Судебные речи лисия доклад

Обновлено: 02.07.2024

Ли́сий (греч. Λυσίας , ок. 445 г., в Афинах — 380 г. до н. э.) — афинский оратор, логограф.

После победы демократии Лисий вернулся в Афины, но получить гражданские права ему так и не удалось.

Первой судебной речью, произнесенной Лисием, была речь против Эратосфена, одного из тридцати тиранов, виновного в смерти его брата. В дальнейшем он писал речи и для других лиц, сделав это своей главной профессией. Всего ему приписывалось в древности до 400 речей, но до нас дошло только 34, причём не все из них подлинные. Подавляющее большинство сохранившихся относится к жанру судебных, но в сборнике мы находим и политические, и даже торжественные речи — например, надгробное слово над телами воинов, павших в Коринфской войне 395—387 годов.

Содержание

Некоторые произведения Лисия

  • Речь против Эратосфена, бывшего члена коллегии Тридцати
  • Оправдательная речь по делу об убийстве Эратосфена
  • Речь о любви
  • За Мантифея
  • Против Агората
  • Против Панклеона
  • Против Эратосфена
  • Против хлеботорговцев
  • О том, что не должно уничтожать унаследованный от отцов государственный строй в Афинах

Источники

  • Ораторы Греции. М., 1985.
  • Большая Советская энциклопедия.

Литература

Тексты и переводы

Исследования

  • Шварц А. Н. Избранные речи Лисия. Лекции. М., 1899. 396 стр. (литогр.)

Ссылки

Антифон | Андокид | Лисий | Исократ | Исей | Эсхин | Ликург Афинский | Демосфен | Гиперид | Динарх

  • Древнегреческие ораторы
  • Ораторы Древней Греции
  • Персоналии по алфавиту

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Лисий" в других словарях:

Лисий — (ок. 435 380 гг. до н.э.) афинский оратор Однажды Лисий передал какому то человеку, имевшему тяжбу, написанную для него речь; тот, прочтя ее несколько раз, пришел к Лисию унылый и сказал, что при первом знакомстве речь показалась ему превосходной … Сводная энциклопедия афоризмов

Лисий — см. Клавдий Лисий … Библейская энциклопедия Брокгауза

Лисий — Лисий, Lysias, ок. 445 380 гг. до н. э., греческий оратор. Причислен к канону 10 ораторов. Был сыном богатого сиракузца Кефала. Родился в Афинах и жил там до смерти отца (430 г.). Пятнадцатилетним мальчиком переехал в Фурии (Южная Италия), где,… … Античные писатели

ЛИСИЙ — (около 435 380 до нашей эры), афинский оратор, сторонник демократической группировки. Предание приписывает Лисию свыше 200 речей (дошло около 40) и включает его в число 10 лучших ораторов древности … Современная энциклопедия

ЛИСИЙ — (ок. 435 380 до н. э.) афинский логограф, сторонник демократической группировки. Античное предание приписывает Лисию св. 200 речей (дошло ок. 40) и включает его в число 10 лучших ораторов древности … Большой Энциклопедический словарь

ЛИСИЙ — (Лиэй) (греч. распускающий освобождающий), в Др. Греции одно из прозвищ Диониса как бога, освобождающего участника оргий от всех обычных запретов … Большой Энциклопедический словарь

Лисий — (459 380 гг. до н.э.) афинский оратор, демократ. С 412 г. жил в Афинах. Ему приписывают свыше 200 речей (дошло 40). Наиболее знаменита речь против виновника гибели его брата (который был казнён в правление тридцати тиранов в 404 403 гг., тогда же … Исторический словарь

лисий — ЛИСА, Шы, мн. лисы, лис, лисам, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Л и сий (греч. Lysías) (459—380 до н. э.), афинский логограф (писал по заказу судебные речи), сторонник рабовладельческой демократии. Богатый метек. С 412 жил в Афинах. В период правления "Тридцати тиранов" (404—403) имущество семьи Л. было конфисковано, брат его казнён. Сам Л. бежал в Мегару, откуда вернулся в Афины после восстановления демократического правления (403). Традиция приписывает Л. свыше 200 речей и включает его в число десяти лучших ораторов древности. До нас дошло более или менее полно около 40 речей Л., которые являются богатым, красочным, нередко уникальным источником по вопросам политической, социально-экономической истории, внешней политики и быта Афин. Наиболее знаменита его речь против Эратосфена (виновника гибели брата Л.) — единственная, произнесённая самим Л. перед судом. Л. в совершенстве владел искусством индивидуализации речи "заказчика" — этопеей. Его речи написаны чистым, точным и ритмичным языком, характерным для лучших образцов аттической прозы.

Лисий (ок. 445 до н. э)

Лисий - афинский оратор, логограф.

После победы демократии Лисий вернулся в Афины, но получить гражданские права ему так и не удалось.

Первой судебной речью, произнесенной Лисием, была речь против Эратосфена, одного из тридцати тиранов, виновного в смерти его брата. В дальнейшем он писал речи и для других лиц, сделав это своей главной профессией. Всего ему приписывалось в древности до 400 речей, но до нас дошло только 34, причём не все из них подлинные. Подавляющее большинство сохранившихся относится к жанру судебных, но в сборнике мы находим и политические, и даже торжественные речи — например, надгробное слово над телами воинов, павших в Коринфской войне 395—386 годов.

исий (ок. 459 – ок. 380 до н.э.), афинский оратор, сын Кефала из Сиракуз, переселившегося в Афины по приглашению Перикла. Кефал обосновался в Пирее и устроил здесь оружейную мастерскую. Около 440 до н.э. Лисий вместе со своими братьями Полемархом и Эвтидемом отправился в недавно основанную Афинами колонию Фурии на берегу Тарентского залива (совр. зал. Таранто). Лисий обосновался здесь надолго и занимался общественной деятельностью, а также брал уроки у сиракузского ритора Тисия. После катастрофического завершения афинской экспедиции на Сицилию (413 до н.э.) Лисий, сторонник демократии, был изгнан олигархическим правительством Фурий и возвратился в Афины. Здесь он и его братья вошли в кружок Сократа (Платон выводит их в качестве персонажей диалога Государство, а диалог Федр построен на полемике с Лисием). Когда в 404 до н.э. к власти в Афинах пришли Тридцать тиранов, Лисий и Полемарх были осуждены на смерть, прежде всего для того, чтобы конфисковать их немалое состояние. Полемарх был казнен, а Лисию удалось бежать в Мегары. Лисий помогал демократам деньгами, оружием и наемниками, пока в следующем году не была восстановлена демократия. За эти заслуги перед Афинами Фрасибул предложил даровать Лисию гражданство. Возвратившись в Афины, Лисий хотел лично отомстить за смерть брата, вызвав в суд Эратосфена, одного из тиранов, однако его попытка не увенчалась успехом.

Не будучи гражданином, Лисий написал множество судебных речей по заказу других лиц, 34 из них сохранились полностью и 3 – частично. Эти речи отличаются ясным, точным, выразительным языком. Речи Лисия являются ценнейшим источником по истории Афин и афинскому судопроизводству.

Риторическое движение в конце V—начале IV вв. было, очевидно, гораздо шире, чем нам известно. Ряд случайностей сохранил одни имена и позволил другим навсегда погибнуть. Самым распространенным ви­дом практической риторики в Греции было красноречие судебное. Человек, произносивший речь в суде как ответчик, подвергал риску свое имущество, свободу, жизнь или ставил под тот же удар друго­го человека, выступая в качестве обвинителя. Судьба обвинителя или обвиняемого целиком зависела от судебного вердикта. Поэтому практически все знаменитые ораторы, включая Демосфена и Цицерона, имели судебную практику.

Из прославленных судебных ораторов Аттики V в. до н.э. исто­рия сохранила нам имена Антифонта, Андокида и Лисия. Их творческие поиски были тесно связаны с теорией правдоподобия — важнейшим постулатом судебного, да и любого другого, красноре­чия в Аттике. Так стали называть особый тип аргументации, когда за неимением фактических улик или достоверных свидетельств о реальности какого-либо события, оратор раскрывал логическую или психологическую зависимость между лицами и происшествиями и признавал, что событие могло иметь место, если оно похоже на то, что часто случается в жизни, и потому вероятно. Довод "правдоподобия", "вероятности" и требование "подобаю­щего", "должного" надолго определили способы убеждения о софистике. Утверждение, явно отдающее полемическим задором и вы­строенное по принципу антитезы. Подчеркнуть психологическую достоверность поведения обвиняемого означает "слабейший довод делать сильнейшим". Подобный ход мысли помогал оратору строить вымышленные сюжеты, вкладывать "психологическую начинку" в мифы.

Лисий - один из десяти аттических ораторов, которых александрийские ученые (II или I в. до н. э.) признали классическими. Отец его Кефал был богатый промышленник из Сиракуз, греческого города в Сицилии. По приглашению Перикла, он переселился из родного города в Афины, куда его могли привлечь выгоды обширного рынка и заботливое отношение демократии к поселившимся в Афинах иностранцам ("метекам"). Состояние Кефала в Афинах было велико; жилось ему покойно; им была получена высшая привилегия, какая была возможна для метеков, так называемая "исотелия", которая, налагая на метека большие повинности, в то же время освобождала его от некоторых других повинностей и давала разные права, например, право владения землей и недвижимой собственностью.

Из событий его жизни нам известно немногое. Пятнадцати лет от роду, после смерти отца, он уехал из Афин со своим старшим братом Полемархом в город Фурии, который был основан в качестве колонии афинянами в 444 г. в южной Италии на месте более древнего города Сибариса. Цель этого переселения нам неизвестна. Здесь Лисий продолжал свое образование и посвятил себя изучению ораторского искусства под руководством знаменитого тогда преподавателя риторики Тисия из Сиракуз.

Война между Афинами и Спартой, продолжавшаяся с переменным счастьем, по-видимому, не затронула их благосостояния. Но наконец наступил решительный момент войны: Спарта взяла верх; Афины были осаждены и принуждены сдаться в 404 г.; демократия опять была низвергнута; олигархия вновь восторжествовала при содействии спартанцев, и во главе правления была поставлена коллегия из 30 аристократов с неограниченной властью, получившая в истории прозвание "Тридцати тиранов". Это правительство сыграло очень важную роль в жизни Лисия. Оно не могло без вражды смотреть на метеков, которые, подобно Лисию, сочувственно относились к демократии. Притом многие метеки были богаты, а Тридцать сильно нуждались в деньгах и не пренебрегали никакими средствами для их добывания. Двое из них внесли предложение конфисковать имущество метеков. На первый раз Тридцать внесли в список 10 метеков; как заведомые приверженцы демократии, в этот список попали Лисий и Полемарх. Лисию удалось бежать из Афин. Когда возникла реакция против Тридцати и демократическая партия с Фрасибулом во главе в начале 403 г. готовилась к борьбе с ними, Лисий имел возможность оказать освободителям Афин от тиранов материальную помощь. Он дал им 2000 драхм (около 435 р.) и 200 щитов, сообща с неким Гермоном нанял 300 солдат и сверх того уговорил своего друга Фрасидея дать 2 таланта (около 2912 р.). Откуда у Лисия нашлась указанная сумма, мы не знаем; но можно предположить, что он держал часть своих денег у банкиров других городов или имел филиал фабрики щитов в Мегаре. Осенью 403 г. народная партия победила, и было восстановлено демократическое правление. В благодарность за услуги, оказанные Лисием демократии, Фрасибул внес в Народное собрание предложение о даровании ему полных прав гражданства.

С восстановлением демократии в Афинах стали опять функционировать суды. Лисий, побуждаемый родственными чувствами, счел своим долгом отомстить за незаконную казнь своего брата Полемарха и возбудил обвинение против одного из Тридцати тиранов, Эратосфена, которого он считал виновником смерти брата. Речь, произнесенная им в суде по этому поводу в 403 г., дошла до нас (речь XII); это - единственная судебная речь, сказанная им самим, и притом первая по времени из числа сохранившихся его речей. Каков был результат ее, был ли осужден или оправдан Эратосфен, нам неизвестно; ученые нашего времени думают, что он был оправдан благодаря предоставленной даже членам коллегии Тридцати возможности получать амнистию. Таким образом, речь Лисия против Эратосфена составила эпоху в его жизни: после нее Лисий становится адвокатом ("логографом"). В Афинах адвокатов в современном смысле не было; всякий гражданин должен был лично вести на суде свое дело. Заинтересованные лица могли вести мелкие частные процессы без посторонней помощи, хотя и в этих случаях иногда обращались за советом к людям опытным и знающим право. Но в более крупных и сложных процессах нельзя было ограничиться установлением фактов, разъяснявших дело; здесь нужно было в речи сгруппировать факты в надлежащем порядке и осветить их так, чтобы дело для судей было совершенно ясно. Дело в том, что речи сторон заменяли в афинском суде наше судебное следствие. И вот понадобились люди, которые знанием обычного права, законов, народных постановлений и т. п. могли бы помочь удачному ведению дела. При этом самая речь должна была быть составлена умело, чтобы произвести впечатление на судей. Такие люди явились. Это были "логографы", т. е. "писатели речей". Как велика была потребность в них, видно из того, что такие ораторы, как Лисий и Демосфен, делались логографами для поправления своего расстроенного состояния и действительно достигали этой цели, потому что этот труд оплачивался хорошо. Но Уважением логографы не пользовались ввиду того, что убеждения их считались продажными. Обязанности логографов по отношению к клиентам были довольно многочисленны: логограф должен был собрать весь материал, необходимый для предварительного следствия, указать судебную инстанцию, ведению которой подлежало данное дело, избрать наиболее выгодный вид жалобы и, наконец, в тех случаях, в которых наказание не было установлено законом, а определялось судом, наметить подходящую кару, чтобы суд не назначил наказания, предложенного противной стороной. Но главным делом логографа было написать речь, которую клиент выучивал наизусть и произносил на суде. В этом отношении древний логограф существенно отличался от современного адвоката: адвокат произносит речь от своего лица и потому нисколько не обязан сообразоваться в ней с духовными свойствами клиента, а логографу приходилось всячески стараться замаскировать свое творчество и представить речь сочинением клиента. Для этого необходимо было составить ее применительно к духовным свойствам клиента, его умственному кругозору, социальному положению и т. д. Логограф при этом действовал как драматург, который влагает в уста своему герою речи, соответствующие его характеру и положению.

10. Жизнь и социально-политические взгляды Исократа.

Исократ (436 до н. э., Афины, — 338 до н. э., там же), древнегреческий публицист. Ученик софистов, испытал также влияние Сократа. И. писал политические памфлеты, которым придавал форму речей. Последовательно отстаивал интересы верхушки рабовладельческого общества.

Жизнь Исократа может служить примером как физического, так и интеллектуального долголетия. Он родился в 436 г. до н.э., т.е. в век Перикла, умер в 338 г. до н.э., после битвы при Херонее, положившей конец независимости греческих полисов. Отцом Исократа был Феодор из дема Эрхия, владелец мастерской флейт. Его средств было вполне достаточно, чтобы будущий оратор получил хорошее образование, пройдя не только традиционный курс обучения, но и прослушав знаменитых софистов Горгия, Тисия Сиракузского, Ферамена. Под влиянием этих наставников сформировалось общественное и интеллектуальное credo Исократа. К сожалению, ничего не известно о жизни оратора до Пелопоннесской войны. Псевдо-Плутарх утверждает, что, имея прекрасную подготовленность для политических выступлений, он чуждался их, так как заикался и был робкого нрава. Немного более подробные известия об ораторе появляются со времени Пелопоннесской войны. Потеряв отцовское состояние и находясь в политической оппозиции к режиму тридцати тиранов, установившемуся в Афинах, он покинул город и удалился на Хиос, где открыл школу риторики. Вернувшись на родину (очевидно, непосредственно перед восстановлением демократии в 403 г. до н.э. или сразу же после этого события), Исократ стал логографом, т.е. занялся сочинением за плату речей для участников судебных процессов. Этот род деятельности обеспечивал определенный жизненный уровень, но, видимо, не вполне соответствовал его интересам и замыслам. Правда, приемный сын Исократа категорически отрицал, что оратор писал речи для других но слишком многое свидетельствует как раз об обратном. За те десять лет, в течение которых Исократ выступал в качестве логографа, накопилось, конечно, немало речей, однако до нас дошли лишь шесть из них.

Оправдать убийцу и выдумать процесс: речи в судах Древней Греции

В Древней Греции не было такого понятия, как адвокат или представитель: истец сам обвинял, а ответчик защищался. А чтобы выступление было более убедительным, текст заказывали у известных ораторов, а потом заучивали. Именно в это время зародилось судебное красноречие, ведь участники споров поняли силу слова, а ораторы начали развивать искусство.

Обвинение Сократа


Так мыслитель сказал после того, как ему вынесли смертной приговор.

Речь в защиту убийцы


Ударом кулака я, судьи, сбил его с ног, скрутил и связал ему руки за спиной и стал допрашивать, как посмел он забраться ко мне в дом. Отрицать свою вину он даже не пытался и только слезно умолял не убивать его, а предлагал откупиться деньгами. Я считал, что закон важнее, и покарал его той карой, которую установили вы сами и которую вы сочли справедливой для такого рода преступников.

Произнося свою речь, Евфи­ле­т останавливался, чтобы высказались свидетели. Их словами он подкреплял свой рассказ. Обвиняемый попросил свидетелей подняться к нему, после того как описал обстоятельства убийства, чтобы у суда не возникло сомнений, что Евфи­ле­т лишил Эратосфена жизни на месте преступления.

О решении судей в открытых источниках ничего не сказано. Несмотря на это, написанная Лисием речь может оказаться поучительной. В частности, своей композицией. Речи продуманы от начала до конца: обращение к суду и слушателями во вступлении, дальше раскрытие фактической стороны дела, доказательства правоты клиента, опровержение слов оппонента и строгий вывод, который вызовет негодование к противникам и сострадание к говорящему. Такой композицией судебной речи, которую заложил Лисий, начали пользоваться дальше.

Дело со скрытым смыслом

Исократ — еще один знаменитый афинский оратор и публицист. Сократ предрекал ему успех, говорил, что он всех превзойдет в своих речах. Но когда Исократ достиг зрелости, он отказался от политической деятельности и выступлений перед публикой. Он предпочел изучать теорию риторики и готовить судебные речи на заказ. Одна из них написана для афинянина, которого избил богач и аристократ Лохит. Имя пострадавшего неизвестно. Этот монолог не сохранился полностью, до современников дошла только заключительная его часть.

В этой речи автор использует прием амплификации (эмоциональное усиление какого-то утверждения). Он поднимает проступок Лохита на уровень политического преступления и покушения на демократию. Ведь годы работы Исократа пришлись на политический кризис греческого общества и ожесточенную классовую борьбу в греческих городах, где попеременно брали верх то демократические, то олигархические силы. В названной речи автор напоминает о периоде после поражения Афин в Пелопоннесской войне. Победившая Спарта навязала покоренным правительство, которое решило уничтожить демократию и ввело политику террора.

Пострадавший от рук Лохита сообщил суду, что тот напал первым и это подтверждают свидетели. По его словам, за это преступление нельзя судить так же, как за посягательство на чужое имущество. Ведь личные права важнее имущественных.


Вы знаете, что для всех людей дороже всего их личная неприкосновенность. Ради нее мы установили законы, ради нее мы сражаемся за свободу, добиваемся демократии и делаем все остальное в своей жизни. Поэтому самым тяжким наказанием подобает вам покарать тех, кто покушается на это наиболее чтимое вами право.

Дело о нанесении побоев

Свой рассказ он начал с событий, которые произошли за два года до суда. Тогда истец отправился нести гарнизонную службу, а сыновья Конона поставили рядом с ним свою палатку. Это оказались настоящие хулиганы. По словам Аристона, они беспробудно пили, оскорбляли рабов, а потом и самого истца. Тогда он пожаловался командующему войском, который отчитал молодых людей за грубость и недостойное поведение в лагере. Но и на этом сыновья ответчика не успокоились: той же ночью ворвались в палатку к Аристону и начали его избивать. Но тогда мужчин разняли. Спустя какое-то время, когда истец вернулся в Афины, на улице он случайно столкнулся с обидчиками, они шли в компании отца и своих знакомых. Тогда между ними возникла новая ссора. На истца набросился уже Конон, ему помогал и один из сыновей.


Сбив меня с ног, они с такой силой били меня ногами и так издевались надо мной, что разбили мне губу, а глаза у меня совсем заплыли. Я был в таком тяжелом состоянии, когда они меня оставили, что не мог ни встать, ни подать голос. Лежа на земле, я слушал, как они долго и скверно ругались. Кое-что из их слов носило такой богохульный характер, что я, пожалуй, не рискнул бы повторить их в вашем присутствии.

Выдуманный процесс


Когда все наши дела уже захлебнулись в потоке, льющемся с ее языка, она переходит к делам соседей. А если говорить уж вовсе не о чем, она рассказывает свои сны. Клянусь богами, она их выдумывает: ведь она же никогда не спит.

В ушах у меня звенит от болтовни, я в душе молча переношу мои муки. Сжальтесь надо мной, дайте мне яду.

Читайте также: