Священные места бурятии доклад

Обновлено: 04.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дацаны республики Бурятия

В середине XVIII века в Селенгинской степи подул божественный ветер. Говорят, что на месте нынешней середины Гусиного озера буддийский священник Ахалдийн Жинбэ (Жамба Ахалдаев) в 1741 году поставил большую войлочную юрту, которая служила кумирней. Так начиналась история Тамчинского (Гусиноозерского) Дацана. Место под его строительство указал первый пандито хамбо-лама Дамба-Даржаа Заяев.

По преданиям, после установления кумирни в один прекрасный день ламы стали свидетелями настоящего чуда: вокруг колодца, находящегося возле храма Будды, вдруг выступила вода. Она расширяла свои границы. Так что Дацан пришлось дважды переносить на более возвышенные места. Со времени основания Тамчинского Дацана ему покровительствует божество огня — богиня Балдан Лхамо, основной сахюусан (хранитель) Дацана, место обитания которой — священная гора Бурин-хан. Богиня традиционно изображается едущей на муле или коне… Постепенно буддийский монастырь менял свой облик. В 1750 году здесь построили деревянный храм. Вместе с расширением Дацана росло его влияние и значимость среди буддистов, населяющих южную сторону Байкала.

1809 год — особая веха в истории Дацана. Тогда Тамчинский Дацан стал Хамбын Хуреэ, т.е. резиденцией хамбо-ламы, главы всех бурятских буддистов, и более 130 лет был центром бурятского российского буддизма и буддийской мысли.

В 1858 году началось возведение нового главного храма Цокчен (Сокшин). И в 1870 году пейзаж Тамчинской долины украсило величественное белое трехэтажное каменное здание, украшенное наверху двумя позолоченными оленями с колесом между ними. Новый Сокшин-дуган стал первым образцом нового типа храмов в бурятском культовом зодчестве.

Расцвет Тамчинского Дацана пришелся на начало XX века. В это время он превратился в большой поселок.В 1903 году здесь насчитывалось около 300 домов, 22 дугана и служило более 1000 лам.

Тамчинский Дацан дал российскому будизму девять пандито хамболам. Одним из самых известных хамбо-лам Тамчинского Дацана считался Гомбын Дампил (Дампил Гомбоев), который занимал этот высокий пост с 1878 по 1896 годы.

У подножия Хамар-Дабана, на степных просторах, в тихом урочище, в 30-ти километрах от Улан-Удэ, находится духовная столица Буддийской Традиционной Сангхи России - Иволгинский Дацан. В солнечную погоду ярко сверкают позолоченные храмы, издали встречая паломников и гостей. Кажется, здесь остановилось быстротечное время, а воздух наполнен терпким и пряным ароматом Востока. Это уникальное сооружение возведено руками местных, прежде всего оронгойских, мастеров.

В Дацане проводятся службы-хуралы, посвященные важнейшим событиям буддийской истории, ежедневные ритуалы в честь защитников и хранителей учения - сахюусанов и другие обряды, помогающие и защищающие верующих от различных негативных сил.

Иволгинский Дацан был открыт в 1945 году как единственный буддийский духовный центр в СССР. С течением времени из небольшого “Хамбинского сумэ” он преобразился в монастырский комплекс с резиденцией Хамбо-ламы, главы буддистов России. Постепенно сложился монастырский комплекс, ставший местом тяготения паломников и туристов. Алтари и интерьеры храмов комплекса украшают подлинные произведения искусства. 196 объектов (танки, скульптура) определены как движимые памятники и находятся под охраной государства. В 1991 году при Дацане создан буддийский институт Даши Чойнхорлин, где в настоящее время обучаются около 100 хувараков-студентов.

Дацан охраняется государством как памятник культового зодчества. Дацанский комплекс представлен главным храмом Согшин-дуганом, Майдрин-сумэ, Деважин,Сахюусан-сумэ. Кроме этого, на территории монастыря располагаются здания библиотеки, факультета философии Чойра, учебный корпус буддийского института Даши Чойнхорлин, гостиница, музей памятников буддийского искусства, священные ступы-субурганы, различные служебные помещения и дома лам.

Резиденция Хамбо-ламы Итигэлова

Хамбо-лама Даши-Доржо Итигэлов -перерожденец 1 Пандидо Хамбо ламы Дамба Доржо Заяева, основателя буддизма в России, был практиком высочайшего уровня, который достиг прямого постижения Пустоты - Великой реальности всех явлений. Он был известен Буддийскому миру тем, что составил комментарии к сочинению Богдо Цзонхавы, основателя школы Гелугпа* (15век) “Дэмбэрэл додбо” - “Хвала взаимозависимому происхождению” - коренному тексту по пустотности всех явлений. Уходя из жизни в состоянии медитации, через 75 лет Великий Учитель смог явить свое нетленное тело взору своих последователей

В настоящее время пока только 6 раз в году - в дни Великих буддийских праздников - возможно общее поклонение Хамбо Ламе Итигэлову. * форма Тибетского Буддизма, известной под названием ламаизм.

Улан-Удэнский Дацан Хамбын-Хурэ - резиденция Пандито - Хамбо Ламы.

Расположен в 300 км от города Улан-Удэ. Построен в 1826 году и представлял собой комплекс из четырех дуганов. Сокровищем Дацана является статуя Зандан Жуу - Будда из сандалового дерева, которая по преданию является единственной прижизненной скульптурой Будды Шакьямуни. По своей архитектуре Эгитуйский Дацан был одним из красивейших. Три дугана - медицинский, философский и астрологический – окружали главный Храм. При Дацане действовала типография. Одним из почитаемых праздников был Цам.

Решением Сугунды Традиционной сангхи России 22 апреля 2003 года статуя Зандан Жуу утверждена в качестве одной из буддийских святынь России.

Эгитуйский Дацан – один из самых известных в республике. Такое притяжение объясняется тем, что в нем находится знаменитая статуя Будды, буддийская святыня, широко известная во всем мире.

С 90-х годов XX века начались процессы возрождения буддизма в России, которые повлияли и на Бурятию, где возник сразу целый ряд буддийских общин.
К 2011 году в республике насчитывалось уже 53 организации.
В 1991 году при Иволгинском дацане был открыт Буддийский институт "Даши Чойнхорлин", где проходят обучение будущие ламы, переводчики канонических текстов и художники-тханкописцы. Широко практикуется традиционная тибетская медицина.
Самой крупной и влиятельной из всего многообразия организаций бурятских буддистов является централизованная религиозная организация - Буддийская традиционная Сангха России (БТСР). Ее возглавляет Пандито Хамбо лама , резиденция которого расположена в Иволгинском дацане . С 1995 года Хамбо Ламой стал Аюшеев Дамба Бадмаевич, осуществивший ряд религиозных реформ.
К БТСР принадлежат 26 общин Бурятии.
Существуют также Объединение буддистов Бурятии, насчитывающее 13 общин,
Республиканская централизованная религиозная буддийская организация "Майдар", в составе которой 5 общин;
Духовное управление буддистов России объединяет 3 общины.
Все они развивают традицию Гелуг тибетского буддизма .
Наряду с ними существуют 6 независимых общин, среди которых есть последователи тибетских традиций Ньингма , Сакья и Карма Кагью .
В настоящее время в республике активно возрождаются и строятся новые дацаны, храмы-дуганы, сумэ и ступы- субурган ы, воссоздается по фотографиям и гравюрам традиционная архитектура дацанов .
Исторические и современные дацаны Бурятии:
Анинский дацан
Ара-Киретский дацан , Ашабагатский, "Галдан Даржалин"
Атаган-Дырестуйский дацан , или Джидинский, "Лхундуб Дэчинлинг"
Ацагатский дацан , Курбинский, "Гандан Даржалинг" ,
Ацайский дацан , "Тубдэн Даржалинг"
Баргузинский дацан , "Гандан Шаддолин".
Бултумурский дацан , "Дамчой Равжалин"
Бургултайский дацан , "Дондуп Норбулин"
Гусиноозерский (Тамчинский) дацан , " Даши Гандан Даржалинг"
Загустайский дацан , Джагустайский, Тохойский, "Дэчен Равжалинг",
Иволгинский дацан , "Гандан Даши Чойнхорлинг"
Табангут-Ичетуйский дацан , "Дэчен Рабжалин"
Кижингинский дацан , "Дэчен Даши Лхумболинг"
Курумканский дацан , "Гандан Ше Дувлин"
Кыренские дацаны , два: "Тушитэ"и "Гандан Даржалин",
Окинский дацан , "Пунцогнамдоллинг"
Орликский дацан , "Ламажабдойлин"
Санагинский дацан , "Даша Пунцоглин"
Сартуул-Булагский дацан "Гэдээн Пунцоглинг"
Сартул-Гэгэтуйский дацан , "Дамба-Брейбулинг"
Тугнуйский дацан , или Тугно-Галтайский "Даши Чойнхорлинг"
Улан-Удэнский дацан Хамбын Хурэ
Хойморские дацаны , (два) "Дэчен Равжалин" и "Бодхидхарма"
Цолгинский дацан
Цонгольский дацан "Балдан Брэйбун", называемый также Хилгантуйский, или Мурочинский, - старейший дацан России.

http://vbuddisme.ru/upload/iblock/f90/f90f4ebb6a2e635bdabcf0640629b9d9.jpg

Он служил первым крупным центром буддизма в России и первой резиденцией глав бурятского буддизма - Пандито Хамбо лам - многие годы.
Чесанский дацан ,"Гандан Чоймпэллинг"
Шибертуйский дацан "Даша Лхундублин"
Шулутский дацан "Гандан Даржалин"
Эгитуйский дацан "Дамчой Равжелинг"
Янгажинский дацан "Даши Ширбубулин".
Кроме того, буряткие дацаны существуют и шире по стране.
В Забайкальском крае (образованном благодаря слиянию Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа) расположены Цугольский дацан "Даши Чойнполин" (с 1801 г.).
Агинский дацан "Дэчен Лхундублин" (с 1811 г),
открыты Угданский дацан "Содном Даржалинг" (с 1991 г.) и
Читинский дацан "Дамба Брайбунлинг" (с 2001 г.)
Как филиал Агинского дацана был создан
Узонский дацан (Тарбагатайский) "Даши Тубдэлин", ставший самостоятельным дацаном, и
Зугалайский дацан "Дэчин Чойнхорлин" .
Известны исторические Токчинский дацан , существовавший в селе Токчин Дульдургинского района,
Бырцуйский дацан ,
Хужиртаевский дацан "Ганпил Дарбалинг",
Ульхунский дацан , а также
Гунейский дацан в местности Жаргаланта Цаган нуга на реке Онон Нерчинского уезда Забайкальского края.

http://vbuddisme.ru/upload/iblock/235/235664f17df7d2b386605387416ebec3.jpg

В Иркутской области восстанавливается старейший на этой территории Аларский дацан "Даши Чойнхорлинг",
Иройский дацан "Чойндон Даржалин",
строится Унгинский дацан в Нукутском районе Усть-Ордынского Бурятского округа Иркутской области,
а также существует Усть-Ордынский дацан "Тубдэн Даржалин".
Широко известен Дацан Гунзэчойнэй в Санкт-Петербурге.
Бурятский буддизм развивался в русле тибетской традиции Гелуг. В ней всегда уделялось исключительное внимание монастырскому образованию, особенно в области философии, и всегда поддерживались высокие образовательные стандарты.
За три минувших столетия буряты сумели внести свой значительный вклад в развитие мирового буддизма. Среди бурятских буддийских учителей есть имена, знаменитые на весь мир:
Заяев, Дамба-Даржай (1711-1776 гг.) - первый выдающийся бурятский лама, получивший полное классическое буддийское образование в Тибете, сумевший убедить российское правительство в необходимости узаконить буддизм в стране, ставший Первым Пандито Хамбо ламой, главой бурятских буддистов.
Агван Доржиев (1853/54 - 1938 гг) - наставник Далай ламы XIII, известный дипломат и просветитель, настоятель Санкт-Петербургского дацана Гунзэчойнэй.
Итигэлов
Бадмаев
Цыден Соодоев (Соодой лама) - ширээтэ лама Баргузинского дацана (1894-1901), признанный мировым буддийским сообществом тулку - воплощением великого индийского философа и йогина Нагарджуны (ок. II века н.э.), легендарного основоположника Махаяны .
Дандарон, Бидия Дандарович
и др.

Буддийские святыни Бурятии

22 апреля 2003 года было принято Решение Буддийской традиционной сангхи России "утвердить в качестве буддийских святынь России: статую Зандан Жуу, Атлас тибетской медицины, Драгоценное тело Хамбо Ламы Д-Д.Итигэлова".
Самая известная сегодня в мире бурятская святыня - нетленное Драгоценное тело Хамбо Ламы XII Даши-Доржо Итигэлова , находится на территории Иволгинского дацана. Феномен Хамбо Ламы Итигэлова показывает, насколько глубокие методы медитации применялись в буддизме Бурятии.

Другая всемирно известная святыня, находящаяся на территории Бурятии - очень древняя и уникальная. Это Сандаловый Будда , Зандан-Жуу. Скульптура Будды высотой 2 метра 18 см выполнена из сандалового дерева, как гласит предание, 2500 тысячи назад по заказу раджи Уддияны . Теперь она хранится в Эгитуйском дацане . Считается, что эта единственная в своем роде статуя сделана при жизни Будды Шакьямуни и точно передает образ Просветленного. Эта статуя в буддийской традиции приравнивается к живому Будде, такое сильное оно несет благословение.
Есть упоминания и о других портретных изображениях Будды, но достоверных подтверждений тому, что они действительно существовали, нет.
Есть также В Тибете в храме Джоканг , история которого насчитывает 1,5 тысячи лет, другая древняя статуя - Джово Шакьямуни - из сплава драгоценных металлов, которая считается самой священной в Тибете. Она изображает 12-летнего Сиддхартху Гаутаму, и считается созданной с натуры в Капилавасту во время юности будущего Будды, то есть в период до достижения им Просветления.
Живописный Атлас тибетской медицины носит название "Вайдурья-онбо", что означает "Голубой берилл". Он был создан по заказу регента V Далай-ламы, выдающегося политика и ученого Дэсрида Санчжяй Чжамсо (1653-1705 гг). Он представляет собой свод из 76 иллюстраций к главному трактату 17 века по тибетской медицине "Чжуд-ши". Все они выполнены в едином формате и композиции, одинакового размера,в традиционной технике свитковой живописи тханка на грунтованном льняном полотне минеральными красками. Это выдающийся памятник науки и культуры Востока. Наиболее полная из трех существующих копий этого раритета, сделанная в 19 веке, и известная как "Атлас тибетской медицины", является государственной собственностью Российской Федерации и более 60 лет хранится в Национальном музее Республики Буряти я .
Буддийскими святынями в Бурятии являются и старейшие дацаны, все они пострадали в советский период, многие из них восстанавливаются, и каждый желающий может оказать в этом посильную помощь.
Также в окрестностях Цонгольского дацана расположена священная скала Ранжур в одноименной местности, известная самопроявленными слогами мантры Авалокитешвары в камне -"Ом мани падме хум". Слоги на скале были обнаружены первым настоятелем Дацана более 200 лет назад, и теперь это место считается еще одной буддийской святыней Бурятии, к которым совершают паломничество буддисты Центральной Азии и Забайкалья. Такие проступающие мантры в камне - большая редкость, подобное обнаруживали в буддийских странах в Гималаях. У скалы ежедневно проходят медитации.

Дацаны Бурятии, Ацагатский дацан

от Nargiza · Апрель 11, 2014

Шабанова Наталья Сергеевна

Сандаловый Будда – Зандан Жуу , Эгитуйский дацан, Еравнинский район. Статуя в буддизме – это живой представитель божества, в данном случае, самого Будды. Почитая его статую или изображение, мы получаем благословление лично от него. Сандаловый Будда или по-бурятски Зандан Жуу считается прижизненным изображением Будды. По легенде могущественный царь загадочной страны Уддияна по имени Прасенаджит обратился к ученикам Будды с просьбой увидеть самого Учителя и создать его статую. Будда на тот момент находился в небесах Тридцати Трех Богов, даруя там учение. Маудгальяна , его ученик, обладал сверхъестественными способностями, и поэтому без труда перенес скульпторов в мир божеств. Вернувшись, они создали из сандалового дерева в натуральную величину статую Будды. Говорят, что когда Будда возвратился в мир людей, эта статуя ожила, и, сделав 6 шагов, поклонилась ему. Великий Учитель предсказал, что статуя через столетия окажется далеко на севере, где произойдет расцвет буддизма.

Нетленное Тело XII Даши Доржо Этигэлова , Иволгинский дацан В 2002 году весь мир облетела информация о Нетленном теле бурятского ламы. После 75 лет нахождения в земле тело Этигэлова сохранилось. Хамбо Лама поставил науку в тупик, которая не способна объяснить его феномен. Он смог достичь высшего духовного уровня, благодаря которому контролирует свое тело. Вернувшись к потомкам, он знаменовал новый веху в истории российского буддизма – его подлинное возрождение. Тысячи верующих приезжают в дни больших буддийских праздников в современный центр буддизма в России – Иволгинский дацан для поклонения Этигэлэй Хамбо . Многие из них считают, что, обращаясь ему с мольбой о разрешении трудностей, помощи и благословления, Этигэлэй Хамбо , действительно, помогает им.

Проявление богини Янжимы , село Ярикто , Баргузинский район Янжима – это покровительница мудрости, ремеслам, плодородию, искусства, матерей и детей. На санскрите ее имя звучит как Сарасвати . По преданию, изначально Янжима пришла в наш мир, чтобы даровать знания, помогающие рассеять тьму неведения. Во время поисков священных реликвий экспедицией лам в Баргузинской долине Пандито Хамбо Лама XXIV Дамба Аюшеев вошел в медитацию и увидел, что недалеко от него на скале проявился лик божества. Это была богиня Янжима . До этого никто ее здесь не видел.

Великая ступа, Джарун Хашор Чоддэн Лхахан Великая ступа способна исполнить молитвы верующих. По своим особенностям она подобна Драгоценности, исполняющей Желания. Паломники, совершающие обход ступы, простирания, независимо от вероисповедания получают огромную пользу. Камни уложены так, чтобы принести безграничную радость людям. Великая Ступа Джарун Хашор Чоддэн Лхахан – олицетворение Разума всех Будд и Бодхисатв трех времен и десяти сторон, несвойственное космическое тело Будд ( Дхармакая ), выражение милосердия ко всем живым существам .

Шаман-камень, одна из 9 святынь Центральной Азии Ольхон – это обитель хранителей озера Байкал. А Шаман-камень или Мыс Бурхан – дворец владыки острова Ольхон – Хан- Хото Баабай , спустившийся с небес на землю. Это сакральное место внешне похоже на волшебный дворец. Гора сложена из кристаллического известняка – мрамора, обладает большой силой и энергией. В скале есть пещера, в начале XX века в период распространения буддизма среди западных бурят там был установлен буддийский алтарь. Говорят, рядом со скалой в роще хоронили больших шаманов. Со священным местом связано множество табу. Одним из основных, нельзя подходить к нему, заходить в пещеру, все это особенно касается женщин (возникают трудности родить ребенка) и маленьких детей. Лучше всего остановиться у столбов на склоне и не спускаться по тропе к самой к скале, чтобы избежать неожиданных бед и проблем в жизни. Хотя к скале идут многие туристы, не взирая на ограничения, шаманы считают, что поступать так крайне нежелательно.

Поездка в Бурятии может стать настоящим путешествием в другой мир – здесь по-прежнему разговаривают с духами, чтут природу как священную, верят в шаманские обряды, а о желаемом просят с помощью молока и цветных ленточек.






Гусиноозерский (он же Тамчинский) дацан, где произошла памятная битва, и сегодня считается одним из главных мистических мест Бурятии. Основанный в 1741 году, он до 1938 года был резиденцией глав бурятских будистов – Пандито Хамбо-лам. Как водится в Бурятии, монастырь встроен в живописный пейзаж, он стоит посреди равнины в окружении гор.


Местные дацаны соединяют в себе тибетский и китайский стили – они очень яркие. Окрашенные в голубой, оранжевый, красный, желтый и зеленый цвета храмы-дуганы похожи на огромные шкатулки. И, возможно, глядя на эту красоту в посреди великолепной природы, вы представите, что же двигало бароном, который пытался создать «Орден военных буддистов.





Хотя буддизм – неотъемлемая часть жизни современных бурятов, шаманизм никуда не исчез, он частично соединился с буддийской традицией, а частично существует параллельно ей. Например, праздник цам в дацанах стал наследием шаманизма. Цам – это танцы лам в масках на открытом воздухе, призванные изгнать злых духов и укрепить веру в Будду.


В Бурятии верят в силу шаманских обрядов. Существуют потомственные шаманы, но случается и по-другому. Жил обычный экономист или инженер, а вдруг к нему начали наведываться духи, и никуда от них не деться, значит выбрали проводником. Так люди становятся шаманами и начинают принимать посетителей. Часто шаманские обряды совершаются рядом со святилищами (обо) – кучей из камней или деревьев с ленточками.


Обо могут находится в лесу или на открытой местности. К шаману нужно придти с чем-то для жертвоприношения, едой или алкоголем. Один из вариантов жертвоприношений – сасали, когда производится окропление молоком или водкой. Нужно сообщить шаману свою проблему – нездоровье, тоска, неудача в делах или наоборот желание поблагодарить за успехи, а тот уже пытается войти в контакт с духами, чтобы решить задачу.


По всей Бурятии можно видеть места для подношений духам. Их можно опознать по каменным или деревянным столбам сэргэ. На сэргэ нужно повязать цветные ленточки (залаа) и произнести про себя просьбу духу. Когда ветер колышет ленты, ваше пожелание отправляется к небесам.


Важными местами для шаманизма являются аршаны – целебные источники, рядом с ними тоже располагаются места для почитания духов. Один из самых известных минеральных курортов Бурятии так и называется Аршан, он находится в хвойном лесу у предгорья Восточных Саянан. Воды Аршана – углекисло-сульфатно-магниевые, их пьют или используют для принятия ванн, они лечат сердечно-сосудистые заболевания и проблемы ЖКТ. На курорт приезжают не только лечиться, но и наслаждаться чудесными видами.


Когда видишь дикую и захватывающе красивую природу Бурятии, становится понятно, почему буряты обожествляют ее. Густые леса, величественные горы и прозрачные озера дышат такой мощью, что невозможно не проникнуться ими. Самую высокую гору Восточной Сибири (3491 м) – пик Мунку-Сардык – называют Вечной Белой горой. Ее вершина заснежена круглый год. По легенде на горе живет небесный всадник Гэсэр, бог войны, герой мифологии монгольских и тибетских народов. Считается, что Гэсэр покровительствовал воинам, а, кстати, барона Унгерна как раз считали инкарнацией бога войны.



Второе магическое место – мыс Бурхан, он же Шаман-скала, на острове Ольхон. Мыс считался местом обитания духа-охранителя острова. Бурхан и выглядит необычно – на светлой скале из кристаллического известняка будто отпечаталось изображение дракона, что на самом деле является более темной породой камня. Еще до прихода буддизма в пещере внутри совершали шаманские обряды. Скала считалась средоточием большой силы, ее и почитали, и боялись. В былые время доступ туда разрешался лишь шаманам, прочие старались обходить стороной.

Иволгинский дацан

Буддийский монастырь и университет. Находится в селе Верхняя Иволга в 36 км западнее центра Улан-Удэ. Самый известный дацан Бурятии и значимое место паломничества буддистов не только России, но и всего мира. Это духовная столица Буддийской традиционной Сангхи России.
Главное, ради чего сюда едут паломники - нетленное тело ламы Даши-Доржо Итигэлова, предсказавший революцию и период безверия. Родился он 1852 году, а в 1927 году ушёл в нирвану. И с тех пор ему удаётся держаться в этом состоянии, медики не имеют объяснений для этого феномена.


Как добраться?
Доехать до дацана можно на маршрутном автобусе №130 с площади Банзарова (рядом с рынком), который едет до пос.Иволгинск, потом пересесть на маршрут Иволгинск - дацан (15 руб.).В дни больших хуралов маршруты №130 идут прямо до дацана.

Ацагатский дацан

Дацан расположен на западной окраине села Нарын-Ацагат Заиграевского района Бурятии, 50 км от Улан-Удэ. Старейший дацан Бурятии, хотя само строение 1992 года, предыдущие постройки уничтожены временем и Советами. В прошлом имел и другое название — Курбинский дацан. Относится к буддийским независимым объединениям Бурятии. Местные служители передают из поколения в поколение историю о том, что его посетил император Николай I в 1891 году, в рамках кругосветного путешествия.


Тамчинский дацан


Как добраться?
Дацан расположен в 150 км от Улан-Удэ, близ дороги, ведущей в Монголию. Можно добраться на арендованном транспорте или, в теории, с автовокзала Улан-Удэ до Гусиноозёрска, а там уже взять такси.

Буддийский монастырь (дацан) в Кижингинском районе Бурятии, один из красивейших; расположен в 12 км к юго-западу от районного центра — села Кижинга.


Эгитуйский дацан

Находится в 250 км к востоку от Улан-Удэ в Еравнинском районе, в 1,5 км северо-западнее села Эгита, на правом берегу речки Хара-Шэбэр. В дацане хранится сокровище, буддийская святыня России: статуя Будды из сандалового дерева высотой 2 м 18 см - Зандан Жуу. По преданию она является единственной прижизненной скульптурой Будды Шакьямуни.


Цонгольский дацан "Балдан Брэйбун"

Дацан расположен в селе Мурочи, на правом берегу реки Чикой, в 60 км от города Кяхта. Поэтому его называют также Чикойским или Мурочинским дацаном. Этот дацан также именуют и Хилгантуйским, в соответствии с названием местности, где прошла первая буддийская служба.
На территории этого дацана стоит вышка из длинного и гладкого бревна с круглой деревянной бочкой наверху. Такая конструкция не встречается больше ни в одном из дацанов Бурятии. Местные старожилы рассказывают, что, когда ламы обращали в буддизм местное население, они собрали всех шаманов в этом месте и убедили их принять буддийскую веру. Были сожжены все бубны и шаманские костюмы. В бочку положили священные реликвии и серебряные монеты и подняли наверх, чтобы Будда видел подарки.


Как добраться?
Можно добраться на арендованном транспорте или с автовокзала Улан-Удэ, по маршруту Улан-Удэ - Кяхта.

Православные храмы

Сретенский женский монастырь с. Батурино

Первый и на данный момент единственный женский монастырь в Бурятии. Расположен в селе Батурино Прибайкальского района в 64 км к северо-востоку от Улан-Удэ. 100 км от Байкала.
Можно заказать экскурсию. Во время экскурсии вам покажут храм и колокольню, расскажут про почитаемые святыни монастыря.
Доехать можно от Улан-Удэ (с автовокзала) маршруткой или автобусом по баргузинскому тракту до села Батурина.



Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь

Расположен в 81 км к северо-западу от Улан-Удэ на левом берегу реки Селенги. Первый православный монастырь в Забайкалье. Основан в 1681 году. В советские годы здесь были сначала колония, затем психиатрическая больница, строения обветшали, теперь активно восстанавливаются.


Добраться можно маршруткой до с. Троицкое, электричкой до ост. Троицк или Таловка.

Собор Воскресения Христова

Храм находится почти на самой границе с Монголией, в городе Кяхта.
Список Толгской иконы Божией Матери - по рассказам старожилов чудесным образом сохранился от пожара, случившегося в первой кяхтинской деревянной церкви, и была найдена на другой день на пожарище в груде углей и пепла, при чём ничего другого не было спасено от огня.


Церковь Владимирской иконы Божией Матери

Нижнеанга́рск, деревянная церковь. Самый северный храм Байкала. Как говорится: будете у нас в Нижнеангарске - милости просим.


Конечно, религиозных объектов в республике намного больше. Здесь лишь малая часть. Хотите больше? Пишите и задавайте вопросы!

Скала Шаманка, мыс Любви, Бык-камень – мы расскажем, куда именно приходить на Байкале за исполнением сокровенных желаний.

Куда ехать за счастьем, богатством и удачей в любви

9 мест Байкала, исполняющих желания

1. Скала Шаманка (мыс Бурхан)

9 мест Байкала, исполняющих желания

Скала Шаманка на острове Ольхон / Фото: Flickr (Ontheway Advice)

Раньше никто, кроме шамана, не мог приближаться к скале. А проезжающие мимо обматывали копыта своих коней войлоком и кожей, чтобы их стук не потревожил покой хозяина Ольхона.

Забираться на скалу и залезать в пещеру не рекомендуется и сегодня. Считается, что дух-покровитель острова может за это покарать. Женщинам и детям вообще полагается обходить скалу стороной и, желательно, на большом расстоянии. По одной из версий это связано с тем, что женщины и дети особенно восприимчивы к воздействиям энергии. Вблизи Шаманки сейчас установлены ритуальные столбы — сэргэ, около которых можно попросить духов об исполнении своих желаний. Для этого надо привязать к ним хадак (специальный шарф) или простую ленту, положить рядом медную монету в знак благодарности богам и обойти столбы три раза.

9 мест Байкала, исполняющих желания


Вид на скалу Шаманку с мыса Богатырь / Фото: Wikimedia Commons (Rost.galis)

Рядом с Шаманкой находится скалистый мыс Богатырь, своей формой действительно напоминающий шлем какого-то сказочного рыцаря. Считается, что он защищает Шаманку и Ольхон. Его ещё называют мыс Огненный — говорят, что время от времени над ним появляется столп пламени, возникающий из ниоткуда, и эта огненная стена охраняет остров от людей с нечистыми помыслами.

Есть и ещё одна легенда, связанная с мысом: когда-то давно всех местных мужчин поразила неизвестная болезнь, здоровым остался только один богатырь. И другие жители попросили его заступиться за них перед богами. Богатырь согласился, но чтобы спасти людей, ему пришлось пожертвовать собой. В том месте, где он погиб, появилась скала, похожая на головной убор воина. На мысе Богатырь шаманы раньше проводили ритуалы, связанные с заклинанием стихий: огня, ветра и воды. И вплоть до начала XX века было принято приносить на мыс новорождённых мальчиков. Считалось, что попав в это место, они обретали особую физическую и духовную силу и получали долголетие.

9 мест Байкала, исполняющих желания

3. Мыс Хобой

Мыс Хобой / Фото: Flickr (Sergio Tittarini)

4. Мыс Любви (Шунтэ-Левый)

9 мест Байкала, исполняющих желания


Мыс Шунтэ-Левый / Фото: Wikimapia (quetzalcoatl)

Это место также находится на Ольхоне, и его название говорит само за себя: мыс приносит удачу в любви. По очертаниям он напоминает согнутые в коленях ноги женщины. Скала разделена на две части — мужскую (левую) и женскую (правую). Считается, что здесь можно попросить духов о том, чтобы найти свою вторую половинку, и о зачатии ребенка. При этом те, кто хотят родить мальчика, должны загадывать желание на левой скале, а девочку — на правой. Раньше супружеские пары, у которых не получалось зачать ребенка, должны были переночевать прямо на мысе. Правда, есть ещё одно поверье: желания, загаданные на мысе Любви, сбываются только через три года.

5. Танцующая богиня Янжима

Ешё одно место, где обычно просят о зачатии ребенка, находится в Баргузинской долине. Это скала, на которой не так давно проявился лик буддийской богини Янжимы (индийское имя — Сарасвати) — богини мудрости, искусства и плодородия. Чтобы увидеть её, нужно несколько раз обойти вокруг скалы по часовой стрелке. Богиню все видят по-разному: одни — танцующей, другие — играющей на гитаре; некоторые видят её верхом на корове или лошади. По традиции, с собой на скалу приносят куклу, которую потом надо положить дома в супружескую постель, а через три дня отдать в многодетную семью. Но самое главное, конечно, — это увидеть богиню Янжиму, потому что она является не всем. Но если вы её увидели — значит, желание точно исполнится.

9 мест Байкала, исполняющих желания


Камень Бухэ-Шулун / Фото: iStockphoto (MychkoAlezander)

Другая святыня Баргузинской долины — камень Бухэ-Шулун или бык-камень. Считается, что это дух хозяина долины. По легенде, когда в давние времена буряты на зиму перегоняли скот в читинские земли, один бык никак не хотел уходить из Баргузинской долины. Трижды его насильно уводили, но каждый раз он возвращался обратно, пока не превратился в камень и не остался тут навсегда. С тех пор местные жители поклоняются камню, считая его своим оберегом. Как хозяину места ему принято приносить угощение — молоко, чай, конфеты. Ему также можно рассказать о своих проблемах (в том числе семейных) и попросить о помощи в их решении.

Каменная рука символизирует связь между землёй и небом и просит у богов счастья, благополучия и удачи для людей. До революции тут устраивались молебны, на которые собирались десятки тысяч человек. Считается, что эти камни обладают чудесными свойствами, и с их помощью можно привлечь удачу и богатство. Кстати, по одной из легенд, эти пять пальцев на самом деле — правая кисть Чингисхана (а левая находится в Монголии). Таким образом великий хан якобы отметил своё присутствие на Земле.

8. Престол Чингисхана

9 мест Байкала, исполняющих желания


Престол Чингисхана / Фото: Flickr (Vladimir)

Есть в Бурятии ещё одно место, связанное с Чингисханом. Оно находится недалеко от посёлка Аршан, у подножия Саянских гор. Это огромный камень, который называют столом или престолом Чингисхана. У шаманов он считается священным. По преданию, Чингисхан проводил здесь свои тайные обряды, обращённые к духам гор, которые помогли ему победить соперников в борьбе за власть. Раньше дорогу сюда знали только посвящённые, да и сегодня найти её непросто. Кроме того, считается, что если у человека дурные помыслы, то камень не пустит его к себе.

9. Иволгинский дацан

9 мест Байкала, исполняющих желания


Дворец Хамбо-ламы Итигэлова / Фото: iStockphoto (klug-photo)

Иволгинский дацан под Улан-Удэ не относится к природным объектам, но все, побывавшие здесь, уверяют, что место это — магическое. Самая большая концентрация энергии ощущается в храме, где находится тело ламы Итигэлова, которое считается нетленным.

Итигэлов родился в 1852 году в Бурятии, в юности стал послушником в дацане. После двадцати лет обучения он начал активно заниматься религиозной деятельностью, получил звание главного Учителя всех буддистов Восточной Сибири. Когда ему исполнилось 75 лет, он созвал своих учеников и дал им последние наставления: проведать его через 30 лет и затем через 75. После этого он сел в позу лотоса, стал медитировать и, согласно буддийскому учению, впал в нирвану.

Его похоронили в кедровой бочке. В 1957 году послушники, согласно завещанию, пришли проведать Итигэлова и обнаружили, что тело его осталось нетленным. В 2002 году его эксгумировали — тело по-прежнему не изменилось. Учёные, исследовавшие образцы его волос и кожи, подтвердили, что ткани не омертвели. По их словам, этот человек находится в состоянии, неизвестном науке.

Сейчас Итигэлов по-прежнему сидит в позе лотоса в храме Иволгинского дацана. Несколько раз в году, во время больших буддийских праздников, к нему пускают всех желающих. И те, кому довелось тут побывать, уверяют, что энергетическое поле около ламы настолько сильное и плотное, что оно как будто обволакивает, а во всём дацане ощущается присутствие мощной потусторонней силы.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: