Татары в оренбургской области доклад 3 класс

Обновлено: 02.07.2024

"Своеобразным отголоском масштабных переселений 20-40-х годов XIX века стало основание пензенскими мишарами в 1887 году хутора Мещеряковского (Ислаевского) (ныне село Ислаевка Саракташского района Оренбургской области). Первоначально переселенцы арендовали 300 десятин земли по речке Баран-Бык у башкир-вотчинников деревни Карагузиной, а в 1901 году выкупили этот участок при содействии Крестьянского Поземельного Банка за 9000 рублей(1). К этому времени хутор Ислаевский насчитывал всего 12 дворов и 92 жителей.
В 80-90-е годы XIX века отдельные группы татарских припу-щенников появляются в различных башкирских деревнях на территории современной Оренбургской области. Так, в 1888 году 125 человек подселились в нынешнее село Аустяново Тюльганского района, что способствовало его дальнейшему превращению в татарский населенный пункт(3). В 1887-1891 годах население башкирской деревни Юлгутла (ныне Кувандыкского района Оренбургской области) пополнилось 303 переселенцами(4) и т. д.
Продолжалось и внутреннее расселение татар по территории Оренбуржья. В 60-е годы XIX века тептяри деревни Староашировой основали современное село Новоаширово Матвеевского района Оренбургской области, которое в прошлом носило также название Бакирова. По данным 1886 года, здесь проживало 797 татар(5). В 1866-1869 годах часть жителей деревни Биккуловой обособилась и основала в пределах того же Октябрьского района современное село Новобиккулово, которое насчитывало в 1869 году 161 жителя, а в 1887 году 193 человека обоего пола(6)."

"Процесс постепенного превращения башкирских сел в татарские всегда был связан со значительным притоком татарских переселенцев. Начало ему было положено сравнительно поздно, лишь во второй четверти XIX века. К этому времени количество свободных земель в Оренбургском крае значительно сократилось вследствие масштабных переселений из центральных губерний страны. Многие же башкирские общины сохраняли в своих руках крупные земельные участки, необходимые для занятия полукочевым скотоводством. Расположенные здесь населенные пункты в большинстве своем носили хуторской характер, что открывало широкие возможности для подселений со стороны. Так, 13 февраля 1836 года башкиры 9-го кантона, Кара-Кипчакской волости, 15 юрты, команды старшины Аллаберды Аллагулова на волостном сходе вынесли приговор о припуске в деревни Кульчумову 85 и Карагузину 53 татар, перешедших с каргалинского хутора Булгакова по случаю окончания срока его аренды(1). 10-я ревизия 1834 года отметила в указанных селах, соответственно, 138 и 80 башкир-вотчинников. В 1840 году 78 татар из деревень Верхние и Нижние Чебеньки пополнили население башкирской деревни Аустяновой Бушман-Суун-Каракипчакской волости(2), где шестью годами раньше было зафиксировано 105 вотчинников. К 1887 году половина аустяновцев (220 человек) была татарами, а половина (220 человек) - башкирами, но в 1888 году сюда подселилось еще 125 татарских припущенников(3). По распоряжению Оренбургской казенной палаты от 19 марта 1868 года в башкирскую деревню Бектимирову 2-й Усергенской волости были причислены 17 татар из деревни Саиновки Бузулукского уезда Самарской губернии(4). В 60-80-е годы XIX века на Бузулуке, в непосредственной близости от башкирской деревни Красная Мечеть обосновались татары-тептяри. К 1885 году деревня Малая Красная Мечеть насчитывала 93 жителей(5). Впоследствии оба населенных пункта слились воедино.
Этническое взаимодействие между татарами и башкирами проходило особенно широко в восточных районах современного Татарстана и в Пермской области, чему в немалой степени способствовала общность хозяйственного уклада. Процесс перерождения башкирского населения в татарское на территории Оренбургского края был гораздо более сложным, неоднозначным, противоречивым, сопровождался острыми конфликтами. Главным препятствием на пути к этому выступало принципиальное различие в организации хозяйства. Башкиры изначально занимались в степных районах полукочевым скотоводством, а татары были оседлыми земледельцами.
В этой связи весьма показательной является ситуация с жителями татарской деревни Мухамедьяровой. С 1835 года они были расселены в количестве 216 душ по 17 окрестным башкирским деревням: Зиянчуриной (35 домовладельцев), Канчуриной (34), Тлявгуловой (25), Акбулатовой (24), Каиповой (19), Кузяимковой (14), Аскаровой (11), Бурангуловой (10), Бикбердиной (8), Гумаровой (7), Мамбетшиной (6), Акдавлетовой (5), Юнаевой (5), Агурдиной (4), Бикташевой (4), Идельбаковой (4) и Барангуловой (1)(1). Однако на протяжении двух поколений татары, проживавшие в башкирском окружении, сохраняли свое национальное самосознание, язык, культурно-бытовые особенности. В отношениях с властями эти люди, распыленные по многочисленным населенным пунктам, выступали единым фронтом, под названием "бывших жителей деревни Мухамедьяровой". Башкиры-вотчинники принуждали их кочевать вместе с ними, не допускали к земледельческим работам, травили посевы и сенные покосы. Противостояние между коренным башкирским населением и татарами, которые пытались незаконно обосноваться на их земле, нередко выливалось в открытые конфликты. В течение долгого времени татарские припущенники вели упорную борьбу за воссоединение в рамках одного населенного пункта, которая в 1868 году увенчалась основанием новой деревни Мухамедьяровой. Часть людей, по-видимому, осталась на прежних местах жительства, в селах Акбулатово, Гумарово и Тлявгулово, где их потомки проживают до настоящего времени, сохраняя свое национальное самосознание как татары.
Аналогичная ситуация имела место и с бывшими жителями де-ревни Новая Каргала близ Гирьяльского редута. В 1840-1841 годах они были разделены по 4 башкирским селам: Чанким-Бектимирово, Султанбаево, Рыскулово и Сунарчи(2). Поверенные этих татар писали в 1862 году: "Мы, припущенники, привыкши к оседлой жизни и к хлебопашеству, некоторым образом в общежитии отличаемся от Башкирцев-вотчинников. Они ходят на кочевки, а мы нет, они очень мало занимаются домашностию и хлебопашеством, а мы стараемся о исправлении домов и засеваем всегда больше их хлеба, отчего вотчинники и глядят на нас пристрастно, даже стараются вредить нам, кто чем может, а чрез это всегда мы с ними живем не в мире"(3). Лишь в 1873 году татары добились выделения им участка земли, на котором основали деревню Новогафарову."

В книге много о татарах Оренбургской области
В скобках (1),(2),(3) - это ссылки на архивные материалы. Кого заинтересует текст с удовольствием поделюсь и ссылками на фонды и описи ГАОО.
К сожелению целиком предоставить не могу авторские права и так далее. К тому же книга только вышла в свет. Получена мною от автора лично, под чесное слово.

Список деревень упамянутых в книге:
А
Абдрахманово
Абдулино (Тиристамак)
Абдулова (исчезн.)
Аблязово
Акбулатово
Алабайтал
Амерханово (Баткаклы)
Асекеево
Асселя (Асселятамак) (исчезн.)
Аустяново
Ахмерова (Бикбуга) (исчезн.)
Б
Бакаево (Акана, Акана-елга)
Баширово (Муллабаширова)
Бектимирово
Бердская крепость
Биккулово Октябрьского района (Ашик-Темир)
Бикулово Ташлинского района
Бугуруслан
Бузулук
В
Верхненовокутлумбетьево (Новокут-
лумбетьева, Тулбаева, Кинель)
Верхнеозерное
Верхние Чебеньки
Верхний Иртек (Вершин Иртецких) (исчезн.)
Воздвиженка (Иктамак)
Г
Гирьял
Гумарово
Д
Деревня между рек Садаку и Сейдяку (исчезн.)
Донское
Дюсметьево (Арыкарагач Тоскилька)
Ж
Желтое (Чертанлы, Куль аул, Амирова)
З
Зубочистка 1-я
Зубочистка 2-я
И
Ибряево Красногвардейского района
(Таллы-елга)
Ибряево Северного района
Измайловка
Илек
Ильинка
Ислаевка (хутор Мещеряковский)
К
Каменноимангулово
Карагузино
Кондуровка (Кундровская слобода)
Красногор
Кряжлы (Аитова)
Кулат (исчезн.)
Кульчумово
Кутлуево (Кармалка)
Кызыл-Мечеть
Л
Линевка
М
Медведка
Мулюково
Мустаево (Мустабаевский)
Мустафино (Нить)
Мухамедьярово (Микета)
Мухраново
Н
Наурузово (Сокур арема)
Нежинка
Нижненовокутлумбетьево (Новокут-лумбетьева, Тулбаева, Кинель)
Нижнеозерное
Нижние Чебеньки
Никитино (Карамалы рядут)
Никольск
Новоаширово (Бакирова)
Новобелогорка (Вершин Бузулуцких)
Новобиккулово
Новогафарово
Новогумерова (Абдрайтамакова) (исчезн.)
Новоилецкое
Новокульшарипово (Ереуз-елгатамак)
Новомусино
Новочеркасское
Новоякупово (Субханкулова)
Новый Тирис (Минлибаева)
О
Озерки
Оренбург
Орск
Р
Рычковка (Токмаковка)
С
Саиновка
Сакмара
Сарманай (Красная)
Северный (Сок-Кармалинская слобо-
да)
Соль-Илецк (Илецкая Защита)
Староаширово (Сайдак вершины)
Старобелогорка (Белогорская)
Старокульшарипово
Старокутлумбетьево (Сайдак арема)
Старосултангулово
Староякупово (Малый Ик)
Старые Шалты
Степановка 2-я (Шалтинский высе-лок, Суммеля)
Султакай
Сурметбаш (Асановка) (исчезн.)
Т
Татарская Каргала (Сеитова слобода,
Сеитовский посад)
Татарский Саракташ
Тирис-Усманово
Тлявгулово
Тукай
У
Уранбаш (Алмала)
Ускалыцкая (Бердяшева, Минитбае-ва, Сукалыцкая) (исчезн.)
Усманова (исчезн.)
Утеево
Ч
Чанышево (Ибрагимовка, Тулупов Ерик) (исчезн.)
Чеганлы (Чеганлытамак)
Чесноковка (Сухарникова слобода)
Ю
Юзеево (Ницкое устье)
Юлгутла
Я
Яфарово (Кулат)

В Оренбургской области татарское население по численности находится на втором месте после русских. Сегодня в 100 населенных пунктах этого края проживает около 160 тысяч татар, это 7,3 % от общего числа жителей. В начале прошлого века Оренбургская губерния являлась одним из крупнейших очагов развития татарской культуры: здесь действовали сотни мечетей и медресе, издавались национальные газеты, работал татарский театр. Сегодня татары Оренбуржья одни из наиболее активных участников в деле возрождения национальных традиций. Об истории татар Оренбургского края и об их сегодняшнем дне рассказывает Рауза Муртазина, заместитель председателя комитета Оренбургской области по межнациональным отношениям.

В Оренбургской области районами компактного проживания татар являются: Асекеевский (45,3%), Абдулинский (29,2%), Матвеевский (29,6%), Сакмарский (19,2%), Северный (17,9%), Шарлыкский (17,5%), Пономаревский (16,8%), Саракташский (15,9%), Переволоцкий (13,4%), Кувандыкский (12,3%), Александровский (12,2%), города Абдулино (9,2%), Бугуруслан (9,3%), Кувандык(7,3%), Оренбург (7,1 %), в городах Гай, Медногорск, Новотроицк, Орск, Ясное проживает от 3 до 5 % татарского населения.

Прошлое Оренбургского края - это часть истории России. Государственный архив области хранит немало документальных материалов о жизни татар Оренбуржья. До 30-х годов XVIII в. территория края практически еще не была заселена. Существовал лишь один населенный пункт - Сакмарский казачий городок (ныне с. Сакмара), жители которого относились к яицкому казачьему войску. Кроме того, кое-где появлялись кочевые поселения башкир, а по левобережью Яика (Урала) - казахов. Благодаря успешной деятельности в 1734-1744 гг. оренбургской экспедиции, возглавляемой известными учеными И.К.Кириловым, В.Н.Татищевым, В.А.Урусовым и И.И.Неплюевым, открылась широкая возможность для интенсивного заселения тогда еще малолюдной и неосвоенной Оренбургской "украины". Основной поток переселенцев направлялся из Среднего Поволжья, отличавшегося необычайно сложным этническим составом населения. Значительную долю их составляли татары, выходцы преимущественно из Казанской губернии. Массовое (государственное) переселение татарского населения на территорию Оренбуржья началось во второй четверти XVIII века. Оно было обусловлено расширением юго-восточных границ русского государства и необходимостью их защиты. Для прикрытия территории от набегов кочевников в 30-40-х гг. XVIII в. по берегам Яика, Самары и Сакмары была создана Оренбургская военная пограничная линия. На Оренбургскую линию пересели 400 казанских, 500 ясачных татар, 500 мищеряков. В 1744 году была учреждена Оренбургская губерния. После создания губернии, с целью расширения внутренней и внешней торговли, в Оренбургский край были приглашены торговые татары из Казанской губернии.

В начале 1744 г. казанские татарские купцы, "люди торговые и пожиточные", обратились к первому Оренбургскому губернатору И.И.Неплюеву с предложением поселиться при Новом городе с условиями освобождения от рекрутской повинности и разрешения свободно строить мечети и исповедовать свою религию. 12 марта 1744 г. И.И.Неплюев представил Сенату доклад о предложении казанских купцов и получил разрешение правительства Елизаветы Петровны. Первым приехал богатый торговец, инициатор и организатор переселения 52-летний Сеит Аитов из Казанского уезда Арской дороги. Поселок стал называться по имени основателя, т.е. Сеитова слобода, ныне Татарская Каргала. Жители Сеитовой слободы были зачислены в купечество, но в действительности немногие из них имели достаточный капитал и могли совершать торговые операции. Основная часть каргалинцев занималась хлебопашеством на пожалованных им казной в 1747 и 1748 гг. в собственность землях по рекам Сакмаре и Каргалке. Тем не менее, каргалинские татары сыграли немалую роль в развитии торговых связей с Казахстаном, Средней Азией и даже Индией.

Начавшееся в 40-х годах XVIII в. переселение татар в Оренбургский край продолжалось на протяжении многих последующих десятилетий и всего XIX в., затем приобрел значение естественный прирост. Сохранившаяся перепись новопоселенных селений 1747 года позволяет установить названия самых старейших татарских сел нашей области и число их жителей. Это Аширова (110 душ мужского пола), Биккулова (95), Дюсметева (117), Кутлумбетева (84), Мустафина (92), Наурузова (123), Надырова (27), Сарманаева (131), Юзеева (97), Якупова (89) и другие.

Татары сыграли уже в XVIII в. ведущую роль в развитии земледелия, торговли, в чугуноварении, лесосплаве, медных и солевых рудниках. Среди них было много мастеров по изготовлению украшений из драгоценных металлов и камней. Женщины-татарки отличались искусством золотого шитья гладью, многоцветной вышивкой тамбуром, аппликациями по ткани. К 60-м годам XVIII века относится начало пуховязального промысла в Оренбурге.

Поселения татар с первых дней заселения сохранили свою самобытную культуру, обычаи, уклад жизни. Этнографическая экспедиция Российской Академии Наук, организованная под руководством известных ученых Палласа в 1769 г. и Фалька в 1774 г., проезжая многие внутренние губернии России, посетила Оренбург и Сеитову слободу.

В опубликованных записках членов экспедиции отмечается основательность и благоустроенность поселка, "где каждый из 300 домов состоит из 2-3 белых чистых комнат, обитатели которых отличаются аккуратностью и чистоплотностью, в одевании бросается в глаза изящность, вкус, а в поведении людей, особенно женщин - чувство достоинства, немало у них украшений и драгоценностей". Их поразил также трезвый образ жизни жителей, неравнодушие их к домашней утвари, коврам, серебряной и фарфоровой посуде, которых у них немало. Довольно было развито и образование татар. По данным М.Н.Фархшатова, в 1912-1913 гг. насчитывалось 367 мектебов и медресе. В то же время архивные документы свидетельствуют: "Инородческие школы зависимы от духовенства и переживают средневековый период. Но есть и положительные стороны: по законам Магомета обучение детей обязательно, поэтому редкое селение не имеет школы". Из зданий общественного назначения выделялись мечети. Мечеть как в прошлом, так и в настоящем остается важнейшим элементом мусульманской культуры. В 1851 г. на запрос Казанской врачебной управы "о доставлении сведений, сколько имеется мечетей. " из Оренбургского Духовного Магометанского Собрания высланы следующие данные: ". в означенной губернии Оренбургской - 1576. ".

С Оренбуржьем тесно связаны многие замечательные имена: Ахмет Хусаинов - выходец из Татарской Каргалы, купец I гильдии (он имел 4-х миллионное состояние), торговал с Германией, Англией, его торговые конторы находились в Нижнем Новгороде, Москве, Киеве, Петербурге. Этот скромный человек все свои сбережения до последних дней жизни тратил на образование татарского населения. На свои средства построил и открыл в 1889 г. одно из крупнейших учебных заведений в Оренбуржье и на Южном Урале - медресе "Хусаиния". Риза Фахретдинов - директор медресе "Хусаиния", автор более 100 книг, ученый, имевший тесную связь с учеными разных стран и Российской академии наук, Абдельманих Габдесалямов - путешественник и дипломат. Поэты, писатели Сагит Рамиев, Шариф Камал, Мусагит Хабибулин. Всему миру известен Муса Джалиль - поэт, лауреат Ленинской премии, Герой Советского Союза. 11 татар-оренбуржцев завоевали высокое звание Героя Советского Союза: Рамиль Абдршин, Нургали Галиев, Акрам Шамкаев, Акрен Хайретдинов, Шамиль Абдрашитов, Ханиф Файзулин, Ягофар Ахметшин, Шамиль Газитов и др. Сегодня славу и гордость своего народа приумножают живущие в Оренбуржье Шакирзян Мухаметзянов - заслуженный художник России, Рафаиль Фатыхов - заслуженный артист России, Рамиль Забиров -профессор, доктор медицинских наук, Магзия Валеева - заслуженный учитель Российской Федерации и многие другие.

В постсоветский период развернувшийся процесс возрождения национальных культур и языков затронул и татар Оренбургской области. Создано и действуют шесть татарских национально-культурных автономий и объединений области. Одним из важных факторов сохранения культуры является родной язык. В Оренбуржье успешно развивается этнокультурная образовательная система. В 78 русскоязычных школах как предмет изучается татарский язык. Более, чем в 30 дошкольных образовательных учреждениях воспитание организовано на родном татарском языке. Периодически проводятся семинары-практикумы, научно-практические конференции для учителей татарского языка по различным проблемам преподавания татарского языка.

Область самостоятельно решает проблему обеспечения кадрами образовательных учреждений с этнокультурным компонентом через подготовку учителей татарского языка в педагогическом колледже № 3 и государственном педагогическом университете г.Оренбурга. Стимулирующим фактором глубокого изучения татарского языка являются ежегодные предметные олимпиады. За три последних года число их участников возросло, что свидетельствует о повышении качества образовательных услуг. В первую очередь, это относится к Шарлыкскому, Александровскому, Переволоцкому, Новосергиевскому, Саракташскому, Пономаревскому районам, г. Оренбургу, учащиеся которых занимают призовые места на областных олимпиадах и достойно представляют нашу область на межрегиональном уровне. Так, ученица Кряжлинской школы Северного района Лейла Самигуллина два года подряд занимала I и II места на Республиканской олимпиаде по татарскому языку в Казани. Ежегодно участники олимпиад по приглашению Министерства образования Республики Татарстан отдыхают в оздоровительном лагере "Восток" под Казанью.

В области работает более 140 татарских народных театров, вокальных и фольклорных ансамблей. Функционирует единственный в России за пределами Татарстана татарский драматический театр имени Мирхайдара Файзи и библиотека имени Хусаина Ямашева. Стало традиционным и получило положительный отклик проведение ежегодных областных фестивалей народного творчества. Эти фестивали проходят в местах компактного проживания татарского населения в форме праздников национальных культур с организацией выставок изделий декоративно-прикладного искусства, национальных ремесел и кухни. Большую помощь в этом оказывают договоры и соглашения, заключенные с РТ. В целях культурного обслуживания татарского населения Министерство культуры Республики Татарстан организует гастроли ведущих творческих коллективов. Ежегодно принимают участие коллективы художественной самодеятельности из приграничных районов Татарстана в областном празднике "Сабантуй - Дружба", проводимом в Асекеевском районе.

На областном радио и на телевидении еженедельно выходят в эфир концерты по заявкам на татарском языке. Установлен телерадиопередатчик в Бугурусланском районе для приема телепередач из Казани для западных и северных районов области. Проект осуществлялся совместно с Республикой Татарстан.

Администрация области является соучредителем областной татарской газеты "Яна Вакыт". При участии представителей института истории Академии наук открыт общественный институт народов Оренбуржья имени Мусы Джалиля. В связи со 100-летием со дня рождения поэта, в феврале 2006 года, распоряжением главы администрации Оренбургской области создан комитет по подготовке и празднованию этой памятной даты.

Рауза МУРТАЗИНА,
заместитель председателя комитета Оренбургской области по межнациональным отношениям

Располагается на Южном Урале. Образована в 1934 г. Площадь 124 тысяч кв.км. Центр – город Оренбург (1228 км к востоку от города Москва).

Население – 2001110 человек (2015 г.). Численность татар в 2010 г. – 151492 человек (в 1959 г. – 120944, в 1989 г. – 156564, в 2002 г. – 165967 человек).

Они компактно проживают в городах Оренбург (в 2010 г. 42172 человек), Орск (9170), Бугуруслан (5120), а также в Асекеевском (10383), Сакмарском (5922), Переволоцком (4660), Матвеевском (3944), Абдулинском (3658), Тоцком (2953), Илекском (2873) районах.

Татары на территории области

Освоение территории Оренбургской области поволжскими татарами началось в XVII в. В 1610–1620-хх гг. служилым татарам были пожалованы в тарханство бортные угодья и бобровые ловли по рекам Большой и Малый Кинель, Сок с притоками на территории современных Асекеевского, Бугурусланского, Матвеевского, Пономаревского и Северного районов.

Процесс заселения проходил в несколько этапов. Первый этап был обусловлен освоением малозаселенных юго-восточных окраин Российской империи и связанной с этим деятельностью в 1734–1744 гг. Оренбургской экспедиции (комиссии). Для защиты новых территорий была построена Оренбургская военно-пограничная линия. В числе других службу на ней несли татары, переселенные сюда правительством.

В 1730–1770-е гг. татарские переселенцы оседали вдоль Новой Московской дороги на территории современных Абдулинского, Матвеевского, Октябрьского, Пономарёвского и Шарлыкского районов, на северо-западе края – в Асекеевском и Северном районах, а также вблизи Оренбурга. Их основная масса прибывала с территории современных Агрызского, Апастовского, Балтасинского, Кайбицкого, Камско-Устьинского, Кукморского, Мамадышского, Сабинского и Тюлячинского районов Республики Татарстан.

В 1744 г. вблизи Оренбурга возникла Каргалинская слобода, на долгое время ставшая крупным торгово-экономическим, образовательным и культурным центром татар России. Ее жители являлись посредниками в торговле России со Средней Азией и странами Востока. На протяжении второй половины XVIII в. татары доминировали в приграничной торговле на меновых дворах городов Оренбург и Троицк. Основными статьями экспорта являлись: льняные и шерстяные ткани, выделанная кожа (юфть, сафьян), краски, металлические изделия, зерно.

В 1780–1820-е гг. татары активно заселяли степные пространства Новосергиевского, Сорочинского, Ташлинского и Тоцкого районов, берега рек Сакмара и Урал в пределах нынешних Переволоцкого и Саракташского районов; отдельные населенные пункты возникли на территории современных Абдулинского, Асекеевского, Беляевского, Красногвардейского, Матвеевского и Новосергиевского районов.

Основной поток переселенцев направлялся с территории современных Алькеевского, Буинского, Дрожжановского и Спасского районов РТ; отмечены также миграции с территории современных Ермекеевского, Стерлибашевского районов Башкортостана, Альметьевского, Лениногорского и Сармановского районов РТ. В начале XIX в. каргалинские купцы организовали на арендованных башкирских землях поташное и мыловаренное производства.

В 1820–1850-е гг. основной поток татарских переселенцев направлялся на территории нынешнего Александровского района, отчасти в Абдулинский и Северный районы области. Они были выходцами преимущественно с территории современных Атюрьевского, Ельниковского, Лямбирского и Темниковского районов Республики Мордовия.

В 1860-е гг. – начале XX в. основная масса татар-переселенцев устремлялась, прежде всего, в города Илецкая Защита (Соль-Илецк), Оренбург и Орск. Мигранты представляли преимущественно северо-западные районы современного Татарстана (Атнинский, Балтасинский, Кукморский), а также южный и центральный районы Башкортостана.

Жизнь татарской общины

Оренбург был крупным центром мусульманской культуры и образования. В начале XIX в. в 12 уездах Оренбургской губернии насчитывалось 1258 деревянных и 4 каменные, в середине XIX в. – 1925 деревянных и 7 каменных мечетей. К 1916 г. в границах современной Оренбургской области действовали 226 махаллей (без учета казахских населенных пунктов). Крупные мусульманские общины сложились в Каргалинской слободе (10 мечетей), Оренбурге (8), Новомусино (6), Орске (5).

В 1899–1901 гг. на средства Г.Г.Хусаинова при 9-й соборной мечети села Каргала были организованы курсы для переподготовки учителей по новой звуковой системе обучения. В 1903 г. было открыто джадидистское медресе при 3-й соборной мечети Орска. Новометодные школы действовали в Каргалинской слободе, Оренбурге, селениях Алабайтал, Линевка, Никитино, Никольское и др.

На современном этапе в Оренбургской области действуют 9 татарских национальных объединений.

В 75 школах области татарский язык изучается как предмет (на протяжении нескольких лет школьники занимали призовые места на межрегиональных олимпиадах по татарскому языку и литературе в Казани). В 2006 г. в Асекеевском районе был проведен областной семинар учителей татарского языка.

Известные уроженцы

С Оренбуржьем тесно связана жизнь многих известных представителей татарского народа:

Этническую основу татар Среднего Поволжья и Приуралья составили тюрко - язычные племена, проникавшие сюда со второй половины I тыс. Во второй половине XVIII в. часть казанских татар и мишарей переселилась в оренбургские степи.


Этнографическая академическая экспедиция под руководством Палласа в 1769 г. при посещении Сагидовой слободы (Каргалы) отмечала: "Каждый из 300 домов состоит из 2-3 белых, чистых комнат, обитатели которых отличаются аккуратностью и чистоплотностью, в одевании бросается в глаза изящность, вкус, а в поведении людей, особенно женщин, чувство достоинства, немало у них украшений и драгоценностей". Другая этнографическая экспедиция под руководством Фалька, в 1774 г. отмечала трезвый образ жизни жителей слободы, интерес к редкой домашней утвари, коврам, серебряной и фарфоровой посуде".

Традиционные занятия татар — пашенное земледелие и скотоводство У оренбургских татар животноводство по значению не уступало земледелию. Выращивали пшеницу, рожь, овес, ячмень, горох, чечевицу, просо, полбу, лен и коноплю. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей. Для татар характерна особая любовь к лошади — наследие кочевого прошлого. Разводили домашнюю птицу. Огородничество играло второстепенную роль. В Южном Приуралье важное значение имело бахчеводство. Промысловое значение у оренбургских татар имело рыболовство. Традиционными были различные ремесла: рогожно-кулеткацкое, бондарное, экипажное, плотницкое, столярное и др. Обладали высоким мастерством в обработке кожи, овчины, шерсти. Известны были также слесарный, ювелирный, кирпичный и другие кустарные промыслы. Исконным для татар были торговля и торгово-посредническая деятельность.




Оренбургские татары отмечают почти все те же праздники, что и многие другие татары (мусульманские праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам). Из народных праздников отмечают Сабантуй — праздник плуга, который сохранил лучшие древнейшие традиции булгар и праславян. Состязания во время этого праздника включают скачки на лошадях; бег наперегонки с зажатой в зубах ложкой с яйцом; национальную борьбу (керэш); проход по качающемуся бревну для девушек, которые держат две чашки, наполненные до краев водой, и др.

Этническую основу татар Среднего Поволжья и Приуралья составили тюрко - язычные племена, проникавшие сюда со второй половины I тыс. Во второй половине XVIII в. часть казанских татар и мишарей переселилась в оренбургские степи.


Этнографическая академическая экспедиция под руководством Палласа в 1769 г. при посещении Сагидовой слободы (Каргалы) отмечала: "Каждый из 300 домов состоит из 2-3 белых, чистых комнат, обитатели которых отличаются аккуратностью и чистоплотностью, в одевании бросается в глаза изящность, вкус, а в поведении людей, особенно женщин, чувство достоинства, немало у них украшений и драгоценностей". Другая этнографическая экспедиция под руководством Фалька, в 1774 г. отмечала трезвый образ жизни жителей слободы, интерес к редкой домашней утвари, коврам, серебряной и фарфоровой посуде".

Традиционные занятия татар — пашенное земледелие и скотоводство У оренбургских татар животноводство по значению не уступало земледелию. Выращивали пшеницу, рожь, овес, ячмень, горох, чечевицу, просо, полбу, лен и коноплю. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей. Для татар характерна особая любовь к лошади — наследие кочевого прошлого. Разводили домашнюю птицу. Огородничество играло второстепенную роль. В Южном Приуралье важное значение имело бахчеводство. Промысловое значение у оренбургских татар имело рыболовство. Традиционными были различные ремесла: рогожно-кулеткацкое, бондарное, экипажное, плотницкое, столярное и др. Обладали высоким мастерством в обработке кожи, овчины, шерсти. Известны были также слесарный, ювелирный, кирпичный и другие кустарные промыслы. Исконным для татар были торговля и торгово-посредническая деятельность.




Оренбургские татары отмечают почти все те же праздники, что и многие другие татары (мусульманские праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам). Из народных праздников отмечают Сабантуй — праздник плуга, который сохранил лучшие древнейшие традиции булгар и праславян. Состязания во время этого праздника включают скачки на лошадях; бег наперегонки с зажатой в зубах ложкой с яйцом; национальную борьбу (керэш); проход по качающемуся бревну для девушек, которые держат две чашки, наполненные до краев водой, и др.

Читайте также: