Суррогатное материнство биоэтика доклад
Обновлено: 05.07.2024
Правовое регулирование суррогатного материнства в России
Чтобы зарегистрировать ребенка, который был рожден путем суррогатного материнства, необходимы следующие документы:
Свидетельство о рождении из медицинского учреждения;
Согласие суррогатной матери;
Справка из клиники о проведении ЭКО.
Суррогатное материнство и его нормативные проблемы
В продолжение темы хотелось бы указать на явные недоработки в сфере нормативноправового регулирования вопроса суррогатного материнства. По сей день, многим известно, что генетические родители не могут быть полностью защищенными от мошенничества или простого отказа суррогатной матери давать право на регистрацию ребенка бесплодной супружеской паре. Например, Россия – страна, где путем долгих судебных разбирательств, опираясь на Семейный кодекс, суррогатная мать может добиться сохранить за собой право на опеку над ребенком которого выносила для семьи, заключив перед этим официальный договор. Рассматривать это дело будут длительное время, но зачастую в пользу сурмамы. Поэтому будущим родителям остается полагаться лишь на добросовестность и порядочность суррогатной матери.
Ни в одном документе не указаны действия и законы, направленные на решение проблемы, когда при рождении ребенка выясняется наличие какой либо патологии или заболевании, возникает риск отказа генетических родителей от ребенка. Или в случаях когда вместо одного рождается несколько детей, но тут зачастую будущие родители снисходительно относятся, и даже радуются двойному прибавлению в семье. Но тем не менее эти, и еще множество нюансов до сих пор лежат на поверхности общественности и предпринять четкую стандартизацию в законодательстве, для регулирования всех вопросов касательных суррогатного материнства – увы, но видимо невозможно.
Этические проблемы суррогатного материнства
Суррогатное материнство связано с морально-нравственными и философскими аспектами, поэтому представители разных религий высказывают свои мнения на этот счет. Так, например, православная церковь не поддерживает суррогатное материнство, считая, что эта процедура подрывает духовную целостность и пагубно воздействует на здоровье женщины. Кроме того усматривает корыстную составляющую данной услуги, которая является своего рода грехом. И действительно большинство матерей, иногда поступившись своими принципами, идут на суррогатное материнство благодаря хорошему вознаграждению. Запретить суррогатное материнство не в полномочиях церкви, поэтому основным барьером является степень веры в Бога и надежду на него.
Проблемы вынашивания чужого ребенка
Одним из основных аспектов данной проблемы является биологическая связь между суррогатной матерью и ребенком, которая впоследствии при разрыве может сильно сказаться на психике обоих. У суррогатной матери, возможно, возникновение таких психических состояний как депрессия и чувство вины. Кроме того на протяжении всего периода беременности женщину не покидает мысль о том, что она носит под сердцем чужого ребенка, материнскую функцию, которая по мере приближения к родам нарастает, она реализовать не может. На эмоциональном фоне организм испытывает стресс, что может повлиять на работу некоторых органов, а это косвенным образом может сказаться и на здоровье ребенка.
Другим аспектом является то, что плод, по сути, является генетически чужеродным телом для организма суррогатной матери. Поэтому вполне возможно организм будет всячески его отторгать. Это может быть и сильный токсикоз, тошнота, рвота, раздражительность, слабость, потеря веса.
Если суррогатная мать замужем, здесь стоит упомянуть и муже, который тоже отчасти влияет на развитие плода.
Моральные проблемы суррогатного материнства
Ярые моралисты, конечно, скажут, что суррогатное материнство это антиморально. Женщину используют как инкубатор для вынашивания. Аморально то, что женщина позволяет проделывать какие-то манипуляции со своим телом, чужеродное в него подсаживать. Здесь опять всплывает и денежный вопрос. Однако, женщина сама принимает решение, хочет ли она вынашивать чужого ребенка или же наоборот хочет ли чтобы ее ребенок появился на свет благодаря чужой женщине. Все остальное это мысли и доводы других людей. Всегда найдутся те, кто захочет ее осудить ровно, как и те кто, несомненно, поддержит. И потом понятия о морали у каждого свои.
Если рассматривать проблемы суррогатного материнства разных стран и народов мира, то по большому счету проблемы суррогатного материнства в России ни чем не отличаются, так как любая семья решившаяся воспользоваться услугой суррогатного материнства как не крути столкнется с правовыми и юридическими проблемами, с мнением тех кто по морально – этическим принципам будет осуждать это желание. Каждая семья пройдет через долгий путь подготовки. На этом пути предстоит выбор суррогатной матери, квалифицированного в этой области специалиста, составление договора, где необходимо учесть все до мелочей. И самое главное потенциальным родителям необходимо быть психологически зрелыми, готовыми к тому, что на протяжении всего периода беременности им предстоит немало переживаний. Ведь когда у женщины отсутствует возможность реализовать свое главное материнское предназначение она становится во всех смыслах уязвимой, не меньше переживает и мужчина
Поэтому важно принимать такое серьезное решение совместно. Быть суррогатной матерью или воспользоваться ее услугами дело каждого
Суррогатное материнство: православие
На сегодняшний день неизменной является только отрицательная позиция Российской Православной Церкви, которая старается затрагивать и поднимать эту тему все чаще(). Дело в том что, в соответствующих документах, касаемые церкви указывается негативное отношение к суррогатному материнству, и вот почему – она не считает деторождение единственной и главной целью в браке, а всего лишь плодом желания супружеской пары. И если случается такое, что ни при каких условиях, консервативных методах или хирургическим вмешательством победить бесплодие невозможно, то супругам необходимо просто смириться со своей участью в этой жизни, либо молиться, что бы Бог придал им силы для скорейшего излечения, на худой конец – усыновить ребенка из детского приюта. Все остальные пути к появлению ребенка Церковь к сожалению – осуждает. Есть ли ?
В виде исключения в документах так же отмечается применение процедуры экстракорпорального оплодотворения при абсолютных показаниях бесплодия, для этого необходимо, что бы пара состояла в официальном браке и была повенчана. Такая вспомогательная репродуктивная технология как – донорство яйцеклеток, криоконсервация и т.д. считаются непосильным грехом.
- в ситуациях, когда новорожденному угрожает смертельная опасность – процессия крещения проводится вне зависимости от условий, при которых он появился на свет.
- только после покаяния будущих родителей и суррогатной матери в содеянном, пообещав нести христианской воспитание новорожденного допускаются к крещению.
- если супружеская пара категорически отказывается покаяться, и сознательно идут против законов Православной Церкви, они лишаются права крестить ребенка, вплоть до его совершеннолетия, когда он сможет самостоятельно выбирать вероисповедание.
Правовые проблемы суррогатного материнства
За и против
На протяжении всей истории существования человечества одной из главных целей брака считаются дети. Именно с их рождением и воспитанием связаны наши мечты, заботы и надежды. Но не всем дано ощутить радость отцовства и материнства, так как в соответствии с медицинской статистикой 20% всех супружеских пар не обладают естественной способностью к рождению детей1. Несмотря на то, что человек с древних времен пытался найти решение этой проблемы, только в последние годы благодаря использованию искусственных методов репродукции человека появилась возможность изменить ситуацию. Проведение операции по искусственному оплодотворению и имплантации эмбриона позволило супругам обрести надежду стать родителями.
Однако применение этих методов репродукции все же вызывает немалое количество проблем этического, медицинского и юридического характера. Большинство споров возникает вокруг применения суррогатного (заменяющего) материнства, сущность которого заключается в том, что женщина с помощью искусственного оплодотворения соглашается выносить и родить ребенка для супружеской пары, не могущей по состоянию здоровья иметь детей.
Противники суррогатного материнства, в первую очередь к ним относится церковь, считают, что его реализация влечет за собой пренебрежение глубочайшей эмоциональной связью, которая устанавливается между матерью и младенцем во время беременности2
При этом такое единение не сводится только к воспроизводству человеческого рода. Православная церковь, принимая идею синергии, т.е. сотворчество Бога и человека в преображении мира, вместе с тем отвергает всякую претензию последнего заменить собой Творца мироздания. Поэтому, если муж бесплоден, и медицина не в состоянии ему помочь, жена должна принять его таким, каков он есть, не пытаясь в той или иной форме найти ему подмену.
Несколько по иному к решению проблемы суррогатного материнства подходит мусульманская религия. Так как в странах, исповедующих ислам, разрешена полигамия, то суррогатной матерью может быть другая жена мужа.
О запрещении использования суррогатного материнства в коммерческих целях говорится в Брюссельской декларации Всемирной медицинской ассоциации (1985 г.). Представляется необходимым закрепление этого положения и в молдавском законодательстве. Кроме того, данный метод может применяться только в учреждениях государственной и муниципальной системы здравоохранения и лишь в случаях, когда заказчица по состоянию здоровья не может самостоятельно выносить и родить ребенка.
Проблемы физического и психического характера для суррогатной матери и ребенка
Биоэтические проблемы суррогатного материнства имеют разносторонний характер и отражаются на физическом и психическом здоровье суррогатной матери и на самом ребенке. Это легко объясняется тем, что ранним токсикозом, как правило, эти женщины страдают намного чаще, чем те, которые вынашивают родной плод. Ведь беременная своим ребенком женщина носит малыша, половина генотипа которого принадлежит ей же. Суррогатная мать вынашивает плод, чужеродный для своего организма, состоящий из клеток, которые принадлежат биологическим родителям. Плод в таких случаях чаще обычного может отторгаться, возникают физические осложнения (слабость, снижение аппетита или отказ от еды, рвота). На их фоне возникают и психические проблемы (мнительность, излишняя тревожность, раздражительность).
- угроза психическому и физическому здоровью суррогатной матери и ребёнка;
- разрушение понятий, обозначающих кровнородственные связи;
- сохранение тайны происхождения ребёнка;
- негативное влияние на психику потенциальных родителей;
- коммерциализация материнства (матка напрокат);
Угроза психическому и физическому здоровью суррогатной матери и ребенка.
Риск осложнения беременности у суррогатной матери ранним токсикозом беременных выше, чем у женщин, беременных генетически своим ребенком. При обычной беременности половина генотипа плода принадлежит матери, а суррогатная мать вынашивает полностью генетически чужеродный плод. Реакции отторжения, которые выражаются слабостью, потерей аппетита, рвотой, снижением веса, апатией, тревогой, мнительностью, раздражительностью, у суррогатных матерей могут быть физиологически гораздо сильнее выражены чем у женщины, вынашивающей собственного ребенка [1] .
Защитники СМ постоянно, говоря о сочувствии к женщине, потерявшей возможность (или изначально не имевшей) самой выносить своего ребенка, или о неповторимом счастье тех, кто обрел материнство с помощью суррогатного материнства, умалчивают про другую женщину – суррогатную мать. Как правило суррогатная мать во время и после передачи ребёнка родителям-заказчикам, т.е. после того как она отделена от своего ребёнка, испытывает сильнейшую психологическую травму. Суррогатная мать может глубоко привязаться к вынашиваемому ребенку в силу тесной биологической связи с ним в период его созревания. Разрыв связи с матерью, выносившей тего, приводит к глубокой психологической травме и ребёнка.
Более того, можно ожидать и принципиальное изменение со стороны психологического статуса женщины, которая носит ребёнка и знает, что он никогда не будет ей принадлежать. Невозможность реализации естественных потребностей беременной матери, вызывает стресс, депрессию, психопатические реакции вредные, и женщине, и ребенку. [2] Под действием стресса, мозг суррогатной матери выделяет меньше гормонов эндорфинов, от количества которых зависит скорость обменных процессов и работа всех органов организма беременной женщины, а, следовательно, и состояние организма ребенка. По мнению акушера-гинеколога и перинатального психолога Новосёловой Е. Г. стресс во время беременности увеличивает риск как психологической ущербности ребенка в будущем, так и может приводить к физическим патологиям развития. [3]
Разрушение понятий, обозначающих кровнородственные связи.
В 1991 году Арлет Швейцер стала первой в США суррогатной матерью для эмбриона собственной дочери. Она родила через кесарево сечение двойню собственных внуков – мальчика и девочку [5] . Подобный случай был в Южной Африке: яйцеклетка молодой женщины (с врожденным отсутствием матки), оплодотворенная сперматозоидом её мужа, была пересажена в матку её матери — будущей бабушки. В приведенных примерах одна женщина одновременно и бабушка, и мать. Подобные ситуации порождают смешение, размывание понятий (мать, бабушка, сын, внук), традиционно служащих для обозначения кровнородственных связей. В ситуации утраты смысла и однозначности понятий дети могут стать жертвой личностного кризиса на почве недостаточной ясности их происхождения и отношений с тем или иным членом семьи [6] . Как повлияет на ребенка известие, что бабушка в тоже время доводится ему мамой? Как объяснить эту ситуацию ребенку, и сможет ли сам он внятно объяснить её учителям и одноклассникам, не превращаясь в мишень для насмешек?
Сохранение тайны происхождения ребёнка.
Негативное влияние на психику потенциальных родителей.
Негативное влияние на психику биологических родителей может быть вызвано следующими причинами:
- опасение за расторжение договора суррогатной матерью или её исчезновение;
- страхи женщины, связанные с вынашиванием её ребенка другой женщиной (а не делает ли она что-нибудь неполезное ребёнку, не полюбила ли она его больше, чем я?);
- отсутствие гарантии того, что после рождения ребёнка биологические родители не будут подсознательно искать у него черты сходства с той женщиной, которая его носила, особенно, если например, возникнут проблемы в подростковом возрасте (“А это правда мой ребёнок? А может быть, все-таки не мой, потому что не я его носила?”). [7]
Купля-продажа детей.
[1] Сечина И. Суррогатное материнство: за деньги, но под сердцем/ Нескучный сад, №4(75), апрель 2012, С.53.
[4] Элио Сгреча, Виктор Тамбоне. Биоэтика. Учебник. М.:ББИ, 2002, С.250.
[5] New York Times, 13 October, 1991.
[7] Сечина И. Суррогатное материнство: за деньги, но под сердцем/ Нескучный сад, №4(75), апрель 2012, С.54.
[9] Элио Сгреча, Виктор Тамбоне. Биоэтика. Учебник. М.:ББИ, 2002, С.251.
Обращаем ваше внимание, что информация, представленная на сайте, носит ознакомительный и просветительский характер и не предназначена для самодиагностики и самолечения. Выбор и назначение лекарственных препаратов, методов лечения, а также контроль за их применением может осуществлять только лечащий врач. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом.
Введение
К сожалению, качественной литературы по данному вопросу, особенно анализирующей ситуацию в России, довольно мало. Кроме того, в отношении суррогатного материнства не так давно, а именно в 2017 году была изменена практика с помощью Постановления Верховного суда РФ. Поэтому рассмотрение данного вопроса будет опираться не столько на мнение и анализ уважаемых юристов, а на моё собственное.
Не очень понятно, почему так мало литературы по данному вопросу, ведь он очень важен, особенно сегодня — в 21 веке. Ведь по медицинской статистике около 20 % людей не способны иметь собственных детей, а вопрос усложняется ещё тем, как важны сегодня права ребёнка, и в данном вопросе при спорах между суррогатной матерью и биологическими родителям важно понимать, с кем из родителей ребёнок более социально обеспечен, а, значит, каждое дело требует индивидуального подхода. Одной из проблем суррогатного материнства является его международное регулирование. Во многих странах суррогатное материнство запрещено, и тогда суррогатная мать привлекается из другой страны, а это усложняет для ребёнка получение гражданства.
Суррогатное материнство как биоэтическая проблема
Что такое суррогатное материнство
Биоэтика суррогатного материнства
На мой взгляд, многие эти аргументы довольно двоякие, и их оценка связана с личными политическими взглядами человека. Первый аргумент можно легко опровергнуть правом каждого человека распоряжаться своим телом в соответствии со своими желаниями. Второй пункт размышлений авторов можно оспорить тем, что лишь ребёнок имеет права личности, в то время как эмбрион таких прав не имеет, а, по сути, весь процесс суррогатного материнства связан именно с эмбрионами. Проведение параллелей авторами между суррогатным материнством и проституцией перекликается с первым пунктом, так как каждый может распоряжаться своим телом свободно (мы говорим про добровольную проституцию и суррогатное материнство). Четвёртый пункт довольно странный, так как нет ссылки на какие-то конкретные научные исследования, то его даже опровергать не имеет смысла. Думаю, что в пятом пункте будут сильнее всего проявляться оценка от этого аргумента в зависимости от личных политических предпочтений. Если, скажем, вы относитесь к консерваторам, то для вас семья — одна из высших ценностей, также нравственные традиции и духовность, которая основывается на опыте предыдущих поколений, невероятно важны. И тогда суррогатное материнство, безусловно, не вписывается в данную картину мира и оценивается отрицательно. Однако если вы, например, причисляете себя к либертарианцам, то права личности как отдельного человека, для вас важнее всего, а семья может, в соответствии с вашими взглядами принимать любую форму. Таким образом, суррогатное материнство просто один из способов зачатия ребёнка. Далее надо рассмотреть ситуацию, которые А. А. Понкина и И. В. Понкин приводят в качестве примера. К сожалению, такое иногда случается, однако, думаю, проблема не в принципе в неэтичности суррогатного материнства, а в недостаточном правовом регулирование данного вопроса. Седьмой пункт, как мне кажется, довольно сильно перекликается с пятым пунктом и зависит от личных взглядов человека.
Правовое регулирование суррогатного материнства вРоссии
Гражданский кодекс РФ иСемейный кодекс РФ осуррогатном материнстве
Судебная практика
Конституционный суд о суррогатном материнстве
Как видно, судебная практика в Российской Федерации по данному вопросу поменялась совсем недавно, а юридическая литература по этому вопросу, к сожалению, не является столь актуальной.
Маннесон иЛабассе против Франции
Суть дела
Данные дела были рассмотрены в Европейском Суде по Правам Человека были рассмотрены в 2014 году. Обе пары выступали против Франции из-за отказа Францией признавать их детей, которые появились от суррогатной матери в США, гражданами Франции. По законодательству Франции суррогатное материнство запрещено, и в случае, если у Франции возникают сомнения в способе появления ребёнка, то она может отказать.
Заявителями в первом дела были супруги Маннесон, которые являются гражданами Франции, и близнецы Маннесон, которые граждане США. Во втором деле заявителями были супруги Лабассе, которые так же, как и в предыдущем деле граждане Франции, и девочка Лабассе, у которой было гражданство США.
Из-за бесплодия обе пары обратились к суррогатным техникам в США, так как во Франции суррогатное материнство запрещено. После рождения детей пара Маннесон была признана в США родителями близнецов и были выданы соответствующие документы, а пара Лабассе — родителями девочки в установленном порядке. Власти Франции, подозревая применение суррогатных методов, отказались внести свидетельства о рождении детей во французский реестр. Они обратились в суд, и судья дал обеим парам и их детям свидетельства, подтверждающие отношения родителей и детей, опять же их снова отказались вносить в реестр.
В 2011 году Кассационный суд Франции отклонил требования заявителей на основании того, что внесение таких записей в реестр придаёт правовую силу соглашению о суррогатном материнстве, а это противоречит Гражданскому Кодексу Франции. Кроме того, Суд постановил, что его решение не ограничивает какие-либо права детей, так как они могут без проблем проживать на территории Франции со своими родителями.
Вопросы права вданном деле
В данном деле рассматривалось несколько правовых вопросов. Один из них — это, была ли соблюдена 8 статья Конвекции о защите прав и свобод человека. Как постановил ЕСПЧ она была соблюдена, так как Франции не нарушала частную жизнь семей Лабассе и Маннесон и не было непреодолимых препятствий для жизни на территории Франции вместе с детьми. Этого не отрицают и сами заявители.
Заявители указывали, что отсутствие у детей французского гражданства может породить проблемы в будущем. Во-первых, родителям приходилось предъявлять в случае записи школы, попадания в больницу больше обязательных документов, во-вторых, отсутствие французского гражданство затрудняло свободное перемещение семьи по Европе или любые другие путешествия. Также заявители указывали на будущие проблемы. После совершеннолетия у детей могли быть проблемы с нахождением на территории Франции, а это бы нарушило стабильность семьи. Также в случае смерти одного из биологических родителей или в случае развода дети не были бы полностью защищены законом. Несмотря на эти веские доводы, ЕСПЧ решил, что он должен рассматривать фактические обстоятельства, а не возможные будущие проблемы.
Заключение
В результате проведённого исследования и решения поставленных задач можно сделать следующие выводы:
Суррогатное материнство — очень серьёзная биоэтическая проблема, по которой нет единого мнения, ни в мире, ни, например, в Европейском Союзе. Очень часто отношение людей к данным технологиям связано с их политическими взглядами. Во многих развитых странах данная технология запрещена по этическим причинам, то есть, из-за защиты прав ребёнка, защиты прав женщин и из-за попытки решить проблемы гендерного неравенства, связанные при применении данной технологии с восприятием женщины, как инкубаторы, а не как личности.
В России сейчас нет развитого законодательства по данному вопросу, нет проработанной и отдельной формы договора при сделках о суррогатном материнстве. На мой взгляд, недавнее изменение судебной практики в пользу биологических родителей, это большой шаг вперёд в отношении интересов детей, которые рождаются при помощи суррогатного материнства, и в отношении бесплодных семей, для которых это единственная возможность иметь своего ребёнка. Обычно семья, которая использует услуги суррогатной матери более социально и экономически обеспечена, чем суррогатная мать. Таким образом, решения в пользу биологических родителей лучше отвечает и интересам ребёнка, и интересам самого общества в целом.
К сожалению, и мировое, и российское законодательство не очень качественное в отношение суррогатного материнства, несмотря на актуальность и распространённость данной проблемы.
[1] Гестационный курьер
Основные термины (генерируются автоматически): суррогатное материнство, суррогатная мать, Россия, Российская Федерация, родитель, судебная практика, дело, мой взгляд, проблема, пункт.
Похожие статьи
Обеспечение единства правоприменительной практики при.
Ключевые слова: суррогатное материнство; договор о суррогатном материнстве; репродуктивные права человека; установление происхождения детей; судебная практика. В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2012 г. №.
Правовая природа суррогатного материнства | Статья в журнале.
Правовое регулирование суррогатного материнства. суррогатное материнство, суррогатная мать, Россия, ребенок, Российская Федерация
Суд отметил, что суррогатное материнство завершается рождением ребенка суррогатной матерью и регистрацией его генетических.
Проблема суррогатного материнства и его юридического.
суррогатное материнство, суррогатная мать, Российская Федерация, ребенок, родитель, имплантация эмбриона, мать, какой момент
Суд отметил, что суррогатное материнство завершается рождением ребенка суррогатной матерью и регистрацией его генетических.
Правовое регулирование суррогатного материнства
Статья посвящена проблемам правового регулирования суррогатного материнства.
Борисова Т. Е. Суррогатное материнство в Российской Федерации: проблемы теории и
суррогатное материнство, суррогатная мать, Россия, ребенок, Российская Федерация.
Врачебная тайна в правоотношениях суррогатного материнства
Ключевые слова: суррогатная мать, суррогатное материнство, законодательство, семейный кодекс, гражданский кодекс, врачебная тайна
На территории Российской Федерации суррогатного материнство регулируется в Основах законодательства Российской.
Проблемы правового регулирования искусственной репродукции.
суррогатное материнство, Российская Федерация, суррогатная мать, мать, здоровый ребенок, мнение автора, Семейный кодекс, искусственное оплодотворение, Российское законодательство, возрастной интервал. Правовая природа суррогатного материнства.
Правовой статус суррогатной матери в Российской Федерации
Борисова Т. Е. Суррогатное материнство в Российской Федерации: проблемы теории и практики / Т. Е. Борисова.
суррогатное материнство, суррогатная мать, Россия, ребенок, Российская Федерация, родитель, мать, женщина, мужское бесплодие, семейный кодекс РФ.
Правовая природа суррогатного материнства по действующему.
Правовое регулирование суррогатного материнства. суррогатное материнство, суррогатная мать, Российская Федерация, ребенок, родитель, имплантация эмбриона, мать, какой момент, семейный Кодекс, гражданское состояние. Врачебная тайна в правоотношениях суррогатного.
Правовая природа договора суррогатного материнства
Рассматривая суррогатное материнство в России в правовом аспекте, следует отметить
«Суррогатное материнство, как и иные гражданско-правовые отношения, должно четко
Судя по высказыванию, российский адвокат относит договорные отношения в сфере суррогатного.
Каждая семейная пара мечтает о ребенке. С его появлением на свет будущие родители связывают свои планы и надежды на счастливое будущее. Но, к сожалению, свыше 20% семей страдает бесплодием и не может иметь своих детей.
Несмотря на стремительное развитие, современной медицине не всегда удается восстановить репродуктивные органы и вылечить бесплодие. В таких случаях она предлагает альтернативные методы.
В их число входит и суррогатное материнство, которое несмотря на то, что разрешено законодательством, вызывает множество споров и дискуссий. Поэтому к процедуре прибегают в крайних случаях, когда нет другого выхода.
Важно! В России воспользоваться услугами суррогатной мамы имеют право только мужчина и женщина, живущие в юридическом либо гражданском браке, а также одинокие женщины. Для одиноких мужчин подобная услуга недоступна.
Суть суррогатного материнства
Семейная пара заключает с третьим лицом (женщиной) договор, согласно которому ей помещают оплодотворенную яйцеклетку. Она обязуется выносить ребенка, а после рождения передать его биологическим родителям.
Важно! Согласно российскому законодательству, нельзя использовать яйцеклетку сурмамы. В случае невозможности взять яйцеклетки у женщины прибегают к услугам доноров.
Несмотря на заключение договора, суррогатное материнство сопровождается множеством проблем различного характера (правовыми, этическими, физическими, эмоциональными, религиозными) иимеет множество сторонников и противников.
Противники выдвигают множество обоснованных аргументов.
Этические проблемы суррогатного материнства
Противники суррогатного материнства настаивают на моральных проблемах:
- беременность способна оказать неблагоприятное действие на физическое и психическое здоровье женщины;
- значительно увеличивается риск рождения больного ребенка;
- нарушается привычное представление о кровном родстве;
- возникает необходимость сохранять тайну рождения;
- неестественный способ рождения малыша может оказать негативное действие на психику родителей;
- функция материнства приобретает коммерческий характер (матка напрокат);
- становится возможной купля-продажа ребенка;
- многие женщины воспринимают вынашивание ребенка как работу, за которую хорошо платят, не интересуясь потребностями малыша м не заботясь о его правильном развитии.
Угроза для здоровья женщины
Вынашивание ребенка сопровождается различной неприятной симптоматикой: токсикозом, общим недомоганием, потерей аппетита, резкими перепадами настроения. У женщины, вынашивающей чужого ребенка, эти признаки становятся более выраженными. К тому же существенно повышается риск отторжения плода, так как его генотип совершенно чужероден для женщины.
Еще одна проблема – послеродовая депрессия, вызванная гормональными изменениями. Усугубляется ситуация стрессом от передачи ребенка.
Важно! У малыша развивается связь с выносившей его женщиной, прерывание которой провоцирует эмоциональный дискомфорт.
Возможность рождения больного ребенка
Сторонники суррогатного материнства рассказывают о счастье семейной пары, ставшей родителями, но совершенно не думают о чувствах женщины, выносившей и родившей малыша.Женщина, настроившая себя на то, что ребенка придется отдать, испытывает сильный стресс, нередко переходящий в депрессию.
Поэтому ее организм не вырабатывает достаточного количества эндорфинов, что приводит к замедлению обмена веществ и сбоям в работе различных органов. В результате повышается риск возникновения физических патологий у малыша либо психических отклонений.
Также психические нарушения могут быть вызваны и другой причиной. Плод генетически связан с биологическими родителями, а питание получает от женщины, не являющейся ему родственницей. Сторонники суррогатного материнства сравнивают женщину, вынашивающую малыша, с кормилицей. Но в действительности,отношения между плодом и беременной женщиной сильно отличаются от отношений ребенка и няни.
Проблема установления идентичности ребенка при суррогатном материнстве
Суррогатное материнство нарушает семейную идентификацию и представления о родстве. В семье, где ребенка родила тетя или бабушка, ситуация существенно усложняется, так как смешиваются понятия внук, сын, племянник, мама, тетя, бабушка. В результате возможно развитие личностного кризиса у малыша, чувства неполноценности и даже резкое ухудшение психического здоровья, если он узнает, что его родила бабушка или вообще чужая тетя.
Важно! При отказе суррогатной матери отдать ребенка биологические родители могут подать в суд просьбу о признании их родителями на основе генетического анализа. Но в таком случае возникает новая проблема: провести подобный анализ можно только с разрешения женщины, родившей ребенка.
Проблема конфиденциальности
Одной из особо острых морально-этических проблем является сохранение тайны рождения. Многие родители становятся заложниками ситуации, так как не могут решить, стоит ли рассказывать ребенку правду о его рождении или нет. К тому же существует вероятность, что ребенок узнает правду от посторонних, что станет сильным ударом по его психике. Подобная проблема особенна актуальная для России, что связано с менталитетом людей, находящих особое удовольствие в обсуждении чужих семей.
Психологические проблемы биологических родителей
Суррогатное материнство оказывает сильное воздействие и на психику генетических родителей. На протяжении всего периода беременности они находятся в стрессовой ситуации, вызванной множеством опасений.
Они переживают о том, что женщиназаберет предоплату и исчезнет, сильно полюбит ребенка и решит расторгнуть договор либо, напротив, совершенно не будет о нем заботиться, будет вести неправильный образ жизни, что вызовет отклонения в здоровье малыша. Негативные переживания не исчезают и после родов.
Родители постоянно присматриваются к малышу, пытаясь найти в нем сходство с выносившей его женщиной. Ситуация усугубляется, когда ребенок достигает подросткового возраста и начинает вести себя неадекватно. При этом родители нередко списываютвсе проблемы, возникающие при общении с подростком, на суррогатную мать.
Важно! Гены от "сурмамы" не могут передаться ребенку. Поэтому не стоит винить женщину, выносившую малыша, в его плохом характере.
Матка напрокат
Многие газеты печатают объявления, которые приглашают женщин принять участие в ВРТ-программах. Противники уверены, что они противоречат международной Конвенции, защищающей права человека и запрещающей дискриминацию женщин.
Купля-продажа детей
Хотя объектом договора выступает только процедура экстракорпорального оплодотворения и услуги по вынашиванию плода, но подобное определение не совсем соответствует действительности. Противники суррогатного материнства утверждают, что если бы предметом соглашения было только вынашивание ребенка, то женщина получила бы вознаграждение сразу же после того, как забеременела.
Аргументы в поддержку программы
Веские доводы в пользу суррогатного материнства выдвигают и сторонники программы. Они утверждают, что подобные сделки заключаются не только ради материальной выгоды. Сурмамы осознанно подходят к решению выносить ребенка, чтобы помочь бездетным парам ощутить радость родительства. Также сторонники программы отвергают проблему эксплуатации женщины, ведь ее никто не заставляет вынашивать ребенка, она соглашается на процедуру добровольно.
Еще один довод – возможность продлить род после смерти биологического родителя и вернуть его близким смысл жизни. Примером может служить смерть в результате рака. Если взять яйцеклетку или сперму больного человека, то благодаря процедуре ЭКО, генетический материал даст начало новой жизни.
Еще один аргумент– ухудшение демографической ситуации. Согласно прогнозам ООН, уже в середине текущего столетия детей будет меньше, чем стариков старше 60 лет.К тому же с каждым годом все больше семейных пар сталкиваются с бесплодием. Суррогатное материнство поможет одновременно решить обе проблемы – подарить отчаявшимся супругам ребенка и улучшить демографическую ситуацию.
Отношение религии
Суррогатное материнство затрагивает нравственные проблемы. Поэтому представители разных религий не остались в стороне от дискуссий. Православие решительно отвергает такие методы ВРТ, даже если женщина решила предоставить свои услуги совершенно бесплатно, руководствуясь альтруизмом и желанием помочь бездетной паре.
Церковь утверждает, что подобное явление нарушает духовную целостность и подрывает здоровье. К тому же православный священник имеет право отказаться крестить малыша, рожденного суррогатной матерью. Католичество поддерживает взгляды православной церкви, но католический священник не откажет ребенку в крещении.
Ислам категорически запрещает любые связи, кроме супружеских. Поэтому мусульмане могут прибегнуть к ЭКО только в том случае, если используются клетки супругов. Применение донорского материала и участие в вынашивании ребенка посторонней женщины недопустимо.
Иудаизм, хотя и порицает внебрачные связи, допускает применение альтернативных методик, чтобы продлить род. Поэтому, если у супругов нет иной возможности стать родителями, то они могут воспользоваться услугами суррогатной матери.
Международные этические принципы
В связи с существованием противоречивых мнений, вызванных биоэтическими и правовыми проблемами, Европейским обществом репродукции были сформулированы основные принципы, которых необходимо придерживаться участникам программы:
- Суррогатная мать может предоставлять только безвозмездную помощь, что исключает коммерческую основу и куплю-продажу ребенка. При этом генетические родители обязаны компенсировать женщине все расходы на лекарства и другие медицинские услуги, а также обеспечить ей полноценное питание.
- Участие в программе возможно только при добровольном согласии.
- Суррогатная мать обязана осознавать всю ответственность, заботиться о сохранении беременности и здоровья ребенка.
- Прервать беременность можно только при наличии медицинских показаний.
- При выборе способа родов женщина должна исходить из интересов ребенка, а не из личного комфорта.
- Ребенку следует рассказать правду о его рождении.
Правовые проблемы суррогатного материнства
Известно несколько основных недостатков закона:
- Отсутствует единое мнение о характере договора суррогатного материнства. Некоторые юристы утверждают, что договор противоречит моральным законам, и поэтому не придают ему особого значения, считая подобную сделку ничтожной. Другие специалисты выражают мнение о том, что договор не является гражданско-правовым документом и не может регулироваться гражданским законодательством.
- Суррогатное материнство не может считаться методом лечения бесплодия, так как оно не избавляет от бесплодия.
- Договор не закрепляет требования передать родившегося малыша биологическим родителям. Подобное действие возможно только при согласии сурмамы. Следовательно, возникают сомнения в силе договора.
- Договор может содержать пункт, утверждающий, что биологические родители могут отказаться от ребенка, если он родится физически или психически неполноценным. В этом случае права женщины оказываются ущемленными: она не только не получает компенсации за расходы, но и вынуждена содержать больного ребенка.
Важно! В соответствии с российским законодательством, все права на ребенка принадлежат суррогатной матери. После родов она должна оказаться от новорожденного, на основании чего биологические родители смогут сделать запись в свидетельстве о рождении. Сурмама может отказаться отдавать ребенка, потребовать большее вознаграждение, либо спустя некоторое время подать судовой иск, требуя возвратить ребенка, так как она передумала. Во всех этих случаях закон становится на ее сторону.
Но, несмотря на отсутствие четкого правового регулирования программы суррогатного материнства, многие пары решаются на подобный шаг, так он является их единственным шансом стать родителями и продлить свой род.
Читайте также: