Техника на страже здоровья человека доклад

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Краевая научно-практическая конференция “Эврика”

“Влияние современной техники на организм человека”

ученица 7 “А” класса

Вечерняя Людмила Ивановна

I Классификация вреда, наносимого современными техническими устройствами…………………………………………………………………………

§ 2. Вред от мобильного телефона………………………………………….

II Определение зоны риска в МОУ СОШ № 2…………………………………….

§ 2. Вред от мобильного телефона………………………………………….

Список использованной литературы………………………………………………

Приложение I : “Мониторинг социологического опроса” (в графиках)…………

Приложение IV : “Медицинское заключение невролога” (оригинал)……………

У прогресса должен быть и тормозной рычаг”

Юрий Базылев

Гипотеза: т ехнический прогресс движется вперед семимильными шагами. И чем дальше он продвигается, тем больше мы волнуемся: не вредит ли техническое изобилие нашему здоровью?

Уже давно в современном мире была совершена настоящая революция, которая вывела в свет компьютеры, мобильные телефоны, компактные MP 3-плееры и другие технические устройства. Все они были разработаны, чтобы упростить жизнь человека, но со временем люди стали обращать внимание не только на удобства, которые приносят новые технологии, но и на их пагубное влияние на наше здоровье.

Мнения учёных разделились: некоторые утверждают, что даже маленький сотовый телефон, который мы часто носим в кармане, может принести непоправимый вред, другие говорят, что эти слова необоснованны и не имеют под собой ни одного доказательства. Тем не менее, технический прогресс набирает обороты и вот, мы уже живём в мире, где сотовый есть почти у каждого первоклассника, а персональный компьютер можно найти в любом доме. Проблема заключается в том, что, несмотря на предупреждения учёных, у людей нет ни одного яркого примера того самого пагубного воздействия, которое могут оказать некоторые вредные устройства. Поэтому я решила обратить внимание на то, какое влияние оказывает современная техника на организм человека. Исследование было проведено в рамках школы, что делает данную тему особенно актуальной, ведь подавляющим большинством пользователей современных технических устройств являются подростки. На собственном примере я установила, насколько большой вред могут причинить некоторые средства (компьютер, мобильный телефон, МР3-плеер), рассмотрела причины пагубного воздействия и предложила способы решения данной проблемы. Всё это имеет огромное значение как в практическом, так и в научном плане.

Несмотря на давнее существование споров о вреде некоторых технических устройств, на современном этапе данная тема ещё очень мало исследована. Хотя она не является новой, полный анализ до этого сделан не был; также существует очень мало сведений о действительно проведенных опытах.

Цель данной работы – подтвердить или опровергнуть гипотезу о вреде технического изобилия здоровью человека. В процессе достижения поставленной цели появляется ряд задач:

Анализ литературы на данную тему;

Проведение опроса на предмет наличия и частоты использования следующих технически средств: мобильный телефон, компьютер, МР3-плеер;

Установление видов и причин наносимого вреда на организм человека;

Установление величины наносимого вреда на организм человека (опытным путём);

Решение поставленной проблемы.

Объектом исследования в информационном плане являются ученики МОУ СОШ № 2 (1, 3, 5, 7, 9, 11 классы), а в практическом – мой организм. Предмет исследование – влияние некоторых технических средств (компьютер, мобильный телефон, MP 3-плеер ) на организм человека.

Для исследования данной темы я использовала следующие методы:

Практический (установление влияния технических средств на организм человека опытным путём);

Социологический (проведение опроса);

Аналитический (анализ данных опроса и литературы).

Моя научно-исследовательская работа может найти практическое применение на уроках биологии и информатики, в процессе предупреждения учащихся о вреде чрезмерного или ненадлежащего использования вышеуказанных технических устройств.

Преподавателем биологии в МОУ СОШ № 2 Вечерней Людмилой Ивановной, учителем информатики Мирной Марией Ивановной, учителем ОБЖ Перовым Сергеем Георгиевичем, а также психологом Татарко Еленой Борисовной была проведена апробация подготовленных материалов, которая успешно подтвердила целесообразность практического применения данной работы.

I Классификация вреда, наносимого современными техническими устройствами

В настоящее время научная литература предлагает человеку массу информации о разных причинах и видах вреда, который наносят некоторые технические устройства. Самыми распространёнными из них являются: компьютер, мобильный телефон и MP 3-плеер. Обычно перечисленные устройства, если они не бракованны, не несут в себе никакой опасности, но пользователи нарушают нормы и наносят ущерб собственному здоровью.

Проанализировав литературу о вреде компьютера, мобильного телефона и МР3-плеера, а также проведя беседу с невропатологом центральной районной больницы Грошевой Л.Г., я пришла к выводу, что современные СМИ предлагают читателю не только правду, но и большое количество мифов о вреде современных технических устройств, классификацию которых я изобразила в следующих таблицах.

§ 1. Вред от компьютера

Миф или правда

Обоснование

Токсичность

Утомление от шума компьютера – это наблюдаемый факт. Но непонятно что больше влияет на утомляемость: конкретная модель вентилятора или, акустика комнаты.

Радиации в компьютерах нет, так как все её источники жёстко контролируются правительством.

Магнитное излучение

Магнитное излучение компьютера – научно-доказанный факт.

Мерцание изображения

Экран мигает некоторое количество раз ежесекундно. Реальный вред от мерцания недооценивался и недооценивается до сих пор.

Нечёткость изображения

К нечёткому изображению нужно приглядываться. Это основной способ испортить глаза. Но крайне редко авторитетная комиссия о вреде для здоровья монитора с нечётким изображением.

Неудобная конструкция

Ухудшение зрения

Зрение действительно может ухудшиться, но чаще всего из-за нарушения установленных норм, чем из-за некачественности оборудования.

Проблемы опорно-двигательного аппарата

При работе за компьютером действительно возникают проблемы опорно-двигательного аппарата.

Нагрузка на нервную систему

Все существующие вышеперечисленные проблемы в совокупности разрушают нервную систему. Именно из-за этого у человека, работающего за компьютером появляется утомляемость, снижается чувствительность органов, нарушается координация движений и чувств равновесия, а также нарушается давление и появляются спазмы сосудов.

§ 2. Вред от мобильного телефона

Миф или правда

Обоснование

Мобильные телефоны повышают риск развития рака мозга

Несмотря на многочисленные эксперименты, доказать это так и не удалось.

Длительная беседа грозит спазмами сосудов

Спазма сосудов при этом обычно не наблюдается, так как это естественный процесс.

Материалы, из которых сделаны мобильные телефоны, притягивают к себе молнию

Телефоны дают слишком слабый фон, чтобы притянуть к себе молнию, но контакт влажной кожи с металлом во время грозы действительно может стать причиной попадания молнии в человека.

Печать на клавиатуре мобильного телефона грозит пальцам

Слишком активная работа большого пальца при наборе букв может привести к тендиниту – воспалений сухожилий пальцев.

Таким образом, пагубное влияние технических устройств искусственно воссоздано самим человеком. Активный пользователь зачастую нарушает многие инструкции и правила, направленные на обеспечение безопасности при работе с различными техническими средствами.

II Определение зоны риска в МОУ СОШ № 2

Я провела опрос среди учащихся 1, 3, 5, 7, 9, 11 классов, где находятся подростки в возрасте от 7 до 18 лет, и установила, насколько пагубно современные технические устройства влияют на учеников МОУ СОШ № 2.

В опросе участвовали 120 человек (60 – мужского пола, 60 – женского пола). Из 120 человек по 20 – с каждой параллели.

На основании результатов опроса, я составила общее представление о вреде технических устройств и обратила внимание на проблемы каждой возрастной группы.

§ 1. Вред от компьютера

Компьютеризация, в широком смысле этого слова, - процесс внедрения электронно-вычислительной техники во все сферы жизнедеятельности человека. В ХХ I этот термин принимает особое значение. Рассмотрим таблицу, демонстрирующую количество компьютеров на душу населения в мире и в США

Количество компьютеров на 1000 человек

Основываясь на данных, полученных от учеников МОУ СОШ № 2, можно сделать выводы об интенсивности компьютеризации в школе. Если в первом классе из 20-и человек компьютеры имеют только 13 человек, то в третьем – 14, в пятом – 15. Разница составляет всего 5%. Тогда как, начиная с 7-ого класса, когда детям уже есть 12 лет, из 20 человек компьютеры есть у 100%, и это число не падает на протяжении всей школьной жизни. Однако часто при поступлении в институт компьютер, уже имевшийся у ребёнка до этого, так и остаётся дома. При этом процентное соотношение возможных вариантов распределяется следующим образом:

15% забирают компьютер с собой (при этом, у 10% были ноутбуки и только у 5% - ПК);

85% оставляют компьютер дома (только 80% покупают новый), из них:

45% оставляют компьютер, потому что у них есть младшие братья и сёстры;

25% оставляют компьютер, потому что он нужен для работы родителей;

15% заменяют ПК на более компактный и удобный ноутбук.

Тем не менее, количество компьютеров на одного ученика в школе, указывает на то, какова вероятность попадания школьников МОУ СОШ № 2 в зону риска.

В § 1 “Вред компьютера” Главы I о классификации вреда, наносимого техническими устройствами, я затрагивала тему того, что основная причинна пагубного влияние компьютера – несоблюдение установленных правил. Основным принципом исключения пагубного влияния на организм человека является соблюдение временных нормативом.

Принято считать, что оптимальное время работы за компьютером составляет полтора часа. При этом, мало кто знает, что на нормативы времени влияет возраст пользователя, род занятий, качество оборудования, а также правильно расставленная специализированная мебель. Поэтому, проанализировав литературу, я разбила общие нормативы на три варианта, которые зависят, главным образом, от условий работы за компьютером.

Вариант I . Включает в себя стандартные нормы, разработанные Министерством здравоохранения в расчёте на рабочие места, включающие в себя обыкновенную мебель и компьютеры выпуска ранее 1997 года – с устаревшими дисплеями, простым программным обеспечением.

Вариант II . Включает в себя более современные нормы, ориентированные на специализированные и хорошо оборудованные рабочие места. Они предполагают высококонтрастный дисплей, специальную мебель, наличие кондиционера или сплит-системы.

Вариант III . Вариант экстра-класса, который включает в себя новейшее оборудование и обязательное наличие монитора с жидкокристаллическим дисплеем.

Вариант III

Работа на компьютере запрещена

30 минут в неделю

45 мину в неделю

30 минут в неделю

45 минут в неделю

45 минут в неделю

1,5 часа в неделю (не более 45-и минут в день)

2 часа в неделю (не более 1 часа в день)

2 часа в неделю (не более 45 минут в день)

2,5 часа в неделю (не более 1 часа в день)

2,5 часа в неделю (не более 1 часа в день)

4 часа в неделю (не более 1 часа в день)

6 часов в неделю (не более одного часа в день)

11 часов в неделю (не более 1,5 часов в день)

* При этом, детям до трёх лет работать за компьютером и играть в компьютерные игры не рекомендуется, а для детей дошкольного возраста оптимальная норма – 20 минут в неделю.

Учитывая среднестатистические данные результатов опроса МОУ СОШ № 2, я заметила, что в каждом классе нормы времяпрепровождения за компьютером превышены. Но в 3 классе наблюдается аномалия: если мужской пол показал максимальное нарушение норм, то женский превысил нормативы всего на 3 минуты, что является незначительным превышением, поэтому не считается нарушением как таковым.

Огромную роль в вопросе временных нарушений играет время нахождения в непосредственной близости с активным объектом предполагаемого вреда. Согласитесь, ребёнок может не нарушать временные нормативы, указанные выше, так как они рассчитаны только на непосредственную работу с компьютером, но при этом, наносить себе вред. Представлю модель такой ситуации: девочка 16-и лет (находится в 9 классе) в течение часа готовила презентацию в школу, допустив в середине работы пятнадцатиминутный перерыв. После того, как работа была сделана, девочка не выключила компьютер, но начала заниматься другими делами – писала сочинение, решала задачи и т.д. Фактически она не выполняла работу за компьютером более допустимого времени, но, сидя за активной машиной больше часа, девочка также подвергалась всем факторам вреда.

Проанализировав вышеописанное, я сделала вывод, что работа за компьютером и присутствие в непосредственной близости с ним (когда компьютер находится в активном состоянии) – равносильные понятие. То есть, данные таблицы № 5 подходят и под понятие общего времяпрепровождения рядом со включенным компьютером.

Данные соцопроса показали, что ни один ребёнок нашей школы не выполняет вышеописанные нормы. Кроме того, среднестатистический ребёнок 9 класса является активнейшим нарушителем норм, проводя 5 часов (в среднем) около работающего компьютера. Незначительные нарушения наблюдаются в 1 классе.

Кроме физиологических проблем, вызванных нарушением норм и правил, существует целый ряд факторов, влияющих на психику. Вернёмся к § 1 Главы I и рассмотрим проблему нагрузки на нервную систему, которую, в первую очередь вызывает такой фактор, как стресс.

Мы живём в информационном веке. По данным компании “ Comscore ” в 2000 году насчитывалось всего 315 млн. человек Интернет пользователей, а к 2010 году эта отметка превысила уже 1 млрд. Эта же компания приводит другие цифры – только 1/8 часть пользователей “всемирной паутины” хотя бы раз подвергалась атаке вирус или типичных представителей “компьютерных вредителей”.

Проанализировав литературу, я пришла к выводу, что стресс от компьютера можно разделить на следующие основные группы:

Локальные стрессовые факторы (не подразумевает подключение к Интернету, к другим компьютерам):

Страх сделать что-то неправильно и сломать оборудование;

Страх потери информации;

Страх “подцепить” вредоносную программу (вирус, троян и т.п.) при использовании Flash -карты.

Сетевые стрессовые факторы (подразумевает подключение к Интернету, к другим компьютерам):

Страх “подцепить” вирус в сети;

Стать жертвой спам-атаки;

Стать ложным распространителем спама.

Согласно социологическому опросу [см. Приложение I , 5 вопрос], стресс испытывало подавляющее большинство респондентов (46%), 44% не испытывали никакого стресса, не помнят всего10%.

Самым главным симптомом того, что компьютер всё-таки нанёс вред является усталость. Но, несмотря на то, что нормы работы за компьютером нарушает большинство опрошенных школьников, жаловались на усталость только 43%. На первый взгляд число кажется небольшим, так как не составляет большинство, но, если проценты перевести в цифры, то получится, что из 120 человек на усталость от компьютера жаловались 52 ученика.

Учитывая весь вышеизложенный материал, я должна заметить, что ученики нашей школы нуждаются в ограничении времени времяпрепровождения за компьютером. При этом, лишь 59 человек имеют какие-то рамки, среди которых:

- 1 ограничен доктором;

- 2 утверждают, что ограничивают себя сами;

- 56 человек ограничены родителями.

Таким образом, в плане соблюдения норм и правил, связанных с работой за компьютером, ситуация в МОУ СОШ № 2 – удовлетворительная.

§ 2. Вред от мобильного телефона

Несмотря на то, что даже ребёнок знает, что такое сотовый, я дам этому слову научную трактовку. Мобильный телефон – устройство для передачи и приёма звука на расстоянии посредством электрических сигналов. Телефонизация – процесс активного внедрения мобильных аппаратов в общество.

Если количество компьютеров в мире превысило всего лишь 1 млрд. машин, то эксперты насчитывают более 4 млрд. действующих мобильных телефонов. А это значит, что на каждого 2-ого человека приходится по одному работающему сотовому (т.е. исключаются ещё не проданные аппараты), тогда как лишь один компьютер на 4 – 6 человек. Данные моего статистического опроса полностью доказывают этот факт. И хоть в первом классе количество учащихся, имеющих мобильный телефон, превышает количество тех, у кого есть компьютер всего на 5%, то с 3-его класса в школе наблюдается непоколебимая стопроцентная телефонизация.

В настоящее время ни в мире, ни в России не существует никаких норм, ограничивающих время пользования телефоном. Однако мобильный аппарат имеет весьма недолгую историю, а значит, его влияние изучено довольно плохо. Поэтому заботливые мамы верно говорят своим детям не носить устройства в кармане, в свободное время держать его как можно дальше, ни в коем случае не засыпать “в обнимку” с телефоном и даже не заряжать его рядом с собой. Я обратила внимание на то, сколько часов среднестатистический ученик нашей школы пользуется телефон в день и держит его рядом с собой в непосредственной близости и в активном состоянии.

Особо интересной мне показалась ситуация с использованием сотовых телефонов. Формальных норм не нарушают ученики 1-ых и 11-ых классов. Первоклассники просто-напросто не имеют личных мобильных телефонов и боятся наказания родителей или учителей, а одинадцатиклассники утверждают, что они так заняты учёбой, что не могут найти времени на разговоры и переписки. Тем не менее, среднестатистический ученик пользуется мобильным телефоном около 5,5 часов в день. Согласитесь, это невероятное количество времени, особенно, учитывая то, что лишь 31% учащихся ограничен временными рамками.

При таком колоссальном количестве траты времени на пользование мобильным телефоном хотя бы раз усталость чувствовали всего 23% респондентов.

Самой главной доказанной бедой, которую может принести мобильный телефон под своим красивым корпусом – “болезнь большого пальца”. Установлено, что при слишком усиленном нажатие на кнопки большой палец можно даже вывихнуть. При этом, о том, какие проблемы может принести мобильный аппарат, осведомлена лишь небольшая часть учащихся – 35%. Из этих 35% респондентов 11,6% ошибочно предположили, что пользование мобильным телефоном может вызывать образование раковых клеток.

Итак, если рассматривать мобильный телефон, как аппарат ещё не изученный, то общая обстановка в МОУ СОШ № 2 – хорошая, но, если обратить внимание на неформальные нормы и правила, то наша школа всё-таки входит в зону риска.

Отделение восстановительного лечения



В этой кабинке находятся сразу три аппарата, позволяющие проводить различные физиопроцедуры. Справа — аппарат магнитотерапии, имеющий различные индукторы для воздействия на разные части тела. Этот метод применяется, в основном, для лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Слева (с черной шторкой) — аппарат УФО, так называемый лечебный загар, который очень хорош для профилактики и лечения простудных заболеваний. К примеру, он используется для лечения рахита у малышей — к аппарату даже прилагаются специальные резиновые очки самого маленького размера.

Еще один прибор, находящийся в этой кабинке, — так называемый комбайн — можно сказать, предмет гордости физиотерапетов. Он сочетает в себе ультразвук и различные электрические токи.


Еще одна особенность такого комбайна — его интеллектуальность. В зависимости от выставленной программы он сам подсказывает, на какие точки необходимо воздействовать.

Электрические токи используются для снятия болей и стимуляции мышц — например, после снятия гипса. Ультразвук очень хорошо способствует рассасыванию рубцов. Еще одна полезная функция комбайна — возможность применять его для электрофореза.


Одной из разновидностей этого метода ввода лекарства является эндонозальный электрофорез, когда лекарство вводится через носовые ходы, так как впитаться через слизистую ему гораздо проще, чем через кожу. Такой способ применяется, например, при лечении проблем, связанных с сезоном аллергии.









Второй режим — непосредственно лечебный — режим вытяжения. С помощью специальных поясов и грузиков, тракционный стол способствует вытяжению конкретных участков позвоночника или суставов в других частях тела — например, в колене или голеностопе. Подобное лечение назначается, в основном, людям, имеющим ортопедические и неврологические проблемы. Впрочем, учитывая особую роль позвоночника в человеческом организме, тракционный стол находит свое применение и при лечение бронхо-легочных заболеваний и гипертонической болезни.


По соседству с кабинетом тракционной терапии находится массажный кабинет, в котором лечение проводится привычным немеханизированным способом. Его техническое оснащение, в общем-то, стандартно: мягкий массажный стол с регулировкой высоты и стул для массажа воротниковой зоны и головы. Впрочем, в этом деле главное, конечно, не мебель, какой бы удобной и современной она ни была, а руки массажиста.


По сути, это альтернатива хирургическому вмешательству в организм. При этом для пациента процедура не просто безболезненна, а практически незаметна. Эффект же воздействия сохраняется в течение пяти-семи дней, поэтому проходить эту процедуру чаще (а курс лечения обычно состоит из пяти—семи процедур) просто не имеет смысла. Кстати, применять это оборудование из-за силы его воздействия могут только врачи: необходимо точно определить глубину, мощность, а также место, к которому следует приложить аппарат.


Программы стандартные и зависят от заболевания, но, назначая их, врач, разумеется, все равно делает для инструктора пометки о том, на какие упражнения необходимо сделать упор конкретному пациенту. Главная задача инструктора — научить пациента правильному выполнению упражнений, ведь только в этом случае они смогут принести необходимой положительный эффект.

К слову, лечебная физкультура показана не только людям с конкретными физическими проблемами, но и, например, детям с дезадаптацией к окружающей среде. Упорядоченное выполнение движений оказывает серьезное воздействие на центральную нервную систему, помогая ребенку сдерживать свои агрессивные и другие психоэмоциональные реакции.



1. Семенова Н.В., Денисов А.П., Денисова О.А., Кун О.А., Кузюкова А.В. Влияние электромагнитного излучения от сотовых телефонов на здоровье детей и подростков // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 6–4. С. 701–705.

2. Rооsli M., Frei P., Mohler E., Hug K. Systematic review on the health effects of exposure to radiofrequency electromagnetic fields from mobile phone base stations. Bull World Health Organ. 2010. vol. 88. P. 887–896.

3. Kraut R.E., Greenfield P.M., Gross E.F. The Impact of Home Computer Use on Children’s Activities and Development. Children and Computer Technology. 2000 Vol. 10. no. 2. P. 123–144.

5. Мирская Н.Б., Коломенская А.Н., Синякина А.Д. Медико-социальная значимость нарушений и заболеваний костно-мышечной системы детей и подростков (Обзор литературы) // Гигиена и санитария. 2015. № 94 (1). С. 97–104.

6. Latalski M.B.J., Fatyga M., Repko M., Filipovic M., Jarosz M.J, Borowicz K.B., Matuszewski L., Trzpis T. Risk factors of postural defects in children at school age. Ann Agric Environ Med. 2013. Vol. 20. No. 3. P. 583–587.

7. Alrasheed S.H., Naidoo K.S., Clarke-Farr P.C. Prevalence of visual impairment and refractive error in school-aged children in South Darfur State of Sudan. Afr Vision Eye Health. 2016. Vol. 75. P. a355.

Использование новейших научно-технических достижений и мобильных технологий является неотъемлемой составляющей современного школьника. По данным статистики операторов сотовой связи, в настоящее время использование мобильных телефонов составляет более 25 % среди абонентов, которые имеют возраст до 18 лет [1; 2].

Исследования показывают, что молодое поколение ежедневно применяет технологии информационно-коммуникационной направленности с использованием гаджетов. Самыми популярными и распространенными являются мобильный телефон и ноутбук, компьютер и планшет. Усугубляет вредное воздействие электронных систем то, что достаточно часто происходит сочетанное использование гаджетов одновременно.

Неконтролируемое использование гаджетов приводит ко все более частой регистрации разнообразных жалоб не только на функциональные изменения со стороны различных органов и систем, но и на возникновение заболеваний [2; 3].

Правильное формирование костно-мышечного аппарата ребенка и его осанки определяется рядом факторов: формой позвоночника и грудной клетки, взаимным расположением головы, плечевого пояса, пояса верхних и нижних конечностей, а также правильно сформированными навыками тренировки правильной осанки с детских лет. Завершение формирования скелета приходится на период 20–23 года, поэтому в школьном периоде костная система учеников остается несформированной и достаточно эластичной, что приводит к деформации и формированию различных нарушений костно-мышечного аппарата ребенка. Формирование этих навыков приходится на период обучения детей в начальных классах. Современная система образования предусматривает использование школьниками компьютерных программ и пособий, образовательных порталов и электронных библиотек. Наблюдения за динамикой состояния рабочей позы сидя у младших школьников в течение 45 минут показали, что от 55,5 до 59 % времени дети находились в положении с неоптимальной рабочей позой. Именно в это период нагрузка на костно-мышечную систему ребенка велика и при длительном использовании компьютерной техники и электроники может привести к нарушениям рабочей позы и осанки.

Цель исследования: изучить влияние современных гаджетов на здоровье детей.

Материалы и методы исследования

Материалами исследования явились 86 карт истории развития ребенка (форма 112). Документ предназначен для ведения записей наблюдения за развитием и состоянием здоровья ребенка и о его медицинском обслуживании от рождения до 17 лет включительно. Паспортная часть истории развития ребенка содержит также сведения о составе семьи, оценки социального и психологического статуса ребенка. Все остальные записи производятся врачами всех специальностей в порядке текущих наблюдений. При составлении выборки было учтено наличие планового профилактического осмотра школьников узкими специалистами.

В ходе анализа полученной информации учитывались патологии и нозологические формы заболеваний, выявленных как во время профилактических осмотров, так и при внеплановых обращениях к узким специалистам.

Для оценки полученных данных использовали стандартные статистические методы обработки.

Результаты исследования и их обсуждение

При аналитическом исследовании нами были сформированы две группы:

І группа (n = 45) – дети из благополучных семей;

Также среди ІІ группы были отобраны дети, у которых отсутствовало или было сведено к минимуму воздействие современных электронных носителей: планшетов, мобильных телефонов, персональных компьютеров и ноутбуков.

Дети І группы являлись активными пользователями такой современной техники, как мобильные телефоны, планшеты, персональные компьютеры и ноутбуки.

При сравнительном анализе частоты встречаемости офтальмологических диагнозов в группах были выявлены особенности. Так, миопия слабой степени выявлена у 42 (48,8 %) детей: у 23 (51,1 %) детей І группы и у 19 (46,3 %) – обследованных ІІ группы; миопия средней степени диагностирована у 2 детей (4,4 %) І группы, у детей ІІ группы этот диагноз не регистрировался; спазм аккомодации отмечался у 8 (17,8 %) детей І группы, во ІІ группе – только у 1 (2,4 %) ребенка (рис. 1) [2; 3].

Спазм аккомодации статистически достоверно чаще отмечался среди детей I группы, тогда как среди II группы данный диагноз был зафиксирован всего у одного ребенка. Спазм аккомодации является астенопическим состоянием, возникающим в результате длительного сокращения цилиарных мышц. К этиологическим факторам данной патологии, помимо нарушений гигиены зрения, относятся психоэмоциональные расстройства [7]. К таким расстройствам может приводить чрезмерное занятие компьютерными играми, которые способствуют развитию психоэмоциональных всплесков и неврозов у детей и подростков. Это является одним из провоцирующих факторов развития такой патологии, как спазм аккомодации [4; 7].

Как отмечает ряд авторов, в последнее время регистрируется рост ортопедической патологии в виде нарушения осанки и сколиоза [4; 6]. В ходе анализа данных амбулаторных карт нами было выявлено наличие ортопедической патологии у 41 (47,7 %) ребенка. При этом патология опорно-двигательного аппарата регистрировалась у 25 (55,6 %) детей І группы и у 16 (39,0 %) обследованных ІІ группы (рис. 2).

toncev1.tif

Рис. 1. Распределение офтальмологической патологии среди детей І и ІІ групп, %

toncev2.tif

Рис. 2. Распределение ортопедической патологии среди детей І и ІІ групп, %

На основании полученных аналитических данных можно сделать вывод о большем (в 10,5 %) распространении ортопедической патологии среди детей І группы в сравнении со ІІ группой. Это объясняется более продолжительным и частым использованием компьютерной техники и мобильных устройств среди детей данной группы с несоблюдением анатомически правильного положения тела.

При анализе историй развития ребенка (форма 112) нами было установлено, что у 60 (69,8 %) детей имеется ЛОР-патология: среди детей І группы – у 33 (73,3 %) исследованных, у детей ІІ группы – у 27 (65,8 %).

Таким образом, статистически значимых различий по распространенности ЛОР-патологий между группами выявлено не было. Это указывает на то, что использование мобильных устройств, гаджетов и компьютерной техники детьми не имеет явно выраженной взаимосвязи с возникновением ЛОР-патологии [2; 3].

1. Данные, полученные в ходе исследования, позволили установить, что негативное воздействие современных гаджетов, компьютерной техники и телевизоров отражается на состоянии здоровья детей.

2. Наиболее распространена офтальмологическая патология, которая была выявлена у 61,6 % исследованных, и ортопедическая патология, составляющая 47,7 % от общего количества детей.

4. Отмечается более высокая частота встречаемости ортопедической патологии среди детей из благополучных семей.

7. Полученные результаты необходимо учитывать при разработке мероприятий, направленных на формирование установок здорового образа жизни среди школьников.

8. Данная проблема должна решаться с участием врачей педиатров, ортопедов, офтальмологов, гигиенистов, так как профилактика и санитарно-гигиенические условия воспитания и соблюдение гигиенических норм играют решающую роль в правильном развитии и здоровье каждого ребенка.

9. Использование мобильных устройств, гаджетов и компьютерной техники детьми не имеет явно выраженной взаимосвязи с возникновением ЛОР-патологии, так как статистически значимых отличий между группами по оториноларингологической патологии выявлено не было.

Мобильные телефоны, ноутбуки и СВЧ-печи – источники электромагнитного излучения. Какой вред они могут нанести вашему здоровью, и как защитить себя от ЭМ-излучения, рассказывает наш эксперт Александр Кукса.

Содержание

О том, какого мнения современная наука придерживается относительно влияние электромагнитного излучения на организм человека и какие приборы являются самыми значимыми источниками такого излучения, рассказывает

Алексей Кукса

Самыми значимыми источниками электромагнитного поля являются те приборы, которыми мы пользуемся чаще всего и которые располагаются к нам ближе всего. Это:

  • мобильные телефоны
  • персональные компьютеры (и ноутбуки, и планшеты, и стационарные компьютеры)
  • из бытовой техники вне конкуренции СВЧ-печи

Устройства связи дают электромагнитное поле в момент приёма/передачи информации, а из-за того, что они расположены к нам на минимальном расстоянии (например, мобильный телефон находится вообще вплотную к голове), то и значения плотности потока ЭМ поля будет максимальным.

Как правило, чем мощнее потребитель тока, чем он ближе к нам расположен, чем дольше он на нас воздействует и чем менее защищён (экранирован), тем сильнее будут проявляться негативные последствия. Потому что интенсивность излучения от каждого конкретного источника тоже будет разная.

Негативное влияние на организм человека

Чем дольше мы находимся в электромагнитном поле, тем больше шансы на появление каких-либо последствий. Опасность в том, что без специального оборудования, мы никогда и не узнаем, подвергаемся ли мы прямо сейчас воздействию ЭМ-поля или нет. Разве что совсем в критических ситуациях, когда уже и волосы от статических зарядов начинают шевелиться.

Воздействие ЭМ полей может вызывать:

  • головокружения
  • головные боли
  • бессонницу
  • усталость
  • ухудшение концентрации внимания
  • депрессивное состояние
  • повышенную возбудимость
  • раздражительность
  • резкие перепады настроения
  • сильные скачки АД
  • слабость
  • нарушения работы сердечной мышцы
  • ухудшение проводимости миокарда
  • аритмию

Опасность заключается ещё и в том, что заметив у себя любой из описанных выше признаков, человек станет подозревать всё что угодно, но не электромагнитные поля, вызванные, например, скрытой проводкой, идущей вдоль спального места.

Правила безопасности при воздействии электромагнитного излучения на организм человека

Самая качественная защита от ЭМ излучения – это расстояние.

Плотность излучения с расстоянием падает в разы. У каждого источника достаточно ограниченный радиус действия полей, поэтому правильное планирование мест для отдыха/досуга, работы и сна уже залог Вашего здоровья, однако, не стоит забывать и про то, что любой обесточенный источник ЭМ-полей перестаёт таковым являться.

Поэтому не забывайте выключать из сети неиспользуемые приборы, не располагайте рядом с головой мощные источники ЭМИ, следите за состоянием бытовой техники и читайте инструкции по правильной эксплуатации бытовых приборов.

Чем электроника дороже - тем она безопаснее?

Однако стоит учитывать то, что это касается только новой техники, не подвергавшейся физическому воздействию, ремонтам, при правильной эксплуатации, расположении и прочее. Если хоть что-то было нарушено, то интенсивность излучения может измениться в разы.

Какое мнение сейчас принято по данному вопросу в научном сообществе?

Вред электромагнитного излучения для здоровья человека никем не отрицается. Но споры и обсуждения продолжаются касательно предельно допустимых уровней, так как провести однозначно линию, разграничивающую вред и пользу для организма, очень тяжело. В конце концов, есть и лечебные источники ЭМ-полей и диагностическое оборудование.

Читайте также: