Тайна следствия и судопроизводства доклад

Обновлено: 08.07.2024

Тайпу следствия и судопроизводства составляют сведения, которые стали известными лицу в связи с его участием в оперативно-розыскной или в следственно­судебной процессуальной деятельности.

Как правовая категория тайна следствия и судопроизводства объединяет следующие разновидности информации с ограниченным доступом: тайну предварительного расследования, тайну оперативно­розыскной деятельности, тайну совещания судей, тайна совещания присяжных заседателей и тайну закрытого судебного заседания.

Статьи 182 и 183 УПК РФ закрепили гарантии информационной безопасности граждан и юридических лиц при производстве обыска и выемки. Следователь должен принимать меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные в ходе обыска обстоятельства частной жизни лица, в помещении которого был произведен обыск, 1 Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ//СЗ РФ 2001.24 декабря. N 52 (I ч.), ст. 4921.

его личная и (или) семейная тайна, а также обстоятельства частной жизни других лиц. Выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, производится следователем исключительно с санкции прокурора.

На сохранение тайны предварительного расследования направлено содержание стати 217 УПК РФ. Право обвиняемого и его защитника на выписывание любых сведений и копирование материалов уголовного дела ограничивается применительно к документам, содержащим информацию с ограниченным доступом. Копии документов и выписки из уголовного дела, в котором содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, хранятся при уголовном деле и предоставляются обвиняемому и его защитнику только во время судебного разбирательства.

20 Закона). Не могут быть предметом цензуры предложения, заявления и жалобы подозреваемых и обвиняемых, адресованные в органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения (ст. 21 Закона).

В отдельных случаях тайной предварительного расследования может признаваться факт задержания подозреваемого. Согласно ст. 96 УПК дознаватель, следователь или прокурор не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого должен уведомить кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии - других родственников или предоставляет возможность такого уведомления самому

1 Статья 17 Федсрхзьного закона от 15 июля 1995 г. N 1ОЗ-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых н обвиняемых в совершении престу ПЛСНИЙ7/СЗ РФ 1995 г. 17 июля. N 29, ст. 2759.

подозреваемому. Однако при необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания, уведомление с санкции прокурора может не производиться, за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним.

При необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц следователь вправе сохранить в тайне данные об их личности, нс указывая их в протоколе следственного действия. В этом случае следователь с согласия прокурора выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается и приобщается к уголовному делу (п. 9 ст. 166 УПК РФ).

Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда (ст. 5 Закона).

1 Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" ст. ст. 5,6,8,9 И Российская газета. 1995.18 августа.

Нормы о тайне совещания судей присутствуют в каждой процессуальной отрасли права России. Как важный элемент се использует арбитражно-процессуальное (ст.ст. 167, 184, 270, 288 АПК РФ), гражданско-процессуальное (ст.ст. 194, 364 ГПК РФ) и уголовно-процессуальное (ст.ст. 298, 328, 333, 341, 381 УПК РФ) законодательство. Особое место нормы об обеспечении тайны занимают в третейском судопроизводстве. Имеющая глубокие исторические корни несудебная форма разрешения гражданско-правовых споров 2 в современном законодательстве исходит из необходимости неукоснительного соблюдения конфиденциальности третейского разбирательства.

В своей совокупности данные нормы представляют собой правовой механизм, обеспечивающий реализацию международно-правовых обязательств России. Так, вместе с другими государствами - участниками ООН Российская Федерация признала для себя обязательным правило, согласно которому судьи обязаны хранить профессиональную тайну в отношении своей работы и конфиденциальной информации, полученной в ходе выполнения ими своих обязанностей, за исключением

1 См. также ст. 19 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации'7/СЗ РФ 1995. 10 апреля. N 15. ст. 1269.

2 О третейских судах см. подробнее: Воложанин В.П. Несудсбные формы разрешения гражданскоправовых споров. Свердловск, Среднеуральское книжное издательство, 1974.204 с.

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Фсдсрации'7/Российская газета.- N 137,- 2002.-27 июля

случаев открытого судебного разбирательства, и нс должны принуждаться к даче показаний по таким вопросам *.

Как механизм судопроизводства тайна совещания судей, с одной стороны, призвана обеспечивать объективность и беспристрастность принятия судьями решения, не допускает вмешательства в процесс выработки решения третьих лиц. C другой стороны, оставляя в неизвестности для третьих лиц информацию о выводах и суждениях конкретных судей, тайна совещании судей создаст оптимальные условия для принятия коллегиального решения, распределяет моральную ответственность за принятое решение между всеми участниками совещания, то есть, в конечном счете, делает ответственным за принятое решение государственную власть.

Как разновидность информации с ограниченным доступом тайна совещания судей представляет собой любые сведения, ставшие известными судьям в связи с принятием решения (постановлением приговора) в коллегиальном прядке. Сохранность тайны совещания судей обеспечивается процессуальными правилами, согласно которым в помещении, в котором суд проводит совещание и принимает судебный акт, могут находиться только лица, входящие в состав суда, рассматривающего дело. Доступ в это помещение других лиц, а также иные способы общения с лицами, входящими в состав суда запрещается. Судьи нс вправе сообщать кому бы то ни было сведения о содержании обсуждения при принятии судебного акта, о позиции отдельных судей, входивших в состав суда, и иным способом раскрывать тайну совещания судей (ст. 167 АПК РФ, ст. 194 ГПК РФ, ст. 298 УПК РФ).

Нарушение правила о тайне совещания судей является безусловным основанием отмены соответствующего судебного акта (ст. 270 АПК РФ, ст. 364 ГПК РФ, ст. 381 УПК РФ).

Тайна совещания присяжных заседателей аналогична тайне совещания судей. Согласно ст. 341 УПК РФ, вынесение вердикта присяжными заседателями производится в совещательной комнате, где присутствие иных лиц, за исключением коллегии присяжных заседателей, не допускается. Присяжные заседатели нс могут разглашать суждения, имевшие место во время совещания. Факт нарушения тайны

1 Пункт 15 Основных принципы независимости судебных органов (приняты седьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Милан (Италия), 26 августа - 6 сентября 1985 г., одобрены резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 1985 г. N 40/146)//Совстская юстиция. 1991. N 16. стр. 27

совещания присяжных заседателей является основанием отмены приговора (ст. 381 УПК РФ).

Большое значение в судопроизводстве имеет тайна закрытого судебного заседания 1 . Представляя собой исключение из общего принципа гласности судопроизводства, она гарантирует законные интересы тех участников судебного процесса, которые имеют право на сохранение в тайне информации с ограниченным доступом, раскрываемой в судебном заседании. Основное правило данного правового режима сводится к возможности суда отступить от конституционного принципа открытости судебного заседания, в случае, когда рассмотрение дела в обычном порядке может привести к нарушению государственной или иной охраняемой законом тайны (ст. 11 АПК РФ, ст. 10 ГПК РФ, ст. 241 УПК РФ). Участники судебного процесса под угрозой юридической ответственности обязаны сохранять в тайне любые сведения, полученные на закрытом судебном заседании.

В целом, анализ законодательства о тайне следствия и судопроизводства обнаруживает следующие недостатки.

Наряду с указанной теоретико-практической проблемой, законодательство о тайне следствия и судопроизводстве вызывает также ряд замечаний прикладного характера 2 .

1 См.: Бозров В. Гласность и тайна в уголовном процессе //Российская юстиция,- 2002.- № 2.

2 См. также: Сергеев В. Адвокат и "секретные материалы"//Бизнес-алвокат.- 2001.- № 13

Так ст. 182 УПК РФ, регламентирующая основания и порядок производства обыска, обязывает следователя принимать меры к обеспечению информационной безопасности только физических лиц. Возможность разглашения коммерческой тайны и иной конфиденциальной информации юридических лиц остается без внимания.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ, который наряду с всеобщей обязанностью неразглашения данных предварительного расследования предусматривает прямые аналогичные обязанности конкретных участников судопроизводства (потерпевшего, свидетеля, защитника и т.д.), не содержит нормы, прямо обязывающей не разглашать тайну предварительного расследования прокурора, следователя или дознавателя. Включение такой нормы в состав УПК РФ, на наш взгляд, сделает механизм привлечения прокурора, следователя или дознавателя к ответственности за разглашение тайны предварительного расследования более эффективным.

Механизм привлечения к ответственности судей, следователей и иных держателей тайны следствия и судопроизводства имеет и более существенные недостатки. Действующее законодательство практически не содержит норм, предусматривающих юридическую ответственность за разглашение тайны следствия и судопроизводства. Исключение составляет лишь ст. 310 УК РФ, признающей преступлением разглашение данных предварительного расследования лицом, предупрежденным в установленном законом порядке о недопустимости их разглашения, если оно совершено без согласия прокурора, следователя или лица, производящего дознание.

Как видно из приведенных примеров, недостатки действующего законодательства о тайне следствия и судопроизводства во многом связаны с отсутствием надлежащего доктринального фундамента. Теория, а вслед за ней и законодательство надлежащим образом не отвечают на основные вопросы о правовой природе, понятии, признаках и видах тайны следствия и судопроизводства, ее субъектном составе и месте в общей информационной системе.

Отвечая на поставленные вопросы, мы предлагаем рассматривать тайну следствия и судопроизводства как разновидность информации с ограниченным доступом и вид профессиональной тайны. Данный вывод сделан па основании ранее разработанного в настоящем исследовании определения профессиональной тайны.

От других видов профессиональной тайны тайну следствия и судопроизводства отличает, прежде всего, се субъектный состав и способы возникновения данного правового режима в отношении конкретных сведений.

Держателями и распорядителями тайны следствия и судопроизводства выступают, как правило, специальные субъекты оперативно-розыскной и следственно-судебной процессуальной деятельности, которые осуществляют свои обязанности на профессиональной основе: судьи, следователи, прокуроры, дознаватели, должностные лица органов оперативно-розыскной деятельности и т.п. Права и обязанности, в том числе обязанности по сохранению профессиональной тайны возникают для указанных лиц с момента вступления в соответствующую должность. C этого момента любая ставшая известная им при исполнении должностных обязанностей информация становится профессиональной тайной, при условии, если такая информация обладает общими признаками информации с ограниченным доступом.

Вместе с тем, обязанность по неразглашению тайны следствия и судопроизводства может возлагаться и на непрофессиональных участников оперативно-розыскной и судебно-следственной деятельности: граждан,

содействующих оперативно-розыскной деятельности, свидетелей, потерпевшего, гражданского истца и т.п. Обязанность по неразглашению тайны следствия и судопроизводства возникает у указанных лиц с момента, когда они предупреждены об ответственности за разглашение полученной информации (ст. 161 УПК РФ, 10 ГПК РФ).

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что тайна следствия и судопроизводства должна рассматриваться как элемент единой системы информации с ограниченным доступом, обладающая особыми признаками как вид профессиональной тайны. Такой подход позволяет не только внести ясность в теоретические вопросы оборота тайны следствия и судопроизводства, дополнить единый теоретический фундамент информации с ограниченным доступом как правового явления и создать условия гармоничного развития этого правового института. Он позволяет ответить на ряд практических вопросов о понятии, признаках, видах и субъектном составе тайны следствия и судопроизводства, что имеет принципиальное значение в повседневной правореализации.

2. Понятие Тайны следствия и судопроизводства

ПОНЯТИЕ ТАЙНЫ СЛЕДСТВИЯ И
СУДОПРОИЗВОДСТВА
• Это особый правовой режим информации
ограниченного доступа, возникающий в
ходе досудебного и судебного
производства по уголовному делу,
представляющий собой комплекс
уголовно-процессуальных средств,
обеспечивающих сокрытие и/или
правовую охрану указанной информации
от неправомерного доступа
(использования, разглашения), включая
санкции, применяемые в случае
нарушения такого режима;
• Это комплексный институт
законодательства, то есть совокупность
норм различных отраслей права,
регулирующих отношения по поводу
возникновения, использования и охраны
информации, составляющей тайну
следствия и судопроизводства, а также
сведений о защищаемых лицах и мерах
государственной защиты,
осуществляемой в соответствии с ФЗ от
20 августа 2004 г. № 119-ФЗ и другими
нормативными правовыми актами
Российской Федерации.

3. Субъекты и объекты тайны

СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ТАЙНЫ
Субъекты
• Следователь,
• Дознаватель
• Адвокат
• Судья
• Иные участники судебного процесса
Объекты
• тайна предварительного
расследования (следственная тайна);
• тайна оперативно-розыскной
деятельности;
• тайна судопроизводства (судебная
тайна).

5. сведения, составляющие тайну предварительного расследования

СВЕДЕНИЯ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ ТАЙНУ
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
1) о планировании расследования и следственных версиях;
2) о доказательствах, полученных при производстве следственных действий без участия
обвиняемого, а также о результатах оценки доказательств на определенных этапах расследования,
о мерах безопасности, применяемых в отношении участников расследования;
3) о тактике, ходе и результатах проведения некоторых следственных действий;
4) о личности, местожительстве и других данных должностных лиц, осуществляющих
расследование;
5) сведения о родственниках и близких работников правоохранительных органов, принимающих
участие в расследовании;
6) сведения о личности, местожительстве и другие анкетные данные отдельных участников
предварительного расследования, отдельных свидетелей, потерпевших, обвиняемых,
подозреваемых либо лиц, которые могут приобрести указанные статусы в ходе расследования;
7) сведения о родственниках и иных близких участников уголовного процесса, не являющихся
работниками правоохранительных органов.

6. В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом, ч. 2. ст. 241 существуют основания, ограничивающие гласность судебного

В СООТВЕТСТВИИ С УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫМ
КОДЕКСОМ, Ч. 2. СТ. 241 СУЩЕСТВУЮТ ОСНОВАНИЯ,
ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ ГЛАСНОСТЬ СУДЕБНОГО
РАЗБИРАТЕЛЬСТВА, В СЛУЧАЯХ КОГДА:
• Это может привести к разглашению государственной или иной охраняемой законом тайны;
• При рассмотрении уголовных дел о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими
возраста шестнадцати лет;
• При рассмотрении уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и
половой свободы личности, других преступлениях может привести к разглашению сведений об
интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих
их честь и достоинство;
• В интересах обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких
родственников, родственников или близких лиц.
Статья 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. содержит
положение об условиях закрытия судебного процесса полностью или в части по соображениям морали, в силу
необходимости обеспечения общественного порядка или национальной безопасности, либо когда того
требуют интересы несовершеннолетних, защита частной жизни сторон или интересы правосудия.

7. Законодательство:

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО:
• Статья 161 Уголовно-процессуального кодекса РФ
Недопустимость разглашения данных предварительного расследования (в ред.
Федерального закона от 17.04.2017 N 73-ФЗ)
• Статья 20 ФЗ от 10.06.2008 №76-ФЗ
"Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного
содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания«
• Статья 194 Гражданского процессуального кодекса РФ Принятие решения суда Пункт
3.
… Судьи не могут разглашать суждения, высказывавшиеся во время совещания.

• Статья 20 Арбитражного процессуального кодекса РФ
Порядок разрешения вопросов судом в коллегиальном составе. Особое мнение судьи
..При изложении своего особого мнения судья не вправе сообщать кому бы то ни было сведения
о содержании обсуждения при принятии судебного акта, о позиции отдельных судей, входивших
в состав суда, и иным способом раскрывать тайну совещания судей.
• Статья 341. Тайна совещания присяжных заседателей Уголовно-процессуальный кодекс
Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ
Присяжные заседатели не могут разглашать суждения, имевшие место во время совещания.
• Статья 9 ФЗ от 20.08.2004 №119-ФЗ
О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного
судопроизводства.

9. Ответственность предусмотренная за нарушения тайны следствия и судопроизводства

10. Тайна предварительного расследования

ТАЙНА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО
РАССЛЕДОВАНИЯ
Любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке,
определенном УПК РФ, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств,
подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных
обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, являются в соответствии с ч. 1
ст. 74 УПК РФ доказательствами. Не составляют исключения сведения, охраняемые
законом в качестве тайны.
Сведения, составляющие охраняемую законом тайну, представляют собой
разновидность информации (Закон № 149-ФЗ). К сведениям, составляющим охраняемую
законом тайну, в юридической литературе принято относить только информацию
ограниченного доступа. Статья 9 Закона № 149-ФЗ содержит принципиальные
правовые установления, касающиеся информации, доступ к которой ограничен
федеральными законами.

12. Особенности Взаимодействие следствия со СМИ

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
СЛЕДСТВИЯ СО СМИ
СМИ обязаны информировать население страны в том числе и о преступлениях и
деятельности по их расследованию. Однако на стадии предварительного расследования
обеспечить свободу слова и дать СМИ возможность информировать население страны о
происшедшем криминальном событии, и в то же время создать условия для объективного
расследования преступления органами предварительного следствия?
(ст. 49 Конституции Российской Федерации; ст. 181 Уголовно-процессуального кодекса РФ; ст. 310
Уголовного кодекса РФ; ст. 4 ФЗ о средствах массовой информации)

13. О тайне исповеди и свидетельском иммунитете священнослужителя в уголовном судопроизводстве

О ТАЙНЕ ИСПОВЕДИ И СВИДЕТЕЛЬСКОМ
ИММУНИТЕТЕ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯ В
УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
Проблемные вопросы
не во всех конфессиях
существует тайна
исповеди
не все религиозные
организации, где
осуществляют службу
священнослужители,
прошли государственную
регистрацию
ст. 56 УПК РФ
сформулирована таким
образом, что предоставляет
преимущества верующим
христианских конфессий, что
нарушает принцип равенства
всех перед законом и судом
по признаку религиозной
принадлежности

14. Справочные материалы

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
• ФЗ от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ О государственной защите потерпевших, свидетелейи иных
участников уголовного судопроизводства
П. 2, ст. 9: В исключительных случаях, связанных с производством по другому уголовному, гражданскому
либо административному делу, сведения о защищаемом лице могут быть представлены в органы
предварительного расследования, прокуратуру или суд на основании письменного запроса прокурора или
суда (судьи) с разрешения органа, принявшего решение об осуществлении государственной защиты.
П. 1, ст. 21: Государственная защита осуществляется с соблюдением конфиденциальности сведений о
защищаемом лице, если законодательством Российской Федерации они не отнесены к сведениям,
составляющим государственную тайну.
• ФЗ от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) Об оперативно-розыскной деятельности
Ст. 3: Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности,
уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации,
сочетания гласных и негласных методов и средств.

• Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, 1950
П. 1, ст. 6: Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему
любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в
разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Судебное
решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на судебные заседания в
течение всего процесса или его части по соображениям морали, общественного порядка или
национальной безопасности в демократическом обществе, а также когда того требуют интересы
несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон, или — в той мере, в какой это, по мнению
суда, строго необходимо — при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы
правосудия.
• "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от
19.02.2018)
П. 2, ст. 241: Закрытое судебное разбирательство допускается на основании определения или
постановления суда в случаях, когда:
• 1) разбирательство уголовного дела в суде может привести к разглашению государственной или иной
охраняемой федеральным законом тайны;

• Ст. 186: Контроль и запись переговоров
1. При наличии достаточных оснований полагать, что телефонные и иные переговоры подозреваемого,
обвиняемого и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела, их
контроль и запись допускаются при производстве по уголовным делам о преступлениях средней тяжести,
тяжких и особо тяжких преступлениях на основании судебного решения, принимаемого в порядке,
установленном статьей 165 настоящего Кодекса.
2. При наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении
потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников, близких лиц контроль и запись
телефонных и иных переговоров допускаются по письменному заявлению указанных лиц, а при
отсутствии такого заявления - на основании судебного решения.
3. В ходатайстве следователя о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров
указываются:
1) уголовное дело, при производстве которого необходимо применение данной меры;
2) основания, по которым производится данное следственное действие;
3) фамилия, имя и отчество лица, чьи телефонные и иные переговоры подлежат контролю и записи;
4) срок осуществления контроля и записи;
5) наименование органа, которому поручается техническое осуществление контроля и записи.

4. Постановление о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров направляется
следователем для исполнения в соответствующий орган.
5. Производство контроля и записи телефонных и иных переговоров может быть установлено на срок до 6
месяцев. Оно прекращается по постановлению следователя, если необходимость в данной мере отпадает,
но не позднее окончания предварительного расследования по данному уголовному делу.
6. Следователь в течение всего срока производства контроля и записи телефонных и иных переговоров
вправе в любое время истребовать от органа, их осуществляющего, фонограмму для осмотра и
прослушивания. Она передается следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в
котором должны быть указаны даты и время начала и окончания записи указанных переговоров и
краткие характеристики использованных при этом технических средств.
7. О результатах осмотра и прослушивания фонограммы следователь с участием специалиста (при
необходимости), а также лиц, чьи телефонные и иные переговоры записаны, составляет протокол, в
котором должна быть дословно изложена та часть фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет
отношение к данному уголовному делу. Лица, участвующие в осмотре и прослушивании фонограммы,
вправе в том же протоколе или отдельно изложить свои замечания к протоколу.
8. Фонограмма в полном объеме приобщается к материалам уголовного дела на основании постановления
следователя как вещественное доказательство и хранится в опечатанном виде в условиях, исключающих
возможность прослушивания и тиражирования фонограммы посторонними лицами и обеспечивающих ее
сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном
заседании.

• Ст. 11: Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве
1. Суд, прокурор, следователь, дознаватель обязаны разъяснять подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему,
гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права,
обязанности и ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав.
2. В случае согласия лиц, обладающих свидетельским иммунитетом, дать показания дознаватель, следователь,
прокурор и суд обязаны предупредить указанных лиц о том, что их показания могут использоваться в качестве
доказательств в ходе дальнейшего производства по уголовному делу.
3. При наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного
судопроизводства, а также их близким родственникам, родственникам или близким лицам угрожают убийством,
применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными
деяниями, суд, прокурор, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания, начальник органа
дознания, начальник подразделения дознания и дознаватель принимают в пределах своей компетенции в
отношении указанных лиц меры безопасности, предусмотренные статьями 166 частью девятой, 186 частью
второй, 193 частью восьмой, 241 пунктом 4 части второй и 278 частью пятой настоящего Кодекса, а также иные
меры безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
4. Вред, причиненный лицу в результате нарушения его прав и свобод судом, а также должностными лицами,
осуществляющими уголовное преследование, подлежит возмещению по основаниям и в порядке, которые
установлены настоящим Кодексом.

• П. 6, ст. 53: Полномочия защитника
Знакомиться с протоколом задержания, постановлением о применении меры пресечения, протоколами
следственных действий, произведенных с участием подозреваемого, обвиняемого, иными документами,
которые предъявлялись либо должны были предъявляться подозреваемому, обвиняемому;
• П. 3, ст. 97: Основания для избрания меры пресечения
Дознаватель, следователь, а также суд в пределах предоставленных им полномочий вправе избрать
обвиняемому, подозреваемому одну из мер пресечения, предусмотренных настоящим Кодексом, при
наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый, подозреваемый может угрожать свидетелю,
иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем
воспрепятствовать производству по уголовному делу.
• Ст. 20 ФЗ от 10.06.2008 №76-ФЗ
"Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о
содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания«
• Ст. 194 Гражданского процессуального кодекса РФ Принятие решения суда Пункт 3.
… Судьи не могут разглашать суждения, высказывавшиеся во время совещания.

• Статья 20 Арбитражного процессуального кодекса РФ
Порядок разрешения вопросов судом в коллегиальном составе. Особое мнение судьи
..При изложении своего особого мнения судья не вправе сообщать кому бы то ни было сведения о содержании
обсуждения при принятии судебного акта, о позиции отдельных судей, входивших в состав суда, и иным
способом раскрывать тайну совещания судей.
• Статья 341. Тайна совещания присяжных заседателей Уголовно-процессуальный кодекс Российской
Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ
Присяжные заседатели не могут разглашать суждения, имевшие место во время совещания.
• Статья 9 ФЗ от 20.08.2004 №119-ФЗ
О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.
• Статья 310 УК РФ
Разглашение данных предварительного расследования
• Статья 37 Закона о государственной гражданской службе
Разглашение сведений, составляющих охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших
известными государственному гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей, является
основанием для расторжения служебного контракта и увольнения государственного гражданского служащего

Для начала отметим, что под тайной следствия, согласно ст.161 УПК РФ, понимается информация, связанная с предварительным расследованием и не подлежащая разглашению. Это одна из разновидностей служебных тайн, которая используется только в определенной сфере деятельности – сфере выявления и раскрытия преступлений.

По смыслу рассматриваемой статьи, запрет на разглашение данных предварительного расследования абсолютный. Это значит, что участники уголовного судопроизводства не могут разглашать любые сведения, так или иначе связанные с делом. Однако следователь или дознаватель может дать разрешение на разглашение тех или иных данных, если это не противоречит интересам предварительного расследования и не нарушает прав других лиц.

Режим конфиденциальности не распространяется на информацию:

  • о нарушении законов органами госвласти и должностными лицами;
  • распространенную следователями, дознавателями или прокурорами в СМИ, через Интернет и иными публичными способами;
  • озвученную в ходе открытого судебного заседания.

Также не является разглашением данных предварительного расследования изложение соответствующих сведений в процессуальных документах, заявлениях, направляемых в государственные и межгосударственные органы по защите прав человека. Не считается разглашением предоставление информации по делу физлицу, выступающему в роли специалиста.

Ответственность за разглашение сведений, составляющих тайну следствия

Как видим, подозреваемый и обвиняемый не дают подписку о неразглашении. В ином случае указанные лица не могли бы в полной мере воспользоваться своим правом на защиту: об этом прямо говорится в Определении Конституционного Суда РФ № 467-О от 21.12.2004 года. К сожалению, на практике часто следователи пытаются взять такую подписку с подозреваемых и обвиняемых, чтобы затруднить для них процесс защиты. Подобные действия легко опротестовываются в суде уголовным адвокатом.

Что будет, если гражданин откажется подписывать такой документ?

В этом случае следователь в присутствии двух понятых документально фиксирует отказ: но физлицу будет по-прежнему грозит ответственность за раскрытие тайны следствия.

За разглашение данных, составляющих тайну следствия, предусмотрена уголовная ответственность по ст.310 УК РФ. Санкции данного преступления альтернативные:

  • до 80 тысяч рублей штрафа (или в размере заработка осужденного за период до полугода);
  • до 480 часов обязательных работ;
  • до 2 лет исправработ;
  • до 3 месяцев ареста.

Ст.310 УК РФ на практике применяется нечасто. Например, в 2018 году, по данным Судебного департамента при ВС РФ, не было зафиксировано ни одного случая привлечения к уголовной ответственности по указанной статье. Тем не менее, это не значит, что дела по ней не возбуждались.

Подавляющее большинство уголовных дел по ст.310 УК РФ открываются в отношении адвокатов, особенно тех, кто защищает известных личностей. И это понятно: адвокаты часто дают свои комментарии относительно хода предварительного расследования. Приведем пример такого дела.

Георгий Антонов, адвокат замначальника ГУЭБиПК Бориса Колесникова и руководителя главка Дениса Сугробова, был обвинен в разглашении тайны следствия. Защитник рассказал на пресс-конференции о некоторых эпизодах уголовного дела, а также раскрыл фамилии потерпевших. Адвокат посчитал, что может сообщить данную информацию, поскольку она является общеизвестной, и ее ранее озвучивали правоохранительные органы. Однако суд признал адвоката виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.310 УК РФ, и назначил штраф в размере 65 тысяч рублей. В честь 70-летия Победы и объявленной амнистии Антонова освободили от наказания и сняли судимость.

Опытный адвокат по экономическим делам прекрасно знает обо всех этих тонкостях и уловках, поэтому возбуждение в отношении него дела по ст.310 УК РФ маловероятно, а, значит, и его Доверитель не лишится правовой защиты в самый ответственный момент.

Тайна следствия УПК РФ, как юридический термин, не закреплена в нормативно правовых актах, но данное понятие тесно связано с предварительным расследованием дел, как гражданских, так и уголовных. Действует единственная процессуальная норма, которая предусмотрена ч.3 ст.161 УПК РФ. Согласно ее содержанию, нельзя придавать огласке, какую либо информацию, связанную с предварительным расследованием. Данные могут быть переданы только с разрешения уполномоченного лица (прокурора или следователя) и только в том объеме, который будет ими признан допустимым.

Общее понятие тайны следствия

понятие тайны следствия

Тайна следствия УПК — это определенные действия сотрудников правоохранительных органов по расследованию или уже собранные доказательства, а также некоторые пункты, которые необходимо хранить в секрете. Тайна предварительного следствия УПКРФ в первую очередь, необходима для того, чтобы информация из конкретного дела не попала в руки мошенников, свидетелей, потерпевшего или других частников уголовного процесса. Разглашение ее может повлечь за собой непоправимые последствия и, соответственно, нарушить законные права и интересы субъектов уголовного судопроизводства.

Разрешение на разглашение материалов дела имеется у сотрудников правоохранительных органов и то, только при условии, что огласка не скажется отрицательным образом на расследовании, и интересы фигурантов дела не будут в результате этого нарушены. Требуется отметить, что тайна накладывается и на определенные материалы из дела для сотрудников следствия. Они не могут разглашать личную информацию фигурантов процесса, так как это персональные данные.

Тайна следствия статья УПК РФ не состоит из одного единого списка запретных к разглашению данных и материалов, в каждом конкретном случае, должностные лица сами решают, какую информацию можно разглашать, а которую следует оставить конфиденциальной. Уголовно Процессуальный Кодекс требует, чтобы все фигуранты следствия подписывали документ о неразглашении информации, этот документ берет у фигурантов дела следователь или дознаватель. Тайна следствия распространяется на таких участников процесса:

  • потерпевший,
  • защитник,
  • гражданский истец,
  • свидетель,
  • эксперт,
  • переводчик,
  • понятой,
  • представитель потерпевшего,
  • лица, которые участвуют в опознании,
  • другие лица (на усмотрение следователя).

Соблюдение тайны следствия позволяет избежать взаимных обвинений до вынесения судом приговора, обеспечивает безопасность свидетелей и других участников уголовного производства, а также защищает честь и достоинство самого подозреваемого, до того как он будет признан виновным.

Если подписав документ, фигуранты дела расскажут кому-то известные до этого им материалы, это не является нарушением подписки. Нарушением будет разглашение данных, полученных в частной беседе с должностным лицом, которые до момента беседы, не были известны человеку.

Отказ участника уголовного производства дать подписку о неразглашении не освобождает лицо от ответственности, а в некоторых случаях, даже является основанием для отвода от дела данного участника процесса.

Что не является тайной следствия, а что конфиденциально?

постановления следователя

Многие граждане, покинув кабинет следователя, бояться сказать даже слово о предварительном следствии и материалах дела, вообще. Чтобы не нарушить предварительный этап расследования и не подпадать под уголовную ответственность за разглашение конфиденциальной информации. Нужно понимать, что говорить можно, ведь только так, фигурант расследования сможет отграничить запретную и дозволенную информацию. Не является тайной следствия:

  • постановления следователя, вынесенное в ходе уголовного судопроизводства, с которыми обвиняемый или подозреваемый может ознакомиться (постановление о возбуждении уголовного дела – статья146ч.4 УПК РФ, постановление об избрании меры пресечения – статья 101ч.2 УПК РФ и др.),
  • постановление о продлении предварительного следствия согласно ст.162ч.8 УПК РФ,
  • протокол задержания, а также протоколы следственных действий, которые были составлены при участии подозреваемого, обвиняемого – ст.53 п.1. ч.6 УПК РФ,
  • постановления о назначении судебных экспертиз и заключения этих же экспертиз – ст. ст.195 и 198 УПК РФ,
  • судебные решения о проведении оперативно-розыскных мероприятий,
  • все материалы дела, представляемые в суд следователем и прокурором при рассмотрении вопроса о заключении под стражу обвиняемого и продлении сроков его содержания,
  • материалы дела, которые стали основанием для возбуждения уголовного дела – ст.125 УПК РФ,
  • сведения о лицах, которые проводили предварительное расследование по уголовному делу и состав следственной группы – ст. 163 ч.2 УПК РФ,
  • сведения об экспертах и об учреждениях, где проводились экспертизы. Не являются тайной также данные,которые подтверждают уровень квалификации эксперта.

Последствия разглашения этих сведений не критичные, их разглашение не наказывается законом и более того, ознакомление с вышеперечисленными материалами обязательно, в некоторых случаях. Совершенно иной результат будет, если фигуранты дела начнут разглашать такую информацию, как:

  • показания свидетелей и потерпевшего,
  • перечень вещественных доказательств и протокол приобщения их к уголовному делу,
  • результаты проведения обысков,
  • ходатайство следователя о наложении ареста на почтовые, телеграфные отправления и прослушивания телефонов.

Закон Российской Федерации за разглашение этих сведений предусматривает наказание в виде штрафа до 80 тыс. руб. заработной платы и иного дохода за период до 6 месяцев или же исправительные работы, сроком до 480 часов, либо арестом до 3 месяцев. Доступ к этим материалам дела становиться открытым, после завершения расследования и назначение судом приговора.

Обвиняемый вправе обжаловать приговор, вправе требовать исходя из изложенных процессуальных норм, проведение очной ставки с потерпевшим или свидетелем, а также допроса свидетелей защиты. Если ходатайство будет удовлетворено, защитник обвиняемого может лично участвовать в следственных экспериментах и других, указанных следственных действиях.

С каждым годом вносятся поправки в УПК РФ и следственный занавес, все больше открывается, этим самым сокращая пределы следственной тайны. С одной стороны, это хорошо, ведь все фигуранты дела, смогут следить за прозрачностью ведения следствия, но с другой стороны, начало гласности может навредить установлению истины и создаст благоприятные условия для противодействия расследованию со стороны лиц, которые нарушили уголовный закон. Как бы то ни было, институт тайны предварительного расследования на сегодняшний день, является одной из самых важных гарантий надлежащего совершения правосудия и обеспечения прав личности в уголовном процесс.

Читайте также: