Таинство брака в православии доклад

Обновлено: 12.05.2024

Самые важные и ответственные моменты жизни христианина неразрывно связаны с храмом. Здесь в таинстве крещения христианин рождается духовно. Здесь каждый раз обновляется в таинстве покаяния и причащения. Однажды он приходит сюда рука об руку с человеком, с которым хочет разделить жизнь. Приходит с надеждой на то, что в таинстве венчания Господь соединит две индивидуальности в нерасторжимое целое и соделает семьей. Семья — это малая Церковь, где два человека соединяются, для того чтобы вместе идти ко спасению, родить и воспитать детей для службы Богу. Церковь подает в таинстве брака особую благодать, помогающую семье жить свято.

О таинстве брака. История происхождения и содержание чина венчания

О таинстве брака. История происхождения и содержание чина венчания

О происхождении брака и возникновении чина венчания

О таинстве брака. История происхождения и содержание чина венчания

Позднее знаком благословения брачного союза стало считаться присутствие на брачном пире священнослужителя. Есть свидетельства того, что во времена св. Иоанна Златоуста священнослужители читали молитву на благословение брака. Брачная же церемония и тогда еще была неким гражданским актом и проводилась по традиции того общества, в котором жили супруги-христиане.

Мирские развлечения на свадьбе не всегда оказывались совместимыми с требованиями христианского благочестия, однако, даже при заключении брака между христианами, не все и не всегда могли от них отказаться. Поэтому возникла нужда разграничить мирскую часть торжества бракосочетания и церковную, при этом последней отдавалось явное предпочтение. Для благословения супруги стали приходить в церковь, и церковная церемония окончательно отделилась от светской, став в IV–VI веке чином венчания.

Над кем совершается таинство

О таинстве брака. История происхождения и содержание чина венчания

Что необходимо для совершения брака

Первое и самое важное условие — добрая воля, чистая совесть и искренние намерения жениха и невесты, их обещание взаимного уважения и доверия. Вторым важным условием является благословение: каждой из сторон следует заручиться благословением на вступление в брак от своего духовного отца и от своих родителей (или старших в семье). В прошедшие времена благословение родителей часто бывало определяющим в вопросах выбора супруга и вступления в брак.

О таинстве брака. История происхождения и содержание чина венчания

В любом случае, серьезным фундаментом христианского брака должны быть добрые христианские качества обоих супругов; все эмоциональное и чувственное — ненадежно и преходяще, и потому оно отодвигается на второй план.

Будущие муж и жена не должны быть родственниками — церковные правила подробно регламентируют допустимые степени родства.

Таинство, как правило, совершает священник, являющийся духовным отцом жениха и невесты. Если же это по каким-то причинам невозможно, обвенчать молодую пару может любой священник. Однако благословение духовного отца на брак является непременным условием.

Брак обычно совершается в присутствии свидетелей.

Минимальный возрастной порог для вступающих в брак девушек — 14 лет, для юношей — 16. Если до 45 лет мужчина сохранил целомудрие и не создал семью, Церковь призывает его к дальнейшему воздержанию. Максимально допустимой разницей между супругами считается 13 лет, если мужчина при этом старше женщины.

Иногда жених и невеста приходят к венчанию, имея на руках гражданское свидетельство о браке. Бывает, что свидетельство из ЗАГСа и штамп в паспорте супруги получают уже после того, как состоится их венчание в церкви.

Время совершения венчания

Христианин прибегает к таинствам после соответствующей духовной подготовки в то время, когда это потребно для него. Существуют обычаи прибегать к исповеди и причастию во время поста, потому что пост располагает к покаянию и приготовляет душу и тело к принятию Тела и Крови Христовой. Сегодня, как и в древности, в некоторых приходах взрослые принимают крещение по завершении Великого поста перед Пасхой Христовой. Однако в случае необходимости исповедь, причастие, крещение и другие таинства совершаются вне зависимости от постов и праздников. Таинство брака при этом является исключением. Начало семейной жизни несовместимо с постом и великими церковными торжествами, когда Церковь призывает отвлечься от всего плотского и земных попечений и погрузиться в молитву.

О таинстве брака. История происхождения и содержание чина венчания

Дни, в которые не совершается таинство брака

(даты даны по старому стилю)

— Святки — с 25 декабря по 6 января включительно.

— По вторникам, четвергам и субботам (т.е. накануне среды, пятницы и воскресения в течение всего года).

— Накануне двунадесятых, храмовых и великобденных праздников.

— В Неделю мясопустную и седмицу сыропустную.

— Во все посты и в загoвения на пoсты.

— На Светлой (Пасхальной) седмице.

— В праздник Усекновения главы св. Иоанна Предотечи (29 августа).

— В праздник Воздвижения Честна́го и Животворящаго Креста Господня (14 сентября).

— Накануне уставных дней всеобщего поминовения усопших (в пятницы родительских седмиц):

17 февраля (ст. ст.) — Вселенская (Мясопустная) родительская суббота.

24 апреля (от обычая) — вторник Фоминой седмицы (Радоница).

2 июня — Вселенская (Троицкая) родительская суббота.

20 октября — Димитриевская родительская суббота.

Последовательность и символизм действий чина венчания

День венчания в любом случае остается в памяти на всю жизнь. Но чтобы глубже понять и прочувствовать его значимость и торжественность, необходимо подготовиться к нему заранее. Чин венчания содержит множество глубоких по содержанию молитв и мудрых наставлений. В последовательности действий священника и новобрачных заложен глубокий смысл, поэтому, прежде чем прибегнуть к таинству, хорошо было бы разобраться в смысле произносимых молитв и значении совершаемых действий. Ниже мы приведем общую последовательность и кратко расскажем о значении каждого из действий священника.

По благочестивой традиции, заключению брака предшествует недельный пост супругов, а накануне таинства жених и невеста приходят в храм на исповедь, чтобы с чистым сердцем начать новую страницу в своей жизни. Венчание совершается после литургии. Хорошо, если жениху с невестой удается попасть на литургию в храм, чтобы помолиться перед столь значимым для них событием. Как и в прошлом, сегодня некоторые благочестивые христиане стараются не просто полностью помолиться службу, но за литургией причаститься Святых Христовых Таин. После службы, пока молящиеся расходятся из церкви и священник готовится к совершению Чина венчания, у молодых будет достаточно времени, чтобы облачиться в праздничные одежды и подготовить все необходимое.

О таинстве брака. История происхождения и содержание чина венчания

Перед началом венчания новобрачные приносят и отдают священнику кольца, свечи, повойник, подножие, чашу (рюмку) для вина, небольшой платочек для того, чтоб накрыть соединенные руки новобрачных.

По обычаю, шествие в храм бывает с пением в преднесении икон. Иконы, обычно это иконы Спасителя и Богородицы, полагаются на чистый плат — рушник — и вручаются кому-либо из благочестивых людей, чаще юноше и девушке или детям. Несущие иконы идут впереди, следом за ними — жених с невестой и гости. Ради торжественного события жених и невеста одеваются в праздничные одежды. Жених — в косоворотку или кафтан, невеста — в сарафан, чаще красный или белый. Как и на прочих богослужениях, в руках у них лестовка, постоянный спутник христианина в молитве.

О таинстве брака. История происхождения и содержание чина венчания

Жених и невеста с пением молитв вводятся в храм. Жених при этом поставляется по правую, а невеста по левую сторону. Такой порядок соблюдается в храме во время любой службы, сохраняется он и при венчании: муж — как поставленный Господом глава жены и в порядке стояния первенствует пред женой и потому стоит справа.

О таинстве брака. История происхождения и содержание чина венчания

В алтаре на престоле священник полагает два кольца. Прикосновение к престолу, на котором совершается божественная литургия, освящает кольца, а также свидетельствует о том, что жених и невеста обручаются не только по своему изволению, но испрашивают благословения Божия на свой союз. Кольца (или, как их именуют в молитвах, перстни) подтверждают согласие жениха и невесты впредь вместе идти по жизни. Перстень, по древнему обыкновению, служит символом подтверждения некого договора — отныне новобрачные вверяют друг другу свои права, честь и спокойствие. И как неразрывен и не имеет конца круг кольца, так неразрывным и вечным будет союз этих двух людей. Священник от престола износит кольца, благословляет ими жениха и невесту и надевает кольца им на безымянный палец правой руки, затем он молится, чтобы Христос, от язык предобручивый Себе Церковь деву чисту, благословил и это состоявшееся обручение и сохранил обручающихся в мире и единомыслии.

О таинстве брака. История происхождения и содержание чина венчания

В прошлом был распространен обычай отделять обручение от собственно венчания. В таком случае — если венчание решено совершать позже и отдельно — священнодействия и молитвы Чина обручения на этом заканчиваются. Но сегодня случаи, когда жених с невестой сначала обручаются, а венчаются спустя какое-то время, единичны, и обручение, как правило, переходит в венчание.

Если же сразу за обручением следует и венчание, то невесте прямо здесь, в притворе, надевается повойник (полотняная шапочка), а поверх повойника платок. Так невеста благословляется впредь всегда покрывать голову: в храме молиться в платке с повойником, а на людях быть в платке или ином приличном головном уборе.

О таинстве брака. История происхождения и содержание чина венчания

Начинается венчание. Священник проводит пару в центр храма и поставляет их перед Святым Евангелием. Закон, оставленный Христом и записанный в Евангелии, это путеводитель для будущих супругов и руководство во всех их совместных действиях и отношении друг к другу и ближним.

О таинстве брака. История происхождения и содержание чина венчания

В назидание новобрачным читаются послание апостола Павла к Ефесянам о совершенной любви в браке и Евангелие о первом чуде Христа, совершённом на брачном пире в Кане Галилейской. В молитвах священник просит Бога помочь супругам во всяком благом деле, сохранить целомудрие и чистоту, даровать им детей.

Устами священника в трогательных молитвах Чина венчания Святая Церковь воспоминает благословленные Самим Богом браки св. праотцев наших и призывает на брачующихся то же благословение Господне, коего сподобились они, молит Всевышнего сохранить вступающих в брак, как сохранены были Ной в ковчеге, Иона во чреве китове и три отрока в пещи вавилонской, даровать супругам единомыслие душ и телес, долгоденствие, венец неувядаемый на небесах, даровать от росы небесныя свыше и от тука земного, исполнить их домы пшеницы, вина и елея и всякие благостыни, дабы они могли, всякое самодовольство имуще, преподавать и требующим. Вместе с тем пастырь Церкви умоляет Господа помянуть и родителей жениха и невесты, ибо молитвы родителей утверждают основание домов.

Взяв в алтаре с престола венец, священник выносит его, благословляет им мужа и налагает венец на главу его, моля Господа славою и честию венчать жениха. Так же износится венец для невесты. Муж и жена становятся как бы царями дома, всего будущего потомства, обязуясь пользоваться этой властью разумно и во благо для всех. В древности венцами украшались главы победителей, возложение венцов на жениха и невесту служит для них как бы наградой за их целомудренную жизнь до брака и предвестием той награды, которую Господь уготовал супругам, честно прожившим свою жизнь.

О таинстве брака. История происхождения и содержание чина венчания

Затем иерей, также от престола, выносит чашу с вином и трижды подает пить жениху и невесте в знамение единения в Боге. Отныне во все время последующей супружеской жизни все у них должно быть общее: одни желания и намерения, — и все они должны делить между собой пополам, — и счастье, и несчастье, и радости, и скорби, и труды, и покой, и подвиги, и венцы за подвиги. Чаша эта здесь же, в храме, разбивается, дабы никто никогда не пил из нее.

О таинстве брака. История происхождения и содержание чина венчания

Затем священник разворачивает молодых лицом к людям и читает наставление о благочестивой супружеской жизни. Потом священник снова разворачивает их к алтарю и снимает венцы с головы жениха и невесты. Затем провозглашается многолетие новобрачным, после чего они прикладываются ко кресту (если жених с невестой пришли в храм с иконами, то прикладываются к этим иконам).

После этого новобрачные вместе со всеми присутствующими совершают исходные поклоны, и первым поздравляет новобрачных священник, совершавший венчание. Затем они сами поздравляют друг друга и, обратившись к людям (на запад), принимают поздравления от гостей.

Читайте также: