Судебная коллегия по экономическим спорам верховного суда рф доклад

Обновлено: 07.07.2024

Согласно ст. 2 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и федеральными законами.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ согласно ст. 3 ФКЗ от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" не входит в систему арбитражных судов в РФ.

Полномочия Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ

Согласно ст. 10 Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации:

1. рассматривает в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам дела, отнесенные к подсудности Верховного Суда Российской Федерации;

2. рассматривает в пределах своих полномочий в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дела в апелляционном и кассационном порядке;

3. обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;

4. обобщают судебную практику;

5. осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Состав Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ (ст. 9 ФКЗ):

1. заместитель Председателя ВС РФ - председатель судебной коллегии;

2. судьи коллегии.

Председатель ВС РФ в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

В судебных коллегиях ВС РФ Председателем Верховного Суда Российской Федерации сроком на 3 года формируются судебные составы из числа судей, входящих в состав соответствующей судебной коллегии ВС РФ.

Судебные составы судебных коллегий ВС РФ возглавляют председатели судебных составов, назначаемые на должность Председателем Верховного Суда Российской Федерации сроком на три года. Один и тот же судья может быть назначен на должность председателя судебного состава неоднократно.

Таким образом, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации наделена:

· правом обращения в Конституционный суд;

· организационно-регулирующими полномочиями в сфере внутренней деятельности арбитражных судов.

Виды судов и государственных органов, входящих в судебную систему РФ.

Согласно законодательству, судебная система РФ представляет собой совокупность всех установленных конституцией и федеральными законами РФ судов, наделенных полномочиями осуществлять судебную власть.

Судебная власть значительно отличается от законодательной и исполнительной. Суд не создает общих правил поведения (законов), он не занимается управлением. Судебные органы осуществляют государственную власть в особой форме — форме правосудия.

Правосудие — это деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон. Однако суды не изолированы от других ветвей власти: они применяют законы, изданные парламентом, другие нормативные акты органов государства, а исполнительная власть реализует решения, принятые судьями.


Полномочия органов юстиций по организации деятельности службы судебных приставов

Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы судебных приставов, а также функции по принятию нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности этой службы.

В настоящее время в соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" федеральные министры вправе:

- давать руководителям подведомственных федеральных служб и федеральных агентств обязательные для исполнения указания;
- приостанавливать в случае необходимости решения федеральных служб и федеральных агентств (их руководителей) или отменять эти решения, если иной порядок не установлен федеральным законом (п. 15), что вытекает из возложенной на Минюст России обязанности осуществления контроля за соответствием решений подведомственных Минюсту России федеральных служб законодательству РФ (пп. 37 п. 7 Положения о Минюсте России). Кроме того, Положение о Минюсте России предусматривает полномочия Министерства по внесению Президенту РФ и в Правительство РФ проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, других документов, по которым требуется решение Президента РФ или Правительства РФ, по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России и ФССП России, а также проекта плана работы и прогнозных показателей деятельности ФССП России.

Минюст России обобщает практику деятельности ФССП России и принимает меры, направленные на ее совершенствование.
Логическим следствием обозначенных выше полномочий выступает подготовка Минюстом России ежегодных докладов Президенту РФ и Правительству РФ о состоянии работы по исполнению судебных актов и актов иных органов (пп. 39 п. 7 Положения о Минюсте России).

На основании данных, представляемых ФССП России, Минюст России разрабатывает предложения по формированию проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования ФССП России.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16 мая 2016 г. N 309-ЭС15-19396


Обзор документа

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16 мая 2016 г. N 309-ЭС15-19396

Резолютивная часть определения объявлена 12 мая 2016 г.

Определение изготовлено в полном объеме 16 мая 2016 г.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - судьи Самуйлова С.В.,

судей: Букиной И.А. и Разумова И.В.,

рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (г. Екатеринбург; далее - ОАО "МРСК Урала")

на решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.04.2015 (судья Бикмухаметова Е.А.), постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2015 (судьи Назарова В.Ю., Масальская Н.Г., Крымджанова Д.И.) и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12.10.2015 (судьи Абознова О.В., Гайдук А.А., Тимофеева А.Д) по делу N А60-58232/2014

по иску открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9" (г. Пермь; реорганизовано в открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания", затем в публичное акционерное общество "Т плюс"; далее - ОАО "ТГК N 9", ПАО "Т плюс") к ОАО "МРСК Урала"

о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.

В заседании приняли участие представители:

от ОАО "МРСК Урала" - Копылова С.В.,

от ПАО "Т плюс" - Быков А.А.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Самуйлова С.В., вынесшего определение от 12.04.2016 о передаче кассационной жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании, а также объяснения представителей лиц, участвующих в деле, судебная коллегия

как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Пермского края от 24.10.2012 по делу N А50-21303/2011, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.01.2013, удовлетворен иск ОАО "МРСК Урала" к ОАО "ТГК N 9" о взыскании 523 656 174,28 руб. задолженности.

Во исполнение указанного решения ОАО "МРСК Урала" по исполнительному листу с 14.03.2013 по 25.04.2013 получило от ОАО "ТГК N9" 114 130 858,43 руб.

Постановлением суда округа от 23.05.2013 решение суда первой инстанции и апелляционное постановление отменены, дело N А50-21303/2011 направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пермского края.

При новом рассмотрении суд первой инстанции решением от 11.09.2013 отказал в удовлетворении иска, произвел поворот исполнения отмененного судебного акта и (с учетом дополнительного решения от 14.10.2013) взыскал с ОАО "МРСК Урала" в пользу ОАО "ТГК N 9" 64 130 858,43 руб.

ОАО "МРСК Урала" перечислило ОАО "ТГК N 9" 50 000 000 руб. по платежному поручению от 08.10.2013 N 509.

28.12.2013 постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда решение от 11.09.2013 оставлено без изменения.

09.01.2014 и 10.01.2014 ОАО "МРСК Урала" перечислило в пользу ОАО "ТГК N 9" 64 130 858,43 руб.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 16.04.2014 оставил решение суда первой инстанции и апелляционное постановление по делу N А50-21303/2011 без изменения.

Поводом для обращения в суд с иском по настоящему делу явилось пользование ОАО "МРСК Урала" принадлежащими ОАО "ТГК N9" денежными средствами в размере 114 130 858,43 руб. вследствие их неосновательного получения. ОАО "ТГК N9" потребовало взыскать с ОАО "МРСК Урала" 5 865 000,46 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами исходя из ставки рефинансирования 8,25% годовых со дня, когда были получены денежные средства по исполнительным листам, до дня их возвращения, то есть с 14.03.2013 по 10.01.2014.

ОАО "МРСК Урала" настаивало на том, что до вступления в силу решения суда, осуществившего поворот исполнения ранее принятого судебного акта (до 28.12.2013), оно пользовалось денежными средствами на законных основаниях.

Решением суда первой инстанции от 15.04.2015, оставленным без изменения постановлениями апелляционного и окружного судов от 02.07.2015

и от 12.10.2015, иск удовлетворен. Суды исходили из того, что предъявляя ко взысканию исполнительный лист, полученный на основании вступившего в законную силу решения, состоявшегося по делу, по которому не были исчерпаны все средства судебной защиты, ОАО "МРСК Урала" несло риск уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами, возможность истребования которых возникла при отмене указанного решения судом вышестоящей инстанции.

Суды сослались на пункт 3 части 1 статьи 8, пункт 3 статьи 395, пункт 1 статьи 1102, пункт 2 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), часть 1 статьи 16, часть 1 статьи 182, часть 1 статьи 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.01.2014 N 9040/13 по делу N А51-23940/2012 (далее - постановление N 9040/13).

По мнению ОАО "МРСК Урала", вступившее в законную силу судебное решение и исполнительный лист являются достаточным основанием для получения по ним денежных средств и пользования ими вплоть до вступления в законную силу судебного акта о противоположном решении и повороте исполнения ранее принятого решения. Признак неосновательности отсутствует. Следовательно, проценты по статье 395 ГК РФ должны начисляться с момента отмены судебного акта, на основании которого они взысканы.

Заявитель считает, что суды неправомерно не применили статью 325 АПК РФ, в соответствии с которой обязанность по возврату взысканных денежных средств на основании отмененных впоследствии судебных актов связана как с отменой первоначальных судебных актов, так и со вступлением в силу судебных актов, принятых при новом рассмотрении дела.

ОАО "МРСК Урала" указало, что суды необоснованно руководствовались выводами, изложенными в постановлении N 9040/13, так как в настоящем деле ОАО "МРСК Урала" истребовало задолженность по неотмененным судебным актам и только до вынесения судом округа

постановления об их отмене. Взыскатель не злоупотреблял правом ни при получении долга, ни при его возврате.

Исходя из изложенного заявитель полагал, что начисление процентов должно производиться со дня вступления в силу решения суда первой инстанции при новом рассмотрении дела, то есть с 28.12.2013.

Истец в отзыве просил оставить судебные акты без изменения.

В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.

Законность обжалованных судебных актов проверена судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, и в той части, в которой они обжалуются (пункт 2 статьи 291.14 АПК РФ).

Изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 1107 ГК РФ лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения. На сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.

За пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств (статья 395 ГК РФ).

Правовая позиция по начислению процентов, установленных статьей 395 ГК РФ, в случае перечисления ответчиком денежных средств кредитору во исполнение судебного акта, отмененного впоследствии, изложена в пункте 59 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление N 7). По общему правилу на названную денежную сумму подлежат начислению проценты с момента вступления в силу итогового судебного акта (пункт 2 статьи 1107 ГК РФ). В то же время с учетом обстоятельств конкретного дела, например, если имела место фальсификация доказательств и это привело к принятию решения, послужившего основанием для перечисления денежных средств, проценты могут быть начислены с более раннего момента, например, с момента зачисления денежных средств на расчетный счет недобросовестного взыскателя (пункты 3, 4 статьи 1, пункт 2 статьи 1107 ГК РФ).

В силу пункта 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 30.06.2011 N 52 "О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам" указанная правовая позиция высшей судебной инстанции учитывается судами со дня опубликования такого

постановления при рассмотрении аналогичных дел, в том числе при пересмотре судебных актов в суде кассационной инстанции.

Итоговым судебным актом по данному делу по данному делу было апелляционное постановление от 28.12.2013, так как с этого момента окончательно разрешившее спор судебное решение от 11.09.2013 вступило в силу и подлежало приведению в исполнение (статьи 318, 325 АПК РФ).

Из обжалованных судебных актов не следует, что суды квалифицировали какие-либо действия ОАО "МРСК Урала" как злоупотребление своими правами, поэтому, вопреки доводам истца, к обстоятельствам, установленным судами по данному спору, не применима ни правовая позиция, изложенная в постановлении N 9040/13, ни исключения из общего правила, указанного в пункте 59 постановления N 7.

В связи с существенным нарушением норм права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности, на основании пункта 1 статьи 291.11 АПК РФ решение от 15.04.2015, постановление от 02.07.2015 и от 12.10.2015 по делу N А60-58232/2014 подлежат отмене.

Ввиду того, что для принятия решения по существу спора необходима оценка доказательств и установление обстоятельств, связанных с расчетом процентов, судебные акты отменяются в полном объеме и дело направляется на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.

Руководствуясь статьями 291.11, 291.13, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила:

Определение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Председательствующий судья Самуйлов С.В.
Судья Букина И.А.
Судья Разумов И.В.

Обзор документа

Во исполнение решения суда о взыскании задолженности, оставленного без изменения апелляционной инстанцией, компания по исполнительному листу получила от организации денежные средства. Затем указанные судебные акты были отменены. При новом рассмотрении дела компании отказали во взыскании задолженности, был произведен поворот отмененного судебного акта.

В связи с этим организация просила взыскать с компании проценты за пользование чужими денежными средствами со дня, когда последней была получена сумма по исполнительным листам.

Иск организации был удовлетворен.

Но Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ направила дело о взыскании процентов на новое рассмотрение, отметив следующее.

Правовая позиция по начислению процентов за пользование чужими денежными средствами в случае перечисления ответчиком денежных средств во исполнение судебного акта, впоследствии отмененного, изложена в постановлении Пленума Верховного Суда РФ.

По общему правилу проценты на названную сумму начисляются с момента вступления в силу итогового судебного акта. В то же время с учетом обстоятельств дела, например, если имела место фальсификация доказательств и это привело к принятию решения, послужившего основанием для перечисления денежных средств, проценты могут быть начислены с более раннего момента. Например, с даты зачисления денежных средств на расчетный счет недобросовестного взыскателя.

Итоговым судебным актом в данном случае было апелляционное постановление, которым оставлено без изменения решение суда, принятое при новом рассмотрении дела. С этого момента окончательно разрешившее спор судебное решение вступило в силу и подлежало приведению в исполнение.

Из обжалованных судебных актов не следует, что какие-либо действия компании квалифицированы как злоупотребление правом.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Согласно ст. 2 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров , уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и федеральными законами.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ согласно ст. 3 ФКЗ от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" не входит в систему арбитражных судов в РФ.

Полномочия Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ

Согласно ст. 10 ФКЗ Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации :

  1. рассматривает в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам дела, отнесенные к подсудности Верховного Суда Российской Федерации;
  2. рассматривает в пределах своих полномочий в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дела в апелляционном и кассационном порядке;
  3. обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;
  4. обобщает судебную практику;
  5. осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Состав Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ (ст. 9 ФКЗ):

  1. заместитель Председателя ВС РФ - председатель судебной коллегии;
  2. судьи коллегии.

Председатель ВС РФ в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

В судебных коллегиях ВС РФ Председателем Верховного Суда Российской Федерации сроком на 3 года формируются судебные составы из числа судей, входящих в состав соответствующей судебной коллегии ВС РФ.

Судебные составы судебных коллегий ВС РФ возглавляют председатели судебных составов, назначаемые на должность Председателем Верховного Суда Российской Федерации сроком на три года. Один и тот же судья может быть назначен на должность председателя судебного состава неоднократно.

Таким образом, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации наделена:

По факту от экономической Коллегии, конечно, ждали большего и эти ожидания она вполне оправдала – с момента создания ее практика была направлена на унификацию правовых подходов и разъяснение сложных правоприменительных ситуаций. Это направление доминировало над функцией простого кассационного контроля, хотя и не было предусмотрено процессуальным законом.

Однако в последние год-полтора ситуация стала меняться – практика СКЭС, направленная на формирование единообразия, на мой взгляд, стремительно сокращается. Во всяком случае, это относится к банкротным делам.

Однако дело не только в этом.

Если присмотреться к текущим Определениям СКЭС, несложно понять, что там фактически нет оригинальных правовых позиций – судьи ВС просто адаптируют ранее сформированные подходы к спорным ситуациям с несколько иными фактическими обстоятельствами.

То есть они исправляют грубые ошибки нижестоящих судов, используя свои же разъяснения.

Вот лишь некоторые примеры.

Выявленные ошибки: неверное определение срока исковой давности по ничтожным сделкам.

Определение ВС от 09.03.2021 года № 307-ЭС19-20020.

Выявленные ошибки: некорректное установление начала течения срока исковой давности; ошибочное признание преюдиции.

Определение ВС от 25.03.2021 года №310-ЭС20-18954.

Выявленные ошибки: неверный подход к оценке внутригруппового поручительства, как нарушающего интересы независимых кредиторов.

Определение ВС РФ от 04.03.2021 № 302-ЭС19-473.

Выявленные ошибки: ошибочная оценка ликвидности векселей – без учета платежеспособности эмитента.

Определение ВС РФ от 04.03.2021 № 305-ЭС 17-2507.

Выявленные ошибки: некорректное определение даты введения процедуры, которое привело к необоснованному сокращению периодов подозрительности

Из всего этого, на мой взгляд, следуют два вывода

Первый – в отношении нижестоящих судов. Арбитражная вертикаль, по-прежнему, не пользуется правыми позициями СКЭС так широко, как это возможно (и нужно). Арбитры не умеют (или не хотят) видеть в правовых подходах СКЭС универсальное и абстрактное начало, применимое к максимально широкому спектру сходных ситуаций. Вместо этого – суды (для применения правовых позиций ВС) требуют абсолютно идентичных фактических обстоятельств.

Второй вывод касается самой Экономической Коллегии ВС.

Однако кассационное производство СКЭС, по замыслу законодателя, должно носить чрезвычайный характер и устранять существенные, но редкие нарушения.

А как быть, если такие нарушения происходят часто (носят систематический характер)? Экономическая коллегия не в состоянии обеспечить сплошной пересмотр ошибочных судебных актов, и ее выборочное производство, по сути, является лотереей для заявителей.

Исходя из собственно опыта, могу сказать, что часто получал отказ в рассмотрении жалобы, по основаниям, которые в других делах признавались достаточными для передачи дела в СКЭС. Наверное, я не одинок.

То есть, возникает ситуация с совершенно непрозрачными критериями передачи дела на коллегиальное рассмотрение, которая, во-первых, наталкивает на неприятные сомнения в чистоте такого выбора. Во-вторых, сильно нарушает процессуальные права заявителей на равный доступ к кассационному правосудию на уровне ВС – жалобы с аналогичными доводами получают разную процессуальную судьбу, а их заявители – разную защиту.

Читайте также: