Театральное искусство кбр доклад

Обновлено: 18.05.2024

С установлением советской власти даже в самых отдалённых селениях нашей республики начали появляться коллективы агитационной самодеятельности, которые осуществляли постановку пьес революционного содержания из современной и прошлой жизни на родных языках. Пропагандировали новый строй, высмеивали – как могли – старый. И прошло немало лет, прежде чем для пополнения профессиональными артистами существовавшего к тому моменту самодеятельного театра при Ленинском учебном городке по решению Президиума облисполкома в 1935 году была направлена на учёбу в ГИТИС балкарская молодёжь.

В январе 1937 года вышло постановление Президиума облисполкома о создании Областного театра – эту дату и принято считать точкой отсчёта работы балкарской труппы. Тем временем открытия колхозно-совхозного театра без статуса профессионального добивается Касым Акаев, окончивший факультет администраторов при ГИТИСе имени А.В. Луначарского в ноябре

В 1940 году после окончания учёбы в ГИТИСе на родину возвращается уже профессиональная театральная труппа. Среди первых профессионалов были:

  • народный артист РСФСР Магомед Кучуков
  • заслуженная артистка КБАССР Абидат Биттирова
  • заслуженная артистка КБАССР Зоя Махиева
  • заслуженная артистка КБАССР Шарифа Кучмезова
  • артисты Исмаил Рахаев, Ахмат Кудаев, Омар Балаев и другие.

Руководителем их в период учёбы был народный артист СССР И.Я. Судаков.

С марта 1944-го по 1957 г. театр прекратил своё существование в связи с депортацией балкарского народа в Среднюю Азию.

В 1963 г. под руководством народной артистки СССР, лауреата Ленинской и Сталинской премий Веры Пашенной успешно заканчивает учёбу вторая балкарская студия при театральном училище имени М.С. Щепкина. Выпускниками этой студии были :

  • заслуженный артист РСФСР и КБАССР Хамид Юсупов
  • заслуженный артист РФ и КБР Зейтун Ахматов
  • заслуженный артист РФ Исмаил Баразбиев
  • народный артист КБАССР и РИ Борис Кулиев
  • заслуженная артистка КБАССР Ольга Будаева
  • заслуженная артистка КБАССР Элизат Кулиева
  • артисты Раиса Энеева ,Нина Созаева, Абдин Байчекуев, Владимир Зумакулов, Зоя Мамсурова, Тахир Шаваев, Жамал Энеев, Лейля Отарова,Алексей Мокаев.

Эти и последующие годы являются расцветом балкарского театрального искусства. Г.В. Моисеев умело руководил коллективом, вдумчиво подбирал репертуар. На смену ему пришёл талантливый, эрудированный актёр и режиссёр Борис Хаджимусаевич Кулиев – любимый ученик А.Эфроса.

С 1972 по 1977 год пройдя учёбу в ГИТИСе имени А.В. Луначарского, в театр вливается третье поколение балкарских актёров. Художественным руководителем курса был народный артист РСФСР, профессор В. Ф. Дудин. Выпускниками этой студии были:

  • народный артист КБР Ахмат Бачиев
  • заслуженный артист КБР Анатолий Тетуев
  • заслуженный артист КБР Кемал Мамучиев
  • заслуженный артист КБР Тахир Жулабов
  • заслуженный артист КЧР и КБР Султан Мирзоев
  • заслуженная артистка КЧР и КБР Раузат Текуева
  • заслуженный артист КБР Орусбий Шаваев
  • заслуженный деятель искусств КБР, лауреат Госпремии КБР, ныне главный режиссёр театра Магомед Атмурзаев.

С 31 января 1990 г. приказом Министерства культуры КБАССР Кабардино-Балкарский госдрамтеатр имени Али Шогенцукова подлежит реорганизации, создаются два самостоятельных театра – Кабардинский государственный театр имени Али Шогенцукова и Балкарский государственный драматический театр имени Кайсына Кулиева.

В 1991 году под руководством народного артиста РФ, профессора П.О. Хомского закончила учёбу в
ГИТИСе четвёртая балкарская студия. Выпускниками её стали :

  • заслуженный артист КБР и КЧП, народный артист РИ Мажит Жангуразов
  • заслуженная артистка КБР и КЧР, народная артистка РИ Фатима Мамаева (Жангуразова)
  • лауреат Госпремии КБР, заслуженная артистка КБР Марьям Созаева
  • лауреат Госпремии КБР, заслуженный артист КЧР Расул Атмурзаев
  • заслуженный артист РИ и КБР Александр Бачиев
  • заслуженная артистка КБР Людмила Бечелова
  • заслуженная артистка КБР Асият Жабелова (Атмурзаева)
  • заслуженный артист КБР Хаждаут Бичиев
  • артисты Танзиля Богатырёва, Ахмат Мисиров, Асият Саракуева.

Начиная с 1996 г. театр пополняется новыми, молодыми актёрами, выпускниками Северо-Кавказского государственного института искусств, подготовили которых Борис Кулиев и Басир Шибзухов. Это:

  • заслуженный артист КБР Зулкарний Тохаев
  • лауреат Госпремии КБР Галима Тапасханова
  • Жамал Мисиров
  • Фатима Доттуева
  • Аубекир Мизиев
  • Халимат Алтуева
  • Заур Бегиев
  • Аскер Сарбашев.

Театр принимает самое активное участие в театральных фестивалях и периодически выезжает в гастрольные туры.

Этим летом завершился набор балкарской студии в Театральный институт им.Б. Щукина, который проходил в течение полутора лет при поддержке Министерства культуры КБР. Заслуга в получении целевых мест целиком принадлежит директору театра М. Жангуразову, который шёл к осуществлению этого проекта в течение четырёх лет. И теперь одиннадцать юношей и девушек отправляются в один из лучших театральных вузов страны обучаться профессии. Марат Джаппуев и Мухаммат Жашуев из Тырныауза, Шахым Байдаев из Терскола, нальчане Муса Жангуразов и Алихан Глашев, Малика Атабиева (Кенже), Светлана Байтуганова (Нижний Чегем), Арафат Гогуев (Кичмалка), Амина Джаттоева и Марат Апаев из Карачаево-Черкесии, Бурлият Ибавова из Дагестана – все они по окончании обучения вольются в труппу Балкарского театра. На заключительный конкурсный отбор в Нальчик приезжали сотрудники Театрального института им. Б. Щукина. Именитые преподаватели дали высокую оценку актёрскому дарованию молодых людей, которые были отобраны из большого числа претендентов.
Сейчас в театре работают четыре поколения артистов. На сегодняшний день в репертуар театра входят такие спектакли, как

При большевиках в республике появились первые драматические кружки и группы самодеятельности. Необходимо было не только организовывать театральные учреждения, но и знакомить население с новым для них видом искусства и прививать интерес к нему. На существующие сложности накладывался недостаток средств и отсутствие в республике профессиональных актеров и преподавателей. Одно время сюда свозили артистов из других регионов для выступлений перед трудящимися.

В 1930 году в Нальчике на базе Дома работников искусств открыли первый любительский театр – Драматический театр профсоюзов, который впоследствии был преобразован в Театр рабочей молодежи. Играли в нем рабочие местных предприятий – днем трудились у станка, а ночью репетировали на сцене. Регулярной зарплаты у актеров не было, вся деятельность проходила на добровольных началах и на самоокупаемости. Но у населения спектакли имели успех, а труппа часто устраивала выездные постановки.

Три года спустя в Ленинском учебном городке организовали областную студию национального искусства, где готовили актеров театра. Однако создать профессиональную труппу так и не смогли. Понимая необходимость создания профессионального, постоянного действующего культурного учреждения, в 1936 году республиканские власти выделили средства и создали Русский драматический театр. Под его начало перешли здания и имущество Межсоюзного клуба профобъединений. В труппу вошло 80 человек во главе с Михаилом Смоленским – первым директором.

Важную роль в развитии кабардинского театра сыграло открытие национальной студии при ГИТИСе. Ее выпускники образовали костяк коллектива созданного в 1937 году Кабардинского колхозно-совхозного театра. А годом позже был открыт Кабардинский драматический театр, куда и перешла вся труппа. За десятилетия существования здесь поставили спектакли по произведениям М. Шолохова, З. Аксирова, А. Островского, Н. Гоголя, Б. Утижева, М. Булгакова. Театральная труппа успешно выступала на родной сцене и гастролировала по городам СССР, Турции, США и других стран.

С началом Великой Отечественной войны из Москвы в Нальчик эвакуировали многих деятелей искусства, были среди них В. Немирович-Данченко, В. Качалов и другие члены труппы МХАТа. Они консультировали местные коллективы, помогали в постановках. После войны Русский и Кабардинский театры объединились, туда же вошла балкарская труппа.

В настоящее время в КБР работает несколько крупных государственных театров, включая Русский драмтеатр им. Горького, Кабардинский театр им. Али Шогенцукова, Балкарский театр им. Кайсына Кулиева и Музыкальный театр.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Музыкальный театр КБР Подготовила: учитель начальных классов Зуфарова С.Н.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Музыкальный театр КБР Подготовила: учитель начальных классов Зуфарова С.Н.

Музыкальный театр КБР Подготовила: учитель начальных классов Зуфарова С.Н.


Биография КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР Открылся 28 февраля 1968 год.


Труппа театра окончательно сформировалась в 1969 году, после возвращения выпу.

Труппа театра окончательно сформировалась в 1969 году, после возвращения выпускников Московской, Ленинградской, Саратовской консерваторий, а также выпускников ГИТИСа со спектаклем "Севастопольский вальс" на музыку К. Листова. В театре работали режиссеры Ю. Хмельницкий, Леонид Эркенов, Султан Теуважев, Н. Кузнецов, Анатолий Шереужев, Римма Темрокова, дирижеры А. Шахгалдян, А. Супер, Б. Темирканов, Н. Шабатуков, Л. Бекулов, М. Попов, И. Щербаков, художники М. Мурзин, И. Фаюткин, С. Мальцов, В. Захохов, В. Шхацев, балетмейстеры Анатолий Проценко, Б. Губжоков, А. Абидов, Р. Хакулова. Гастролировал в Ереване, Ростове-на-Дону, Харькове, Новочеркасске, Таганроге, Тернополе, Виннице, Новгороде, Пскове, Тамбове, Липецке, Калуге, Смоленске, Астрахани, Луганске, Армавире, Майкопе, Черкесске, Пятигорске, Владикавказе, Махачкале и др.


На сцене Государственного Музыкального театра с момента открытия выступали за.

На сцене Государственного Музыкального театра с момента открытия выступали замечательные певцы Вера Куашева, Ахмед Пачев, Исмаил Жанатаев, Владимир Барагунов, Мухамедин Жилоков, Галина Таукенова, Хасан Добагов, Светлана Богатыжева. Позднее пришли в театр Майя Бесчокова, Каншоуби Котов, Альберт Хупсергенов, Асланби Щекихачев, Мухадин Батыров, Марьяна Даова, Али Ташло, Асият Черкесова, Лиуан Емкужев и другие. Надо отметить и то, что Музыкальный театр со дня открытия имел и: имеет хорошо подготовленных вокалистов, которые в состоянии исполнить самые сложные музыкально-сценические произведения.

Певец (бас). Заслуженный артист Кабардино-Балкарской АССР. Заслуженный арти.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РУССКОГО ДРАМТЕАТРА ИМ. М. ГОРЬКОГО Появлению профессионального театрального искусства в Кабардино-Балкарии предшествовала большая культурно-просветительная работа, которую в 20-30-е годы прошлого столетия активно проводила на местах молодая советская власть.

Отсутствие необходимых средств на создание постоянно действующего театра частично компенсировалась художественной работой через самодеятельные драматические кружки, студии, агитбригады и т.д., объединявшие в себе как драматических артистов, так и любителей сценического искусства.

Первые драмкружки появились в 1921-1924 гг. Значительную роль в развитие театрального искусства в те годы сыграл Ленинский учебный городок (ЛУГ), в котором наряду с различными постоянно действующими кружками художественной самодеятельности успешно работал и драматический.

Летом 1933 г. в Нальчике была организована театральная студия. В ней постигали азы театрального искусства не только русская, но кабардинская и балкарская молодёжь, имена которых впоследствии стали гордостью национального драматического искусства. Руководителем драматической группы студии стал опытный педагог-режиссёр Н.Шевченко.

На фоне активного социалистического строительства почти во всех сферах народного хозяйства, а также роста численности рабочих и служащих, как из числа местного населения, так и прибывающих для трудоустройства в республику извне, остро ощущалась потребность в создании государственных профессиональных коллективов в культуре, в частности, в области театрального искусства. Отсутствие своего постоянного русского драмтеатра, не говоря уже о национальных драмтеатрах в республике, было очевидным для каждого. Тем более, что в большинстве национальных республик и областей Союза уже были свои постоянные русские и национальные театры. В итоге специальным постановлением президиума исполкома № 113 от 13 августа 1936 г. решено открыть в Нальчике первый профессиональный постоянно действующий театр. Им стал Русский драматический театр. Для его создания из местного бюджета выделялись ассигнования на содержание театра русской драмы.

Согласно договорённости с областным советом профсоюзов (ОСПС) в ведение театра передавались все здания, занимаемые Межсоюзным клубом профессиональных объединений, со всем необходимым имуществом и театральным инвентарём. Общий состав театра был определён в 80 человек. Директором был назначен Михаил Абрамович Смоленский, энергичный человек, хороший организатор и знаток театрального дела. По плану открытие намечалось на 1 октября, но помешали организационные неполадки и государственный Русский драматический театр впервые поднял занавес 1 ноября 1936 года.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. внесла свои коррективы в налаженную и уверенно развивающуюся жизнь советской Кабардино-Балкарии. В августе 1941 г. из Москвы в Нальчик была эвакуирована большая группа выдающихся деятелей литературы и искусства. Среди них старейшие работники Московского художественного академического театра В.И. Немирович-Данченко, В.И. Качалов, О.Л. Книппер-Чехова, М.М. Климов, И.М. Москвин, А.К. Тарасова, М.М. Тарханов, В.Н. Рыжова и др.

В первые годы войны театры продолжали свою работу до самых последних дней, вплоть до октября 1942 г., когда вся территория Кабардино-Балкарии была оккупирована немецко-фашистскими войсками.

Из старого актёрского состава в труппе русского драмтеатра остались только два актёра. Постепенно коллектив театра пополнялся новыми артистами. Из разных городов Советского Союза в Нальчик съезжались актёры: из Новосибирска приехала Матвеева, Саркисова и Ипатов из Щербакова, художник Васютин из Севастополя и др.

Несмотря на трудности военного и послевоенного времени театральная жизнь Нальчика хоть и тяжело, но постепенно налаживалась. Репертуарный список постановок Русского драмтеатра зимнего сезона 1945-1946 гг. включал в себя 15 пьес российских и зарубежных драматургов, таких как:

На тот период труппа состояла из 29 человек: 14 артисток и 25 артистов, среди которых заслуженная артистка Грузинской ССР Дальская А.А., заслуженные артисты РСФСР Якушев К.И. и Судьбинин С.М., заслуженные артисты КБАССР Кручинина-Валуа В.Ф., Новиков Г.И. Художественное руководство осуществлял Рахманов А.Д., главным художником был Васютин В.М.

В список объектов, включённых в план 1945 г. входило восстановление здание кинотеатра под драмтеатр г. Нальчика мощностью 500 мест.

Первоначально здание драмтеатра проектировалось под малые формы. Объём здания определялся в 8.000 м.куб., предусматривалось печное отопление, асфальтовые полы. В процессе строительства было решено строить здание с расчётом размещения в нём двух театров: Кабардинского и Русского. В соответствии с новым проектом объём здания увеличился до 12.000 м. куб., отопление стало центральным, а полы паркетными. Многие нальчане добровольно участвовали в строительных работах: комсомольцы, школьники, рабочие и служащие.

В 1946 году открылся новый городской драматический театр, который имел хорошо оформленный в архитектурном отношении 500-местный зрительный зал с мягкой мебелью, три фойе, вестибюль, частично механизированную сцену, электротехническое оборудование, центральное отопление, водопровод.

В 1949 году, Советом Министров Кабардинской АССР было вынесено решение о слиянии театров Русского и Кабардинского в части административного управления Весной 1968 г. Государственному театру русской драмы КБАССР было присвоено имя А.М.Горького. В том же году коллектив Русского драмтеатра переехал в новое здание Государственного музыкального театра и по сей день находится там же.

Большой вклад в развитие Русского драмтеатра им. М.Горького внесли режиссеры: М.Г. Гнедич, Б.К. Поздняков, М.М. Толчинский, Л.Х. Эркенов, С.А.Теуважев, Б.Х. Кулиев. Долгое время театром плодотворно руководил народный артист РСФСР А.С. Яралов. В советское время на сцене Русского драмтеатра им. М.Горького играли ведущие мастера театров страны: Е.Леонов, В.Лановой, В.Зельдин, Л.Чурсина, Вицин, А.Петренко, А.Папанов, Н. Караченцев, С. Кузьменко.

Руководство театром осуществляют – директор театра Ф.М. Николаева, главный режиссёр С.А. Теуважев Заслуженный деятель искусств РФ, КБР, Лауреат государственной премии КБР.

Читайте также: