Технологии развития интеллекта доклад

Обновлено: 14.05.2024

Интеллект – это особое качество человеческой психики, включающее в себя способность адаптироваться к различным жизненным ситуациям, обучаться и усваивать информацию на основе полученного опыта, понимать и применять абстрактные концепции и имеющиеся знания с целью управления окружающей действительностью. Говоря проще, интеллект является общей способностью человека познавать и преодолевать трудности, объединяющей в себе такие сферы как мышление, воображение, представление, память, восприятие и ощущение.

Несложно заметить, что интеллектом охватывается работа сразу несколько отделов человеческого мозга, из чего следует вывод, что и к его развитию следует применять комплексный подход, состоящий из разных способов. Способы, с которыми вы познакомитесь дальше, могут использоваться как специальная система развития интеллекта (и развития мышления), причем применяться она может для его тренировки и у детей, и у взрослых.

Развитие интеллекта: простые и эффективные способы

Информация, с которой вы познакомитесь, на первый взгляд может показаться крайне необычной, если говорить о развитии интеллекта, но именно в ее необычности и простоте кроется наибольшая эффективность. Интересно также и то, что применять ее можно без особых усилий в повседневной жизни, просто уделяя каждый день немного своего времени.

Способ первый – оптимальное время для отдыха

Этот способ можно назвать базовым, т.к. в состоянии усталости и утомленности ни о каком развитии интеллекта и памяти, а также других способностей, не может быть и речи. Поэтому для начала начните уделять соответствующее время и внимание своему сну. Здоровый сон является не только прекрасной профилактикой рассеянности, забывчивости и затрудненности мышления, но и повышает интеллект и все умственные способности вообще. Интересую статью на тему сна, кстати, вы можете прочитать здесь.

Способ второй – ведение записей

Тут речь идет об анализе информации посредством ведения записей. Нередко каждому из нас в голову приходят толковые мысли и хорошие идеи, но вместо того чтобы стараться запоминать их, как это делает большинство людей, мы советуем вам их записывать. Кроме того, в письменном виде также можно и размышлять, продумывая перспективы и варианты развития событий, составляя планы и списки. Так вы задействуете несколько участков мозга и, одновременно с тренировкой памяти и внимания, будете способствовать улучшению концентрации. Что же касается анализа информации, то наглядное ее отображение позволит видеть картину шире и на основе этого видения принимать верные решения.

Способ третий – тишина и покой

Способ четвертый – развивающие игры

Способ пятый – общение с людьми

Взаимодействие и общение с разными людьми несет в себе огромное количество положительных моментов – расширяет кругозор, способствует получению новой информации, избавляет от комплексов, развивает коммуникативные навыки, повышает уверенность в себе и самооценку. Чтобы обеспечить свой интеллект почвой для постоянного развития, общайтесь с окружающими как можно больше, причем старайтесь общаться с такими людьми, которые в чем-то лучше вас, например, умнее, образованнее, сильнее, увереннее, обеспеченнее и т.д. Чем выше вы сами себе поставите планку, тем более сильной и развитой личностью сможете стать.

Способ шестой – чтение книг

Еще один превосходный и простой способ развития интеллекта у детей и взрослых – это чтение. Люди, читающие много книг, всегда поддерживают свой мозг в тонусе и познавательной активности. Наполняя его все новой информацией, они просто вынуждают себя личностно и интеллектуально расти. Ко всему прочему, начитанный человек испытывает в общении с другими намного меньше трудностей, ведь литература несет в себе информацию совершенно разного плана, которую всегда можно успешно применить в жизни. А еще одним плюсом чтения является то, что начитанный человек с развитым кругозором способен быть отличным собеседником практически в любой ситуации.

Способ седьмой – делать привычные вещи непривычными

Речь идет о том, чтобы вполне обычные повседневные вещи выполнять неординарными способами. Все мы ежедневно чистим зубы, умываемся, расчесываемся, моем посуду и завязываем шнурки – такие вещи уже давно стали привычными и выполняются нами на автоматизме, а значит, мозг совершенно не напрягается. Но из них реально сделать классную систему развития интеллекта. Начните ходить на работу новыми путями, застегивать ремень наоборот, всегда переходить дорогу, начиная с левой ноги и т.п. Так вы активизируете свои мыслительные процессы, станете обращать внимание на мелочи, будете тренировать осознанность. Помните о том, что даже такие банальные эксперименты способствуют развитию ума и служат хорошим способом тренировки интеллекта и памяти, внимания и сосредоточенности, мышления и креативности.

Способ восьмой – изобразительное искусство

Чтобы развивать интеллект вам вовсе необязательно становиться новым Пабло Пикассо или Леонардо да Винчи – можно просто время от времени уделять пару часов рисованию. Поставьте себе задачу нарисовать конкретную картину, и вы заметите, как ваш мозг начал работать активнее. Когда человек рисует, активизируются оба полушария мозга, повышается концентрация и улучшается координация. Помимо этого, в процессе рисования человек как бы отключается от внешнего мира на какое-то время, благодаря чему очищается и отдыхает сознание.

Способ девятый – постоянное обучение

Обучение – это всегда прогресс и движение вперед. Таким образом, постоянно усваивая новые знания и овладевая новыми навыками, вы автоматически будете заставлять свой интеллект развиваться. Подойти может все, что угодно: изучение иностранных языков, подробное исследование карты мира, погружение в исторические хроники, чтение автобиографий знаменитых людей и т.д. Но можно пойти дальше и, например, получить новую специальность, пройти курсы переподготовки и повышения квалификации или вообще сменить работу или начать вести собственный бизнес. Такая система развития станет для вас отличным помощником, и всегда будет поддерживать ваш интеллект в тонусе.

Способ десятый – самообразование

Этот способ – логическое продолжение предыдущего. К сожалению, далеко не каждый человек готов учиться всю жизнь, однако тот, кто задумывается о тренировке своего интеллекта, делает самообразование непременной частью своей жизни. Возможностей для этого сегодня – хоть отбавляй. Читайте книги и учебники, узнавайте новое и общайтесь с интересными людьми, увлекайтесь необычными вещами и найдите для себя хобби, смотрите документальные фильмы и развивающие передачи. А если хочется заняться самообразованием по полной программе, вы можете, к примеру, пройти курс по развитию мышления или какой-нибудь хороший онлайн-тренинг. Здесь же мы хотим напомнить, что любую новую информацию, если она предполагает практическое применение, необходимо всегда использовать на практике – только так самообразование станет полноценным и эффективным.

Способ одиннадцатый – позитивное мышление

Естественно, жизнь никогда не проходит абсолютно спокойно, и иногда преподносит сюрпризы. Обстоятельства и ситуации, о которых мы даже не подозревали, могут лишить силы и выбить из колеи, заставить переживать и бить тревогу. Но воспринимать их нужно именно как очередной шанс для саморазвития и развития интеллекта. Собирая в кулак волю, поднимаясь с колен и направляя энергию в нужное русло, мы становимся сильнее, опытнее, мудрее и умнее. И особую роль во всем этом играет не что иное, как позитивное мышление, т.к. именно оно позволяет нам сохранять спокойствие, мыслить созидательно, быть стойкими и уверенными в себе. И уже отсюда проистекают все остальные преимущества – повышение способности к концентрации, тренировка навыка управления временем и планирования, развитие силы воли и стрессоустойчивости. Помните, что жизнь вместе со всеми ее событиями уже сама по себе может использоваться вами, как идеальная система развития интеллекта. И такое отношение к ней должно быть сформировано, как у детей, так и у взрослых.

Способ двенадцатый – видение перспектив

Умение видеть перспективы есть определяющее звено на пути к успеху и полноценной жизни. Если вы научитесь всегда быть настроенным на поиск новых ступеней для развития, ваше мышление всецело будет сосредоточено на анализе имеющихся у вас перспектив. В действительности судьба постоянно предлагаем вам нечто ценное и значимое, а ваша задача – это увидеть, понять и оценить. Мысля конструктивно, вы способствуете развитию своего интеллекта и искусственно создаете для себя потребность в расширении кругозора. И действовать именно так, а не иначе, должен каждый, кто стремится к самосовершенствованию, личностному и интеллектуальному росту. Без этого компонента достичь полноценного успеха и счастья будет просто невозможно.

Способ тринадцатый – физические нагрузки

Несмотря на то, что данный способ развития интеллекта считается скорее косвенным, нежели прямым, он дает отличные результаты. Во-первых, нагружая себя физически, вы способствуете улучшению кровообращения, обогащаете свой мозг кислородом, благодаря чему он начинает функционировать в разы эффективнее, и способствуете выработке белка, отвечающего за формирование нейронов – ключевого элемента в развитии интеллектуальных способностей. Во-вторых, физическая работа – это замечательный способ отдохнуть и набраться сил вашему уму, т.к. если он будет постоянно утомлен, результативность любой работы над собой многократно снижается. И, в-третьих, физическое развитие вкупе с умственным – это самое полноценное развитие, к которому и нужно стремиться. Если есть желание, можно записаться в спортивную секцию или пойти в тренажерный зал, хотя вполне сгодятся пробежки, зарядка, дыхательная гимнастика и банальные отжимания от пола.

От того, насколько хорошо развит ваш интеллект, зависит очень многое. Конечно же, показатель IQ нельзя назвать решающим в достижении успеха и улучшении жизни, но если интеллектуальные способности развиты хорошо и вы работаете над собой, ваши шансы самореализоваться и осуществить свои мечты многократно возрастают. Занимайтесь тренировкой интеллекта и памяти, развивайте тягу к совершенствованию у себя и у детей, и, конечно же, улучшайте свое мышление – тогда перед вами откроются небывалые возможности, способные сделать вашу жизнь яркой, насыщенной и счастливой.


Вопрос об интеллекте является одной из самых главных в психологии с появлением данной науки. Интеллектуальный показатель человека позволяет выразить его моральные и психические качества. Один из самых важных и основных вопросов, которые стоят перед психологией – это вопрос является ли интеллект врожденным или развивается в зависимости от окружающей среды.

В настоящее время особенно нужны люди, которые способны необычно и быстро мыслить, которые имеют высокий интеллект, чтобы решать самые сложные научно-технические задачи, и мало того, что обслуживать суперсложные машины и автоматы, но и создавать их. Таким образом, чтобы выполнить все вышеперечисленные действие необходимо повышать и развивать интеллектуальные способности.

Глава 1. Понятие об интеллекте

В настоящее время под интеллектом понимается способности к выполнению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Следовательно, уровень интеллекта можно развить, как и повысить, или понизать КПД интеллекта человека.

Академик Н.Н. Моисеев считает, что интеллект — это постановка целей, планирование ресурсов и построение стратегии достижения цели. Есть основания полагать, что признаками интеллекта имеют животные, и уже на этом уровне их интеллект посредством механизмов планирования и достижения целей влиял и влияет на эволюцию животных.

Влияние интеллекта выходит за пределы жизни человека. Развитие интеллекта у Homo sapiens выделило его из мира животных и стало началом развития социума, а затем и человеческой цивилизации.

Интеллект как способность обычно происходит при помощи других способностей. Например, способности обучаться, познавать, систематизировать информацию путем ее анализа, мыслить логически, определять ее применимость, находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать ее с подобной и другое.

Существенными качествами человеческого интеллекта считаются любознательность и глубина ума, его логичность и доказательность, гибкость и подвижность.

Любознательность – это стремление разносторонне познать тот или иной объект в существенных отношениях. Это качество ума является фундаментом активной познавательной деятельности.

Глубина ума проявляется в способности отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного.

Логичность мышления характеризуется последовательностью рассуждений, учетом всех существенных сторон в изучаемом объекте, всех возможных ею взаимосвязей.

Доказательность мышления характеризуется способностью использовать в нужный момент факты, закономерности, которые утверждают правильность суждений и выводов.

Гибкость и подвижность ума — способность человека широко использовать имеющийся опыт, изучать предметы в новых связях и отношениях.

Глава 2. Основные способы развитие интеллекта для любого возраста

Умственные способности человека нужно развивать, так как головной мозг требует столько же упражнений, сколько и мышцы. Если Вы используете мозг часто и правильно, то вы станете мыслить разумно и сможете быстрее сосредоточиться. В другом случае, если Вы не используете мозг, то способности учиться и думать начнут постепенно слабеть.

В настоящее время существует 10 простых и действенных способов для того, чтобы было лучше использовать головной мозг человека:

1. Учитесь правильно отдыхать.
Данный способ можно назвать базовым, так как в состоянии усталости и утомленности ни о каком развитии интеллекта и памяти, а также других способностей, не может быть и речи. Поэтому для начала начните уделять определённое время и внимание сну. Ведь здоровый сон является не только хорошей профилактикой рассеянности, забывчивости и затрудненности мышления, но и повышает интеллект и все умственные способности.

2. Ведите записи.
Каждому человеку в голову приходят толковые мысли, а также хорошие идеи, следовательно, вместо того, чтобы запоминать их, как это делает множество людей, то лучше всего нужно их записывать. Помимо этого, в письменном виде также можно и размышлять, продумывая перспективы и варианты развития событий, составляя планы и списки. Так вы задействуете несколько участков мозга и, одновременно с тренировкой памяти и внимания, будете способствовать улучшению концентрации. Что же касается анализа информации, то наглядное ее отображение позволит видеть картину шире и на основе этого видения принимать правильные решения.

5. Общение с людьми.
Взаимодействие и общение с разными людьми несет в себе огромное количество положительных моментов – расширяет кругозор, способствует получению новой информации, избавляет от комплексов, развивает коммуникативные навыки, повышает уверенность в себе и самооценку. Чтобы обеспечить свой интеллект почвой для регулярного развития, нужно общаться с окружающими как можно больше, причем стараться общаться с такими людьми, которые в чем-то лучше вас, например, умнее, образованнее, сильнее, увереннее, обеспеченнее. Чем выше вы сами себе поставите планку, тем более сильной и развитой личностью сможете стать.

Люди, которые читают много книг, всегда поддерживают свой мозг в тонусе и познавательной активности. Наполняя его все новой информацией, они просто вынуждают себя личностно и интеллектуально расти. Ко всему прочему, начитанный человек испытывает в общении с другими намного меньше трудностей, ведь литература несет в себе информацию совершенно разного плана, которую всегда можно успешно применить в жизни. А еще одним плюсом чтения является то, что начитанный человек с развитым кругозором способен быть отличным собеседником практически в любой ситуации.

7. Постоянное обучение.

Обучение – это всегда развитие и движение вперед. Таким образом, регулярно усваивая новые знания и овладевая новыми навыками, Вы автоматически будете заставлять свой интеллект развиваться. Подойти может все, что угодно: изучение иностранных языков, подробное исследование карты мира, погружение в исторические хроники, чтение автобиографий знаменитых людей и многое другое. Но можно пойти дальше и, например, получить новую специальность, пройти курсы переподготовки и повышения квалификации, сменить специальность работы, начать вести собственный бизнес. Такая система развития станет для вас прекрасным помощником, и всегда будет поддерживать ваш интеллект в тонусе.

8. Позитивное мышление.

9. Видение перспектив.

Умение видеть перспективы есть главное звено на пути к успеху и полноценной жизни. Если Вы научитесь всегда быть настроенным на поиск новых ступеней для развития, ваше мышление будет сосредоточено на анализе имеющихся у вас перспектив. В действительности судьба постоянно предлагаем вам нечто ценное и значимое, а ваша задача – это увидеть, понять и оценить. Мысля конструктивно, Вы способствуете развитию своего интеллекта и создаете для себя потребность в расширении кругозора. Действовать именно так должен каждый, кто стремится к самосовершенствованию, личностному и интеллектуальному росту. Без этого компонента достичь полноценного успеха и счастья будет просто невозможно.

10. Физические нагрузки.

Несмотря на то, что данный способ развития интеллекта считается скорее косвенным, нежели прямым, то он дает отличные результаты. Во-первых, нагружая себя физически, вы способствуете улучшению кровообращения, обогащаете свой мозг кислородом, благодаря чему он начинает функционировать эффективнее, и способствует выработке белка, отвечающего за формирование нейронов – ключевого элемента в развитии интеллекта. Во-вторых, физическая работа – это хороший способ отдохнуть и набраться сил вашему уму, так как если он будет постоянно утомлен, то результат любой работы над собой снижается. В-третьих, физическое развитие вместе с умственным развитием – это самое полноценное развитие, к которому нужно обязательно стремиться.

1 Головной мозг является самым важным и ценным органом человека. С его помощью осуществляется восприятие окружающего мира; он хранит воспоминания, формирует нашу речь, навыки, мысли, чувства, и в то же время именно этой частью своего тела мы, вероятно, больше всего склонны

Многие люди воспринимают свой мозг как нечто само собой разумеющееся. Они совершенно искренне считают, что умственные способности даются от рождения и что для их улучшения ничего нельзя сделать.

2 Активизация мышление и развитие памяти являлось всегда актуальной задачей для человека, желающего добиться высокого уровня интеллектуального развития, широкой эрудиции и плодотворного участия в жизни общества.

Что представляет собой интеллект

3 Интеллект (от лат. intellectus — понимание, познание) — общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения.

В настоящее время под интеллектом понимается способности к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Поэтому уровень интеллекта возможно развить, как и повысить или понизить КПД интеллекта человека. Часто эту способность характеризуют по отношению к задачам, встречающимся в жизни человека. Например, по отношению к задаче выживания: выживание — основная задача человека, остальные для него — лишь вытекающие из основной, или к задачам в какой-либо области деятельности.

Согласно академику Н. Н. Моисееву, интеллект — это, прежде всего, целеполагание, планирование ресурсов и построение стратегии достижения цели. Есть основания полагать, что зачатками интеллекта обладают животные, и уже на этом уровне их интеллект посредством механизмов целеполагания и достижения целей влиял и влияет на эволюцию животных.

Влияние интеллекта выходит за пределы жизни одного человека. Развитие интеллекта у homo sapiens выделило его из Animalia и стало началом развития социума, а затем и человеческой цивилизации. Согласно Валерии Прайд, интеллект человека определяет настоящую и будущую динамику эволюционного развития человека как вида.

Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путем ее анализа, определять ее применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать ее с подобной и т. д.

Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность.

Пытливость — стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях. Это качество ума лежит в основе активной познавательной деятельности.

Глубина ума заключается в способности отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного.

Гибкость и подвижность ума — способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления.

Логичность мышления характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учётом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей.

Доказательственность мышления характеризуется способностью использовать в нужный момент такие факты, закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов.

Критичность мышления предполагает умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, подвергать их критической оценке, отбрасывать неправильное решение, отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи.

Широта мышления — способность охватить вопрос в целом, не теряя из виду исходных данных соответствующей задачи, видеть многовариантность в решении проблемы.

Различное содержание деятельности требует развития определённых интеллектуальных способностей индивида. Но во всех случаях необходима чувствительность индивида к новому, актуальным проблемам, к тенденциям возможного развития ситуации. Показателем развития интеллекта является несвязанность субъекта внешними ограничениями, отсутствие у него ксенофобии — боязни нового, непривычного.

Существенное качество ума индивида — предвидение возможных последствий предпринимаемых им действий, способность предупреждать и избегать ненужных конфликтов. Одной из основных особенностей развитого интеллекта является способность к интуитивному решению сложных проблем.

4 Любое тестирование, при котором мы пытаемся измерить интеллект, является тестом на определение коэффициента интеллекта, или тестом на IQ. Такие тесты обычно состоят из блоков постепенно усложняющихся задач, рассчитанных на среднестатистический уровень. IQ и означает коэффициент интеллекта. Коэффициент, в свою очередь, это результат деления одной величины на другую. Обычно принято считать, что коэффициент интеллекта является наследуемой характеристикой и что у взрослых людей с возрастом он практически не изменяется. Приблизительно до 13 лет интеллект бурно развивается, от 13 до 18 лет замечается некоторое замедление темпов развития, а после 18 лет крупных изменений не наблюдается. При измерении коэффициента интеллекта у ребенка ему предлагается пройти стандартный тест на интеллект, причем для каждого возраста уровень выполнения теста и счет будут разными. Этот метод, однако, неприменим для взрослых: их IQ оценивают относительно среднего балла — ста процентов. Их результаты располагаются либо выше, либо ниже этой нормы, в соответствии с заранее известной системой подсчета баллов, причем распределение IQ (среди населения) имеет на графике вид довольно постоянной итоговой кривой.

Несмотря на то, что IQ — это наследственный фактор, не изменяющийся в течение жизни, показатели прохождения теста на IQ могут быть улучшены. Тесты на IQ обычно составляются и применяются с учетом того, что тестируемые ничего не знают о методах тестирования вообще и очень мало знают о том, на каких методах строятся вопросы в подобных тестах. Поэтому если человек имеет представление о том, какие вопросы ему могут задать, и если он представляет себе, как подходить к решению тестовых задач, его результаты будут намного выше.

5 Развитие интеллекта зависит от тех же факторов, что и развитие

других функций организма, то есть от генетических, врожденных факторов, с

Хромосомные аномалии часто передаются по наследству, однако очень многие из них связаны с какими-то нарушениями в процессе образования сперматозоида или яйцеклетки. Они не только приводят к разного рода физическим уродствам, но и часто сопровождаются задержкой умственного развития, которая нередко может быть причиной умственной отсталости. Также можно отметить следующие физиологические причины умственной отсталости.

Нарушения питания плода. Клетки головного мозга развиваются в основном во внутриутробном периоде. Для синтеза ДНК и других компонентов, необходимых для нормальной деятельности мозга, в этот период требуются разнообразные питательные вещества. Данные о роли питания матери в развитии плода пока противоречивы, однако весьма вероятно, что серьезные нарушения питания могут влиять на последующую умственную деятельность ребенка. Наиболее ярким примером является кретинизм — дефект умственного развития, возникающий у детей в изолированных горных селениях из-за недостатка йода в рационе.

Заболевания в период беременности. Такие болезни, как диабет, сифилис или краснуха, могут пагубно отразиться на развитии ребенка. Известно, например, что у матери краснуха протекает легко, но при заражении ею в первые месяцы беременности ребенок может родиться с необратимыми дефектами зрения, слуха и особенно интеллектуальных функций.

Употребление матерью лекарственных и других веществ может серьезно нарушить развитие плода.

Серьезная недостаточность питания ребенка, по-видимому, особенно сильно сказывается в первые шесть месяцев жизни. Однако если в дальнейшем ребенок начинает питаться нормально, то к 4—5 годам он может догнать в своем развитии сверстников, получавших нормальное питание с момента рождения.

Психическая стимуляция уже с первых месяцев жизни может иметь решающее значение для интеллектуального развития ребенка. Выяснилось, что у детей, воспитанных в учреждениях, где общение было сведено до минимума (на десять детей приходилась одна воспитательница), уже со второго года жизни отмечалось значительное отставание в двигательной и речевой сферах. Напротив, если дети росли у родителей, которые постоянно стимулировали их психику, давая им возможность общаться с разными людьми, манипулировать новыми предметами и осваивать новые навыки, то они развивались гармонично и неуклонно прогрессировали.

Существует ряд подтверждений того, что чем больше число, детей в семье, тем ниже их средний коэффициент интеллектуальности. Кроме того, было обнаружено, что первенцы, как правило, оказываются более развитыми, чем их младшие братья и сестры.

Что такое искусственный интеллект

Сейчас технологии развиваются с немыслимой скоростью. Ранее те возможности, что, казалось бы, были доступны только профессиональным ученым, в современной жизни доступны каждому. Один из подобных прорывов – искусственный интеллект, прочно обосновавшийся во многих сферах человеческой жизни.

Сегодня поговорим о том, что такое ИИ, как он возник, где применяется, а также чем он отличается от человеческого разума.

Что представляет собой искусственный интеллект

Искусственный интеллект – это свойство интеллектуальной системы выполнять те функции и задачи, которые обычно характерны для разумных существ. Это может быть проявление каких-то творческих способностей, склонность к рассуждению, обобщение, обучение на основании полученного ранее опыта и так далее.

Искусственный интеллект – что это такое

Его развитием занимается направление науки, в рамках которого происходит аппаратное или программное моделирование тех задач человеческой деятельности, что считаются интеллектуальными. Еще под ИИ часто подразумевают направление в IT, основной целью которого является воссоздание разумных действий и рассуждений с помощью компьютерных систем.

История возникновения и развития искусственного интеллекта

Однако сама идея подобной системы была сформирована в 1935 году Аланом Тьюрингом. Ученый дал описание абстрактной вычислительной машине, состоящей из безграничной памяти и сканера, перемещающегося вперед и назад по памяти. Однако позднее, в 1950 году, он предложил считать интеллектуальными те системы, которые в общении не будут отличаться от человека.

Тогда же Тьюринг разработал эмпирический тест для оценки машинного интеллекта. Он показывает, насколько искусственная система продвинулась в обучении общению и удастся ли ей выдать себя за человека.

Самая ранняя успешная программа искусственного интеллекта была создана Кристофером Стрейчи в 1951 году. А уже в 1952 году она играла в шашки с человеком и удивляла зрителей своими способностями предсказывать ходы. По этому поводу в 1953 году Тьюринг опубликовал статью о шахматном программировании.

Как возник и развивался искусственный интеллект

Новое развитие искусственный интеллект получил в середине 1990-х. Самый известный пример – суперкомпьютер IBM Deep Blue, который в 1997 году обыграл в шахматы чемпиона мира Гарри Каспарова. Сегодня подобные сети развиваются очень быстро за счет цифровизации информации, увеличения ее оборота и объема. Машины довольно быстро анализируют информацию и обучаются, впоследствии они действительно приобретают способности, ранее считавшиеся чисто человеческой прерогативой.

Отличие ИИ от нейросетей и машинного обучения

Нейросети представляют собой математическую модель, компьютерный алгоритм, работа которого основана на множестве искусственных нейронов. Суть этой системы в том, что ее не нужно заранее программировать. Она моделирует работу нейронов человеческого мозга, проводит элементарные вычисления и обучается на основании предыдущего опыта, но это не соотносимо с ИИ.

Искусственный интеллект, как мы помним, является свойством сложных систем выполнять задачи, обычно свойственные человеку. К ИИ часто относят узкоспециализированные компьютерные программы, также различные научно-технологические методы и решения. ИИ в своей работе имитирует человеческий мозг, при этом основывается на прочих логических и математических алгоритмах или инструментах, в том числе нейронных сетях.

Под машинным обучением понимают использование различных технологий для самообучающихся программ. Соответственно, это одно из многочисленных направлений ИИ. Системы, основанные на машинном обучении, получают базовые данные, анализируют их, затем на основе полученных выводов находят закономерности в сложных задачах со множеством параметров и дают точные ответы. Один из наиболее распространенных вариантов организации машинного обучения – применение нейросетей.

Если сравнивать с человеком, то ИИ подобен головному мозгу, машинное обучение – это один из многочисленных способов обработки поступающих данных и решения назревающих задач, а нейросети соответствуют объединению более мелких, базовых элементов мозга – нейронов.

Разница между искусственным и естественным интеллектом

Сравнивать искусственный и естественный интеллект можно лишь по некоторым общим параметрам. Например, человеческий мозг и компьютер работают по примерно схожему принципу, включающему четыре этапа – кодирование, хранение данных, анализ и предоставление результатов. И естественный, и искусственный разум склонны к самообучению, они решают те или иные задачи и проблемы, используя специальные алгоритмы.

Помимо общих умственных способностей к рассуждению, обучению и решению проблем, человеческое мышление также имеет эмоциональную окраску и сильно зависит от влияния социума. Искусственный интеллект не имеет никакого эмоционального характера и не ориентирован социально.

Применение ИИ в современной жизни

В каких сферах используется искусственный разум

ИИ также внедряют в производственные процессы для фиксации действий работников. Не обошлось и без внедрения новых технологических решений в транспортной сфере. Так, искусственный интеллект мониторит состояние на дорогах, фиксирует пробки, обнаруживает разные объекты в неположенных местах. А про автономное (беспилотное) вождение и так постоянно говорят…

Люксовые бренды внедряют ИИ в свои системы для анализа потребностей клиентов. Стремительно развивается использование подобных систем в системах здравоохранения, в основном при диагностике заболеваний, разработке лекарств, создании медицинских страховок, проведении клинических исследований и так далее.

Перечислить разом все области, в которых задействован искусственный интеллект, практически нереально. На данный момент он затрагивает все больше самых разных сфер. И причин на то немало – та же автоматизация производственных процессов, стремительный рост информационного оборота и инвестиций в эту сферу, даже социальное давление.

Влияние на различные области

Как искусственный разум влияет на жизнь человека

ИИ все больше проникает в экономическую сферу, и, по некоторым прогнозам, это позволит увеличить объем глобального рынка на 15,7 трлн долларов к 2030 году. Лидирующую позицию в освоении сей технологии занимают США и Китай, однако некоторые развитые страны вроде Канады, Сингапура, Германии и Японии не отстают.

Искусственный интеллект может оказать существенное влияние на рынок труда. Это может привести к массовому увольнению рабочего персонала из-за автоматизации большинства процессов. Ну и росту востребованности разработчиков, конечно.

Перспективы развития искусственного интеллекта

Заключение

Читайте также: