Татары в самарской области доклад

Обновлено: 30.06.2024


Прошлое и настоящее татарской нации.

Татары – вторая по численности этническая группа в Самарской области. И их же считают коренными жителями всего Волго-Уральского региона. Еще в конце I тысячелетия предки татар – булгары создали первое в Восточной Европе государство – Волжско-Камскую Булгарию, а в начале Х века приняли ислам в качестве официальной религии. О происхождении и истории татарской нации, о том, как жили татары на территории нынешней Самарской области, нам рассказал самарский историк, краевед Шамиль Галимов.

ОТ БУЛГАР ДО ТАТАР

– Как свидетельствуют археологические раскопки, первые поселения волжских булгар относятся к концу первого тысячелетия, – рассказывает Шамиль Хайдарович. – Самое крупное из них расположено, кстати, на Самарской Луке. В ХХ веке его назвали Муромский городок. Исследования археологов доказали, что в городке жили не менее 10 тысяч человек, а площадь его составляла 150 гектаров. Это был важный ремесленный центр, о чем свидетельствуют следы металлургического, медеплавильного, ювелирного, гончарного, косторезного, деревообрабатывающего производства.

В 30-е годы XIII века, после завоеваний хана Батыя, Средняя Волга стала самым северным улусом, то есть провинцией Золотой Орды. С эпохой этого государства, оказавшего огромное влияние на судьбы государств и народов Евразии, связаны важнейшие этапы формирования сразу нескольких современных этносов - татарского, башкирского, казахского, ногайского и некоторых других.

К середине XVI века многолетняя борьба Московской Руси и Казанского ханства за сферы влияния окончилась победой более сильного и пассионарного Русского государства.

– Как проходило расселение татарского народа на территории нынешней Самарской области?

На территории нынешней Самарской области и Средневолжского региона предки современных татар жили с конца первого тысячелетия. В советские годы в нашей области выявили более ста исторических памятников, относящихся к эпохе Волжско-Камской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства. Наиболее старинные и дошедшие до наших дней татарские земледельческие поселения находятся в нынешнем Камышлинском районе. Это села Татарский Байтуган, основанное в 1553 году, и Камышла - в 1560 году. По некоторым данным, примерно в то же время было основано село Теплый Стан. В 1610-е годы возникло Алькино, а в первой четверти XVIII века – Денискино.

Заселение этих районов татарами началось одновременно со строительством Закамской (1652 – 1656 и Новозакамской (1732 – 1735) оборонительных линий. Из-под Казани и Симбирска на присоединенных землях были поселены казанские татары и татары-мишари, обязанные нести военную службу.

Во время царствования Екатерины Второй начался очередной этап освоения пустующих земель в Симбирско-Самарском Заволжье. В это время началась массовая миграция татар и других народов на левый берег Волги. Абсолютное большинство татарских сел северных районов Самарской области были основаны в период XVIII - XIX веков.

НАША СПРАВКА
  • Татарский язык относится к кыпчакской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков и делится на четыре диалекта - на западный (мишарский), средний (казано-татарский), восточный (сибиро-татарский) и крымско-татарский.
  • Большинство верующих татар – мусульмане-сунниты
  • Татары делятся на несколько этнотерриториальных групп: татары волго-уральские, сибирские, астраханские, кряшены, крымские. В этнографическом отношении среди татар самарского Поволжья преобладают татары-мишари, есть также казанские татары. Село Назаровка в Клявлинском районе является местом компактного проживания кряшен – крещеных татар.
ТАТАРЫ В ГОРОДЕ

Заметное оживление в татарской общественной жизни в Самаре наблюдается в середине XIX века. Это во многом было связано со строительством мечети на улице Саратовской (ныне Фрунзе) в 1844 году. А в 1891 году симбирский фабрикант Темирбулат Акчурин купил дом на улице Казанской (ныне Алексея Толстого) и на свои средства построил вторую мечеть.

Третья мечеть в Самаре – Соборная – появилась в 1912 году на Оренбургском спуске (ныне Чкаловский спуск). Председателем попечительского совета по ее строительству был купец первой гильдии и домовладелец Махмут Баишев. Вскоре он был избран гласным Самарской городской Думы, принимал активное участие в строительстве и пуске в феврале 1915 года самарского трамвая.

В советский период большинство мечетей было закрыто, остались они лишь в отдельных селах. И только в декабре 1967 года Куйбышевский горисполком разрешил религиозному обществу мусульман оборудовать молельный дом, который в 1985 году был переоборудован под мечеть и установлен минарет.

В конце 80-х годов XIX века при мечети на улице Казанской начали работать мектеб (школа для детей) и медресе (училище для подготовки духовных служителей). С 1907-го по 1913 год в Самаре действовало татарское мусульманское общество, благодаря которому была открыта библиотека, а также две русско-татарские школы. Общее количество учащихся в них составляло 160 человек.

В конце 20-х годов в Самаре по инициативе национального отдела губернского комитета ВКП(б) возник клуб национальных меньшинств, при котором активно работало татарское отделение.

Оно сыграло большую роль в объединении татарской молодежи. Юноши и девушки ставили спектакли, проводили вечера, встречи с поэтами, писателями.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ
  • По данным переписи 2010 года, татар в Самарской области проживало 126 тысяч 152, что составляло 4,1 процента от общей численности населения страны. Более половины татарского населения в настоящее время живет в городах
  • На сегодняшний день в Самарской губернии действуют свыше девяноста мечетей и молельных комнат и два медресе. В 1994 году было создано Духовное управление мусульман Самарской области, которое в настоящее время возглавляет Талип-хазрат Яруллин.
КУЛЬТУРА И СОВРЕМЕННОСТЬ

– Какие татарские национально-культурные объединения существуют в Самарской области сейчас?

– Что для вас лично значит быть татарином?

– Это чувство гордости, потому что мы древний народ, с древними традициями государственности, ведь еще в конце первого тысячелетия существовало наше государство Волжско-Камская Булгария. Это чувство причастности к богатой многовековой культуре, поскольку у предков татар еще со средних веков были ученые, астрономы, писатели, поэты. Это принадлежность к исламской религии, которая пришла к нам в начале X века, к языку, к национальным и духовным традициям наших предков.

Необходимо отметить и то, что даже в тех татарских селах, которые уже исчезли с лица земли, кладбища и сегодня содержатся в образцовом порядке. Бывшие жители села приезжают туда, устраивают субботники, поправляют заборы, красят, ухаживают за могилами родных. И на этих кладбищах до сих пор хоронят, даже если человек родился в этом селе, а жил последние годы, скажем, в Самаре. Такова традиция.

Самарская область расположена на берегу великой русской реки Волги. На огромной территории проживает более трех миллионов человек. Народы, живущие в Самарской области, несмотря на различия в верованиях, образе жизни и традициях, живут очень дружно. Здесь насчитывается более ста различных национальностей.

народы самарской области

Для того чтобы каждому человеку, несмотря на принадлежность к определенной народности, жилось хорошо, в области проводится ряд мероприятий. Они направлены на возрождение культурных традиций. С уважительного и бережного отношения к истории разных народов начинается уважение к истории и традициям своей страны. Какие народы населяют Самарскую область? Что мы знаем об их традициях? Какие проводятся мероприятия для того, чтобы народы Самарской области жили в дружбе и согласии? Какие костюмы они носят по праздникам и в будни?

Разнообразие национальностей и народностей Самарской области

На первом месте по числу проживающих здесь людей идут русские. Они переселялись в районы Поволжья из разных городов России: Москвы, Пензы, Тамбова. Основным занятием становилось земледелие, животноводство и огородничество. Религия - христианство. Жили русские в избах, которые строились из дерева или кирпича.

На втором - татары, первые из них появились здесь ещё в 16 веке. Большая часть из них исповедует исламскую религию. На территории Самарской области построены мечети. У татар принято ярко раскрашивать свои жилища, на внутренние стены вешать полотенца, разноцветные коврики. Какие еще народы населяют Самарскую область?

Чуваши. Они заселялись сюда с конца 17 века. Занимались разведением животных: овец, свиней, лошадей. Первые упоминания о мордве относятся к 14 веку. Цыгане появились в Самарской области намного позже. В середине 19 века вышел закон, который запрещал кочевать этому народу и призывал его жить там, где он находится. Среди народа, населяющего Самарскую область есть калмыки, казахи, евреи, немцы, поляки, марийцы, латыши, эстонцы и многие другие.

народы населяющие самарскую область

Интересные факты

  • У мордвы до начала 20 века существовали большие семьи, которые насчитывали до 40 человек. Мужчина имел право жениться несколько раз, все его жены жили одной семьей.
  • Любимое национальное блюдо чувашей - шартан. Так называется колбаса, которую готовят из овечьего желудка, начинкой для него служит мясо и сало.
  • У чувашей младший сын остается всегда жить с родителями, эта традиция сохранилась и в наши дни. Также она наблюдается и у русских.
  • Русские женщины рожали в бане, считалось что так никакая беда в дом не войдет. Только повитуха могла находиться с будущей матерью. Отцу давали съесть что-нибудь горькое: соль, укус, горчицу. Этим действием он как будто принимал часть боли на себя.
  • Национальный напиток башкир - кумыс - очень понравился писателю Льву Николаевичу Толстому.

традиции народов самарской области

Возрождение культурных традиций

Для того чтобы все народы Самарской области находились в равных правах, руководство предпринимает следующие шаги:

  • Открываются национальные школы и классы, в которых преподавание идет не только на русском языке, но и на татарском, узбекском, мордовском и других.
  • Уважительное отношение к различным религиям и верованиям. Каждый человек имеет право сам решать и выбирать, во что верить. В Самаре построены мечеть, костел и кирха.
  • Огромную работу по возрождению народных традиций и сближению наций проводит Центр народного творчества. По его инициативе и поддержке проходят: смотры творчества, фольклорные праздники, которые организуют народы, населяющие Самарскую область. Как правило, на них присутствует большое количество людей.

какие народы населяют самарскую область

Традиции народов Самарской области

Многие из них связаны с важными событиями в жизни каждого человека: свадьбой, рождением ребёнка, семейными обрядами. В этих традициях много общего. Свадьба делится на несколько этапов. Подготовка к ней, само торжество и последующий период. У всех народов свадьба начинается со сватовства. Жених с родителями идут в дом невесты и делают предложение. Обговариваются все важные моменты: приданое, количество гостей, затраты и т. д.

Невеста своими руками должна сделать подарки жениху и будущей родне. В день свадьбы родителям невесты и её подружкам дают выкуп жених и его родственники. Большое количество обрядовых песен сопровождает это значимое событие. Сама свадьба должна проходить в доме жениха. Молодоженов встречали родители и благословляли на хорошую семейную жизнь. На другой день после свадьбы молодая жена обычно показывает свои хозяйственные умения: метет мусор, варит уху. У чувашей топит печь и варит лапшу.

Рождение ребенка отмечают как один из самых радостных и торжественных праздников. Родственники и друзья поздравляют родителей и дарят малышу подарки.

Особое внимание также уделяется похоронам и поминовению усопших. В определенные дни приходят родственники и друзья на обед, говорят об умершем хорошие слова.

Костюмы народов Самарской области

Есть ряд признаков, по которым мы определяем национальную принадлежность. Одним из них является костюм. Конечно, в повседневной жизни нечасто встретишь на улицах людей, одетых в национальную одежду. Но когда проходят различные фольклорные фестивали и другие мероприятия, народы Самарской области показывают всю красоту своих костюмов. В них каждый элемент тщательно подобран и полон особого смысла. Какие они у разных народов?

Сарафаны и кокошники являются традиционной одеждой русских. Рубахи и штаны, бархатный камзол, тюбетейки входят в комплект одежды татар. Головной убор девушек - это небольшая шапочка, может быть разных цветов: это синий, зеленый, бордовый. Её обязательно украшают монетами, бусинами, бисером, различной вышивкой.

У чувашей женщины носили рубахи белого цвета, передник, украшения. Из обуви - лапти и сапоги из кожи. Мордовская одежда отличается большим разнообразием. Рубаха, халат, штаны, пояс - основа национального костюма. Башкиры носят длинное платье, камзол, передник и много украшений. Кафтаны - верхнюю одежду - принято украшать монетами и вышивкой. Рубашки украинцев носят название "сорочки". Их можно носить навыпуск или заправлять в штаны или юбки.

Конечно, у всех народов костюмы разные, но есть одна деталь, которая их объединяет. Это украшения: платки, шарфы, пояса, вышивка, бусы, серьги.

народы живущие в самарской области

Национальные праздники

В Самарской области почитают и чтят традиции разных народов. Проведение национальных праздников пользуется здесь большой популярностью. Тысячи людей посещают подобные мероприятия и принимают в них активное участие. Среди праздников, которые отмечают народы Самарской области, есть следующие:

  • Сабантуй - национальный праздник татар. Танцы, песни, спортивные состязания, а также национальные кушанья ожидают в этот день всех желающих принять участие в празднике.
  • В начале весны во всех городах и населенных пунктов Самарской области сжигают Масленицу, провожают зиму. В этот день пекут блины, устраивают катания на лошадях и кулачные бои.
  • Летом отмечают старинный праздник славян - Иван Купала. Наши далекие предки, в этот день жгли костры и прыгали через них, а также проходили обряд очищения души и тела с помощью воды. Сегодня эта традиция несколько изменилась. Костры жгут редко, а вот водой обливают себя и прохожих, а также купаются.

названия народов самарской области

Характерные черты, объединяющие разные народности

  • Уважительное отношение и почитание старших.
  • Безграничная любовь к детям.
  • Тщательное изучение истории своего рода.
  • Почтительное отношение к другим религиям.
  • Дружелюбность и открытость к людям разных национальностей.

костюмы народов самарской области

Вывод

Культура и традиции многочисленных народов, заселяющих Самарскую землю, тесно переплелись и дополнили друг друга своим богатством и разнообразием. Здесь созданы все условия для того, чтобы жить в любви и согласии.

Каждый из нас уникален точно так же, как и любая нация. Названия народов Самарской области можно перечислять долго, главное, что как писал в одном из своих стихотворений татарский поэт Габдулла Тукай:

И разве конец этой дружбе придет?

Да, мы родились и растем в вышину,

Нанизаны словно на нитку одну.

Разнообразие культур и религий не мешает народам Самарской области жить и работать рядом, любить и растить детей.

_s4DSC0027

В предлагаемом материале речь идет об основных событиях татарской истории самарского Заволжья, а также хотим сообщить некоторые сведения, которые по разным причинам не находят достаточного отражения в научно-популярной и краеведческой литературе. Сведения, которые будут изложены ниже, взяты из трудов отечественных и зарубежных ученых дореволюционного и советского периодов, самарских краеведов, фондов центральных и региональных архивов и других источников.

Возвращаясь к главному событию в татарской и мусульманской жизни Самары в 2013 году, хочется подчеркнуть, что строительство в начале ХХ века Соборной мечети на улице Оренбургской стало одним из этапов многовековой истории татар самарского края и города Самара.

…На Средней Волге предки современных татар жили с конца первого тысячелетия нашей эры. В IX веке ими было создано первое в Восточной Европе государство Волжско-Камская Булгария. Оно служило важным экономическим и политическим мостом между Древней Русью, Европой, с одной стороны, и странами Востока, с другой. По Самарской Луке простирались южные границы булгарского государства. Самый известный и изученный, из многочисленных булгарских памятников той эпохи – Муромский городок, находящийся в 20 километрах от города Жигулевск.

Одна из мировых религий — ислам пришел на Волгу в середине VII века, а в 922 году для Булгарского государства он стал официальной религией. Тогда состоялось знаменитое путешествие в наши края делегации багдадского халифа во главе с Ибн-Фадланом. Итогом стало закрепление отношений самого северного мусульманского государства с халифатом. А принятие ислама на Волге послужило мощным толчком к развитию на берегах Средней Волги экономики и общественной жизни, торговли и ремесел, распространению науки и просвещения.

Именно в сражении в районе Самарской Луки осенью 1223 года монгольские войска потерпели первое в Восточной Европе поражение от волжских булгар, после чего были вынуждены отойти в степи. Только к 1236 году они смогли восстановить силы и вернуться сюда с войной. Таким образом, благодаря отражению первого нападения войск монгольских завоевателей Волжско-Камская Булгария и древнерусские княжества получили дополнительные 13 мирных лет.

С середины XVI века начинается новый этап в истории Среднего Поволжья – в составе Русского государства.

…Систематические археологические раскопки средневековых памятников начались в Самарской губернии в 20-е годы XX века сотрудниками Самарского государственного университета под руководством Веры Владимировны Гольмстен. Но самый большой объем исследований был проведен после Великой Отечественной войны, особенно после 1969 года, когда был открыт Куйбышевский государственный университет и создана Средневолжская археологическая экспедиция. В результате многолетней работы археологов на сегодняшний день на территории Самарской Луки и Самарского Заволжья выявлены более 100 городищ и поселений, относящихся к периоду Волжско-Камской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства. Они находятся, главным образом, вдоль Самарской Луки, а также по берегам рек Самара, Уса, Сок, Большой Черемшан, Кондурча и Кинель.

Вполне вероятно, что такое же поселение, начиная с XIV века (а, может, и раньше), существовало и на месте нынешней Самары. Карта братьев Франческо и Доменика Фра-Мауро (1367 год) и портолан Пицигано (1459) совершенно определенно показывают наличие здесь населенного пункта под названием

Думается, что начатые недавно авторитетной комиссией работы по уточнению даты основания нашего города окончательно прольют свет на этот вопрос.

Знаменитый арабский путешественник Ибн-Батутта, проехавший по волжским землям Золотой Орды в 30-е годы XIV века, помимо всего прочего, оставил ценные сведения о разного рода географических примечательностях района Самарской Луки и ниже по течению Волги. Например, он приводит тогдашнее название высокой горы у нынешнего Жигулевска – Кыз дагы, которая теперь называется Девичья гора. Или Елан дагы – это знаменитые Змеевы горы в Хвалынском национальном парке на территории Саратовской области. Эти сведения в своих работах о золотоордынском городе Укек широко использовал профессор Казанского университета 19 века, немецкий востоковед Христиан Френ.

Таким образом, эти и другие тюркские названия после присоединения нашего края к Русскому государству и массового заселения его русскими, мордвой, чувашами, постепенно приобрели свойственные для русского языка грамматические характеристики и были подведены под существующие в русском языке типы склонений имен существительных.

Доказанным является и тот факт, что ко времени присоединения Средней Волги к Русскому государству (или чуть позже) в Самарском крае уже существовали такие татарские селения, как Камышла, Байтуган, Измайлово (Теплый Стан), Сантимир, Алькино и другие. Исследователи нашего края, жившие и работавшие в прежние века — Петр Рычков, Александр Гераклитов и другие писали в своих работах, что города Бузулук, Бугуруслан, Николаевск возникли в 17 веке на месте татарских городищ. Тем более Николаевск (нынешний Пугачев соседней Саратовской области) до 1835 года назывался Мечетной слободой.

В XVII веке в нашем крае были созданы татарские казачьи посты на границах со степными кочевьями. Наиболее известным из них является Мочинская слобода. И в жизни главного города края — Самары — уже тогда постоянно присутствовал мусульманский и татарский элемент.

Большое оживление в экономическую жизнь нашего города вносили в то время татарские купцы из Касимовского уезда. Они обеспечивали Москву мерлушкой — высококачественным мехом из шкурки ягненка, которые выменивались у казахов, живущих южнее Самары – на реке Яик.

Следующий этап в жизни самарских татар связан с духовной деятельности двух имамов — Габдрахима Мельзетдинова и его сына Зайнельгабеддина, которые на своей усадьбе на улице Саратовская в 1844 году оборудовали и до середины 80-х годов содержали молельный дом. Недавно нам удалось найти место, где он располагался – на углу улиц Саратовская и Комсомольская.

Я не буду подробно описывать события в татарской мусульманской жизни Самары рубежа XIX — XX веков. Они изложены в брошюре, которая вам роздана. Отмечу только два важных момента – строительство в 1891 году симбирским фабрикантом Тимербулатом Акчуриным мечети на улице Казанская и коренные изменения в татарской общине Самары. Эти изменения носили как количественный, так и качественный характер.

Количество переходило в качество. Мусульманская община губернского центра по мере повышения своего социального статуса и финансово-экономического положения укрепляла также свои общественные позиции. Представители мусульманской общины стали членами кредитных обществ, работниками пароходства и банков, входили в местные отделения различных всероссийских общественных организаций.

О роли татар в экономической жизни Самарского края у нас будет отдельный доклад. Я отмечу только такой примечательный факт: в 1909 году из пяти фруктовых магазинов Самары три принадлежали татарам.

Особенно благоприятные условия для активизации общественной жизни возникли после первой русской революции. Именно после нее началась работа по строительству мечети на Оренбургской улице. Возглавил ее купец и домовладелец Махмуд Баишев. Он начал хлопотать перед городскими властями об отводе участка земли под строительство новой мечети по улице Соборной (ныне Молодогвардейская) между Торговой (Маяковского) и Оренбургской (Чкаловской). Сначала мусульманами предполагалось построить двухэтажную деревянную мечеть (по разрешению Губернского правления от 6 сентября 1911 года). Но потом, с появлением дополнительных средств, в мае 1912 года было принято решение построить мечеть из кирпича. Автором проекта мечети стал саратовский архитектор В. И. Якунин. Для новой мечети он выбрал популярный в то время мавританский стиль. Сохранившимися образцами этого стиля в настоящее время в Самаре являются здания синагоги, медицинского учреждения на улице Степана Разиан, 41 и здание на улице Куйбышева, 72.

На стройплощадке работа шла очень быстро и в июле 1913 года на минарет строящейся мечети был установлен полумесяц. А к 1917 году мечеть окончательно достроили и отделали.

Мечеть на улице Оренбургской стала еще одним центром татарской и мусульманской общественной жизни. Здесь открылась татарская школа для мальчиков и девочек — мектебе. Приход мечети стал главным попечителем и организатором памятного Сабантуя 1914 года, который прошел на ипподроме на месте нынешних клиник медицинского университета за два с половиной месяца до начала Первой мировой войны. С началом войны при мечети был открыт приют-ясли на 50 мест для детей нижних чинов, призванных на фронт.

Мечеть на Оренбургской улице также помогала одной из двух казенных русско-татарских школ Самары, что находилась на улице Александровская (Вилоновская).

Но вскоре грянула Октябрьская революция, положившая начало совершенно новым взаимоотношениям между государством и религиозными институтами. Мечеть на улице Оренбургская, построенная, как и другие, на народные деньги, в 1919 году была национализирована. Приход мечети прошел регистрацию в губернском отделе Наркомата юстиции РСФСР и отныне, по новому закону, считался бессрочным арендатором здания, на условиях оплаты за свой счет всех расходов на содержание.

Таким образом, жизнь Соборной мечети третьего прихода Самары оказалась очень короткой – она уместилась в неполных 17 лет. Постановлением городского совета от 25 февраля 1930 года здание передавалось под татарскую школу, в его помещениях были также оборудованы производственные мастерские. Весной того же года был демонтирован минарет.

А вскоре в Советском Союзе начались массовые репрессии, в том числе и против священнослужителей. В самый их пик, в 1937 – 1938 гг. в сталинских застенках погибли имамы Наджиб Хабибуллин, Хатимулла Батталов и многие активные прихожане мечети на Оренбургской улице, всего 41 человек.

Председателю Попечительского совета по ее строительству, одному из виднейших представителей татарской общины Самары Махмуту Баишеву, в отличие от многих своих соратников, была уготована другая судьба. Он пережил все превратности жизни, был лишен прав и недвижимости. И скончался 20 августа 1943 года. Его тело покоится на старом Татарском кладбище в 6-м Тупике.

Самое главное дело его жизни – Соборная мечеть на улице Оренбургской (Чкалова), вернее, ее здание еще несколько десятилетий служило людям. В годы Великой Отечественной войны в нем расположился эвакуированный из Белорусской ССР детский дом и призывной пункт призванных в Красную Армию. А после войны здесь находилась начальная школа № 111 Ленинского районо.

В 1945 году татары Куйбышева стали обращаться к советским и партийным органам с просьбой вернуть сохранившиеся здания мечетей на улицах Обороны и Чкалова. Но власти под разными предлогами отказывали. А в начале 60-х годов Куйбышевский горисполком в связи с предстоящим строительством Дворца спорта и Госцирка принял решение о сносе всех строений на планируемой стройплощадке. И вопрос о возврате мечети отпал сам собой. В 1963 – 64 годах ее здание было разобрано.

Говоря о роли татар в истории Самары, Самарского края и нашего Отечества в целом, уместно будет привести выдержку из рапорта самарского губернатора Николая Васильевича Протасьева министру внутренних дел Российской империи от 12 августа 1914 года: «Среди магометанского населения и духовенства губернии весть об объявлении войны встречена с должным вниманием и спокойствием. В Самаре в день получения известия о начале войны мусульманское население выразило чувства беззаветной любви и непоколебимой преданности Престолу и Отечеству… Все призванные мусульмане отправляются на сборный пункт с высоким притом духовным подъемом патриотических чувств.

Шамиль ГАЛИМОВ,

историк-краевед, член Союза журналистов Российской Федерации.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Многонациональная Самарская Земля. Презентация на заданную тему содержит 23 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

В Самарской области проживают представители 157 национальностей! В Самарской области проживают представители 157 национальностей! Основную часть населения Самарской области составляют русские . Также в Самарской области проживают татары, чуваши, мордва.

Русские Самым многочисленным народом в области являются русские (2708549 человек - 83,604% от общей численности населения). Они преобладают как в самой Самаре, так и в большинстве районов Самарской области.

Русский национальный костюм Главным элементом северорусского женского костюмного комплекса являлся сарафан в сочетании с рубахой, головным убором на жесткой основе типа кокошника и душегреей – короткой нагрудной одежды Комплект традиционного мужского крестьянского костюма был однообразен и не изменялся. Основными элементами мужской одежды являлись рубашка из холста и штаны из домотканины. Встречались шаровары – более широкие брюки, которые надевали обычно под заправку в сапоги.

ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ Русский народ традиционно исповедует православное христианство. Во многих населенных пунктах есть церкви – как старые, так и построенные недавно.

Праздничная культура Праздником перехода от зимы к весне является Масленица – восьмая неделя перед Пасхой. Главными атрибутами праздника являлись блины, символизировавшие солнце, а также чучело Масленицы, которое делали из соломы и наряжали в женскую одежду, катали на санях по улицам, а затем сжигали. Среди летних календарных праздников наиболее известными и любимыми являются Троица и день Ивана Купалы

Татары Вторым по численности народом в области являются татары (126 124 человека, 4,1 % от общей численности населения).

Татарский национальный костюм Традиционный костюмный комплекс (мужской и женский) состоял из рубахи, штанов с широким шагом, приталенного бархатного камзола, бишмета. Женская рубаха украшалась воланами, нагрудная часть дугообразно аппликацией или специальным нагрудником – изу. Головной убор мужчин – вышитая тюбетейка с плоским верхом

Праздничная культура В наибольшей степени татарскую культуру представляет праздник плуга в честь окончания сева яровых – Сабантуй, который не имел точной календарной даты, а праздновался в зависимости от готовности земли к севу. Также традиционными давно стали такие праздники как весенний Навруз, осенний праздник урожая Сэмбеле

Традиционная кухня татарского народа Поскольку хозяйство татар сочетало и земледельческие, и животноводческие традиции, то национальная кухня представлена различными блюдами из муки, молока и мяса Из муки пекли хлеб и лепешки, готовили пироги и пирожки из дрожжевого, пресного и сдобного теста (бэлеш, эчпочмак) с начинкой из картофеля, мяса, моркови, свеклы и т.д. Баранина, говядина и мясо птицы шли на приготовление супов, бульонов и вторых блюд; конину солили, перерабатывали в колбасу. Любимым напитком татар является чай, который пьют горячим, заправляя молоком или сметаной. Излюбленные сладкие печеные блюда – чак-чак, чэльпек и др.

Чуваши Чуваши – третий основной народ Самарской области чуваши (84 105 человек, 2,7 % от общей численности населения). Они проживают в самой Самаре и в других городах, кроме того, в области есть немало сельских чувашских населенных пунктов.

Чувашский национальный костюм Традиционная женская одежда состояла из рубахи белого цвета (белый цвет считался священным), передника, различных украшений: шейных, нагрудных, наспинных, поясных подвесок. Украшения изготовлялись из монет, бисера, кораллов, раковин каури с применением тесьмы и кумача. Девушки носили шапочку (тухья) с остроконечным верхом или без него, расшитую бисером, бусинками и серебряными монетами. Женский головной убор хушпу. Мужчины носили рубаху и штаны, верхняя одежда состояла из холщового кафтана, поддевки из сукна, а зимняя – из шубы из овчины. Традиционной обувью служили лыковые лапти и кожаные сапоги.

ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ Большинство чувашей приняло христианство, но и сегодня в некоторых населенных пунктах области проживают чуваши – язычники.

Традиционная кухня чувашского народа В национальной кухне главное место отводится блюдам из ржаной муки: кислому хлебу, лепешкам, пирогам с мясной и рыбной начинкой (хуплу). Чувашская кухня насчитывает также значительное количество мясных блюд из говядины, баранины, конины и домашней птицы. Традиционным чувашским угощением является колбаса – шарттан, приготовленная из овечьего желудка, начиненного мясом, чесноком и пряностями.

Мордва Мордва является самым крупным финно-угорским народом Самарской области (65 447 человек, 2,1 % от общей численности населения).

Традиционная кухня мордовского народа Изобилие рыбы и дичи, разнообразие их видового состава нашло отражение в особенностях кулинарии у мордвы Рыба была одним из основных видов пищевого сырья. Рыбу ели сырую, мороженую, вяленую, сушеную, кислую (квашеную), соленую или вареную; Национальным мясом у мордвы была зайчатина. Мясо и птицу тушили, пекли и варили.

Читайте также: