения – текса и мира героя. Если посмотреть на это разграничение со стороны проблемы читателя, можно убедиться, что отношение воспринимающего субъекта принципиально отличается.

Текст является предметом наблюдений заинтересованного, но при этом спокойного, объективного восприятия.

Необходимо понять его состав:

  • Количество частей
  • Авторские способы выделения частей
  • Разряды или типы слов
  • Особенности ритмики и метрики и т.д.

Много информации можно получить из наблюдений за повторами– лексическими, синтаксическими, звуковыми и в прозе, и в поэзии. Во всех этих случая можно достаточно точно установить определенные факты, при этом выводы и наблюдения являются повторимыми и допускают проверку. Однако пока читатель занят этим, он не может свое основное внимание направлять на персонажей, воспринимать их как живых людей, которые находятся в определенных условиях времени и места, которые совершают поступки и т.д.

Если главным предметом является текст, то читатель находится на внешней точке зрения относительно мира героев. Наоборот, для того, чтобы воспринимать произведение в качестве другой действительности (относительно нашей реальности), где нет читателей, а герои действуют и живут, необходимо совмещение читательской точки зрения с точкой зрения одного из персонажей, то есть чтобы читатель, как и персонажи, считал все, что окружает героя, реальным миром, забыв о существовании писателя и текста.

Однако культурный читатель должен быть способным сочетать обе точки зрения – внешнюю и внутреннюю; он должен уметь приобщаться к миру героев и сопереживать им, думать над этическим значением поступков и сочетать это умение со способностью видеть, как устроен текст и размышлять над авторскими приемами.

Готовые работы на аналогичную тему

Связь читателя с миром героев произведения

В теории художественного произведения разграничиваются два аспекта событийной полноты литературного произведения. Организующими центрами каждого из них являются события.

Предмет изображения, а также сопереживания и осмысления – это событие, о котором идет речь в произведении. Но при этом и само повествование тоже является событием.

Первое событие связано со структурой мира героев, изображенного в произведении. Второе событие создается во время контакта повествующего субъекта с читателем – адресатом. Отсюда возникает связь читателя с миром героев. В качестве частных понятий в данном случае выступают:

  • Художественное пространство и время
  • Комплекс мотивов и типы сюжетных схем, являющихся основой построения сюжета
  • Событие, коллизия и ситуация, мотив как единицы сюжета
  • Сюжет как целое.
  • Субъекты повествования – рассказчик, повествователь, образ автора
  • Композиция, точка зрения, композиционные формы
  • Повествование.

Таким образом, исходя из такого разграничения, в первом случае следует говорить о понятиях сюжетологии, во втором случае – о понятиях нарратологии.

Ряд определений фиксируют только первое значение, в других определениях есть оба значения. Но для поэтики более важным является еще одно значение, которое связывает эти два полюса. Читатель также является субъектом сотворческой деятельности, задуманной автором.

В современной нарратологии существует специальный термин, фиксирующий этот аспект – имплицитный читатель.

Читайте также: