Световой режим помещений доклад

Обновлено: 17.05.2024

Свет является естественным условием жизни человека, необходимым для здоровья и высокой производительности труда, основанной на работе зрительного анализатора, самого тонкого и универсального органа чувств. Обеспечивая непосредственную связь организма с окружающим миром, свет является сигнальным раздражителем для органа зрения и организма в целом: достаточное освещение действует тонизирующе, улучшает протекание основных процессов высшей нервной деятельности, стимулирует обменные и иммунобиологические процессы, оказывает влияние на формирование суточного ритма физиологических функций человек

Содержание

1.Общие сведения. Основные физические характеристики.
2.Гигиенические требования к призводственному освещению.
3.Освещение в учебных помещениях.

Вложенные файлы: 1 файл

ОСВЕЩЕНИЕ мой доклад.doc

Министерство образования и науки РФ

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР)

Кафедра радиоэлектронных технологий и экологического мониторинга (РЭТЭМ)

на тему: Освещение.

по дисциплине: Безопасность жизнедеятельности.

Выполнил студент гр. 364-2

________ Осимов А.А.

__________ Пищелко А.О.

  1. Общие сведения. Основные физические характеристики.
  2. Гигиенические требования к призводственному освещению.
  3. Освещение в учебных помещениях.

ОСВЕЩЕНИЕ.

Освещение – использование световой энергии солнца и искусственных источников света для обеспечения зрительного восприятия окружающего мира.[С.В. Алексеев, В.Р. Усенко “Гигиена труда”. – М.: Медицина, 1988]

Свет является естественным условием жизни человека, необходимым для здоровья и высокой производительности труда, основанной на работе зрительного анализатора, самого тонкого и универсального органа чувств. Обеспечивая непосредственную связь организма с окружающим миром, свет является сигнальным раздражителем для органа зрения и организма в целом: достаточное освещение действует тонизирующе, улучшает протекание основных процессов высшей нервной деятельности, стимулирует обменные и иммунобиологические процессы, оказывает влияние на формирование суточного ритма физиологических функций человека. Основная информация об окружающем мире – около 90% - поступает через зрительное восприятие. Именно поэтому гигиенически рациональное производственное освещение имеет огромное положительное значение.

С точки зрения физики свет - это видимые глазом электромагнитные волны оптического диапазона длиной 380-760нм, воспринимаемые сетчатой оболочкой зрительного анализатора. Лучше всего глазом воспринимаются лучи с длиной волны 555нм (желто-зеленого цвета). Свет имеет различные физические характеристики: световой поток (мощность лучистой энергии по производимому ею зрительному ощущению, измеряется в люменах [лм] –световой поток, испускаемый точечным источником в телесном угле в 1стерадиан (телесный угол, вырезающий на поверхности сферы площадь, равную квадрату ее радиуса) при силе света 1кандела (единица силы света)).

Сила света: световой поток, распространяющийся внутри телесного угла, равного 1 стерадиану [кд - кандела].

Освещенность(Е): распределение светового потока (Ф) на поверхности площадью S. Е=Ф/S [лк=лм/м 2 ]

Освещенность(Е) измеряют в люксах [лк] – это освещенность поверхности S=1м световым потоком Ф=1лм.

С точки зрения гигиены труда освещенность имеет существенное значение, т.к. по ней нормируются условия освещения в производственных помещениях и рассчитываются осветительные установки. В физиологии зрительного восприятия важен также уровень яркости освещаемых производственных и других объектов, которая отражается от освещаемой поверхности в направлении глаза. Яркость зависит от их световых свойств, степени освещенности и угла, под которым поверхность рассматривается, измеряется в нитах [нт]. Частые изменения уровней яркости приводят к снижению

зрительных функций, развитию переутомления вследствие переадаптации глаза, а зраительное утомление приводит к снижению зрительной и общей работоспособности (Адаптации: световые – при повышении яркостей в поле зрения происходит быстро, в течение 5-10 мин.; темновые – приспосбление глаза к низким уровням яркости, в течение 0,5-2часов).

Световой поток может отражаться или поглощаться поверхностью, либо пропускаться. Поэтому световые свойства поверхности характеризуются не только падающим световым потоком, но и коэффициентами отражения (q), пропускания (r) и поглощения (a), причем q + r + a =1.

Q=Фq/Ф (коэф. отражения равен отношению отраженного телом светового потока к падающему). Например, q светлой деревянной поверхности = 35% (40%),

qчистого побеленного потолка = 75% (80%).

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ ОСВЕЩЕНИЮ.

К этим требованиям относят:

  • Равномерное распределение яркостей в поле зрения и ограничение теней
  • Ограничение прямой и отраженной блескости (от источников света и зеркальных поверхностей)
  • Ограничение или устранение колебаний светового потока

Особенно опасны для зрения движущиеся тени, которые заставляют глаз часто переадаптироваться, что ведет к утомлению и последующему ухудшению зрения.

В конце 80х в гигиене освещения возникло новое направление – динамическое освещение в течение рабочего дня. Такой вид освещения, меняющийся по показателям интенсивности или спектра – эффективный способ профилактики утомления. Его эффективно использовать в помещениях с недостаточным естественным освещением, при напряженных зрительно-эмоциональных и монотонных работах.

Вообще существует 3 вида освещения:

  • Естественное (источник - Солнце) - ЕО
  • Искусственное (только искусственные источники) - ИО
  • Смешанное (ЕО+ИО)

ЕО: освещение помещений светом неба – прямым или отраженным, проникающим через световые проемы в наружных ограждающих конструкциях (по СНиП – строительные нормы и правила)

Создается прямыми солнечными лучами и диффузным светом неба (солнечные лучи, рассеянные атмосферой).

ЕО – биологически наиболее ценный вид освещения, к которому максимально приспособлен глаз человека. Оно обладает высокой интенсивностью светового потока и благоприятным спектральным составом, сочетающим равномерное

распределение энергии в области видимого, ультрафиолетового и инфракрасного видов излучений. ЕО благоприятно влияет на психофизиологическое состояние человека.

В помещениях используют:

  • Боковое ЕО (через световые премы в наружных стенах [СНиП])
  • Верхнее ЕО (через фонари, световые проемы в стенах в местах перепада высот здания[СНиП])
  • Комбинированное (верхнее ЕО + боковое ЕО)

ЕО верхним или комбинированным светом обеспечивает большую равномерность уровня освещенности, чем боковое (т.к. в глубине помещения может быть недостаток света). Однако во многих случаях применение толбко ЕО недопустимо (снижение ЕО из-за загрязнения воздуха, облачности, природных явлений). Поэтому используют совмещенное освещение – сочетание ИО и ЕО. ИО в системе совмещенного может функционировать постоянно или включаться с наступлением сумерек.

НОРМАТИВЫ ЕО: Оценка ЕО производится в относительных показателях коэффициента естественной освещенности – КЕО. КЕО – отношение ЕО в рассматриваемой точке внутри помещения (Ев) к одновременному значению наружной горизонтальной освещенности без прямого солнечного света.

На величину КЕО влияют размер и конфигурация помещения, размеры и расположение светопроемов, отражающая способность внутренних поверхностей помещения и затеняющих его объектов. Нормы КЕО есть в СНиП, например, в бытовых помещениях этот показатель не должен быть ниже 25%.

На производстве применяют общее и местное освещение. Общее освещение – освещение, при котором светильники располагаются в верхней зоне помещения равномерно (общее равномерное освещение) или применительно к расположению оборудования (общее локализованное освещение). Местное освещение – дополнительное к общему, создаваемое светильником, концентрирующим световой поток непосредственно на рабочих местах; местное освещение без общего не применяется.

Источники искусственного света – лампы накаливания и люминесцентные лампы. В настоящее время в производстве чаще используют люминесцентные

лампы, т.к. по спектру излучения они ближе к естественному освещению. Лампы накаливания применяются при местном освещении, т.к люминесцентные могут вызвать стробоскопический эффект, и при аварийном (для эвакуации из помещения при аварийном отключении раб. освещения), в этом случае для них применяется автономное питание электроэнергией.

НОРМАТИВЫ ИО: регламентируются СНиП. Нормы предусматривают освещенность исходя из условий зрительной работы. Например:

Помещение Освещение раб. Поверхностей

комбин. освещение общее

Чит. Зал Г=0.8 200 – 400 лк 300лк

Помещения для на экране ----------------------- --- 200лк

работы с дисплеями

учебные помещения 300 – 750 лк 200 – 500

классная комната 500

Освещение в учебных помещениях:

Все учебные помещения должны иметь ЕО. Наилучшими видами ЕО в учебных являются боковое левостороннее. При глубине помещения более 6м необходимо устройство правостороннего подсвета. Направление основного светового потока справа, спереди и сзади недопустимо, т.к. уровень ЕО на рабочих поверхностях парт снижается в 3-4 раза.

Стекла окон следует ежедневно протирать влажным способом с внутренней стороны и мыть снаружи не менее 3-4 раз в год и со стороны помещений не менее1-2 раз в месяц. Нормирование ЕО осуществляется по СниП.

Для окраски парт рекомендуется зеленая гамма цветов, а также цвет натуральной древесины с Q (коэф. отражения) 0,45. Для классной доски – темно зеленый или коричневый цвет с Q=0,1 – 0,2. Стекла, потолки, полы, оборудование учебных помещений должны иметь матовую поверхность во избежание образования бликов. Поверхности интерьера учебных помещений следует окрашивать в теплые тона, потолок и верхние части стен окрашивают в белый цвет. Нельзя помещать растения на подоконники.

ИО обеспечивается люминесцентными лампами (ЛБ, ЛЕ) или лампами накаливания. На помещение площадью 50м 2 должно быть установлено 12 действующих люминесцентных светильников. Классная доска освещается двумя установленными параллельно ей светильниками (на 0,3м выше верхнего края доски и на 0,6 в сторону класса перед доской). Общая электромощность на класс в этом случае составляет 1040Вт.

При освещении лампами накаливания помещения площадью 50м 2 должно быть установлено 7-8 действующих световых точек общей мощностью 2400Вт.

Светильники в учебном помещении располагают двумя рядами параллельно линии окон при расстоянии от внутренней и наружной стен 1,5м, от классной доски 1,2м, от задней стены 1,6м; расстояние между светильниками в рядах 2,65м.

Светильники очищают не реже одного раза в месяц (запрещается привлекать учащихся к очистке осветительной арматуры).

На Севере соблюдение всех рекомендаций необходимо, что позволит сохранить зрение и работоспособность в экстремальных условиях среды.

Мы рассмотрели требования к освещению производственных помещений и рабочих мест, гигиенические характеристики естественного и искусственного освещения, нормы освещенности, выбор источников света. Все это в непосредственной мере влияет на микроклимат, а значит и на здоровье, самочувствие человека. Вот почему так важно соблюдать все требования и нормы, связанные с освещением.

Дизайн света - это целое направление в дизайне. Правильно спроектированное освещение может полностью изменить пространство, объект, здание, улицу, парк.

Возможности подсветки практически неограниченны. Из строгого дневного интерьера или экстерьера можно создать совершенно волшебный вечерний образ.

Светом можно скрыть недостатки и выявить достоинства любого объекта. Главное - правильно размещенные светильники, правильно подобранный спектр освещения, плюс талант Дизайнера - и Вы имеете совершенно неповторимый шедевр.

"Световой дизайн" - это понятие появилось совсем недавно. Еще в середине нашего века это явление невозможно было себе представить.

До недавнего времени дизайнеры имели дело с оформлением корпуса источника света — светильника. Разумеется, речь идет о жилом помещении. В других сферах деятельности — в демонстрационном зале, на сцене, съемочной площадке — использовались возможности организации пространства с помощью освещения. Это благодатная почва для полета фантазии, можно было создать волшебный, условный мир.

Настоящей находкой для дизайнеров стал низкотемпературный галогенный светильник, который появился в конце 60-х годов. Он может располагаться в любой точке помещения, не раздражает глаз, не требует экранов и абажуров и в то же время может принимать любую форму, предоставляя дизайнеру невиданную свободу технических и эстетических решений. Созданный для подиумов и витрин, он очень скоро стал использоваться в жилых интерьерах. Дизайнер по свету разрабатывает интерьер наравне с архитектором и декоратором. Существует международная ассоциация дизайнеров по свету, которая отмечает постоянный рост спроса на услуги подобного рода. Технологии, которые раньше использовались исключительно в науке и промышленности, все чаще входят в мир интерьера. Нельзя было и представить себе возможность передачи света в соседнее помещение. С изобретением световодов — гнущихся фибергласовых трубок — это стало весьма просто; кроме того, световоды дают возможность получать небольшие световые пятна в темном углу комнаты, варьировать цвет освещения, создавать полутона. Не так давно в Нью-Йорке впервые было продемонстрировано использование ламп с микроволновым источником энергии для освещения выставочных залов. Ранее подобные источники света применялись только в промышленности, но вполне возможно, что вскоре они появятся в интерьере наших квартир.

1. Содержательная часть

1.1 Требования, предъявляемые к световой среде жилого интерьера

Установление требований к освещению имеет различные аспекты, в том числе инженерный и физиологический. Во-первых, нужен единый подход к проектированию и эксплуатации оборудования различного назначения (светотехнического, электрического, вентиляционного и т.д.). Это определяется экономической целесообразностью, а в некоторых случаях и тем, что в интерьер (это можно отнести и не только к освещению интерьера) невозможно разместить отдельные виды оборудования без комплексного инженерного проектирования. При этом надо иметь в виду улучшение всей рабочей среды интерьера в целом. Нельзя, например, получить хороший результат в помещении с неудовлетворительным уровнем шума, даже если оно прекрасно освещено.

Кроме того, сама по себе задача освещения имеет комплексный характер, поскольку свет в интерьере обеспечивает зрительную работоспособность, но также выполняет психологические, биологические и эстетические функции. Хотя многофункциональность света практически ни у кого не может вызвать сомнений, при проектировании осветительных установок она достаточно редко учитывается.

Комплексный инженерный подход без учёта разнообразных функций света в интерьере и влияния его на человека недостаточен. Против равномерного бестеневого освещения протестуют специалисты многих стран. В специальной светотехнической литературе в последние годы всё больше внимания уделяется свету как одному из элементов среды (enviroment). При этом сравнительно немного литературы о роли света в архитектуре интерьера. Богатый материал, который даёт в руки архитектора и дизайнера современная светотехника, ещё не используется ими в достаточной мере, по крайней мере, на практике. Свет в такой же мере строительный материал, как камень, кирпич и другие компоненты конструкций зданий, строений, поскольку они воспринимаются только благодаря свету. Поэтому свет - это один из важнейших факторов проектирования. Мне кажется, что точку зрения на использование и назначение света необходимо пересмотреть, потому что развитие источников света, осветительных приборов и систем управления освещением достигло такого уровня, когда искусственный свет для определения функции интерьера и его формы играет большую роль, чем естественный.

Однако, как показывает практика, архитекторы или дизайнеры далеко не всегда умеют правильно использовать свет, что не только обедняет архитектурное решение, но иногда приводит к искажению проекта, т.к. интерьер из-за несоответствующего распределения яркости или, скажем, несоответствующего выбора источников света выглядит совсем иначе, чем было запланировано. Светотехническому образованию архитекторов и дизайнеров должно уделяться больше внимания. Необходимо обратить особое внимание на субъективную оценку, которая является более важной, чем строгое удовлетворение численных значений нормируемых величин. Субъективная оценка помогает оценивать и обосновывать новые требования к качеству освещения. Каждая характеристика наблюдаемого интерьера требует отдельной оценки, порой только субъективной, иногда анализа субъективных данных и объективных измерений и гораздо реже - только объективных измерений.

Порой людей утомляют "скучные" и иногда переосвещённые деловые интерьеры общественных помещений. Вместе с тем именно в таких помещениях можно использовать свет не только для освещения, но также для членения и организации пространства. Свет представляет собой то средство, требующее исследование и развития. Он требует не только творчества, но и желания учиться. Освещение, в конечном счете, сугубо техническая проблема, которую необходимо понять, если дизайнер хочет овладеть им. Если архитектор хочет остаться хозяином проектируемого интерьера, ему необходимо образование, чтобы понять зрительные и технические требования к освещению, знать терминологию для обсуждения вопроса со специалистами.

Психологическая роль освещения редко обсуждается на страницах светотехнической литературы, хотя во многих современных статьях подчёркивается важность психологического воздействия света, определяющего общую среду и, соответственно, настроение наблюдателя, создавая субъективное впечатление холода или тепла, насыщенности светом или сумеречности. Психологическое действие связано в первую очередь с цветностью, характеризующейся цветовым тоном и насыщенностью цвета, в чём определённо проглядывается барьер между цветоведением и техникой освещения.

Результаты психологических исследований работы зрительного анализатора могут сыграть решающую роль в определении оптимальных условий освещения. Например, количественное выражение оптимального информационного баланса между наблюдателем и средой может быть исходной точкой для достаточно определённого научного обоснования требования к необходимому распределению цветности и яркости в поле зрения, а также степени динамики освещения. Однако разработка общих требований к освещению находится ещё в стадии попытки ответа на вопрос. К числу отдельных вопросов по формированию оптимальной световой среды следует отнести поиски путей единого проектирования свето-цветовой среды, вопросы динамики освещения и биологического действия оптического излучения.

1.2 Требования, предъявляемые к световой среде общественного интерьера

При проектировании комплексного освещения офисов обычно комбинируются несколько типов светильников, так как свет призван одновременно решать разноплановые задачи. Естественно, важнее всего правильно подобрать освещение рабочего места – людям, целый день работающим за компьютером, выполняющим сложные чертежи или постоянно общающимся с клиентами, необходимо абсолютно разное освещение. Однако не менее важны задачи создания с помощью света зон отдыха, снижения эмоциональной нагрузки, напряжения. Использование светильников с электронной пускорегулирующей аппаратурой исключает хаотичное мигание. Если система освещения в офисе плохо спроектирована, то она будет способствовать снижению работоспособности. Очень важно также достижение равновесия между энергосбережением и качеством освещения, а также доступность и невысокая стоимость эксплуатационного обслуживания.

1.3 Естественный свет в жилых помещениях и способы его максимального использования в интерьере

На естественное освещение жилых помещений влияет интенсивность инсоляции, а также расстояние до противоположных зданий, близость расположения зеленых насаждений. Все это относится к внешним факторам. К внутренним относят состояние естественной освещенности помещения, величина и площадь остекления окон. Лучшими по форме считаются квадратные окна, причем верхний край окна должен располагаться на расстоянии 15—30 см от потолка, что обеспечивает максимальное поступление света в глубину помещения. Наименьший размер межоконных простенков должен быть не более двойной ширины оконных проемов. Из-за задержки света переплетами окон и решеток потеря света может составлять от 10 до 35 %. На состояние естественного освещения влияет чистота стекла (потеря световых лучей может достигать 50 %), плотность занавесей, количество зеленых насаждений на подоконниках.

Естественное освещение помещений создается за счет прямого, рассеянного и отраженного от окружающих предметов солнечного света.

А — освещенность на рабочем месте;

В — верхний край окна;

Д — противоположное здание;

Ес — прямые солнечные лучи;

Ен — рассеянный свет небосвода;

Ез — отраженный свет от здания;

Ео — отраженный свет от потолка, стен и пола.

Освещенность помещения зависит от интенсивности прямого солнечного света, а также от окраски отражающих поверхностей окружающих зданий, от окраски потолка, стен, пола, мебели с самом помещении. Темные цвета поглощают большое количество световых лучей, белый цвет и светлые тона обеспечивают наибольшее отражение световых лучей — 70—90%, желтый цвет — 50%, цвет натурального дерева — 40 %, зеленый и серый — 30%, голубой — 25%, светло-коричневый — 15%, синий и фиолетовый — 10%, черный — 1%.

Окраска стен и мебели оказывает также психофизическое действие. Так, красный, оранжевый и желтый цвета относятся к теплым тонам. Красный цвет возбуждает, желтый тонизирует. Они улучшают настроение, повышают работоспособность. Эти яркие цвета широко используют в дизайне детских комнат. Окраска стен и обивки мебели в красный, розовый цвета не приемлема для легковозбудимых людей.

Голубой цвет успокаивает, синий и фиолетовый угнетают. Это холодные тона, они способствуют меланхолии и депрессии. Зеленый цвет ассоциируется с зеленой растительностью, поэтому является нейтральным.

Естественное освещение может быть боковым, верхним и комбинированным. Боковое естественное освещение осуществляется через окна в наружных стенах, верхнее — через световые проемы в потолке, комбинированное — при сочетании световых проемов в стенах и потолке.

Для очень хорошего дневного освещения площадь окон должна соответствовать площади пола. Для жилых помещений достаточно, если площадь остекления относится к площади пола как 1:6 или 1:8.

Солнце создает освещенность вне помещений порядка десятков тысяч люкс. В правильно устроенных жилых помещениях освещенность у внутренней стены составляет от 0,5 до 2,5% от наружной. Летом она достигает несколько сот люкс.

Равномерной должна быть освещенность по помещению и на рабочем месте. Слепящее действие света, яркость и контрастные тени вызывают утомление мышц глаза, принимающих участие в адаптации к таким условиям.

Нерациональное освещение способствует развитию близорукости, снижает умственную работоспособность, приводит к развитию утомления и переутомления и возникновению травм.

Освещение может быть обеспечено за счет естественного света, искусственных источников света и комбинацией естественных и искусственных источников.

жилой интерьер освещение светильник

1 .4 Системы освещения

Системы освещения – специальные конструкции, состоящие из элементов – источников света. На сегодняшний день уличное, внешнее освещение домов и территорий получает все большее распространение. Новые технологии, активно внедряемые в производство световых приборов, позволяют творить настоящие чудеса полностью преображать здания в темное время суток, сохраняя при этом их индивидуальность.

Системы освещения могут устанавливаться на здания, освещать подъездные пути (парковки), используются для улучшения внутреннего интерьера, применяться для создания красивых ландшафтов, освещая декоративные фигуры, деревья и многое другое…

Системы освещения фасадов здания представляет собой целых комплекс оборудования и материалов, сочетания которых позволяют добиваться эффектного результата. Это могут здания гражданского назначения, промышленные и коммерческие объекты, частные дома и коттеджи. Спектр их применения неограничен. Для создания красивого облика здания, подчеркивание его достоинств или сокрытия недостатков могут использоваться различные элементы – точно направленного света или рассеянного. Выбор того или иного источника освещения зависит от специфики здания и концепции разработанного проекта.

Декоративное освещение внутреннего интерьера может не только подсветить какие – либо элементы декора, но и визуально изменить пространство комнаты – уменьшить или увеличить помещение.

Обустройство подъездных путей, набережных, парковок представляет собой размещение оборудования определенных местах, которые рассчитываются специалистами с учетом физических свойств распределения света. Такой вид системы освещения предназначен для облегчения езды на автомобиле, его парковки или пешеходного движения в темное время суток.

Система ландшафтного освещения необходима для подсветки территорий, прилегающих к зданию – коммерческого или жилого предназначения. Современные материалы позволяют окружить красивым светом декоративные фигуры на участке, фонтаны и даже зеленые насаждения – кустарники и деревья.






1.5 Виды и группы светильников для жилого интерьера

Рекомендации по освещению помещений, квартир

Много параметров должны быть приняты во внимание во время организации домашнего освещения: объем, атмосфера комнаты (цвет потолка, стен, пола), расположение мебели, возможности создать силовые позиции, учитывая вкусы и личностные качества жильцов. Помимо этого и сам дизайн светильников, их стилевое решение помогают подчеркнуть характер оформления каждого помещения.

Различные типы светильников и их правильное размещение помогут внести дополнительный комфорт в ваш быт, сделать квартиру более уютной. Оптимальная освещенность помещений различного назначения или ее отдельных зон создаст необходимые условия для полноценного отдыха или работы.

Искусственное освещение - один из элементов, образующих интерьер квартиры.

Много параметров должны быть приняты во внимание во время организации домашнего освещения: объем, атмосфера комнаты (цвет потолка, стен, пола), расположение мебели, возможности создать силовые позиции, учитывая вкусы и личностные качества жильцов. Помимо этого и сам дизайн светильников, их стилевое решение помогают подчеркнуть характер оформления каждого помещения.

При выборе светильников следует, прежде всего, исходить из определенных норм освещенности и светотехнических параметров ламп, имеющихся в продаже. А они разнообразны - это лампы накаливания , люминесцентные , галогенные.




Последние появились в нашей стране сравнительно недавно и стали пользоваться большой популярностью. Это миниатюрные светильники довольно высокой освещенности при потребляемой мощности 20-50 Вт. Эффективны и светильники с зеркальными отражателями, дающие большую освещенность.

Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл

Световой режим учебных помещений - RSS

Световой режим учебных помещений

Состояние здоровья детей и подростков в значительной мере формируется под воздействием условий обучения в общеобразовательных учреждениях. Одним из показателей этих условий является световой режим.

Световой режим предусматривает рациональное и качественное отношение освещения всех помещений, из которого возникает гигиенический аспект– профилактика заболеваний органов зрения удетей.

В школьных учреждениях среди факторов, определяющих уровень естественного освещения, ведущими являются правильное расположение здания на участке, ориентация его основных помещений, куда входитравномерность, отсутствие блескости и теней на рабочем месте, перегрева помещений. Основной поток света в учебных помещениях должен предусматриваться только с левой стороны от школьников, допускается устраивать дополнительные светопроемы справа и сзади от учащихся, а также обеспечивать поступление дополнительного верхнего света. Во время занятий яркий свет не должен слепить глаза. Для уменьшения естественной освещенности в учебных помещениях не допускается замазывание части оконных стекол краской, размещение на подоконниках ветвистых цветов, учебных пособий, запыленность и загрязненность окон, развешивание на окнах занавесок и штор, закрывающих верхнюю часть окна или не убирающихся в простенки между окнами, затемнение окон деревьями и кустарниками.

Весьма важен вопрос о своевременном включении искусственного освещения в дополнение к естественному, использование совмещенного освещения. В образовательных учреждениях преимущественное распространение получили люминесцентные лампы, спектр которых совпадает с кривой чувствительности глаза и наиболее близок к естественному свету.Для достижения необходимого уровня освещенности классных досок они оборудуются софитами в соответствии с санитарными требованиями.

Улучшились показатели физических факторов по уровням искусственной освещенности. К 2012-2013 учебному году продолжалась реконструкция систем освещения с заменой люминесцентных на энергосберегающие лампы. Уровни искусственной освещенности доведены до гигиенических нормативов, удельный вес замеров искусственной освещенности, не отвечающих гигиеническим требованиям, снизился с 9,2% в 2008 г. до 3,5% в 2012 г. Наиболее высокий процент замеров, не соответствующих гигиеническим требованиям, отмечается в учреждениях Медведевского (5,5%), Советского (5,4%), Параньгинского (5,4%) районов, г. Йошкар-Олы (5,3%) и г. Волжска (5,2%).

По результатам углубленных медицинских осмотров детей и подростков, в течение последних 6 лет количество детей с понижением остроты зрения находится на стабильно высоких цифрах и составляет 107,0 на 1000 осмотренных (в 2007 г. – 109,1).

С 2005 г. отмечается рост числа детей с понижением остроты зрения в возрастной категории – перед окончанием школы – в 1,4 раза (с 189,7 на 1000 осмотренных в 2005 г. до 261,9 в 2012 г.).

Обеспечение надлежащих условий естественного и искусственного освещения важно для правильного роста и развития ребенка в процессе школьного обучения и связано с охраной зрения у детей. В соответствии с санитарными правилами замена неисправных и перегоревших ламп в учебных классах должна проводиться своевременно.

Практически всю информацию из внешнего мира человек получает с помощью зрения. Поэтому роль света и цвета для человеческой деятельности огромна. Восприятие света является важнейшим элементом нашей способности действовать, поскольку позволяет оценивать местонахождение, форму и цвет окружающих нас предметов.

Всякий светящийся предмет излучает энергию, которая в форме электромагнитных волн распространяется в разные стороны. Для оценки зрительного восприятия потока световой энергии используются понятия: световой поток, сила света, яркость, освещенность.

  1. Световым потоком называют поток световой энергии, оцененный по его воздействию на глаз человека.
  2. Силой света называют пространственную плотность светового потока, т.е. отношение светового потока точечного источника света к величине телесного угла, в котором этот поток распространяется.
  3. Яркостью (или фотометрической яркостью) называют силу света в определенном направлении (в глаз наблюдателя), отнесенную к единице площади видимой светящейся поверхности, расположенной перпендикулярно к направлению распространения света.
  4. Освещенностью называют поверхностную плотность светового потока, т.е. световой поток, отнесенный к единице площади освещаемой поверхности.
  5. Контрастом называют разницу яркостей объекта наблюдения и его окружения (фона) или между различными частями объекта.

К функциям зрения, особенно необходимым для безопасности и результативности труда, относятся: контрастная чувствительность, острота зрения, быстрота различения деталей, устойчивость ясного видения, цветовая чувствительность.

  • Контрастная (различительная) чувствительность – это способность глаза различать минимальные значения разности яркости объекта (детали) и фона. Установлена зависимость контрастной чувствительности от условий освещения объекта и яркости, к которой глаз предельно адаптировался.
  • Острота зрения – это максимальная способность различать отдельные объекты. Большое влияние на остроту зрения оказывает освещенность. С ростом освещенности до определенного уровня растет и острота зрения.

Определенная роль при выполнении зрительной работы принадлежит такой зрительной функции, как цветоощущение. Значение этой функции возрастает при выполнении производственных операций, связанных с необходимостью цветоразличения. Наиболее благоприятные условия цветоощущения создаются при естественном (солнечном) освещении (поскольку оно достаточно велико), а также при искусственном освещении люминесцентными лампами с исправленной цветностью.

Для успешной зрительной работы в условиях изменчивости освещенности большое значение имеет так называемая зрительная адаптация, т.е. приспособление глаза к условиям освещения. Благодаря процессу адаптации зрительный анализатор обладает способностью работать в широком диапазоне освещенностей. Различают световую и темновую адаптации.

  • Световая адаптация – приспособление глаза к работе в условиях высокой яркости поля зрения. Световая адаптация при повышении яркостей в поле зрения происходит быстро – в течение 5–10 мин.
  • Темновая адаптация – приспособление глаза к более низким яркостям поля зрения. Темновая адаптация развивается медленнее – от 30 мин до 2 ч.

Процесс адаптации сопровождается фотохимическими и нервными процессами, перестройкой рецептивных полей в сетчатке глаза, изменением диаметра зрачка (зрачковый рефлекс). Частые изменения уровней яркости приводят к снижению зрительных функций, развитию утомления вследствие переадаптации глаза. Зрительное утомление, связанное с напряженной работой и частой переадаптацией, приводит к снижению зрительной и общей работоспособности.

Каждый вид деятельности, связанный с необходимостью различения того или иного объекта, требует определенного уровня освещенности на том участке, где эта деятельность осуществляется. Обычно чем сильнее затруднено зрительное восприятие, тем выше должен быть средний уровень освещенности.

Вместе с тем чрезмерная локальная яркость может вызывать ослепление. Когда в поле зрения попадает яркий источник света, глаз на какое-то время теряет способность различать предметы. Ослепление может быть прямым, когда оно вызвано нахождением ярких источников света в поле зрения, или отраженным, когда свет отражается от поверхностей с высоким коэффициентом отражения.

Человеческий глаз защищается от поражения слишком ярким светом с помощью мигательного рефлекса, поворота глаз и движения головы при воздействии яркого света.

При организации рационального освещения, выборе источников света и светильников учитываются назначение помещения, его размеры и ка­тегория по взрыво- пожароопасности, возможные загрязнения (пыль, газы, пары), характеристика и разряд выполняемой работы, нормированная освещенность и цветовая отделка.

Для создания нормальной световой среды применяют различные системы освещения.

Виды освещения производственных помещений и рабочих мест

Освещение как свет от какого-либо источника, создающее осве­щенность поверхностей предметов и обеспечивающее зрительное восприятие этих предметов, бывает:

  1. Естественное;
  2. Искусственное;
  3. Совмещенное.

1. Естественное освещение – освещение помещений светом, исходящим от неба (прямым или отраженным), проникающим через световые проемы в наружных ограждающих конструкциях. Подразделяется на боковое, верхнее и комбинированное. Нормируемой характеристикой является коэффициент естественной освещенности.

  • Боковое естественное освещение – естественное освещение помещения через световые проемы в наружных стенах.
  • Верхнее естественное освещение – естественное освещение помещения через фонари, световые проемы в стенах (в местах перепада высот здания).
  • Комбинированное естественное освещение – сочетание верхнего и бокового естественного освещения.

2. Искусственное освещение – освещение помещений и других мест, где недостаточно естественного освещения. Подразделяется на а) рабочее, б) аварийное, в) охранное, г) дежурное, д) общее, е) местное и ж) комбинированное. При необходимости часть светильников рабочего или аварийного освещения используется для дежурного освещения.

а) Рабочее освещение обеспечивают во всех помещениях, а также на участках открытых пространств, предназначенных для работы, прохода людей и движения транспорта. Для помещений, имеющих зоны с разными условиями естественного освещения и с разными режимами работы, предусматривается раздельное управление рабочим освещением.
б) Аварийное освещение – освещение объектов различного назначения, не прекращающееся или автоматически вводимое в действие при внезапном отключении рабочих (основных) источников света. Предназначено для обеспечения эвакуации людей или временного продолжения работы на объектах, где внезапное отключение освещения создает опасность травматизма или недопустимого нарушения технологического процесса. Аварийное освещение подразделяется на: освещение безопасности и эвакуационное освещение.

Освещение безопасности – освещение, предусматриваемое на случай аварийного отключения рабочего освещения, в результате чего возможны: длительное нарушение технологического процесса; нарушение работы таких объектов, как электрические станции, узлы радио- и телевизионных передач и связи, диспетчерские пункты, насосные установки водоснабжения, канализации и теплофикации, установки вентиляции и кондиционирования воздуха в производственных помещениях, где недопустимо прекращение работ, и пр.

Эвакуационное освещение – освещение для эвакуации людей из помещений при аварийном отключении нормального освещения. Такое освещение (в помещениях или в местах производства работ вне зданий) следует предусматривать:

  • в местах, опасных для прохода людей;
  • в проходах и на лестницах, служащих для эвакуации людей, при числе эвакуирующихся более 50 человек;
  • по основным проходам производственных помещений, в которых работают более 50 человек;
  • на лестничных клетках жилых зданий высотой 6 этажей и более;
  • в производственных помещениях с постоянно работающими в них людьми, где выход людей из помещения при аварийном отключении нормального освещения связан с опасностью травматизма из-за продолжения работы производственного оборудования;
  • в помещениях общественных и вспомогательных зданий промышленных предприятий, если в помещениях могут одновременно находиться более 100 человек;
  • в производственных помещениях без естественного света.

в) Охранное освещение (при отсутствии специальных технических средств охраны) предусматривается вдоль границ территорий, охраняемых в ночное время. Могут использоваться любые источники света, за исключением случаев, когда охранное освещение автоматически включается только при срабатывании охранной сигнализации или других технических средств. В таких случаях применяются лампы накаливания.

г) Дежурное освещение – освещение в нерабочее время. Область применения, величины освещенности, равномерность и требования к качеству не нормируются.

д) Общее освещение – освещение, при котором светильники размещаются в верхней зоне помещения равномерно (общее равномерное освещение) или применительно к расположению оборудования (общее локализованное освещение).

е) Местное освещение – освещение, дополнительное к общему, создаваемое светильниками, концентрирующими световой поток непосредственно на рабочих местах.

ж) Комбинированное освещение – освещение, при котором к общему освещению добавляется местное.

3. Совмещенное освещение – освещение, при котором недостаточное по нормам естественное освещение дополняется искусственным.

Источниками искусственного освещения являются газоразрядные лампы и лампы накаливания. Газоразрядные лампы предпочтительнее для применения в системах искусственного освещения. Световой поток от газоразрядных ламп по спектральному составу близок к естественному освещению и поэтому более благоприятен для зрения.

Однако газоразрядные лампы имеют существенные недостатки, к числу которых относится пульсация светового потока. При рассмотрении быстро движущихся или вращающихся деталей в пульсирующем световом потоке возникает стробоскопический эффект, который проявляется в искажении зрительного восприятия объектов (вместо одного предмета видны изображения нескольких, искажаются направление и скорость движения).

В системах производственного освещения применяют люминесцентные газоразрядные лампы, имеющие форму цилиндрической стеклянной трубки. Внутренняя поверхность трубки покрыта тонким слоем люминофора, который преобразует ультрафиолетовое излучение газового электрического разряда в видимый свет. Люминесцентные газоразрядные лампы в зависимости от применяемого в них люминофора создают различный спектральный состав света. Различают несколько типов ламп: дневного света (ЛД), дневного света с улучшенной цветопередачей (ЛДЦ), холодного белого (ЛХБ), теплого белого (ЛТБ) и белого света (ЛБ).

Кроме люминесцентных газоразрядных ламп (низкого давления), в производственном освещении применяют газоразрядные лампы высокого давления:

  • лампы ДРЛ (дуговые ртутные люминесцентные);
  • галогенные лампы ДРИ (дуговые ртутные с йодидами);
  • ксеноновые лампы ЛКсТ (дуговые ксеноновые трубчатые), которые в основном применяются для освещения территорий предприятия;
  • натриевые лампы ДНаТ (дуговые натриевые трубчатые), используемые для освещения цехов с большой высотой (в частности, многих литейных цехов).

Применяются для освещения производственных помещений также лампы накаливания, в которых свечение возникает путем нагревания нити накала до высоких температур. Они просты и надежны в эксплуатации. Недостатками их являются низкая световая отдача (не более 20 лм/Вт), ограниченный срок службы (до 1000 ч), преобладание излучения в желто-красной части спектра, что искажает цветовое восприятие.

В осветительных системах используют лампы накаливания различных типов:

  • вакуумные (НВ);
  • газонаполненные биспиральные (НБ);
  • биспиральные с криптоноксеноновым наполнением (НБК);
  • зеркальные с диффузно отражающим слоем и др.

Все большее распространение получают лампы накаливания с йодным циклом – галоидные лампы, которые имеют лучший спектральный состав света и хорошие экономические характеристики.

Качественные показатели освещения в производственных помещениях во многом определяются правильным выбором светильников, представляющих собой совокупность источника света и осветительной арматуры. Основное назначение светильников заключается в перераспределении светового потока источников света в требуемых для освещения направлениях, механическом креплении источников света и подводе к ним электроэнергии, а также защите ламп, оптических и электрических элементов от воздействия окружающей среды.

Читайте также: