Светское государство понятие и основные черты доклад

Обновлено: 02.05.2024

Светским государством признается такое государство, в котором государство и религия, а точнее государство и религиозные объединения отделены друг от друга, а следовательно, не вмешиваются в дела друг друга.

Конституция РФ (ч. 1 ст. 14) не только провозглашает Россию светским государством, но и раскрывает суть этой характеристики: "Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной". А далее в ч. 2 той же ст. 14 говорится: "Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом". Давая такую характеристику Россий­скому государству, Конституция (ст. 14) раскрывает ее в следую­щих положениях:

    1. никакая религия не может устанавливаться в качестве госу­дарственной или обязательной;
    2. религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

    Эти конституционные положения нашли свое развитие в Федеральном законе "О свободе совести и религиозных объединениях". Касаясь взаимоотношений государства и религиозных объединений, этот закон устанавливает, что государство:

      • не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;
      • не возлагает на религиозные объединения выполнение функций государственной власти и органов местного самоуправления;
      • не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит закону;
      • обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

      В свою очередь, и религиозные объединения в соответствии с конституционными принципами создаются и осуществляют свою деятельность независимо от государства - в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирают, назначают и заменяют свой персонал согласно своим собственным установлениям, но при этом условия труда и его оплата устанавливаются в соответствии с законодательством РФ трудовым договором (контрактом).

      По закону религиозные объединения:

        1. не выполняют функций органов государственной власти и органов местного самоуправления;
        2. не участвуют в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления (что не означает, что священнослужители не могут избираться в представительные органы государственной власти и местного самоуправления);
        3. не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную и иную помощь (что не означает, что священнослужители не имеют права как граждане индивидуально участвовать в деятельности политических партий и движений).

        Создание религиозных объединений запрещается в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях.

        Законодательное отделение государства от религиозных объединений не исключает, а предполагает их сотрудничество при решении общих задач и, прежде всего, на ниве воспитания высоконравственного человека.

        И формы такого сотрудничества весьма многообразны. Это и совместные выступления против войн, насилия, преступности, за духовное возрождение России и россиян. Государство часто оказывает помощь церкви при реставрации древних и строительстве новых храмов. Церковь, в свою очередь, помогает правоохранительным органам в работе с "трудными" подростками, с теми, кто отбывает наказание за совершенные преступления. Многие священнослужители за свою активную плодотворную деятельность на благо Отечества удостоены государственных наград.

        В противовес светскому государству, установившемуся в боль­шинстве развитых стран (США, Франция и др.), существуют го­сударства, в которых одна из религий признается государствен­ной (англиканская церковь в Великобритании, иудаизм в Израи­ле, лютеранская церковь в скандинавских странах, мусульманство в исламских государствах Ближнего и Среднего Востока). Даже в тех странах, где закреплено равенство религиозных конфессий (ФРГ, Япония, Италия), все же одна из религий обладает некото­рыми привилегиями. Такое положение сложилось в этих странах исторически, оно отражает глубокое убеждение народа в благо­творном воздействии религии на политику и общественную мо­раль. Впрочем, во всех указанных государствах, кроме исламских, гарантируется свобода вероисповедания и наряду с государствен­ной существуют другие конфессии.

        В России основными конфессиями являются православие и ислам, но есть и другие вероисповедания (католицизм, буддизм, баптизм, иудаизм и др.). Они совсем недавно обрели необходи­мые права для своей деятельности, поскольку тоталитарное госу­дарство (считавшее себя тоже светским, а на деле бывшее грубо атеистическим) осуществляло гонение на веру, преследование религиозных служителей. Ныне общепризнано, что церковь иг­рает незаменимую роль в духовном возрождении России и вправе свободно проводить свою деятельность не только по отправле­нию культов, но и по пропаганде вероучения. Религиозные дея­тели заняли видное место во многих общественных движениях. Русская православная церковь приняла решение не участвовать в государственной и политической жизни, и с ее стороны нет ни­каких претензий на статус государственной. Мусульмане также в основном не претендуют на такой статус своей религии, хотя в ряде республик существуют определенные круги, высказывающиеся за преобразование своих республик в исламские государ­ства.

        Закрепление светского государства отнюдь не означает умале­ние или ущемление свободы вероисповедания. Статья 28 Кон­ституции РФ закрепляет свободу совести, и светское государство не освобождается от обязанности гарантировать эту свободу. В равной степени государство не должно заниматься пропаган­дой атеизма, каким-либо способом препятствовать свободной деятельности религиозных объединений. Более того, нравствен­ный долг требует, чтобы государство оказывало им содействие в их деятельности.

        Светское государство — это особый тип устройства общества, характерный для Российской Федерации. Указанное понятие достаточно широко и вбирает в себя определение, сущность, принципы функционирования, особенности и черты такой модели государственного устройства, его отличия от иных альтернативных моделей политического устройства.

        • Определение и сущность светского государства
        • Принципы светской державы
        • Основные признаки
        • Кратко о светскости современной России
        • Права человека в секулярном государстве
        • Альтернативные модели государственного устройства

        Светское государство признаки

        Определение и сущность светского государства

        Светское государство — это понятие, характеризующее особую организацию политической жизни общества, при которой никакая религия не может устанавливаться в качестве официальной или же государственной, а религиозные объединения существуют секулярно — они отделены от государственного аппарата и не финансируются за счёт его средств. Существует и иное понятие светской державы как конституционно-правовой характеристики страны, характеризующейся отделением церкви от государства и разграничением сфер их деятельности.

        Принципы светской державы

        Светское государство это

        Светский характер державы выражается в отсутствии установленных государственной властью официальных институтов, посредством которых духовенство могло бы оказывать воздействие на управление делами государства, специальных должностей в государственных органах, предназначенных для замещения священнослужителями.

        Секулярное устройство политической жизни общества, в свою очередь, не возлагает на религиозные объединения государственных функций. Отношения в такой политической организации общества базируются на принципах разделения сфер деятельности религиозных объединений и государственной власти при условии соблюдения духовенством законности.

        Отношения между государственной властью и сектами, деноминациями и церквями строятся на принципах уважения их независимости, а также взаимной самостоятельности в своей области. Кроме того, духовенство и религиозные объединения на процессуальном уровне в такой державе ограничены в участии в политической деятельности. Из этого вытекает принцип запрета на создание партий по религиозному принципу. Политические акторы тоже не должны иметь права вести политическую пропаганду, оперируя религиозными постулатами.

        Основные признаки

        В форме списка приведем краткий перечень признаков светского государства, характерных для такого устройства политической жизни общества. К ним относятся:

        • равенство сект, конфессий, деноминаций перед законом;
        • отсутствие государственной религии и недопустимость ее установления;
        • отсутствие финансирования религиозных объединений и организаций за счет средств гос. бюджета;
        • провозглашение свободы совести и вероисповедания;
        • секуляризация образования;
        • отделение государства от церкви.

        Светское государство

        Кратко о светскости современной России

        В статье 14 Конституции РФ закреплено, что Россия является светским государством. Следовательно, в РФ никакая религия не может устанавливаться в качестве обязательной или же государственной, а религиозные объединения отделены от самого государства и равны перед российским законом.

        Следует сделать оговорку, что светскость державы не означает становление его как правового и демократического государства. Подтверждением тому служит светскость Советской России, на деле вылившаяся в репрессии против духовенства и преследования верующих.

        Права человека в секулярном государстве

        Одним из наиболее существенных принципов светской страны является провозглашение и гарантия права на свободное мировоззрение. Это право вбирает в себя некоторые виды прав и свобод. К ним относятся:

        Что такое светское государство

        • абсолютная свобода мыслей и убеждений, право на выражение собственного мнения по вопросам религиозного характера, включая право придерживаться личного мнения;
        • право на протекцию со стороны государственного аппарата от дискриминации по признаку отношения к религии или мировоззренческим взглядам;
        • право на сохранение автономной национальной культуры, включающую в себя религиозные воззрения.

        Альтернативные модели государственного устройства

        Наряду со светской моделью устройства общества существуют и иные, альтернативные модели государственного устройства — теократия и клерикализм. Рассмотрим их подробнее:

        • Теократия. При такой модели политической и духовной организации общества государственная власть принадлежит духовенству. Единственный пример теократии сегодня — Ватикан.
        • Клерикализм. Форма политической организации общества, при которой церковь не слита с государственной властью, однако оказывает определяющее влияние на гос. политику через институты, установленные в законодательстве. В странах с таким устройством школьная программа включает в себя обязательное изучение религиозных догматов. В современном мире существуют такие клерикальные державы — Иран, Швеция, Норвегия и Дания.

        Таким образом, светская держава — это особый, отличный от других тип общественного устройства. Именно такое устройство позволяет отделить церковь от гос. власти.

        Наши юристы подготовили развернутую информацию на тему "Светское государство: понятие, признаки, типы и примеры" Собрали исчерпывающие материалы чтобы разъяснить всю суть вопроса. Если остались дополнительные вопросы, Вы можете задать их нашему консультанту.


        Определение и основа светского государства

        Светское государство – организация политической жизни страны, для которой характерно отсутствие официальной религии. При этом существующие религиозные организации, сообщества функционируют секуляторно. Это говорит о том, что государственный аппарат не включает в себя церковь, не выделяет никаких финансов на ее развитие.

        Также есть еще одно понятие светскости. В этом случае церковь и сама страна между собой разделены, сферы их деятельности не обобщены.

        Общее представление об основных типах государственно-церковных отношений

        Вопросы религии являются одними из самых сложных проблем, стоящих перед современными государствами. Религиозные вопросы, наряду с национальными и этническими, – это вопросы об идентичности нации, о духовно-нравственной жизни общества, которые не могут быть безразличны для государства.

        Всем известным примеры из мировой истории, как религия может сплачивать и разъединять народы и нации. Поэтому практически любое государство уделяет вопросам государственно-церковных взаимоотношений особое место, как правило, закрепляя их основы на конституционном уровне.

        В настоящее время выделяются 3 основные модели взаимодействия государства и религиозных объединений:

        Между тем, такая классификация несколько схематична, поскольку с позиций точного основания деления все государства можно разделить только на два вида: светские и не светские.

        Клерикализм в современном значении больше характеризует политическое направление, которое использует религию и церковь для усиления своего воздействия на общество.

        Поэтому в современной типологии клерикальные государства относят к полу-светским и в целом рассматривают как разновидность светских государств, хотя не все авторы соглашаются с такой точкой зрения.

        В настоящее время во всем мире насчитывается около 200 государств, при этом более половины из них официально являются светскими, и их количество в последние 250 лет увеличивается.

        Есть и обратная тенденция – из светского государства оно может превратиться в религиозное, хотя такие примеры единичны и как правило, представляют собой исключение из общих правил. Например, Иран до Исламской революции 1979 г. был секуляризованным имперским государством, замененным затем на Исламскую Республику.

        Светское государство по праву связывается с демократическим государством, поскольку в нем религия является частным делом каждого человека и за индивидом сохраняется свобода выбора в данном вопросе.

        Иногда можно встретить утверждение, что светское государство – это атеистическое государство. Однако это ошибочное утверждение. Светское государство не поддерживает ни религию, ни безбожие (атеизм), сохраняя нейтралитет в данном вопросе.

        Определение и сущность светского государства

        Светская держава – это форма государства, общественные отношения в котором регулируются исключительно на основе гражданских, но не церковных норм. Все решения органов управления в такой стране не обладают религиозным обоснованием.

        В государстве подобного типа не существует официальной религии и ни одно вероисповедание не может являться предпочтительным. Церковь и органы управления разделены и не вмешиваются во внутренние дела друг друга.

        Законы такой державы частично, а в некоторых случаях полностью отвечают религиозным канонам. Само понятие светскости не является противоречивым по отношению к догмам церкви, однако считается свободным от них.

        В светском обществе любой человек может рассчитывать на то, что он вправе жить, не обращаясь ни к одному из вероисповеданий. При этом приверженцы любой религии равны перед буквой закона.

        Но предполагается сотрудничество церкви и государства в решении важных общественных задач. Формы подобного взаимовыгодного сосуществования многообразны. Многие священнослужители удостоены наград за активное участие в работе на благо Отечества.

        Определение и сущность светского государства

        Светское государство — это понятие, характеризующее особую организацию политической жизни общества, при которой никакая религия не может устанавливаться в качестве официальной или же государственной, а религиозные объединения существуют секулярно — они отделены от государственного аппарата и не финансируются за счёт его средств. Существует и иное понятие светской державы как конституционно-правовой характеристики страны, характеризующейся отделением церкви от государства и разграничением сфер их деятельности.

        Гост

        ГОСТ

        Понятие светского государства

        Светское государство является государством общественные отношения в котором регулируются на базе гражданских, а не религиозных норм; причем решения всех органов такого государства не могут обладать религиозным обоснованием.

        Сущность светского государства

        В светском государстве любой человек обладает правом рассчитывать на то, что он может жить, не приходя к религиозным институтам. К примеру, заключение браков и реализация правосудия япредставляется в нём государственной прерогативой. Последователи всех религий в светском государстве являются равными перед законом.

        Государства, не обладающие статусом светских

        В Малайзии в последний временной период произошёл отход от светского государства, речь идет о появлении религиозной полиции, разбирающей дела мусульман.

        Из государств с преобладающей долей мусульманского населения светскими являются, к примеру, Азербайджан и Турция.

        Кроме этого, известны случаи, когда государство обладает государственной религией, совместно с этим провозглашает себя светским, речь идет об:

        Готовые работы на аналогичную тему

        • Англии;
        • Дании;
        • Египте;
        • Тунисе;
        • Бангладеш и некоторых других странах.

        Не полностью религия отделена от государства в Израиле.

        Принцип светскости подразумевает отделение государства от догм религиозного характера, но не значит полное удаление религии из жизни общества. Также он помогает разграничивать сферы влияния государства и религиозных организаций в сохранении государственной роли, как главной формы организации общественной политической власти.

        Типология светских государств

        В социологической науке существует типология светских и несветских государств по разнообразным параметрам. Критериями классификации светских государств являются:

        • присутствие отношений партнёрства государства с религиозными организациями;
        • уровень воздействия религии на государственную систему права.

        Названные критерии дает возможность выделения четырех типов государств светского типа:

        1. Эквипотенциальный тип, то есть здесь государство устремлено к максимально возможной изоляции религиозных организаций от жизни государства;
        2. Преференциальный тип;
        3. Идентификационный тип, то есть выражаемый в сотрудничестве государства и религиозных организаций;
        4. Контаминационный тип.

        Различные типологии светских государств, которые существуют в мире современности, представляются закономерным результатом общественного развития. Образование конкретного типа светского государства обуславливается определенными политическими, историческими, культурными и иными особенностями общественной динамики.

        Светским государством признано такое государство, в котором религия и государство, а точнее религиозные объединения и государство отделены друг от друга, и ни коим образом не вмешиваются в дела друг друга.

        Конституция РФ 1 частью 14 статьи не только провозгласила Россию в качестве светского государства, но и раскрыла сущность данной характеристики. Согласно ей никакая религия не может быть установлена в форме обязательной или государственной. А далее во 2-ой части этой же 14 статьи сказано, что религиозные объединения отделяются от государства и обладают равными правами перед законом. . Данные конституционные положения находят собственное развитие в Федеральном законе "О свободе совести и религиозных объединениях". Заводя речь о взаимоотношениях религиозных объединений и государства, данный закон установил, что государство:

        • Не может вмешиваться в определение гражданином собственного отношения к религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями согласно своим убеждениям, при учете прав ребенка на свободу вероисповедания и свободу совести;
        • Не может возлагать на религиозные объединения исполнение функций власти государства и органов МСУ;
        • Не может вмешиваться в деятельность религиозных объединений, если она не находит противоречий законодательству;
        • Обязано обеспечивать светский характер образования в муниципальных и государственных образовательных учреждениях.

        В свою очередь, и религиозные объединения согласно конституционным принципам формируют и реализуют собственную деятельность вне зависимости от государства. Согласно своей собственной институциональной и иерархической структуре, они избирают, назначают и заменяют свой персонал. Здесь надо отметить, что действуя в соответствии со своими собственными уставами, они обязаны обеспечивать своим работникам условия труда и его оплату, согласно нормам установленным законодательством РФ и оговоренным в трудовом контракте (договоре).

        Читайте также: