Технологии компьютерного обучения доклад

Обновлено: 02.07.2024

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Развитие общества, науки и техники ставит систему образования перед необходимостью использовать новые средства обучения. К таким средствам обучения относятся информационные технологии. Новые информационные технологии превращают обучение в увлекательный процесс, с элементами игры, способствуют развитию исследовательских навыков учащихся. Технология проведения уроков с использованием современных технических средств и новых информационных технологий тренирует и активизирует память, наблюдательность, сообразительность, концентрирует внимание учащихся, заставляет их по-другому оценить предлагаемую информацию. Компьютер на уроке значительно расширяет возможности представления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды. Это позволяет усилить мотивацию учащихся к учебе.

Кроме того, применение компьютера на уроках позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.

Применение компьютерных технологий позволяет сделать урок по настоящему продуктивным, процесс учебы интересным, осуществляет дифференцированный подход к обучению, позволяет объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.

Проектная деятельность позволяет реализовать индивидуальный подход в обучении, а также сформировать устойчивый интерес к предмету исследования. При работе над проектом осуществляется сотрудничество ученика и учителя, что способствует решению главной задачи любой школы - формированию личности.

Цель данной работы – рассмотреть особенности применения компьютерных (информационных) технологий в обучении.

Так как обучение является передачей информации ученику, то, следуя определению В.Н. Глушкова (информационные технологии - процессы, связанные с переработкой информации) можно сделать вывод о том, что в обучении информационные технологии использовались всегда.

Более того, любые методики или педагогические технологии описывают, как переработать и передать информацию, чтобы она была наилучшим образом усвоена учащимися. То есть, любая педагогическая технология - это информационная технология.

Когда же компьютеры стали настолько широко использоваться в образовании, что появилась необходимость говорить об информационных технологиях обучения, выяснилось, что они давно фактически реализуются в процессах обучения, и тогда появился термин "новая информационная технология обучения".

Информационные технологии включают программированное обучение, интеллектуальное обучение, экспертные системы, гипертекст и мультимедиа, микромиры, имитационное обучение, демонстрации. Эти частные методики должны применяться в зависимости от учебных целей и учебных ситуаций, когда в одних случаях необходимо глубже понять потребности учащегося, в других - важен анализ знаний в предметной области, в третьих основную роль может играть учет психологических принципов обучения.

Рассматривая имеющиеся на сегодняшний день информационные технологии, Н.В.Апатова выделяет в качестве их важнейших характеристик:

типы компьютерных обучающих систем (обучающие машины, обучение и тренировка, программированное обучение, интеллектуальное репетиторство, руководства и пользователи);

инструментальные системы (программирование, текстовые процессоры, базы данных, инструменты представления, авторские системы, инструменты группового обучения).

Как мы видим, и главное в НИТ - это компьютер с соответствующим техническим и программным обеспечением.

Такой подход отражает первоначальное понимание педагогической технологии, как применение технических средств в обучении.

В 70-е годы воздействие системного подхода постепенно привело к общей установке педагогической технологии: решать дидактические проблемы в русле управления процессом обучения с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению.

Педагогическая технология - это "не просто использование технических средств обучения или компьютеров, это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а такие посредством оценки применяемых методов".

Суть этого подхода заключена в идее полной управляемости работы школы, прежде всего ее основного звена - процесса обучения.

Таким образом, во главе становится процесс обучения со своими особенностями, а компьютер - это мощный инструмент, позволяющий решать новые, ранее не решенные дидактические задачи.

Абсолютное большинство таких технологий опирается (если вообще на что-то опирается) на известные (хорошие или не очень) педагогические идеи. Более того, они вообще не удовлетворяет основным требованиям понятия "технологии".

Используя современные обучающие средства и инструментальные среды создаются прекрасно оформленные программные продукты, не вносящие ничего нового в развитие теории обучения. Поэтому можно говорить только об автоматизации тех или иных сторон процесса обучения, о переносе информации с бумажных носителей в компьютер и т.д.

она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целеобразования, целостность);

Информационные технологии в образовании – одна из наиболее актуальных тем на сегодняшний день. Педагог имеет возможность не только сделать изучение материала более наглядным, интересным, проблемным, но и, что не менее важно – показать связь между отдельными предметными областями.

Наиболее распространенная форма внедрения информационных технологий в сферу образования – создание презентаций. В этих проектах создается анимированное представление материала (например, вращение трехмерной структуры химической формулы, оригинальное оформление и привязка кодов к управляющим элементам типа кнопок, управление движением отдельных объектов и др.). Выполнение проектов по тематике различных предметов осуществляется на уроке информатики, что показывает неразрывную связь между ними, делая работу практически значимой.

Эти проекты реализуются с использованием одной из наиболее популярной на сегодняшний день программы – Macromedia Flash.

Также не менее интересным способом применения информационных технологий в образовании является создание игровых программ, которые могут быть использованы с той же целью, что и тесты – проверка знаний. Только использование таких программ наиболее успешно выглядит на открытых уроках, когда класс можно разбивать на команды и проводить такие игры.

Правильная организация поиска материалов для проведения урока с использованием информационных технологий является одним из самых важных моментов. Это формирует у учащихся способность искать информацию по заданному критерию, классифицировать отобранный материал по значимости и соответствию содержанию будущего проекта, умение использовать и выделять наиболее существенные разделы в добытой информации. Здесь, безусловно, главенствующая роль отводится педагогу, как специалисту в своей области. Правильно спланированный урок, правильно отсортированная информационная база – главный залог успеха, главный залог понимания проблемы, изучаемой на этом уроке.

Говорить о преимуществах уроков с использованием информационных технологий можно бесконечно долго. Но отметим и некоторые недостатки: при неправильной организации работы – естественно наличествует риск нанесения ущерба здоровью, поэтому такие уроки должны готовиться заранее с расчетом не на одного учащегося, а на команду, работа которой распараллелена, где каждый выполняет свои функции, чтобы дать возможность более тщательно и разносторонне представить материал.

Организация общеклассной работы всегда сближает учащихся, так как они понимают значимость своего труда, повышает их общий уровень развития, расширяет кругозор, в особенности, если планируется интегрированный урок.

Показ уроков с использованием информационных технологий – всегда яркое зрелище, зрелище, которого ждут не только ученики, но и учителя, особенно, если удается его представить в нужном свете, если продуманы все детали, подобраны интересные, оригинальные материалы, задействованы ресурсы умственные и творческие учащихся образовательных учреждений. И нет сомнения в том, что именно такая организация обучения, в котором помимо не менее важных классических уроков внедряются интегрированные уроки с использованием информационных технологий, позволят воспитать образованных, интеллигентных и творческих людей.

1. Принцип новых задач. Суть его состоит в том, чтобы не перекладывать на компьютер традиционно сложившиеся методы и приемы, а перестраивать их в соответствии с новыми возможностями, которые дают компьютеры. На практике это означает, что при анализе процесса обучения выявляются потери, происходящие от недостатков его организации (недостаточный анализ содержания образования, слабое значение реальных учебных возможностей учащихся и т.п.). В соответствии с результатом анализа намечается список задач, которые в силу различных объективных причин (большой объем, громадные затраты времени и т.п.) сейчас не решаются или решаются неполно, но которые вполне решаются с помощью компьютера.

Эти задачи должны быть направлены на полноту, своевременность и хотя бы приближенную оптимальность принимаемых решений.

2. Принцип системного подхода. Это означает, что внедрение компьютеров должно основываться на системном анализе процесса обучения. То есть должны быть определены цели и критерии функционирования процесса обучения, проведена структуризация, вскрывающая весь комплекс вопросов, которые необходимо решить для того, чтобы проектируемая система наилучшим образом соответствовала установленным целям и критериям.

3. Принцип первого руководителя. Суть его состоит в том, что заказ на компьютеры, программное обеспечение и их внедрение в процесс обучения должны производиться под непосредственным руководством первого руководителя соответствующего уровня (начальника управления образования, директора образовательного учреждения). Практика убедительно свидетельствует, что всякая попытка передоверить дело внедрения второстепенным лицам неизбежно приводит к тому, что оно ориентируется на рутинные задачи и не дает ожидаемого эффекта.

4. Принципы максимальной разумной типизации проектных решений. Это означает, что, разрабатывая программное обеспечение исполнитель должен стремиться к тому, чтобы предлагаемые ими решения подходили бы возможно более широкому кругу заказчиков, не только с точки зрения используемых типов компьютеров, но различных типов школ: гимназии, колледжи, лицеи и т.п.

5. Принципы непрерывного развития системы. По мере развития педагогики, частных методик, компьютеров, появления различных типов школ возникают новые задачи, совершенствуются и видоизменяются старые. При этом созданная информационная база должна, подвергаться определенной перекомпановке, но не кардинальной перестройке.

6. Принципы автоматизации документоборота. Основной поток документов, связанный с процессом обучения, идет через компьютер, а необходимые сведения о нем выдаются компьютером по запросам. В этом случае педагогический коллектив сосредотачивает свои усилия на постановке целей и внесении творческого элемента в поиск путей их достижения.

7. Принципы единой информационной базы. Смысл его состоит, прежде всего, в том, что на машинных носителях накапливается и постоянно обновляется информация, необходимая для решения не какой-то одной или нескольких задач, а всех задач процесса обучения. При этом в основных файлах исключается неоправданное дублирование информации, которое неизбежно возникает, если первичные информационные файлы создаются для каждой задачи отдельно. Такой подход сильно облегчает задачу дальнейшего совершенствования и развития системы.

Особенностью современной школы является ее функционирование в условиях стремительного роста объёма образовательных ресурсов. Школьнику уже не всегда удается получить высококачественные образовательные услуги в традиционной системе образования в силу ее ограниченной информационной пропускной способности. На современном этапе научно-технического прогресса, при переходе к информационному обществу, перед школой стоит важная задача - предоставление ученикам условий для реализации своих потенциальных возможностей в различных сферах знаний.

Процессы интеграции и информатизации школьного образования направлены на решение ряда объективных противоречий, имеющих место в настоящее время. Это противоречие между возрастающим объемом содержания обучения и ограниченным количеством учебного времени; уменьшение доли знаний, полученных в школе, относительно объема знаний полученных вне школы; частичное несоответствие содержания учебников и знаний, рожденных новой образовательной парадигмой.

Процесс информатизации общего образования позволяет дополнить многообразие традиционных методик обучения новыми информационными развивающими педагогическими технологиями. С их помощью на уроках могут реализоваться педагогические ситуации, в которых деятельность учителя и учащихся носит исследовательский, поисковый характер.

На современных уроках физики, информатики, экологии, истории, биологии, географии, и других дисциплин с использованием компьютерных технологий происходит не пассивное усвоение информации, а активная ее переработка. Подобное образование носит комплексный характер и способствует формированию целостной системы знаний, определяющей мировоззрение школьника.

Проведение урока изучения нового материала, как и урока любого другого типа, предполагает выбор учителем формы занятия, в которой поставленные задачи могли бы иметь оптимальное решение. Наиболее часто функция объяснения нового реализуется в традиционном уроке (комбинированная форма), иногда в уроке-исследовании, и всегда присутствует в уроке-лекции. С появлением доступных компьютерных средств обучения интерес школьного учителя к лекционной форме урока заметно вырос. Не удивительно – использование ЭВМ позволило сделать лекцию более привлекательной для ученика. Выросла её информативная емкость, объяснение стало более красочным, наблюдение явлений и демонстрация опытов в полной мере дополнились методами моделирования.

Однако, при выборе лекционной формы проведения урока, следует помнить тот факт, что психика части учащихся-школьников еще недостаточно подготовлена к длительному выполнению одного и того же вида работы. Особенность школьной лекции состоит в необходимости принятия мер для снижения психической нагрузки с одной стороны, и стимулирования актуализации внимания учащихся в течение длительного времени – с другой. Чтоб не возникало чрезмерного психического утомления, целесообразно планировать лекционное занятие, таким образом, чтобы в ходе урока неоднократно модифицировались виды учебной деятельности школьников, пассивные формы работы сменялись активными. Одним из способов стимулирования внимания обучающихся может служить предложение оцениваемой работы, (письменной, тестовой, графической) с распределенным на время урока заданием. Другой способ – постановка вначале урока ряда проблемных вопросов, ответы на которые учащиеся должны дать по окончании лекции на основе полученных знаний. Несмотря на то, что контроль знаний не является целью урока изучения нового (тем более – лекции), именно система обязательного оценивания деятельности каждого ученика способна обеспечить школьному лекционному занятию гарантированную эффективность.

Имея в виду вышеуказанные особенности организации школьной лекции можно рекомендовать определенные подходы использования электронно-информационных средств объяснения, которые собственно и составляют идею технологии.

При отборе и подготовке компьютерных материалов следует предусмотреть разбиение содержания на логически законченные модули, после отработки которых можно на непродолжительное время занять учащихся иной учебной деятельностью. Рекомендуемое количество лекционных модулей 3-5 на академический час. Ниже приводятся несколько возможных алгоритмов конструирования логических модулей.

Внедрение в урок-лекцию распределенного задания поможет дать оценку успешности каждого учащегося к окончанию занятия. Если выполнение письменных (графических) заданий не предлагается, можно рекомендовать оценивание учебной деятельности, опирающееся на рейтинговый принцип по результатам проводимых в ходе урока бесед.

В организации преподавательской деятельности можно выделить несколько направлений использования компьютера. Самое очевидное и доступное из них – применение возможностей вычислительной машины в качестве личной типографии учителя. По отношению к учащимся такое использование компьютера является опосредованным, однако для педагога владение технологиями малой полиграфии представляется существенным, поскольку значительно облегчает решение ряда организационно-методических задач.

Технология при переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы. Под процессом следует понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализовываться с помощью совокупности различных средств и методов.

Информация является одним из ценнейших ресурсов общества наряду с такими традиционными материальными видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые и другими, а значит, процесс ее переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как технологию.

Информационная технология – процесс, использующий совокупность методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Известно, что, применяя разные технологии к одному и тому же материальному ресурсу, можно получить разные идеи, продукты. То же самое будет справедливо и для технологии переработки информации.

Применение компьютера на разных этапах обучения позволяет довести время активной работы учеников на уроке до 75-80% времени урока, вместо обычных 15-20%. Современные школьники быстрее и с большим интересом усваивают информацию с экрана компьютера, чем со слов учителя.

Наверное, поэтому, к учителям, использующим на своих уроках информационные технологии, наблюдается больший интерес школьников. Такой учитель идет в ногу не только со временем, но и с ребятами. Безусловно, такое движение дает свои плоды, которые благоприятно сказываются на результатах обучения.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2000.

5. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 2004.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с.Талдан Амурской области

ДОКЛАД

Тема: Компьютерные (новые информационные)

технологии обучения

Автор: Бондаренко Марина Владимировна,

учитель истории и обществознания

hello_html_68c5a904.jpg

Компьютерные (новые информационные)

Могущество разума беспредельно.

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Компьютерная технология может осуществляться

в следующих трех вариантах:

как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей,

как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применении компьютера).

Классификационные параметры технологии:

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: приспосабливающаяся + сциентистско-технократическая

По основному фактору развития: социогенная + психогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.

По ориентации на личностные структуры: информационная + операционная (ЗУН + СУД).

По характеру содержания: проникающая, пригодная для любого содержания.

По типу управления познавательной деятельностью: компьютерная

По организационным формам: индивидуальная + система малых групп.

По подходу к ребенку: сотрудничество

По преобладающему .методу: информационная + операционная (ЗУН + СУД), диалогическая + программированное обучение

По направлению модернизации: эффективность организации и управления.

По категории обучаемых: все категории.

1. Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.

2. Подготовка личности «информационного общества

3. Дать ребенку так много учебного материала, как только он может усвоить .

4. Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

• Обучение – это общение ребенка с компьютером.

• Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка.

• Диалоговый характер обучения.

• Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.

• Взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект - объект, субъект – субъект

• Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.

• Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.

• Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения как угодно велики.

Компьютерная технология основывается на использовании некоторой формализованной модели содержания, которое представлено педагогическими программными средствами, записанными в память компьютера, и возможностями телекоммуникационной сети.

1. Базы данных. Под базами данных понимаются технологии ввода, систематизации, хранения и предоставления информации с использованием компьютерной техники. Базы данных могут включать в состав информационного мае сив а различную статистическую, текстовую, графическую и иллюстративную информацию в неограниченном объеме с обязательной ее формализацией (представлением, вводом и выводом в компьютер определенной, характерной для данной системы форме - формате). Для целого ряда традиционно перерабатываемой информации существуют стандартные форматы ее представления, например: библиография, статистические данные, рефераты, обзоры и другие. Систематизация и поиск информации в базе данных осуществляются тремя основными способами.

Иерархическая база данных в качестве классификационной основы использует каталоги и рубрикаторы, т.е. информационно-поисковые языки иерархического типа.

В реляционной базе данных каждой единице информации присваиваются определенные атрибуты (автор, ключевые слова, регион, класс информации, дескриптор тезауруса и т.п.) и ее поиск производится по какому-либо из них или по любой их комбинации.

Статистические базы данных оперируют с числовой информацией, организованной с помощью двухмерной (реже - трехмерной) матрицы, так, что искомая информация находится в системе путем задания ее координат. Статистические базы данных более известны под названием электронные таблицы

Базы данных используются в обучении для оперативного предоставления учителю и учащимся необходимой, не вошедшей в учебники и пособия информации, а как непосредственно в дидактическом процессе, так и в режиме свободного выбора ин фармации самим пользователем (сервисный режим).

2. Базы знаний. Базы знаний представляют собой информационные системы, содержащие замкнутый, не подлежащий дополнению объем информации по данной теме, структурированной таким образом, что каждый ее элемент содержит ссылки :

на другие логически связанные с ним элементы из их общего набора. Ссылки на элементы, не содержащиеся в данной базе знаний, не допускаются. Такая организация информации в базе знаний позволяет учащемуся изучать ее в той логике, которая ему наиболее предпочтительна в данный момент, т.к. он может по своему желанию легко пере структурировать информацию при знакомстве с ней. Привычным библиографическим аналогом базы знаний являются энциклопедии и словари, где в статьях содержатся ссылки на другие статьи этого же издания. Программные продукты, реализующие базы знаний, относятся к классу ШРЕКМЕША (сверхсреда), поскольку они позволяют не только осуществлять свободный выбор пользователем логики ознакомления с информацией, но дают возможность соче­тать тексто графическую информацию со звуком, видео- и кинофрагментами, мультипликацией. Компьютерная техника, способная работать в таком режиме, объединяется интегральным термином МУЛЬТИМЕДИА (многовариантная среда).

Аппаратные средства, наряду с базами знаний позволили создать и использовать в учебном процессе компьютерные имитации, микромиры и на их базе дидактические и развивающие игры, вызывающие особый интерес у детей.

3. Компьютерное тестирование уровня обученности школьника и диагностирование параметров его психофизического развития дополняется использованием экспертных систем — подсистем, осуществляющих сетевые, оценочные процедуры и выдающих результаты с определенной степенью точности.

Эти программные средства применяются в зависимости от учебных целей и ситуаций: в одних случаях необходимо глубже понять потребности учащегося; в других - важен анализ знаний в предметной области; в третьих - основную роль может играть учет психологических принципов обучения.

Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования, включая в него интегрированные курсы, знакомство с историей и методологией науки, с творческими лабораториями великих людей, с мировым уровнем науки, техники, культуры и общественного сознания.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

В функции учителя компьютер представляет:

- источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу);

- наглядное, пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации); ,

- индивидуальное информационное пространство;

- средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:

- средство подготовки текстов, их хранения;

- графопостроитель, графический редактор;

- вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);

Функцию объекта, обучения компьютер выполняет при:

- программировании, обучении компьютера заданным процессам;

- создании программных продуктов

- применении различных информационных сред.

Сотрудничающий коллектив воссоздается компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в Интернете

Досуговая среда организуется с помощью:

- компьютерных игр по сети;

Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции.

- Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).

- Организация внутриклассной активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.).

- Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный «человеческий>> контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальна л :луковые образы.

- Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.

Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии. В структуру содержания компьютерной технологии (компьютерной грамотности) входят:

- знание основных понятий информатики и вычислительной техники;

- знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники;

- знание современных операционных систем и владение их основными командами;

- знание современных операционных оболочек и операционных средств общего назначения и владения их функциями;

- владение хотя бы одним текстовым редактором;

- первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования;

Совершенно уникальные возможности для диалога ребенка с наукой и культурой представляет Всемирная компьютерная сеть Интернет:

- переписка-разговор со сверстниками из всех частей мира;

- привлечение научной и культурной информации из всех банков, музеев, хранилищ мира;

- интерактивное общение, слежение за событиями через международные серверы.

Комбинация компьютерных обучающих программ с телекоммуникационной сетью является разновидностью дистанционного обучения (обучения на расстоянии).

Агапова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994 г.

Вильяме Р. И др. Компьютеры в школе. – М., 1988

Петрусинский В.В. Автоматизированные системы интенсивного обучения. – М., 1989 г.

Шеншева Л.В. Компьютерное обучение: прогресс или регресс?//Педагогика. – 1992-№11.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение любому предмету в школе должно быть организовано так, чтобы ученику было интересно на уроке, чтобы он сам стремился получать новые знания, и учителю не приходилось заставлять его усваивать учебный материал.

Чтобы ученик продуктивно и деятельно работал на уроке, требуется использовать активные методы обучения. Они отличаются от других высокой вовлечённостью в учебный процесс обучающихся, побуждают быть активными, стимулируют мышление, обеспечивают запоминание главного. Нетрадиционные методы, формы занятий позволяют учащимся начальных классов научиться принимать решения в различных ситуациях. Ведь именно на этом этапе можно подготовить учащихся к использованию в учебной деятельности информационных источников, сформировать элементарные умения и приобрести навыки работы с компьютером. А уж его использование открывает большие возможности тогда, когда можно показать то, что на доске не изобразишь и словесно не опишешь. На мой взгляд, это и будет первым шагом учащихся в информационное образовательное пространство.

Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор.

При использовании компьютера в учебном процессе нужно учитывать следующие дидактические возможности:

расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала;

привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;

развитие познавательных способностей учащихся; интегрированное обучение предмету;

развитие мотивации у учащихся.

При этом компьютер может представлять:

источник учебной информации;

наглядное пособие; тренажер;

средство диагностики и контроля.

Содержательные и целенаправленные интегрированные уроки с применением компьютера вносят в привычную структуру школьного обучения новизну и оригинальность и имеют определенное преимущество:

-повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует самообразованию, повышению уровня знаний и воспитанности;

- способствуют формированию целостной научной картины мира:

-систематизируют знания;

- способствуют развитию устной и письменной речи;

- способствуют развитию воображения, памяти, мышления;

- формируют рациональные навыки учебного труда.

Для успешной организации уроков и внеклассных мероприятий с использованием информационных технологий учителю начальной школы надо уметь:

обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих процессоров и редакторов для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, чертежи, схемы, рисунки), чтобы работать с ними на уроке;

создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point и продемонстрировать презентацию на уроке;

использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;

организовать работу с электронным учебником на уроке;

применять учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);

осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям.

Для проведения выступления с использованием мультимедиа презентации компьютер выступает в роли наглядного пособия. Вот его возможности в этой области:

создание ярких слайдов и серии слайдов, которые легко сменяют друг друга с возможностью оперативного их редактирования;

использование разнообразных мультипликационных эффектов;

возможность воспроизведения видео и аудио материалов;

создание интерактивных наглядных пособий, гипертекстов

Презентация предполагает демонстрацию на большом экране в сопровождении автора. Она содержит: наименования разделов выступления и основные тезисы; неподвижные и подвижные иллюстрации. Повышение эффективности учебного процесса происходит за счет следующего:

восприятие учащихся активизируется за счет использования зрения и слуха и выделения главных положений выступления на экран;

запас изобразительного и видео-материала более не ограничен заранее приобретенными школой единицами или заготовленными учителем со значительными затратами плакатами и слайдами;

во время выступления учителя не тратится время на выписывание тезисов или фрагментов текста на доске;

время, затрачиваемое учителем на подготовку выступления близко ко времени, затрачиваемому на подготовку выступления без средств ИКТ. Но при обновлении и переработке выступлений, обращению к предыдущему материалу время на подготовку выступления существенно сокращается;

учащемуся значительно проще говорить в том случае, когда он может опираться на визуальный ряд и отображаемый план выступления.

Таким образом при активном использовании информационных технологий уже в начальной школе успешнее достигаются цели обучения, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, сопоставлять их, выражать свои мысли, логически рассуждать, слушать и понимать устную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решение.

Библиографический список:

Молокова А.В. Информатизация начальной школы (концептуальные положения)/Под. ред. И.М. Бобко, Ю.Г. Молотова – Новосибирск, 2004.

А. В., Молоков Ю. Г. Информационные технологии в традиционной начальной школе // Начальное образование. 2003. №1

Кукушкин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. Ростовна-Дону.2004г.

Фоменко В.Т. Построение процесса обучения на интегрированной основе. Ростов-на-Дону, 1994.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему "Использование компьютерных технологий в образовательном процессе". Содержит теоретические основы и практические рекомендации с учетом собственного опыта работы.

Применение компьютерных технологий в процессе образования и воспитания.

В связи с произошедшей в последние годы глобальной технической революцией, компьютер тесно вошел во все сферы нашей жизни.

Компьютер применяется практически везде: медицина, космонавтика, приборостроение, различные виды промышленности, исследование различных сфер жизни… Образование в этом отношении не является исключением.

Именно в современных условиях применение компьютерных технологий наиболее целесообразно, оно обусловлено и увеличением объема информации, и дефицитом учебного времени, индивидуализацией процесса обучения, воспитания гармоничной личности, адаптированной в современных условиях развития общества.

Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Основными акцентами в целях применения компьютерных технологий являются:

формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей;

дать ребенку так много учебного материала, как только он может усвоить;

формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Компьютер можно использоваться на различных этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды.

Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции:

организация учебного процесса в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль);

организация внутриклассной активизации и координации (расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.);

подготовка различных видов учебного, демонстрационного оборудования, связанного с компьютером, учебно-наглядных пособий и т.п., их связь с предметным содержанием учебного курса.

Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии. В структуру содержания компьютерной грамотности входят:

знание основных понятий информатики и вычислительной техники;

знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники;

знание современных операционных систем и владение их основными командами;

владение хотя бы одним текстовым редактором;

первоначальный опыт использования прикладных программ.

Совершенно уникальные возможности для диалога ребенка с наукой и культурой представляет Всемирная компьютерная сеть – Internet.

Таким образом, обозначим круг заданий, которые можно эффективно реализовать с помощью применения компьютерных технологий:

эффективный мониторинг учебного процесса, который основывается на использовании программно-аппаратных средств определения уровня учебных достижений учащихся. Как правило, основной составляющей такого мониторинга является тестирование учащихся по основным разделам изучаемого материала. Именно этот способ организации деятельности позволит учителю готовить ученика к такой новой форме выходного контроля, как внешнее тестирование. Создание и обработка тестов – процесс трудоемкий и именно компьютер и приходит на помощь учителю. Компьютерные тесты можно найти либо в готовом виде внутри обучающих мультимедийных программ, либо создать самостоятельно с помощью соответствующих программных средств;

создание и использование средств, помогающих обеспечить высокий уровень демонстрационно-методического материала, создание компьютерных динамичных моделей и их рассмотрение, и изучение в соответствующей виртуальной среде. Для реализации этого круга вопросов целесообразно применять имеющиеся соответственные программы, которые можно найти либо через глобальную сеть Internet, либо на лазерных дисках. Так же простейшие демонстрационные модели можно создать самостоятельно в простейших мультимедийных программах (н-р, Power Point, Windows Movie Maker);

разработка и создание исследовательского проекта по теме совместно с учащимися. Эта форма деятельности, как правило, предполагает не только классно-урочную работу учащихся, она подразумевает под собой сбор печатной, устной, компьютерной информации по теме дальнейшую ее компьютерную обработку.

Отдельной темой применения компьютерных технологий в процессе образования и воспитания является использование возможностей Internet. Вот ряд возможностей, которые помогут в реализации этого процесса:

Internet – мощный источник научной информации;

участие в телекоммуникационных проектах; связь с учащимися других школ, независимо от расстояния.

Но, говоря о применении компьютерных технологий, нельзя забывать об одном важнейшем факторе, который каждый учитель должен обязательно учитывать при планировании деятельности учащихся – это соблюдение санитарно-гигиенических норм при работе в компьютерном классе. Ведь именно воспитание здоровой нации и есть одна из основных наших целей.

Читайте также: