Ступени эволюции интеллекта доклад по психологии

Обновлено: 02.07.2024

Интеллект индивида развивается под влиянием трех факторов:

Какова значимость этих факторов для формирования интеллекта?

Зародыши разных животных на первых порах очень похожи на своих эволюционных предков. И зародыш человека – не исключение.

Все развитие зародыша следует биогенетическому закону Геккеля – онтогенез повторяет филогенез. Так что вы, дорогой читатель, сначала имели жабры, потом хвостик. Потом все это у вас отпало, и быстрыми темпами стал расти мозг.

Наконец, зародыш становится более или менее похож на человека и рождается. Но среди всех детенышей животных ребенок – это самое не приспособленное к жизни существо. У бабуинов детеныш взрослеет к 3–4 годам. У человека этот процесс происходит значительно медленнее. Даже у примитивных племен ребенок до 6 лет не способен к самостоятельному существованию. А у цивилизованных народов этот процесс затягивается до 14–16 лет.

Число врожденных поведенческих реакций – рефлексов – у новорожденного очень мало. Но даже врожденные рефлексы быстро развиваются в сложные структуры поведения. Казалось бы, самым важным, а потому жестко заданным, должен быть сосательный рефлекс. Вроде бы так и есть. Детский психиатр Рене Шпитц установил, что младенцы должны сосать определенное время. Если молоко из бутылочки легко высасывается, то младенец должен пососать какой-либо другой предмет. Налицо жесткое следование рефлексу.

Но постепенно рефлекторное поведение начинает учитывать предыдущий опыт. Жан Пиаже установил, что новорожденный начинает сосать любой предмет, который попадет в рот, а спустя 20 дней младенец уже активно сосет только молоко, а все прочее выплевывает. А в опытах Джерома Брунера новорожденные в возрасте от 5 до 6 недель учились управлять показом изображений на экране путем интенсивного сосания бутылочки.

Это означает, что даже генетически заданные поведенческие реакции быстро развиваются в достаточно сложные схемы поведения. С этим мы еще не раз столкнемся. В основе сложного поведения всегда лежит генетически заданная основа, которая затем превращается в очень сложный психический процесс.

Невоспитанные дети не превращаются автоматически в людей, они превращаются в нелюдей.

Важнейшим рефлексом новорожденного является установление контактов со взрослыми. Ребенок нуждается в постоянном уходе со стороны взрослых. Младенцы, не имеющие постоянных контактов, отстают в умственном и психическом развитии и могут даже погибнуть.

Ребенок сразу развивается по трем направлениям. Одно направление – это физическое развитие тела, которое определяется генетическим материалом. Второе – это социальное развитие и усвоение культурных ценностей и приемов поведения. Третье – развитие самосознания и интеллекта.

Взаимодействие этих трех направлений хорошо видно на примере овладения языком. Дети умеют плакать с самого рождения. Очевидно, что способность владеть своим голосом – врожденная. Начиная с месяца, дети могут плакать для того, чтобы привлечь к себе внимание. Тон плача меняется в зависимости от того, в каком состоянии находится ребенок: голоден, сердится или испытывает дискомфорт. К 6 месяцам дети начинают активно улыбаться и лепетать. Но эти действия они делают чаще в присутствии родителей. Появляется социальный фактор развития. Если родители постоянно разговаривают с ребенком, то стадия лепета быстро превращается в стадию ролевой игры. Дети прислушиваются к звукам родителей и лепечут в ответ. А когда родители улыбаются, то и дети улыбаются. Чем больше родители общаются с ребенком, тем быстрее он начинает говорить. В возрасте 1 года дети уже осознанно произносят свои первые слова.

В возрасте полутора лет у детей появляется самосознание, и они начинают узнавать себя в зеркале. В этом возрасте дети уже сами начинают игры с родителями. Словарь используемых слов растет и достигает к 2 годам 200 слов.

В 2 года сочетание трех направлений развития становится особенно ярким. С одной стороны, дети начинают самостоятельно воспринимать лингвистические конструкции языка. Лингвист Ноам Хомский заметил, что основные грамматические конструкции едины у всех народов, а следовательно генетически заданы в мозге. Ребенок легко воспринимает незнакомые предложения и так же легко строит сходные фразы. Словарь и языковые навыки развиваются со стремительной скоростью. Число используемых слов начинает измеряться сотнями. В этот момент дети с легкостью усваивают любой язык. А если в их присутствии говорят на нескольких языках, то они усваивают все эти языки.

Но, с другой стороны, такое легкое овладение языками возможно только при постоянном общении со взрослыми. Важнейшее значение в овладении речью имеет тот факт, насколько родители радуются успехам ребенка и произносят правильно предложения. Если же ребенок делает ошибку – насколько родители внимательны к произношению и выговариванию отдельных букв.

Если в этот момент общение ограничено или родители сюсюкают с ребенком, то овладение речью сильно задерживается. Дети продолжают сюсюкать даже в школе. А исправление ошибок произношения занимает потом долгие годы.

Кроме этого, в 2 года самосознание ребенка приводит к появлению независимости. В речи ребенка появляется упрямство, он начинает шалить, перестает слушаться взрослых. Чем лучше дети владеют языком, тем активнее они отстаивают собственную позицию. Как правило, родители детей этого возраста допускают две ошибки.

Первая ошибка состоит в том, что в конфликтной ситуации родители стараются настоять на своем. Они ломают личность ребенка, и его развитие резко затормаживается. Дети начинают заикаться, делать речевые ошибки, боятся экспериментировать с речевыми оборотами. Впоследствии из этих детей вырастают неуверенные в себе люди, которые не умеют сами управлять своей жизнью. Из таких детей чаще вырастают наркоманы и алкоголики.

Другая ошибка состоит в том, что родители во всем потакают своим детям и балуют их. В этом случае дети быстро перестают уважать родителей, становятся эгоистами, а впоследствии с трудом налаживают отношения со сверстниками и склонны к деструктивному поведению.

Генетическое, социальное и интеллектуальное развитие ребенка тесно переплетаются. Генетическое развитие дает предрасположенность к тому или иному виду деятельности. Если не будет социального взаимодействия, то эта предрасположенность так и останется невостребованной. Но даже удачное сочетание генетической одаренности и педагогической поддержки еще не дает успеха. Необходимо дополнительное развитие самосознания и интеллекта.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

5. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ

5. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ В этой главе рассматриваются особенности развития группы, в том числе и реальной. Я пытался дать ведущему ориентиры для того, чтобы он мог разобраться в истории развития конкретной группы и лучше понять взаимодействие различных факторов

40. Этапы психического развития человека

40. Этапы психического развития человека Развитие ребенка – сложный диалектический процесс. В психологии выделяют следующие периоды развития ребенка и школьника: новорожденный (до 10 дней), младенческий возраст (до 1 года), ранний детский (1–3 года), преддошкольный (3–5 лет),

Глава 2 Основные исторические этапы развития психологии

Глава 2 Основные исторические этапы развития психологии В истории развития психологии как науки можно выделить два основных этапа. На первом этапе (VI в. до н.э. – XIX в. н.э.) психологические знания развивались в рамках таких наук, как философия и естествознание. Как

Теория развития интеллекта

Теория развития интеллекта Когда Пиаже только начинал работать над своей теорией, его подход резко отличался от всего, что ученые и исследователи делали в этом направлении до него.• Вместо того чтобы изучать всех научающихся, он сосредоточил внимание

Этапы развития индивидуальных отношений

Этапы развития индивидуальных отношений Способность к индивидуальным отношениям – есть, по сути, характеристика уровня развития личности человека (в том смысле, в котором этот процесс понимается психософией). Иными словами, человек способен на то или иное качество

Глава 16 Психологический тренинг развития Совладающего Интеллекта

Глава 16 Психологический тренинг развития Совладающего Интеллекта В качестве практического применения концепции Совладающего Интеллекта разработана серия авторских тренингов, направленных на развитие индивидуальных навыков совладающего поведения в повседневной

1. Этапы развития личности

1. Этапы развития личности 1. Раньше я был Равэйаком[17], или существование предшествующих жизней В конце XX в. на Западе получила развитие идея реинкарнации, заимствованная из восточной философии. В течение нескольких десятилетий сторонники этой идеи предлагали своим

Этапы психосексуального развития ребенка

Этапы психосексуального развития ребенка Откуда берутся мальчики и девочки?Это самый трудный вопрос воспитания. Поскольку религия всегда причисляла его к греху, он традиционно замалчивается в семье, смущает и детей, и родителей.Из всех тайн, которые мы старательно

Основные этапы развития поведения и психики; проблема инстинкта, навыка и интеллекта

Основные этапы развития поведения и психики; проблема инстинкта, навыка и интеллекта Под поведением разумеют определенным образом организованную деятельность, осуществляющую связь организма с окружающей средой. В то время как у человека внутренний план сознания

Этапы развития

Этапы развития Для данного исследования мы разделили развитие обмана на три этапа. Естественно, границы между ними размыты. Вот эти три этапа: 1) раннее детство, приблизительно от 2 до 6 лет; 2) латентный период, от 6 до 12 лет; 3) юность, от 12 до 18 лет. При изучении процесса

Этапы развития карьеры

Этапы развития карьеры Этапы карьеры и в особенности скорость продвижения по этим этапам не являются чем-то жестко фиксированным. В профессиональной карьере можно выделить несколько этапов.Первый этап начинается в тот момент, когда вы начинаете искать сферу своей

Уровни развития интеллекта. Часть 1

Уровни развития интеллекта. Часть 1 В этом разделе речь пойдет о том, как определить реальный уровень развития интеллекта.В предыдущей части мы узнали, что тест IQ нам в этом не поможет. Решение выдуманных задач к интеллекту отношения не имеет.Тогда как определить реальный

Уровни развития интеллекта

Уровни развития интеллекта Для измерения уровня интеллекта мы рассмотрим, как происходит его развитие.Индивидуальность человека определяется уникальными понятиями о мире, которые формируются в результате повседневного опыта человека. Сам порядок формирования

Уровни развития интеллекта обыватель

Уровни развития интеллекта обыватель Итак, переходим к следующему уровню развития:

Очень долго существовало два мнения относительно интеллекта. Согласно первому из них, интеллект - черта сугубо наследственная: либо человек рождается умным, либо нет. В соответствии же со второй точкой зрения интеллект связан со скоростью восприятия или реагирования на внешние стимулы.

Еще в 1816 году немецкий астроном Бессель утверждал, что он может определить уровень интеллекта своих сотрудников по скорости их реакции на световую вспышку.

В 1884 году английский ученый Гальтон (родственник Дарвина) предъявлял серию тестов лицам, посещавшим Лондонскую выставку. Гальтон был убежден, что представители определенных семей биологически и интеллектуально выше других людей, а также, что женщины в этом отношении явно уступают мужчинам. На выставке Гальтон предлагал десяти тысячам людей подвергнуться различным измерениям (рост, окружность головы и др.) и испытаниям (разного рода тестам на зрительное различение и мышечную силу). К его большому удивлению, по этим данным выдающиеся деятели науки не отличались от простых смертных. Более того, ему пришлось констатировать, что у женщин многие показатели оказались лучше, чем у мужчин.

Онтогенез (индивидуальное развитие) есть быстрое и краткое повторение филогенеза – является основным биогенетическим законом, сформулированным Э.Геккелем в 1866 г. Онтогенез головного мозга берет свое начало от 1-2 первичных эмбриональных клеток, увеличивающихся в количестве при дроблении и делении, формирующих соответствующий зародышевый лепесток и его дифференцировку. К моменту рождения объем головного мозга плода человека достигает 375 см 3 , к 10 годам жизни - 1300 см 3 . При этом с одной стороны утверждают [М], что сроки генерации нейронов коры больших полушарий составляют примерно 65 дней из всей длительности периода внутриутробного развития (280 дней) и нейрогенез во всех отделах мозга заканчивается почти у всех животных в пренатальном периоде, а с другой – морфофункциональное созревание структур мозга заканчивается к 13 годам, становление дефинитивного типа функционирования мозговых структур следует относить к 16-17-летнему возрасту.

Экстраполируя по объему и весу мозга примерную численность нервных клеток можно предположить, что к моменту рождения численность нервных клеток может составлять 3-30 млрд. Таким образом, у новорожденного ребенка количество нервных клеток больше, чем у взрослого шимпанзе и больше, чем число населения Земли в первой половине ХХ века, но сравнимо в порядковом отношении с прогнозируемой максимальной численностью населения человечества на Земле в ХХI-ХХII вв.

К теории эволюции интеллекта. Из проведенного анализа можно сделать вывод: эволюция численности человечества повторяет эволюцию численности нервных клеток в филогенезе и онтогенезе мозга человека, и как следствие - эволюция человечества, возможно, повторяет некоторые количественные, а соответственно, от них зависящие качественные информационные, функциональные, параметрические, синергетические характеристики филогенеза и онтогенеза головного мозга человека. Мною предлагается термин: НООГЕНЕЗ – это эволюционное морфофункциональное развитие интеллекта.

По аналогии с основным биогенетическим законом выдвигается гипотеза основного закона эволюции человечества, описывающего связь между развитием человечества и эволюцией филогенеза и онтогенеза мозга человека: численность, автономность, ряд синергетически управляемых информационно-интеллектуальных функций, характеризующих человечество на различных этапах эволюции, начиная от его зарождения и кончая развитым состоянием, являются сжатым повторением отдельных черт длительной эволюции, пройденной нервной системой, от простейших форм в древние времена до настоящего мозга человека, и также является длительным повторением ряда характеристик эволюции, которую проходит индивидуальный головной мозг человека от эмбриональных клеток до развитого структурно-функционального состояния.

Иными словами, в эволюции человечества как единой целостной автономной организационно-замкнутой информационно-интеллектуальной биосистемы, проявляются в кратком повторении отдельные черты филогенеза и в длительном повторении некоторые характеристики онтогенеза мозга человека.

Человечество как предел, тупик или этап эволюции интеллекта?

Будет ли возникшее высокоинтеллектуальное существо (человек, например) эволюционировать в другой разумный вид при достижении очередного потенциального этапа эволюции, зависит от того, какими познавательными возможностями он обладает. Если возникший на определенном этапе эволюции разумный вид способен исчерпывающе постичь Вселенную и при ее освоении он не столкнется с угрозой своего полного уничтожения, то интеллект больше не эволюционирует. Нет мотивов (естественного отбора по Ч. Дарвину) для его дальнейшей эволюции. Аналогично тому, как нет на Земле разумных существ, созданных природой на другом, кроме существующего, принципе.

При неудачно выбранном старте, эволюция интеллекта может достичь своего тупика на любом из этапов. Очевидно, что утверждать априори нельзя, является ли прекращение изменчивости высокоразвитого вида, например человека на Земле, тупиком эволюции или же вид (человек) настолько интеллектуально совершенен, что может познать Вселенную и без дальнейшего преображения в новый еще более разумный вид. Но что можно утверждать точно – первый этап эволюции интеллекта в лице человечества достигнут! Его не может уничтожить никакой из видов существ на Земле. Самоуничтожение человечества или его уничтожение с гибелью Земли можно рассматривать как очередное поражение эволюции интеллекта. Первой, на научной памяти человечества, потерпела поражение эволюция динозавров, которые постепенно трансформировались во все более интеллектуальное существо, пока все не погибли при столкновении Земли с огромным астероидом.

С другой стороны, человечество по отношению к дальнейшей эволюции интеллекта, может находиться в таком же отношении, как четыре нуклеотида, к строению ДНК. Или молекула ДНК по отношению к разумным созданиям на Земле. Тогда человечество, являясь базисным элементом эволюции интеллекта во Вселенной, не станет больше изменяться как вид. Ведь не совершенствуются (модифицируются или заменяются) четыре базовые нуклеотиды в ДНК или тип строения ДНК разумных созданий! Следовательно, не исключено, что человечество представляет собой предел (тупик?) эволюции интеллекта на Земле. То есть эволюция разумных существ на Земле в лице человечества получила свое полное завершение!

Пока не видно, где та ДНК для человечества, в которую оно будет включено наподобие базисного нуклеотида? Но не исключено, что этого мы никогда и не увидим, наподобие того, как нуклеотиды, составляющие ДНК, не могут постичь своей роли в структуре ДНК.

Результаты эволюции информационно-интеллектуальных систем.

Иерархия и размерность мозга и человечества. Иерархические структуры организации автономных информационно-интеллектуальных систем мозга человека и всего человечества укладываются в 6-7 иерархий и в 10 размерных порядков.

Количество компонентов в подсистеме. В нейронной организации, соразмерной с 1 см 3 мозга, приблизительно 8х10 3 –8х10 6 нервных клеток. В социуме государства количество компонентов находится приблизительно в диапазоне 10 3 –10 8 человек. Таким образом, число компонентов, объединенных в подсистеме мозга, приблизительно равно или может быть меньше количества компонентов в подсистеме человечества (человек в социуме государства) в 10 1 –10 2 раз.

Количество компонентов, взаимодействующих в цепи. В нейронной организации, соразмерной с 1 мм 3 , по приблизительным расчетам, содержится 1-300 нейронов, размер тела которых равен 3-800 мкм. Часто в фирмах, учреждениях, институтах работает от 10 до 104 человек, что приблизительно равно или в 10 раз меньше количества компонентов, взаимодействующих в цепи в мозге.

Скорость коммуникации. Скорость прохождения импульса по нервным волокнам равна 20 м/сек, 1-10 2 м/сек. Скорость зрительных, звуковых коммуникаций между людьми с помощью и без специальных средств связи находится в диапазоне 3х10 2 – 3х10 8 м/сек (от скорости звука до скорости распространения электромагнитных волн, электротока, света). Таким образом, скорость коммуникаций в мозге ниже скорости коммуникаций между компонентами человечества в 10 2 –10 6 раз.

Расстояние. Удаленность компонентов усложняет коммуникацию. В центральной нервной системе расстояние между компонентами находится в диапазоне от расстояния между нервными клетками и другими возбудительными образованиями (в синапсах) до расстояния от анализирующих до исполнительных органов - от 10-6м до 2 м. В человеческом сообществе расстояние между компонентами находится в диапазоне: от расстояние при межличностном речевом общении между людьми до коммуникаций с использованием специальных средств (телефон, телевиденье, компьютерные сети) на дальние расстояния (до длины экватора Земли) - от 1 м до 4х10 7 м. Отсюда следует, что расстояние, которое может являться условием, усложняющим коммуникацию, между компонентами мозга меньше, чем между компонентами человечества в 10 7 –10 13 раз.

Общая длина коммуникационной сети. Общая длина нервных отростков 4.5х10 6 м. Общая длина всех человеческий коммуникаций не определена, но может достигать порядка 10 14 –10 17 м (количество пользователей специальных средств связи умноженное на максимальную длину связи – длину экватора), что является больше общей длины нервных отростков в 10 8 –10 11 раз.

Сравнительный анализ физиологических возможностей мозга человека и функционального информационного потенциала человечества.

У человечества в целом нет единой структуры для синтетических функций информации. У человечества нет подобной структуры, которая есть у человеческого мозга – нервных отростков аксонов, по которым идут волевые сигналы к действующим эффекторным органам. Феномен волеизъявления на демократических выборах не выдерживает сравнения с ежесекундной мощной аналитико-синтетической деятельностью человеческого мозга. Поэтому человечество и не уповает на коллективный разум, а придумывает механизмы, в соответствии с которыми выбирает для управления определенный, чем-то выдающийся ум.

Очевидно, в функциональной организации компактных систем производства, получения и переработки информации, возможно, целесообразно считать приоритетной модель индивидуального человеческого интеллекта. А в хранении информации преимущество у возможностей человечества в целом (упорядоченный отбор материальных носителей информации, устойчивое развитие без неоправданных революционных разрушений, стабильное накопление информации, защита всемирного культурного наследия).

Человечество – автономная информационно-интеллектуальная биосистема.

При развитии научного направления синергетики (совместного действия), предложенного Г.Хакеном, в физиологии У.Р.Мотураной и Ф.Варелой была доказана организационная замкнутость среди биологических систем для трех частных случаев:

1. Клеточная система: компоненты – молекулы, взаимодействия – химические процессы производства;

2. Иммунная система: компоненты – клоны лимфоцитов, взаимодействия – процессы молекулярной коадаптации между поверхностными детерминантами лимфоцитов;

3. Нервная система: компоненты – нейроны, взаимодействия – состояния относительной активности, распространяемой посредством синаптических соединений.

Кроме того, для формализации автономности было предложено выражение F = f (F), где F – любые процессы, взаимодействия, реорганизации, а f – форма отношений между этими процессами, форма их взаимозависимости. Выражение названо точечно зафиксированной репрезентацией, самореферентным (кругообразным, бесконечно рекурсивным), лежащим в основе механизма автономности.

Для характеристики информационных процессов, взаимодействия, взаимозависимости как для нервной системы человека, так и для человечества можно предложить абстрактную формулу:

Абстрактность формулы подчеркивает отсутствие в ней учета такой качественной малоисследованной и сложноучитываемой характеристики передаваемой информации, как значимость информации, а также зависящих от нее волевых последствий информационных актов (решений, действий) и пр., но наглядно представляет прямо и обратно пропорциональную зависимость F от N, n1 , n2 , n3 , K, V, Q, S, s.

При постулировании гипотезы об автономности человечества, в качестве следствия, требующего развития и доказательного обоснования, следует – человечеству присущи все соответствующие автономности характеристики: человечество является воплощением автономности живого, обладает свойством целостности живых организмов в физическом пространстве, в том числе с производством составных частей, является динамической системой, определяемой собственной организацией. Человечество как организационно закрытая единица целостности (unity), определяется в качестве составной целостности сетью взаимодействий ее составных частей, которые а) посредством взаимных контактов рекурсивно воссоздают сеть тех взаимодействий, которые их же произвели, и б) актуализируют данную сеть как некое единство в пространстве, в котором существуют данные составные части, обособляясь от фона путем установки границ.

Некоторые говорят, мы все рождаемся с ним – или без него. Другие утверждают, что мы приобретаем его по мере развития, особенно в первые определяющие несколько лет жизни, в основном благодаря окружающей среде, влиянию родителей и педагогов. Мы знаем поразительно мало о человеческом разуме по сравнению с тем, чего мы о нем не знаем. Однако основная часть наших знаний была приобретена всего лишь за несколько последних десятилетий, в течение которых получили по-настоящему интенсивное развитие науки, связанные с изучением интеллекта и психики.

Содержание работы

Глава I. Интеллект человека – ступень эволюции живого космоса
1. Зарождение интеллекта на Земле…………………………..4
2. От протогоминид к становлению личности……………….7
3. Мысль не есть форма преобразования энергии?………….8

Глава II. Естественнонаучные данные о мозге, разуме, сознании
1. Человек – феномен природы………………………………13
2. Мозг – материальная основа разума………………………16

Глава III. Что же такое интеллект?
1. Понятие интеллекта………………………………………..19
2. Измерение интеллекта……………………………………..20
3. Многосторонний интеллект……………………………….21
4. Секреты сверхинтеллекта…………………………………26

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

Глава I. Интеллект человека – ступень эволюции живого космоса

1. Зарождение интеллекта на Земле…………………………. .4

2. От протогоминид к становлению личности……………….7

3. Мысль не есть форма преобразования энергии?………….8

Глава II. Естественнонаучные данные о мозге, разуме, сознании

1. Человек – феномен природы………………………………13

2. Мозг – материальная основа разума………… ……………16

Глава III. Что же такое интеллект?

1. Понятие интеллекта……………………………… ………..19

2. Измерение интеллекта……………………………………..20

3. Многосторонний интеллект……………………………….21

4. Секреты сверхинтеллекта………………… ………………26

Некоторые говорят, мы все рождаемся с ним – или без него. Другие утверждают, что мы приобретаем его по мере развития, особенно в первые определяющие несколько лет жизни, в основном благодаря окружающей среде, влиянию родителей и педагогов. Мы знаем поразительно мало о человеческом разуме по сравнению с тем, чего мы о нем не знаем. Однако основная часть наших знаний была приобретена всего лишь за несколько последних десятилетий, в течение которых получили по-настоящему интенсивное развитие науки, связанные с изучением интеллекта и психики.

Чтобы изучить эволюцию и становление человеческого интеллекта необходимо заглянуть в космологию, эволюцию живого космического пространства. Определить, что есть человеческий интеллект для космического интеллекта, каким образом они взаимосвязаны. Попробуем разобраться в этом в самом начале наших исследований.

Интеллект человека – ступень эволюции живого космоса

Зарождение интеллекта на Земле

Эволюционизм утверждает, что появление белково- нуклеиновых форм жизни на планете Земля – явление в космосе уникальное, где существует единственная форма живого вещества – белково-нуклеиновая, возникшая на ней 3,5 – 4 млрд. лет назад.

На Земле развивается эволюция, по существу, по ступеням, о которых писал Дарвин, лишь с некоторым усовершенствованным пониманием ее генетических и информационных механизмов. Преджизнь рассматривается в форме возникновения и трансмутации химических органических соединений в той же концепции естественного отбора, тех же мутаций макромолекулярных конструкций в первичном, в кристаллических структурах. Есть много различных взглядов, учитывающих поглощение солнечной энергии или космических полевых энергетических потоков. Постепенное усложнение приводит к стойким макромолекулярным конструкциям, несущим уже определенную информацию. Появляются первичные белковые цепочки, носители памяти в виде примитивных нуклеиновых соединений, которые затем все усложняются. Далее идет процесс, четко описываемый в рамках современной синтетической теории органической эволюции, включая человека. В конце этого процесса появляется Homo sapiens. Дальше этот человек разумный термодинамически начинает выполнять роль зеленого растения (Подолинский). Это новая негэнтропийная система – человечество – своим трудом обращает потоки энергии или уже накопленные в биосфере энергии для того, чтобы упорядочить вокруг себя среду. Таким образомЗ появляются и предметы, и технология, и знания, и наука.

Homo sapiens был нужен живому веществу космоса (сущность живого космического вещества – этого Абсолютного Ничто, если применить используемый в физике термин, остается неизвестной. Поэтому нужно принять пока неизвестное как действительное и считать его живым, поскольку оно, все-таки, развивается, совершенствуется и обладает рядом других свойств, которые имеют немало общего с нашим интеллектуальным свойством) был нужен для того, чтобы создать свой инструментарий, через который, одухотворяя человека, награждая его свойствами интеллекта, через человечество как через микроскоп или компьютер увидеть сущность белково-нуклеиновых структур в процессе обращения полевых форм космической энергии в материализованные тела и совершенствования самого инструментария интеллекта. Таким образом, это была материализация космической, солнечной энергии. Можно сказать, мы созданы живым космосом для того, чтобы через наши чисто человеческие научные и естественно-испытательские способности выявить те свойства, которые нужны для космического интеллекта.

На Земле возник полигон живого космического потока со своим инструментарием, материализованным с помощью полевых, макромолекулярных структур и человеческого интеллекта. Он используется примерно также, как мы используем компьютерные роботы для изучения свойств, которые в прямом контакте полевого космического интеллекта остаются ему недоступными. Отсюда следует, что человечество в целом – это ступень в динамике неизвестного нам живого космоса.

Полевые компьютеры создают некие интеллектуальные пятна на поверхности Земли, где определенная часть человекообезьян – протогоменид – объединяется с помощью полей. Эти пятна включают сразу много таких человекообезьян. Тут нет личности, а есть единый колоссальный голографический фильм, вбирающий отражения внешнего мира каждого индивида. Объединенные обезьянолюди в таких интеллектуальных пятнах начинают взаимодействовать с окружающей средой, появляются элемент их негэнтропийной деятельности. Появление интеллектуальных пятен делает эту стаю протогоменид еще не человеческими, но уже интеллектуальными организациями.

Адаптация человека и его интеллектуальных пятен на поверхности Земли происходила через перекодировку полевого, голографического континуума в разных пространственно-временных организациях в семантические поля, в язык. Наш язык – есть сугубо земная, конкретная форма адаптации живого вещества, где первичными основами интеллекта являются голографические, более синтетические, без выделенного субъекта пятна.

Без языка нет субъекта. Таким образом, появление личности, субъекта на поверхности Земли вторично. Личность появляется как адаптивная форма выживания и поведения разумных организаций, состоящих из животных, которые превращаются в человека, и значит, появляется ощущение свободы воли, свободы личности. Таким образом, социальное сознание – более глубокая космопланетарная форма интеллекта. В дальнейшем субъекты с выделенными дарованиями, со способностями отдельных, более глубинных интеллектуально-голограических взаимодействий с окружающим живым и косным миром, вероятно, и создают потом личности, формируя у этих личностей гениальные или предрасположенные свойства в области искусства, науки, культуры и поведения.

От протогоминид к становлению личности

Сформировав такой семантический мир, человек взрослеет, проходит юношескую фазу и его отношения с другими людьми сочетают в себе сложнейший мир познания, о котором говорил Фрейд, Юнг, Адо и др. психологи. Формируется социальная психология, которая исторически отслоилась от той психологии, что была присуща первичным интеллектуальным пятнам, где еще не было личности и где формирование некой приоритетности, попытки стать личностью отражали болезненность коллегиального интеллектуального пятна. В социальной психологии происходят очень сложные процессы. Голографические процессы в семантических полях отрицаются. Семантические поля выдвигают личность с ее различными инстинктивными формами выживания и самоутверждения.

Таким образом, можно сказать, что человек в своем личном выражении проходит все стадии того космогонического процесса, который знаменует в целом становление жизни на планете Земля, ее разумных форм.

Мысль не есть форма преобразования энергии?

Выше мы рассмотрели эволюцию интеллекта, цель и направленность этой эволюции. Человеческий интеллект находит свое выражение через идеи, мысли. Что же есть мысль?

Теперь мне хотелось бы коснуться взаимосвязи процесса мышления и существования электромагнитного поля (ЭМП). Суть проблемы составляет информационно-энергетическое взаимодействие в живых структурах. Биоэнергоинформационный обмен суть наиболее общее определение мысли как формы энергии, хотя вполне допустимо существование биополей с отличными от электромагнитного поля компонентами.

Наиболее объективно и наиболее близко к онтологической основе физики процесса мышления подошел Н.И. Кобозев. В основе его взглядов лежит исследование термодинамики процессов мышления и информации и возможности их осуществления с помощью молекулярного вещества мозга. Оказалось, энтропийная система мозга способна выполнять безэнтропийное логическое мышление. Исходя из этого и опираясь на законы термодинамики, можно утверждать, что векторно-броуновские процессы и информационно-мыслительные процессы во многом идентичны. Так вывод информационной энтропии дезорганизует объекты, уничтожая векторность и увеличивая энтропию их поведения, а полностью векторизованный процесс есть процесс с полной обращаемостью; поэтому оба они нереализуемы с помощью любых, самых сложных по организации молекулярных множеств.

Условные рефлексы являются обширным классом реакций. Существует множество принципов их классификации: по модальности условного раздражителя (зрительные, звуковые, обонятельные, кожные и т. д.), по характеру ответной реакции животного (двигательные или секреторные), по ее биологическому смыслу (пищевые, оборонительные, половые), по способу образования (условные рефлексы первого, второго, третьего и высших порядков, имитационные условные рефлексы и др.), по временным характеристикам образуемых условных рефлексов (наличные и следовые); кроме того, имеются условные рефлексы, вырабатываемые на простые раздражители и на различные виды комплексных раздражителей, натуральные – на естественные признаки предметов (например, на запах пищи) и искусственные – на случайные ее признаки (например, бренчание миски), классические, инструментальные и др.

Познакомимся с некоторыми из перечисленных выше видов условных рефлексов; начнем с классических. К ним относятся слюнные условные рефлексы, так детально изученные в лабораториях Павлова, за что их и назвали классическими. Их особенность в том, что они точно воспроизводят эффект, вызываемый безусловным раздражителем. Если пища, используемая в качестве безусловного раздражителя, вызывает обильное выделение слюны, то и условный пищевой рефлекс, образуемый на основе этого подкрепления, тоже будет выражаться в слюнотечении. Раз электрический ток вызывает отдергивание лапы, то таким же будет выработанный с его помощью оборонительный условный рефлекс.

В прошлом умение подражать рассматривали как показатель высокого уровня развития. Однако способность к образованию имитационных условных рефлексов связана не с уровнем развития мозга, а со степенью совершенства анализаторных систем, в первую очередь зрительного анализатора, со стадным образом жизни, с характером семейных отношений. У многих рыб (карасей, трески, сайды, пикши) имитационные рефлексы, пищевые и оборонительные образуются лучше, чем у крыс. У собак они легче поддаются действию внешнего тормоза, чем у павианов; зато у последних на основе подражания возможно угашение условных рефлексов. Особенно хорошо развито подражание у молодых животных. Детеныши макак лапундер способны образовывать на основе подражания пищевые условные рефлексы и длительное время их сохранять, ни разу не получая подкрепления. Можно обнаружить существенные различия лишь в отношении сложности и количества одновременно вырабатываемых имитационных условных рефлексов. Видимо, только у человекообразных обезьян на основе подражания возможны образование цепей условных рефлексов, состоящих из 8–10 движений, переделка положительных реакций в отрицательные, а отрицательных – в положительные, дифференцирование близких раздражителей при одновременном и последовательном их предъявлении.

Чаще всего запечатление вырабатывается быстро, бывает прочным и, если результат импринтинга может использоваться в разные возрастные периоды, сохраняется на всю жизнь. Обычно запечатление осуществляется в раннем детстве и может произойти только в течение специального чувствительного периода, а, если этот период будет упущен, в более поздние сроки оно уже не осуществится. Информация, зафиксированная путем запечатления, может понадобиться немедленно. Птенцам выводковых птиц, например, необходимо срочно запомнить, как выглядят их родители. В этом случае чувствительный период короток. У кряковых уток готовность к импринтингу достигает максимума к 13–16 часам жизни; вот почему мать в день вылупления держит утят в гнезде: малыши, еще не запечатлевшие ее, могли бы легко отстать и потеряться. Чаще запечатленная информация становится необходимой только через несколько месяцев или лет. Еще в детстве животные узнают, как должен выглядеть или пахнуть их будущий супруг или супруга, а юная кукушка должна запомнить, как выглядят яйца в гнездах, где она будет оставлять подкидышей. Половое запечатление не формируется столь стремительно. У собак чувствительный период падает на возраст от 3 до 10 недель. Если щенка до прозрения отобрать от матери и в течение 14 недель держать в полной изоляции от других собак, он в дальнейшем не проявит желания вступить в контакт с сородичами, а его поведение перестанет быть нормальным.

Натуральные условные рефлексы гораздо легче вырабатываются, чем угашаются, а результат запечатления вообще необратим. Впечатляющий эксперимент проведен на зебровой и бенгальской амадинах. Яйца зебровойамадины подкладывали в гнезда бенгальских. Став взрослыми, самцы таких подкидышей полностью игнорировали самок своего вида и пытались ухаживать только за самками бенгальских амадин. Самца можно вернуть в среду сородичей. В этом случае он способен вступить в брак с самкой зебровой амадины и стать счастливым отцом, но это ничего в его жизни не изменит. Если теперь ему предложить на выбор самок обеих видов, его симпатии по-прежнему окажутся на стороне бенгальских амадин.

Вот почему в зоопарках многие ценные животные, выращенные и воспитанные людьми, не дают потомства.

Не следует думать, что импринтинг доступен лишь молодым животным. Материнское запечатление – важное условие сохранения семьи и воспитания детей. Его чувствительный период бывает особенно короток. Если козу не допустить к козленку в течение часа после окота, она его не примет, но достаточно всего 5-минутного контакта, чтобы запечатление произошло. Такие бурные темпы импринтинга необходимы лишь для животных, чьи детеныши сразу после рождения в состоянии следовать за матерью, которые не обзаводятся собственным домом или держатся большими стадами.

Материнское запечатление хорошо развито у оленей, антилоп, верблюдов, коз, баранов. У овцы, не имевшей контакта со своим ягненком в первые сутки после окота, не будет молока. Материнское запечатление позволяет матерям стадных животных не путать своих детей. Когда у нас на Севере наступает ранняя весна, в африканских саваннах происходит массовый отел в стадах антилоп гну. Новорожденные телята – лакомая и легкая добыча для любого хищника. Компания охотящихся львов, леопард или охотник может распугать многотысячное стадо антилоп. В суматохе бегства малышам нетрудно отстать и потеряться. Когда все успокоится, телята с отчаянным мычанием бродят по степи в поисках своих матерей. Если им не везет, отчаявшиеся малыши уже через несколько часов начинают приставать к любой самке, но их попытки всегда безрезультатны. Антилопа, потерявшая своего теленка, не усыновит чужого детеныша и даже не покормит его молоком.

И еще один пример материнского и детского запечатления – чайки. Птенцам, развивающимся медленно, все раннее детство проводящим в гнезде, и их родителям нет необходимости запоминать друг друга. Беспомощные малыши уйти из гнезда не в состоянии, да и посторонние дети не могут оказаться в чужом доме. Другое дело птенцы, живущие в колониях и рано проявляющие активность. Малыши американской грязной чайки уже к 4-м суткам жизни запечатлевают голоса своих родителей. Это позволяет им с 5-х суток отлучаться с гнездового участка или совсем покинуть его. Теперь они уже не боятся потеряться.

Взрослые чайки, обзаведясь потомством, первое время не оченьприглядываются к своим детям. Они отлично помнят, где находится их гнездо, и уверены, что всегда застанут птенцов дома. Однако о возрасте своих детей они имеют достаточно точное представление. Если 5-суточных птенцов одного гнезда заменить птенцами такого же возраста из другой семьи, ни дети, ни родители не заметят подмены. Но 6-суточных малышей заменить только что вылупившимися птенчиками не удается: взрослые чайки их заклюют или просто выбросят вон. Они сразу обнаружат, что это чужие дети, так как их собственные были гораздо старше.

Нет смысла запечатлевать совсем маленьких птенцов. Дети растут и быстро меняются. Если на 5–6-е сутки после появления собственных детей на гнездовой участок грязной чайки забредет какой-нибудь птенец, хозяева по его поведению догадаются, что он чужой. На территории соседей чужак будет чувствовать себя неуверенно, станет приседать при появлении взрослых чаек. Такое поведение выдает пришельца. Держись он иначе, хозяева участка никогда бы и не догадались, что это не их ребенок. Только с 7-х суток родители по внешнему виду и походке начинают узнавать детей.

В ходе изучения импринтинга первоначально сложилось впечатление, что он свойствен лишь высокоразвитым животным, однако существенно уступающим по интеллекту высшим млекопитающим. Это оказалось верным лишь отчасти. Развитие способности к запечатлению действительно требует достаточно высокого уровня развития центральной нервной системы. Однако значение импринтинга не падает и на высшем уровне филогенетической эволюции. Видимо, развитие у детей речи, происходящее чрезвычайно быстро и требующее усвоения огромного количества информации, осуществляется благодаря предуготованному механизму. Для овладения речью существует критический период: первые шесть лет жизни. Если он будет упущен, ребенок никогда не научится говорить.



Достижения робототехники и, особенно, расходы на них* сделали достаточно очевидной мысль, что не только один человек обладает интеллектом, что он есть не только у домашних животных, с поведением которых мы более-менее близко знакомы, но он даже есть у одноклеточных организмов.

Эстету на заметку: *Мысль о том, что ракета стоимостью в миллион долларов бывает промахивается по цели, а сперматозоид, который не стоит вообще ничего, — нет — может шокировать представителей ВПК (с) А.Розов

Получается, интеллект человека можно рассматривать не как нечто эксклюзивное, как считалось ранее, а, скорее, как новое поколение в серии моделей интеллектов из мастерской природы.

Следовательно, чтобы изучать интеллект человека, неплохо бы понять не только его самого, но и весь путь, пройденный природой. Предлагаемая оригинальная эволюционная классификация интеллекта по поколениям (или эволюционным уровням) прояснит вехи этого пути.

Всех, кому интересна тема, прошу пожаловать под кат.

Постановка задачи

Вопрос, который нужно решить при постановке задачи: зачем нам вообще знать, как интеллект человека появился, усложнялся и, наконец, стал таким, как есть?

Самый очевидный ответ: чтобы подсмотрев, как все происходило в мастерской природы, изготовить его подобие — искусственный интеллект (ИИ).

Вообще-то мы весьма положительно воспринимаем ИИ до определенного уровня интеллектуальности: как освободителя человека от рутинной работы. Пусть роботы перебирают картошку, наливают пиво в бутылки, закрывают их крышками, винтят гайки и ведут нас к светлому будущему, наполненному творческим трудом и благостным бездельем.

Когда это происходит с человеком — это трагедия, ему будут сниться убитые люди, он будет мучаться, даже в том случае, если на нем нет никакой вины. И эти мучения в какой-то мере в наших глазах оправдывают произошедшее. Робот-водитель же выберет вариант абсолютно безэмоционально, бездушно взвесив жизни на весах матриц и вычислив минимум ущерба методом скорейшего спуска (ну или другим мат.методом) и это нас пугает.

Давайте признаем, что эмоции для нас важны, без них мы не сможем принять высокоинтеллектуальных роботов в свое сообщество. А откуда взялись эмоции? Мы знаем, что эмоции есть и у животных: домашних — так уж точно. Мы видим, что они радуются, грустят, злятся, завидуют, ревнуют, тоскуют и негодуют — точно также, как мы.

И еще, а зачем нам вообще высокоинтеллектуальные роботы? Для работ в опасных и недоступных для человека местах (Марс — это планета роботов, sic!), для решения задач, труднодоступных человеку из-за биологических ограничений (в первую очередь усталости). Ведь и робота-водителя делают именно потому, что уставший человек, после работы едущий домой — это потенциальный источник аварии.

И, наконец: экономическое хозяйство стало настолько сложным, что управление им начинает превышать любые мыслимые возможности одного человека. А решение через управление группой людей, к сожалению, неаддитивно, то есть если даже предположить, что 2 человека сделают в 2 раза больше работы, то 1000 человек точно не сделают в 1000 больше.

Любая группа людей, что доказано статистически достоверно, больше тратит время на отношения между собой вместо работы. Неоднократно проводимые эксперименты показывали, что увольнение значительной части служащих бюрократической структуры никак не ухудшало ее работу, а бывало даже и улучшало.

Отметим, что мы весьма одобрительно относимся к роботам, которые через интернет принимают от нас заявления в бюрократические инстанции и высылают справки, вызывают нам такси и бронируют места в отелях, полностью заменяя собой целые классы оказания услуг.

В итоге, мы являемся свидетелями процесса появления все более высокоинтеллектуальных роботов. Очевидно, что этот процесс неизбежен и будет продолжаться.

Однако, чтобы возглавить какой-либо процесс, весьма желательно понимать его историю и иметь какой-то прогноз на будущее. Все это делает востребованной теорию эволюции интеллекта, которая до какой-то степени логично объяснит: как интеллект развивался и каким образом он дошел до своей современной вершины в виде интеллекта человека и что будет дальше.

Классификация поколений интеллекта

Как мы можем наблюдать, интеллект человека качественно отличается от интеллекта домашнего животного. Кот не закажет пиццу, не уберет в доме, не выгуляет собаку вовсе не потому, что у него лапки. Это как раз технически преодолимо, можно легко придумать роботизированные интерфейсы под кота.



Давайте предположим, что уровень интеллекта непосредственно связан с индивидуализацией. Это позволит нам ввести 4+1 уровня или поколения интеллектов.

Нулевой индивидуализацией обладает интеллект, полностью состоящий из алгоритмов. Алгоритмы (или другими словами: код программ) неизменны и индивидуальность их носителя (компьютера или животного) будет отличаться только технической исправностью.

Первый уровень индивидуализации живым существам дают рефлексы. Это уже хорошо изученное явление и рефлексы разделяют на условные и безусловные. Первый уровень индивидуализации — это, конечно, безусловные рефлексы. Эволюция живых существ происходит за счет мутаций, обеспечивающих индивидуальную вариабельность. Каждый индивидуум имеет немного различное строение нейронной сети, обеспечивающей выполнение рефлекса, а среда обитания позаботится о том, чтобы неудачные варианты не выжили и не дали потомства со сходным строением сети.

Второй уровень индивидуализации — это рефлексы условные. Принципиальная разница состоит в том, что рефлекс не зафиксирован навсегда, а может изменяться во время жизни одного индивидуума. Таким образом степень индивидуализации значительно расширяется.

Третий уровень индивидуализации — коммуникативный. Главная инновация уровня — это способность к срабатыванию рефлекса через условный информационный сигнал. Индивидуализация еще больше расширяется через объем индивидуально воспринимаемых и генерируемых последовательностей коммуникационных сигналов. Носители интеллекта могут оставить одиночный образ жизни и стать способными образовывать стаи и начать координировать свои действия. Более того, появляется и активно используется возможность межвидового информационного взаимодействия.

И, наконец, четвертый уровень — это абстрактно-логический. Это уровень человека. Коммуникация превращается в речь. Появляется культура как независящая от отдельного индивидуума сумма знаний, но в то же время потенциально доступная каждому. Индивидуализация достигает потенциально бесконечного уровня.

Итоги

Сведем характеристики поколений интеллекта в таблицу для большего удобства понимания

Признаки
Нулевой Только алгоритмы Неизменность поведения для всего вида
I Алгоритмы +
безусловные рефлексы
Поведение немного варьируется в пределах одного вида, но неизменно в течение индивидуальной жизни особи
II Алгоритмы +
условные рефлексы
Поведение варьируется в пределах одного вида и адаптивно изменяется в течение индивидуальной жизни особи
III Алгоритмы +
условные рефлексы +
коммуникация
Способность генерировать и воспринимать условные информационные сигналы, появление межвидового информационного взаимодействия
IV Алгоритмы +
условные рефлексы +
коммуникация +
Речь и культура

Благодарности и приглашения

Автор благодарит профессора Н.В. Хамитова за неоценимую помощь, оказанную в ходе разработки данной теории.

Автор приглашает всех желающих, а в особенности эволюционных биологов поучаствовать в обсуждении, а может, увлекшись, и присоединиться к работе над теорией.

Читайте также: