Сущность психолого педагогического сопровождения личности в мультикультурной среде доклад

Обновлено: 05.07.2024

Школа, колледж, внешкольные группы — сложная среда, с которой дети должны взаимодействовать постоянно. Для адаптации в ней ребенку требуются благоприятные социально-психологические условия. В них его личность правильно развивается, успешно проходит интеграция в образовательный процесс.

Психолого-педагогическое сопровождение направлено на создание и сохранение таких условий. Это профессиональная деятельность педагогов, психологов и других взрослых, взаимодействующих с детьми в образовательной среде. Специалист помогает ребенку максимально использовать имеющиеся возможности для образования и развития.

Педагог, психолог адаптирует индивидуальные особенности и склонности учащегося к условиям, которые чаще всего невозможно скорректировать (или изменения требуют чрезмерных и нерациональных усилий). Это семейное, социальное, школьное окружение, уровень и особенности развития общества.

Чтобы психолого-педагогическая работа дала результат, специалист должен работать системно. Главные направления деятельности:

  • Первичная экспертиза. Специалист собирает информацию о факторах, влияющих на выбор инструментов психолого-педагогического сопровождения. Это, в частности, личностное и профессиональное развитие отдельного ребенка, уровни взаимодействия между участниками, условия, влияющие на качество результата. На основании информации педагог, психолог составляет комплексный план действий и определяет этапы работы с постановкой целей и задач по каждому из них.
  • Диагностика, подбор инструментов. Специалист определяет адаптационные технологии и методы, подходящие для решения задач, достижения целей — на конкретном этапе, для определенного ребенка или группы детей. Поиск решений заключается в изучении литературы, результатов научно-практических исследований, консультациях со смежными специалистами, родителями и т.д.
  • Непосредственная работа. Педагог, психолог реализует ранее выбранные методики и анализирует результаты. При необходимости проводится корректировка стадий психолого-педагогического сопровождения.

При правильной реализации психолого-педагогическое сопровождение обеспечивает условия, необходимые для развития когнитивных способностей и эмоционального интеллекта учащихся. Дети успешно усваивают знания, укрепляют социальные связи с окружающими, родителями и подготавливаются к дальнейшему обучению и профессиональной деятельности. Для достижения нужных результатов необходимо понимать принципы, осваивать методики и формы сопровождения .

Формы и методы психолого-педагогического сопровождения

Психолого-педагогическое сопровождение базируется на принципах:

  • поддержки и развития индивидуальности;
  • учета и соблюдения интересов ребенка;
  • гибкости и вариативности в работе;
  • непрерывности и системности сопровождения;
  • взаимодействия всех сторон процесса.

В работе педагог, психолог использует тот или иной метод , подбирая его на основании диагностики и анализа. Это может быть групповая дискуссия, формирование малых групп в рамках основного и/или дополнительного образования, имитационные игры, интерактивная, аналитическая работа и т.д. Конкретный метод подбирается в зависимости от особенностей детей. Также важно, в какой форме реализуется сопровождение. Это:

Профилактика

Цель данного психолого-педагогического сопровождения — сохранить и укрепить психологическое здоровье учащихся при их обучении, воспитании. Для этого:

  • планируются превентивные меры для избежания дезадаптации детей в социуме — культурные, досуговые мероприятия, игры;
  • разрабатываются предложения, рекомендации по обеспечению здорового образа жизни детей — для профилактики зависимостей, заболеваний, формирования полезных привычек;
  • ведется работа по созданию психологически здоровой образовательной среды — чтобы депрессии, межличностные конфликты были минимизированы.


Диагностика

Диагностическое психолого-педагогическое сопровождение включает:


Консультирование

Специалист по психолого-педагогическому сопровождению предоставляет педагогам, родителям (опекунам) и учащимся консультации по вопросам:

  • обучения и адаптации;
  • развития мотивации детей к обучению;
  • решения психологических проблем;
  • взаимоотношений в коллективе;
  • построения индивидуальных программ обучения.


Развивающая и коррекционная работа


Психологическое просвещение и экспертиза

Деятельность направлена на преподавателей и родителей, заключается в повышении их психологической компетентности, а также:

  • знакомстве с особенностями развития учащихся;
  • информировании о факторах, мешающих личности ребенка развиваться;
  • популяризации психологических компетенций;
  • помощи в выборе методик взаимодействия с детьми разных возрастов, категорий.

В рамках экспертизы специалист оценивает образовательную среду, программы и методические материалы, проводит психологический мониторинг.

Навыки в области психолого-педагогического сопровождения необходимы для создания комфортных условий для обучения детей. Поэтому специалисты в этой области нужны в любом образовательном учреждении, стремящемся к росту и повышению качества работы. Такие педагоги, психологи требуются в школах и учреждениях, занимающихся дошкольным, дополнительным, инклюзивным, средним профессиональным образованием. Полученная специальность, компетенции позволяют стать тьютором, коучем, репетитором.

Где можно обучиться психолого-педагогическому сопровождению

Для работы специалистом по психолого-педагогическому сопровождению требуется среднее профессиональное или высшее образование в области педагогики или соответствующая переподготовка. После получения диплома возможно трудоустройство в школах. Такие педагоги, психологи требуются и в учреждениях, занимающихся дошкольным, дополнительным, инклюзивным, средним профессиональным образованием. Полученная специальность, компетенции позволяют стать тьютором, коучем, репетитором.

Узнать о поступлении и акциях можно у сотрудников приемной комиссии.

* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Воспитатель детей дошкольного возраста + Психолого-педагогическое образование с углубленной подготовкой в области детской психологии

Поликультурное образование рассматривается как особый способ формирования определенных социально-установочных и ценностно-ориентационных предрасположенностей, коммуникативных и эмпатических умений, что позволяет осуществлять интенсивное межкультурное взаимодействие и проявлять понимание других культур, а также толерантность по отношению к их носителям.

Развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. В условиях формирования новых социально-экономических отношений особое значение приобретает проблема научно-обоснованной адаптации системы образования к ним.

Задача современного образования – подготовить детей к интеркультурной коммуникации, развивать этнокультурную компетентность, терпимость и такт.

ВложениеРазмер
psihologicheskoe_soprovozhdenie_polikulturnogo_vospitaniya.docx 21.94 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Мареш Светлана Владимировна,

Поликультурное образование рассматривается как особый способ формирования определенных социально-установочных и ценностно-ориентационных предрасположенностей, коммуникативных и эмпатических умений, что позволяет осуществлять интенсивное межкультурное взаимодействие и проявлять понимание других культур, а также толерантность по отношению к их носителям.

Развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. В условиях формирования новых социально-экономических отношений особое значение приобретает проблема научно-обоснованной адаптации системы образования к ним.

Толерантность – это моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной либо культурной принадлежности, терпимое отношение к иного рода взглядам, нравам, привычкам; необходима по отношению к особенностям различных культурных групп или к их представителям.

Для формирования толерантности должна быть поликультурная среда, среда, владеющая не только отечественными культурными ценностями, но и ценностями, принадлежащими всему человечеству.

Кроме того, это особый подуровень существования педагогической деятельности, на котором образовательное учреждение предстает как часть конкретной общественной структуры города, обеспечивающая педагогическую поддержку адаптации ребенка в поликультурной среде.

Понимание и признание культуры другого народа – важнейший шаг по развитию у подрастающего поколения политолерантного сознания, что является показателем восприятия и принятия многообразия мира.

Этническая толерантность понимается не просто как отсутствие негативного, а скорее как наличие позитивного или участного отношения к иной этнической группе.

Толерантность необходима в отношениях, как между отдельными людьми, так и на уровне семьи, детского сада, школы и т.д. Соответственно, необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности.

1) знание самого себя (толерантный человек хорошо осведомлен о своих достоинствах и недостатках, и не склонен во всех бедах обвинять окружающих);

3) ответственность (развитое чувство ответственности, не перекладывает ответственность на других);

4) меньшая потребность в определенности (толерантный человек не делит мир на черное и белое, а признает многообразие, готов выслушать любую точку зрения и чувствует меньший дискомфорт в состоянии неопределенности);

5) отсутствие склонности обвинять во всех бедах окружающих;

6) способность к эмпатии (социально чувствителен и способен давать более адекватные суждения о людях);

7) чувство юмора (способен посмеяться не только над другими, но и над собой).

Задача современного образования – подготовить детей к интеркультурной коммуникации, развивать этнокультурную компетентность, терпимость и такт.

Выстраивая работу по психолого-педагогическому сопровождению развития детей в поликультурном пространстве, в нашем дошкольном учреждении были выбраны следующие направления:

Таким образом, целостная система по психолого-педагогическому сопровождению процесса социализации детей в поликультурном пространстве позволяет не только более успешно формировать представление о региональных особенностях и культурных различиях, но и сформировать такие личностные качества как: толерантность, эмпатия, умение безоценочно взаимодействовать с представителями других культур.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Психолого-педагогическое сопровождение

участников образовательного процесса

Последнее время в России происходят существенные социальные и экономические перемены. В этих условиях проводимая модернизация экономики и общественных институтов потребовала новых подходов к подготовке активного, думающего человека, способного творчески подходить к решению задач, обладающего установкой на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, способного на сотрудничество в условиях глобализации. Интеллект и творческий потенциал человека превращаются в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности. В связи с этим перед дополнительным образованием ставятся новые задачи, на решение которых направлены стандарты ФГОС.

Целью дополнительного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который включает в себя:

учет индивидуальных психологических, личностных, возрастных, физиологических особенностей обучающихся;

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества;

разнообразие организационных форм.

В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

Психолого-педагогическое сопровождение – это профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребёнком в образовательной среде.

Целью сопровождения является создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

Задачи развития – это потенциально-возможные изменения в ребенке, в его знаниях, способностях и ценностях, которые одновременно важны и для решения задач образования и для индивидуального развития ребенка.

Уровни психолого-педагогического сопровождения.

Уровень группы (объединения). На данном уровне ведущую роль играет педагог, обеспечивающий необходимую педагогическую поддержку ребенку в решении задач обучения, воспитания и развития. Основная цель его деятельности - развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации ребенка, возникновения острых проблемных ситуаций. Для достижения данных целей педагог составляет план воспитательной работы.

Уровень образовательного учреждения . Оказывается специализированная помощь детям со сложными проблемами. На данном уровне работа ведется педагогом-психологом, методистом, зам директора по УВР, выявляющими проблемы в развитии детей и оказывающими первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками. На данном уровне также осуществляется консультативная, просветительская работа с администрацией и педагогами.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

осуществление мониторинга развития индивидуально-личностных характеристик ребенка (в нашем случае творческих способностей);

помощь (содействие) ребёнку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: помощь с выбором деятельности, коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями;

формирование у учащихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;

развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов;

Психолого-педагогическое сопровождение включает в себя следующие направления:

формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности;

сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся;

формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;

мониторинг возможностей и способностей обучающихся;

выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде;

помощь при профориентации;

профилактика безнадзорности и правонарушений;

защита прав детей.

Основные виды деятельности психолога

в учреждении дополнительного образования .

В состав школьной социально-психологической службы входят следующие специалисты:

Соответственно в дополнительном образовании функции этих людей распределены между администрацией и педагогами и психологом ОУ.

Диагностика - выявление способностей ребенка, определение уровня его творческого потенциала, соответствия уровня развития УУД, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.

На основе результатов психологической диагностики, разрабатываются направления и задачи психопрофилактической и коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа - активное воздействие на процесс формирования личности, взаимодействие с воспитательной системой учреждения.

Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей, профилактика безнадзорности и правонарушений:

внедрение развивающих блоков для учащихся в программу с учетом задач каждого объединения;

выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;

Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются педагоги, учащиеся, родители:

по вопросам разработки и реализации программ обучения;

по вопросам психологии детей и их возрастным особенностям;

по поводу проблем обучения, поведения, межличностного взаимодействия конкретных учащихся или групп учащихся;

профориентационное консультирование учащихся;

оказание психологической помощи и поддержки учащимся, находящимся в состоянии стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;

помощь в организации эффективного детско-родительского общения и др.

Психологическое просвещение – приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуры.

Педагогом-психологом традиционно проводится:

- анкетирование родителей учащихся в начале и середине учебного года, с целью соотнести ожидания и удовлетворенность образовательными услугами Центра;

- педагог-психолог принимает участие в плановых педсоветах и заседаниях РМО;

- оформляет тематические выставки;

- работает по теме самообразования и транслирует накопленный опыт, участвуя в педсоветах, мастерских педагогического опыта, семинарах;

- педагог-психолог принимает участие в семинаре–практикуме по летнему отдыху детей;

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.

С ростом требований растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем, перед финансовыми трудностями.


Монография адресована студентам, магистрантам, аспирантам, обучающимся по психолого-педагогическим специальностям и направлениям, а также преподавателям и психологам образования. Монография может быть использована в содержании обучения по психолого-педагогическому направлению магистерских программ. В монографии представлена программа психологического сопровождения поликультурного образования по отношению к субъектам образовательного процесса: ученикам, педагогам и родителям.

Оглавление

  • Теоретико-методологические основания психологического сопровождения поликультурного образования

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психологическое сопровождение поликультурного образования предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© Ткаченко Н. В., 2016

Теоретико-методологические основания психологического сопровождения поликультурного образования

Приступая к описанию идеи психологического сопровождения поликультурного образования, необходимо обозначить актуальность данных размышлений. За последнее время практика психологического сопровождения образовательного процесса устойчиво вошла в нашу жизнь и заняла в образовательном пространстве свое место [6, 16, 28]. Также достаточно давно в России предпринимаются попытки осмыслять опыт построения поликультурного образования [3, 12, 13, 27, 28] и его теоретико-методологических оснований. В данной работе автор, опираясь на опыт предшественников, делает попытку построения модели психолого-педагогического сопровождения поликультурного образования. Для этого автором в общих чертах описывается история становления поликультурного образования и те теоретико-методологическое основания, на которые будет опираться данная модель.

Историко-культурные предпосылки поликультурного образования

Становление новой парадигмы образования в США

Считается, что понятие поликультурного образования изначально возникло в США. Принято выделять некоторые вехи в становлении поликультурного образования. К. Грант [27] выделяет 30–40-е гг. XX в. как поток эмигрантов и связанную с этим необходимость социальной адаптации этой группы населения. Фактически это была политика двойных стандартов, так как, с одной стороны, поддерживалось содействие освоению базовых американских ценностей, а с другой стороны, осуществлялась поддержка культурной идентичности через выпуск газет на родных языках мигрантов. Этот этап характеризовался еще одной сложностью — трудностью вливания новых мигрантов в американское общество, так как, с одной стороны, население Америки, связанное с протестантизмом, было против включения мигрантов в общество, а с другой стороны, сами мигранты зачастую старались удержаться в рамках своих культурных границ через вхождение в культурные диаспоры и это обстоятельство не способствовало процессу адаптации вновь прибывших в американскую культуру. К. Грант также отмечает период 40–50-х гг. XX в., который был связан со Второй мировой войной. Американцы африканского происхождения после возвращения с войны стали требовать соблюдения своих гражданских прав и свобод. Данное обстоятельство привело к росту межэтнической и межкультурной напряженности. На этом этапе было инициировано целое направление исследований в области причин межгрупповой предубежденности и, как следствие, были сформулированы новые ценности и цели школьных образовательных программ. Также стало популярным такое направление, как полевая антропология, в рамках которой изучались представители культурных групп, отличных от американского общества (М. Мид, Ф. Боас и т. д.). Третьей вехой рассматриваются десятилетия 50–60-х гг. XX в., связанные с движением за гражданские права. Этот период связан с внесением поправок в законы, в которых предусматривались права и свободы отдельных групп людей. Позитивным результатом этого этапа считается создание прецедента о равноправном обществе, что побудило задуматься о своем месте в системе социального мира представителей многих групп американского общества, таких как пожилые люди, женщины, люди с ограниченными физическими возможностями и т. д. Период 60–70-х гг. XX в. связан с формированием и реализацией исследовательских программ, посвященных изучению отдельных групп американских эмигрантских объединений, таких как американцы африканского происхождения, мексиканского происхождения и пуэрториканцы. Результаты данных исследований легли в основу новых образовательных программ поликультурного образования. Это позволило реализовать узкокультурную образовательную траекторию в рамках большого государства, включающего в себя представителей разнообразных культур. Например, по своему содержанию образовательные программы отличались на юге и на севере США.

Дж. Бэнкс полагал, что поликультурное образование может быть отражено в 5 сферах [27]:

1. Интеграция содержания (связано с включением в учебный предмет информации о других культурах).

2. Конструирование знания (влияние установок исследователя на получение новой информации).

3. Преодоление предубеждений (формирование позитивного образа другого).

4. Справедливая педагогика (сотрудничество, а не соперничество).

5. Формирование социальной культуры школы (получение равных прав учащимися).

Также Дж. Бэнкс сформулировал представление о 4 моделях образования:

1. Монокультурная — антиполикультурная (все предметы — на английском языке).

2. Контрибутивная — добавочная (этнический компонент встраивается в общую англо-американскую структуру).

3. Многоперспективная (изучение предметов с точки зрения других общественных опытов).

4. Трансформативная (само образование разрабатывается с разных культурных точек зрения).

Итак, в США важнейшей задачей поликультурного образования является устранение любого вида дискриминации, в первую очередь, по расовому признаку, что, по словам американских исследователей, служит основной причиной неравенства возможностей белых и цветных граждан в экономической, политической, социальной и образовательной сферах.

К главным принципам поликультурного образования в США исследователи относят:

• поликультурное образование — это, прежде всего, антирасистское образование, отвергающее расизм во всех формах его проявления и акцентирующее необходимость вооружения учащихся умениями активно противостоять дискриминации в конкретной жизненной ситуации ненасильственным путем, чтобы не допустить ее повторения;

• поликультурное образование — это освобождающее образование, поэтому необходимо вооружение учащихся умением критически осмысливать получаемую информацию, способствуя процессу рождения нового культурного знания;

• поликультурное образование помогает учащимся стать агентами своего образования, т. е. использовать знания для понимания явлений реальной жизни и при необходимости влиять на них, осуществляя правильный выбор;

• поликультурное образование подразумевает обучение и воспитание с опорой на опыт и интересы учащихся, а не на директивы доминирующей культуры.

Сейчас поликультурное воспитание рассматривается как объективная необходимость. Дж. Бэнкс и К. Кортес выделяют 4 группы педагогических результатов, которые обеспечивает поликультурализм [27]:

• равные возможности обучения;

• осведомленность о культурах среди учащихся и педагогов;

• поликультурность в программах обучения;

• вхождение на равных представителей меньшинств в глобальное общество.

В настоящее время поликультурное образование в США возведено в ранг образовательной государственной политики, включено в перечень правительственных программ в области образования (Акт о билингвальном образовании (Bilingual Education Act) 1968 г. и др). Вопросы поликультурного образования обсуждаются ведущими образовательными организациями: Национальным советом социальных исследований (National Council for the Social Studies — NCSS), Национальной ассоциацией образования (National Education Association — NEA), Национальным советом по аккредитации учителей (National Council for the Accreditation of Teacher Education — NCATE) и др. В 1990 г. была создана специальная профессиональная организация — Национальная ассоциация мультикультурного образования (National Association for Multicultural Education — NAME), в стране действуют исследовательские институты, центры, которые проводят многочисленные национальные и международные форумы по проблемам поликультурного образования.

Концепции поликультурного образования в Канаде

Специфика поликультурного образования в Канаде связана, с одной стороны, с поликультурностью канадского общества, и с историей взаимоотношений иммигрантов к коренным народам Канады, с другой стороны. Несмотря на то, что на территории Канады проживает большое количество этносов, принято выделять две большие группы: канадцев, говорящих на французском языке (большинство которых проживает в Квебеке), и канадцев, говорящих на английском языке. Особенность заселения территории Канады в начале XX в. была продиктована экономическими причинами.

В последние 30 лет изменилась пропорциональная доля иммигрантов из стран Европы и стран Азии, Африки и Латинской Америки.

1) признавать и распространять понимание того, что мультикультурализм отражает культурное и расовое многообразие канадского общества и признает свободу всех его членов сохранять и разделять собственное культурное наследие;

2) мультикультурализм — это фундаментальная характеристика канадского культурного наследия и канадской идентичности и является неоценимым источником формирования канадской культуры;

3) обеспечить полное и равное участие всех людей и групп населения в эволюции и формировании всех аспектов канадского общества, преодолевать барьеры в этом равноправном участии;

4) признавать существование таких групп, которые разделяют общее происхождение и внесли исторический вклад в развитие канадского общества, продолжая активное участие в нем;

5) удостоверять, что все люди имеют равное отношение и равную защиту перед законом и требуют уважения к собственному культурному наследию;

6) добиваться того, чтобы все социальные, культурные, экономические и политические институты Канады проводили политику уважения к культурному многообразию канадского общества;

7) поощрять признание и оценку различных культур;

8) сохранять и развивать использование других языков (помимо английского и французского) при все возрастающем статусе официальных языков;

9) распространять идеи мультикультурализма во всей Канаде [3].

Ратна Гош определяет мультикультурное образование следующим образом — это такое образование, которое предполагает развитие способностей вне зависимости от разного рода различий (от расовых до личностных особенностей).

Опираясь на подробное изучение становления поликультурного образования в Канаде И. В. Балицкой [3], мы приведем здесь стадии становления мультикультурного образования в Канаде. В общей сложности выделяют три стадии:

1. Первая стадия, охватывающая десятилетие с 1970 по 1980 г., связана с билингвальными образовательными программами на французском и английском языках. Интенсификация культурно-просветительской деятельности.

2. Вторая стадия, пришедшаяся на десятилетия с 1980 по 2000 г., связана с новыми образовательными программами по подготовке учителей, о включении поликультурных программ во все формы учебного процесса. Большая роль в развитии уделяется формированию способностей людей жить в поликультурном обществе.

3. И третья стадия, начавшаяся в 2000 г. и продолжающаяся в настоящее время, связана с реализацией мультикультурного образования на основе взаимодействия школ с социальными и политическими структурами. Поддержка целостного подхода в образовании, разработка собственных концепций и моделей мультикультурного образования.

Выше отмеченным стадиям предшествовала неоднозначная по общественным оценкам история взаимоотношений коренного населения Канады с иммигрантами. В данной истории также можно выделить несколько этапов.

До начала Второй мировой войны правительство Канады не вмешивалось в образование отдельных племен аборигенов — например, племя иннуиты продолжало существовать в ситуации традиционной передачи знаний от поколения к поколению, и только в 1955 г. был сформулирован проект о системе общего образования для всех жителей Канады. И в 1969 г. был принят информационный документ, который фактически узаконивал политику интеграции аборигенов в европейское общество Канады.

Идеи европейского поликультурного образования

Поликультурное образование в Европе проходило ряд этапов [26]. Первый этап относится к 50–70-м гг. Его связывают с притоком мигрантов в европейские страны. Основная задача, которая стояла перед специалистами дидактики и политическими деятелями, была связана как с необходимостью сохранить аутентичный язык вновь прибывших, так и организовать изучение языка принимающей стороны. Второй этап, в 70-х гг. ХХ в., охарактеризовался попыткой реализовать программы адаптации детей мигрантов с помощью возможностей образовательных программ. Также осуществлялась идея так называемого педагогического сопровождения, заключающегося в том, чтобы интегрировать детей мигрантов в новое для них общество и организовать возможность поддержки культурных контактов со старым окружением, с родиной. Третий этап пришелся на 70–80-е гг. ХХ в. и охарактеризовался созданием ассоциации по продвижению идей поликультурного образования, которая объединила ученых и преподавателей, реализующих идеи межкультурного образовательного подхода. Четвертый этап, стартовавший с 90-х гг., ознаменовал поворот во взгляде на традиционную педагогику, с целью изменения педагогической, европоцентристской парадигмы в сторону именно так называемого транскультурного образования.

Развитие поликультурного образования в России

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Теоретико-методологические основания психологического сопровождения поликультурного образования

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психологическое сопровождение поликультурного образования предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Смотрите также


Основы православной педагогической культуры

С. Ю. Дивногорцева, 2017


Дидактика. Учебник для вузов

А. В. Хуторской, 2017


Психология защитных механизмов личности

Л. Ю. Субботина, 2013


Павел Астапов, 2019


Современные подходы в воспитании молодежи: традиции и инновации

Коллектив авторов, 2018


Теория и технологии компьютерного обучения и тестирования

В. А. Красильникова, 2009



Теории личности в клинической психологии

Дмитрий Яничев, 2017


Методология экспертного анализа текста (МЭАТ) в образовательном процессе

Г. В. Сорина, 2017


Современная психология. Теория и методология. Том 1

Владимир Серкин, 2018


Основы активного туризма

Группа авторов, 2020


Большая книга психологических кризисов. Программа помощи от 3 до 103 лет

Геннадий Старшенбаум, 2018



Информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования

Татьяна Калинина, 2016


Инновационная начальная школа: подготовка магистров по педагогике в условиях сетевого взаимодействия

Читайте также: