Тэк краснодарского края доклад

Обновлено: 02.07.2024

2020 год ознаменован для истории энергетики Кубани двойным юбилеем. В этом году мы отмечаем памятную дату в истории нашей страны – 100-летие принятия Плана ГОЭЛРО. Но есть и еще одна дата, которая возвращает нас к истокам зарождения региональной кубанской энергетики – это 130 лет появления первой действующей кубанской электроустановки на мельнице купца Волочаева в ст. Федоровской Абинского района Краснодарского края.

Первая электростанция

Первые проекты электрификации Кубани и Черноморья датируются концом XIX века. В 1887 году житель Екатеринодара Пастухов направил в городскую управу свой проект водоснабжения кубанской столицы при помощи электричества. Стоимость работ должна была составить 98 тыс. рублей. Кроме водоснабжения проект частично решал вопросы освещения города. Но городская управа Екатеринодара отказала Пастухову в средствах, и его проект не был осуществлен.

Первой действующей кубанской электроустановкой стал локомобиль мощностью 16 л. с. с динамо-машиной Вольта, установленный в 1890 году на мельнице Волочаева в селе Федоровском Таманского отдела (ныне ст. Федоровская Абинского района). Она вырабатывала электрический ток для освещения.

Это событие фактически послужило началом зарождения энергетики на Кубани и позволяет нам говорить о том, что в 2020 году в истории энергетики Кубани есть и своя не менее примечательная дата – 130 лет начала электрификации на Кубани.

Первая электростанция трехфазного переменного тока была построена в 1893 году на элеваторе в Новороссийске. Все генераторы и двигатели трехфазного тока были изготовлены местными силами.

Эта электростанция стала фактически первой в России промышленной установкой трехфазного тока, предназначенной для снабжения промышленного предприятия. Уникален и был сам элеватор. На момент постройки он являлся крупнейшим в России и Западной Европе и занимал втрое место в мире после Чикагского. Здание элеватора было построено по последнему слову науки и техники конца XIX века.

Лампочки Эдисона в Екатеринодаре

Первый опыт устройства электрического освещения общественного здания был осуществлен в кубанской столице – Екатеринодаре. В конце января 1891 года в Екатеринодаре в новом здании городской больницы, построенной на углу улиц Красной и Длинной (ныне 1-я городская клиническая больница), был смонтирован электрогенератор, работавший на бензине. В палатах, коридорах и других помещениях установлены 100 лампочек накаливания конструкции Т. Эдисона.

Первый опыт устройства электрического освещения общественного здания был осуществлен в кубанской столице – Екатеринодаре. В конце января 1891 года в Екатеринодаре в новом здании городской больницы, построенной на углу улиц Красной и Длинной (ныне 1-я городская клиническая больница), был смонтирован электрогенератор, работавший на бензине. В палатах, коридорах и других помещениях установлены 100 лампочек накаливания конструкции Т. Эдисона.

Для уличного освещения на двух ближайших от больницы перекрестках улицы Красной были поставлены два фонарных столба, увенчанные шарообразными матовыми плафонами с электрическими лампочками внутри. Эффект от электрического освещения улицы и зданий превзошел все ожидания екатеринодарцев.

Водоэлектростанция Зигеля

Долгое время улицы кубанской столицы продолжали освещаться керосиновыми и газовыми фонарями. Городская дума стремилась благоустроить быстро развивающийся Екатеринодар, в котором к этому времени проживало 77 052 человека). В середине марта 1893 года управа разослала доклад об устройстве в городе водопровода и электрического освещения. После пристального изучения вопроса городская управа пригласила из Санкт-Петербурга предпринимателя Курта Зигеля, чтобы заключить с ним контракт.

Сооружение водопровода и электрического освещения планировалось начать весной 1894 года и завершить к осени. Предполагалось установить 20 ламп с вольтовой дугой в 1000 свечей каждая, а в частных домах и квартирах – 700 лампочек накаливания по 16 свечей.

Новое кирпичное здание водоэлектрической станции располагалось по улице Шереметевской (ныне Красина), 2. Для проведения электротока были установлены деревянные, окрашенные масляной краской столбы высотой почти 7,5 м с железными крючками, фаянсовыми изоляторами в количестве 100 шт. 4 октября 1894 года наступил долгожданный день – улица Красная стала освещаться электричеством.

Построенная в 1894 году Екатеринодарская водоэлектрическая станция проработала до 1933 года, пережив несколько модернизаций. Производство электрической энергии в Екатеринодаре неуклонно росло: в 1910 году мощность электростанции равнялась 465 кВт, а к 1912 году – 1250 кВт. Первыми освещением обзавелись состоятельные коммерсанты, предприниматели, представители городской знати.

Построенная в 1894 году Екатеринодарская водоэлектрическая станция проработала до 1933 года, пережив несколько модернизаций. Производство электрической энергии в Екатеринодаре неуклонно росло: в 1910 году мощность электростанции равнялась 465 кВт, а к 1912 году – 1250 кВт. Первыми освещением обзавелись состоятельные коммерсанты, предприниматели, представители городской знати.

С 1910 года освещали помещение нефтемоторной мельницы в Анапе. В Сочи электрический свет появился в 1908 году. В районе Ривьеры в деревянных сараях были установлены небольшие движки с динамо-машинами, от них по деревянным столбам были проложены первые воздушные линии напряжением 120 вольт.

Эпоха революций…

ГОЭЛРО на Кубани

Одновременно с внедрением в жизнь основных положений плана Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО), на Кубани была создана Междуведомственная комиссия по электрификации. Она разработала первый план электрификации Кубани.

Самые крупные и мощные электроустановки были сосредоточены в Новороссийске, суммарная мощность 14 электростанций которого в начале 1920-х годов составляла почти половину суммарной мощности всех электростанций Кубано-Черноморской области. Две самых мощных электростанции из 81 находились в Краснодаре.

С утверждением плана ГОЭЛРО на Кубани началось бурное строительство электростанций. Одной из крупнейших была Новороссийская районная электростанция (НовоРЭС). Её строительство было начато в 1927 году согласно плану электрификации Кубани. На станции были установлены четыре прямоточных паровых котла конструкции Л. Рамзина и два турбоагрегата. В 1930 году электростанция была введена в эксплуатацию, имея на тот момент мощность 22 МВт. В 1955 году станция была полностью переведена на газовое отопление. В 1930-е годы НоворЭС обеспечивала электроэнергией Новороссийск с пригородами и Крымск, тем самым обеспечив возможность индустриализации Новороссийска. В годы войны она была сильно разрушена, некоторые залы были уничтожено почти до основания.

С утверждением плана ГОЭЛРО на Кубани началось бурное строительство электростанций. Одной из крупнейших была Новороссийская районная электростанция (НовоРЭС). Её строительство было начато в 1927 году согласно плану электрификации Кубани. На станции были установлены четыре прямоточных паровых котла конструкции Л. Рамзина и два турбоагрегата. В 1930 году электростанция была введена в эксплуатацию, имея на тот момент мощность 22 МВт. В 1955 году станция была полностью переведена на газовое отопление. В 1930-е годы НоворЭС обеспечивала электроэнергией Новороссийск с пригородами и Крымск, тем самым обеспечив возможность индустриализации Новороссийска. В годы войны она была сильно разрушена, некоторые залы были уничтожено почти до основания.

К 1940 году суммарная мощность электростанций Кубани достигла 100 МВт, из них государственных только 35 МВт, а выработка электроэнергии за 1940 год составила 394 млн кВт*ч.

К 1940 году суммарная мощность электростанций Кубани достигла 100 МВт, из них государственных только 35 МВт, а выработка электроэнергии за 1940 год составила 394 млн кВт*ч.

В 1942-1943 годах территория Кубани находилась под оккупацией, энергетическая база была уничтожена почти полностью.


В статье рассматривается современное состояние и перспективы развития нефтяной и газовой промышленности Краснодарского края. Раскрыто стратегическое значение нефтяных и газовых месторождений, находящихся на территории края для экономики. Показана необходимость ускоренного создания современных конкурентоспособных технологий и перерабатывающих отраслей с целью получения высококачественных жидких углеводородных продуктов.

Ключевые слова: нефтяная и газовая промышленность; проблемы и перспективы развития; Краснодарский край.

Для наибольшей наглядности современного состояния нефтегазовой промышленности Краснодарского края предлагается рассмотреть основные её сектора.

Нефтегазодобывающая отрасль. Ресурсная база нефти и газа Краснодарского края была сформирована в основном в 50–60 г.г. прошлого столетия. За весь период активной эксплуатации месторождений в Краснодарском крае добыто около 230 млн. т нефти и 400 млрд. м3 газа.

Проблемы нефтегазодобывающей отрасли Краснодарского края:

- истощение запасов нефтяных месторождений;

- сложное геологическое строении месторождений;

- недостаточные капвложения в геологоразведочные работы;

- отсутствие современных методов повышения нефтеотдачи пластов;

- длительное оформление разрешительной документации;

- отсутствие делимитированной государственной границы между Россией и Украиной;

- отсутствие российских технических средств, для проведения буровых работ на шельфе.

Стратегическая цель и приоритеты развития нефтедобывающей отрасли Краснодарского края. Основная цель проведения политики в нефтедобывающей отрасли — увеличение добычи углеводородного сырья путем реализации мероприятий по поиску и разведке новых месторождений на территории края. Для решения поставленных задач в Краснодарском крае приняты и реализуются 2 программы, направленные на воспроизводство минерально-сырьевой базы Краснодарского края.

1. Федеральная программа «Геологическое изучение и оценка углеводородного потенциала нижних комплексов разреза платформенного чехла Западного Предкавказья на основе региональных сейсморазведочных работ с целью обеспечения стабильного развития и расширения ресурсной базы ТЭК Южного федерального округа (Краснодарский край). Ожидаемый результат — прирост не менее 370 млн.т. условного топлива углеводородного сырья и подготовка для лицензирования не менее 30 новых объектов площадью 12,5 тыс. кв.км.

Трубопроводный транспорт. Трубопроводный транспорт Краснодарского края представлен магистральными газо-, нефтепроводами и нефтепродуктопроводами. Протяженность магистральных нефте-, нефтепродуктопроводов по территории Краснодарского края составляет 3,0 тыс. км, резервуарный парк — 1,77 млн. м3, объем транспортировки и перевалки нефти — 93,0 млн. тонн в год [4].

Описание: B:\Документы\ДИПЛОМ\краснодарский край\8.jpg

В Краснодарском крае эксплуатируется:

- 32 насосные станции;

Общая численность работающих специалистов в трубопроводном транспорте — около 7,8 тыс. человек. Общий уровень налоговых отчислений в консолидированный бюджет Краснодарского края 1,5 млрд. рублей [5].

Стратегическими целями развития трубопроводного транспорта являются:

- стабильное, бесперебойное и экономически эффективное удовлетворение внутреннего и внешнего спроса на нефть и продукты ее переработки;

- обеспечение стабильно высоких поступлений в доход консолидированного бюджета Краснодарского края;

- формирование устойчивого платежеспособного спроса на продукцию сопряженных отраслей экономики Краснодарского края (нефтяной комплекс, нефтеперерабатывающая промышленность).

Для достижения этих целей предусматривается решение следующих основных задач развития трубопроводного транспорта:

- ресурсо- и энергосбережение, сокращение потерь на всех стадиях технологического процесса при транспорте нефти и нефтепродуктов;

- развитие транспортной инфраструктуры комплекса для повышения эффективности экспорта нефти и нефтепродуктов, ее диверсификация по направлениям, способам и маршрутам поставок на внутренние и внешние рынки;

- своевременное формирование транспортных систем;

- расширение присутствия российских нефтяных компаний на зарубежных рынках, их участие в транспортных активах за рубежом.

Приоритетными направлениями научно-технического развития в области трубопроводного транспорта являются:

- создание высоконадежных ресурсосберегающих экологически чистых технологий, оборудования и приборов для обеспечения высокого качества работ при строительстве, эксплуатации и реконструкции систем трубопроводного транспорта;

- разработка новых технических средств обнаружения, локализации и ликвидации аварий на трубопроводном транспорте.

Перспектива трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов на краткосрочный и долгосрочный период.

К 2015 году объемы транспортировки нефти и нефтепродуктов должны увеличиться до 140 млн. тонн [6]:

Нефтеперерабатывающая отрасль. Переработка нефти осуществляется на нефтеперерабатывающих заводах — Краснодарском (вступил в строй в 1911 г.) и Туапсинском (пущен в эксплуатацию в 1929 г.). Кроме местной нефти, заводы края используют и привозную [7].

На нефтеперегонных заводах получают автобензин, дизтопливо, керосин, битум, мазут, газ жидкий бытовой и другие нефтепродукты. Продукция нефтезаводов края имеет важное народнохозяйственное значение. До 70 % продукции Туапсинского нефтезавода идет на экспорт.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. приоритетными направлениями развития нефтегазового комплекса Краснодарского края являются:

- привлечение инвестиций в геологоразведку и разработку месторождений углеводородного сырья;

- разработка месторождений на шельфе Азовского и Черного морей;

- внедрение новых технологий добычи и переработки нефти и газа;

- повышение эффективности использования ресурсов.

Нефтегазовый комплекс включает в себя предприятия нефтегазодобычи, нефтепереработки и нефтепродуктообеспечения. [3]

Основные проблемы нефтеперерабатывающей отрасли:

- ограниченные транспортные возможности по поставке сырья и реализации готовой продукции;

- ограниченные территориальные возможности по развитию существующих на территории края НПЗ;

- изношенность оборудования нефтеперерабатывающих заводов.

Основные проблемы нефтеперерабатывающей отрасли:

- ограниченные транспортные возможности по поставке сырья и реализации готовой продукции;

- ограниченные территориальные возможности по развитию существующих на территории края НПЗ;

- изношенность оборудования нефтеперерабатывающих заводов.

Описание: B:\Документы\ДИПЛОМ\карты, рисунки\карта туапсе.jpg

Стратегическая цель — увеличение объемов переработки нефти на территории Краснодарского края, повышение качества выпускаемой продукции.

Основная задача нефтеперерабатывающей отрасли — осуществление реконструкции действующих на территории края нефтеперерабатывающих заводов с целью увеличения их загрузки и полноты переработки углеводородного сырья, что позволит выпускать высококачественное автомобильное топливо и масла, соответствующие международным стандартам. [2]

Ожидаемые результаты реализации энергетической стратегии ТЭК Краснодарского края к 2020 году.

В результате реализации мер, предусмотренных Стратегией, в крае к 2020 году будут обеспечены, стабильное и эффективное удовлетворение потребностей развивающейся экономики и населения края в топливно-энергетических ресурсах, а именно [8]:

- уровень газификации в крае природным и сжиженным газом возрастет с 80 до 90 %;

- первичная переработка нефти в крае увеличится с 11 до 20 млн. тонн в год;

- увеличение транспортировки газа (экспортные поставки) с 50 до 94 млрд.м3 в год, нефти и нефтепродуктов с 100 до 160 млн.тонн в год. [4]

Таким образом, исполнения намеченных целей полностью зависит от эффективности функционирования за счёт реформирования и реструктуризации деятельности и полного внедрения в жизнь разработанных стратегических направлений.

3. Alexander N. Volkov Prospects for Energy Efficient Clusters Development in the Russian Federation // European Journal of Economic Studies. 2012. № 2. P. 144–152.

7. Koshcheev, S. V. Cluster technologies in management of innovative activity // European Journal of Economic Studies. 2012. № 2. P. 102–106.

8. Alexander N. Volkov Cluster Policies in Energy Efficiency Management in Regional Innovative Strategy of Sustainable Development // European researcher. 2012. № 10–2. Р. 1761–1766.

Основные термины (генерируются автоматически): Краснодарский край, трубопроводный транспорт, нефтеперерабатывающая отрасль, территория края, углеводородное сырье, долина реки, нефть, газовая промышленность, Северо-Кавказский транснефтепродукт, Черное море.

Топливно-энергетический комплекс

В состав комплекса входят нефтедобывающие, нефтеперерабатывающие, электроэнергетические предприятия и трубопроводный транспорт. По итогам 2002 года объем промышленной продукции предприятий топливно-энергетического комплекса Краснодарского края составил более 19 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 15% выше показателя аналогичного периода 2001 года.

Объем услуг предприятий трубопроводного транспорта по итогам 2002 года достиг 17,9 млрд. руб., что составляет 147% к аналогичному периоду 2001 года.

За 2002 год предприятиями топливно-энергетического комплекса Краснодарского края перечислено в бюджетную систему Российской Федерации 6,7 млрд. руб. (112% к уровню 2001 года), что составляет более 50% от суммы налоговых платежей, перечисленных предприятиями промышленного комплекса Кубани.

В консолидированный бюджет Краснодарского края перечислено более 2,9 млрд. руб., что в 1,2 раза больше, чем за 2001 год.

Одним из главных факторов стабильного функционирования экономики является развитие топливно-энергетического комплекса. В этой связи особое внимание в крае уделяется инвестиционной политике и реализации приоритетных проектов и программ.

Проект реконструкции Краснодарской ТЭЦ на сегодняшний день является социально значимым для Кубани. Эффективность от реализации проекта заключается в усилении энергетической безопасности Краснодарского края, применении передовых технологий производства энергии, улучшении экологической обстановки в г. Краснодаре, притоке налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Приоритетным направлением является надежное электроснабжение района Большого Сочи Краснодарского края.

Инвестиционный проект строительства Сочинской ТЭС мощностью 76 МВт предполагает строительство тепловой электростанции для покрытия электрических нагрузок Сочинского энергорайона и тепловых нагрузок города Сочи.

Сегодня топливно-энергетический комплекс Краснодарского края производит четверть промышленной продукции и дает половину от всех налоговых поступлений, перечисленных промышленными предприятиями в консолидированный бюджет Кубани.

Приоритеты развития топливно-энергетического комплекса края ориентированы на обеспечение энергетической безопасности Кубани, прежде всего реконструкцию и строительство генерирующих мощностей. Наряду с развитием крупных генерирующих мощностей администрация Краснодарского края поддерживает развитие малой, нетрадиционной энергетики и вовлечение в энергетический баланс возобновляемых источников энергии.

Одним из таких проектов является строительство ТЭЦ в г. Ейске (электрическая мощность — 8,4 МВт, тепловая — 10,2 МВт).

С целью обеспечения электрической и тепловой энергией жилищно-коммунального сектора г. Ейска предлагается проект строительства мини-ТЭЦ.

Строительство ТЭЦ в г. Крымске (электрическая мощность — 18 МВт, тепловая — 40 Гкал/час).

Реализация данного проекта в течение ближайших пяти лет позволит довести уровень добычи нефти в крае до 2 млн. т в год. Увеличение переработки нефти на имеющихся нефтеперабатывающих заводах Краснодарского края — одно из приоритетных направлений работы ТЭК Краснодарского края.

В этих целях департаментом по вопросам топливно-энергетического комплекса Краснодарского края одобрен инвестиционный проект по коренной реконструкции Туапсинского НПЗ с доведением объемов первичной переработки нефти до 6 млн. т в год, глубины переработки — до 90%, увеличением ассортимента вырабатываемых нефтепродуктов и доведением их физико-химических свойств до требований мирового уровня.

Трубопроводный транспорт Кубани является динамично развивающейся отраслью.


За последние восемь лет пиковый объем нагрузки на кубанскую энергосистему вырос более чем в два раза. Прогноз роста нагрузки на энергосистему до 2020 года показывает ее увеличение до 4,6 МВт, или на 13 процентов от текущего максимума. Для того чтобы провести все необходимые работы по модернизации энергосистемы края, требуется более 200 миллиардов рублей.

Одним из факторов, влияющих на надежность и качество энергоснабжения, является строительство собственных потребительских трансформаторных подстанций, осуществляющих транзит электрической мощности от головных и магистральных фидеров. Так, в Краснодаре количество потребительских подстанций превышает 50 процентов от их общего количества. Зачастую у таких подстанций отсутствует обслуживающий персонал, что делает невозможной их эксплуатацию в соответствии с требованиями законодательства.

Быть надежнее

Главную задачу развития энергетического комплекса власти Краснодарского края видят в обеспечении надежной и безаварийной работы. Сетевыми компаниями, работающими в регионе, в рамках программы по повышению надежности проведена работа по инвентаризации резервных источников электроснабжения для объектов соцсферы и ЖКХ. На сегодняшний день таких источников в крае насчитывается почти тысяча, в том числе передвижные и стационарные автономные источники энергии. По итогам первого полугодия этого года субъекты электроэнергетики региона сократили количество технологических нарушений в среднем на 1,3 процента.

Кроме того, Краснодарский край тесно связан с двумя другими регионами страны – Республикой Адыгея и Республикой Крым. Особенно это касается Адыгеи, территория которой – анклав, со всех сторон окруженный территорией края. В результате хотя руспублика и является самостоятельным субъектом РФ, во многих отношениях, в том числе и в энергообеспечении, она неотделима от Краснодарского края. А в 2014 году, после воссоединения Крыма с Россией, Краснодарский край сыграл свою роль в интеграции полуострова в российскую энергосистему. Между Крымом и Краснодарским краем был построен энергомост. В рамках строительства первой цепи энергомоста сооружена трансформаторная подстанция Тамань, модернизирована подстанция Камыш-Бурун, возведено более 150 километров линий электропередачи. В качестве основной точки подсоединения и источника мощности используется Ростовская АЭС.

Олимпийская энергетика

По программе строительства в Сочинском регионе к Олимпиаде были запланированы реконструкция и строительство сорока шести объектов. В том числе состоялось расширение старейшей в регионе Краснодарской ТЭЦ, что позволило увеличить установленную мощность более чем на 30 процентов; также была введена в эксплуатацию Адлерская ТЭС общей мощностью 360 МВт. Правда, не все энергетические олимпийские объекты были построены. Кудепстинская ТЭС, например, стала одним из самых скандальных недостроев Олимпиады. За время строительства здесь менялись собственники, место дислокации и сам проект. Строительство сопровождалось протестами местных жителей и экологических активистов.

Кроме того, в рамках создания олимпийской инженерной инфраструктуры было построено более 20 трансформаторных подстанций, 22 воздушные и кабельные линии электропередачи 110 и 220 КВ, произведена реконструкция распределительной сети города Сочи, введено около 620 МВт электрической мощности. Экзамен во время Олимпиады новые объекты выдержали: ни одного сбоя электроснабжения олимпийских объектов зафиксировано не было, городская сеть также прошла этот период безаварийно. Однако эксперты отмечают, что строительство новых генерирующих мощностей решило проблему энергодефицита лишь в одной локальной зоне – городе Сочи.

Природный потенциал

Хотя стоит признать: регион действительно осваивает альтернативные источники энергии. Заметны успехи в гелиоэнергетике – в санаторных и курортных комплексах, в удаленных и труднодоступных горных районах, на побережье подобные конструкции устанавливают довольно часто. Перспективное направление – применение геотермальных источников. В Краснодарском крае разведано 18 геотермальных месторождений с потенциальной мощностью 258 МВт, в том числе 13 эксплуатируются, 5 простаивают без потребителей. И все же, как говорят эксперты, от имеющегося потенциала этого вида альтернативной энергетики используется лишь 20‑30 процентов. Все из‑за того, что осваивать это направление довольно сложно и дорого – бурение одной скважины обходится примерно в 60‑70 миллионов рублей.

Еще один вид альтернативной энергетики, который можно развивать в регионе, – биоэнергетика. Краснодарский край – аграрный, и использование сельхозпредприятиями биогазовых станций для переработки отходов животноводства в тепло было бы отличным решением как для энергообеспечения, так и для улучшения экологии. До недавнего времени в регионе проводились работы по проектированию биогазовых станций на ряде сельхозпредприятий, но летом этого года из‑за эпидемии чумы свиней проект пришлось приостановить.

В последние годы основные усилия властей были направлены на изучение ветровых нагрузок в различных зонах края и проектирование ветряных комплексов. Наиболее перспективными для строительства объектов генерации определены Ейский, Темрюкский, Щербиновский и Каневской районы. Еще до первого кризиса инвесторы несколько раз пытались зайти на территорию Краснодарского края с планами на строительство ветроустановок, но ни один проект не был завершен.
Самым знаменитым стал проект Ейской ветроэлектростанции, однако из‑за экономического кризиса дата начала строительства ВЭС была перенесена, а сумма инвестиций увеличена. На сегодня существует информация о том, что проект Ейской ВЭС включен в сценарные условия развития электроэнергетики Российской Федерации на период до 2030 года.

Читайте также: